Jump to content

Александр Хендерсон (теолог)

Александр Хендерсон
Рожденный в. 1583 г.
Гатри, в приходе Файф в Крайхе.
Умер 19 августа 1646 г.
Эдинбург , Шотландия
Род занятий Пастор, писатель, реформатор
Заметная работа Правительство и орден Шотландской церкви (1641 г.) [1]
Супруг никто
Богословская работа
Традиция или движение Пресвитерианство

Александр Хендерсон ( ок. 1583 – 19 августа 1646) был шотландским богословом и важным церковным государственным деятелем своего периода. Его считают вторым основателем реформатской церкви в Шотландии. Он был одним из самых выдающихся служителей Шотландской церкви в самый важный период ее истории, а именно до середины семнадцатого века. [2]

Александр Хендерсон родился в 1583 году и учился в Сент-Эндрюсском университете . Под влиянием архиепископа Гладстейнса он был представлен церковной жизни Лейхарса , Файфшир , и в 1615 году был насильно привлечен к ответственности. Он был тогда сторонником епископства ; впоследствии он изменил свои взгляды и стал ревностным сторонником пресвитерианства . Он выступал против принятия пяти Пертских статей в 1618 году и против использования Служебника в 1637 году.

Он разработал как Национальный договор 1638 года с Джонстоном из Уорристона , так и Торжественную лигу и Завет 1643 года . [3] Он проповедовал в церкви Грейфрайерс 28 февраля 1638 года, когда был подписан Национальный пакт, и председательствовал в качестве модератора памятной Генеральной ассамблеи, состоявшейся в Глазго в ноябре следующего года. Дважды впоследствии он избирался модератором Ассамблеи. Он был ректором Эдинбургского университета и учредил в этом учебном заведении должность профессора восточных языков. В целях примирения пресвитериан Карл I. назначил его своим капелланом во время своего визита в Шотландию в 1641 году.

Хендерсону были поручены различные важные миссии; он был одним из членов комиссии, представлявших Шотландскую церковь на Ассамблее богословов в Вестминстере , и Карл I удостоил его нескольких интервью, когда он пытался, хотя и безуспешно, склонить короля к пресвитерианству. [3] Он умер в Эдинбурге 19 августа 1646 года. Во время Реставрации надписи на его надгробии были стерты; они были восстановлены во время Революции .

Ранняя жизнь [ править ]

Александр Хендерсон родился в Гатри, в приходе Файф в Крайхе, в 1583 году. [4] О его происхождениии семейная история почти ничего не известна. Традиция, идущая от Водроу, гласит, что он был сыном феуара и кадетом Хендерсонов из Форделя. [5] В подтверждение последнего утверждения следует отметить, что его останки лежат на кладбище этой семьи на кладбище Грейфрайарс, а его современный портрет до сих пор находится во владении представителя этого дома. Его место рождения находилось между деревнями Лутри и Брэнтон. На содержание школы в Лютри он оставил в своем завещании две тысячи шотландских марок. 19 декабря 1599 года, в возрасте шестнадцати лет, он поступил в колледж Святого Сальватора в Сент-Эндрюсе и получил степень магистра в 1603 году. [6] С 1603 по 1611 год он был регентом философии и в этот период завершил курс богословия. [4] [7]

карьера Ранняя

Он принял сильные прелатические принципы и был стойким сторонником архиепископа Гледстанеса , который впоследствии стал его покровителем и представил его приходу Лейхарса. Его поселение было настолько непопулярно, что в день его рукоположения, вероятно, в январе 1614 года, двери церкви оказались надежно заколоченными, и ему и его друзьям пришлось войти через окно. Г-н Хендерсон поначалу мало заботился о духовных интересах своего народа; но его чувства и характер вскоре претерпели полную перемену. [8] Проповедь о причастии, произнесенная в соседнем приходе Робертом Брюсом из Киннэрда , стала средством изменения духовного мировоззрения Хендерсона. Привлеченный славой проповедника, он проскользнул (так гласит история) в самый темный угол церкви, надеясь снова ускользнуть незамеченным. Брюс выбрал для своего текста слова: «Тот, кто входит не дверью» и т. д. [4] [8]

