Jump to content

Франческо Пиранези

Иллюминация постного креста , офорт Франческо Пиранези, раскраска Луи Жана Депре.

Франческо Пиранези (англ. Итальянское произношение: [franˈtʃesko piraˈneːzi; -eːsi] ; 1758/59 — 23 января 1810) — итальянский гравер , офортист и архитектор . Он был сыном более известного Джованни Баттисты Пиранези и продолжил серию гравюр, изображающих памятники и древние храмы. Он долгое время работал во Франции, где жил во время Французской революции.

Франческо Пиранези родился в Риме и был старшим сыном Джованни Баттисты Пиранези и его жены Анджелы Пасквини. Гравюре его обучал его отец вместе со своей старшей сестрой Лаурой (1754–1789), которая к моменту ее ранней смерти также была известным гравером. К 1775 году он одновременно гравировал свои произведения искусства и помогал своему отцу в работе. Затем он начал учиться у других специалистов: гравюра у Джованни Вольпато , пейзажная живопись под руководством немца Якоба Филиппа Хаккерта и его брата Георга и архитектура под руководством Пьера-Адриена Париса. .

Пиранези сопровождал своего отца в двух поездках к древнеримским руинам в Пестуме , Помпеях и Эрколано , сначала в 1770 году, а затем в 1778 году. В этом он был частью группы граверов, которые сотрудничали с Бенедетто Мори и архитектором Аугусто Розой, считающимся изобретатель феллопластики — искусства изготовления масштабных моделей древних памятников из пробки. Джованни Баттиста создал серию предварительных рисунков о Пестуме, которые завершил Франческо. После смерти отца, вскоре после второй поездки, Франческо приобрел издательство своего отца и отвечал за печать большинства более поздних изданий его гравюр.

Пиранези сотрудничал с французским художником Луи Жаном Депре над серией видов Неаполя , Помпеи и Рима, которые рекламировались в 1783 году как цветные рисунки и продавались в магазине Пиранези в Риме. Хотя реклама 1783 года обещала 48 просмотров, серия не была завершена до того, как Деспре покинул Рим, чтобы поступить на службу к шведскому королю Густаву III . В последующие годы Пиранези заработал свою репутацию в первую очередь благодаря своим гравюрам античных скульптур.

После убийства Густава III в 1792 году Пиранези был нанят бароном Густавом Адольфом Ройтерхольмом , главой регентского совета, который правил Швецией во время меньшинства Густава IV Адольфа Швеции . Ройтерхольм поручил Пиранези шпионить за фаворитом покойного короля Густавом Маурицем Армфельтом , который был одним из людей, которых король назначил в регентский совет в своем завещании, но которого Ройтерхольм свергнул. Пиранези удалось украсть письма Армфельта, которые он хранил в британском посольстве во Флоренции, прежде чем приступить к работе в качестве иностранного посла в Королевстве Обеих Сицилий . Эти письма были основными доказательствами, использованными против Армфельта, когда его заочно судили за государственную измену и приговорили к смертной казни, однако этого приговора ему удалось избежать, сбежав в Россию.

Оккупация итальянского полуострова в 1798 году Французской революционной армией привела к созданию недолговечной Римской республики . Вскоре Пиранези завоевал восхищение французских чиновников, управляющих республикой, став правительственным чиновником. Когда в следующем году республика пала, вместе со своим младшим братом Пьетро [ он ] он переехал в Париж , где вскоре завоевал восхищение Талейрана . Там они открыли новый филиал семейного предприятия под названием Piranesi Frères, который украсил линию терракотовых ваз, изготовленных в подражание древним этрусским работам Жозефа Бонапарта .

В 1807 году Пьетро Пиранези продал свою долю в фирме и вернулся в Рим. После этого для Франческо настали тяжелые времена. Император Наполеон пришел ему на помощь, издав императорский указ о выделении суммы в 300 000 французских франков при условии, что Пиранези посвятит себя исключительно своей гравюре, считавшейся тогда лучшей в Европе. Однако он неожиданно умер в Париже, не успев выполнить свой контракт.

В 1839 году сохранившаяся коллекция его гравюр была куплена Calcografia Camerale , основанной папой Григорием XVI , и привезена в Рим. Сейчас это учреждение называется Istituto Nazionale per la Grafica .

Работает

[ редактировать ]
  • Коллекция древних храмов, том I (1780 г.)
  • Театр Геркуланума (1785 г.)
  • Коллекция самых красивых статуй Рима (1786 г.)
  • Коллекция древних храмов, Том II (1790 г.)
  • Раггуальо или газета о прибытии и пребывании в Риме Ее Королевского Высочества Софии Альбертины, принцессы Швеции (1793 г.)
  • Древности Великой Греции , три тома (1804–1807)

Библиография

[ редактировать ]
  • Россана Кайра Люметти: Культура просвещения между Италией и Швецией. Роль Франческо Пиранези . Боначчи Эдиторе, Рим, 1990.
  • Винченцо Монти: Письмо Франческо Пиранези генералу Д. Джованни Актону (ред. Россана Кайра Люметти). Селлерио Эдиторе, Палермо, 1991 год.
  • М. Кальвеси: Джован Баттиста и Франческо Пиранези, каталог выставки Национальной халкографии . Де Лука Эдиторе, Рим, 1968 год.
  • Алессандро Беттаньо: Piranesi-incisioni-rami-ligature-architetture , стр. 71–76 «Халькография Пиранези: оригинальные ветви» (под ред. Марии Кателли Изола). Нери Поцца Эдиторе, Виченца, 1978 год.
  • Пьерлуиджи Панса: Музей Пиранези . Скира, 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5dd3c982e5be954c78095a3553cd7cd2__1714129800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/d2/5dd3c982e5be954c78095a3553cd7cd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Francesco Piranesi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)