Пантеон
Пантеон | |
---|---|
Пантеон | |
![]() | |
Прежние имена | Церковь Сент-Женевьева |
Общая информация | |
Тип | Мавзолей |
Архитектурный стиль | Неоклассицизм |
Расположение | Площадь Пантеона Париж , Франция |
Координаты | 48 ° 50'46 "с.ш. 2 ° 20'45" в.д. / 48,84611 ° с.ш. 2,34583 ° в.д. |
Строительство началось | 1758 |
Завершенный | 1790 |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Жак-Жермен Суффло Жан-Батист Ронделе |
Веб-сайт | |
https://www.paris-pantheon.fr/en/ | |
Назначен | 1920 |
Справочный номер. | PA00088420 |
Пантеон ( Французский: [pɑ̃.te.ɔ̃] , от классического греческого слова πάνθειον , пантеон , «[храм] всем богам») [ 1 ] — памятник в 5-м округе Парижа , Франция. Он стоит в Латинском квартале (Quartier latin), на вершине горы Сент-Женевьев , в центре площади Пантеона , названной в его честь. Здание было построено между 1758 и 1790 годами по проекту Жака-Жермена Суффло по повелению короля Франции Людовика XV ; король задумал это как церковь, посвященную святой Женевьеве , покровительнице Парижа, чьи мощи должны были быть размещены в церкви. Ни Суффло, ни Людовик XV не дожили до завершения строительства церкви.
К тому времени, когда строительство было завершено, Французская революция началась ; Национальное Учредительное собрание проголосовало в 1791 году за преобразование церкви Святой Женевьевы в мавзолей для останков выдающихся французских граждан по образцу Пантеона в Риме , который использовался таким образом с 17 века. Первым пантеонисом был Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо , хотя его останки были вынесены из здания несколько лет спустя. Пантеон дважды возвращался для церковного использования в течение XIX века (хотя останки Суффло были перенесены внутрь него в 1829 году), пока Третья французская республика наконец не издала указ об исключительном использовании здания в качестве мавзолея в 1881 году. Размещение памятника Виктора Гюго останки в склепе в 1885 году были его первым захоронением за более чем 50 лет.
Последовательные изменения назначения Пантеона привели к модификации скульптур фронтона и закрытию купола крестом или флагом; некоторые из первоначально существовавших окон были замурованы каменной кладкой, чтобы придать интерьеру более мрачную и траурную атмосферу. [ 2 ] что несколько поставило под угрозу первоначальную попытку Суффло объединить легкость и яркость готического собора с классическими принципами. [ 3 ] Архитектура Пантеона является ранним примером неоклассицизма , увенчанного куполом , отчасти обязан своим характером Браманте Темпиетто который .
В 1851 году Леон Фуко провел демонстрацию суточного движения в Пантеоне, подвесив к потолку маятник, копия которого видна до сих пор . По состоянию на декабрь 2021 года останки 81 человека (75 мужчин и шести женщин) были перенесены в Пантеон. [ 4 ] Более половины всех пантеонизаций были созданы во время Первой правления Наполеона во времена Империи .
История
[ редактировать ]Сайт и более ранние постройки
[ редактировать ]Место Пантеона имело большое значение в истории Парижа и было занято рядом памятников. форум римского города Лютеция Это было на горе Лукотиций, высоте на левом берегу, где располагался . Это также было первоначальное место захоронения Святой Женевьевы , которая возглавила сопротивление гуннам, когда они угрожали Парижу в 451 году. В 508 году Хлодвиг , король франков, построил здесь церковь, где он и его жена позже были похоронены в 511 и 545 гг. Церковь, первоначально посвященная Святым Петру и Павлу, была вновь посвящена Святой Женевьеве, которая стала покровительницей Парижа. Он находился в центре аббатства Святой Женевьевы , центра религиозной науки в средние века. Ее мощи хранились в церкви, а когда городу угрожали опасности, их выносили на торжественные шествия. [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]-
Первоначальный план Суффло церкви Святой Женевьевы (1756 г.)
-
Окончательный план Суффло: главный фасад (1777 г.)
-
План Суффло: три купола, один внутри другого.
-
Взгляд вверх на первый и второй купола.
-
Железные стержни использовались для придания большей прочности и устойчивости каменной конструкции (1758–90).
В 1744 году король Людовик XV поклялся, что, если он выздоровеет от болезни, он заменит полуразрушенную церковь аббатства Святой Женевьевы более величественным зданием, достойным покровителя Парижа. Он действительно выздоровел, но прошло десять лет, прежде чем началась реконструкция и расширение церкви. В 1755 году директор королевских общественных работ Абель-Франсуа Пуассон, маркиз де Мариньи , выбрал Жака-Жермена Суффло для проектирования церкви. Суффло (1713–1780) изучал классическую архитектуру в Риме в 1731–38 годах. Большая часть его ранних работ была сделана в Лионе. Святая Женевьева стала делом его жизни; оно было закончено только после его смерти. [ 6 ]
Его первый проект был завершен в 1755 году, и на него явно повлияли работы Браманте, которого он изучал в Италии. Он имел форму греческого креста с четырьмя нефами одинаковой длины и монументальным куполом над перекрестком в центре, а также классическим портиком с коринфскими колоннами и перистилем с треугольным фронтоном на главном фасаде. [ 7 ] В последующие годы проект менялся пять раз с добавлением притвора , хора и двух башен. Проект не был завершен до 1777 года. [ 8 ]
Фундамент был заложен в 1758 году, но из-за экономических проблем работы продвигались медленно. В 1780 году Суффло умер, и его заменил его ученик Жан-Батист Ронделе . Реконструированное аббатство Святой Женевьевы было окончательно завершено в 1790 году, вскоре после начала Французской революции .