Этот отрывок, столь применимый к его ситуации, и последовавшая за ним проповедь произвели на него такое впечатление, что привели к полному изменению его взглядов и поведения. Тем не менее Брюс, похоже, знал о его присутствии; или, если нет, то имело место странное совпадение в применимости текста, который он выбрал, к примечательным обстоятельствам, которые сопутствовали привлечению Хендерсона к его обвинению. Как бы то ни было, последовавшая за этим проповедь произвела на него такое сильное впечатление, что произвела полную перемену в его религиозном поведении и чувствах; и из беспечного и равнодушного пастыря к своей пастве и сторонника системы, в высшей степени ненавистной народу, он превратился в бдительного и серьезного служителя и решительного поборника дела пресвитерианства. [9] Теперь он полностью убедился, что действия прелатической партии наносят ущерб интересам религии, и сразу решил присоединиться к пресвитерианам. Его первое выступление в этой связи состоялось на Пертской ассамблее 1618 года, когда он решительно выступил против Пяти статей , несмотря на угрозы правительства. [4]

Хендерсон был одним из первых, кто, хотя и безуспешно, выступал против этой отвратительной меры; и это тоже, несмотря на крайний гнев короля, которым угрожали все, кто сопротивлялся принятию Пяти статей. «В случае вашего отказа, — сказал архиепископ Сент-Эндрюс, обращаясь к собравшимся священнослужителям, — весь порядок и имущество вашей церкви будут свергнуты, некоторые служители будут изгнаны, другие будут лишены стипендий и должности, и все будут подвергнуты гневу власти». [9]

В августе 1619 года он предстал перед Верховным судом по обвинению в публикации брошюры, осуждающей Пертское собрание. При их появлении г-н Хендерсон ответил на обвинение настолько красноречиво и правдиво, что епископы не смогли получить никакого преимущества перед ним и его друзьями и были вынуждены прогнать их с угрозами, и Хендерсон вернулся в свой приход. [8] О следующих восемнадцати годах мы знаем мало или вообще ничего. [4]

Национальный завет – епископства против борьба

Подписание Национального соглашения . Викторианский художник Уильям Хоул помещает Хендерсона (стоящего на надгробии) в центр событий 1638 года. Арчибальд Джонстон находится слева. [10]

В памятном 1637 году на сцене вновь появляется Хендерсон, ярый противник «Литургии Лауда», которую король Карлбыло решено навязать Церкви. [4]

Как и другим служителям, ему было поручено купить два экземпляра литургии для использования в его приходе в течение пятнадцати дней, под страхом восстания. Он немедленно отправился в Эдинбург и 23 августа подал петицию в Тайный совет, утверждая, что служебная книжка не получила одобрения Генеральной Ассамблеи и не была признана актом парламента, и просил приостановить предъявление обвинения. . На это возражение совет дал положительный ответ, и чтение литургии было приказано отложить до тех пор, пока не станет известно дальнейшее желание короля.

Чарльз, однако, лишь еще более настойчиво настаивал на получении служебной книжки; и с этого времени г-н Хендерсон принимал видное участие во всех действиях нонконформистов. Большое количество знати, дворянства, духовенства, представителей городов и других собралось в Эдинбурге со всех концов страны; и после того, как в тайный совет была подана еще одна просьба, в которой он умолял их снова представить этот вопрос королю, была сделана прокламация его величества, требующая, чтобы все люди разошлись по своим домам в течение двадцати четырех часов под страхом доноса. повстанцы. Вместо того, чтобы разойтись, лидеры народной партии после нескольких дальнейших безрезультатных петиций королю решили обратиться к народу, и результатом стало возобновление Национального договора 1580 и 1581 годов с лишь некоторыми небольшими изменениями, адаптированными к обстоятельства времени. Он был подготовлен г-ном Хендерсоном при содействии Арчибальда Джонстона , а затем Уорристона, адвоката, которому, как нам говорят, в основном доверяли просители, и который был приведен к присяге и подписан в церкви Грейфрайерс в Эдинбурге 28 февраля 1638 года тысячи дворян, дворян, служителей Евангелия, горожан и других. Мистер Хендерсон обратился к огромной толпе собравшихся с большим рвением и красноречием, и энтузиазм народа не знал границ. Впоследствии он был отправлен с несколькими дворянами, а также с господами Кантом и Диксоном в Абердин, чтобы убедить жителей этого города принять Завет, и, после того как он привел им самые веские аргументы в пользу этого документа, не менее 500 человек. на него подписались люди, многие из которых были весьма респектабельны. [8]

Главным образом благодаря влиянию Хендерсона 21 февраля 1638 года были подписаны Национальная лига и Пакт , и он был модератором Ассамблеи, которая собралась в Глазго 21 ноября того же года.

