Альбигойский крестовый поход
Альбигойский крестовый поход | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть крестовых походов | |||||||
![]() Резня альбигойцев крестоносцами | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
| Королевство Англии | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
# | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
не менее 200 000 [1] максимум до 1 000 000 [2] Катары убиты | |||||||
Считается некоторыми учеными актом геноцида против катаров автором слова «геноцид» , в том числе самим Рафаэлем Лемкиным . [3] [4] |
Альбигойский крестовый поход (фр. Croisade des albigeois ) или катарский крестовый поход (1209–1229) — военная и идеологическая кампания, инициированная Папой Иннокентием III с целью искоренить катаризм в Лангедоке , на территории современной южной Франции . Крестовый поход преследовался прежде всего французской короной и быстро приобрел политический аспект. Это привело к значительному сокращению числа практикующих катаров и передаче графства Тулуза французской короне. Особая региональная культура Лангедока также уменьшилась.
Катары возникли из антиматериалистического реформаторского движения внутри богомильских церквей на Балканах, призывающего к тому, что они считали возвращением к христианскому посланию совершенства, бедности и проповеди в сочетании с отказом от физического. Реформы были реакцией на часто воспринимаемый скандальный и распутный образ жизни католического духовенства. Их богословие, гностическое во многом , было в основе своей дуалистическим . Некоторые из их практик, особенно их вера во зло, присущее физическому миру, противоречили доктринам Воплощения Христа и католическим таинствам . Это привело к обвинениям в гностицизме и вызвало гнев католического истеблишмента. Они стали известны как альбигойцы, потому что многие их приверженцы были выходцами из города Альби и его окрестностей в XII и XIII веках.
Между 1022 и 1163 годами катары были осуждены восемью местными церковными соборами, последний из которых, проходивший в Туре , объявил, что все альбигойцы должны быть заключены в тюрьмы и конфискованы их имущество. Третий Латеранский собор 1179 года повторил это осуждение. Дипломатические попытки Иннокентия III повернуть катаризм вспять не увенчались успехом. После убийства своего легата Пьера де Кастельно в 1208 году и подозревая, что Раймунд VI, граф Тулузы за это несет ответственность , Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров. Он предлагал земли катаров- еретиков любому французскому дворянину, желающему взять в руки оружие.
С 1209 по 1215 годы крестоносцы добились больших успехов, захватив катарские земли и систематически подавляя движение. С 1215 по 1225 год в результате серии восстаний катары вернули себе многие земли. Возобновленный крестовый поход привел к отвоеванию территории и фактически загнал катаризм в подполье к 1244 году. Альбигойский крестовый поход сыграл роль в создании и институционализации как Доминиканского ордена, так и средневековой инквизиции . Доминиканцы пропагандировали послание Церкви и распространяли его, проповедуя учение Церкви в городах и деревнях, чтобы остановить распространение ересей, в то время как инквизиция расследовала людей, обвиненных в обучении ересям. Благодаря этим усилиям к середине 14 века все заметные следы катарского движения были стерты. Некоторые историки считают крестовый поход альбигойцев против катаров актом геноцида . [3] [4]
Катарские верования и обычаи
[ редактировать ]Слово «катар» происходит от греческого слова «катарос», что означает «чистый» или «чистый». [5] заимствованная из более ранних форм гностицизма Теология катаров, частично , была дуалистической , верой в два равных и сравнимых трансцендентальных принципа: Бога, силу добра, и демиурга , силу зла. Катары считали, что физический мир был злом и создан этим демиургом, которого они называли Рекс Мунди (лат. «Царь мира»). Rex Mundi охватывал все материальное, хаотичное и могущественное. Понимание Бога катарами было совершенно развоплощенным: они рассматривали Бога как существо или принцип чистого духа, совершенно незапятнанного налетом материи. Он был Богом любви, порядка и мира. Иисус был ангелом, имевшим лишь призрачное тело, и рассказы о нем в Новом Завете следует понимать аллегорически. [6] [7] [8] Согласно учению катаров, у людей изначально не было души. Они учили, что злой Бог, или Сатана в другой версии, либо давал людям