Франческо Пиранези
Франческо Пиранези (англ. Итальянское произношение: [franˈtʃesko piraˈneːzi; -eːsi] ; 1758/59 — 23 января 1810) — итальянский гравер , офортист и архитектор . Он был сыном более известного Джованни Баттисты Пиранези и продолжил серию гравюр, изображающих памятники и древние храмы. Он долгое время работал во Франции, где жил во время Французской революции.
Жизнь
[ редактировать ]Франческо Пиранези родился в Риме и был старшим сыном Джованни Баттисты Пиранези и его жены Анджелы Пасквини. Гравюре его обучал его отец вместе со своей старшей сестрой Лаурой (1754–1789), которая к моменту ее ранней смерти также была известным гравером. К 1775 году он одновременно гравировал свои произведения искусства и помогал своему отцу в работе. Затем он начал учиться у других специалистов: гравюра у Джованни Вольпато , пейзажная живопись под руководством немца Якоба Филиппа Хаккерта и его брата Георга и архитектура под руководством Пьера-Адриена Париса. .
Пиранези сопровождал своего отца в двух поездках к древнеримским руинам в Пестуме , Помпеях и Эрколано , сначала в 1770 году, а затем в 1778 году. В этом он был частью группы граверов, которые сотрудничали с Бенедетто Мори и архитектором Аугусто Розой, считающимся изобретатель феллопластики — искусства изготовления масштабных моделей древних памятников из пробки. Джованни Баттиста создал серию предварительных рисунков о Пестуме, которые завершил Франческо. После смерти отца, вскоре после второй поездки, Франческо приобрел издательство своего отца и отвечал за печать большинства более поздних изданий его гравюр.
Пиранези сотрудничал с французским художником Луи Жаном Депре над серией видов Неаполя , Помпеи и Рима, которые рекламировались в 1783 году как цветные рисунки и продавались в магазине Пиранези в Риме. Хотя реклама 1783 года обещала 48 просмотров, серия не была завершена до того, как Деспре покинул Рим, чтобы поступить на службу к шведскому королю Густаву III . В последующие годы Пиранези заработал свою репутацию в первую очередь благодаря своим гравюрам античных скульптур.
После убийства Густава III в 1792 году Пиранези был нанят бароном Густавом Адольфом Ройтерхольмом , главой регентского совета, который правил Швецией во время меньшинства Густава IV Адольфа Швеции . Ройтерхольм поручил Пиранези шпионить за фаворитом покойного короля Густавом Маурицем Армфельтом , который был одним из людей, которых король назначил в регентский совет в своем завещании, но которого Ройтерхольм свергнул. Пиранези удалось украсть письма Армфельта, которые он хранил в британском посольстве во Флоренции, прежде чем приступить к работе в качестве иностранного посла в Королевстве Обеих Сицилий . Эти письма были основными доказательствами, использованными против Армфельта, когда его заочно судили за государственную измену и приговорили к смертной казни, однако этого приговора ему удалось избежать, сбежав в Россию.
Оккупация итальянского полуострова в 1798 году Французской революционной армией привела к созданию недолговечной Римской республики . Вскоре Пиранези завоевал восхищение французских чиновников, управляющих республикой, став правительственным чиновником. Когда в следующем году республика пала, вместе со своим младшим братом Пьетро он переехал в Париж , где вскоре завоевал восхищение Талейрана . Там они открыли новый филиал семейного предприятия под названием Piranesi Frères, который украсил линию терракотовых ваз, изготовленных в подражание древним этрусским работам Жозефа Бонапарта .
В 1807 году Пьетро Пиранези продал свою долю в фирме и вернулся в Рим. После этого для Франческо настали тяжелые времена. Император Наполеон пришел ему на помощь, издав императорский указ о выделении суммы в 300 000 французских франков при условии, что Пиранези посвятит себя исключительно своей гравюре, считавшейся тогда лучшей в Европе. Однако он неожиданно умер в Париже, не успев выполнить свой контракт.
В 1839 году сохранившаяся коллекция его гравюр была куплена Calcografia Camerale , основанной папой Григорием XVI , и привезена в Рим. Сейчас это учреждение называется Istituto Nazionale per la Grafica .
Работает
[ редактировать ]- Коллекция древних храмов, том I (1780 г.)
- Театр Геркуланума (1785 г.)
- Коллекция самых красивых статуй Рима (1786 г.)
- Коллекция древних храмов, Том II (1790 г.)
- Раггуальо или газета о прибытии и пребывании в Риме Ее Королевского Высочества Софии Альбертины, принцессы Швеции (1793 г.)
- Древности Великой Греции , три тома (1804–1807)
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Россана Кайра Люметти: Культура просвещения между Италией и Швецией. Роль Франческо Пиранези . Боначчи Эдиторе, Рим, 1990.
- Винченцо Монти: Письмо Франческо Пиранези генералу Д. Джованни Актону (ред. Россана Кайра Люметти). Селлерио Эдиторе, Палермо, 1991 год.
- М. Кальвеси: Джован Баттиста и Франческо Пиранези, каталог выставки Национальной халкографии . Де Лука Эдиторе, Рим, 1968 год.
- Алессандро Беттаньо: Piranesi-incisioni-rami-ligature-architetture , стр. 71–76 «Халькография Пиранези: оригинальные ветви» (под ред. Марии Кателли Изола). Нери Поцца Эдиторе, Виченца, 1978 год.
- Пьерлуиджи Панса: Музей Пиранези . Скира, 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Treccani.it - Биографический словарь: Франческо Пиранези
- Openlibrary.org - Франческо Пиранези
- Picure.1.u-tokyo.ac.jp: Работы Джованни Баттисты Пиранези, тома 1–10.