Лаоцзы
| |
---|---|
Рожденный |
|
Умер | Трад. 5 век до н.э. |
Заметная работа | Тао Те Чинг |
Эра | Древняя философия |
Область | Китайская философия |
Школа | даосизм |
Известные идеи |
Почетное имя | |||
---|---|---|---|
китайский | Лао Цзы | ||
Ханью Пиньинь | Лозоу | ||
Буквальный смысл |
| ||
| |||
Личное имя | |||
китайский | 李Ли Эр | ||
Ханью Пиньинь | Лю Эр | ||
| |||
Любезное имя | |||
Традиционный китайский | 李伯Ли Боян | ||
Упрощенный китайский | 李伯Ли Боян | ||
Ханью Пиньинь | Ли Боян | ||
| |||
Посмертное имя | |||
китайский | |||
Ханью Пиньинь |
| ||
| |||
Теоним | |||
китайский | Лаоцзюнь | ||
Ханью Пиньинь | Лооджун | ||
Буквальный смысл | Старый Лорд | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Лао Цзы | ||
Хирагана | воск | ||
Катакана | Роуши | ||
|
Часть серии о |
даосизм |
---|
Лаози ( / ˈ l aʊ d z ə / , китайский : 老子 ), также латинизированный как Лао Цзы и другими способами , был полулегендарным древнекитайским философом , автором « Дао Дэ Цзин» , основополагающего текста даосизма наряду с Чжуанци . Лаоцзы — китайское почетное звание , обычно переводимое как «Старый мастер». Современные ученые обычно считают его биографические подробности вымышленными, а его опус - результатом сотрудничества. Традиционные источники говорят, что он родился как Ли Эр в VI веке в штате Чу до нашей эры в период весны и осени в Китае , служил королевским архивариусом при дворе Чжоу в Ванчэне (в современном Лояне ), встретился с Конфуцием однажды и произвел на него впечатление. и составил « Дао Дэ Цзин» за один сеанс, прежде чем удалиться в западную пустыню.
Центральная фигура китайской культуры , Лао-цзы обычно считается основателем даосизма. Его считали и почитали как предка династии Тан VII–X веков , а в современном Китае его почитают как прародителя популярной фамилии Ли . В некоторых сектах даосизма, китайского буддизма , конфуцианства и китайской народной религии считается, что после этого он стал бессмертным отшельником . [2] Некоторые приверженцы даосизма считали, что Дао Дэ Цзин был аватаром – воплощенным в виде книги – бога Лаоцзюня , одного из Трех Чистых в даосском пантеоне, хотя немногие философы верят в это. [3] «Дао Дэ Цзин» оказал глубокое влияние на китайские религиозные движения и на последующих китайских философов, которые широко комментировали, хвалили и критиковали эти тексты. В 20-м веке текстовая критика со стороны современных историков привела к появлению теорий, ставящих под сомнение время или даже существование Лао-цзы, утверждая, что полученный текст Дао Дэ Цзин не был составлен до 4-го века до нашей эры периода Воюющих царств и был продуктом нескольких авторов.