публичное подписание Национального соглашения началось 1 марта 1638 года в Грейфрайарс-Кирк , Эдинбург, . Хендерсон был главным ответственным за окончательную форму этого документа, который состоял из

  1. составленное признание короля, в 1581 году Джоном Крейгом
  2. изложение актов парламента против суеверных и папистских обрядов
  3. тщательно продуманная клятва поддерживать истинную реформированную религию. [7]

Благодаря таланту, проявленному в этом случае, его, кажется, применяли, когда требовался какой-либо манифест необычных способностей. В июле того же года он отправился на север, чтобы обсудить Завет со знаменитыми абердинскими врачами, но был принят не очень хорошо. Роберт Бэйли писал: «Церковь Войда была укреплена, а ключи остались у магистрата». [7]

Следующую публичную возможность Хендерсон получил на знаменитой Ассамблее , которая собралась в Глазго 21 ноября 1638 года. Он был выбран модератором путем одобрения, будучи, как говорит Бэйли, несравненным и самым способным человеком из всех нас во всех отношениях. Джеймс Гамильтон, 1-й герцог Гамильтон , был королевским комиссаром ; и когда Ассамблея настояла на продолжении суда над епископами, он формально распустил собрание под страхом измены. Действуя на основе конституционного принципа, согласно которому право короля созывать собрания не мешает независимому праву церкви проводить собрания, они заседали до 20 декабря, свергли всех шотландских епископов, отлучили некоторых из них от церкви, отменили все акты в пользу епископства и восстановили Шотландский Кирк на строгих пресвитерианских принципах. На заседании Ассамблеи большинством в семьдесят пять голосов было принято решение о переводе Хендерсона в Эдинбург. Он проработал в Леухаре около двадцати трех лет и крайне не хотел его покидать. [7]

Модератор Генеральной Ассамблеи, 1638 г.

Пока Шотландия и Англия готовились к Первой епископской войне , Хендерсон составил два документа, озаглавленных соответственно «Ремонстрация дворянства». [11] и Инструкции по оборонительному оружию . Первый из этих документов он опубликовал сам; второй был опубликован против его желания Джоном Корбетом , свергнутым министром. Текст [12] был написан в спешке в 1639 году и, как сообщается, был снят с работы [13] Иоганна Альтузиуса, чтобы оправдать ношение оружия. [14]

Первая епископская война длилась недолго. При умиротворении Биркса король практически удовлетворил все требования шотландцев . В переговорах о мире Хендерсон был одним из шотландских комиссаров и произвел на короля очень благоприятное впечатление. [7] На памятной Генеральной ассамблее, состоявшейся в Глазго в том же году, 21 ноября 1638 года, первой за долгое время, г-н Хендерсон, ныне признанный лидер духовенства, был единогласно избран модератором. И в этой трудной и трудной ситуации он вел себя решительно и благоразумно, и в то же время с терпеливостью и умеренностью, подобающими случаю. После низложения и отлучения епископов, а также формальной отмены епископства г-н Хендерсон завершил разбирательство красноречивым и впечатляющим обращением к членам Ассамблеи, завершившись такими поразительными словами: «Теперь мы разрушили стены Иерихона; пусть тот, кто восстанавливает их, остерегается проклятия Хиила Вефилянина!» [15]

Перед началом собрания были поданы две просьбы: одна содержала звонок г-ну Хендерсону из Сент-Эндрюса, а другая - из Эдинбурга. Будучи очень привязанным к своему приходу Лейхарс, священником которого он был восемнадцать лет, он выразил нежелание покидать его, ссылаясь на то, что теперь он слишком стар, чтобы пустить корни на другой почве. Однако семьдесят пятью голосами было принято решение о переводе его в Эдинбург; на что он согласился при условии, что, когда его настигнет старость, он снова будет отправлен в сельское хозяйство. [15]

Отношения с королем [ править ]

Статуя Александра Хендерсона, западная дверь Сент-Джайлса

Ему звонили в Сент-Эндрюс и Грейфрайерс, Эдинбург, и 10 января 1639 года его перевели в Сент-Джайлс, Эдинбург, заменив Джеймса Хэннея . Он был назначен комиссаром по разработке мирного договора с Англией. [16]

