Отрицание непорочного зачатия Иисуса
Отрицание непорочного зачатия Иисуса встречается среди различных групп и отдельных лиц на протяжении всей истории христианства . Эти группы и отдельные лица часто придерживались подхода к христологии , который понимает Иисуса как человека, буквального сына человеческих родителей. [ 2 ] [ 3 ]
В 19 веке эту точку зрения иногда называли псилантропизмом , термином, который происходит от сочетания греческого ψιλός ( psilos ), «простой», «простой» или «голый», и ἄνθρωπος ( ánthrōpos ) «человеческий». Псилантропы тогда вообще отрицали как непорочное зачатие Иисуса , так и его божественность . Отрицание непорочного зачатия отличается от адопционизма и может присутствовать или не присутствовать в убеждениях, называемых адопционистскими.
Раннее христианство
[ редактировать ]Группой, наиболее тесно связанной с отрицанием непорочного зачатия, были эвиониты . Однако Иероним не говорит, что все эвиониты отрицали непорочное зачатие, а лишь противопоставляет их точку зрения принятию учения со стороны родственной группы — назареев . [ 4 ] [ 5 ]
Эта точка зрения была отвергнута Вселенскими соборами , особенно на Первом Никейском соборе , созванном для непосредственного рассмотрения природы божественности Христа. [ 6 ]
Языческие и еврейские рассказы
[ редактировать ]Во II веке греческий философ Цельс утверждал, что Иисус был внебрачным сыном солдата по имени Пантера . То же самое утверждает и средневековый еврейский текст «Толедот Йешу» . [ 7 ]
Реформация
[ редактировать ]Беспорядки Реформации породили множество радикальных групп и отдельных лиц, некоторых из которых обвиняли в отрицании или действительно отрицали непорочное зачатие. Например, во время суда над Лоренцо Тиццано перед инквизицией в Венеции в 1550 году было предъявлено обвинение в том, что в круг покойного Хуана де Вальдеса (умер в 1541 году) в Неаполе входили такие люди. [ 8 ] Ранних унитаристов , часто называемых социнианцами , в честь Лаэлио Соццини , который впервые опубликовал первый унитарный анализ Логоса Иоанна в 1550 году, иногда обвиняли в отрицании непорочного зачатия, но в основном они отрицали только предсуществование Христа на небесах. Для более известного племянника Соццини Фаусто Соццини чудесное непорочное зачатие было тем элементом их веры, который устранил необходимость в предсуществовании, против которого они возражали. [ 9 ] Социниане фактически отлучили от своего числа переводчика первой Библии на белорусский язык Симона Будного за отрицание непорочного зачатия. [ 10 ]
Крупномасштабный переход среди унитарианцев к принятию человеческого отца для Иисуса произошел только во времена Джозефа Пристли . [ 11 ] Молодой Сэмюэл Тейлор Кольридж был примером того, кого он называл «псилантропом, одним из тех, кто верит, что наш Господь был настоящим сыном Джозефа». [ 12 ] но позже Кольридж решительно отверг эту идею и принял традиционную христианскую веру в непорочное зачатие. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
19–21 века
[ редактировать ]Среди библеистов, церковников и богословов, которые особенно отвергли непорочное зачатие:
- Альбрехт Ритчль , немецкий лютеранский богослов девятнадцатого века, считается одним из отцов либерального протестантизма . [ 16 ]
- Гарри Эмерсон Фосдик , американский баптистский пастор, видный сторонник либерального протестантизма. В знаменитой проповеди 1922 года, произнесенной с кафедры Первой пресвитерианской церкви в Нью-Йорке под названием «Победят ли фундаменталисты?», Фосдик поставил под сомнение непорочное зачатие, заявив, что оно требует веры в «особое биологическое чудо». [ 17 ]
- Фриц Барт , швейцарский реформатский министр и отец Карла Барта . Взгляды Фрица стоили ему как минимум двух значительных повышений по службе. [ 18 ]
- Джеймс А. Пайк , епископальный епископ Калифорнии (1958–1966), который впервые заявил о своих сомнениях в отношении непорочного зачатия в номере журнала Christian Century от 21 декабря 1960 года . [ 19 ] [ 20 ]
- Частные сочинения Мартина Лютера Кинга показывают, что он отверг библейский буквализм ; он называл Библию « мифологической », сомневался в том, что Иисус родился от девы, и не верил, что история Ионы и кита правдива. [ 21 ]
- Джон Шелби Спонг , епископ Ньюарка на пенсии, автор книги « Рожденный женщиной: епископ переосмысливает рождение Иисуса» , который вслед за ученой-феминисткой Джейн Шаберг написал: «Бог, которого можно увидеть в безвольном обличье осужденного преступника». Смерть в одиночестве на кресте на Голгофе, несомненно, можно также увидеть в внебрачном мальчике, рожденном в результате агрессивного и эгоистичного поступка мужчины, сексуально насилующего девочку-подростка». [ 22 ]