новые души, либо использовал души падших ангелов. Альтернативно, Бог сжалился над людьми и дал им души. Некоторые катары верили в переселение душ , при котором душа переходит из одного тела в другое. Независимо от того, сделали они это или нет, половой акт при любых обстоятельствах был тяжким грехом, потому что он либо приводил новую душу в злой мир, либо увековечивал цикл душ, заключенных в злые тела. [9] [10] Гражданская власть не имела претензий на катаров, поскольку они правили физическим миром. Соответственно, катары отказались принимать присягу на верность или добровольно идти на военную службу. [11] Доктрина катаров выступала против убийства животных и употребления в пищу мяса. [12] [13]
Катары отвергли католическое священство , заклеймив его членов, включая Папу Римского, недостойными и развращенными. [14] Не соглашаясь с католической концепцией об уникальной роли священства, они учили, что кто угодно, а не только священник, может освятить евхаристическую сонму или услышать исповедь . [15] Однако среди катаров были люди, выбранные на должности епископов и дьяконов. [16] Катары отвергли догмат о реальном присутствии Христа в Евхаристии и католическое учение о существовании Чистилища . [17]
Встречи катаров были довольно простыми. На типичном собрании присутствующие произносили одно или несколько молитв « Отче наш» , делали общее исповедание грехов, просили прощения и завершали общей трапезой. Однако существовали и особые ритуалы. [18] Катаризм разработал свою собственную уникальную форму «таинства», известную как consolamentum , чтобы заменить католический обряд крещения. Вместо крещения водой человек получал утешение возложением рук. [19] [20] Катары считали воду нечистой, потому что она была испорчена землей, и поэтому отказывались использовать ее в своих церемониях. [21] Акт обычно совершался непосредственно перед смертью, поскольку катары считали, что это увеличивает шансы на спасение, стирая все предыдущие грехи. [22] После получения consolamentum получатель стал известен как Perfectus . [23] Став «совершенной», душа после смерти тела смогла избежать вечного цикла смерти и возрождения и достичь спасения. [10] До того как стать совершенными, верующих катаров поощряли, но не всегда требовали следовать учению катаров о воздержании от секса и мяса, и большинство предпочитали этого не делать. Как только человек получил consolamentum , эти правила стали обязательными. [17] Совершенные катары часто проходили ритуальный пост, называемый эндура . После получения consolamentum верующий иногда не принимал пищу и полагался только на холодную воду, что в конечном итоге приводило к смерти. Процедуру обычно выполняли только те, кто уже был близок к смерти. [24] Некоторые члены Церкви утверждали, что если катар после получения consolamentum проявит признаки выздоровления, его задушат до смерти, чтобы обеспечить попадание на Небеса . Иногда такое случалось, но свидетельств того, что это была обычная практика, мало. [25] Катарские епископы выбирались из числа совершенных. [16] Если человек, получавший consolamentum, когда-либо совершал тяжкий грех, процедуру приходилось применять повторно. Если бы епископ, проводивший ее, совершил серьезный грех, всем людям, которым он поручил эту процедуру, пришлось бы пройти ее снова. [26]
Фон
[ редактировать ]Политический и культурный фон
[ редактировать ]Теология катаров нашла наибольший успех в Лангедоке — названии, которое в конечном итоге было дано региону, позже включенному в состав французской нации. [27] [28] Альтернативное название региона — «Окситания». [28] В Лангедоке политический контроль и владение землей были разделены между многими местными лордами и наследниками. [29] [30] До крестового похода в этом районе велось мало боевых действий. [31] [32] Регионы на севере были разделены на отдельные государства, но все они в целом признавали себя частью Королевства Франции . Они говорили на разных диалектах, но в целом их можно отнести к французскому языку. Напротив, регионы Лангедока не считали себя французскими. Их язык, окситанский , не был взаимопонятным с французским. Вместо этого он был ближе к каталанскому . [33] Графство Тулуза , доминирующее политическое образование в регионе, было феодальным владением Анжуйской империи , которая контролировала герцогство Аквитания на западе. Во многих областях к югу и востоку от Тулузы Арагонская Корона и Княжество Каталония были более влиятельными, чем Французское королевство или даже северный Лангедок. [31] [32] [34]
