Марс (мифология)
Марс | |
---|---|
Бог войны, хранитель сельского хозяйства и римского народа. | |
Член Dii Consentes | |
Другие имена | Маворс, Маворте (архаичный, поэтический) |
Планета | Марс [ 2 ] |
Символы | копье, щит [ 3 ] |
День | Вторник ( умер Мартис ) |
Фестивали | 27 февраля, 14 марта Эквиррии Скачки 1 марта Dies natalis (день рождения) и праздники салианских жрецов. 17 марта Агония 14 мая умирает Наталис , Храм Марса Непокоренного. 15 октября Октябрь Жертвоприношение коня 19 октября Армилустриум |
Генеалогия | |
Родители | Юпитер и Юнона |
Братья и сестры | Вулкан , Минерва , Геракл , Беллона , Аполлон , Диана , Вакх и др. |
Супруга | Нерио и другие, включая Рею Сильвию (изнасилованную), Венеру , Беллону. |
Дети | Амур , Ромул и Рем |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Арес |
Скандинавский эквивалент | Тир |
Этрусский эквивалент | Марис , Ларан |
В древнеримской и мифологии религии Марс ( лат . Mars , произносится [maːrs] ) [ 4 ] бог войны , а также хранитель сельского хозяйства , сочетание, характерное для раннего Рима . [ 5 ] Он сын Юпитера и Юноны и был выдающимся среди военных богов римской армии . Большинство его фестивалей проводилось в марте, месяце, названном в его честь ( лат. Martius ), и в октябре, месяцах, которые традиционно начинали и заканчивали сезон как военных кампаний, так и сельского хозяйства. [ 6 ]
Под влиянием греческой культуры Марс отождествлялся с греческим богом Аресом . [ 7 ] чьи мифы были переосмыслены в римской литературе и искусстве под именем Марса. Характер и достоинство Марса коренным образом отличаются от характера и достоинства его греческого коллеги, к которому в греческой литературе часто относятся с презрением и отвращением . [ 8 ] Алтарь Марса на Марсовом поле , районе Рима, получившем от него свое название, предполагалось, был освящен Нумой , миролюбивым полулегендарным вторым царем Рима ; в республиканские времена это было в центре внимания избирательной деятельности. Август сместил фокус культа Марса внутрь померия (ритуальной границы Рима) и построил храм Марса Ультора как ключевую религиозную особенность своего нового форума . [ 9 ]
В отличие от Ареса, которого рассматривали прежде всего как разрушительную и дестабилизирующую силу, Марс представлял военную мощь как способ обеспечения мира и был отцом (pater) римского народа. [ 10 ] Рима В мифической генеалогии и основании Марс породил Ромула и Рема в результате изнасилования Реи Сильвии . Его роман с Венерой символически примирил две разные традиции основания Рима; Венера была божественной матерью героя Энея , прославленного как троянский беженец , который «основал» Рим за несколько поколений до того, как Ромул заложил городские стены.
Имя
[ редактировать ]Слово Марс (родительный падеж Мартис ), [ 11 ] который в древнелатинском и поэтическом использовании также появляется как Маворс ( Māvortis ), [ 12 ] родственен Оскану Мамерсу ( Мамертос ). [ 13 ] Самая старая зарегистрированная латинская форма, Mamart-, вероятно, имеет иностранное происхождение . [ 14 ] Было объяснено, что оно происходит от Мариса , имени этрусского бога-ребенка , хотя это не является общепринятым. [ 15 ] Ученые имеют разные взгляды на то, связаны ли эти два бога, и если да, то каким образом. [ 16 ] Латинские прилагательные от имени Марса — martius и Martialis , от которых происходит английское «боевое искусство» (как в «боевых искусствах» или « военном положении ») и личные имена, такие как «Маркус», «Марк» и «Мартин». [ 17 ] [ 18 ]
Марс в конечном итоге может быть тематическим рефлексом протоиндоевропейского бога Перквуноса , изначально имевшего характер громовержца. [ 19 ]
Рождение
[ редактировать ]Как Арес, сын Зевса и Геры , [ 20 ] Марс обычно считается сыном Юпитера и Юноны . В версии Овидия о происхождении Марса он был сыном одной только Юноны. Юпитер узурпировал общепринятую функцию женщины как матери, когда он родил Минерву прямо из своего лба (или разума). Юнона обратилась за советом к богине Флоре , как сделать то же самое. Флора получила волшебный цветок (лат. flos , множественное число flores , слово мужского рода ) и испытала его на телке , которая сразу стала плодовитой. Флора ритуально сорвала цветок большим пальцем, коснулась живота Юноны и оплодотворила ее. Юнона удалилась во Фракию и на берег Мраморного моря для рождения ребенка. [ 21 ]
Овидий рассказывает эту историю в «Фасти» , своем большом поэтическом произведении по римскому календарю . [ 21 ] Это может объяснить, почему Матроналия , праздник, отмечаемый замужними женщинами в честь Юноны как богини деторождения , приходился на первый день месяца Марса, который также отмечается в календарях поздней античности как день рождения Марса. В самом раннем римском календаре март был первым месяцем, и бог рождался вместе с новым годом. [ 22 ] Овидий - единственный источник этой истории. Возможно, он представляет литературный миф собственного изобретения или неизвестную архаичную италийскую традицию; в любом случае, решив включить эту историю, он подчеркивает, что Марс был связан с растительной жизнью и не был отчужден от женского воспитания. [ 23 ]
Супруга
[ редактировать ]Супругой Нерио Марса была или Нериена, «Доблесть». Она представляет жизненную силу (vis) , мощь (potentia) и величие (maiestas) Марса. [ 24 ] Ее имя по происхождению считалось Сабинским и эквивалентно латинскому virtus , «мужественная добродетель» (от vir , «мужчина»). [ 25 ] В начале III века до нашей эры комический драматург Плавт упоминает Марс, приветствующий Нерио, его жену. [ 26 ] Источник из поздней античности сообщает, что Марс и Нериену вместе праздновали на празднике, состоявшемся 23 марта. [ 27 ] В более поздней Римской империи Нериену стали отождествлять с Минервой . [ 28 ]
Нерио, вероятно, происходит как божественное олицетворение силы Марса, поскольку подобные абстракции на латыни, как правило, женского рода . Ее имя появляется вместе с именем Марса в архаической молитве, призывающей к ряду абстрактных качеств, каждое из которых сочетается с именем божества. Влияние греческой мифологии и ее антропоморфных богов , возможно, заставило римских писателей относиться к этим парам как к «бракам». [ 29 ]
Венера и Марс
[ редактировать ]Союз Венеры и Марса привлекал больше поэтов и философов, и эта пара часто была предметом искусства. В греческих мифах измена Ареса и Афродиты была выставлена на посмешище, когда ее муж Гефест (римским эквивалентом которого был Вулкан ) поймал их с поличным с помощью магической ловушки. Венера и Марс изначально не были частью римской традиции, но в 217 г. до н.э. Венера и Марс были представлены как дополнительная пара на лектистернии , публичном банкете, на котором изображения двенадцати главных богов римского государства были представлены на диванах, как если бы они присутствовали и участвовали. [ 30 ]
Сцены Венеры и Марса в римском искусстве часто игнорируют супружескую измену их союза и получают удовольствие от красивой пары, которую сопровождает Амур , или от нескольких любовников (amores) . Некоторые сцены могут подразумевать брак, [ 31 ] и эти отношения романтизировались в погребальном или домашнем искусстве, в котором мужья и жены изображались страстной божественной парой. [ 32 ]
Объединение божеств, олицетворяющих Любовь и Войну, поддавалось аллегории , тем более что влюбленные были родителями Конкордии . [ нужна ссылка ] Философ эпохи Возрождения Марсилио Фичино отмечает, что «только Венера доминирует над Марсом, и он никогда не доминирует над ней». [ 33 ] В древнеримском искусстве и искусстве эпохи Возрождения Марс часто изображается обезоруженным и расслабленным или даже спящим, но внебрачный характер их связи также может предполагать, что этот мир непостоянен. [ 34 ]
Существенная природа
[ редактировать ]Мужественность как разновидность жизненной силы (vis) или добродетели (virtus) является важнейшей характеристикой Марса. [ 35 ] Как хранитель сельского хозяйства, он направляет свою энергию на создание условий, способствующих росту сельскохозяйственных культур, что может включать в себя защиту от враждебных сил природы. [ 36 ]
Жречество братьев Арвал призывало Марс изгнать «ржавчину» (люс) , имеющую двойное значение: пшеничный грибок и красные оксиды , поражающие металл, представляющие угрозу как для железных сельскохозяйственных орудий, так и для оружия. В сохранившемся тексте своего гимна братья Арвал называли Марса Ferus , «диким» или «диким», как дикое животное. [ 37 ]
Потенциал Марса к дикости выражается в его неясных связях с дикими лесами, и он, возможно, даже возник как бог дикой природы, находящийся за пределами границ, установленных людьми, и, следовательно, как сила, которую нужно умилостивить . [ 38 ] В своей книге о сельском хозяйстве Катон призывает Марса Сильвануса для проведения ритуала в сильве , в лесу, невозделываемом месте, которое, если его не удерживать в пределах границ, может угрожать захватить поля, необходимые для выращивания сельскохозяйственных культур. [ 39 ] Характер Марса как бога земледелия может проистекать исключительно из его роли защитника и защитника. [ 40 ] или может быть неотделим от его воинственной природы, [ 41 ] поскольку прыжки его вооруженных жрецов Салии должны были ускорить рост посевов. [ 42 ]
Похоже, что Марс изначально был громовержцем или божеством грозы, что объясняет некоторые его смешанные черты в отношении плодородия. [ 19 ] Позже эту роль в римском пантеоне взяли на себя несколько других богов, таких как Сумман или Юпитер .
