Список ересей в католической церкви
В своем видении ереси Католическая церковь проводит различие между материальной и формальной ересью . Материальная ересь фактически означает «приверженность ошибочным доктринам не по своей вине» из-за невиновного невежества и «не является ни преступлением, ни грехом», поскольку человек совершил ошибку добросовестно . [ 1 ] Формальная ересь — это «умышленное и упорное следование заблуждению в вопросах веры» со стороны крещеного человека. Как таковой это тяжкий грех и влечет за собой ipso facto отлучение ; Считается, что католик, принявший формальную ересь, автоматически отделил свою душу от католической церкви. Здесь «вопросы веры» означают догмы , предложенные непогрешимым учительством Церкви. [ 2 ] и, в дополнение к этой интеллектуальной ошибке, должна присутствовать «упорность воли» в ее противодействии учению Церкви. [ 3 ]
Ересь вызывала беспокойство в христианских общинах, по крайней мере, со времени написания Второго послания Петра : «Даже будут среди вас лжеучители, которые тайно будут вводить постыдные ереси, отвергаясь даже искупившего их Господа» ( 2 Петра). 2 :1). В первые два-три столетия Церкви ересь ранней и раскол не были четко разграничены. Подобное совпадение произошло и в средневековой схоластике . Сегодня ересь понимается как отрицание открытой истины, которой учит Церковь. [ 1 ] Богослов XIX века Фридрих Шлейермахер определил его как «то, что сохранило видимость христианства, но в то же время противоречило его сути ». [ 4 ] В этой статье представлены движения и конфессии , которые были объявлены ересью Католической церковью .
Следующий список содержит те мнения, которые либо были явно осуждены халкидонским христианством до 1054 года, либо имеют более позднее происхождение, но схожи. Подробности некоторых современных мнений, которые Католическая церковь считает еретическими, перечислены в приложении. Все списки расположены в алфавитном порядке.
Раннее христианство
[ редактировать ]Традиционно ортодоксия и ересь рассматривались по отношению к «ортодоксии» как подлинной линии передачи традиции. Другие формы христианства рассматривались как отклоняющиеся течения мысли и, следовательно, « неортодоксальные » или еретические. Эта точка зрения была доминирующей до публикации книги Вальтера Бауэра Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum («Православие и ересь в древнем христианстве») в 1934 году. Бауэр пытался переосмыслить раннее христианство исторически, независимо от взглядов церкви. Он утверждал, что первоначально единство было основано на общих отношениях с одним и тем же Господом, а не на формально определенных доктринах, и что допускалось широкое разнообразие взглядов. Со временем некоторые из этих взглядов стали считаться неадекватными. Далее он объяснил определение «ортодоксии» растущей мощью и влиянием Римской церкви. В 1959 году Генри Чедвик утверждал, что все христианские общины были связаны основополагающими событиями, произошедшими в Иерусалиме, и продолжают иметь определяющее значение в формировании доктринальной ортодоксальности. МакГрат комментирует, что исторически версия Чедвика кажется гораздо более правдоподобной. [ 5 ]
Для удобства ереси, возникшие в этот период, были разделены на три группы: тринитарные/христологические ; Гностический ; и другие ереси .
Тринитарные/христологические ереси
[ редактировать ]Термин христология имеет в богословии два значения: его можно использовать в узком смысле вопроса о том, как соотносятся божественное и человеческое в личности Иисуса Христа, или, альтернативно, в общем изучении его жизни и деятельности. [ 6 ] Здесь оно употребляется в ограниченном, узком смысле.
Православное учение о Троице , окончательно разработанное и официально согласованное в Константинополе в 381 году , [ 7 ] заключается в том, что Бог-Отец , Бог-Сын и Святой Дух были строго одним существом в трёх ипостасях , ошибочно переведенных как «личности». [ 8 ] Тогда возник христологический вопрос о том, как Иисус Христос мог быть одновременно божественным и человеческим. Формально этот вопрос был решен после долгих дебатов на Вселенских соборах 431, 451 и 680 годов (Эфесский, Халкидонский и Константинопольский III).
Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
Адопционизм | Вера в то, что Иисус родился как простой (небожественный) человек, была в высшей степени добродетельной и что позже он был усыновлен как «Сын Божий» благодаря сошествию на него Духа. | Предложено Феодотом Византийским , торговцем кожей, в Риме около 190 года, позже возрождено Павлом Самосатским. | Феодот был отлучен от церкви Папой Виктором, а Павел осужден Антиохийским Синодом в 268 году. | Альтернативные названия: Псилантропизм и Динамический Монархианизм. [ 9 ] Позже подвергся критике как предполагающий несторианство (см. Ниже). |
Аполлинаризм | Вера в то, что у Иисуса было человеческое тело и низшая душа (вместилище эмоций), но божественный разум. Аполлинарий далее учил, что души людей размножаются другими душами так же, как и их тела. | Предложено Аполлинарием Лаодикийским (умер в 390 г.) | Объявлен ересью в 381 году на Первом Константинопольском соборе. | |
арабы | Вера в то, что душа погибла вместе с телом, и что оба воскреснут в Судный день. [ 10 ] | Основатель неизвестен, но связан с христианами III века из Аравии. | Примирился с основной частью Церкви после собора 250 г. под руководством Оригена . | |
Арианство | Отрицание истинной божественности Иисуса Христа в различных конкретных формах, но все согласились с тем, что Иисус Христос был создан Отцом, что у него было начало во времени и что титул «Сын Божий» был учтивым. [ 11 ] | Это учение связано с Арием ( ок. 250–336 гг. н.э.), который жил и преподавал в Александрии, Египет . | Арий впервые был объявлен еретиком на Первом Никейском соборе , позже он был реабилитирован в результате императорского давления и окончательно объявлен еретиком после своей смерти. Окончательно ересь была решена в 381 году на Первом Константинопольском соборе. | Все формы отрицали, что Иисус Христос «единосущен Отцу», но предлагали в качестве правильной альтернативы либо «похожий по существу», «похожий» или «непохожий». |
Коллиридизм | Вера в то, что Троица состоит из Отца, Сына и Марии и что Сын является результатом супружеского союза между двумя другими. | Описан Епифанием в его Панарионе . | Существование секты является предметом некоторых споров из-за отсутствия исторических свидетельств, кроме сочинений Епифания. [ 12 ] | |