К началу 13 века власть городов Лангедока быстро росла. Город Тулуза был главным городским центром региона. К 1209 году его население составляло 30 000–35 000 человек, и он пользовался большими размерами, богатством и влиянием, чем где-либо еще в Лангедоке. Он также пользовался высоким уровнем политической автономии. Граф Тулузы проживал в замке Нарбонне внутри города, но не имел над ним реального контроля. Маленькие города строились с расчетом на оборону, обычно с толстыми стенами и на высоких горах, часто рядом со скалами. Поэтому муниципалитет назывался castrum , что означает «укрепленное место». [35] Урбанизированный характер Лангедока отличал его от более сельского севера и с большей легкостью позволял смешиваться различным группам людей. Это способствовало созданию атмосферы сравнительной религиозной толерантности. Евреи в Лангедоке практически не подвергались дискриминации, как и в случае с религиозными диссидентами, появившимися в этом районе в XII веке. Мусульманам не был завещан такой же уровень терпимости, но исламскую литературу и науку уважали. [36]
Историк Джозеф Страйер резюмирует культурные различия между Севером и Югом следующим образом:
[T] Север и Юг того, что сейчас является Францией, в двенадцатом веке были двумя разными странами, такими же разными, как Франция и Испания сегодня. Народы каждой страны не любили и не доверяли народам другой страны. Северяне считали южан недисциплинированными, избалованными роскошью, немного мягкими, слишком заинтересованными в социальных благах, слишком подверженными влиянию презренных людей, таких как бизнесмены, юристы и евреи. Южане считали северян грубыми, высокомерными, невежливыми, некультурными и агрессивными. Климат был таков, что если между двумя странами разразится война, она наверняка будет долгой и ожесточенной. [37]
Рост катаризма
[ редактировать ]
Катары были частью широко распространенного движения духовных реформ в средневековой Европе. [38] которое началось около 653 года, когда Константин-Сильван привез в Армению копию Евангелия. [39] В последующие столетия возник ряд инакомыслящих групп, объединившихся вокруг харизматических проповедников, отвергавших авторитет католической церкви. Эти группы основывали свои верования и практики на Евангелиях, а не на церковных догмах , и стремились вернуться к ранней церкви и вере апостолов . Они утверждали, что их учение основано на Священном Писании и является частью апостольской традиции. [40] Такие секты, как павликиане в Армении, богомилы в Болгарии и на Балканах , арнольдисты в северной Италии , петбрузиане на юге Франции , генрикане в Швейцарии и Франции и вальденсы в районе Пьемонта на границе Франции и Италии, подвергались жестоким преследованиям и репрессиям. . [41] Павликиан было приказано сжечь заживо как еретиков; [42] богомилы были изгнаны из Сербии [43] и позже подвергся инквизиции [44] и Боснийский крестовый поход ; Петра Брюйского , лидера петробрузийцев, в 1131 году столкнула в костер разъярённая толпа. [45]
Ряд выдающихся проповедников XII века настаивали на том, что развитие отношений с Богом независимо от установленного духовенства является обязанностью человека. Генрих Лозаннский раскритиковал священство и призвал к мирской реформе церкви. [46] Он приобрел большое количество последователей. [47] Проповедь Генри была сосредоточена на осуждении клерикальной коррупции и клерикальной иерархии, и нет никаких доказательств того, что он придерживался катарского учения о дуализме. [48] Он был арестован около 1146 года, и больше о нем никогда не слышали. [49] Арнольд Брешиа , лидер арнольдистов, был повешен в 1155 году, а его тело сожжено и брошено в реку Тибр «из страха», как говорит один летописец, «чтобы люди не смогли собрать их и почитать как прах мученика». . [50] Вальденсы, последователи Питера Уолдо , пережили поджоги и массовые убийства. [51]
Хотя эти несогласные группы имели некоторые общие черты с катарами, такие как антиклерикализм и неприятие таинств , они, за исключением павликиан и богомилов, не придерживались дуалистических верований катаров. Они не ссылались конкретно на дуализм как на принцип. [52] Катары, возможно, произошли непосредственно от богомилов, поскольку некоторые ученые верят в непрерывную манихейскую традицию, охватывающую обе группы. Эта точка зрения разделяется не всеми. [53] После Первого крестового похода латинские поселенцы основали дуалистическую общину в Константинополе . Предполагается, что эта группа предоставила жителям Запада латинские переводы греческих богомильских текстов, которые включали ритуал consolamentum , тем самым помогая создать первое организованное дуалистическое движение в Западной Европе. [54]
