Внутримирской аскетизм
Внутримировой аскетизм охарактеризовал Макс Вебер в «Экономике и обществе» как концентрацию человеческого поведения на деятельности, ведущей к спасению в контексте повседневного мира. [1]
Он видел в этом главное влияние на возникновение современности и технологического мира. [2] эта точка зрения развита в «Протестантской этике и духе капитализма» .
Четырехкратная типология
[ редактировать ]религии Вебера Типология противопоставила различие между аскетизмом и мистицизмом ориентациями на внутренний и потусторонний мир, образовав четырехчастный набор религиозных типов. [3] [4] По мнению Талкотта Парсонса, потусторонние позиции не давали рычагов воздействия на социально-экономические проблемы, а мистики внутреннего мира не придавали значения окружающему их материальному миру. [5] внутримирской подвижник действовал внутри учреждений мира, будучи против них и как орудие Божие. Однако Стефан Залесский показал, что внутримировая мистика, то есть магия, заинтересована в активном преобразовании действительности. [4]
В религиях, которые могут быть охарактеризованы аскетизмом внутреннего мира, мир представляется религиозному виртуозу как его ответственность. [6]
Рационализм
[ редактировать ]Для Вебера мирской аскет — рационалист. Он рационализирует свое поведение, но также отвергает поведение, которое является особенно иррациональным, эстетичным или зависящим от его собственных эмоциональных реакций на мир. [7]
Внутримирской аскетизм, в том числе прежде всего протестантизм , учил исполнению обязанностей в мире как единственному способу доказательства религиозных заслуг. Его акцент на важности своего призвания способствовал дифференциации жизненных сфер, в то время как его рациональность способствовала акценту на естественном законе. [8] – дальнейшие аспекты, усиливающие постулируемое Вебером влияние такого аскетизма на развитие капитализма , [9] или, скорее, особый тип капитализма, который Вебер считал отмеченным «рациональной организацией и институционализацией социальных отношений… рациональным буржуазным капитализмом». [10]
Критика
[ редактировать ]Критики поставили под сомнение обоснованность связи Вебера кальвинизма и, в частности, предопределения с возникновением капиталистического духа; [11] а также в более общем плане оспаривание любой внутренней или коррелятивной связи между протестантизмом и капитализмом. [12]
Постмодернизм в его отказе от метанарративов [13] отверг теорию Вебера как один (европоцентричный) аспект таких великих сказок; [14] хотя Фредрик Джеймсон считает, что это освещает по крайней мере один аспект буржуазной культурной революции. [15] — психосоциологическая трансформация, сопровождавшая переход от традиционного аграрного общества к современной городской мир-системе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Г. Р. Элтон, Европейская реформация (1969), с. 278
- ^ Джон О'Нил, Социология как торговля кожей (1972), с. 14 и с. 60
- ^ Талкотт Парсонс , Введение, Макс Вебер, Социология религии (1971), с. ли
- ^ Перейти обратно: а б Павел Стефан Залесский «Идеальные типы в социологии религии Макса Вебера: некоторые теоретические источники вдохновения для изучения религиозной сферы», Польское социологическое обозрение № 3 (171) / 2010 г.
- ^ Парсонс, с. ли-лии
- ^ Вебер, Макс. «Аскетизм, мистика и спасение». В экономике и обществе; Очерк интерпретирующей социологии . Нью-Йорк: Бедминстер Пресс, 1968. 542.
- ^ Вебер, Макс. «Аскетизм, мистика и спасение». В экономике и обществе; Очерк интерпретирующей социологии . Нью-Йорк: Bedminster Press, 1968. 544.
- ^ Дэвид Оуэн, Зрелость и современность (1994), с. 11-7
- ^ Питер Гей, Фрейд (1989), с. 528
- ^ Вебер, Социология, с. 183 и с. ликс
- ^ Гай Оукс, «То, что не умрет: заметки об опровержении» в Х. Лемане/Г. Рот Эдс, Протестантская этика Вебера (1995)
- ^ Элтон, с. 312-8
- ^ Р. Аппиганези/C. Гарратт, Постмодернизм для начинающих (1995), с. 102
- ^ Леманн, с. 5
- ^ М. Хардт/К. Уикс, Читатель Джеймсона (2005), с. 51
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристофер Хилл , «Протестантизм и рост капитализма», в книге « Изменения и преемственность в Англии семнадцатого века» (1974).
- «Капитализм и Реформация», ПК Гордон Уокер, Обзор экономической истории ноябрь 1937 г.
- Редактор Р.В. Грина, Протестантизм и капитализм: тезис Вебера и его критики (1959)