В 1639 году он был одним из уполномоченных, назначенных церковью для рассмотрения статей о мире с королем; и в течение всех последовавших за этим трудных переговоров он вел себя с большой осмотрительностью и откровенностью. [15] На последующем заседании Ассамблеи в августе того же года граф Тракуэр, комиссар его величества, искренне желал, чтобы г-н Хендерсон был переизбран модератором.категорически противится сам г-н Хендерсон и отвергается Ассамблеей, поскольку постоянная модерация противоречит конституции Церкви. 31 числа того же месяца его призвали проповедовать на открытии парламента.по этому случаю он произнес прекрасную речь, в которой с непревзойденным мастерством рассуждал о целях, обязанностях и пользе судей. [15] Он снова был модератором в 1639 году.

Король, отказавшийся ратифицировать некоторые пункты, согласованные во время позднего умиротворения, внезапно приостановил работу парламента, объявил ковенантеров мятежниками и снова приготовился к вторжению в Шотландию. [15] Но успехи шотландской армии, вошедшей в Англию в августе 1640 г., вынудили его согласиться с другим предложением:мир; и в Риппоне началась конференция, которая вскоре после этого была перенесена в Лондон. Г-н Хендерсон был назначен одним из уполномоченных со стороны Церкви для заключения договора, и в течение всего времени егоПроживая в Лондоне, продлившуюся девять месяцев, он старался проповедями и другими способами пропагандировать взгляды членов комиссии; и написал множество талантливых трактатов и статей, некоторые из которых были опубликованы без его участия.название, а другие были представлены комиссарам и парламенту Англии. [17] Прежде чем онпокинул Лондон, он был допущен на частную конференцию с королем, особой целью которой было обеспечение помощи шотландским университетам за счет ренты, ранее принадлежавшей епископам, когда он был милостиво принят своимвеличество. [17]

Назначение в университет [ править ]

В январе 1640 года он был ректором Эдинбургского университета и занимал эту должность до конца своей жизни. [18] [19] В 1640 году городской совет Эдинбурга, с целью сделать систему образования в университете более эффективной, постановил ежегодно назначать ректора этого учреждения и единогласно избрал на эту должность г-на Хендерсона. Он был уполномочен контролировать все вопросы, связанные с поведением директора и профессоров, обучением студентов и распоряжением доходами. На этой должности, которой он, по-видимому, пользовался после переизбрания до самой смерти, он усердно прилагал все усилия, чтобы продвигать интересы этой ученой семинарии. Помимо уделения особого внимания образованию кандидатов на служение, он учредил должность профессора восточных языков - кафедры, которой раньше очень пренебрегали. [17]

В 1640 году Хендерсон был избран ректором городского совета Эдинбургского университета , на эту должность он ежегодно переизбирался до своей смерти. Умиротворение Биркса было вырвано у короля, и шотландцы , видя, что он готовился ко Второй епископской войне, взяли на себя инициативу и настолько энергично надавили на Англию, что Карлу снова пришлось уступить. Созревание мирного договора заняло значительное время, и Хендерсон снова принял активное участие в переговорах, сначала в Рипоне (1 октября), а затем в Лондоне. Находясь в Лондоне, он имел личную беседу с королем с целью получения помощи шотландским университетам за счет денег, ранее использовавшихся на поддержку епископов. [7]

Модераторская деятельность [ править ]

Александр Хендерсон, автор Александр Хэндисайд Ричи , Кладбище Вэлли, Стерлинг [20]
Мемориальная доска Александру Хендерсону, собор Святого Джайлса, Эдинбург

По возвращении Хендерсона в Эдинбург в июле 1641 года Ассамблея заседала в Сент-Эндрюсе . Однако для удобства парламента он переехал в Эдинбург. По возвращении в Эдинбург в июле 1641 года он снова был избран модератором Генеральной Ассамблеи. [17] На этой Ассамблее он предложил разработать исповедание веры, катехизис, руководство для всех частей общественного богослужения и платформу правительства, в которой, возможно, Англия и мы могли бы прийти к согласию. Это решение было одобрено единогласно, и кропотливая работа была передана в руки Хендерсона, но это заметное предложение не привело к каким-либо немедленным результатам.