К XII веку организованные группы диссидентов, такие как вальденсы и катары, начали появляться в городах новых урбанизированных территорий. В западной средиземноморской Франции, одном из самых урбанизированных регионов Европы того времени, катары превратились в популярное массовое движение. [55] [56] [ нужна полная цитата ] и вера распространилась на другие области. Одной из таких областей была Ломбардия , где к 1170-м годам существовала община катаров. [57] Движение катаров рассматривалось некоторыми как реакция на коррумпированный и земной образ жизни духовенства. Это также рассматривалось как проявление недовольства папской властью. [58] Движение катаров иногда смешивалось с вальденсизмом. Однако оно отличалось от него, поскольку, хотя вальденсы и соглашались с катарами в их оппозиции католической иерархии и акценте на бедности и простоте, они в целом принимали большинство католических учений. Оба движения в конечном итоге подверглись жестоким преследованиям, но основные усилия Церкви были направлены против катаризма, который был одновременно более радикальным и более многочисленным из двух сект. [59] В Кельне в 1163 году были сожжены четверо мужчин-катаров и девушка, приехавшие в город из Фландрии после отказа покаяться. Сожжения за ересь были очень редки и в прошлом иногда происходили по указанию дворян по политическим, а не религиозным причинам, несмотря на возражения ведущего католического духовенства. Однако после этого события они стали более частыми. [60] Поддерживались контакты между старыми дуалистическими общинами Византийской империи на востоке и новыми в Западной Европе. Эмиссары первых усилили дуалистические убеждения вторых. [61]

Катаризм продолжал распространяться, но наибольший успех он имел в Лангедоке. Катары практически не присутствовали в Англии, а общины в королевствах Франции и Германии обычно просуществовали недолго. Именно в Лангедоке они оказались наиболее прочными. [62] Катары были известны как альбигойцы из-за их связи с городом Альби , а также потому, что церковный совет 1176 года, объявивший доктрину катаров еретической, проводился недалеко от Альби. [27] Осуждение было повторено на Третьем Латеранском соборе 1179 года. [16]
Были предложены различные причины успеха катарского движения в Лангедоке по сравнению с другими местами. Традиционным объяснением была известная коррупция и низкое качество духовенства, что, по мнению многих, проявлялось в любви к деньгам и сексуальных выходках. Многие священники в Лангедоке, особенно в сельских приходах, часто были малообразованными и функционально неграмотными. Многие были назначены на свои должности мирянами. Теория о том, что неадекватность духовенства была основным фактором, была поставлена под сомнение на основании аналогичных историй о духовенстве, появлявшемся в других регионах Европы, где не было большого количества религиозных отклонений. Однако есть свидетельства большей коррупции среди епископов в Лангедоке, чем в других регионах Европы. Папа Иннокентий III написал письмо, в котором обвинил архиепископа Нарбоннского в том, что он ни разу не посетил его епархию за 10 лет своего епископства и потребовал от кого-то денег в качестве платы за рукоположение его в епископы. В конце концов Иннокентий отстранил от должности четырех епископов Лангедока — архиепископа Нарбоннского и епископов Лангедокского. Тулуза , Безье и Вивье — от своих обязанностей. Низкое качество епископов в Лангедоке было связано как с отсутствием политической централизации в регионе, так и с тем, что папство придавало большее значение назначениям в более политически чувствительных областях. Хаотичная ситуация в епископстве способствовала неспособности Церкви искоренить ересь. Среди населения катары составляли меньшинство, но они завоевали признание многих католиков региона. Тех, кто становился катарами, часто принимали в свои семьи. Несколько катаров были выбраны членами управляющего совета города Тулузы. Регион Лангедок меньше участвовал в популярных религиозных движениях, чем другие регионы Европы. Первый крестовый поход вызвал некоторую поддержку в этом районе, поскольку Раймунд IV, граф Тулузы, был одним из его главных лидеров. Тем не менее, популярность крестовых походов в Лангедоке не была такой устойчивой, как во Франции. Страйер предполагает, что в регионе преобладал общий климат расхлябанности, который позволял нонконформистским религиозным движениям расти, не встречая серьезных вызовов. [63]