Имя
[ редактировать ]Лаоцзы / ˈ l aʊ d z ə / — это современная латинизация 老子 , написанная пиньинь . Это не личное имя, а скорее почетный титул , означающий «старый» или «почтенный». Его структура соответствует структуре других древних китайских философов, таких как Конг-цзы , Мэн-цзы и Чжуанцзы . [4]
Традиционные источники дают Лао-цзы личное имя Ли Эр ( 李李耳 , Lǐ Ěr ), чье древнекитайское произношение было реконструировано как *C.rəʔ C.nəʔ . [1] Ли — распространенная китайская фамилия , которая также имеет значение « слива » или сливовое дерево, когда используется как нарицательное существительное; Существует легенда, связывающая рождение Лао-цзы со сливовым деревом. [5] Лао-цзы издавна отождествляли с личностью Лао Дань ( 老 聃 , Ло Дан ). [6] [7] [8] Дэн также означает «Длинноухий» или «Длинноухий». Иероглиф 耳 по-китайски означает «ухо». [9]
Записано, что Лаоцзы носит любезное имя Боян ( 伯伯陽 , Bóyáng ), чье древнекитайское произношение было реконструировано как *pˤrak laŋ . [1] Иероглиф 伯 был титулом старшего сына, рожденного от основной жены, или дяди в семье отца, который был старше отца, также использовался как дворянский титул, указывающий на главу аристократического рода, правившего над малыми и средними владениями. и как общий знак уважения. Символ 陽 — это Ян , солнечная и мужская жизненная сила в даосской вере. Однако Лао Дань, похоже, использовался в более широком смысле, в том числе Сыма Цянем в его «Записках великого историка» : [10] в Чжуанцзы , [10] и некоторыми современными учеными. [11]
Личность
[ редактировать ]К середине двадцатого века среди западных ученых возник консенсус в отношении того, что историчность человека, известного как Лао-цзы, сомнительна и что Дао Дэ Цзин представляет собой «сборник даосских высказываний, составленных многими руками». [12] [13] автор был придуман впоследствии. [14] Заметное отсутствие в книге центральной фигуры Учителя ставит ее в резкий контраст почти со всеми другими ранними китайскими философскими произведениями. [15]
По состоянию на 2023 год [update], самая старая рукопись, содержащая текст из Дао Дэ Цзин, датируется концом 4 века до нашей эры и написана на бамбуковых пластинках , раскопанных как часть пластинок Годянь Чу . Однако они смешаны с цитатами из других работ, что указывает на то, что Дао Дэ Цзин все еще подвергался пересмотру и модификациям. [16] Самые старые рукописи Дао Дэ Цзин в полной форме были обнаружены в гробнице в Мавандуе и датируются началом II века до нашей эры. [17] Анализ ранних комментариев к отрывкам, которые появляются в полученном Дао Дэ Цзин, подтверждает аккреционную эволюцию текста, а не единичное событие авторства. [18]
Традиционные аккаунты
[ редактировать ]Самая ранняя биографическая ссылка на Лао-цзы находится в «Записках великого историка I века до нашей эры» Сыма Цяня . Представлены многочисленные отчеты о биографии Лао-цзы, при этом Сыма Цянь выражает различные уровни сомнений в своих источниках. [19]
В одном из отчетов Сыма Цянь сообщает, что Лаоцзы считался современником Конфуция в VI или V веке до нашей эры. Его личное имя было Эр или Дэн. Он родился в деревне Курен ( 曲仁里 , Qūrén lǐ ) в южном штате Чу , [20] на территории современного Луи в провинции Хэнань . [21] Говорят, что он был сыном главного цензора династии Чжоу и госпожи Ишоу ( 益壽氏 ) и был ученым, который работал хранителем архивов при королевском дворе Чжоу. Сообщается, что это позволило ему получить широкий доступ к произведениям Желтого Императора и другим классикам того времени, и перед отъездом на запад он написал книгу, состоящую из двух частей.
В другом случае Лао-цзы был другим современником Конфуция по имени Лао Лайцзы ( 老莱子 ), одним из Двадцати четырёх сыновних образцов , и написал книгу, состоящую из 15 частей. История рассказывает о Воине Цзуне, который побеждает врага и одерживает победу, а затем бросает трупы вражеских солдат на съедение стервятникам. По совпадению, Лао-цзы, путешествующий и обучающий пути Дао, появляется на сцене и оказывается отцом Цзуна, с которым его разлучили в детстве. Лао-цзы говорит своему сыну, что лучше относиться к побежденному врагу уважительно и что неуважение к его мертвым заставит его врагов жаждать мести. Убежденный, Цзун приказывает своим солдатам похоронить мертвого врага. По погибшим обеих сторон проводятся похороны, и устанавливается прочный мир.