Здание имеет длину 110 метров, ширину 84 метра и высоту 83 метра, такого же размера находится склеп под ним. Потолок поддерживался отдельными колоннами, которые поддерживали ряд цилиндрических сводов и поперечных арок . Массивный купол поддерживался подвесками, опиравшимися на четыре массивных столба. Критики плана утверждали, что колонны не могли поддерживать такой большой купол. Суффло укрепил каменную конструкцию системой железных стержней, предшественником современных армированных зданий. К 21 веку решетки пришли в негодность, и в период с 2010 по 2020 год был реализован крупный проект по их замене. [ 9 ]
На самом деле купол представляет собой три купола, входящих друг в друга. Первый, нижний купол, имеет кессонный потолок с розетками и открыт в центре. Просматривая этот купол, виден второй купол, украшенный фреской «Апофеоз святой Женевьевы» Антуана Гро . Самый внешний купол, видимый снаружи, построен из камня, скрепленного железными скобами и покрытого свинцовой обшивкой, а не из плотницких конструкций, как это было обычной французской практикой того периода. Скрытые контрфорсы внутри стен придают куполу дополнительную поддержку. [ 10 ]
Революция – «Храм нации»
[ редактировать ]-
Могила Жан-Жака Руссо
-
Пантеон в 1795 году. Фасадные окна заложили кирпичами, чтобы сделать интерьер темнее и торжественнее.
-
Могила и статуя Вольтера
-
Перенос праха Вольтера в Пантеон (1791 г.)
церковь Святой Женевьевы была почти готова, осталась незавершенной только внутренняя отделка. Когда в 1789 году началась Французская революция, В 1790 году маркиз де Вилетт предложил сделать ее храмом свободы по образцу Пантеона в Риме. . «Давайте установим статуи наших великих людей и похороним их прах в подземных уголках». [ 11 ] Идея была официально принята в апреле 1791 года, после смерти видного революционного деятеля, графа де Мирабо , председателя Национального Учредительного собрания 2 апреля 1791 года. 4 апреля 1791 года Ассамблея постановила, «что это религиозное Церковь станет храмом нации, чтобы могила великого человека стала алтарем свободы». Также утвердили новую надпись над входом: «Благодарный народ чтит своих великих людей». В тот же день, когда декларация была утверждена, в церкви состоялись отпевание Мирабо. [ 11 ]
Прах Вольтера был помещен в Пантеон на пышной церемонии 11 июля 1791 года, после чего были помещены останки нескольких революционеров, в том числе Жан-Поля Марата , заменившего Мирабо, и философа Жан-Жака Руссо . В ходе быстрой смены власти в революционный период двое из первых людей, удостоенных Пантеона, Мирабо и Марат, были объявлены врагами Революции, а их останки были вывезены. Наконец, новое правительство Французского Конвента постановило в феврале 1795 года, что в Пантеон не следует помещать никого, кто не умер по крайней мере десять лет назад. [ 12 ]
Вскоре после того, как церковь была преобразована в мавзолей, Ассамблея одобрила архитектурные изменения, чтобы сделать интерьер более мрачным и торжественным. Архитектор Катрмер де Квинси заложил кирпичом нижние окна, матировал стекла верхних окон, чтобы уменьшить свет, а также удалил большую часть орнамента с внешней стороны. С фасада убрали архитектурные фонари и колокола. Все религиозные фризы и статуи были разрушены в 1791 году; его заменили скульптуры и фрески на патриотические темы. [ 12 ]
Из храма в церковь и обратно в храм (1806–1830 гг.)
[ редактировать ]
Наполеон Бонапарт , став Первым консулом в 1801 году, подписал Конкордат с Папой, соглашаясь восстановить бывшую церковную собственность, включая Пантеон. Пантеон находился под юрисдикцией каноников собора Парижской Богоматери . празднования важных событий, таких как победа Наполеона в Аустерлицкой битве Здесь проводились . Однако крипта церкви сохранила свою официальную функцию места упокоения знатных французов. Новый вход непосредственно в склеп был открыт через восточное крыльцо (1809–1811 гг.). Художнику Антуану-Жану Гро было поручено украсить интерьер купола. Он объединил светские и религиозные аспекты церкви; на нем было показано, как ангелы ведут Женевьеву на небеса в присутствии великих лидеров Франции, от Хлодвига I и Карла Великого до Наполеона и императрицы Жозефины .
Во времена правления Наполеона в склепе поместили останки сорока одного прославленного француза. В основном это были военные офицеры, сенаторы и другие высокопоставленные чиновники Империи, но в их число входили также исследователь Луи-Антуан де Бугенвиль и художник Жозеф-Мари Вьен , учитель официального художника Наполеона Жака-Луи Давида . [ 13 ]

Во время Реставрации Бурбонов , последовавшей за падением Наполеона, в 1816 году Людовик XVIII из Франции вернул католической церкви весь Пантеон, включая склеп. Наконец церковь была официально освящена в присутствии короля, церемония, которая не была реализована во время революции. Скульптура на фронтоне работы Жана Гийома Муатта под названием « Отечество, венчающая героические и гражданские добродетели», была заменена произведением Давида д’Анжера на религиозную тематику . Реликварий Святой Женевьевы был уничтожен во время революции, но несколько реликвий были найдены и возвращены в церковь (сейчас они находятся в соседней церкви Сент-Этьен-дю-Мон ). В 1822 году Франсуа Жерару было поручено украсить подвески купола новыми работами, изображающими Справедливость, Смерть, Нацию и Славу. Жану-Антуану Гро было поручено переделать его фреску на внутреннем куполе, заменив Наполеона Людовиком XVIII , а также фигуры Людовика XVI и Марии-Антуанетты . Новая версия купола была открыта в 1824 году Карл X. Что касается склепа, где находились гробницы, то он был заперт и закрыт для посетителей. [ 14 ]
При Луи-Филиппе I, Второй республике и Наполеоне III (1830–1871)
[ редактировать ]
Французская революция 1830 года возвела Луи-Филиппа I. на трон Он выразил симпатию к революционным ценностям, и 26 августа 1830 года церковь снова стала Пантеоном. Однако склеп оставался закрытым для публики, и никаких новых останков добавлено не было. Единственное изменение коснулось главного фронтона, на котором появился сияющий крест; Д'Анже снова переделал его в патриотическом произведении под названием « Нация, раздающая короны, подаренные ей свободой, великим людям, гражданским и военным, пока история вписывает их имена».
