Наука как призвание
Наука как призвание (нем. Wissenschaft als Beruf ) — текст лекции, прочитанной в 1917 году в университете немецким Мюнхенском социологом и политэкономом Максом Вебером . [1] Оригинальная версия была опубликована на немецком языке, но как минимум два перевода на английский язык . существует [2] [3] «Наука как призвание» — первая из двух лекций «Призвание», прочитанных Вебером. Вторая лекция « Политика как призвание » была прочитана в январе 1919 года также в Мюнхене.
Краткое содержание
[ редактировать ]В книге «Наука как призвание » Вебер взвесил преимущества и недостатки выбора карьеры академика в университете, изучающего естественные или гуманитарные науки. Вебер исследует вопрос: «В чем ценность науки?» и фокусируется на природе этики, лежащей в основе научной карьеры. Наука, по Веберу, дает методы объяснения и средства обоснования позиции, но она не может объяснить, почему вообще стоит занимать эту позицию; это задача философии . Ни одна наука не свободна от предположений, и ценность науки теряется, когда ее предположения отвергаются.
В какой-то момент лекции Вебер сравнивает природу работы художника с работой ученого. Он утверждает, что работа художника может быть реализована; работа ученого, с другой стороны, по самой своей природе предназначена для того, чтобы ее превзошли.
Вебер считает, что наука никогда не сможет ответить на фундаментальные вопросы жизни, например, указать людям, как прожить свою жизнь и что ценить. Ценность, утверждает он, может быть получена только из личных убеждений, таких как религия . Далее он выступает за разделение разума и веры, отмечая, что каждый из них имеет свое место в соответствующей области, но, если его пересечь, он не может работать.
Вебер также отделяет факт от ценности в политике. Он утверждает, что учитель должен передавать знания ученикам и учить их логически разъяснять вопросы – даже политические вопросы – но учителя никогда не должны использовать класс для идеологической обработки или проповеди своих личных политических взглядов.
Вебер также делает некоторые практические комментарии по поводу исследований и преподавания. Он отмечает, что хорошие ученые могут быть плохими учителями и что качества, которые делают человека хорошим ученым или хорошим мыслителем, не обязательно являются теми же качествами, которые делают человека хорошим лидером или примером для подражания.
Встречаться
[ редактировать ]Были некоторые споры о том, когда Вебер прочитал эту лекцию. В более старых источниках часто указывается 1918 год. Но на основании ряда данных ученые теперь полагают, что Вебер читал эти лекции в 1917 году. [4]
Переводы
[ редактировать ]Вебер, Макс (1946). Наука как призвание , в книге Макса Вебера, тр. и изд. Х. Х. Герта и К. Райта Миллса. Нью-Йорк: Свободная пресса.
Вебер, Макс (2004). Наука как призвание, в «Лекциях по призванию», тр. Родни Ливингстона, под редакцией Дэвида Оуэна и Трейси Стронг (Иллинойс: Hackett Books).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вебер 1946 г.
- ^ Вебер 1946 г.
- ^ Вебер 2004 г.
- ^ Джозефсон-Шторм, «Заметка о датировке науки Макса Вебера как призвания» https://absolute-disruption.com/2017/10/24/a-note-on-the-dating-of-max-webers -наука как призвание/
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оригинальный текст «Наука как профессия» в немецком Wikisource.
- Электронная онлайн-книга «Наука как призвание»
- Наука как профессия : электронная книга онлайн