Во время второго государственного визита Чарльза в Шотландию осенью 1641 года Хендерсон выступал в качестве его капеллана и сумел добиться того, чтобы средства, ранее принадлежавшие епископству Эдинбурга, были направлены в столичный университет. В следующем году Хендерсон, политика которого заключалась в сохранении нейтралитета Шотландии в войне, разразившейся между королем и парламентом, вел переписку с Англией по церковным темам; и вскоре после этого его отправили в Оксфорд, чтобы он был посредником между королем и его парламентом, но его миссия оказалась провальной. [7]

Доставив письмо от ряда служителей в Лондоне с просьбой дать совет относительно правильной формы церковного управления, которую следует принять, поскольку некоторые из их братьев были склонны к независимости, Ассамблея поручила ему ответить на него; и в своем ответе он искренне призывал к единообразию церковного управления в обоих королевствах. Собрание единогласно одобрило выдвинутое им предложение о том, чтобы они предприняли шаги для разработки Исповедания веры, Катехизиса, Управления богослужений и формы правления; и поручил ему подготовить необходимые проекты этих документов. 14 августа король прибыл в Эдинбург, чтобы присутствовать в парламенте; по этому случаю, желая примирить пресвитерианскую партию, он назначил г-на Хендерсона своим капелланом. Во время резиденции его величества в Эдинбурге он каждое утро и вечер совершал семейное богослужение во дворце и часто проповедовал перед ним в королевской часовне Холирудхауса. В этом парламенте были разделены доходы епископств; и г-ном.Усилия Хендерсона, то, что принадлежало епископству и монастырю Эдинбурга, были переданы университету. В качестве вознаграждения за свои кропотливые и дорогостоящие услуги на благо общества он получал вознаграждение от королевской капеллы.Ему были присвоены около 4000 мерков в год. [17]

Поскольку некоторые сообщения, оскорбительные для его репутации, были усердно распространены, на последующем собрании он приступил к долгому и страстному оправданию своего поведения. Его братья единогласно выразили свое сочувствие и заверили его в своей неизменной уверенности; после чего, как нам говорят, к нему вернулось бодрость. [17]

В 1641 году он проповедовал перед королем Карлом в Холируде и был назначен деканом Королевской капеллы . В третий раз он был модератором 2 августа 1643 года и был избран членом Вестминстерской ассамблеи богословов . Он отказался от поста директора колледжа Святой Марии в Сент-Эндрюсе и умер неженатым 19 августа 1646 года. [21] После церкви величайшее служение Хендерсона было посвящено Эдинбургскому университету. [21] «Он был самым способным педагогом и человеком с самым ясным пониманием из всех, кто имел дело с колледжем с момента его основания. Он видел то, чего хотели, и обладал энергией и тактом, необходимыми для достижения этого. Это было бы неоценимым преимуществом. для университетов Шотландии, если бы его жизнь могла быть продлена на двадцать лет» (Grant's Univ. of Edinburgh, i., 209). [21]

Гражданская война [ править ]

В 1642 году, во время гражданской войны в Англии , Хендерсон занимался перепиской с Англией по поводу церковной реформации и унии. Вскоре после этого он был выбран одним из комиссаров, назначенных для поездки в эту страну, но на некоторое время его задержала гражданская война. Стремясь добиться примирения между Карлом и его английскими подданными, он вместе с некоторыми другими видными деятелями пригласил королеву приехать в Шотландию; но это предложение было отклонено королем.

В сопровождении других членов комиссии он затем отправился в Оксфорд, где тогда находилось его величество, чтобы предложить ему посредничество Шотландии; но обезумевший монарх, вместо того, чтобы пойти на некоторые уступки ради мира, попытался убедить его в справедливости его дела, защищал все его действия и выразил свое сильное негодование по поводу интереса, который шотландцы проявили к реформации церкви. в Англии. По возвращении Хендерсона в Эдинбург его поведение на протяжении этих деликатных переговоров было признано Генеральной Ассамблеей «верным и мудрым». [17]

Вестминстерская ассамблея [ править ]

В 1643 году он был в третий раз избран модератором Генеральной Ассамблеи — событие, которое стало примечательным благодаря присутствию английских комиссаров, посланных парламентом с просьбой о их помощи и совете в тогдашних критических обстоятельствах обоих королевств. Он был назначен одним из членов комиссии, которые вскоре после этого отправились в Лондон, чтобы присутствовать на Ассамблее богословов в Вестминстере, представлять там Шотландскую церковь и добиться ратификации Торжественной лиги и Соглашения этой Ассамблеей и обеими палатами парламента. ; что соответственно и было сделано 25 сентября.В течение следующих трех лет он оставался в Лондоне, неустанно помогая Вестминстерской ассамблее в подготовке публичных формуляров для религиозного союза между тремя королевствами. [17]