Луи-Филипп был свергнут в 1848 году и заменен избранным правительством Второй Французской республики , которое ценило революционные темы. Новое правительство назвало Пантеон «Храмом человечества» и предложило украсить его шестьюдесятью новыми фресками, прославляющими прогресс человечества во всех областях. В 1851 году под куполом был повешен маятник Фуко астронома Леона Фуко , чтобы проиллюстрировать вращение Земли. Однако по жалобам Церкви в декабре того же года его сняли.
Луи Наполеон , племянник императора, был избран президентом Франции в декабре 1848 года, а в 1852 году устроил государственный переворот и провозгласил себя императором. Пантеон снова был возвращен церкви под названием «Национальная базилика». В храме были восстановлены оставшиеся мощи святой Женевьевы и добавлены две группы скульптур, посвященных событиям из жизни святой. Склеп оставался закрытым.
Третья республика (1871–1939)
[ редактировать ]-
Святая Женевьева привозит припасы в Париж работы Пюви де Шаванна (1874 г.)
-
Христос показывает ангелу Франции судьбу ее народа , мозаика Антуана Огюста Эрнеста Эбера
-
Национальный съезд Франсуа-Леона Сиккара (1921)
-
Победа во главе армий республики , Эдуард Детайль (1905)
Базилика пострадала от немецкого обстрела во время франко-прусской войны 1870 года . Во время недолгого правления Парижской Коммуны в мае 1871 года он понес больший ущерб во время боев между солдатами Коммуны и французской армией. В первые годы Третьей республики , при консервативном правительстве, он функционировал как церковь, но внутренние стены были в основном голыми. Начиная с 1874 года, интерьер был обновлен новыми фресками и скульптурными группами, связывающими французскую историю и историю церкви, выполненными известными художниками, в том числе Пюви де Шаванном и Александром Кабанелем , а также художником Антуаном-Огюстом-Эрнестом Эбером, который сделал мозаику под свод апсидальной капеллы под названием « Христос, показывающий ангелу Франции судьбу ее народа» . [ 15 ]

В 1881 году был издан указ о превращении церкви Святой Женевьевы вновь в мавзолей. Виктор Гюго был первым, кого впоследствии поместили в склеп. Последующие правительства одобрили въезд литературных деятелей, в том числе писателя Эмиля Золя (1908 г.), а после Первой мировой войны - лидеров французского социалистического движения, в том числе Леона Гамбетту (1920 г.) и Жана Жореса (1924 г.). Правительство Третьей республики также постановило, что здание должно быть украшено скульптурой, изображающей «золотые века и великих людей Франции». Основные произведения, оставшиеся от этого периода, включают скульптурную группу под названием « Национальное собрание» , посвященную Французской революции; статуя Мирабо , первого человека, похороненного в Пантеоне, работы Жана-Антуана Ингаберта; (1889–1920); и две патриотические фрески в апсиде «Победа, ведущая армии республики к славе» Эдуара Детали и «Слава, входящая в храм, за которой следуют поэты, философы, ученые и воины » Мари-Дезире-Гектора д'Эспуи (1906). [ 15 ]
1945 – настоящее время
[ редактировать ]
Недолговечная Четвертая республика (1948–1958), последовавшая за Второй мировой войной, создала пантеон двух физиков, Поля Ланжевена и Жана Перрена ; лидер аболиционистского движения Виктор Шельхер ; ранний лидер Свободной Франции и колониальный администратор Феликс Эбуэ ; и Луи Брайль , изобретатель системы письма Брайля , в 1952 году.
При Пятой республике президента Шарля де Голля первым человеком, похороненным в Пантеоне, был лидер Сопротивления Жан Мулен . Среди современных фигур, похороненных в последние годы, - Нобелевской премии мира лауреат Рене Кассен (1987), известный как автор Всеобщей декларации прав человека ; Жан Монне (1988), который был движущей силой в создании ЕОУС , предшественника ЕС , был похоронен в 100-летие со дня его рождения; Нобелевские лауреаты физики и химики Мария Кюри и Пьер Кюри (1995); писатель и министр культуры Андре Мальро (1996); и юрист, политик Симона Вейль (2018 г.). [ 16 ] В 2021 году Жозефина Бейкер была введена в Пантеон, став первой чернокожей женщиной, удостоенной этой чести. [ 17 ]
Архитектура и искусство
[ редактировать ]Купол
[ редактировать ]Окончательный план купола был принят в 1777 году и завершен в 1790 году. Он был спроектирован так, чтобы конкурировать с планами базилики Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне. В отличие от купола Дома Инвалидов в Париже, имеющего деревянный каркас, купол построен полностью из камня. На самом деле это три купола, один внутри другого, с расписным потолком, видимым снизу на втором куполе. Высота купола составляет 83,0 метра (272 фута) по сравнению с самым высоким куполом в мире , базиликой Святого Петра, высотой 136,57 метра (448,1 фута).
-
Купол
-
Пантеон со статуей Славы на вершине.
-
Современный крест на фонаре на крыше.
