Дихотомия Восток-Запад
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2021 г. ) |

В социологии дихотомия Восток -Запад — это воспринимаемая разница между Восточным и Западным мирами. Культурные и религиозные , а не географические границы разделения Востока и Запада не фиксированы, а варьируются в зависимости от критериев, принятых людьми, использующими этот термин.
Эта концепция , используемая при обсуждении таких исследований, как менеджмент , экономика , международные отношения и лингвистика , подвергается критике за игнорирование региональной гибридности . [ 1 ]
Подразделения
[ редактировать ]Концептуально границы носят культурный, а не географический характер, в результате чего Австралия и Новая Зеландия обычно группируются в Запад (несмотря на то, что географически они находятся на востоке), тогда как исламские страны, независимо от местоположения, сгруппированы на Востоке. [ 2 ] Однако в Европе есть несколько регионов с мусульманским большинством, которые не соответствуют этой дихотомии. [ нужна ссылка ] Культурную линию может быть особенно сложно провести в регионах культурного разнообразия, таких как Босния и Герцеговина , граждане которой могут сами идентифицировать себя как Восток или Запад в зависимости от этнического или религиозного происхождения. [ 2 ] Далее, жители разных уголков мира по-разному воспринимают границы; например, некоторые европейские ученые определяют Россию как Восток, но большинство согласны с тем, что это вторая дополняющая часть Запада, [ 3 ] и исламские страны считают его и другие преимущественно христианские страны Западом. [ 2 ] Еще один вопрос, оставшийся без ответа, заключается в том, является ли Сибирь (Северная Азия) «восточной» или «западной». [ нужна ссылка ]
Исторические концепции
[ редактировать ]
Эта концепция использовалась как в «восточных», так и в «западных» странах. Японский китаевед Татибана Сираки в 1920-х годах писал о необходимости объединить Азию — Восточную Азию , Южную Азию и Юго-Восточную Азию, но исключая Центральную Азию и Западную Азию — и сформировать «Новый Восток», который мог бы объединиться в культурном отношении, балансируя против Запада. [ 4 ] Япония продолжала широко использовать концепцию, известную как паназиатизм , на протяжении всей Второй мировой войны в пропаганде . [ 5 ] В Китае это было выражено во время Холодной войны в речи Мао Цзэдуна в 1957 году . [ 6 ] который выдвинул лозунг, сказав: «Это война между двумя мирами. Западный ветер не может преобладать над восточным ветром; восточный ветер обязательно преобладает над западным ветром». [ 7 ]

Для западных писателей в 1940-х годах это стало связано с идеей агрессивного, «разочарованного национализма», который рассматривался как «по сути анти- или незападный»; социолог Фрэнк Фуреди писал: «Уже существовавшая интеллектуальная оценка европейского национализма адаптировалась к росту разнообразия Третьего мира путем развития пары зрелого западного и незрелого восточного национализма... Эта дихотомия Востока и Запада стала общепринятой частью западной политики. теория». [ 8 ]
Книга «Ориентализм » Эдварда Саида 1978 года оказала большое влияние на дальнейшее установление концепций дихотомии Востока и Запада в западном мире, внося в лекции в колледжах понятие Востока как «характеризующегося религиозной чувствительностью, семейными социальными порядками и вечными традициями». в отличие от западной «рациональности, материально-технического динамизма и индивидуализма». [ 9 ]
Совсем недавно разделение было также сформулировано на исламский «Восток» и американский и европейский «Запад». [ 10 ] [ 11 ] Критики отмечают, что исламская/неисламская дихотомия Восток-Запад осложняется глобальным распространением исламского фундаментализма и культурным разнообразием внутри исламских стран, что выводит аргумент «за рамки дихотомии Восток-Запад и превращает его в трехстороннюю ситуацию». [ 12 ]
Приложения
[ редактировать ]Дихотомия Восток-Запад использовалась при изучении ряда тем, включая менеджмент, экономику и лингвистику. «Создание и управление знаниями» (2007) рассматривает это как разницу в организационном обучении между западными культурами и восточным миром . [ 13 ] Он широко использовался при изучении периода быстрого экономического роста, который был назван «восточно-азиатским чудом» в сегментах Восточной Азии , особенно в « азиатских тиграх» , после Второй мировой войны . [ 14 ] Некоторые социологи, разделяя Запад как модель современности, предложенную Арнольдом Дж. Тойнби , воспринимают экономическую экспансию как признак « вестернизации » региона, но другие ищут объяснение в культурных/расовых особенностях Востока. , охватывающий концепции фиксированной восточной культурной идентичности в феномене, описанном как «Новый ориентализм». [ 2 ] [ 15 ] Оба подхода к дихотомии Восток-Запад подверглись критике за неспособность принять во внимание историческую гибридность регионов. [ 16 ]
Эта концепция также была использована при изучении межкультурной коммуникации . Широко распространено мнение, что азиаты придерживаются «индуктивной речевой модели», в которой к основной теме обращаются косвенно, но говорят, что западные общества используют «дедуктивную речь», в которой говорящие сразу же формулируют свою точку зрения. [ 17 ] Это объясняется более высоким приоритетом среди азиатов гармоничных взаимоотношений, но говорят, что жители Запада отдают приоритет прямому общению. [ 18 ] В книге 2001 года «Межкультурная коммуникация: дискурсивный подход» дихотомия Восток-Запад лингвистически описывается как « ложная дихотомия », отмечая, что как азиатские, так и западные носители используют обе формы общения. [ 19 ]
Критика
[ редактировать ]
Помимо трудностей с определением регионов и игнорирования гибридности, дихотомия Восток-Запад подвергалась критике за создание искусственной конструкции регионального объединения, которая позволяет одному голосу претендовать на власть говорить от имени множества. В книге «Триумф Востока?» Марк Т. Бергер говорит о проблеме, связанной с исследованием «восточно-азиатского чуда»:
Историческая сила дихотомии Восток-Запад и устоявшиеся концепции культуры/расы, с которыми она связана, все чаще позволяют национальным элитам региона говорить не только от имени своих «наций», но даже от имени Азии и азиатов. ... Есть многочисленные примеры того, как западные ученые, стремясь бросить вызов гегемонии Северной Америки и/или Запада как в материальном, так и в дискурсивном плане, в конечном итоге некритически отдают предпочтение элитным нарративам о власть имущих в Азии как подлинных представителях конкретной незападной нации или социальной формации (а также способствующей [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Столкновение цивилизаций
- Культурные дебаты между Востоком и Западом в Китае начала 20 века
- Глобальный Север и Глобальный Юг
- Культурная карта мира Инглхарта – Вельцеля
- Восточный деспотизм
- ориентализм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Что мы подразумеваем под Западом - Институт исследований внешней политики
- ^ Jump up to: а б с д Мештрович, Степан (1994). Балканизация Запада: слияние постмодернизма и посткоммунизма . Рутледж . п. 61. ИСБН 0-203-34464-2 .