Прелюдия к крестовому походу
[ редактировать ]Вступив на престол в 1198 году, Папа Иннокентий III решил разобраться с катарами и отправил делегацию монахов в провинцию Лангедок, чтобы оценить ситуацию. Считалось, что катары Лангедока не выказывали должного уважения к власти французского короля или местной католической церкви, а их лидеров защищала могущественная знать. [64] который был явно заинтересован в независимости от короля. [65] По крайней мере, отчасти по этой причине многие влиятельные дворяне приняли катаризм, несмотря на то, что они практически не пытались следовать его строгим ограничениям образа жизни. [66] В отчаянии Иннокентий обратился к Филиппу II Французскому , убеждая его либо заставить Раймона VI, графа Тулузского, разобраться с ересью, либо свергнуть его военным путем. К 1204 году он предложил благословить желающих отправиться в военную кампанию против катаров с такой же снисходительностью, как и крестоносцы, отправляющиеся в Святую Землю ( Четвертый крестовый поход , находившийся в то время на поздней стадии, не подавал никаких признаков продолжения). в этом направлении). Однако Филипп был вовлечен в конфликт с королем Англии Иоанном и не желал ввязываться в отдельный конфликт в Лангедоке. Таким образом, план застопорился. [67]
Один из самых влиятельных дворян, Раймунд VI, не признавал открыто катарских верований, но симпатизировал катаризму и враждебно относился к французскому королю. [16] Он отказался оказать помощь делегации. он был отлучен от церкви В мае 1207 года интердикт . и на его земли был наложен [16] Иннокентий попытался разрешить ситуацию дипломатическим путем, отправив несколько проповедников, многие из которых были монахами цистерцианского ордена , чтобы обратить катаров. Они находились под руководством старшего папского легата Пьера де Кастельно . Проповедникам удалось вернуть некоторых людей в католическую веру, но в большинстве своем они отреклись. [68] Сам Пьер был крайне непопулярен, и однажды ему пришлось бежать из региона, опасаясь, что его убьют. 13 января 1208 года Раймон встретился с Пьером в надежде получить отпущение грехов. Дискуссия прошла не очень хорошо. Раймунд изгнал его и угрожал его безопасности. [67] На следующее утро Пьер был убит якобы одним из рыцарей Раймунда. Иннокентий III утверждал, что Раймунд приказал его казнить; [69] Вильгельм Туделский полностью винит в убийстве «злого оруженосца, надеющегося заслужить одобрение графа». [70]
Папа Иннокентий объявил Раймонда анафематствованным и освободил всех его подданных от клятвы послушания ему. [71] Однако вскоре Раймунд попытался примириться с церковью, отправив легатов в Рим. Подарками обменялись, помирились, [72] и отлучение было снято. На Авиньонском соборе 1209 года Раймунд был вновь отлучен от церкви за невыполнение условий церковного примирения. После этого Иннокентий III призвал к крестовому походу против альбигойцев, полагая, что Европа, свободная от ереси, сможет лучше защищать свои границы от вторжения мусульман. Временной период Крестового похода совпал с Пятым и Шестым крестовыми походами на Святую Землю. [31]
Военные кампании
[ редактировать ]Первоначальный успех с 1209 по 1215 год.
[ редактировать ]Сбор начальной армии
[ редактировать ]К середине 1209 года около 10 000 крестоносцев собрались в Лионе и двинулись на юг. [73] Многие крестоносцы оставались там не более 40 дней, прежде чем их заменили. Большое количество прибыло из Северной Франции, [74] в то время как некоторые вызвались добровольцами из Англии. [75] Будут также добровольцы из Австрии . [76] Вопрос о том, кто возглавит крестовый поход, был неясен. В начале 1209 года Филипп II узнал об антифранцузском союзе между королем Иоанном и императором Священной Римской империи Отто IV , оба из которых были повелителями разных частей Лангедока. Это побудило его не участвовать в крестовом походе. Он отказался участвовать в предвыборной кампании лично, но пообещал послать контингент войск, гарантируя, что он будет иметь право голоса в любом политическом урегулировании, которое может возникнуть в результате конфликта. папский легат Арно Амальрик , аббат цистерцианского монастыря Сито . Командование предприятием принял [77] [78]