Купол увенчан крестом. Однако изначально на вершине купола должна была стоять статуя Святой Женевьевы. Крест был установлен временно в 1790 году. После преобразования в мавзолей в 1791 году планировалось, что крест будет заменен статуей, изображающей Славу. Однако проект был заброшен. Между 1830 и 1851 годами вместо него был установлен флаг. Крест вернулся после того, как Луи-Наполеон Бонапарт восстановил здание для церковного использования. Крест был заменен красным флагом во время Парижской Коммуны в 1871 году. Впоследствии крест вернулся.
-
Фреска Гро, вид изнутри купола
-
Апофеоз Святой Женевьевы в куполе работы Антуана-Жана Гро (1811–1834).
Глядя вверх из пересечения трансепта под куполом, картина Жана-Антуана Гро «Апофеоз Святой Женевьевы» через отверстие в самом нижнем куполе видна (1811–1834). Треугольник в центре символизирует Троицу, окруженную ореолом света. Еврейские буквы записывают имя Бога. Единственный персонаж, которого можно увидеть полностью, — это сама Святая Женевьева, сидящая на скалистом мысе. Группы вокруг картины, созданной во время Реставрации монархии, представляют собой королей Франции, сыгравших важную роль в защите церкви. Слева от Святой Женевьевы находится группа, в которую входит Хлодвиг , первый король, принявший христианство. Вторая группа сосредоточена вокруг Карла Великого , создавшего первые университеты. Третья группа сосредоточена вокруг Людовика IX Французского , или Святого Людовика, с терновым венцом , который он привез из Святой Земли и поместил в церковь Сент-Шапель . Последняя группа сосредоточена вокруг Людовика XVIII , последнего короля Реставрации, и его племянницы, смотрящих в облака на замученного Людовик XVI и Мария-Антуанетта . Ангелы в сцене несут Шартр , документ, согласно которому Людовик XVIII восстановил церковь после Французской революции. [ 18 ]
Четыре подвески или арки, поддерживающие купол, украшены картинами Франсуа Жерара того же периода, изображающими Славу , Смерть , Нацию и Справедливость (1821–37).
Фасад, перистиль и вход
[ редактировать ]-
Главный фасад
-
Фронтон с центральными фигурами Нации и Свободы: государственные деятели и ученые слева, солдаты справа.
Фасад и перистиль на восточной стороне, созданные по образцу греческого храма, украшены коринфскими колоннами и скульптурой на фронтоне работы Давида д'Анжера , завершенной в 1837 году. Скульптура на этом фронтоне, заменяющая ранний фронтон с религиозными темами, представляет собой «Нацию, распределяющую короны, переданные ей Свободой великим людям, гражданским и военным, в то время как история вписывает их имена». Слева изображены фигуры выдающихся ученых, философов и государственных деятелей, в том числе Руссо , Вольтера , Лафайета и Биша . Справа — Наполеон Бонапарт вместе с солдатами каждой военной службы и студентами в униформе Политехнической школы . [ 19 ] Внизу надпись: «Великим людям от благодарного народа» («Aux grands hommes la patrie reconnaissant»). Это было добавлено в 1791 году, когда был создан Пантеон. Его сняли во время Реставрации монархии, а затем вернули в 1830 году.
-
Богато детализированный коринфский ордер
-
Барельефы под перистилем
Под перистилем расположены пять скульптурных барельефов; два рельефа над главными дверями, построенные во время революции, символизируют две основные цели здания: «Народное образование» (слева) и «Патриотическая преданность» (справа).
Первоначально на фасаде были большие окна, но их заменили, когда церковь стала мавзолеем, чтобы сделать интерьер более темным и мрачным.
Нартекс и нефы
[ редактировать ]-
Панорамный вид на интерьер
-
Святая Женевьева в детстве в молитве, картина Пюви де Шаванн (1876 г.)
-
Жанна д'Арк в Орлеане, Жюль Эжен Ленепве
Основным украшением Западного нефа является серия картин, начинающаяся в нартексе и изображающая жизнь Сен-Дени , покровителя Парижа, а также более длинные серии из жизни святой Женевьевы Пюви де Шаванна , Александра Кабанеля , Жюля. Эжен Ленепве и другие известные художники-историки XIX века. Картины Южного и Северного нефа продолжают серию о христианских героях Франции, включая сцены из жизни Карла Великого , Хлодвига , Людовика IX Французского и Жанны д’Арк . С 1906 по 1922 год в Пантеоне находилась Огюста Родена знаменитая скульптура «Мыслитель» .
маятник Фуко
[ редактировать ]В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый (220 футов) маятник под центральным куполом. Оригинальная сфера маятника была временно выставлена в Пантеоне в 1990-х годах (начиная с 1995 года) во время ремонта в Музее искусств и ремесел . Оригинальный маятник позже был возвращен в Музей искусств и ремесел , а его копия сейчас выставлена в Пантеоне. [ 20 ] С 1920 года он внесен в список исторических памятников Министерства культуры Франции . [ 21 ]
Погребение в склепе
[ редактировать ]-
Коридор склепа
-
Могила Луи Брайля
Похороны в крипте Пантеона строго ограничены и разрешены только парламентским актом о «Национальных героях». Подобные высокие почести существуют в Доме Инвалидов для исторических военачальников, таких как Наполеон , Тюренн и Вобан .
