В конце концов

Ультио («Месть») — древнеримская богиня , чей культ был связан с Марсом . Алтарь и золотая статуя Ультио были установлены в храме Марса Ультора , посвященном Августом во 2 г. до н. э. как центр культивирования Марса-Мстителя . [ 1 ]
Как культурная ценность, ultio, воплощенное в божестве, было проблематичным, и было трудно провести грань между праведной местью и простой местью . ultio , осуществляемое императорами, должно было быть сбалансировано добродетелью клементии , терпимости или милосердия. [ 2 ] Август чтил Марса Ультора и Ультио в роли мстителя за убийство Юлия Цезаря , приемным наследником которого он был, но культ и храм он основал только 40 лет спустя, чтобы отметить возвращение римских военных штандартов, захваченных парфянами. в катастрофической битве при Каррах в 53 г. до н.э. «Отмщение» за эту военную катастрофу, достигнутое посредством дипломатии, а не решающей битвы, смягчило потенциальные разногласия, вызванные празднованием поражения соотечественников-римлян. [ 3 ] Тиберий отменил планы строительства алтаря Ультио в ознаменование успешного судебного преследования по делу о смерти Германика . По словам Тацита , Тиберий считал, что триумфальные памятники должны быть предназначены для поражения иностранных врагов. [ 4 ]
Калигула , однако, вернулся к более архаичной концепции ultio как личной мести. Храм Марса Ультора стал театром для драматизации актов мести: в храме было объявлено о капитуляции Админия , сына Кунобелина , а мечи, которые, по утверждениям императора, должны были быть использованы в заговоре против него, были посвящены Марсу Ультору. Акцент на его личной власти для достижения ultio подорвал более осторожный прецедент, созданный двумя его предшественниками, и способствовал падению его режима. [ 5 ] Сенека , советник преемника Калигулы Нерона , предупреждал, что эффективное ultio требует самоконтроля или умеренности: оно должно привести к полезному примеру, а не осуществляться под влиянием эмоций. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анна Кларк , Божественные качества: культ и сообщество в республиканском Риме (Oxford University Press, 2007), стр. 23–24.
- ^ Алессандро Барчези, «Боевые искусства. Марс Ультор на Августовском форуме: вербальный памятник с местью», в « Овидия Фасти : исторические чтения в его двухтысячелетии» (Oxford University Press, 2002), стр. 15–16.
- ^ Кларк, Божественные качества, стр. 23–34; Чарльз Брайан Роуз, «Парфяне в Риме Августа», Американский журнал археологии 109.1 (2005), стр. 46.
- ^ Кларк, Божественные качества, с. 268.
- ^ Мелисса Барден Даулинг, Милосердие и жестокость в римском мире (University of Michigan Press, 2006), с. 190.
- ^ Сенека, De clementia 1.20.1, как отметил К.М. Коулман, «Роковые шарады: римские казни, поставленные как мифологические постановления», Journal of Roman Studies 80 (1990), стр. 49.