Священные животные
[ редактировать ]Дикими животными, наиболее священными для Марса, были дятел и волк, которые, согласно естественным преданиям римлян, всегда обитали в одних и тех же предгорьях и лесах. [ 43 ]
Плутарх отмечает, что дятел (picus) посвящен Марсу, потому что «это смелая и энергичная птица, у которой клюв настолько сильный, что он может опрокидывать дубы, клюя их, пока не достигнет самой внутренней части дерева». [ 44 ] Поскольку клюв пика Марсия содержал в себе силу бога, защищающую от вреда, его использовали как магическое заклинание , предотвращающее укусы пчел и пиявок . [ 45 ] Марсианская птица также охраняла лесную траву ( пеонию ), используемую для лечения пищеварительной или женской репродуктивной системы ; тем, кто хотел собрать урожай, советовали делать это ночью, чтобы дятел не выколол им глаза. [ 46 ] Picus Martius , по-видимому, был отдельным видом, но мнения экспертов расходятся во мнениях: возможно, Picus viridis. [ 47 ] или Dryocopus martius . [ 48 ]
Дятла почитали латинские народы , воздерживавшиеся от поедания его мяса. [ 49 ] Это была одна из самых важных птиц в римских и италийских авгуриях , практике чтения воли богов путем наблюдения за знаками неба. [ 50 ] Мифологический персонаж по имени Пик обладал прорицательными способностями, которые он сохранил, когда превратился в дятла; в одной традиции Пик был сыном Марса. [ 51 ] Родственное умбрийскому слову peiqu также означает «дятел», а италийские пицены , как предполагалось, получили свое название от picus , который служил им животным-поводырем во время ритуальной миграции ( veracrum ), предпринятой как ритуал Марса. [ 52 ] На территории экви , другого италийского народа, на Марсе был оракул великой древности, где пророчества должен был произносить дятел, сидящий на деревянной колонне. [ 53 ]
Связь Марса с волком известна из, возможно, самого известного из римских мифов , истории о том, как волчица (лупа) кормила его маленьких сыновей, когда они были разоблачены по приказу царя Амулия , который боялся их, потому что он узурпировал власть. трон от их деда Нумитора . [ 54 ] Дятел также принес еду близнецам. [ 55 ]
В других местах римского искусства и литературы волк появляется в мужской форме как животное Марса. Группа статуй, стоявшая вдоль Аппиевой дороги, изображала Марс в компании волков. [ 56 ] В битве при Сентинуме в 295 г. до н.э. появление марсианского волка (Martius lupus) было знаком того, что римская победа должна была прийти. [ 57 ]
В Римской Галлии гусь ассоциировался с кельтскими формами Марса , и археологи находили гусей, похороненных рядом с воинами в могилах. Гусь считался воинственным животным, поскольку его легко провоцировать на агрессию. [ 58 ]
Жертвенные животные
[ редактировать ]Древнегреческая и римская религия проводила различие между животными, которые были священными для божества, и животными, которые были предписаны в качестве правильных жертвоприношений богу. Дикие животные могут рассматриваться как уже принадлежащие богу, для которого они были священными, или, по крайней мере, не принадлежащие людям и, следовательно, не принадлежащие им . Поскольку жертвенное мясо ели на банкете после того, как боги получили свою порцию – в основном внутренности ( exta ) – отсюда следует, что приносимые в жертву животные чаще всего, хотя и не всегда, были домашними животными, обычно входившими в рацион римлян. [ 59 ] Боги часто приносили в жертву кастрированных животных мужского пола, а богиням — женщин ; Однако на Марс регулярно поступали неповрежденные самцы. [ 60 ] Марс действительно получал быков под некоторыми из своих культовых титулов, таких как Марс Грабовиус , но обычным приношением был бык, по отдельности, в нескольких количествах или в сочетании с другими животными. [ нужна ссылка ]
Двумя наиболее характерными жертвоприношениями животных, приносимыми Марсу, были suovetaurilia , тройное приношение свиньи (sus) , барана (ovis) и быка (taurus) . [ 61 ] и Октябрьская лошадь , единственное жертвоприношение лошади, которое, как известно, проводилось в Древнем Риме, и редкий случай жертвы, которую римляне считали несъедобной. [ 62 ]
Храмы и топография Рима
[ редактировать ]Самым ранним центром в Риме культивирования Марса как божества был Алтарь Марса ( Ара Мартис) на Марсовом поле («Марсово поле») за пределами священной границы Рима ( помериум ) . Римляне думали, что этот жертвенник установил полулегендарный Нума Помпилий , миролюбивый преемник Ромула. [ 63 ] Согласно римской традиции, Марсово поле было посвящено Марсу их предками и служило пастбищем для лошадей и тренировочной площадкой для молодежи. [ 64 ] Во времена Римской республики (509–27 гг. До н. э.) кампус представлял собой в основном открытое пространство. У алтаря не было построено никакого храма, но с 193 г. до н.э. крытый переход соединял его с Порта Фонтиналис , рядом с офисом и архивами римских цензоров . Новоизбранные цензоры ставили свои курульные кресла у алтаря, а по окончании проведения переписи граждан там коллективно очищали суоветаурилией. [ 65 ] так Считается, что фриз называемого «Алтаря» Домиция Агенобарба изображает перепись населения и может изображать самого Марса, стоящего у алтаря, пока приближается процессия жертв. [ 66 ]
Главный Храм Марса ( Аедес Мартис) в республиканский период также находился за пределами священной границы. [ где? ] и был посвящен аспекту бога-воина. [ 67 ] Он был построен во исполнение обета ( votum ), данного Титом Квинкцием в 388 г. до н.э. во время галльской осады Рима . [ 68 ] День основания ( dies natalis ) отмечался 1 июня. [ 69 ] и о храме свидетельствуют несколько надписей и литературных источников. [ 70 ] Там была выставлена скульптурная группа «Марс и волки». [ 71 ] Солдаты иногда собирались в храме перед тем, как отправиться на войну, и он был отправной точкой для крупного парада римской кавалерии, который проводился ежегодно 15 июля. [ 72 ]
Храм Марса в цирке Фламиния был построен около 133 г. до н. э. на деньги Децима Юния Брута Каллайка из военных трофеев. Здесь располагалась колоссальная статуя Марса и обнаженной Венеры. [ 73 ]
Марсово поле продолжало служить местом проведения конных мероприятий, таких как гонки на колесницах, в имперский период , но при первом императоре Августе оно подверглось масштабной программе обновления города, отмеченной монументальной архитектурой. Алтарь Мира Августа ( Ara Pacis Augustae ) Здесь располагался , а также Обелиск Монтечиторио , импортированный из Египта для формирования указателя ( гномона ) Solarium Augusti , гигантских солнечных часов . Кампус с его общественными садами стал одним из самых привлекательных мест в городе для посещения. [ 74 ]
Август сделал центральным элементом своего нового форума большой храм Марса Ультора, проявления Марса, который он культивировал как мстителя (ультора) за убийство Юлия Цезаря и за военную катастрофу, перенесенную в битве при Каррах . Когда штандарты легионеров, утраченные парфянами, были возвращены, их разместили в новом храме. Дата открытия храма 12 мая была совмещена с гелиакическим положением созвездия Скорпиона , знака войны. [ 75 ] Эту дату продолжали отмечать цирковыми играми даже в середине IV века нашей эры. [ 76 ]
Большая статуя Марса была частью недолговечной Арки Нерона , которая была построена в 62 году нашей эры, но разобрана после Нерона самоубийства и позора ( damnatio memoriae ) . [ 77 ]
Иконография и символ
[ редактировать ]В римском искусстве Марс изображается либо бородатым и зрелым, либо молодым и чисто выбритым. Даже обнаженный или полуобнаженный, он часто носит шлем или копье как символ своей воинственной натуры. Марс был среди божеств, появившихся на самых ранних римских монетах в конце 4-го и начале 3-го века до нашей эры. [ 79 ]
На Алтаре Мира (Ara Pacis) , построенном в последние годы I века до нашей эры, Марс изображен зрелым мужчиной с «красивым классическим » лицом, короткой вьющейся бородой и усами. Его шлем неоаттического типа перьями . с Он носит военный плащ ( палудаментум ) и кирасу , украшенную горгонейоном . Хотя рельеф в этом месте несколько поврежден, он, кажется, держит копье, увенчанное лавром , символизирующее мир, завоеванный военной победой. Статуя Марса I века, найденная на Форуме Нервы (на фото вверху), похожа на нее. В этом облике Марс представлен как достойный предок римского народа. Панель Ара Мира, на которой он появляется, должна была быть обращена к Марсовому полю, напоминая зрителям, что Марс был богом, чей алтарь установил там Нума, то есть богом старейших гражданских и военных учреждений Рима. [ 80 ]
В частности, в произведениях искусства, вдохновленных греческой традицией , Марс может изображаться похожим на Ареса, молодым, безбородым и часто обнаженным. [ 81 ] В эпоху Возрождения считалось, что нагота Марса символизирует отсутствие у него страха перед лицом опасности. [ 82 ]
Копье Марса
[ редактировать ]Копье — это инструмент Марса, точно так же, как Юпитер владеет молнией, Нептун — трезубцем, а Сатурн — косой или серпом. [ 83 ] Реликвия под названием « или фетиш копье Марса». [ 84 ] хранился в святилище в Регии , бывшей резиденции римских королей . [ 85 ] Говорят, что копье двигалось, дрожало или вибрировало при надвигающейся войне или другой опасности для государства, как сообщалось перед убийством Юлия Цезаря . [ 86 ] Когда Марс изображается как миротворец, его копье увито лавром или другой растительностью, как на Ара Пацис или монете Эмилиана . [ 87 ]