Среди похороненных в его некрополе — Вольтер , Руссо , Виктор Гюго , Эмиль Золя , Жан Мулен , Луи Брайль , Жан Жорес и Суффло, его архитектор. В 1907 году Марселлен Бертло был похоронен вместе со своей женой г-жой Софи Бертло. Мария Кюри была похоронена в 1995 году и стала первой женщиной, похороненной по заслугам. Женевьева де Голль-Антониоз и Жермен Тильон , героини французского сопротивления , были похоронены в 2015 году. [ 22 ] Симона Вейль была похоронена в 2018 году, а ее муж Антуан Вейль был похоронен рядом с ней, чтобы их не разлучали. [ 23 ]
Широко распространенная история о том, что останки Вольтера были украдены религиозными фанатиками в 1814 году и выброшены на свалку, является ложью. В результате таких слухов в 1897 году гроб был открыт, что подтвердило, что его останки все еще существуют. [ 24 ]
30 ноября 2002 года в тщательно продуманной, но торжественной процессии шесть республиканских гвардейцев гроб Александра Дюма (1802–1870), автора «Трех мушкетеров» внесли в Пантеон и других известных романов. Завернутые в ткань из синего бархата с надписью « Un pour tous, tous pour un » («Один за всех, все за одного»), останки были перевезены из первоначального места захоронения на кладбище Виллер. Коттере в Эне , Франция. В своей речи президент Жак Ширак заявил, что несправедливость исправляется должным чествованием одного из величайших писателей Франции.
В январе 2007 года президент Жак Ширак открыл в Пантеоне мемориальную доску более чем 2600 людям, признанным «Праведниками народов мира» мемориалом Яд Вашем в Израиле за спасение жизней евреев, которые в противном случае были бы депортированы в концентрационные лагеря. Дань уважения в Пантеоне подчеркивает тот факт, что около трех четвертей еврейского населения страны пережило войну, часто благодаря простым людям, которые оказали помощь, рискуя своей жизнью. На этой табличке написано:
Под покровом ненависти и тьмы, охватившим Францию в годы оккупации, тысячи огней отказывались гаснуть. Названные « Праведниками народов мира » или остававшиеся анонимными, женщины и мужчины любого происхождения и положения спасали евреев от антисемитских преследований и лагерей смерти. Несмотря на сопряженный с этим риск, они олицетворяли честь Франции, ее ценности справедливости, толерантности и гуманности. |
Под покровом ненависти и тьмы, охватившей Францию в годы [нацистской] оккупации, тысячи огней отказывались гаснуть. Названные « Праведниками народов мира » или остававшиеся анонимными, женщины и мужчины всех слоев общества и социальных слоев спасали евреев от антисемитских преследований и лагерей смерти. Преодолев связанный с этим риск, они олицетворяли честь Франции и ее ценности справедливости, терпимости и гуманности. |
Люди похоронены или помянуты
[ редактировать ]Год | Имя | Жил | Профессия | Похороны | Картина | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1791 | Оноре Габриэль Рикети, граф Мирабо | 1749–1791 | Революционный | — | — | Первый человек, удостоенный захоронения в Пантеоне 4 апреля 1791 года. Обнаружен 25 ноября 1794 года и похоронен в безымянной могиле. Его останки до сих пор не найдены. [ 25 ] |
1791 | Вольтер | 1694–1778 | Писатель и философ | Вход | ![]() |
|
1792 | Николя-Жозеф Бопер | 1740–1792 | военный офицер | — | — | Остается после исчезновения |
1793 | Луи Мишель ле Пелетье из Сен-Фаржо | 1760–1793 | Политик | — | — | Убит депутат; извлечен из Пантеона по просьбе своей семьи 14 февраля 1795 года. |
1793 | Огюст Мари Анри Пико де Дампьер | 1756–1793 | военный офицер | — | — | Остается после исчезновения |
1794 | Жан-Поль Марат | 1743–1793 | Политик | — | — | Извлечен из Пантеона. |
1794 | Жан-Жак Руссо | 1712–1778 | Писатель и философ | Вход | ![]() |
|
1806 | Франсуа Дени Тронше | 1726–1806 | Политик и юрист | Склеп V | ![]() |
|
1806 | Клод-Луи Петье | 1749–1806 | Политик | Склеп V | ![]() |
|
1807 | Жан-Этьен-Мари Порталис | 1746–1807 | Политик | Склеп V | ||
1807 | Луи-Пьер-Панталеон Ренье | 1759–1807 | Политик | Склеп V | ![]() |
|
1807 | -Жозеф-Шарль-Амабль д'Альбер, | 1748—1807 | Политик | — | — | Извлечен из Пантеона в 1862 году и вернулся к своей семье по их просьбе. |
1807 | Жан-Батист-Пьер Бевьер | 1723–1807 | Политик | Склеп V | ![]() |
|
1808 | Франсуа Бартелеми, граф Бегино | 1747–1808 | военный офицер | Склеп V | ![]() |
|
1808 | Пьер Жан Жорж Кабанис | 1757–1808 | Ученый и философ | Склеп V | ![]() |
|
1808 | -Луи, | 1741–1808 | военный офицер | Склеп V | ![]() |
|
1808 | Жан-Фредерик Перрего | 1744–1808 | Банкир | Склеп IV | ||
1808 | Прасленский | 1756–1808 | Военный офицер и политик | Склеп V | ![]() |
|
1808 | Жан-Пьер Фирмен Малер | 1761–1808 | военный офицер | Склеп V | ![]() |
Урна с его сердцем. |
1809 | Жан Батист Папен, граф Сен-Кристо | 1756–1809 | Политик и юрист | Склеп V | ![]() |
|
1809 | Жозеф-Мари Вьен | 1716–1809 | Художник | Склеп III | ||