Докетизм | Вера в то, что физическое тело Иисуса было иллюзией, как и его распятие; то есть Иисус только казалось, что имел физическое тело и физически умер, но на самом деле он был бестелесным, чистым духом и, следовательно, не мог физически умереть. | Тенденции существовали в I веке, но наиболее заметно они были подхвачены гностиками в последующие века. | Докетизм был отвергнут вселенскими соборами и господствующим христианством и в значительной степени вымер в первом тысячелетии нашей эры. | Гностические движения, сохранившиеся после того времени, такие как катаризм , включили докетизм в свои верования, но такие движения были уничтожены Альбигойским крестовым походом (1209–1229). |
Люцифериане | Решительно антиарианская секта на Сардинии. | Основан Люцифером Калаританом , епископом Кальяри. | Считался еретиком Иеронимом в его «Споре между люциферианами и православными». | |
Македонцы или пневматомахи («духовные бойцы») | Принимая божественность Иисуса Христа, подтвержденную в Никее в 325 году, они отрицали божественность Святого Духа, в котором видели творение Сына и слугу Отца и Сына. | Предположительно основанный в IV веке епископом Константинопольским Македонием I , Евстафий Севастийский был их главным богословом. [ 13 ] | Выступил против каппадокийских отцов и осужден на Первом Константинопольском соборе . | Именно это и побудило добавить в текст слова «И в Духа Святаго, Господа, животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равнопоклоняемого и прославляемого, изрекавшего через пророков». Никейский символ веры на Втором Вселенском соборе. |
Мелхиседекианцы | Считал Мелхиседека воплощением Логоса ( божественного Слова) и отождествлял его со Святым Духом . | Опровергнуто Марком Эремитой в его книге «Эйстон Мелхиседек » («Против Мелхиседекитов»). [ 14 ] | Неясно, выжила ли секта после 9 века. Вероятно, они были рассеяны по Анатолии и Балканам после разрушения Тефрике . | |
Монархианство | Чрезмерный акцент на неделимости Бога (Отца) за счет других «лиц» Троицы, ведущий либо к савеллианству (модализму), либо к адопционизму . | Подчеркивание «монархии» Бога было в восточном богословии законным способом утверждения Его единства, а также Отца как единственного источника божественности. Оно стало ересью, когда его довели до указанных крайностей. | ||
Монофизитство или евтихианство | Вера в то, что божественность Христа доминирует и подавляет его человечность, в отличие от халкидонской позиции, согласно которой Христос имеет две природы, одну божественную и одну человеческую, или миафизитской позиции, которая утверждает, что человеческая природа и предвоплощенная божественная природа Христа были объединены как одна богочеловеческая природа с момента Воплощения и далее. | После того как несторианство было отвергнуто на Первом Эфесском соборе , Евтихий выступил с диаметрально противоположными взглядами. | Евтихий был отлучен от церкви в 448 году. Монофизитство и Евтихий были отвергнуты на Халкидонском соборе в 451 году. Монофизитство отвергается также Восточными Православными Церквами. | |
монофелитизм | Вера в то, что у Иисуса Христа было две природы, но только одна воля. Это противоречит ортодоксальной интерпретации христологии, которая учит, что у Иисуса Христа есть две воли (человеческая и божественная), соответствующие двум его природам. | Возник в Армении и Сирии в 633 году нашей эры. | Официально монофелитство было осуждено на Третьем Константинопольском Соборе (Шестой Вселенский Собор , 680–681). В число церквей, осужденных в Константинополе, входят восточно-православные сирийские , армянские и коптские церкви, а также маронитская церковь, хотя последние сейчас отрицают, что они когда-либо придерживались монофелитских взглядов, и в настоящее время находятся в полном общении с епископом Рима . Христиане в Англии отвергли позицию монофелитов на соборе в Хэтфилде в 680 году. | |
несторианство | Вера в то, что Иисус Христос был естественным союзом Плоти и Слова, а значит, не тождественным божественному Сыну Божьему. | Выдвинут Несторием (386–450), патриархом Константинопольским в 428–431 гг. Доктрина была основана на исследованиях Нестория под руководством Феодора Мопсуестийского в Антиохийской школе . | Осужден на Первом Эфесском соборе в 431 году и Халкидонском соборе в 451 году, что привело к несторианскому расколу . | Несторий отверг титул Богородицы для Девы Марии и предложил Христотокос как более подходящий. Многие из сторонников Нестория переехали в Сасанидскую Персию, где они присоединились к местной христианской общине, известной как Церковь Востока . В течение следующих десятилетий Церковь Востока становилась все более несторианской по доктрине, в результате чего ее стали называть поочередно Несторианской церковью. |
Патрипассианство | Вера в то, что Отец и Сын не являются двумя отдельными личностями, и поэтому Бог Отец пострадал на кресте как Иисус. | похоже на савеллианство | ||
Псилантропизм | Вера в то, что Иисус «просто человек»: либо он никогда не становился божеством, либо что он никогда не существовал до своего воплощения в качестве человека. | Предложено Феодотом Византийским , торговцем кожей, в Риме около 190 года, позже возрождено Павлом Самосатским. | Отвергнут вселенскими соборами , особенно на Первом Никейском соборе , созванном для непосредственного рассмотрения природы божественности Христа. | См . Адопционизм. |
Сабелианство | Вера в то, что Отец, Сын и Святой Дух - это три характеристики одного Бога, а не три отдельные «личности» в одном Боге. | Впервые официально заявлено Ноэтом из Смирны ок. 190, уточнено Сабеллием ок. 210, которые применяли эти имена просто к различным ролям Бога в истории и домостроительстве спасения. | Ноэт был осужден пресвитерами Смирны. Тертуллиан написал Adversus Praxeam против этой тенденции, а Сабеллий был осужден папой Каллистом. | Альтернативные названия: патрипассианство , модализм, модалистический монархианство. |
Тритеизм | Вера в то, что Отец, Сын и Святой Дух — это три независимых и различных божественных существа, а не три личности одного существа и одной сущности. |
Гностицизм
[ редактировать ]Гностицизм относится к разнообразному, синкретическому религиозному движению , состоящему из различных систем верований , обычно объединенных учением о том, что люди — это божественные души, пойманные в ловушку материального мира, созданного несовершенным богом, демиургом , которого часто отождествляют с Авраамическим Богом . Гностицизм — это неприятие (иногда с аскетической точки зрения) и очернение человеческого тела и материального мира или космоса . Гностицизм учит двойственности между Материальным (Материей) и Духовным или Телом (злом) и Душой (добром). Гностицизм учит, что природный или материальный мир будет и должен быть разрушен (полное уничтожение ) истинным духовным Богом, чтобы освободить человечество от правления ложного Бога или Демиурга.