Священство
[ редактировать ]Верховным жрецом Марса в римской общественной религии был Фламен Марциалис , который был одним из трех главных священников в коллегии фламенов , состоящей из пятнадцати членов . Марсу также служили Салии , жречество из двенадцати членов патрицианской молодежи, которые одевались как архаичные воины и танцевали в процессии вокруг города в марте. Оба священства простираются до самых ранних периодов римской истории, и рождение патриция . требовалось [ 88 ]
Фестивали и ритуалы
[ редактировать ]Фестивали Марса группируются в его одноименном месяце марте (лат. Martius ), с несколькими праздниками в октябре, начале и конце сезона военных кампаний и сельского хозяйства. На Марсовом поле проходили фестивали со скачками. Некоторые фестивали в марте сохранили черты новогодних праздников, поскольку Марсий изначально был первым месяцем римского календаря . [ 89 ]
- 27 февраля: Эквиррия , включающая скачки на колесницах или лошадях;
- 1 марта: Марс dies natalis («день рождения»), праздник, также посвященный его матери Юноне ; [ 90 ]
- 14 марта: вторая Эквиррия, снова с гонками на колесницах;
- 14 или 15 марта: Мамуралия , новогодний праздник, когда фигуру по имени Мамурий Ветурий (возможно, «старый Марс» старого года) изгоняют;
- 17 марта: Агоналия или Agonium Martiale , малоизвестный тип празднования, проводимый в другое время в честь различных божеств;
- 23 марта: Тубилустриум , очистка развертывающейся армии 23 марта;
- 15 октября: ритуал Октябрьской лошади с гонками на колесницах и единственным известным в Риме жертвоприношением лошади ;
- 19 октября: Армилустриум («очищение оружия»).
Марса также чтили гонками на колесницах в Робигалии и Консуалии , хотя эти фестивали в первую очередь посвящены не ему. Начиная с 217 г. до н.э., Марс входил в число богов, почитаемых на лектистернии , банкете, устраиваемом для божеств, присутствовавших в виде изображений. [ нужна ссылка ]
Римские гимны ( carmina ) сохраняются редко, но к Марсу обращаются дважды. Братья Арвал , или «Братья полей», скандировали гимн Марсу, исполняя свой трехшаговый танец. [ 91 ] Кармен Салиаре пели жрецы Марса Салии, когда они перемещали двенадцать священных щитов ( ancilia ) по всему городу в процессии. [ 92 ] В I веке нашей эры Квинтилиан отмечает, что язык Салийского гимна был настолько архаичен, что его уже не понимали полностью. [ 93 ]
Имя и культовые эпитеты
[ редактировать ]В классической римской религии Марс упоминался под несколькими титулами, и первый римский император Август полностью интегрировал Марс в имперский культ . Латинский историк IV века Аммиан Марцеллин рассматривает Марс как одно из нескольких классических римских божеств, которые оставались «культовой реальностью» до его собственного времени. [ 95 ] Марс, и в частности Марс Ультор, был среди богов, получивших жертвы от Юлиана , единственного императора, отвергшего христианство после обращения I. Константина В 363 году нашей эры, готовясь к осаде Ктесифона , Юлиан принес в жертву Марсу Ультору десять «очень хороших» быков. Десятый бык нарушил ритуальный протокол, попытавшись вырваться на свободу, и когда его убили и осмотрели , он породил дурные предзнаменования среди многих, которые читались в конце правления Юлиана. В лице Аммиана Юлиан поклялся никогда больше не приносить жертвы Марсу — клятва была соблюдена после его смерти месяц спустя. [ 96 ]
Марс Градивус
[ редактировать ]Градивус был одним из богов, перед которым генерал или солдаты могли поклясться в своей доблести в бою. [ 97 ] Его храм за пределами Порта Капена был местом сбора армий. Архаичным жречеством Марса Градивуса были Салии , «прыгающие жрецы», которые ритуально танцевали в доспехах в качестве прелюдии к войне. [ 98 ] Его культовый титул чаще всего означает «Бродяжник» или «Марширующий Бог», от gradus — «шаг, марш». [ 99 ]
Поэт Стаций называет его «самым непримиримым из богов». [ 100 ] но Валерий Максим завершает свою историю , ссылаясь на Марса Градивуса как на «автора и сторонника имени «Роман»»: [ 101 ] Градивуса просят – вместе с Капитолийским Юпитером и Вестой , как хранителем вечного огня Рима – «охранять, сохранять и защищать» Римское государство , мир и принцепса императора Тиберия ). ( в то время [ 102 ]
Источник из поздней античности сообщает, что женой Градива была Нерея , дочь Нерея , и что он страстно любил ее. [ 103 ]
Марс Квирин
[ редактировать ]Марс Квирин был защитником квиритов ( «граждан» или «гражданских лиц»), разделенных на курии (гражданские собрания), чьи клятвы требовались для заключения договора. [ 104 ] В качестве гаранта договоров Марс Квирин, таким образом, является богом мира: «Когда он неистовствует, Марс называется Градивусом , но когда он спокоен, Квирин ». [ 105 ]
Обожествленный Ромул отождествлялся с Марсом Квирином. Однако в триаде Юпитера Капитолийской , Марса и Квирина Марс и Квирин были двумя отдельными божествами, хотя, возможно, и не по происхождению. У каждого из троих был свой фламен (специализированный жрец), но функции Flamen Martialis и Flamen Quirinalis трудно различить. [ 106 ]
Марс Грабовиус
[ редактировать ]Марс упоминается как Грабовиус в «Игувинских табличках» , бронзовых табличках, написанных на умбрийском языке , в которых записаны ритуальные протоколы для проведения публичных церемоний от имени города и сообщества Игувиума . Тот же титул дан Юпитеру и умбрийскому божеству Вофиону. Эту триаду сравнивают с Архаической Триадой, где Вофионус эквивалентен Квирину. [ 107 ] Таблицы I и VI описывают сложный ритуал, проходивший у трёх ворот города. После того, как покровительство две группы по три жертвы было принято, у каждых ворот приносились в жертву . Марс Грабовиус получил трех быков. [ 108 ]
Марс Патер
[ редактировать ]«Отец Марс» или «Марс-Отец» — это форма, в которой бога призывают в земледельческой молитве Катона. [ 109 ] и он появляется под этим титулом в нескольких других литературных текстах и надписях. [ 110 ] Марс Патер входит в число нескольких богов, вызываемых в ритуале преданности , посредством которого полководец жертвовал собой и жизнями врага, чтобы обеспечить римскую победу. [ 111 ]
Отец Марс является постоянным получателем suovetaurilia , приношения в жертву свиньи (sus) , барана (ovis) и быка (taurus) , а часто и одного быка. [ 112 ] К Марсу Патеру иногда добавлялись и другие эпитеты, например, Марс Патер Виктор («Отец Марс Победоносец»), [ 113 ] которому римская армия 1 марта принесла в жертву быка. [ 114 ]
Хотя pater и mater были довольно распространены в качестве почетных знаков божества, [ 115 ] любые особые претензии на Марса как на отца римского народа основаны на мифической генеалогии, которая делает его божественным отцом Ромула и Рема . [ 116 ]
Марс Сильванус
[ редактировать ]В разделе своей книги по сельскому хозяйству, где представлены рецепты и медицинские препараты, Катон описывает вотум по укреплению здоровья крупного рогатого скота:
Сделайте подношение Марсу Сильванусу в лесу (в сильве) в дневное время за каждую голову скота: 3 фунта муки, 4½ фунта бекона, 4½ фунта мяса и 3 пинты вина. Вы можете поместить яства в один сосуд, и вино также в один сосуд. Это подношение может сделать как раб, так и свободный человек. После окончания церемонии сразу же съешьте подношение на месте. Женщина не может принимать участие в этом подношении или видеть, как оно совершается. Если пожелаете, вы можете давать обет каждый год. [ 117 ]
То, что Марс Сильванус представляет собой единое целое, вызывает сомнения. Обращения к божествам часто имеют вид списка, без соединительных слов , и эту фразу, возможно, следует понимать как «Марс и Сильван». [ 118 ] Женщины были явно исключены из некоторых культовых практик Сильвана, но не обязательно из Марса. [ 119 ] Уильям Уорд Фаулер , однако, считал, что дикий бог леса Сильван, возможно, был «эманацией или ответвлением» Марса. [ 120 ]
Марс Мститель
[ редактировать ]Август создал культ «Марса-мстителя», чтобы отметить два события: победу над убийцами Цезаря при Филиппах в 42 г. до н.э. и согласованное возвращение римских боевых штандартов , которые были потеряны парфянами в битве при Каррах в 53 г. до н.э. [ 122 ] Бог изображен в кирасе и шлеме, стоящим в «боевой позе», опираясь на копье, которое он держит в правой руке. В левой руке он держит щит. [ 123 ] Богиня Ультио , божественное олицетворение мести, имела в своем храме алтарь и золотую статую. [ 124 ]
Храм Марса Ультора, построенный во 2 г. до н.э. в центре Форума Августа , предоставил богу новое почетное место. [ 122 ] [ 125 ] В новый храм были перенесены некоторые ритуалы, ранее проводившиеся в рамках культа Капитолийского Юпитера. [ 126 ] который стал отправной точкой для мировых судей , отправлявшихся в военные походы за границу. [ 127 ] Август потребовал, чтобы сенат собирался в храме при обсуждении вопросов войны и мира. [ 128 ] Храм также стал местом, где приносились жертвы для завершения обряда посвящения молодых людей, облачавшихся в тогу вирилис («мужскую тогу») примерно в возрасте 14 лет. [ 129 ]