1809 | Пьер Гарнье де Лабуасьер | 1755–1809 | военный офицер | Склеп III | ||
1809 | Жан Пьер, граф Серс | 1746–1809 | Политик | Склеп III | Урна с его сердцем. | |
1809 | Жером-Луи-Франсуа-Жозеф, граф Дураццо | 1739–1809 | Политик | Склеп V | ![]() |
Урна с его сердцем. |
1809 | Джастин Бонавентура Морар из Уэльса | 1761–1809 | военный офицер | Склеп III | Урна с его сердцем. | |
1809 | Эммануэль Крете де Шампмоль | 1747–1809 | Политик | Склеп III | ||
1810 | Кардинал Джованни Баттиста Капрара | 1733–1810 | Священнослужитель | Склеп III | Сердце похоронено в Миланском соборе в 1810 году. Тело извлекли из Пантеона в 1861 году и вернули семье по их просьбе. Его останки были перевезены из Парижа в Рим 22 августа 1861 года. | |
1810 | Луи Шарль Винсент Ле Блонд де Сен-Илер | 1766–1809 | военный офицер | Склеп III | ||
1810 | Жан-Батист Трейяр | 1742–1810 | Адвокат | Склеп III | ||
1810 | Жан Ланн из Монтебелло | 1769–1809 | военный офицер | Склеп XXII | ![]() |
|
1810 | Шарль Пьер Кларе де Флерье | 1738–1810 | Политик | Склеп III | ||
1811 | Луи Антуан Бугенвильский | 1729–1811 | Навигатор | Склеп III | ![]() |
|
1811 | Кардинал Чарльз Эрскин из Келли | 1739–1811 | Священнослужитель | Склеп III | ||
1811 | Александр-Антуан Юро де Сенармон | 1769–1811 | военный офицер | Склеп II | Урна с его сердцем. | |
1811 | Кардинал Ипполито Антонио, кардинал Винченти Марери | 1738–1811 | Священнослужитель | Склеп III | ![]() |
|
1811 | Николя Мари Сонгис из Курбона | 1761–1811 | военный офицер | Склеп III | ||
1811 | Мишель Орденер , первый граф Орденер [ 26 ] | 1755–1811 | военный офицер | Склеп II | ||
1812 | Жан Мари Пьер Дорсенн | 1773–1812 | военный офицер | Склеп II | ||
1812 | Ян Виллем де Винтер | 1761–1812 | военный офицер | Склеп IV | Сердце похоронено в Кампене, Оверэйсел , Нидерланды, на месте его рождения. | |
1813 | Гиацинт-Юг-Тимолеон де Коссе, граф Бриссак | 1746–1813 | военный офицер | Склеп II | ||
1813 | Жакмино, граф | 1758–1813 | Адвокат | Склеп II | ||
1813 | Жозеф-Луи Лагранж | 1736–1813 | Математик | Склеп II | ![]() |
|
1813 | Жан Руссо | 1738–1813 | Политик | Склеп II | ||
1813 | Джастин де Вири | 1737–1813 | Политик | Склеп II | ||
1814 | Фредерик Анри Вальтер | 1761–1813 | военный офицер | Склеп IV | ||
1814 | Жан-Николя Деменье | 1751–1814 | Политик | Склеп II | ||
1814 | Жан-Луи-Эбенезер Рейнье | 1771–1814 | военный офицер | Склеп IV | ||
1814 | Клод Амбруаз Ренье из Масса ди Каррара | 1746–1814 | Политик и юрист | Склеп II | ||
1815 | Антуан-Жан-Мари Тевенар | 1733–1815 | военный офицер | Склеп II | ||
1815 | Клод-Жюст-Александр Легран | 1762–1815 | военный офицер | Склеп II | ||
1829 | Жак-Жермен Суффло | 1713–1780 | Архитектор Пантеона | Вход | ![]() |
|
1885 | Виктор Гюго | 1802–1885 | Писатель | Склеп XXIV | ![]() |
|
1889 | Лазар Карно | 1753–1823 | Политик и учёный | Склеп XXIII | ![]() |
Перенесен в Пантеон к столетию Французской революции. |
1889 | Жан-Батист Боден | 1811–1851 | Политик и врач | Склеп XXIII | Перенесен в Пантеон к столетию Французской революции. | |
1889 | Теофиль Корре из Башни Оверни | 1743–1800 | военный офицер | Склеп XXIII | Перенесен в Пантеон к столетию Французской революции. | |
1889 | Франсуа Северен Марсо | 1769–1796 | военный офицер | Склеп XXIII | ![]() |
Прах перенесли в Пантеон из Кобленца , Германия, к столетнему юбилею Французской революции. |
1894 | Мари Франсуа Сэди Карно | 1837–1894 | Президент Франции | Склеп XXIII | Похоронен в Пантеоне сразу после убийства. | |
1907 | Марселлен Бертло | 1827–1907 | Ученый | Склеп XXV | ![]() |
Похоронен вместе со своей женой Софи Бертло, так как отказался быть похороненным отдельно от нее. [ 27 ] |
1907 | Софи Бертло | 1837–1907 | Жена Марселена Бертло. | Склеп XXV | ![]() |
Переведена в Пантеон вместе со своим мужем Марселленом Бертло, который отказался быть похороненным отдельно от нее. Первая женщина, похороненная в Пантеоне. |
1908 | Эмиль Золя | 1840–1902 | Писатель | Склеп XXIV | ![]() |
Перенесен в Пантеон с кладбища Монмартр . |
1920 | Леон Гамбетта | 1838–1882 | Политик | Подъездная лестница | ![]() |
Урна с его сердцем. |
1924 | Жан Жорес | 1859–1914 | Политик | Склеп XXVI | ![]() |
Переведен в Пантеон через десять лет после его убийства. |
1933 | Поль Пенлеве | 1863–1933 | Математик и политик | Склеп XXV | ||
1948 | Поль Ланжевен | 1872–1946 | Ученый | Склеп XXV | ![]() |
Переведен в Пантеон в тот же день, что и Жан Перрен. |
1948 | Жан Перрен Нобелевский лауреат |
1870–1942 | Ученый | Склеп XXV | ![]() |
Переведен в Пантеон в тот же день, что и Поль Ланжевен. Репатриирован из Нью-Йорка , США. |
1949 | Виктор Шельчер | 1804–1893 | Аболиционист | Склеп XXVI | ![]() |
Переведен в Пантеон в тот же день, что и Феликс Эбуэ. Перенесено с кладбища Пер-Лашез . Виктор Шельхер хотел быть похороненным вместе со своим отцом Марком, который поэтому также был похоронен в Пантеоне. |