Распространенное заблуждение вызвано тем фактом, что в прошлом слово « гностик » имело значение, аналогичное нынешнему использованию слова «мистик» . Были некоторые православные христиане, которые как мистики (в современном понимании) учили гнозису (Познанию Бога или Добра), которых можно было назвать гностиками в положительном смысле (например, Диадох из Фотики ).
Если раньше гностицизм считался в основном искажением христианства, то теперь кажется очевидным, что следы гностических систем можно различить за несколько столетий до христианской эры. [ 15 ] Гностицизм мог возникнуть раньше, чем в I веке, то есть до Иисуса Христа. [ 16 ] Она распространилась по Средиземноморью и Ближнему Востоку до и в течение 2-го и 3-го веков, став дуалистической ересью по отношению к иудаизму (см. Ноцрим ), христианству и эллинской философии в областях, контролируемых Римской империей и арианскими готами (см. Гунерих ), а также персидской ересью. Империя . Обращение в ислам и Альбигойский крестовый поход (1209–1229) значительно сократили оставшееся число гностиков на протяжении всего Средневековья , хотя несколько изолированных общин продолжают существовать и по сей день. Гностические идеи стали влиятельными в философии различных эзотерических мистических движений конца 19 и 20 веков в Европе и Северной Америке, в том числе тех, которые явно идентифицируют себя как возрождения или даже продолжения более ранних гностических групп.
Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
манихейство | Основная дуалистическая религия, утверждающая, что добро и зло одинаково могущественны и что материальные вещи являются злом. | Основан Мани в 210–276 гг. | Осужден указом императора Феодосия I в 382 г. | Процветал между III и VII веками и, похоже, вымер до XVI века на юге Китая. |
павликианство | Гностическая и дуалистическая секта | Говорят, что основателем секты был армянин по имени Константин . [ 17 ] родом из Мананалиса , общины недалеко от Самосаты . | Репрессирован по приказу императрицы Феодоры II в 843 г. | |
Присциллианство | Гностическая и манихейская секта | Основан в IV веке Присциллианом на основе гностико - манихейских доктрин, преподаваемых Марком . Присциллиан был казнен императором Грацианом за преступление, связанное с магией. | Осужден Синодом Сарагосы в 380 году. | Увеличился в V веке, несмотря на попытки остановить его. В VI веке присциллианство пришло в упадок и вымерло вскоре после Брагского Синода в 563 году. |
Наассен | секта Гностическая примерно 100 г. н.э. | Наассенцы утверждали, что их доктринам обучала Мариамна , ученица Иакова Справедливого . [ 18 ] | считал ересью. Ипполит Римский | |
Сифиан | Вера в то, что змей в Эдемском саду (Сатана) был агентом истинного Бога и принес человеку познание истины через грехопадение . | Сирийская секта, берущая свое начало от офитов | Ириней, Ипполит и Филастер считали его ересью. | Секта основана вокруг Апокалипсиса Адама . |
Офиты | Вера в то, что змей, искушивший Адама и Еву, был героем, а Бог, запретивший Адаму и Еве есть от дерева познания, — враг. | считал ересью. Ипполит Римский | ||
Валентианство | Гностическая и дуалистическая секта | Гностическая секта была основана бывшим католическим епископом Валентином . | Считается ересью Иринея и Епифания Саламинского. |
Другие ереси ранней церкви
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
Антиномизм | Любая точка зрения, согласно которой христиане по благодати освобождены от обязательств любого морального закона . Св. Павлу пришлось опровергать такого рода обвинения оппонентов из-за своего отношения к Моисееву закону (Римлянам 3:8). [ 19 ] | Некоторые гностики (например, офиты и николаиты) учили, что, поскольку материя противоположна духу, тело не имеет значения. Подобные взгляды были обнаружены среди некоторых анабаптистов в шестнадцатом веке как следствие оправдания верой , а затем и среди некоторых сект в Англии семнадцатого века. | Указ об оправдании, глава XV Тридентского собора | Мало групп [ ВОЗ? ] объявили себя антиномистами, и этот термин часто использовался одной группой для критики взглядов другой. |
аудианство | Вера в то, что Бог имеет человеческий облик ( антропоморфизм ) и что следует праздновать смерть Иисуса во время еврейской Пасхи ( квартодециманизм ). | Назван в честь лидера секты Авдия (или Аудея), сирийца, жившего в IV веке. | Первый Никейский собор осудил квартодециманизм в 325 году. Кирилл Александрийский осудил антропоморфизм в своей книге «Против антропоморфитов». | |
Бараллот | Все вещи были общими, даже жены и дети. | Их также называли «Служителями» из-за любви к чувственным удовольствиям. | ||
Циркумцеллионы | Воинствующая разновидность донатизма* | См. Донатизм | Объявлен вне закона императором Гонорием в 408 году. | Опирался на насилие. |
Донатизм (часто называют «расколом», а не «ересью»). [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] ) |