На различные Имперские праздники Марс Ультор был первым богом, приносившим жертву, за ним следовал Гений императора. [ 130 ] В надписи II века записана клятва предложить Марсу Ультору быка с позолоченными рогами. [ 131 ]
Марс Август
[ редактировать ]Август или Августа добавлялись повсюду, «на памятниках больших и малых». [ 132 ] к имени богов или богинь, включая Марса. Почетное звание отмечает принадлежность божества к императорскому культу . [ 133 ] В Испании многие статуи и посвящения Марсу Августу были представлены членами духовенства или общества, называемого Sodales Augustales . [ 134 ] Эти обеты ( vota ) обычно исполнялись в святилище имперского культа или в храме или на территории ( templum ), посвященной специально Марсу. [ 135 ] Как и в случае с другими божествами, вызываемыми как Август , алтари Марсу Августу могли быть установлены для содействия благополучию ( salus ) императора. [ 136 ] но некоторые надписи предполагают личную преданность. Надпись в Альпах отражает благодарность раба , посвятившего статую Марсу Августу в качестве conservator corporis sui , хранителя своего собственного тела, который, как говорят, дал обет ex iussu numinis ipsius , «по приказу самого нумена ». [ 137 ]
Марс Август появляется в надписях на местах по всей Империи, таких как Hispania Baetica , Saguntum , [ 138 ] и Эмерита ( Лузитания ) в римской Испании; [ 139 ] Лептис Магна (с датой 6–7 н. э.) в современной Ливии ; [ 140 ] и Сармизегетуса в провинции Дакия . [ 141 ]
Провинциальные эпитеты
[ редактировать ]Помимо своих культовых титулов в Риме, Марс появляется в большом количестве надписей в провинциях Римской империи и реже в литературных текстах, отождествляясь с местным божеством посредством эпитета . Марс с большой частотой появляется в Галлии у континентальных кельтов , а также в римской Испании и Британии . В кельтских традициях его часто называют целителем. [ 142 ] Надписи свидетельствуют о том, что способность Марса рассеивать противника на поле боя перешла на борьбу больного человека с болезнью; исцеление выражается в терминах отражения и спасения. [ 143 ]
Кельтский Марс
[ редактировать ]Марс отождествляется с рядом кельтских божеств, некоторые из которых не подтверждены независимо.
- Марс Алатор засвидетельствован в Римской Британии надписью, найденной на алтаре в Саут-Шилдсе . [ 144 ] и позолоченная серебряная вотивная мемориальная доска, которая была частью клада Баркуэя из Хартфордшира . [ 145 ] Алатора интерпретировали по-разному как «Охотник» или «Хранитель». [ 146 ] [ 147 ]
- Марс Альбиорикс появляется в надписи из современного Саблета , в провинции Нарбонская Галлия . [ 148 ] Альбиорикс , вероятно, означает «Король Земли» или «Король Мира», причем первый элемент связан с географическим названием Альбион и средневаллийским elfydd, «мир, земля». [ 149 ] луна Сатурна Альбиорикс . В честь этого эпитета названа [ 150 ]
- Марс Баррекс подтверждается единственной посвятительной надписью, найденной в Карлайле , Англия. [ 151 ] Баррекс или Барресис, вероятно, означает «Высший». [ 147 ] ( галльский barro- , «голова»). [ 152 ]
- Марс Белатукадрус упоминается в пяти надписях. [ 153 ] в районе вала Адриана . [ 154 ] Кельтский бог Белатукадрос в различных вариантах написания независимо засвидетельствован в двадцати дополнительных надписях в северной Англии. [ 155 ]
- Марс Брасиака появляется в единственной вотивной надписи в Бэйквелле , Дербишир . [ 147 ] [ 156 ] Кельтский эпитет может относиться к солоду или пиву, хотя опьянение в греко-римской религии связано с Дионисом. [ 157 ] Упоминание у Плиния [ 158 ] предполагает связь с сельскохозяйственной функцией Марса: галльское слово bracis относится к типу пшеницы; В средневековом латинском словаре говорится, что его использовали для приготовления пива. [ 159 ]
- Марс Камулус встречается в пяти надписях, разбросанных по довольно обширной географической территории. [ 160 ] Кельтский бог Камул появляется независимо в одной вотивной надписи из Рима. [ 161 ]
- Марс Коцидиус встречается в пяти надписях из северной Англии. [ 162 ] Всего известно около двадцати посвящений кельтскому богу Коцидию , в основном сделанных римскими военными и сосредоточенных на северо-западе Камбрии и вдоль Стены Адриана. Однажды его отождествляют с Сильваном. [ 163 ] Он изображен на двух вотивных табличках в виде воина со щитом и копьем. [ 164 ] и на алтаре в роли охотника в сопровождении собаки и оленя. [ 165 ]
- Марс Кондатис встречается в нескольких надписях из Римской Британии. [ а ] Культовое название, вероятно, связано с топонимом Кондате , часто используемым в Галлии для обозначения поселений при слиянии рек. [ 166 ] кельтский бог Кондатис обладает функциями, связанными с водой и исцелением. Считается, что [ 147 ] [ 167 ]
- Марс Коротиакус — это Марс наездник, подтвержденный только вотивом из Мартлшема в Саффолке . [ 168 ] Бронзовая статуэтка изображает его в виде вооруженного кавалериста, едущего на коне, топчущем копытами поверженного врага. [ 169 ]
- Марс Ленус , или чаще Ленус Марс, имел крупный культ исцеления в столице Тревери ( современный Трир ). Среди вотивов есть изображения детей, предлагающих голубей. [ 170 ] Его супруга Анкамна также встречается с кельтским богом Смертриосом .
- Марс Луцеций . Кельтский бог Луцециос , латинизированный как -ius , появляется в девяти надписях в современной Германии и Франции и в одной в Британии, а в трёх — как Левециус . Галльские , и бриттские теонимы вероятно, происходят от протокельтского *louk(k)et- , «яркий, сияющий, сверкающий», отсюда также «молния». [ 171 ] ссылаясь либо на кельтскую банальную метафору битв и гроз (древнеирландский torannchless , «громовой подвиг»), либо на ауру обожествленного героя ( Кухулина луан ) . Имя дано как эпитет Марса. Супруга Марса Луцеция — Неметона , чье имя можно понимать как относящееся либо к «священной привилегии», либо к священной роще ( неметон ) . [ 172 ] и которого также отождествляют с богиней Викторией . На романо-британском месте в Бате посвящение Марсу Луцецию как части этой божественной пары было совершено паломником, пришедшим из континентальных Тревери Галлии Бельгийской в поисках исцеления. [ 173 ]
- Марс Медоций Кампезиум изображен на бронзовой доске в романо-кельтском храме в Камулодуне (современный Колчестер ; см. Марс Камул выше). Посвящение [ 174 ] было сделано между 222 и 235 годами н. э. самопровозглашенным каледонцем , [ 175 ] совместное чествование Марса и Виктории (Победы) [ 176 ] Северуса Александра . кельто-латинское имя Медокий или Медок , Известно [ 177 ] о связи между эпитетом Марса и легендарным ирландским хирургом Миодхаком . и было высказано предположение [ 178 ] Кампесиум может быть ошибкой для Кампестриума , «из Кампестров», божеств, которые наблюдали за плацем. [ 179 ] или «из Compeses» может относиться к местному топониму или этнониму . [ 180 ]
- Марс Мулло упоминается в двух армориканских надписях, относящихся к имперскому культу . [ 181 ] Имя кельтского бога Мулло , которое появляется в нескольких дополнительных надписях, анализировалось по-разному как «мул» и «холм, куча». [ 182 ]
- Марс Нетон или Нето был кельтиберским богом в Аччи (современный Гуадикс ). По словам Макробия , он носил сияющую корону, как бог солнца, потому что страсть действовать доблестно была своего рода жаром. Он может быть связан с ирландцем Нейтом . [ 183 ]
- Марс Ноденс, возможно, связан с ирландским мифологическим персонажем Нуада Аиргетлам . Кельтский бог Ноденс также интерпретировался как эквивалент нескольких других римских богов, включая Меркурия и Нептуна. Это имя могло означать «ловец», следовательно, рыбак или охотник. [ 184 ]
- У Марса Оцелуса был алтарь, освященный младшим армейским офицером в Каервенте , и, возможно, храм. Он может быть местным аналогом Ленуса. [ 185 ]
- Марс Оллудий был изображен на рельефе из Римской Британии без доспехов, в облике Гения, несущего двойной рог изобилия и держащего чашу для возлияния ( патера ) . Оллудий также встречается в Оллиуле в южной Галлии. [ 186 ]
- Марс Ригизамус встречается в двух надписях, самая ранняя, скорее всего, в Аварикуме (современный Бурж , Франция) на территории битуригов . [ 187 ] На месте виллы в Вест -Кокере , Сомерсет, он получил бронзовую мемориальную доску вотум . [ 188 ] Галльский элемент rig- (очень распространенный в конце имен как -rix ), встречающийся в более поздних кельтских языках как rí , родственен латинскому rex , «королю» или, точнее, «правителю». Ригисамус или Ригисамос — «верховный правитель» или «царь царей». [ 189 ]
- Марс Ригонеметис («Царь Священной рощи»). Посвящение Ригонеметису и нумену (духу) Императора, высеченное на камне, было обнаружено в Неттлхеме ( Линкольншир ) в 1961 году. Ригонеметис известен только из этого места, и кажется, что он мог быть богом, принадлежащим к племени Кориелтауви . [ 169 ]
- Марс Сегомо . «Марс Победоносец» появляется среди кельтских секванов . [ 190 ]
- Марс Смертриус . На территории Тревери Анкамна была . супругой Марса Смертриуса [ 191 ]
- Марс Тевтат . Слияние Марса с кельтским богом Тевтатом ( Тутатисом ).