Памятное заседание Генеральной Ассамблеи состоялось в августе 1643 года. Хендерсон был избран модератором в третий раз. Он представил проект знаменитой Торжественной лиги и Завета , который был принят с большим энтузиазмом. В отличие от Национального договора 1638 года, который распространялся только на Шотландию, этот документ был общим для обоих королевств. Хендерсон, Бэйли, Резерфорд и другие были отправлены в Лондон, чтобы представлять Шотландию в Ассамблее в Вестминстере . Торжественная лига и пакт, которые обязались обе страны искоренить прелатство, оставив дальнейшее решение относительно церковного управления на основе примера лучших реформированных церквей, после некоторых небольших изменений были приняты обоими парламентами, парламентом Шотландии и парламентом. Парламент Англии и, таким образом, стал законом для двух королевств. Посредством этого Хендерсон оказал значительное влияние на историю Великобритании. [7]

В качестве шотландского комиссара Вестминстерской ассамблеи он находился в Англии с августа 1643 по август 1646 года, и его основной работой было составление Руководства по общественному богослужению . [7]

Последние дни [ править ]

Надпись на надгробии Александра Хендерсона, Грейфрайарс Киркьярд
Могила Александра Хендерсона, Грейфрайарс Киркьярд [22]
Могила Александра Хендерсона, Грейфрайарс Киркьярд

В начале 1645 года Хендерсон был отправлен на Аксбриджский договор, чтобы помочь комиссарам двух парламентов в переговорах с королем, но из конференции ничего не вышло. В 1646 году король присоединился к шотландской армии ; и, удалившись с ними в Ньюкасл-апон-Тайн , он послал за Хендерсоном и обсудил с ним две системы церковного управления в ряде газет. Тем временем здоровье Хендерсона ухудшалось. Он отплыл в Шотландию и умер через восемь дней после прибытия, 19 августа 1646 года. Он был похоронен в Грейфрайарс-Киркьярд , Эдинбург; [22] могила находится в юго-западной части возле мавзолея Адама. Его смерть стала поводом для национального траура в Шотландии. [7]

7 августа Бэйли написал, что слышал, что Хендерсон умирает от горя. В Лондоне был опубликован документ, якобы являющийся заявлением г-на Александра Хендерсона, сделанного на смертном одре, и, хотя этот документ был отвергнут, осужден и признан ложным на Генеральной Ассамблее в августе 1648 года, Кларендон использовал этот документ как создавая впечатление, что Хендерсон отрекся. В основу его, вероятно, легли определенные выражения, сокрушающиеся о вмешательстве Шотландии в дела Англии. [7]

Провал этого последнего предприятия стал фатальным для и без того подорванного здоровья Хендерсона. В июне 1645 года он пострадал от гравия и попробовал воды Эпсома; теперь у него проявлялись симптомы упадка. Бэйли 7 августа написал, что слышал, что «умирает от горя». Он отплыл из Ньюкасла в Лейт и вернулся домой в Эдинбург. Здесь он обедал с сэром Джеймсом Стюартом и был чрезвычайно весел и сердечен, но сказал: «Никогда не было школьника, более жаждущего увидеть пьесу, чем я, чтобы покинуть этот мир». Он составил завещание 17 августа и умер 19 августа 1646 года.

В начале 1645 года он был назначен помогать комиссарам парламентов Англии и Шотландии в заключении договора между ними и королем в Аксбридже. После разрыва договора он вернулся в Лондон. Весной 1646 года, когда король отдался в руки шотландской армии, он послал за мистером Хендерсоном, который считался наиболее компетентным человеком, способным справиться с его величеством в его тогдашних обстоятельствах. Он прибыл в Ньюкасл примерно в середине мая и получил радушный прием от короля, но вскоре понял, что Карл, как никогда, не желает соглашаться на установление пресвитерианства. Было решено, что сомнения, которые испытывал король, должны быть обсуждены в серии документов между его величеством и мистером Хендерсоном. Они продолжались с 29 мая по 15 июля. Их восемь: пять от короля, которому помогал сэр Роберт Мюррей, и три от его почтенного противника. Здоровье г-на Хендерсона было сильно подорвано, и он был вынужден перебраться морем в Эдинбург, где и умер 19 августа 1646 г.63-й год его возраста. Его тело было похоронено на кладбище Грейфрайерс, где племянник установил памятник в его память. [23]