В третьем он был придворным астрологом Лао Данем, жившим во время правления герцога Цинь Сянь в IV веке до нашей эры. [22] [23] который устал от морального упадка жизни в Чэнчжоу и отметил упадок королевства. Он отважился на запад, чтобы жить отшельником на неспокойной границе в возрасте 80 лет. У западных ворот города (или королевства) его узнал стражник Инси . Часовой попросил старого мастера записать свою мудрость на благо страны, прежде чем ему позволят пройти. Текст, написанный Лао-цзы, назывался « Дао Дэ Цзин» , хотя нынешняя версия текста включает дополнения из более поздних периодов. В некоторых версиях сказки часовой был настолько тронут работой, что стал учеником и ушел вместе с Лао-цзы, и его больше никогда не видели. [24] В некоторых более поздних интерпретациях «Старый Мастер» путешествовал до Индии и был учителем Сиддарты Гаутамы, Будды . Другие говорят, что он был самим Буддой. [25] [26]
В историях утверждается, что Лао-цзы так и не открыл официальную школу, но, тем не менее, привлек большое количество учеников и преданных учеников. Существует множество вариантов истории, пересказывающей его встречу с Конфуцием, наиболее известная из которых — « Чжуанцзы» . [25] [27] А. С. Грэм предположил, что конфуцианская версия истории, представленная в « Книге обрядов», была оригиналом, который был заимствован и переосмыслен последователями Чжуан Чжоу . [28] Его днем рождения обычно считается 15-й день второго месяца китайского календаря . [29] В отчетах о женитьбе Лао-цзы говорится, что у него был сын, который стал знаменитым солдатом Вэй в период Воюющих царств .
- Конфуций встречает Лао-цзы , Ши Гана ( 史杠 ), династию Юань.
- Изображение Лао-цзы в « Вернера . Мифах и легендах Китая»
Тао Те Чинг
[ редактировать ]« Дао Дэ Цзин» — один из наиболее значительных трактатов китайской космогонии . Его часто называют Лао-цзы , и он всегда ассоциировался с этим именем. Личность человека или людей, написавших или составивших текст, на протяжении всей истории была источником серьезных спекуляций и споров. [30] [31] Как и во многих произведениях древнекитайской философии , идеи часто объясняются посредством парадоксов, аналогий, заимствования древних высказываний, повторения, симметрии, рифмы и ритма. «Дао Дэ Цзин» является образцом этой литературной формы. [32] В отличие от большинства произведений этого жанра, в книге явно отсутствует центральный «главный» персонаж и редко упоминаются исторические люди или события, что придает ей ощущение вневременности. [33]
Дао Дэ Цзин описывает Дао как источник и идеал всего существования: оно невидимо, но не трансцендентно, чрезвычайно могущественно, но в высшей степени смиренно, являясь корнем всех вещей. У людей есть желания и свободная воля (и, следовательно, они способны изменять свою собственную природу). Многие действуют «неестественно», нарушая естественный баланс Дао. Дао Дэ Цзин намеревается привести учеников к «возвращению» к их естественному состоянию в гармонии с Дао. [34] Критически оцениваются язык и общепринятое мнение. Даосизм рассматривает их как изначально предвзятые и искусственные, широко используя парадоксы, чтобы заострить свою точку зрения. [35]
У вэй , буквально «недействие» или «недействие», является центральной концепцией Дао Дэ Цзин . Концепция у вэй многогранна и отражена в множественных значениях слов даже в английском переводе; это может означать «ничего не делать», «не принуждать», «не играть» в театральном смысле, «создавать небытие», «действовать спонтанно» и «течь в ногу со временем». [36]
Эта концепция используется для объяснения зирана , или гармонии с Дао. Он включает в себя концепции, согласно которым ценностные различия являются идеологическими, и рассматривает все виды амбиций как происходящие из одного и того же источника. Дао Дэ Цзин широко использовал этот термин, называя простоту и смирение ключевыми добродетелями, часто в отличие от эгоистичных действий. На политическом уровне это означает избегать таких обстоятельств, как война, суровые законы и высокие налоги. Некоторые даосы видят связь между у вэй и эзотерическими практиками, такими как цзуован («сидение в забвении»: освобождение ума от телесного осознания и мыслей), найденная в Чжуанцзы . [35]
Алан Чан приводит пример того, как Лао-цзы поощрял изменение подхода или возвращение к «природе», а не к действию. Технология может вызвать ложное ощущение прогресса. Ответ Лао-цзы заключается не в отказе от технологий, а в поиске спокойного состояния у вэй , свободного от желаний. Это относится ко многим заявлениям Лао-цзы, призывающим правителей держать свой народ в «невежестве» или «простодушии». Некоторые ученые настаивают на том, что это объяснение игнорирует религиозный контекст, а другие подвергают его сомнению как апологетику философской последовательности текста. Не было бы ничего необычного в политическом совете, если бы Лао-цзы буквально намеревался сказать правителям держать свой народ в неведении. Однако некоторые термины в тексте, такие как «дух долины» ( 谷神 , гушен ) и «душа» ( 魄 , по ), несут метафизический контекст и их нелегко согласовать с чисто этическим прочтением произведения. [35]
- Фреска Западной Хань и Лао - с изображением Конфуция цзы из гробницы округа Дунпин , Шаньдун, Китай.