- Марс Тинкс . Форма Марса, вызываемая в римском форте Хаусстедс у Стены Адриана , где его имя связано с двумя богинями, называемыми Алайзиагами . Энн Росс ассоциировала Тинкса со скульптурой, также из форта, на которой изображен бог в окружении богинь и в сопровождении гуся – частого спутника богов войны. [ 169 ]
- Марс Визуциус . Слияние Марса с кельтским богом Визуциусом .
- Марс Вороциус . Кельтский бог-целитель, которого призывали в целебном родниковом святилище в Виши ( Алье ) как целителя глазных недугов. На изображениях бог изображается в виде кельтского воина. [ 169 ]
«Марс Балеарикус»
[ редактировать ]«Марс Балеарский» — это название, используемое в современной науке для небольших бронзовых фигурок воинов с Майорки (одного из Балеарских островов ), которые интерпретируются как представители местного культа Марса. [ 192 ] Эти статуэтки были найдены в талайотских святилищах с многочисленными свидетельствами всесожжения. «Марс» представляет собой худощавого, спортивного обнаженного человека, поднимающего копье и носящего шлем, часто конический; в некоторых примерах гениталии, возможно, полустоячие.
Другие бронзовые изделия на этих стоянках представляют собой головы или рога быков, но кости в слоях пепла указывают на то, что жертвенными жертвами были овцы, козы и свиньи. В одном святилище были найдены бронзовые конские копыта. На другом месте находилась импортированная статуя Имхотепа , легендарного египетского врача . Эти священные территории все еще активно использовались, когда в 123 г. до н.э. началась римская оккупация. Кажется, они были астрономически ориентированы на восход или заход созвездия Центавра . [ 193 ]
В календаре
[ редактировать ]Марс дал свое имя третьему месяцу римского календаря , Мартиусу , от которого происходит английский март . В самом древнем римском календаре Мартий первым месяцем был . Планета Марс была названа в его честь, и в некоторых аллегорических и философских произведениях планета и бог наделены общими характеристиками. [ 194 ] На многих языках вторник назван в честь планеты Марс или бога войны : на латыни martis dies (буквально «День Марса»), в романских языках сохранилось как marte ( португальский ), martes ( испанский ), mardi ( французский ). , martedì ( итальянский ), marti ( румынский ) и dimarts ( каталанский ). На ирландском (гэльском) день — An Mháirt , а на албанском — e Marta . Английское слово «вторник» происходит от древнеанглийского Tiwesdæg и означает «День Тива», причем Tiw — это древнеанглийская форма протогерманского бога войны *Тиваз, или Тир на норвежском языке. [ 195 ]
См. также
[ редактировать ]- Кариоцек , иберийский бог войны, синкретизированный с Марсом.
- Марс , планета
- Нергал , вавилонский бог, связанный с планетой Марс в астральной теологии.
- Планеты в астрологии#Марс
- Тир , скандинавский бог войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ На основе оригинала эпохи Августа , в котором, в свою очередь, использовалась эллинистическая греческая модель IV века до нашей эры. Капитолийские музеи в Риме, Италия. Капитолийские музеи. " Колоссальная статуя Марса Ультора, также известного как Пирр - инв. Scu 58. " Capitolini.information. По состоянию на 8 октября 2016 г.
- ^ Эванс, Джеймс (1998). История и практика древней астрономии . Издательство Оксфордского университета. стр. 296–7. ISBN 978-0-19-509539-5 . Проверено 4 февраля 2008 г.
- ^ Позже представлено в астрономическом и астрологическом символе планеты Марс и мужского пола (♂)
- ^ Глава 3 , Чарльз Э. Беннетт (1907) Латинский язык - исторический очерк его звуков, флексий и синтаксиса . Аллин и Бэкон, Бостон.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: История (Cambridge University Press, 1998), стр. 47–48.
- ^ Джон Шейд , Введение в римскую религию , перевод Джанет Ллойд (Indiana University Press, 2003), стр. 51–52; Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (Routledge, 2001; первоначально опубликовано на французском языке в 1998 году), стр. 79.
- ^ Справочная энциклопедия Larousse Desk , The Book People , Haydock, 1995, стр. 215.
- ^ Курт А. Раафлауб, Война и мир в древнем мире (Блэквелл, 2007), с. 15.
- ^ Пол Рехак и Джон Г. Янгер, Империум и Космос: Август и Северное Марсово поле (University of Wisconsin Press, 2006), стр. 11–12.
- ^ Исидор Севильский называет Mars Romanae gentis auctorem , создателя или основателя римского народа как род ( Etymologiae 5.33.5).
- ^ Классическое латинское склонение имени следующее: именительный и звательный падеж , Марс ; родительный падеж , Мартис ; винительный падеж , Мартем ; дательный падеж , Марти ; абляционная Марте . [1] Архивировано 10 сентября 2017 г. в Wayback Machine.
- ↑ Вергилий, Энеида VIII, 630.
- ^ Мэллори, Япония ; Д.К. Адамс (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Нью-Йорк: Издательство Фицрой Дирборн. стр. 630–631. ISBN 1-884964-98-2 . ; некоторая древняя литература принимает индоевропейскую форму, близкую к * Мартам , и видит связь с индийскими богами ветра, Марутами. «Марута» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 8 июля 2010 г. Однако это затрудняет объяснение появления Маворов и земледельческих культов Марса.
- ^ Мишель де Ваан , Этимологический словарь латыни и других курсивных языков , Brill, 2008, стр. 366.
- ^ Ларисса Бонфанте, Этрусская жизнь и загробная жизнь: Справочник по этрусским исследованиям (Wayne State University Press, 1986), стр. 226.
- ^ Массимо Паллоттино , «Религия в доримской Италии», в «Римской и европейской мифологии» (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 29, 30; Хендрик Вагенворт , «Происхождение Ludi Saeculares », в «Исследованиях римской литературы, культуры и религии» (Brill, 1956), стр. 219 и др .; Джон Ф. Холл III , «Saeculum Novum Августа и его этрусские предшественники», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.16.3 (1986), стр. 2574; Ларисса Бонфанте , Этрусская жизнь и загробная жизнь: Справочник по этрусским исследованиям (Wayne State University Press, 1986), стр. 226.
- ^ «военный» . Словарь американского наследия . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Альберт Доза , Этимологический словарь фамилий и имен Франции , Ларусс, Париж, 1980. с. 420. Новое завершенное издание Мари-Терез Морле .
- ^ Jump up to: а б Йорк, Майкл. Ромул и Рем, Марс и Квирин. Журнал индоевропейских исследований 16:1 и 2 (весна/лето 1988 г.), 153–172.
- ^ Гесиод , Теогония с. 79 в переводе Нормана О. Брауна (Боббс-Меррилл, 1953); 921 в Классической библиотеки Леба нумерации ; Илиада , 5.890–896.
- ^ Jump up to: а б Овидий , Фасти 5.229–260
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 35 и далее, обсуждает эту интерпретацию, чтобы поставить ее под сомнение.
- ^ Кэрол Э. Ньюлендс, Игра со временем: Овидий и Фасти (Cornell University Press, 1995), стр. 105–106.