Работает [ править ]

  • Правительство и орден Шотландской церкви (1641 г.) [1] https://archive.org/details/govordero00hend
  • Ответы некоторых братьев-служителей: на ответы министров и профессоров богословия в Абердине относительно позднего завета (1638 г.) https://archive.org/details/answeresofsomebr00hend
  • Реформация церковного управления в Шотландии: очищение от некоторых ошибок и предрассудков (1644 г.) https://archive.org/details/reformationofchu00hend
  • Проповедь, произнесенная перед уважаемой Палатой общин во время их позднего торжественного поста в среду, 27 декабря 1643 г. [электронный ресурс] https://archive.org/details/asermonpreached00commgoog
  • Общие требования относительно позднего завета, выдвинутые служителями и профессорами богословия в Абердине: некоторым достопочтенным братьям, которые пришли туда, чтобы рекомендовать им поздний завет...: вместе с ответами этих достопочтенных братьев на указанные требования... ( 1662) https://archive.org/details/gendem00univ
  • Проповеди, молитвы и обращения с кафедры (печать 1867 г.) https://archive.org/details/sermonsprayerspu00hend
  • Ремонстрация дворянства и т. д. в Королевстве Шотландия, оправдывающая их и их судебные разбирательства по преступлениям, в которых они обвиняются в поздней Прокламации в Англии (1639 г.)
  • Правительство и порядок Шотландской церкви (Эдинбург, 1641 г.; другое издание, 1690 г.)
  • Речь, произнесенная непосредственно перед принятием Пакта Палатой общин и Собранием богословов (Эдинбург, 1643 г.)
  • Три отдельные проповеди, произнесенные перед зданием парламента (Лондон, 1644, 1644, 1645 гг.)
  • Епископский документ / м (Эдинбург, 1762 г.)
  • Заявление на смертном одре [относительно короля Карла] (1648 г.)
  • Проповеди, молитвы и обращения с кафедры, отредактированные на основе оригинального манускрипта. Э. Томсон Мартин (Эдинбург, 1867 г.).

Ссылки [ править ]

Цитаты

Источники

Дальнейшее чтение [ править ]

Современную библиографию см. в статье Л. Чарльза Джексона.
Библиография Прингла Томсона:

  • Эйтон — Жизнь и времена Александра Хендерсона. (1836)
  • МакКри — Жизнь Александра Хендерсона. (Эдинбург: 1846 г.)
  • Преподобный Г.В. Томсон — Александр Хендерсон. (Лекции о евангелической преемственности: 1883 г.)
  • Национальный биографический словарь — Статья: Александр Хендерсон.
  • Бэйли — Письма и журналы. (Эдинбург: 1765 г.)
  • Хьюм Браун — История Шотландии. (Кембридж: 1905 г.)
  • Каннингем — Церковная история Шотландии. (Эдинбург: 1882 г.)
  • Бернет - История его времен. (1724–34)
  • Бёрнет — Мемуары двух герцогов Гамильтона. (1677)
  • Кларендон — История восстания. (1764)
  • Гардинер — История Великой гражданской войны. (1893)
  • Гардинер (ред.) — Документы Гамильтона. (1880)
  • Нил - История пуритан (Tonliner). (1822)
  • Гатри — Мемуары. (1702)
  • Нэпьер — Жизнь и времена Монтроуза. (1840)
  • Петеркин - Отчеты Шотландской церкви. (1838)
  • Сполдинг — История. (1850-1)
  • Ротес — Родство. (1830)
  • Уишарт — Мемуары Монтроуза. (1893)
  • Сэнфорд Терри — Жизнь Александра Лесли. (1899)
  • Митчелл и Струтерс (ред.) - Протокол Вестминстерской ассамблеи. (1874)
  • Дневник Уорристона — Шотландец. Хист. Соц. (1896)
  • Переписка Де Монтерёля — Шотландии. Хист. Соц. (1897)
  • Грант — История Эдинбургского университета. (1884)
  • Календарь государственных бумаг правления Карла Л.
  • Массон — Жизнь Мильтона. 6 томов. (Лондон: 1881–1894 гг.)
  • Брайс - История старой церкви Серых монахов в Эдинбурге, с главой о подписании Национального договора в 1638 году, автор Д. Хэй Флеминг, доктор юридических наук. (конец библиографии Прингла Томсона)