- Каменная скульптура Лаоцзы, расположенная к северу от Цюаньчжоу, у подножия горы Цинъюань.
Влияние
[ редактировать ]Часть серии о |
Восточная философия |
---|
Философский портал |
Потенциальные чиновники на протяжении всей истории Китая опирались на авторитет неконфуцианских мудрецов, особенно Лао-цзы и Чжуанцзы , чтобы отрицать службу какому-либо правителю в любое время. Чжуанцзы, другой основатель даосизма, оказал большое влияние на китайскую письменность и культуру. [37] Политические теоретики, находящиеся под влиянием Лао-цзы, выступали за смирение в руководстве и сдержанный подход к управлению государством либо по этическим и пацифистским соображениям, либо по тактическим целям. В другом контексте различные антиавторитарные движения восприняли учение Лао-цзы о власти слабых. [38]
династия Хань
[ редактировать ]История Лао-цзы приобрела сильный религиозный оттенок со времен династии Хань . Когда даосизм укоренился, Лао-цзы поклонялись как богу. Вера в откровение Дао от божественного Лао-цзы привела к формированию Пути Небесных Мастеров , первой организованной религиозной даосской секты. В более поздней даосской традиции Лао-цзы стали рассматривать как олицетворение Дао. Говорят, что на протяжении всей истории он претерпевал многочисленные «трансформации» и принимал облик в различных воплощениях, чтобы инициировать верующих на Путь. Религиозный даосизм часто утверждает, что «Старый Мастер» не исчез после написания Дао Дэ Цзин, а, скорее, провел свою жизнь, путешествуя и раскрывая Дао. [39]
Даосские мифы утверждают, что Лао-цзы был непорочным рождением , зачатым, когда его мать смотрела на падающую звезду. Предположительно, он оставался в ее утробе 62 года, прежде чем родился, пока его мать прислонилась к сливовому дереву. Говорят, что Лао-цзы появился взрослым человеком с густой седой бородой и длинными мочками ушей, которые были символами мудрости и долгой жизни. [40] Другие мифы утверждают, что он перерождался 13 раз после своей первой жизни во времена Фуси . В своем последнем воплощении как Лао-цзы он прожил 990 лет и провел свою жизнь, путешествуя, чтобы раскрыть Дао. [39]
Династия Тан
[ редактировать ]Благодаря своему традиционному имени Ли Эр , Лао-цзы почитался как предок всех последующих Ли , и многие кланы семьи Ли ведут свое происхождение от Лао-цзы. [41] включая императоров династии Тан . [42] [41] [43] Эта семья была известна как линия Лунси Ли ( 隴西李氏 ). По мнению Симпкинсов, хотя многие (если не все) из этих линий сомнительны, они служат свидетельством влияния Лао-цзы на китайскую культуру. [44] При Тане Лао-цзы получил ряд храмовых названий все возрастающего величия. В 666 году император Гаозун назвал Лаоцзы «В высшей степени загадочным и первобытным императором» ( 太上 玄玄元 皇帝 , Тайшан Сюань Юань Хуанди ). [45] В 743 году император Сюаньцзун провозгласил его « Мудрым предком » ( 聖祖 , Шэнцзу ) династии с посмертным титулом «Таинственный и первородный император» ( 玄玄元 皇帝 , Сюань Юань Хуанди ). Император Сюаньцзун также возвел родителей Лаоцзы в ранги «Врожденного Верховного Императора» ( 先天 太上太上皇 , Xiāntiān Tàishàng Huáng ) и «Врожденной Императрицы» ( 先天 太后 , Xiāntiān Tàihòu ). В 749 году Лао-цзы был удостоен чести как «Мудрец-предок, Таинственный и Изначальный Император Великого Пути» ( 聖祖 大道 玄玄元 皇帝 , Шэнцзу Дадао Сюань Юань Хуанди ), а затем, в 754 году, как «Великий Мудрец-Предок, Таинственный и Изначальный Небесный Император и Великий Владыка Золотого Дворца Высокого и Верховного Великого Пути» ( 大 聖祖 高 上 大道 金闕 玄玄元 天皇 大帝 , Да Шэнцзу Гао Шонг Дадао Цзиньцэ Сюань Юань Тяньхуан Дади ).