1949 | Марк Шельчер | 1766–1832 | Отец Виктора Шельхера | Склеп XXVI | ![]() |
Переведен в Пантеон в тот же день, что и Виктор Шельхер. Перенесено с кладбища Пер-Лашез . Виктор хотел, чтобы его похоронили вместе со своим отцом, поэтому он также был похоронен в Пантеоне. |
1949 | Феликс Эбуэ | 1884–1944 | Политик | Склеп XXVI | ![]() |
Переведен в Пантеон в тот же день, что и Виктор Шельхер. |
1952 | Луи Брайль | 1809–1852 | Педагог | Склеп XXV | ![]() |
Перенесен в Пантеон к столетию со дня его смерти. |
1964 | Жан Мулен | 1899–1943 | Устойчивый | Склеп VI | ![]() |
Прах перенесен в Пантеон с кладбища Пер-Лашез 19 декабря 1964 года. |
1967 | Антуан де Сент-Экзюпери | 1900–1944 | Писатель | — | ![]() |
Увековечен надписью в ноябре 1967 года, поскольку его тело так и не было найдено после воздушной собачьей драки над Средиземным морем недалеко от Марселя. |
1987 | Рене Кассен Нобелевский лауреат |
1887–1976 | Правозащитник | Склеп VI | ![]() |
Перенесен в Пантеон к столетию со дня его рождения. Перенесено с кладбища Монпарнас . |
1988 | Жан Монне | 1888–1979 | Экономист | Склеп VI | ![]() |
Перенесен в Пантеон к столетию со дня его рождения. |
1989 | Аббат Анри Грегуар | 1750–1831 | Священнослужитель | Склеп VII | ![]() |
Перенесен в Пантеон к двухсотлетию Французской революции. |
1989 | Гаспар Монж | 1746–1818 | Математик | Склеп VII | ![]() |
Перенесен в Пантеон к двухсотлетию Французской революции. |
1989 | Николай Кондорсе | 1743–1794 | Политик | Склеп VII | ![]() |
Символическое погребение к двухсотлетию Французской революции. Его гроб в Пантеоне пуст, останки утеряны. |
1995 | Пьер Кюри Нобелевский лауреат (1903 г.). |
1859–1906 | Ученый | Склеп VIII | ![]() |
Переведен в Пантеон в апреле 1995 года вместе со своей женой и коллегой-физиком Марией Кюри. |
1995 | Мария Склодовская Кюри Нобелевский лауреат (1903 и 1911 гг.). |
1867–1934 | Ученый | Склеп VIII | ![]() |
Вторая женщина, похороненная в Пантеоне, но первая, удостоенная чести за свои заслуги. |
1996 | Андре Мальро | 1901–1976 | Писатель и политик | Склеп VI | ![]() |
Прах перенесен в Пантеон с кладбища Верьер-ле-Бюиссон (Эссон) 23 ноября 1996 года, в 20-ю годовщину его смерти. |
1998 | Туссен Лувертюр | 1743–1803 | военный офицер | — | ![]() |
Мемориальная доска установлена в тот же день, что и Луи Дельгре. |
1998 | Луи Дельгре | 1766–1802 | Политик | — | ![]() |
Мемориальная доска установлена в тот же день, что и Туссену Лувертюру. |
2002 | Александр Дюма | 1802–1870 | Писатель | Склеп XXIV | ![]() |
Перенесен в Пантеон через 132 года после его смерти. |
2011 | Эме Сезер | 1913–2008 | Писатель и политик | — | Мемориальная доска установлена 6 апреля 2011 г.; Сезер похоронен на Мартинике . [ 28 ] | |
2015 | Жан Зэй | 1904–1944 | Политик | Склеп IX | ![]() |
Убит в Молле в Алье и ранее похоронен в Орлеане в 1948 году. |
2015 | Пьер Броссолетт | 1903–1944 | Устойчивый | Склеп IX | ![]() |
Прах перенесен в Пантеон с кладбища Пер-Лашез 27 мая 2015 года. |
2015 | Жермен Тиллион | 1907–2008 | Устойчивый | Склеп IX | ![]() |
Символическое погребение. В гробу Жермен Тиллион в Пантеоне находятся не ее останки, а земля с ее могилы, потому что ее семья не хотела, чтобы само тело перемещали. [ 29 ] |
2015 | Женевьева де Голль-Антониоз | 1920–2002 | Устойчивый | Склеп IX | ![]() |
Символическое погребение. В гробу Женевьевы де Голль-Антониоз в Пантеоне находятся не ее останки, а земля с ее могилы, потому что ее семья не хотела, чтобы само тело перемещали. [ 29 ] |
2018 | Симона Вейль | 1927–2017 | Политик, переживший Холокост | Склеп VI | ![]() |
Первоначально похоронена на кладбище Монпарнас после ее смерти в 2017 году. [ 30 ] [ 31 ] |
2018 | Антуан Вейль | 1926–2013 | Муж Симоны Вейль | Склеп VI | ![]() |
Переведен в Пантеон вместе со своей женой Симоной Вейль. Первоначально похоронен на кладбище Монпарнас после его смерти в 2013 году. [ 30 ] [ 31 ] |
2020 | Морис Женевуа | 1890–1980 | Писатель | Склеп XIII | ![]() |
Первоначально похоронен на кладбище Пасси после его смерти в 1980 году. |
2021 | Жозефина Бейкер | 1906–1975 | Сопротивляющийся, артист, борец за гражданские права | Склеп XIII | Символическое погребение. Бейкер Кенотаф содержит почву с места ее рождения в Миссури, из Франции и с места ее последнего упокоения на кладбище Монако . [ 17 ] [ 4 ] [ 32 ] | |
2024 | Мисак Манушян | 1906–1944 | Боец сопротивления | Склеп XIII | Будет похоронен 21 февраля 2024 года вместе с женой Мелине. [ 33 ] [ 34 ] | |
2024 | Мелине Манушян | 1913–1989 | Ресистанте, жена Миссака Манушяна. | Склеп XIII |
См. также
[ редактировать ]- Список туристических достопримечательностей Парижа
- Пантеон, Рим
- Национальный Пантеон , Каракас
- Пантеон, Москва
- Церковь Санта-Энграсиа , Лиссабон
- Апофеоз Вашингтона – фреска купола Капитолия США.