Когда крестоносцы собрались, Раймон попытался достичь соглашения со своим племянником и вассалом Раймоном Роджером Тренкавелем , виконтом Безье и Каркассона , о совместной защите, но Раймон Роже отказался от него. Раймунд решил пойти на компромисс с крестоносцами. Ему яростно противостоял Амальрик, но по просьбе Раймунда Иннокентий назначил нового легата Милона, которому тайно приказал подчиняться Амальрику. 18 июня 1209 года Раймонд объявил себя раскаявшимся. Он был подвергнут бичеванию Милоном и объявлен восстановленным до полного общения с Церковью. На следующий день он взял крест, подтвердив свою верность крестовому походу и пообещав помочь ему. Когда Раймунд восстановил единство с Церковью, его земли не могли быть атакованы. Поэтому крестоносцы обратили свое внимание на земли Раймона Роджера, нацеливаясь на катарские общины вокруг Альби и Каркассона. Они вышли из Лиона 24 июня и прибыли в католический город Монпелье . 20 июля [79] [80] [81] Раймонд Роджер формально не был катаром, но терпел существование секты. [82] В его владениях было много катаров, и его собственная сестра стала одной из совершенных. [83] Тем не менее, Раймонд Роджер попытался вести переговоры с крестоносцами. Он объявил себя верным членом Церкви и снял с себя ответственность за распространение ереси в своей стране по причине своей молодости. На тот момент ему было 24. Крестоносцы отклонили его просьбу о мире. [84] [85] Сначала они двинулись в Безье, город с сильной катарской общиной. Раймонд Роджер сначала пообещал защищать его, но, узнав о приближении армии крестоносцев, покинул его и поспешил обратно в Каркассон, чтобы подготовить свою оборону. [86] [87] Примерно в то же время другая армия крестоносцев под командованием архиепископа Бордо взяла Кассней и сожгла на костре нескольких обвиняемых еретиков. [81]
Резня в Безье
[ редактировать ]Крестоносцы захватили небольшую деревню Сервиан, а затем направились в Безье, прибыв туда 21 июля 1209 года. Под командованием Амальрика [88] они начали осаждать город, призывая католиков выйти наружу и требуя, чтобы катары сдались. [89] Ни одна из групп не выполнила приказ. Город пал на следующий день, когда неудавшаяся вылазка была предпринята обратно через открытые ворота. [90] Все население было уничтожено , а город сожжен дотла. Сообщалось, что Амальрик, когда его спросили, как отличить катаров от католиков, ответил: «Убейте их всех! Бог узнает своих». Стрейер сомневается, что Амальрик действительно сказал это, но утверждает, что это заявление отражает «дух» крестоносцев, которые убили почти всех мужчин, женщин и детей в городе. [91]
Амальрик и Милон в письме Папе утверждали, что крестоносцы «предали мечу почти 20 000 человек». [92] Страйер говорит, что эта оценка слишком высока, но отмечает, что в своем письме «легат не выразил ни сожаления по поводу резни, ни слова соболезнования духовенству собора, убитому перед собственным алтарем». [93] Весть о катастрофе быстро распространилась, и впоследствии многие поселения, ярким примером которых является Нарбонна , сдались без боя. Остальные были эвакуированы. Крестоносцы не встретили сопротивления на пути к Каркасону. [92] [94]
Падение Каркассона
[ редактировать ]
После резни в Безье следующей крупной целью стал Каркассон. [95] город со многими известными катарами. [96] Каркассон был хорошо укреплен, но уязвим и переполнен беженцами. [95] Крестоносцы преодолели 45 миль между Безье и Каркассоном за шесть дней. [97] прибыл в город 1 августа 1209 г. Осада длилась недолго. [98] К 7 августа они отключили подачу воды в город. Раймонд Роджер искал переговоров, но был взят в плен во время перемирия, а Каркассон сдался 15 августа. Люди не были убиты, но были вынуждены покинуть город. По словам Петра Во-де-Серне , монаха и очевидца многих событий крестового похода, они были обнажены. [99] но «в рубахах и бриджах», по словам Гийома де Пюилорана . современника [100] Рэймонд Роджер умер несколько месяцев спустя. Хотя его смерть предположительно наступила от дизентерии , некоторые подозревали, что он был убит. [101]
Симон де Монфор , выдающийся французский дворянин, был тогда назначен командующим армией крестоносцев. [102] и получил контроль над территорией, охватывающей Каркассон, Альби и Безье. После падения Каркассона другие города сдались без боя. Альби, Кастельнодари , Кастр , Фанжо , Лиму , Ломберс и Монреаль быстро пали. Осенью [103]