В произведении седьмого века « Сандун Чжунан» ( 三洞珠囊 ; «Жемчужная сумка трех пещер») Лаоцзы представлен как идеальный даосский мастер, а персонаж по имени Иньси — как идеальный даосский ученик. Иньси следует формальной последовательности подготовки, тестирования, обучения и достижений. [46]
Тамил Наду
[ редактировать ]В сиддхаров традиции Тамил Наду очень почитаемый Сиддхар Бхогар , один из 18 почитаемых сиддхаров прошлого, считается Лао-цзы и имеет китайское происхождение. Судя по малоизвестным источникам, его каста - «Чинатекаккуявар», или китайский гончар. В своем основном сборнике стихов « Бхогар 7000 » он рассказывает о своих путешествиях в Китай с целью распространения своих идей о духовности, особенно на тему сублимации сексуальных энергий и использования этих энергий для самореализации с духовно мыслящим партнером. . [47] [48] Его Джива Самадхи можно найти в юго-западном коридоре храма Дхандаютапани , Палани , район Диндигул , Тамил Наду. [49]
Современный
[ редактировать ]Многие современные философы считали Лао-цзы сторонником ограниченного правительства. [50] Правый либертарианский экономист Мюррей Ротбард предположил, что Лао-цзы был первым либертарианцем , [51] сравнивая идеи Лао-цзы о правительстве с Фридриха Хайека теорией спонтанного порядка . [52] Джеймс А. Дорн согласился, написав, что Лао-цзы, как и многие либералы 18-го века, «утверждал, что сведение к минимуму роли правительства и предоставление возможности людям развиваться спонтанно позволит лучше всего достичь социальной и экономической гармонии». [53] Точно так же Института Катона из Давид Боаз включил отрывки из Дао Дэ Цзин в свою книгу «Либертарианский читатель » 1997 года и отметил в статье для Британской энциклопедии , что Лао-цзы призывал правителей «ничего не делать», потому что «без закона или принуждения люди будет жить в гармонии». [54] [55] Философ Родерик Лонг утверждает, что либертарианские темы в даосской мысли на самом деле заимствованы у более ранних конфуцианских писателей. [56]
Анархо -синдикалистский писатель и активист Рудольф Рокер высоко оценил «мягкую мудрость» Лао-цзы и понимание противостояния между политической властью и культурной деятельностью народа и общества в своей книге 1937 года «Национализм и культура» . [57] В своей статье 1910 года для Британской энциклопедии Петр Кропоткин также отметил, что Лао-цзы был одним из первых сторонников анархистских концепций. [58] Совсем недавно такие анархисты, как Джон П. Кларк и Урсула К. Ле Гуин, писали о связи анархизма и даосизма по-разному, особо выделяя учение Лао-цзы. [59] В своей интерпретации Дао Дэ Цзин Ле Гуин пишет, что Лао-цзы «не рассматривает политическую власть как магию. Он рассматривает законную власть как заработанную, а неправомерную власть как узурпированную... Он рассматривает жертвование собой или другими как искажение власти. и власть доступна каждому, кто следует Пути. Неудивительно, что анархисты и даосы становятся хорошими друзьями». [60]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бакстер, Уильям; Сагарт, Лоран (20 сентября 2014 г.). «Старая китайская реконструкция Бакстера-Сагарта» (PDF) . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Райт, Эдмунд, изд. (2006). Настольная энциклопедия всемирной истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 365. ИСБН 978-0-7394-7809-7 .
- ^ Голдин, Пол Р. Искусство китайской философии: восемь классических текстов и как их читать . Издательство Принстонского университета. п. 110. дои : 10.1515/9780691200811-008 . ISBN 9780691200811 . S2CID 242423709 .
- ^ Лин, Дерек (29 декабря 2016 г.), «Заблуждение о «древнем ребенке» , Taoism.net
- ^ Эймс, Роджер Т .; Кальтенмарк, Макс (2009). «Лаоцзы» . Британника .
- ^ Луо (2004) , стр. 118.
- ^ Крамер (1986) , с. 118.
- ^ Чан (2000) , с. 2.
- ^ ухо персонажа . Китайский кодекс Zdic .