- Маркус Дж. Борг , видный участник семинара «Иисус» , автор многочисленных книг и соавтор книги « Значение Иисуса: два видения », который рассматривал истории рождения как «метафорические повествования» и заявил: «Я не думаю, что непорочное зачатие является историческим, и я не думаю, что существовала особая звезда, или мудрецы, или пастухи, или рождение в хлеву в Вифлееме. Поэтому я рассматриваю эти истории не как исторические отчеты, а как литературные произведения». [ 23 ]
- Джон Доминик Кроссан , видный участник семинара «Иисус» , автор книги «Иисус: революционная биография» , который заявил: «Я понимаю непорочное зачатие Иисуса как конфессиональное заявление о статусе Иисуса, а не биологическое утверждение о теле Марии. это более поздняя вера в Иисуса как взрослого, мифологически репроецированная на Иисуса в младенчестве». [ 24 ]
- Роберт Фанк , основатель семинара «Иисус» и автор книги «Честно к Иисусу» , который утверждал: «Мы можем быть уверены, что Мария не зачала Иисуса без помощи человеческой спермы. Неясно, был ли Иосиф или какой-то другой неназванный мужчина биологический отец Иисуса. Вполне возможно, что Иисус был незаконнорожденным». [ 25 ]
- Джейн Шаберг , библеистка-феминистка и автор книги «Незаконность Иисуса» , которая утверждала, что Матфей и Лука знали, что Иисус был зачат незаконно, вероятно, в результате изнасилования, и оставили намеки на это знание, хотя их основной целью было исследовать богословское значение рождения Иисуса. [ 26 ]
- Ута Ранке-Хейнеманн , которая утверждает, что непорочное зачатие Иисуса подразумевалось — и должно пониматься — как аллегория особой инициативы Бога, сравнимой с творением Богом Адама и соответствующей легендам и аллегориям древности. [ 27 ]
- Дэвид Дженкинс , епископ Даремский с 1984 по 1994 год, был первым высокопоставленным англиканским священнослужителем, который привлек внимание британских средств массовой информации из-за своей позиции: «Я бы не поставил перед Богом задачу устроить непорочное зачатие, если бы Он захотел. Но я не думаю, что он это сделал». [ 28 ]
- Герд Людеманн , немецкий исследователь и историк Нового Завета, участник семинара «Иисус» и автор книги « Непорочное зачатие»? «Реальная история Марии и ее сына Иисуса » утверждал, что ранние христиане развили идею непорочного зачатия как более позднюю «реакцию на сообщение, задуманное как клевета, но исторически верное, о том, что Иисус был зачат или рожден вне брака... ... Это имеет историческую основу в том факте, что у Иисуса действительно был другой отец, чем Иосиф, и он фактически родился до замужества Марии, предположительно в результате изнасилования». [ 29 ]
- Робин Мейерс , служитель Объединенной церкви Христа , сторонник прогрессивного христианства и автор книги « Спасение Иисуса от церкви: как перестать поклоняться Христу и начать следовать за Иисусом» . Утверждает, что «красивая, но явно надуманная история - это непорочное зачатие, которое могло быть использовано для прикрытия скандала». [ 30 ]
Секты и конфессии
[ редактировать ]« Божественный принцип» , учебник движения Объединения (также называемого Церковью Объединения), нового религиозного движения, основанного в Южной Корее , не включает учение о том, что Захария был отцом Иисуса; однако некоторые из его членов придерживаются этого мнения. Примечательно, что эту точку зрения отстаивает Янг Ун Ким , цитируя работу британского либерального богослова Лесли Уэзерхед в ее книге «Теология объединения» (1980). [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Странгит) , основанная Джеймсом Джесси Стрэнгом , отвергает непорочное зачатие и считает, что отцом Иисуса был Иосиф , муж Марии . [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]- Непорочное рождение Иисуса
- Арианство
- Царь Иисус (роман) (полуисторический роман)
- Доктрина Адама Бога (хотя и не обязательно отрицающая непорочное зачатие как таковое, подразумевает сексуальные отношения между Богом-Отцом и Марией)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марталер, Берард Л. (2007). Символ веры: апостольская вера в современном богословии . 3-е изд. ISBN 0-89622-537-2 стр. 129
- ^ Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию Джона Энтони МакГакина, 2004 г. ISBN 0-664-22396-6 стр. 286
- ^ Размышление о Христе: провозглашение, объяснение, значение Таты Уайли, 2003 г. ISBN 0-8264-1530-X стр. 257
- ^ Мейчен, Дж. Грешам (1958) [1-й паб. Харпер: 1930]. Непорочное зачатие Христа . Лондон: Джеймс Кларк и Ко, стр. 22–36. ISBN 978-0-227-67630-1 .