- ^ Авл Геллий , Чердачные ночи 13.23. Геллий говорит, что слово Нерио или Нериен является сабинским и, как предполагается, является источником имени Нерон , используемого семьей Клавдиев , которые были сабинянами по происхождению. Сами сабиняне, говорит Геллий, считали, что это слово имеет греческое происхождение, от νεῦρα (neura) , латинского nervi , означающего сухожилия и связки конечностей.
- ^ Роберт Э.А. Палмер , Архаическое сообщество римлян (Издательство Кембриджского университета, 1970, 2009), стр. 167.
- ^ Плавт , Трукулент 515.
- ^ Йоханнес Лидус , De mensibus 4,60 (42).
- ^ Порфирион , Комментарий Горация Флакка , к Посланию II.2.209.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Религиозный опыт римского народа (Лондон, 1922), стр. 150–154; Роджер Д. Вудард, Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ (University of Illinois Press, 2006), стр. 113–114; Гэри Форсайт, Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны (Калифорнийский университет Press, 2005), стр. 145. Молитва записана в отрывке о Нерионе у Авла Геллия.
- ^ Роберт Шиллинг, «Венера», в римской и европейской мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 147.
- ^ Джон Р. Кларк, Дома римской Италии, 100 г. до н.э. – 250 г. н.э.: Ритуал, пространство и украшение (Калифорнийский университет Press, 1991), стр. 156–157
- ^ Лаура Салах Насралла, Христианские ответы на римское искусство и архитектуру: Церковь второго века среди пространств Империи (Cambridge University Press, 2010), стр. 284–287.
- ^ Фичино, О любви , речь 5, глава 8, как кратко изложено в статье «Марс», «Классическая традиция» (Harvard University Press, 2010), стр. 564.
- ^ Запись о «Марсе» в «Классической традиции», с. 564.
- ^ Онианс, Истоки европейской мысли о теле, разуме, душе, мире, времени и судьбе (Cambridge University Press, 1951), стр. 470–471. Онианс связывает имя Марса с латинским mas, maris , «мужчина» (стр. 178), как это сделал Исидор Севильский, говоря, что месяц март (Martius) был назван в честь Марса, «потому что в это время все живые существа побуждение к мужественности ( mas , gen. maris ) и к удовольствиям полового акта» (eo tempore cuncta animantia agantur ad marem et ad concumbendi voluptatem) : Этимологии 5.33.5, перевод Стивена А. Барни, Этимологии Исидора Севильского (Издательство Кембриджского университета, 2006), с. 128. В древности vis считалось, что этимологически связано с vita , «жизнь». Варрон ( De lingua latina 5.64, цитирует Луцилия ) отмечает, что vis is vita : « vis заставляет нас делать все».
- ^ О связи аспекта воина Марса с его сельскохозяйственными функциями в отношении трехфункциональной гипотезы Дюмезиля см. Wouter W. Belier, Decayed Gods: Origin and Development of 'idéologie tripartie' Жоржа Дюмезиля (Brill, 1991), стр. 88–91 онлайн. .
- ^ Шиллинг, «Марс», в римской и европейской мифологии , с. 135; Палмер, Архаическое сообщество , стр. 113–114.
- ^ Гэри Форсайт, Критическая история раннего Рима (Калифорнийский университет Press, 2005), с. 127; Фаулер, Религиозный опыт , с. 134.
- ^ Катон , О сельском хозяйстве 141. В досовременных сельскохозяйственных обществах вторжение в лесные массивы или дикая растительность представляли реальную угрозу снабжению продовольствием, поскольку расчистка земель для обработки требовала интенсивного ручного труда с минимальным количеством инструментов и небольшим количеством крупногабаритной техники или вообще без нее. Фаулер говорит о Марсе: «Поскольку он не был локализован ни на ферме, ни в городе, я предпочитаю думать, что он изначально задумывался как Сила, находящаяся за пределами границ, в каждом случае, но именно по этой самой причине его тем более следует умилостивить. поселенцами внутри него» ( «Религиозный опыт» , стр. 142).
- ^ Шиллинг, «Марс», с. 135.
- ^ Бирд и др. , Религии Рима: История , стр. 47–48.
- ^ Форсайт, Критическая история раннего Рима , с. 127
- ^ Плутарх, Римские вопросы 21, цитирует Нигидия Фигула .
- ^ Плутарх , Римские вопросы 21; также назван священным для Марса в его «Жизни Ромула» . Овидий ( Фасти 3.37) называет дятла птицей Марса.
- ^ Плиний , Естественная история 29.29.
- ^ Плиний, Естественная история 27.60. Плиний называет это растение глицисидой по-гречески, латинским paeonia (см. Пион: Название ), также называемым pentorobos .
- ^ А.Х. Краппе, «Пикус, который также является Зевсом», Mnemosyne 9.4 (1941), стр. 241
- ^ Уильям Джеффри Арнотт , Птицы в древнем мире от А до Я (Routledge, 2007), с. 63 онлайн.
- ^ Плутарх , Римские вопросы 21. Афиней перечисляет дятла среди деликатесов на греческих столах ( Deipnosophistae 9.369).
- ^ Плавт , Азинария 259–261; Плиний , Естественная история 10.18. Назван также в таблицах игувинов (6a, 1–7) как умбрийский пейцюй ; Шиллинг, «Римское гадание», в «Римской и европейской мифологии» (University of Chicago Press, 1992), стр. 96–97 и 105, примечание 7.
- ^ Дионисий Галикарнасский 1.31; Питер Ф. Дорси, Культ Сильвана: исследование римской народной религии (Brill, 1992), с. 33.
- ^ Джон Греппин, запись о «дятле», Энциклопедия индоевропейской культуры (Фицрой Дирборн, 1997), стр. 648.
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности I.14.5, как отметила Мэри Эмма Армстронг, Значение определенных цветов в римском ритуале (George Banta Publishing, 1917), стр. 6.
- ↑ Миф о волчице и рождении близнецов, отцом которых был Марс, — это давняя и сложная традиция, объединяющая множество историй об основании Рима. См. Т.П. Уайзман , Ремус: римский миф (Издательство Кембриджского университета, 1995), с. XIII, 73 и далее. и др.
- ^ Плутарх, Жизнь Ромула 4.
- ^ Ливий 22.1.12, цитируется Wiseman, Remus , p. 189, примечание 6, и Армстронг, Значение определенных цветов , с. 6.
- ^ Ливи , Из города, основанного 27 октября.
- ^ Миранда Грин, Животные в кельтской жизни и мифах (Routledge, 1992), с. 126.
- ^ Николь Белайш, «Религиозные действующие лица в повседневной жизни: практики и связанные с ними убеждения», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 283; К. Беннетт Паскаль, «Октябрьская лошадь», Гарвардские исследования классической филологии 85 (1981), стр. 268, 277.
- ^ Как и Нептун, Янус и Гений ; Джон Шейд , «Жертвоприношения богам и предкам», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), с. 264.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: Справочник (Cambridge University Press, 1998), стр. 153.
- ^ К. Беннет Паскаль, «Октябрьская лошадь», Гарвардские исследования классической филологии 85 (1981), стр. 263, 268, 277.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992), стр. 245.
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности 5.13.2
- ^ Ливий 40.45.8, 1.44.1–2.
- ^ Катя Моеде, «Рельефы, общественные и частные», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 170.
- ^ Витрувий 1.7.1; Сервий , примечание к Энеиде 1.292; Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 244.
- ^ Ливий 6.5.7; Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 244.
- ^ Овидий, Фасти 6.191–192 и Фасти Антиаты (Деграсси 463), цитируется Ричардсоном, Новый топографический словарь, стр. 244.
- ^ CIL 6.473, 474 = 30774, 485; ILS 3139, 3144, цитируется Ричардсоном, Новый топографический словарь, стр. 244.
- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 127.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, стр. 127, 164.
- ^ Плиний, Естественная история 36.26; Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 245.
- ^ Пол Рехак, Империум и Космос: Август и Северное Марсово поле (University of Wisconsin Press, 2006), стр. 7–8.
- ^ Рехак, Империум и Космос, с. 145.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (University of California Press, 1990), стр. 122.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 27.
- ^ Роберт Шиллинг, «Марс», в римской и европейской мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 135 онлайн. Фигуру иногда идентифицируют только как воина.
- ^ Джонатан Уильямс, «Религия и римские монеты», в «Спутнике римской религии» , стр. 143.
- ^ Пол Рехак и Джон Г. Янгер, Империум и Космос: Август и Северное Марсово поле (University of Wisconsin Press, 2006), стр. 114.
- ^ Рехак и Младший, Империум и Космос , с. 114.
- ^ Запись о «Марсе», в «Классической традиции » , с. 564, цитируется Себастьяно Эриццо, «О древних медальонах» (1559), с. 120.
- ^ Martianus Capella 5.425, где Марс указан как Градивус, а Нептун - как Портун .
- ^ Варрон , Древности фрг. 254* (Кардауны); Плутарх , Ромул 29.1 (довольно запутанный отчет); Арнобиус , Adversus nationales 6.11.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 88.
- ^ Авл Геллий , Чердачные ночи 4.6.1 ; Кассий Дион 44.17.2 (потому что Цезарь был величайшим понтификом ); Вейт Розенбергер, « Дворяне-республиканцы: контроль над общественными делами », в «Спутнике римской религии», стр. 295.