Донатисты были ригористами, считая, что церковь должна быть церковью святых, а не грешников, и что таинства, совершаемые традициями, недействительны. Они также считали мученичество высшей христианской добродетелью и считали святыми тех, кто активно стремился к мученичеству. | Назван в честь своего второго лидера Донатуса Магнуса. | Осужден папой Мельхиадом. | Донатисты были силой во времена святого Августина Гиппопотама и исчезли только после арабского завоевания. [ 23 ] |
Эбиониты | Еврейская секта, настаивавшая на необходимости следования еврейским законам и обрядам . [ 24 ] которое они истолковали в свете толкования Закона Иисусом . [ 25 ] Они считали Иисуса Мессией, но не божеством . | Термин «эбиониты» происходит от еврейского слова «эвионим» (אביונים), что означает «бедные». [ 26 ] | Иустин Мученик считал их еретиками в «Диалоге с евреем Трифоном», глава xlvii. | В 375 году Епифаний сообщает о поселении эвионитов на Кипре, позже Феодорит Киррский сообщил, что их там уже нет. [ 27 ] |
Евхиты / мессалиане | Вера в то, что:
|
Зародившись в Месопотамии , они распространились в Малую Азию и Фракию . | Епископ Антиохийский Флавиан осудил их около 376 г. | Группа могла существовать в течение нескольких столетий, оказывая влияние на богомилов Болгарии, боснийскую церковь, патеренов и катаров . [ 28 ] |
Иконоборчество | Вера в то, что иконы — это идолы и их следует уничтожить. [ 29 ] | С конца седьмого века некоторые части Греческой церкви выступили против почитания икон . В 726 году император Лев III приказал уничтожить все иконы и преследовал тех, кто отказывался. Такая политика продолжалась при его преемниках примерно до 780 года. Позже Лев V предпринял вторую попытку, которая продолжалась до смерти императора Теофила в 842 году. | Осужден II Никеей в 787 г., которая регулировала почитание. | Лев III, возможно, руководствовался убеждением, что почитание икон, особенно в той чрезмерной форме, которую оно часто принимало, было главным препятствием на пути обращения евреев и мусульман. |
Маркионизм | Раннехристианская дуалистическая система верований . Маркион утверждал, что Иисус Христос — спаситель, посланный Богом, а Павел — как его главный апостол, но он отверг еврейскую Библию и еврейского Бога . Маркионисты считали, что гневный еврейский Бог был отдельной и более низкой сущностью, чем всепрощающий Бог Нового Завета. Эта вера была в чем-то похожа на гностическую христианскую теологию, но в чем-то отличалась. | Возникает в учении Маркиона Синопского в Риме около 144 года. [ 30 ] | Многие ранние апологеты, такие как Тертуллиан в своей книге «Adversus Marcionem» (207 г.), осуждали маркионизм. | Маркионизм продолжался на Западе в течение 300 лет, хотя маркионистские идеи сохранялись гораздо дольше. [ 31 ] Маркионизм продолжался на Востоке еще несколько столетий спустя. Подобные ереси возникли с катаризмом во Франции 1200-х годов и позитивным христианством в нацистской Германии. |
Монтанизм | Верования монтанизма контрастировали с ортодоксальным христианством в следующих отношениях:
|
Монтанизм , названный в честь своего основателя Монтана , зародился в Иераполисе. Оно быстро распространилось на другие регионы Римской империи в период, когда христианство в целом было терпимым или законным. | Церкви Малой Азии отлучили монтанистов от церкви. [ 33 ] Около 177 года Аполлинарий , епископ Иерапольский , председательствовал на синоде , осудившем Новое пророчество. [ 34 ] Руководители церквей Лиона и Вены в Галлии отреагировали на Новое Пророчество в 177 году. | Хотя основная ортодоксальная христианская церковь одержала верх над монтанизмом в течение нескольких поколений, назвав его ересью , секта сохранялась в некоторых изолированных местах до 8-го века. |
Пелагианство | Вера в то, что первородный грех не запятнал человеческую природу и что смертная воля все еще способна выбирать добро или зло без Божественной помощи . | Назван в честь Пелагия (354–420/440). Позднее это богословие было развито К(а)Элестием и Юлианом Экланским в законченную систему. [ 35 ] и опровергнуто Августином Гиппонским (который какое-то время (385–395 гг.) придерживался аналогичных мнений [ 36 ] ), но его окончательная позиция так и не получила всеобщего признания на Востоке. | Пелагианство подверглось нападкам на Диоспольском соборе. [ 37 ] и осужден в 418 г. на Карфагенском соборе. [ 38 ] и это решение было подтверждено на Эфесском соборе в 431 году. | |
Полупелагианство | Вера в то, что Августин зашел слишком далеко в нападках на пелагианство и учил, что одни приходят к вере по милости и благодати, а другие только по свободной воле. | Эта точка зрения возникла на Востоке и якобы преподавалась Иоанном Кассианом , которому противостоял Проспер Аквитанский . Учит ли этому Кассиан, остается спорным. | Осужден Оранским собором 529 г., что немного ослабило некоторые наиболее радикальные заявления Августина. [ 39 ] | Ярлык «Полупелагианство» датируется семнадцатым веком. |
Средневековые ереси
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
богомилы | Гностическая дуалистическая секта, которая была одновременно адопционистами и манихеями . Их верования представляли собой синтез армянского павликианства и реформаторского движения Болгарской славянской церкви. | Возник в Болгарии между 927 и 970 годами и распространился на Византийскую империю , Сербию, Боснию, Италию и Францию. | ||