- ^ Перейти обратно: а б Рейни, Ли Дайан (2013), Расшифровка Дао: чтение Дао Де Цзин ( Дао Те Цзин ) и Чжуанцзы ( Чжуан Цзы ) , John Wiley & Sons, стр. 31 , ISBN 978-1118465677 .
- ^ Фу, Чарльз Вэй-сун (2002). «Даосизм в китайской философии» . В Карре, Брайан; Махалингам, Индира (ред.). Сопутствующая энциклопедия азиатской философии . Рутледж. стр. 497–519. ISBN 978-1134960583 .
- ^ Уотсон (1968) , с. 8.
- ^ Чан (2000) , с. 4
- ^ Льюис (1999) , с. 61.
- ^ Денеке 2011 , стр. 208, 212–213; Льюис 1999 , с. 91.
- ^ Шонесси (2005) .
- ^ Чан, Алан (2018) [2001]. «Лаоцзы» . У Эдварда Н. Залты; Ури Нодельман; и др. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Философский факультет Стэнфордского университета.
Обнаружение двух шелковых рукописей Лаоцзы в Мавандуе, недалеко от Чанши, провинция Хунань, в 1973 году знаменует собой важную веху в современных исследованиях Лаоцзы . Рукописи, обозначенные просто как «А» ( цзя ) и «Б» ( и ), были найдены в гробнице, запечатанной в 168 г. до н. э. Сами тексты могут быть датированы более ранней датой, рукопись «А» является более старой из двух. , скопированный, по всей вероятности, до 195 г. до н.э.» [...]
«Примерно два десятилетия назад рукописи Мавандуй занимали почетное место как старейшие из сохранившихся рукописей Лаоцзы . В конце 1993 года раскопки гробницы (идентифицированной как М1) в Годяне города Цзинмэнь провинции Хубэй привели Другие вещи: около 800 бамбуковых пластинок , из которых 730 имеют надписи, содержащие более 13 000 китайских иероглифов. Некоторые из них, насчитывающие около 2000 иероглифов, соответствуют гробнице Лаоцзы ... датируются примерно 300 г. до н. э. - ^ Королева, Сара А. (2013). « Хань Фейцзы и старый мастер: сравнительный анализ и перевод главы 20 Хань Фейцзы «Цзе Лао» и главы 21 «Ю Лао» ». В Поле Р. Голдине (ред.). Дао-компаньон философии Хань Фэя . Дао-спутники китайской философии. Спрингер. стр. 197–256. дои : 10.1007/978-94-007-4318-2_10 . ISBN 978-94-007-4317-5 .
- ^ Керн (2015) , стр. 349–350.
- ^ Сыма Цянь ; Сыма Тан е годы до н.э.]. « Том 63: Биография Лаоцзы и Хань Фэя ». (1959) [90 - Исторические записи (на китайском языке).
- ^ Морган (2001) .
- ^ Фаулер (2005) , с. 96.
- ^ Кран (1997) , стр. 26.
- ^ Кон и Лафарг (1998) , стр. 101-1. 14, 17, 54–55.
- ^ Перейти обратно: а б Симпкинс и Симпкинс (1999) , стр. 12–13.
- ^ Морган (2001) , стр. 224–225.
- ^ Морган (2001) , стр. 223–224.
- ^ Грэм, Ангус К. (2001) [1981]. «Диалоги Конфуция и Старого Тана». Чжуан-цзы: внутренние главы (перепечатанное издание). Индианаполис, Кембридж: Hackett Publishing Company, Inc., стр. 126–129. ISBN 978-0-87220-582-6 .
- ^ Степанчук, Кэрол (1991). Лунные лепешки и голодные призраки: фестивали Китая . Сан-Франциско: Китайские книги и периодические издания. п. 125. ИСБН 0-8351-2481-9 .
- ^ Симпкинс и Симпкинс (1999) , стр. 11–13.
- ^ Морган (2001) , с. 223.
- ^ Шаберг, Дэвид (2015). «О диапазоне и исполнении тетраслогов стиля Лаоцзы ». У Иоахима Генца; Дирк Мейер (ред.). Литературные формы аргументации в раннем Китае . Sinica Leidensia, vol. 123. Брилл. стр. 87–111. ISBN 978-90-04-29970-2 .