- ^ Империум и Космос с. 114.
- ^ Кристофер Смит, «Религия архаического Рима», в «Спутнике римской религии» , стр. 39.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 84.
- ^ Отмечен как таковой только в Хронографии 354 года .
- ^ Гимн сохранился в надписи ( CIL 6.2104); Фрэнсис Хиксон Хан, «Совершение священного», в «Спутнике римской религии» , стр. 237.
- ^ Хан, «Исполнение священного», с. 237, цитирует Дионисия Галикарнасского 2.70.1–5.
- ^ Квинтилиан , Institutiones 1.6.40, цитируется Фрэнсис Хиксон Хан в «Исполнении священного», в «Спутнике римской религии» , стр. 236.
- ^ Гильяно Бонфанте и Ларисса Бонфанте , Этрусский язык: Введение (Manchester University Press, 1983, ред. 2002 г.), стр. 26; Дональд Стронг и Дж. М. К. Тойнби, Римское искусство (издательство Йельского университета, 1976, 1988), с. 33; Фред С. Кляйнер, введение в «Историю римского искусства» (Wadsworth, 2007, 2010 «расширенное издание»), стр. хл.
- ^ Р.Л. Райк, Apex Omnium: Религия в Res Gestae Аммиана (Калифорнийский университет Press, 1987), стр. 26.
- ^ Аммиан Марцеллин 24.6.17; Райк, Вершина всего, с. 32.
- ^ Ливий 2.45.
- ^ Ливий, 1.20, Ливий ; Воин, Валери М (1884). История Рима, книги 1–5 . Издательство Хакетт. ISBN 1-60384-381-7 . , с примечанием Валери М. Уорриор, «История Рима, книги 1–5» (Hackett, 2006), с. 31.
- ^ Сравните Градиву . Грамматик второго века Секст Помпей Фест предлагает еще два объяснения. Это имя, говорит он, может также означать вибрацию копья, для чего греки используют слово kradainein ; другие связывают происхождение Градивуса с травой (gramine) , поскольку Травяная Корона — высшая воинская честь; см. Кэрол Ньюлендс, «Игра со временем: Овидий и Фасти» (Cornell University Press, 1995), с. 106. Мавр Сервий Хонорат говорит, что трава была священна для Марса (примечание к Энеиде 12.119).
- ^ Статиус, Фиваида 9.4. См. также 7,6
- ^ Валерий Максим 2.131.1, автор и основатель римского имени .
- ^ Ханс-Фридрих Мюллер, Римская религия в Валериусе Максиме (Routledge, 2002), стр. 88.
- ^ Марсианус Капелла , Брак филологии и Меркурия 1.4.
- ^ Палмер, REA (1970). Архаическая община римлян . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-07702-6 . , с. 167.
- ^ Mars enim cum saevit Gradivus dicitur, cum quietlus est Quirinus : Maurus Servius Honoratus , примечание к Энеиде 1.292, у Персея. В «Энеиде» 6.860 Сервий далее отмечает: «Квирин — это Марс, который правит миром и чей культ поддерживается в гражданском царстве, поскольку Марс войны имеет свой храм за пределами этого царства». См. также Бельер, Decayed Gods , с. 92: «Отождествление двух богов является отражением социального процесса. Люди, которые обрабатывают землю как квириты в мирное время, идентичны людям, которые защищают свою страну как милиты во время войны».
- ^ Палмер, Архаическое сообщество римлян , стр. 165–171. О том, как Ромул стал отождествляться с Марсом Квирином, см. Дюмезилевское резюме «Белье, Разложившиеся боги» , стр. 93–94.
- ↑ Этимологически Квиринус — это *co-uiri-no , «(бог) человеческого сообщества (вири) », а Вофион — это *leudhyo-no , «(бог) народа»: Оливер де Казанове, « Доримская Италия, до и под римлянами», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 49. Также утверждалось, что Вофион соответствует Янусу , поскольку запись в Сексте Помпеи Фесте (204, издание Линдсея) указывает на существование римской триады Юпитера, Марса и Януса, каждая из которых имела Квиринус в качестве титула ; К. Скотт Литтлтон, Новая сравнительная мифология (Калифорнийский университет Press, 1966, 1973), с. 178, со ссылкой на Всеволода Басанова, Les dieux Romains (1942).
- ^ О. де Казанове, «Доримская Италия», стр. 49–50.
- ^ Индоевропейский характер этой молитвы обсуждается Калвертом Уоткинсом , «Некоторые индоевропейские молитвы: Люстрация полей Катоном», в книге « Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики» (Oxford University Press, 1995), стр. 197–213.
- ^ Селия Э. Шульц, «Юнона Соспита и римская незащищенность в социальной войне», в книге «Религия в республиканской Италии » (Cambridge University Press, 2006), стр. 217, особенно примечание 38.
- ↑ Текст этой клятвы см. в «Призыве Деция Муса» .
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: Справочник (Cambridge University Press, 1998), стр. 71 и далее. примеры подношения быка, стр. 153 о суоветаурилии .
- ^ Бирд и др. , «Религии Рима» , стр. 370.
- ^ Мартин Хениг, Религия в Римской Британии (Лондон, 1984, 1995), стр. 27, со ссылкой на военный календарь от Dura-Europos .
- ^ Гэри Форсайт, Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны (Калифорнийский университет Press, 2005), стр. 168.
- ^ Ньюлендс, Игра со временем , с. 104.
- ^ Обет для волов, чтобы они были сильными, так и исполните. Во вторник Силуан в лесу принес обет каждой из голов коров. Фаррис L.III и сало П.39 IIII S и мякоть P.IIII S, вино S.40 III, разрешается смешивать в одном сосуде, а вино разрешается смешивать также в одном сосуде. . Слуге или свободному человеку разрешено совершать это божественное дело. будет Где божественное дело совершено, там оно тотчас же и сгорит. Женщина не должна присутствовать на этом божественном событии или видеть, как оно совершается. Если пожелаете, вы можете давать этот обет каждый год. Катон Старший , «О сельском хозяйстве 83», английский перевод из Классической библиотеки Леба , издание Билла Тэйера в Лакусе Курциусе .
- ^ Роберт Шиллинг, «Сильван», в «Римской и европейской мифологии» (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 146; Питер Ф. Дорси, Культ Сильвана: исследование римской народной религии (Brill, 1992), стр. 8–9, 49.
- ^ Дорси, Культ Сильвана , стр. 9 и 105 и далее.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Римские фестивали периода республики (Лондон, 1908), стр. 55.
- ^ «Статуя Марса Ультора, Балмуилды» . 11 мая 2018 года . Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Диана Э. Э. Кляйнер. Август собирает свой мраморный город (Мультимедийная презентация). Йельский университет.
- ^ Майкл Липка, Римские боги: концептуальный подход (Brill, 2009), стр. 91.
- ^ Кларк, Божественные качества, стр. 23–24.
- ^ Роберт Шиллинг, «Марс», римские и европейские мифологии (University of Chicago Press, 1992, из французского издания 1981 года), стр. 135; Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, «Религии Рима: справочник» (Cambridge University Press, 1998), стр. 80.
- ↑ Например, во времена республики диктатору было предъявлено обвинение в ритуале clavi figendi causa , когда он вбивал гвоздь в стену Капитолийского храма. По словам Кассия Диона (55.10.4, по цит. Липке, Римские боги , стр. 108), при Августе эта обязанность была передана цензору , а ритуал перенесен в храм Марса Ультора.
- ^ Липка, Римские боги , с. 109.
- ^ Гарри Сайдботтом, «Международные отношения», в «Кембриджской истории греческих и римских войн: Рим от поздней республики до поздней империи» (Cambridge University Press, 2007), том. 2, с. 15.
- ^ Кассий Дион 55.10.2; Николь Бельяче, «Религиозные действующие лица в повседневной жизни», в «Спутнике римской религии», с. 279.
- ^ Липка, Римские боги , стр. 111–112.
- ^ CIL VI.1, вып. 2086 (издание Бормана и Хенцена, 1876 г.), в переводе и цитировании Шарлотты Р. Лонг, «Двенадцать богов Греции и Рима» (Brill, 1987), стр. 130–131.
- ^ Кейт Хопкинс, Завоеватели и рабы (Издательство Кембриджского университета, 1978), стр. 230.
- ^ А.Э. Кули, «За пределами Рима и Лациума: римская религия в эпоху Августа», в книге «Религия в республиканской Италии » (Cambridge University Press, 2006), стр. 247; Дункан Фишвик, Имперский культ на Латинском Западе (Brill, 2005), passim .
- ^ Джонатан Эдмондсон, «Культ Марса Августа и римская имперская власть в Августе Эмерите (Лузитании) в третьем веке нашей эры: новое вотивное посвящение», в « Культ империала: политика и власть » («L'Erma» Бретшнайдера, 2007) , с. 562. К ним относятся надпись, которая позже была встроена в стены замка в Синише , Португалия; посвящения в Ипагруме ( Агилар-де-ла-Фронтера , в современной провинции Кордова ) и в Конобарии ( Лас-Кабесас-де-Сан-Хуан в провинции Севилья ) в Бетике; и статуя в Истурги ( CIL II. 2121 = ILS II 2 /7, 56). Магистр ( « Ларов Августа» посвятил Марсу Августу CIL II . 2013 = ILS II 2 /5, 773) в Сингили(а) Барба (Серро-дель-Кастильон, Антекера ).