Видимо, Иероним не так подробно говорит, что эвиониты отрицали непорочное зачатие. Но он, кажется, противопоставляет их точку зрения принятию доктрины со стороны назареев. В одном месте Епифаний говорит, что у него не [...] терминология (по крайней мере) отличается; ибо у этих авторов те, кто принял непорочное зачатие, названы «назарянами», тогда как термин «евиониты» сохранен для тех, кто отрицал это. Некоторые ученые придерживаются терминологии Епифания.
- ^ Адна, Йостейн (2005). Становление ранней церкви . Тюбинген: Мор Зибек. п. 269. ИСБН 3161485610 .
... он проводит различие между двумя видами эбионитов: одна группа отрицала непорочное зачатие, другие - нет. Описывая последнюю группу, Евсевий отмечает, что, несмотря на то, что они приняли непорочное зачатие, они все же были еретиками...
- ^ Карр, А. Уэсли (2005). Ангелы и начала , Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-01875-7 стр. 131
- ^ Лато, Антти (11 апреля 2016 г.). «Цельс, Толедот Йешу и ранние следы апологии непорочного зачатия Иисуса » Институт скриптов Donnerian Aboensis . 27 : 61–80. дои : 10.30674/scripta.66569 . ISSN 2343-4937 .
- ^ Эрл Морс Уилбур История унитаризма: социнианизм и его предшественники , 1946 г. Страница 92 На суде над Лоренцо Тиццано (или Тицциано) перед инквизицией в Венеции в 1550 году были представлены доказательства того, что в кругу Вальдеса в Неаполе были еретики, отрицавшие девственницу. рождение...
- ^ Дэвид Манро Кори Фауст Социнус 1932 с. 103 «Мы обнаруживаем, что все эти доктрины, считающиеся ортодоксальными доктринами существенными, полностью отвергаются Социном... Уникальное божественное сыновство Христа (divina filiatio) гарантировано Социну непорочным зачатием».
- ^ Евреи в старой Польше, 1000-1795 изд. Антоний Полонский, Якуб Басиста, Анджей Линк-Ленчовский - 1993 г. р. 32 «Будный отверг вечность Христа и в примечаниях к своему переводу Нового Завета отрицал непорочное зачатие, признавая, что Иисус был сыном Иосифа. Даже среди еретических лидеров Шимон Будный считался еретиком и им нечего было делать. с ним».
- ^ JD Bowers Джозеф Пристли и английский унитаризм в Америке 0271045817 2010 стр. 33 «В результате Пристли провел остаток десятилетия в публичной битве с преподобным Сэмюэлем Хорсли,... непорочное зачатие было небиблейским, а доктрина искупления была изобретена на протяжении столетий богословских ошибок».
- ^ Кольридж «Я был псилантропом, одним из тех, кто верит, что наш Господь был настоящим сыном Джозефа». 1817 Биог. Лит. i 168, в «Циклопедии библейской, теологической и церковной литературы», том 2 Джона МакКлинтока, Джеймса Стронга, 1894 г., с. 406.
- ^ Сэмюэл Тейлор Кольридж Бэзила Уилли, стр. 156.
- ^ Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы , Том 2, Джон МакКлинток, Джеймс Стронг, 1894 г., стр. 406.
- ^ Бауэрс, JD, Джозеф Пристли и английский унитаризм в Америке , 2007, ISBN 0-271-02951-X , с. 36.