- ^ Денеке (2011) , стр. 208, 213.
- ^ Ван Норден и Айвенго (2005) , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б с Чан (2000) , с. 22
- ^ Уоттс и Хуан (1975) , стр. 78–86.
- ^ Рейнольдс, Беатрис К. (февраль 1969 г.). «Лао-цзы: Убеждение через бездействие и молчание» . Сегодняшняя речь . 17 (1): 23–25. дои : 10.1080/01463376909368862 . ISSN 0040-8573 .
- ^ Робертс (2004) , стр. 1–2.
- ^ Перейти обратно: а б Чан (2000) , стр. 3–4.
- ^ Симпкинс и Симпкинс1999 , стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Вульф, Грег (2007). Древние цивилизации: иллюстрированное руководство по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. стр. 218–219. ISBN 978-1435101210 .
- ^ Латуретт, Кеннет Скотт (1934), Китайцы: их история и культура, Том 1 (2-е изд.), Macmillan, стр. 191 , получено 8 февраля 2012 г. ,
семья Тай Цзуна заявила о своем происхождении от Лао Цзы (поскольку предполагаемое отчество последнего также было Ли)
- ^ Харгетт, Джеймс М. (2006). Лестница в небеса: путешествие на вершину горы Эмэй . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 54 и далее. ISBN 978-0791466827 .
- ^ Симпкинс и Симпкинс (1999) , с. 12.
- ^ Фу Циньцзя (Fu Qinjia) (1996). Введение в историю даосизма [ Очерк истории даосизма ] (на китайском языке). Тайбэй : Коммерческая типография. п. 82. ИСБН 978-9570513240 .
- ^ Кон и Лафарг (1998) , стр. 101-1. 55–56.
- ^ «Сиддха Бхоганатар: история океанической жизни» . www.palani.org . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Встряхивание дерева: Кундалини йога, духовная алхимия и тайны дыхания в книге «7000» Бхогара» . www.alchemywebsite.com . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Арулмигу Дандаюдхапани Свами Девастханам, Палани» . сайт murugan.org . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Дорн (2008) , стр. 282–283.
- ^ Ротбард, Мюррей (2005). Отрывок из «Концепции роли интеллектуалов в социальных изменениях в направлении невмешательства», Журнал либертарианских исследований , Vol. IX, № 2 (осень 1990 г.) на сайте mises.org.
- ^ Ротбард, Мюррей (2005). «Древняя китайская либертарианская традиция», Mises Daily , (5 декабря 2005 г.) (первоначальный источник неизвестен) на сайте mises.org
- ^ Дорн (2008) .
- ^ Вооз, Давид (30 января 2009 г.). «Либертарианство» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 мая 2015 года . Проверено 21 февраля 2017 г.
Понимание спонтанного порядка можно найти в трудах древнего китайского философа Лао-цзы (6 век до н. э.), который призывал правителей «ничего не делать», потому что «без закона и принуждения люди жили бы в гармонии».
- ^ Вооз (1997) .
- ^ Лонг (2003) .
- ^ Рокер (1997) , стр. 82 и 256.
- ^ «Британника: анархизм» . Dwardmac.pitzer.edu . Проверено 14 ноября 2011 г.
- ^ Кларк, Джон П. «Мастер Лао и принц-анархист» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Ле Гуин (2009) , с. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Боаз, Дэвид (1997), Либертарианский читатель: классические и современные прочтения от Лао-цзы до Милтона Фридмана , Нью-Йорк: Free Press, ISBN 978-0684847672
- Денеке, Вибке (2011), Динамика магистерской литературы: ранняя китайская мысль от Конфуция до Хань Фейцзы , Монографии Гарвардского института Йенчин, том. 74, Брилл, номер домена : 10.1163/9781684170586 , ISBN 978-1-68417-058-6
- Дорн, Джеймс А. (2008). «Лао-Цзы (ок. 600 г. до н.э.)» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . дои : 10.4135/9781412965811.n169 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 . Проверено 12 мая 2010 г.
- Фаулер, Джинин (2005), Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию , Брайтон: Sussex Academic Press, ISBN 978-1845190859
- Керн, Мартин (2015). «Мастера в Шиджи ». Тунг Пао . 101 (4–5). Лейден: Брилл: 335–362. дои : 10.1163/15685322-10145P03 . JSTOR 24754939 .