Библиография Александра Гордона (министр-унитарист написал статью в Национальном биографическом словаре):

  • Современной биографии Хендерсона не существует; эскиз Томаса МакКри , первоначально опубликованный в журнале Christian Instructor, vol. x., переиздается в его работах, редактировался Т. Томсоном, Эдинбург, 1846 г., и лег в основу статьи в «Словаре выдающихся шотландцев» Роберта Чемберса, 1832 г.
  • «Жизнь и времена Хендерсона» Эйтона, 1836 г., представляет собой работу, представляющую собой масштабное исследование первоисточников, включая материалы, которые тогда еще не печатались.
Слева направо: Хендерсон, Нокс , Мелвилл . Кладбище Вэлли, Стерлинг
Брошь «Разрушение» с изображением могил Эндрю Мелвилла , Джона Нокса , Дэвида Уэлша , Джеймса Ренвика и Александра Хендерсона.
  • История Стивенсона. Церкви Шотландии, 1753–1757 гг.
  • История Сполдинга (Клуб Баннатайн), 1840 г.
  • Родственники Ротесов (Клуб Баннатайн), 1830 г.
  • Письма и журналы Бэйли (Клуб Баннатайн), 1841–1842 гг.
  • История Роу. Кирка (Wodrow Soc.), 1842 г.
  • Переписка Водроу (Wodrow Soc.), 1842–1843 гг.
  • Избранные биографии Водроу (Wodrow Soc.), 1845–1846 гг.
  • Aerius Redivivus Хейлина, 1670, стр. 477
  • История Бернета. своего времени, 1823 г.
  • Мемуары Бёрнета о герцогах Гамильтонских, 1677 г.
  • История Кларендона. Восстания, 1720 г.
  • История Нила. пуритан (Тулмин), 1822 г., iii. 216 кв., т. 2. v. Приложение. 10
  • «Исполнение Писания» Флеминга, 1726, с. 191
  • Кольерс Эккл. Хист. (Бархэм), 1841 г., viii. 293 кв.
  • Grub's Eccl. Хист. Шотландии, 1861 г., тт. ii. iii.
  • Постная церковь Хью Скотта шотландцы
  • Акты Генерального собрания гл. Шотландии, 1843 г.
  • Вестмейские протоколы Митчелла и Струтерса. Ассамблея, 1874 г.
  • Вестм Митчелла. Ассамблея, 1883 г.
  • История Гранта об университете. Эдинбурга, 1884 г., т.е. 207 кв.
  • Билет Бёрджесса из коллекции Лэнга, библиотека Эдинбургского университета, № 371.
  • Биографии в Scots Worthies, 1862, стр. 338 кв.
  • Шотландская нация Андерсона, 1872 г., ii. 454 кв., к Айтону добавить нечего. По вопросу о его заявлениях на смертном одре см. также «Полную историю» Сандерсона. Карла I, 1658 г.
  • Защита Холлингворта Карла I, 1692 г.
  • Письмо Ладлоу Холлингворту, 1692 г.
  • и ответы обоих
  • Жизнь Джона Сейджа, 1714 г. (епископ Гиллан)
  • Письмо Логана Раддиману, 1749 г. (конец библиографии Александра Гордона)


Библиография Хью Скотта:

  • Жизнь и времена, Джон Эйтон, доктор медицинских наук
  • Квартира Бэйли.
  • Христианин. Маг., х.
  • Аналитика и история Водроу
  • Действует Париж., v.
  • Университет Гранта, т.е.
  • Харак Ливингстона.
  • Илисты Бёрнета, Стивенсона и Кука.
  • Могила.,
  • Эдин. Граф. и Тест. Рег.
  • Ридс Вестм. Божества
  • Шотландец Тернера. Сецесс.
  • Жизнь Дж. Брауна Локерби
  • Жизнь МакКри
  • Александр Хендерсон из Pringle Thomson
  • Дикт. Нат. Биог.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8491d148f087df21a5559db1dac219d__1716467280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/9d/e8491d148f087df21a5559db1dac219d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Henderson (theologian) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)