катаризм | Катаризм имел свои корни в павликианском движении в Армении и богомилах Болгарии, с сильным дуалистическим влиянием против физического мира, считавшегося злом и, таким образом, отрицавшего, что Иисус мог воплотиться и при этом оставаться сыном Бога. | Впервые появился в регионе Лангедок во Франции в 11 веке и процветал в 12 и 13 веках. Катаризм имел свои корни в павликианах и богомилах, с которыми павликиане слились. | Осужден папской буллой Ad abolendam | После нескольких десятилетий преследований и повторного прозелитизма, а также систематического уничтожения их Священных Писаний секта исчерпала себя и не смогла найти больше адептов. Последний известный префект катаров в Лангедоке, Гийом Белибаст , был казнен в 1321 году. Идеи антиветхого завета позже были возрождены позитивным христианством в нацистской Германии. |
Свободный дух | Смешивали мистические верования с христианством. Его практикующие верили, что можно достичь совершенства на земле посредством аскезы и спиритуализма . Они верили, что могут напрямую общаться с Богом и не нуждаются христианской церкви . в заступничестве | Осужден на Базельском соборе в 1431 году. | Небольшие группы, жившие в основном в Богемии , ныне Чехии , в 14 и 15 веках. | |
Фратичелли (Духовные францисканцы) | Крайние сторонники правления святого Франциска Ассизского , особенно в отношении бедности , считали богатство церкви скандальным , а богатство отдельных священнослужителей — лишением их статуса. | Появился в 14-15 веках, преимущественно в Италии. | Объявлен церковью еретиком в 1296 году Бонифацием VIII . | |
Хенрикианцы | По словам Питера Клюни , учение Генриха резюмируется следующим образом:
|
Генрих Лозаннский жил во Франции в первой половине XII века. Его проповедь началась около 1116 года, и он умер в тюрьме около 1148 года. | В 1151 году некоторые генрицианцы все еще оставались в Лангедоке , поскольку Матфей Парис рассказывает, что молодая девушка, которая выдала себя за чудесное вдохновение Девы Марии , как считалось, обратила большое количество учеников Генриха Лозаннского. | |
Триклавианство | Вера в то, что для распятия Христа было использовано три, а не четыре гвоздя и что римский солдат пронзил Его копьем с левой, а не с правой стороны. | Относится к альбигойцам и вальденсам. | Предположительно осужден Папой Иннокентием III , но, скорее всего, никогда не считался им ересью. [ 40 ] | |
Вальденсы (вальденсы или вадуа) | Духовное движение позднего средневековья. | Начато Питером Вальдо , богатым купцом, который решил отказаться от всех своих мирских владений и начал проповедовать на улицах Лиона в 1177 году. [ 41 ] | Осужден папской буллой Ad abolendam | Вальденсы пережили почти полное уничтожение в 17 веке. Потомки этого движения существуют до сих пор. Со временем деноминация присоединилась к женевской или реформатской ветви протестантизма . |
Соборность | Осужден папской буллой Экзекрабилисом. |
Ренессанс
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
Гуситы | Программа гуситов содержится в четырех Пражских статьях , которые были согласованы в июле 1420 года. Их часто резюмируют так:
|
Основан чешским реформатором Яном Гусом (ок. 1369–1415), который был одним из предшественников протестантской Реформации . | Совет Базеля | |
Лолларди | Основан Джоном Уиклифом. | Король Генрих IV в 1401 году принял « De heretico comburendo» , который не запрещал лоллардов конкретно, но запрещал перевод Библии или владение ею и разрешал сжигать еретиков на кострах. | Лолларды были эффективно поглощены протестантизмом во время английской Реформации , в которой Лолларди сыграл свою роль. | |
Джироламо Савонарола | Савонарола призвал к простоте церковного интерьера и строгим моральным принципам. | 13 мая 1497 года Савонарола был отлучен от церкви папой Александром VI и сожжен на костре. | Савонарола оставил множество поклонников по всей Европе, в частности среди религиозно набожных гуманистов. |
Реформация
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
протестантизм | Пять Solae — это пять латинских фраз (или лозунгов), возникших во время протестантской Реформации и обобщающих основные богословские убеждения реформаторов, противоречащие учению католической церкви того времени.
|
Возник в 16 веке протестантской Реформации , которая, как принято считать, началась в 1517 году с Мартина Лютера как «Девяносто пяти тезисов» попытка реформировать католическую церковь . [ 42 ] | Exsurge Domine и Трентский совет | Существует «более 33 000 конфессий в 238 странах». [ 43 ] Во всем мире насчитывается около 1,17 миллиарда протестантов, что составляет почти половину всех христиан. [ 44 ] [ 45 ] среди примерно 1,5-2,1 миллиарда христиан. [ 46 ] [ 47 ]
В дополнение к Пяти Солам , большинство протестантов не верят в пресуществление . См. Евхаристические ереси ниже. |
Кальвинизм | Вера в то, что Бог решает спасти определенных людей не из-за каких-либо предвиденных заслуг или блага, а полностью по Своему суверенному выбору. Кальвинизм суммирован в пяти пунктах, известных как ТЮЛЬПАН.