- Кон, Ливия, изд. (2000), Справочник по даосизму , Справочник по востоковедению, Раздел 4: Китай, том. 14, Бостон: Brill Academic, номер номера : 10.1163/9789004391840 , ISBN. 978-9004112087
- Чан, Алан К.Л. « Даоде Цзин и его традиции». В Коне (2000) , стр. 1–29.
- Кон, Ливия; Лафарг, Майкл, ред. (1998), Лао-Цзы и Дао-Дэ-Цзин , Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0791435991 .
- Крамер, Кеннет (1986), Всемирные Священные Писания: введение в сравнительное религиоведение , Нью-Йорк: Paulist Press, ISBN. 978-0809127818
- Ле Гуин, Урсула К. (2009), Лао Цзы: Дао Дэ Цзин: Книга о Пути и силе Пути (2-е изд.), Вашингтон, округ Колумбия: Shambhala Publications Inc., ISBN 978-1590307441
- Льюис, Марк Эдвард (1999), Письмо и авторитет в раннем Китае , серия SUNY по китайской философии и культуре, Олбани: State University of New York Press, ISBN 0791441148
- Лонг, Родерик Т. (лето 2003 г.), «Австро-либертарианские темы в раннем конфуцианстве» , Журнал либертарианских исследований , 3, 17 : 35–62.
- Ло Цзин (2004), За чашкой чая: введение в китайскую жизнь и культуру , Вашингтон, округ Колумбия: University Press of America, ISBN. 978-0761829379
- Морган, Дайан (2001), Лучший путеводитель по восточной философии и религии , Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, ISBN 978-1580631976
- Робертс, Мосс (2004), Дао Де Цзин: Книга пути , Беркли, Калифорния: University of California Press, ISBN 978-0520242210
- Робине, Изабель (1997), Даосизм: рост религии , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, ISBN 978-0804728393
- Рокер, Рудольф (1997) [1937]. Национализм и культура . Перевод Рэя Э. Чейза. Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 978-1-55164-500-1 .
- Шонесси, Эдвард Л. (2005). двадцатого века «Рукописи Годяня и их место в историографии Лаоцзы ». Гарвардский журнал азиатских исследований . 65 (2). Гарвардский институт Йенчин: 417–457. JSTOR 25066782 .
- Симпкинс, Аннеллен М.; Симпкинс, К. Александр (1999), Простой даосизм: руководство к жизни в равновесии (3-е печатное издание), Бостон: Tuttle Publishing, ISBN 978-0804831734
- Ван Норден, Брайан В.; Айвенго, Филип Дж. (2006), Чтения по классической китайской философии (2-е изд.), Индианаполис, Индиана: Hackett Publishing Company, ISBN 978-0872207806
- Уотсон, Бертон (1968), Полное собрание сочинений Чжуан Цзы , Нью-Йорк: Колумбийский университет. Пресса ( Коллекция репрезентативных произведений ЮНЕСКО : китайская серия), ISBN 978-0231031479
- Уоттс, Алан ; Хуан, Аль Чунг-лян (1975), Дао: Путь к водотоку , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Pantheon Books, ISBN 978-0394733111
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кальтенмарк, Макс (1969), Лао-цзы и даосизм , перевод Гривза, Роджера, Стэнфорд : Stanford University Press, ISBN 978-0804706896 .
- Стеркс, Роэл (2019), Пути Небес: Введение в китайскую мысль , Нью-Йорк: Основные книги .
- Уэлч, Холмс Хинкли младший (1957), Даосизм: Разделение пути , Beacon Press, ISBN 9780807059739
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Лао-цзы в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Лао-цзы в Project Gutenberg
- Работы Лаоцзы или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Лао-цзы в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Стэнфордская энциклопедия философии: Лаоцзы
- Интернет-энциклопедия философии: Лаоцзы
- Лаоцзы
- Китайские философы VI века до н.э.
- Китайские политические философы
- Обожествленные китайские мужчины
- Божества в китайской народной религии
- Основатели религий
- Персонажи «Путешествия на Запад»
- Инвеститура персонажей Богов
- Метафизики
- Люди, существование которых оспаривается
- Философы разума
- Протоанархисты
- Социальные философы
- Даосские бессмертные
- Философы династии Чжоу
- Даосы династии Чжоу