Хлеб и зрелища
« Хлеб и зрелища » (или хлеб и игры ; от латыни : panem et circenses ) — метонимическая фраза, обозначающая поверхностное умиротворение . Оно приписывается Ювеналу ( «Сатиры» , «Сатира X»), римскому поэту, действовавшему в конце первого и начале второго века нашей эры, и обычно используется в культурном, особенно политическом, контекстах.
В политическом контексте эта фраза означает получение общественного одобрения не за счет превосходства в государственной службе или государственной политике , а путем отвлечения внимания, отвлечения внимания или удовлетворения самых насущных или базовых потребностей населения. [1] предлагая паллиатив : например, еду ( хлеб ) или развлечения ( зрелища ). Первоначально Ювенал использовал его, чтобы осудить «эгоизм» простых людей и их пренебрежение более широкими проблемами. [2] [3] [4] Эта фраза подразумевает размывание или незнание населением гражданского долга как приоритета. [ нужна ссылка ]
Древний Рим
[ редактировать ]Эта фраза происходит из Рима в Сатире X римского поэта-сатирика Ювенала ( ок. 100 г. н.э. ). В контексте латинское слово panem et circenses ( хлеб и зрелища ) определяет единственный оставшийся интерес римского населения, которое больше не заботится о своем историческом праве на политическое участие. [ нужна ссылка ]
[...] давно, поскольку мы никому не продаем голоса, он излил свои заботы; ибо тот, кто когда-то давал / империю, отряды, легионы, все, теперь / сдерживает себя и с большей тревогой желает только двух вещей: / хлеба и зрелищ . [...] | ... Уже давно, с тех пор, как мы никому не продали свои голоса, народ отказался от своих обязанностей; ибо Народ, который когда-то раздавал военное командование, высокие гражданские должности, легионы — все, теперь сдерживает себя и тревожно надеется только на две вещи: хлеб и зрелища. [5] |
— Ювенал, Сатира 10.77–81. |
Здесь Ювенал ссылается на римскую практику предоставления бесплатной пшеницы римским гражданам, а также на дорогостоящие цирковые игры и другие формы развлечений как средство достижения политической власти . Самая ранняя известная Аннона (подарок бесплатного или субсидированного зерна назначенным гражданам) была начата по инициативе аристократического политика Гая Семпрония Гракха в 123 г. до н.э. Аннона оставалась объектом политических разногласий до тех пор , пока не была взята под контроль самодержавных римских императоров .
См. также
[ редактировать ]- Развлекаемся до смерти - книга Нила Постмана, 1985 г.
- Королевская битва - японский фильм 2000 года Кинджи Фукасаку
- О дивный новый мир - научно-фантастический роман-антиутопия Олдоса Хаксли 1932 года.
- «Хлеб и зрелища» ( Звездный путь: Оригинальный сериал ) — эпизод сериала «Звёздный путь» 1968 года.
- Хлеб и розы – слоган
- Колизей – древнеримский амфитеатр, достопримечательность Рима, Италия.
- Cura Annonae – Импорт и распределение зерна в Риме и Константинополе.
- «451 по Фаренгейту» — роман-антиутопия Рэя Брэдбери 1953 года.
- Идиократия - фильм Майка Джаджа, 2006 г.
- Идиот/идиотия (афинская демократия) – Человек с низким интеллектом.
- Instrumentum regni - Эксплуатация религии государством или церковным государством как средство контроля над массами.
- Список латинских фраз
- Панем, место действия серии книг для молодежи «Голодные игры» и ее экранизаций.
- Пролефид — вымышленный язык в романе « Девятнадцать восемьдесят четыре».
- Плебс - основная группа свободных римских граждан
- Театральное государство – ритуальное развлечение как выдающийся элемент политической системы.
- Юминь чжэнце - концепция китайской политологии
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Определение ХЛЕБА И ЦИРКУСОВ» . www.merriam-webster.com . Октябрь 2023 г.
- ^ Литературное и культурное влияние Ювенала (Книга IV: Сатира 10.81)
- ^ «Словарь американского наследия: успокоить или отвлечь» . Яху . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г.
- ^ Словарь Infoplease как умиротворение или отвлечение внимания.
- ^ Полная цитата JP Toner на стр.69. Для нас, в современном мире, досуг вторичен по отношению к работе, но в Древнем Риме досуг был центральным элементом общественной жизни и неотъемлемой частью его истории.
Источники
[ редактировать ]- Поттер, Д. и Д. Мэттингли, Жизнь, смерть и развлечения в Римской империи. Анн-Арбор (1999).
- Рикман Г., Запасы кукурузы в Древнем Риме, Оксфорд (1980).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]