- ^ МакГилкрист, Фелиситас. «Метафорическая политика: является ли Россия западной?» . Нация в процессе формирования: включение и исключение в Центральной Азии? .
- ^ Ли, Линкольн (1996). Фактор Китая в современной японской мысли: случай Тачибаны Сираки, 1881–1945 гг . Серия SUNY по китайской философии и культуре. СУНИ Пресс . стр. 104–105. ISBN 0-7914-3039-1 .
- ^ Ирие, Акира (2002). Глобальное сообщество: роль международных организаций в построении современного мира . Издательство Калифорнийского университета . п. 87. ИСБН 0-520-23127-9 .
- ^ Кау, Джон К.; Люнг (1992). "Примечания". Сочинения Мао Цзэдуна, 1949–1976: январь 1956 г. – декабрь 1957 г. Сочинения Мао Цзэдуна. Том. 2. М.Э. Шарп . п. 773. ИСБН 0-87332-392-0 .
- ^ Цзэдун, Мао (1992). Кау, Майкл Ю.М.; Люнг, Джон К. (ред.). Сочинения Мао Цзэдуна, 1949–1976: январь 1956 г. – декабрь 1957 г. Сочинения Мао Цзэдуна. Том. 2. М.Э. Шарп. п. 775. ИСБН 0-87332-392-0 .
- ^ Фюреди, Франк (1994). Колониальные войны и политика национализма третьего мира . ИБТаурис. стр. 115–116.
- ^ Барнетт, Сюзанна Уилсон; Ван Джей Саймонс (2000). Азия в учебной программе бакалавриата: аргументы в пользу азиатских исследований в гуманитарном образовании . Восточные ворота. Я Шарп. п. 99 . ISBN 0-7656-0546-5 .
- ^ Мештрович, 63.
- ^ См. также Чауан, Эухенио (2006). «Дихотомия Востока и Запада: исламофобия». В Шенкере, Гилель; Зиад, Абу Зайад (ред.). Исламофобия и антисемитизм . Палестино-израильский журнал. Издательство Маркуса Винера. стр. 25–32. ISBN 1-55876-403-8 .
- ^ Хатиб, Лина (2006). Съемки современного Ближнего Востока: политика в кинотеатрах Голливуда и арабского мира . Библиотека современных исследований Ближнего Востока, Библиотека международных отношений. Том. 57. ИБ Таврида . стр. 166–167, 173. ISBN. 1-84511-191-5 .
- ^ Ичидзё, Кадзуо; Икуджиро Нонака (2007). Создание знаний и управление ими: новые задачи для менеджеров . Издательство Оксфордского университета, США. п. 280. ИСБН 978-0-19-515962-2 .
- ^ Норберг, Йохан (2003). В защиту глобального капитализма . Институт Катона. п. 99. ИСБН 1-930865-46-5 .
- ^ Бергер, Марк Т. (1997). «Триумф Востока? Восточноазиатское чудо и капитализм после холодной войны» . В Борере, Дуглас А. (ред.). Подъем Восточной Азии: критические взгляды на Тихоокеанский век . Рутледж. стр. 260–261, 266 . ISBN 0-415-16168-1 .
- ^ Бергер, 275.
- ^ Ченг, Винни (2003). Межкультурный разговор . Прагматика и не только. Том. 118. Издательство Джона Бенджамина . п. 51. ИСБН 90-272-5360-9 .
- ^ Ченг, 53.
- ^ Сколлон, Рональд (2001). Межкультурная коммуникация: дискурсивный подход . Язык в обществе. Том. 21 (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. стр. 94–95. ISBN 0-631-22418-1 .
- ^ Бергер, 276
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Балансирование Востока, обновление Запада; «Большая стратегия США в эпоху потрясений» , Збигнев Бжезинский, январь/февраль 2012 г., Foreign Policy