- ^ Фрай, Ганс Вильгельм (18 марта 2018 г.). «Альбрехт Ритчль» . энциклопедия Британская Британская энциклопедия, Inc.
- ^ Молер-младший, Р. Альберт (24 декабря 2003 г.). «Может ли христианин отрицать непорочное зачатие?» . BaptistPress.com . Первое лицо. Южная баптистская конвенция . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ Дастин Реш, «Интерпретация Бартом непорочного зачатия: знак тайны» , 2016: «...что стоило ему как минимум двух значительных повышений по службе. Даже учитывая печальные последствия отрицания Фрицем Бартом непорочного зачатия, такая позиция была прочно утвердился в русле европейской библейской и богословской науки». [ нужна страница ]
- ^ Робертсон, Дэвид М. (2004). Страстный паломник: биография епископа Джеймса А. Пайка . Кнопф.
- ^ Даутат, Росс (2012). Плохая религия: как мы стали нацией еретиков . Свободная пресса. стр. 89–90. ISBN 9781439178300 .
- ^ Чакко Курувила, Маттай (15 января 2007 г.). «Письма показывают Кинга как либерального христианина, отвергающего буквализм» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2019 г.
- ^ Спонг, Джон Шелби (1992). Рожденный женщиной: епископ переосмысливает рождение Иисуса , HarperSanFrancisco, с. 185. ISBN 9780060675134 .
- ^ Борг, Маркус Дж. (1998). «Значение историй о рождении», в книге Маркуса Дж. Борга и Н.Т. Райта, « Смысл Иисуса: два видения» , HarperSanFrancisco, стр. 179. ISBN 0-06-060875-7 .
- ^ Кроссан, Джон Доминик (1994). Иисус: революционная биография , HarperSanFrancisco, с. 23. ISBN 9780060616618 .
- ^ Фанк, Роберт В. (1996). Честно перед Иисусом: Иисус для нового тысячелетия . ХарперСан-Франциско, с. 294. ISBN 9780060627577.
- ^ Шаберг, Джейн (1987). Нелегитимность Иисуса: феминистская интерпретация рассказов о детстве . Харпер и Роу. ISBN 0062546880 стр. 33–34. Перепечатка: Crossroad, 1990. Расширенное издание, посвященное 20-летию: Sheffield Phoenix Press, 2006. ISBN 9781905048830 .
- ^ Ранке-Хайнеманн, Юта. Евнухи для Царства Небесного . Город-сад: Даблдей, 1990. ISBN 0-385-26527-1 .
- ^ Найнхэм, Деннис (4 сентября 2016 г.). «Некролог преподобного Дэвида Дженкинса» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 03 сентября 2023 г.
- ^ Людеманн, Герд (1998). Девственное зачатие? Реальная история Марии и ее сына Иисуса . Лондон: СКМ Пресс ISBN 9780334027249 ; Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International. ISBN 9781563382437 стр. 60, 138.
- ^ Мейерс, Робин Р. (2009). Спасение Иисуса от церкви: как перестать поклоняться Христу и начать следовать за Иисусом . ХарперУан. ISBN 9780061568213 с. 40.
- ^ Религиозные требования и практики некоторых избранных групп: Справочник для капелланов, Министерство армии США, опубликованное The Minerva Group, Inc., 2001, ISBN 0-89875-607-3 , ISBN 978-0-89875-607-4 , страницы 1–42. Список книг Google
- ^ Зонтаг, Фредрик (1977). Сан Мён Мун и Церковь Объединения . Абингдон. стр. 102–105 . ISBN 0-687-40622-6 .
- ^ Уэзерхед, Л.Д. (1965). Христианский агностик . Лондон: Ходдер и Стоутон. стр. 59–63. Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 г. Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Такер, Рут А. (1989). Другое Евангелие: культы, альтернативные религии и движение Нью Эйдж . Гранд-Рапидс: Academie Books/Zondervan. ISBN 0-310-25937-1 стр. 250-251
- ^ Брасич, Адам С. «Иисус Христос, Сын Человеческий: апологетическая христология Джеймса Дж. Стрэнга». Журнал истории мормонов , том. 45, нет. 3, 2019, стр. 26–50. JSTOR , www.jstor.org/stable/10.5406/jmormhist.45.3.0026. По состоянию на 14 декабря 2020 г.