|
Кальвинизм был систематизирован Жаном Кальвином в середине 16 века в Женеве, а затем получил дальнейшую строгость на голландском Дортском синоде 17 века . | Кальвинизм составляет основу доктрин реформатских церквей , в том числе Нидерландов, Англии, Шотландии и Центральной Европы. Пресвитериане , конгрегационалисты , некоторые баптистские группы и ранние англиканцы находились под влиянием кальвинистских учений. Это влияние можно найти в официальных документах этих церквей: « Три формы единства» (голландская реформатская), Вестминстерское исповедание (пресвитерианская), Савойская декларация (конгрегационалистская), Лондонское баптистское исповедание веры 1689 года (реформатская баптистская) и Тридцать девять статей (англиканские). |
Секты, объявленные католической церковью еретическими
[ редактировать ]протестантизм
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
протестантизм [ 48 ] | Протестантские группы демонстрируют большое разнообразие различных доктрин. Однако все ранние реформаторы подчеркивали пять Solae (1) Sola scriptura («только по Писанию»); убежденность в том, что для формирования доктрины следует использовать только Священные Писания Ветхого и Нового Заветов, в отличие от католической точки зрения, согласно которой и Писание, и учительство Церкви устанавливают догмы. (2) Sola fide («только верой»); убежденность в том, что верующие оправдываются только верой во Христа, а не верой во Христа и добрые дела. (3) Sola gratia («только по благодати»); убежденность в том, что верующие спасаются только благодатью Божией, а не человеческими делами. (4) Solus Christus («только Христом»); убежденность в том, что дело спасения — это всецело дело Божие, посредством посреднической работы только Христа. (5) Soli Deo gloria («только ради славы Божией»); убежденность в том, что дело спасения совершается исключительно ради славы Божией. [ 49 ] [ 50 ]
Некоторые считают, что большое разнообразие протестантских доктрин проистекает из доктрины частного суждения, которая отрицает непогрешимый авторитет Католической церкви и утверждает, что каждый человек должен интерпретировать Священное Писание самостоятельно. [ 51 ] Однако ранние реформаторы предостерегали от частного толкования, вместо этого подчеркивая связь и преемственность с древней церковью и ее догматами. |
Началось с Мартина Лютера в 95 тезисов 1517 году, а затем было развито другими протестантскими реформаторами . | Осужден Трентским собором , проходившим в Тренто , Италия, с 1545 по 1563 год. [ 52 ] | С середины 20 века отношение Католической церкви к протестантизму изменилось, о чем свидетельствуют экуменические отношения с протестантскими церквями. [ 53 ] Тогдашний кардинал Йозеф Ратцингер , впоследствии Папа Бенедикт XVI, писал, что
|
Контрреформационные движения
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
фебронианство | Немецкое движение XVIII века, направленное на национализацию католицизма, ограничение власти папства в пользу власти епископата и воссоединение диссидентских церквей с католическим христианским миром. | Практика и идеология, осужденные в Папы Пия IX » «Программе ошибок Папы Льва XIII , энциклике «Immortale Dei» и Первом Ватиканском соборе. | Сравните с эрастианством | |
галликанство | Вера в то, что гражданская власть – часто власть государства (первоначально власть короля Франции ) – над католической церковью сравнима с властью Папы. | Практика и идеология осуждаются в папы Пия VI , « Auctorem fidei » в папы Пия IX , « Учебном плане ошибок » в папы Льва XIII энциклике « Immortale Dei » и на Первом Ватиканском соборе . | Сравните с эрастианством | |
Янсенизм | Раздел католической мысли, возникший в рамках Контрреформации и после Тридентского собора (1545–1563). В нем подчеркивался первородный грех , человеческая испорченность , необходимость божественной благодати и предопределение . | Зародившись в трудах голландского богослова Корнелиуса Отто Янсена , янсенизм сформировал отдельное движение внутри католической церкви с 16 по 18 века. | Осужден буллой Иннокентия X Cum Causee от 31 мая 1653 года и Папы Пия VI Auctorem fidei . | |
Жозефинизм | Внутренняя политика Иосифа II Австрийского , пытавшегося навязать церкви либеральную идеологию. | Практика и идеология, осужденные в Папы Пия IX » «Программе ошибок Папы Льва XIII , энциклике «Immortale Dei» и Первом Ватиканском соборе. | Сравните с эрастианством |
19 век
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
американизм | Группа родственных ересей, которые определялись как поддержка полной свободы печати, либерализма, индивидуализма и отделения церкви от государства, а также как настаивание на индивидуальной инициативе, что могло быть несовместимо с принципом католицизма повиновения власти. . | Осужден Папой Львом XIII в его письме Testem benevolence nostra в 1899 году. | ||
Свидетели Иеговы | Религиозное движение, ожидающее скорого возвращения Иисуса. Свидетели Иеговы верят в единого Бога, а не в Троицу . Иисус — первое, что создал Бог (как Архангел Михаил ). [ 55 ] | Он следует учению Чарльза Тейза Рассела . | ||
Модернизм | Эволюция догмы во времени и пространстве. | Альфред Луази , Джордж Тирелл , Эрнесто Буонаюти | Осужден Папами Львом XIII и Пием X в серии энциклик между 1893 и 1910 годами. [ 56 ] | |
Мормонизм | Религиозное движение, которое верит в «Божество» отдельных и различных существ: Отца, Сына и Святого Духа, а также Небесной Матери . Кроме того, считается, что все люди как дети Божьи могут стать возвышенными , или, другими словами: «Каков человек сейчас, каким был когда-то Бог: каким сейчас является Бог, таким может быть и человек». | Джозеф Смит основал движение в западном Нью-Йорке в 1820-х годах и опубликовал «Книгу Мормона» , которую, как он утверждал, перевел с написанного на золотых листах на реформированный египетский язык. | Мормоны сказали бы, что это самая истинная форма христианства, признавая при этом, что другие христианские конфессии придерживаются меньшей истины. Признавая значимость традиционной христианской Библии, мормоны также приписывают библейский авторитет Книге Мормона, Учению и Заветам и Драгоценной Жемчужине. Мормоны верят в божественность Иисуса Христа, но не принимают учение о Троице. Мормоны поклоняются исключительно Иисусу Христу и Богу-Отцу (а не Джозефу Смиту, которого они считают только пророком), и по этому признаку соответствуют определению нетринитарного христианства.