- Листинг работ Жана Антуана Инжальбера-французского скульптора Скульптор статуи Мирабо.
- История куполов раннего Нового времени
- Список самых высоких куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определения пантеона» . определения.net . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ Конлин, Джонатан (2013). Сказки о двух городах: Париже, Лондоне и рождении современного города . Атлантические книги. ISBN 978-1782390190 .
- ^ Эйзенман, Стивен; Кроу, Томас Э. (2007). Искусство девятнадцатого века: критическая история . Темза и Гудзон. п. 163. ИСБН 978-0500286500 .
- ^ Jump up to: а б «Жозефина Бейкер станет первой чернокожей женщиной, вошедшей в Пантеон Франции» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 22 августа 2021.
Из 80 фигур Пантеона только пять — женщины.
- ^ Лебер 2000 , с. 3
- ^ Слуховский, Моше (1998). Покровительница Парижа: ритуалы преданности во Франции раннего Нового времени . Брилл. ISBN 9004108513 .
- ^ Уден 1994 , с. 479
- ^ Лебер 2000 , с. 9
- ^ Лебер 2000 , стр. 9–10.
- ^ Лебер 2000 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Лебер 2000 , с. 16
- ^ Jump up to: а б Лебер 2000 , с. 17
- ^ Лебер 2000 , стр. 26–27.
- ^ Лебер 2000 , стр. 26–29.
- ^ Jump up to: а б Лебер 2000 , стр. 33–35.
- ^ Лебер 2000 , стр. 58–59.
- ^ Jump up to: а б «Черная художница Жозефина Бейкер удостоена чести во французском Пантеоне» . АП Новости . 30 ноября 2021 г.
- ^ Лебер 2000 , с. 56
- ^ Лебер 2000 , стр. 43–45.
- ^ «Маятник Фуко: интересная вещь дня» . Itotd.com. 08.11.2004. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 г. Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ База Мериме : PA00088420 , Министерство культуры Франции. (на французском языке) Бывшая церковь Сент-Женевьев, ныне Пантеон
- ^ Крисафис, Анжелика (1 января 1970 г.). «Президент Франции Франсуа Олланд добавляет в Пантеон героинь сопротивления» . Мировые новости. Хранитель . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Уилшер, Ким (30 июня 2018 г.). «Франция отдает дань уважения Симоне Вейль захоронением героя в Пантеоне» . Хранитель . Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ Вольтер (1976). Кандид . Лулу.com. ISBN 978-1105311604 . [ самостоятельный источник ]
- ^ Дойл, Уильям (2002). Оксфордская история Французской революции . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 283 . ISBN 978-0199252985 .
- ^ Мюли, Шарль (1852). «Майкл Орденер». Биографии военных знаменитостей сухопутных и морских армий с 1789 по 1850 годы (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зарецкий, Роберт (25 октября 2013 г.). «Мнение | Почему так мало женщин в Пантеоне?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Путеводитель по Франции (2011). «Эме Сезер присоединяется к Вольтеру и Руссо в Пантеоне в Париже» . Туристический офис правительства Франции. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Париж чествует героев сопротивления Второй мировой войны на церемонии в Пантеоне» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 15 января 2017 г. - через Yahoo News.
- ^ Jump up to: а б Роу, Дэвид (05 июля 2017 г.). «Франция хоронит икону борьбы за права женщин Симону Вейль» . ru.rfi.fr.
- ^ Jump up to: а б Кац, Бриджит. «Французская Симона Вейль станет пятой женщиной, похороненной в Пантеоне» . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Жозефина Бейкер в Пантеоне: стенограмма всей церемонии» . Ле Монд (на французском языке). 30 ноября 2021 г.
- ^ «Герой французско-армянского Сопротивления Мисак Манушян войдет в Пантеон» . РФИ . 18 июня 2023 г. Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ «Боец армянского Сопротивления Мисак Манушян присоединится к великим пантеонам Франции» . Ле Монд . 18 июня 2023 г. Проверено 18 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Лебер, Алексия (2000). Пантеон: Храм Нации . Париж: Éditions du Patrimoine. ISBN 978-2858223435 .
- Уден, Бернар (1994). Словарь архитекторов (на французском языке). Зегерс. ISBN 2232103986 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пантеон в Центре национальных памятников
- Пантеон - текущие фотографии 1900 года.
- Пантеон или церковь Сент-Женевьева? Неоднозначность памятника , Дени Боке, магистерская диссертация, Университет Сорбонны, 1992 г.
- Пантеон в структурах
- 1790 заведений во Франции
- Здания и сооружения 5-го округа Парижа.
- Кладбища в Париже
- Церкви построены в 1790 году.
- Советы
- Залы славы во Франции
- Памятники и мемориалы в Париже
- Исторические памятники Парижа
- Памятники Национального центра памятников
- Завершающие виды в Париже
- Туристические достопримечательности Парижа
- Людовик XV