- ^ Эдмондсон, «Культ Марса Августа », с. 563.
- ^ Эдмондсон, «Культ Марса Августа », с. 562.
- ^ шекелей 3160 ; Рудольф Хенш, «Надписи как источники знаний для религий и культов в римском мире имперских времен», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 182.
- ^ Уильям Ван Андринга, «Религии и интеграция городов в Империи во втором веке нашей эры: создание общего религиозного языка», « Спутник римской религии» , стр. 86.
- ^ Эдмондсон, «Культ Марса Августа », стр. 541–575.
- ^ Иттай Градель, Поклонение императору и римская религия (Oxford University Press, 2002), стр. 238, примечание 11, цитируется Виктор Эренберг и Арнольд Х. М. Джонс, Документы, иллюстрирующие правление Августа и Тиберия (Oxford University Press, 1955), вып. 43.
- ^ Главный жрец трех дакийских провинций открыл алтарь для приветствия во имя благополучия Гордиана III в имперском культовом центре где-то между 238 и 244 годами нашей эры; Эдмондсон, «Культ Марса Августа », с. 562.
- ^ Миранда Грин, Животные в кельтской жизни и мифах (Routledge, 1992), с. 198.
- ^ Тон Деркс, Боги, храмы и ритуальные практики: трансформация религиозных идей и ценностей в Римской Галлии (Amsterdam University Press, 1998), стр. 79.
- ^ RIB 1055, цитируется Бернхардом Майером, Словарем кельтской религии и культуры (Boydell & Brewer, 1997, первоначально опубликовано на немецком языке в 1994 г.), стр. 11.
- ^ RIB 218, цитируется Майером, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 11.
- ^ Филлипс, EJ (1977). Corpus Signorum Римской империи , Великобритания, Том I, Выпуск 1 . Стена Адриана к востоку от Северного Тайна (стр. 66). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-725954-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Росс, Энн (1967). Языческая кельтская Британия . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-902357-03-4 .
- ^ ЦИЛ 12.1300.
- ^ Майер, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 11.
- ^ «Названия планет и спутников и первооткрыватели» . Справочник планетарной номенклатуры . Геологическая служба США Астрогеология. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Майер, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 32.
- ^ Ксавье Деламар, Словарь галльского языка (Éditions Errance, 2003), стр. 68.
- ^ RIB 918, 948, 970, 1784, 2044, цитируется Майером, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 33.
- ^ Миранда Алхаус-Грин, «Галло-британские божества и их святыни», в книге «Спутник римской Британии» (Блэквелл, 2004), с. 215.
- ^ Майер, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 33.
- ^ RIB 278, цитируется Майером, Словарем кельтской религии и культуры , стр. 42–43.
- ^ Эрик Бирли , «Божества Римской Британии», Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II.18.1 (1986), стр. 43, 68; Деламар, статья на bracis , Dictionnaire de la langue gauloise , с. 85. Обсуждая кельтиберийского Марса Нето, Макробий связывает Марса и Либера , римское божество, отождествляемое с Дионисом ( Сатурналии 1.19).
- ^ Плиний Старший , Естественная история 18.62.
- ^ На галатском языке , форме кельтского языка, на котором говорили кельты, поселившиеся в Анатолии , слово эмбректон обозначало своего рода напиток; Деламар, «Словарь» , с. 85.
- ^ ILTG 351; ЦИЛ 13.3980; ЦИЛ 13.8701; ЦИЛ 13.11818; РИВ 2166; Майер, Словарь кельтской религии и культуры , с. 57.
- ^ CIL 6.32574; Майер, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 56–57.
- ^ РИБ 602, 933, 1017, 2015, 2024; Майер, Словарь кельтской религии и культуры , с. 75.
- ^ РИБ 1578.
- ^ РИБ 2007.
- ^ РИБ 986 и 987; Майер, Словарь кельтской религии и культуры , с. 75.
- ^ Майер, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 80.
- ^ Джонс, Барри и Мэттингли, Дэвид (1990). Атлас Римской Британии (стр. 275). Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN 1-84217-067-8 .
- ^ РИБ 213; Майер, Словарь кельтской религии и культуры , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д Миранда Дж. Грин. «Словарь кельтских мифов и легенд» (стр. 142), Thames and Hudson Ltd., 1997 г.
- ^ Грин, Животные в кельтской жизни и мифах , с. 216.
- ^ Ксавье Деламар, Словарь галльского языка (Éditions Errance, 2003), 2-е издание, стр. 200.
- ^ Галльский неметон изначально представлял собой священную рощу или пространство, предназначенное для религиозных целей, а затем здание: Бернхард Майер , Словарь кельтской религии и культуры (Boydell Press, 1997, 2000, первоначально опубликовано в 1994 году на немецком языке), стр. 207.
- ^ Хельмут Биркхам, запись о «Луцеции» в «Кельтская культура: историческая энциклопедия » под редакцией Джона Коха (ABC-Clio, 2006), стр. 1192.
- ^ RIB 191: DEO MARTI MEDOCIO CAMPESIVM ET VICTORIE ALEXANDRI PII FELICIS AVGVSTI NOSI DONVM LOSSIO VEDA DE SVO POSVIT NEPOS VEOGENI CALEDO («Богу полей сражений Марсу Медокию и победе [императора Цезаря Марка Аврелия Севера] Александра Пия Феликса) Август, Лоссий Веда, внук Вепогена Каледоса, разместил [это] подношение из своих [средств]»).
- ^ Мартин Хениг, Религия в римской Британии (Тейлор и Фрэнсис, 1984, 2005), стр. 61.
- ^ Дункан Фишвик, «Имперский культ в Британии», Феникс 15.4 (1961), стр. 219.
- ^ Святой Медок записан в начале 16 века как эпоним Святого Мадоэса в Гаури ; Молли Миллер, «Матрилинейность по договору: пиктское основание-легенда», в Ирландии в раннесредневековой Европе (Cambridge University Press, 1982), стр. 159.
- ^ Фишвик, «Имперский культ в Британии», стр. 219.
- ^ Джон Фергюсон, Религии Римской империи (Cornell University Press, 1970, 1985), стр. 212.
- ^ Возможно, связано с Кампези Феллс в Стерлингшире ; Фишвик, «Имперский культ в Британии», с. 219.
- ^ CIL 13.3148 и 3149 в Ренне ; Язычество и христианство, 100–425 гг. Н. Э.: Справочник под редакцией Рамзи МакМаллена и Юджина Н. Лейна (Аугсбургская крепость, 1992), стр. 76–77.
- ^ CIL 13.3096 ( Краон ), CIL 13.3101 и 3102, в Нанте , ILTG 343–345 (Allones); Майер, Словарь кельтской религии и культуры , с. 200.
- ^ Макробий, Сатурналии 1.19; Дэвид Рэнкин, Кельты и классический мир (Routledge, 1987), с. 260.
- ^ Майер, Словарь кельтской религии и культуры , стр. 209.
- ^ Джон Вахер, Города римской Британии (Калифорнийский университет Press, 1974), стр. 384.
- ^ Грин, Символ и образ в кельтском религиозном искусстве, с. 115.
- ^ CIL 1190 = шекелей 4581 ; Э. Бирли, «Божества Римской Британии», с. 48.
- ^ Энтони Бирли, Народ римской Британии (Калифорнийский университет Press, 1979), стр. 141.
- ^ Деламар, запись о Rix, Словарь галльского языка , стр. 260–261; Грин, Символ и образ в кельтском религиозном искусстве, с. 113.
- ^ Лесли Адкинс и Рой А. Адкинс, Справочник по жизни в Древнем Риме (факты в архиве, 1994, 2004), стр. 297.
- ^ Миранда Грин, Кельтские мифы (Техасский университет Press, 1993, 1998), с. 42.
- ^ Г. Лломпарт, «Марс Балеарикус», Бюллетень Семинара исследований в области искусства и археологии 26 (1960) 101–128; «Бронзовые статуэтки с Майорки: Марс Балеарикус» в книге « Бронза и римская религия: материалы 57 и след.
- ^ Хауме Гарсиа Росселло, Джоан Форнес Бискерра и Майкл Хоскин, «Ориентация талайотских святилищ Майорки», Журнал истории астрономии, Приложение к археоастрономии 31 (2000), стр. 58–64 (особенно примечание 10) pdf.
- ^ «Марс», Классическая традиция , с. 565.
- ^ Интернет-словарь этимологии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фаулер, Уильям Уорд (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 760–761.
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Марса)
- Марс (мифология)
- Божества в «Энеиде»
- Римские боги
- Боги войны
- Мифологические насильники
- Божества-покровители
- Сельскохозяйственные боги
- Боги-животные
- Волчица (римская мифология)
- Марсианские божества
- Планетарные боги
- Метаморфозы персонажей
- умбрийцы
- Боги согласны
- Медвежьи божества
- Лошадиные божества
- Божества крупного рогатого скота
- Сабинские боги