Однако многие протестантские секты не признают мормонов истинными христианами, и ни одна крупная христианская группа не признает действительности мормонского крещения – бывшему мормону придется креститься повторно. [ 57 ] |
Движения 20-го века
[ редактировать ]Ересь | Описание | Источник | Официальное осуждение | Другой |
---|---|---|---|---|
Сообщество Леди Всех Наций | Движение считает, что его пожилая основательница Мари Поль Жигер является «реинкарнацией» Девы Марии. | Основан Мари Поль Жигер в Квебеке в 1971 году. | 11 июля 2007 года Конгрегация доктрины веры постановила, что ее последователи отлучены от церкви. [ 58 ] | Также известна как Армия Марии. |
Позитивное христианство | Термин, принятый нацистскими лидерами для обозначения модели христианства, совместимой с нацизмом. | Осужден Папой Пием XI в его письме «С жгучей скорбью» в 1937 году. [ 59 ] | ||
Реинкарнация | Вера в то, что определенные люди являются или могут быть реинкарнациями библейских персонажей , таких как Иисус Христос и Дева Мария . | Доктринальная записка католических епископов Канады относительно армии Марии [ 60 ] и Трибус о мариавитянах. | ||
Святая смерть | Поклонение или почитание Санта-Муэрте. | Критикуемый, названный кощунственным , описанный как поклонение дьяволу и объявленный католическими лидерами несовместимым с христианской верой, [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] включая Католическую архиепископию Мехико [ 65 ] и некоторые католические епископы в Соединенных Штатах [ 66 ] Кардинал Джанфранко Равази , президент Папского совета по культуре , неоднократно осуждал преданность Санта-Муэрте, называя ее «праздником опустошения и ада ». [ 67 ] Комментаторы отмечают, что народных святых относительно редко. официальные лица Ватикана осуждают [ 68 ] |
См. также
[ редактировать ]- Христианская ересь
- Очерк христианства
- Очерк католицизма
- Схема католических вселенских соборов
- Филетизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1974). «Ересь». Оксфордский словарь христианской церкви (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Отт, Людвиг. Руководство по догматическому богословию Гердера, Барселона: 1968, стр.31.
- ^ Прюммер, Доминик М. Справочник по моральному богословию Mercier Press: 1963, Sect. 201
- ^ МакГрат 2001 , с. 153.
- ^ МакГрат 2001 , с. 152.
- ^ МакГрат 2001 , с. 345.
- ^ Хэнсон, RPC «Доктрина Троицы, достигнутая в 381 году». В исследованиях христианской древности , T&T Clark, Эдинбург, 1985, стр. 234f.
- ^ Хэнсон, RPC «Доктрина Троицы, достигнутая в 381 году». В «Исследованиях христианской древности» , T&T Clark, Эдинбург, 1985, с. 244
- ^ Келли 1965 , стр. 115 и далее.
- ^ «Отцы церкви: История Церкви, Книга VI (Евсевий)» . www.newadvent.org . п. Глава 37 . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Келли 1965 , стр. 227 и далее.
- ^ Блок, Корри (08 октября 2013 г.). Коран в христианско-мусульманском диалоге: исторические и современные интерпретации . Рутледж. п. 186. ИСБН 978-1-135-01405-6 .
- ^ Келли 1960 , стр. 339 и далее.
- ^ ПГ , lxv, 1117.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Гностицизм» . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ Барт Д. Эрман Потерянное христианство . Издательство Оксфордского университета, 2003, стр. 188–202.
- ^ Константин-Сильван ». Британская энциклопедия . 2008. Британская энциклопедия онлайн. По состоянию на 2 сентября 2008 года.
- ^ Ипполит Философумена 5, 2
- ^ Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1974). «Антиномизм». Оксфордский словарь христианской церкви (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Чедвик, Генри (1967). Ранняя Церковь . Пеликан. п. 123.
- ^ Френд, WHC Святые и грешники в ранней церкви Дартон, Лонгман и Тодд: 1985, стр.102
- ^ «Донатизм». Оксфордский словарь христианской церкви , 1974.
- ^ «Донатизм». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Кауфман Колер, «Эбиониты» , в: Исидор Сингер и Сайрус Алдер (ред.), Еврейская энциклопедия , 1901–1906.
- ^ Франсуа П. Вильжоэн (2006). «Учение Иисуса о Торе в Нагорной проповеди». Неотестаменика 40.1, стр. 135–155.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) «Учение Иисуса о Торе в Нагорной проповеди» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2007 года . Проверено 13 марта 2007 г.{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Г. Ульхорн, «Эбиониты», в: Религиозная энциклопедия или словарь библейского, исторического, доктринального и практического богословия , 3-е изд. (под редакцией Филипа Шаффа), с. 684–685 (т. 2).
- ^ Генри Уэйс и Уильям Пирси (1911). Словарь раннехристианской биографии . Проверено 1 августа 2007 г.
- ^ С. Рансиман, Средневековый манихей: исследование христианской дуалистической ереси (Кембридж, 1947)
- ^ Оксфордский словарь искусства христианской церкви . Иконоборчество
- ^ (115 лет и 6 месяцев от Распятия , по подсчетам Тертуллиана в Adversus Marcionem , xv)
- ^ Янош, Н.А. Бердяев (Бердяев); перевод о. Стефана. «Маркионизм» . Проверено 24 декабря 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Треветт 1996:202
- ↑ Табберни, Пророки и надгробия , 25.
- ^ Табберни, Пророки и надгробия , 21–23.
- ^ Келли 1965 , стр. 360 и далее.
- ^ Френд, WHC Святые и грешники в ранней церкви , стр.126)
- ^ «Стенограмма Собора Диосполя (Лидды) против Пелагия, 415 г. н. э.» . www.seanmultimedia.com . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Словарь философии и религии Уильяма Л. Риза, Humanities Press, 1980, стр. 421.
- ^ Келли 1965 , стр. 370 и далее.
- ^ Бомпиани, София (1899). Краткая история итальянских вальденсов: населявших долины Коттийских Альп с древнейших времен до наших дней . Барнс. п. 38 .
- ^ Меннонитская энциклопедия, Том. 4, стр. 874–876.
- ^ Саймон, Эдит (1966). Великие века человечества: Реформация . Книги Время-Жизнь. стр. 120–121. ISBN 0-662-27820-8 .
- ^ Всемирная христианская энциклопедия (2-е издание). Дэвид Барретт , Джордж Куриан и Тодд Джонсон. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ «Состояние глобального христианства, 2024 г., в контексте 1900–2050 гг.» (PDF) . Центр изучения глобального христианства, Теологическая семинария Гордона-Конвелла . Проверено 23 мая 2024 г.
Протестанты: 625 606 000; Независимые: 421 689 000; Неаффилированные христиане: 123 508 000.
- ^ Джей Даймонд, Ларри. Платтнер, Марк Ф. и Костопулос, Филип Дж. Мировые религии и демократия . 2005, стр. 119. ( также в PDF-файле , стр. 49), в котором говорится: «Протестанты в настоящее время не только составляют 13 процентов населения мира — около 800 миллионов человек, — но с 1900 года протестантизм быстро распространился в Африке, Азии и Латинской Америке. "
- ^ «от 1250 до 1750 миллионов приверженцев, в зависимости от используемых критериев»: МакГрат, Алистер Э. Христианство: Введение . 2006, стр. xv1.
- ^ «2,1 миллиарда христиан»: Хиннеллс, Джон Р. Спутник Рутледжа по изучению религии . 2005, стр. 441.
- ^ «Великие ереси | Католические ответы» . www.catholic.com . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Краткое введение в sola scriptura» . Лютеранское богословие: Интернет-журнал . 18 января 2011 г. Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ Шрайнер, Томас Р. (2015). «Оправдание делами и Sola Fide» (PDF) . Южный баптистский богословский журнал . 19 (4).
- ^ Хинсон, Леон (2005). «Право на частное суждение» . Теологический журнал Осбери . 60 (1).
- ^ Бакли, Теодор Алоис (1851). Каноны и постановления Тридентского Собора . Джорджа Рутледжа и компании Лондон: ISBN 978-1-298-54294-6 .
- ^ Власть, Мария (2007). От экуменизма к общественным отношениям . Ирландская академическая пресса. ISBN 978-0-7165-3380-1 .
Это изменение произошло в 1964 году с принятием Второго Ватиканского указа об экуменизме, который «сигнализировал о более позитивном отношении к экуменизму среди католиков во всем мире». Это изменение отношения Католической Церкви и реакция на него протестантских церквей стали одним из важнейших факторов в развитии контактов между иерархиями протестантской и католической церквей.
- ^ Йозеф Ратцингер (1993). Значение христианского братства . Игнатиус Пресс. п. 88. ИСБН 978-0-89870-446-4 .
- ^ Розовая книга библейских схем, карт и графиков.
- ^ Модернизм (римский католицизм)#Официальный ответ церкви
- ^ Гранквист, Марк (10 апреля 2018 г.). «НОВЫЕ (И СТАРЫЕ) РЕЛИГИИ ВОКРУГ НАС» (PDF) . Лютеровская семинария EDU .
- ^ «6 католических монахинь отлучены от церкви за ересь» . Ассошиэйтед Пресс. 27 сентября 2007 г.
- ^ «С жгучей заботой» . Ватикан. 14 марта 1937 года.
- ^ Доктринальная записка католических епископов Канады относительно Армии Марии . Армия Марии из-за своей ошибочной интерпретации католического учения фактически не только лишит Марию ее уникальной, незаменимой роли в истории спасения, но и их так называемого " «реинкарнация» Марии практически делает излишним постоянное заступничество Марии в небесной славе. Мария Евангелия и католической традиции находится на небесах, а не на земле. Католическая церковь учит, что жизнь Марии одновременно уникальна и исторична и как таковая не может быть повторена, воспроизведена или иным образом «перевоплощена»... Предполагаемое частное откровение, на котором Армия Марии основывает свои претензии на легитимность, не фактически вводят новые и ошибочные доктрины о Деве Марии и ее роли в домостроительстве истории спасения. Это существенно дополняет окончательное Откровение Христа. Его последователи, например, хотели бы, чтобы их «Непорочная» поверила, что их «Непорочная» вечна Триединому Богу и что, хотя она когда-то была исторической матерью Иисуса, теперь она «перевоплощается» и «обитает» в самом человеке. получателя этих предполагаемых частных откровений.
- ^ Грей, Стивен (16 октября 2007 г.). «Санта Муэрте: Новый Бог в городе» . Журнал «Тайм» .
- ^ «Ватикан осуждает Мексику как Святую Смерти» . Новости Би-би-си . 9 мая 2013 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ Чеснут, Р. Эндрю (22 февраля 2016 г.). «Папа Франциск против Святой Смерти» . huffingtonpost.com . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Ватикан в замешательстве из-за Санта-Муэрте» . Нэшнл Географик . 14 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 г.
- ^ Барильяс, Мартин (31 октября 2009 г.). «Санта Муэрте не святой, — говорят мексиканские епископы» . Новости Сперо .
- ^ Контрерас, Рассел (20 февраля 2017 г.). «Американские епископы присоединяются к мексиканским коллегам и осуждают «Санта Муэрте» » . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Чеснут, Р. Эндрю (18 мая 2013 г.). «Смерть Санта-Муэрте: Ватикан против Святого Скелета» . Хаффингтон Пост .
- ^ Резак, Мэри (4 ноября 2017 г.). «Вы слышали о святой Смерти? Не молитесь ей» . Католическое информационное агентство .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Келли, JND (1960). Раннехристианские символы веры . Лонгманс.
- Келли, JND (1965). Раннехристианские доктрины . А&С Черный.
- МакГрат, Алистер Э. (2001). Христианская теология . Блэквелл.
- «Великие ереси» . Католические ответы . Проверено 23 февраля 2023 г.