Ластур и замок Кабаре
[ редактировать ]Следующая битва произошла вокруг Ластура и прилегающего замка Кабаре. Атакованный в декабре 1209 года, Пьер Роже де Кабаре отбил нападение. [104] Зимой боевые действия в основном прекратились. Из-за суровых погодных условий и небольшого количества солдат Саймон прекратил крупные наступления и сосредоточился на удержании уже завоеванной территории. Однако в конце концов прибыли свежие крестоносцы. [105] [106] В марте 1210 года Брэм был взят в плен. после непродолжительной осады [107] хорошо укрепленный город Минерве В июне был осажден . [108] Город не имел большого стратегического значения. На решение Саймона атаковать его, вероятно, повлияло большое количество собравшихся там совершенных. Не имея возможности взять город штурмом из-за окружающей географии, [109] Саймон начал интенсивную бомбардировку города, и в конце июня главный колодец был разрушен, а 22 июля город, испытывающий нехватку воды, сдался. [110] Симон хотел относиться к оккупантам снисходительно, но Арно Амальрик заставил его наказать катаров. Крестоносцы позволили солдатам, защищавшим город, а также католикам внутри него выйти на свободу вместе с несовершенными катарами. Совершенным катарам была предоставлена возможность вернуться в католицизм. [111]
Симон и многие из его солдат предприняли решительные попытки обратить в веру идеальных катаров, но потерпели неудачу. [112] В конечном итоге от отказа отказались только три женщины. [111] 140 отказавшихся были сожжены на костре. Некоторые пошли в огонь добровольно, не дожидаясь своих палачей. [113] В августе крестовый поход проследовал к оплоту Термес . [114] Несмотря на вылазки Пьера-Роже де Кабаре, осада была прочной. [115] Жители Термеса страдали от нехватки воды, и Рамон (Раймонд) де Термес согласился на временное перемирие. Катаров на короткое время успокоил сильный ливень, и поэтому Раймунд отказался сдаться. [116] В конечном итоге защитникам не удалось прорвать осаду, и 22 ноября катарам удалось покинуть город и бежать. [115]
К тому времени, когда операции возобновились в 1211 году, действия Арно-Амори и Симона де Монфора оттолкнули нескольких важных лордов, в том числе Раймона де Тулузы, который был снова отлучен от церкви. [117] Крестоносцы вернулись в Ластур в марте, и Пьер-Роже де Кабаре вскоре согласился сдаться. [118] В апреле 1211 года де Монфор осадил Лавор. Поскольку осада продолжалась, в Лавор были отправлены свежие войска, прибывшие со всей Европы. По пути, проходя перекресток Овезин, в деревне Монже , они попали в засаду, устроенную войсками, отправленными из Тулузы и возглавляемыми Раймоном-Роже, графом Фуа и его сыном Роже-Бернаром . Многие граждане, католики и катары, а также местное крестьянство присоединились к ним в битве. Все, кроме одного, из шести тысяч крестоносцев были убиты в битве. [119]
В мае был взят замок Эмери де Монреаль; он и его старшие рыцари были повешены, а несколько сотен катаров сожжены. [118] Кассес легко пал в начале июня. [120] После этого Симон двинулся к Монферрану , где Раймунд Тулузский поручил командовать своему брату Болдуину. После непродолжительной осады Болдуин подписал соглашение покинуть форт в обмен на клятву выйти на свободу и больше не сражаться с крестоносцами. Болдуин ненадолго вернулся в Раймонд, но впоследствии перешел на сторону крестоносцев и после этого оставался им верным. [121] Взяв Монферран, крестоносцы направились на Тулузу. [122] Город был осажден, но нападавшим не хватало припасов и людей; Симон де Монфор отказался от участия до конца месяца. [123] Ободренный, Раймон де Тулуза в сентябре повел войска для атаки на Монфор у Кастельнодари. [124] Отряд крестоносцев прибыл, чтобы освободить Монфора, и едва отбил контратаку окситанских войск под командованием Раймона-Роже. Монфор вырвался из осады, и Раймон был вынужден отступить. [125] [126] [127] В начале 1212 года Симон работал над окружением Тулузы. Он добился успеха благодаря сочетанию быстрых военных движений и своей политике быстрой сдачи городов в обмен на то, чтобы их не разграбили. Окружение Тулузы ограничило связь Раймунда с его союзниками в Аквитании и Пиренеях. Он столкнулся с нехваткой доходов и все более нелояльными вассалами. [128]
Тулуза
[ редактировать ]Чтобы дать отпор крестоносцам, катары обратились к Петру II Арагонскому за помощью . Петр II был коронован королем Арагона Иннокентием III в 1204 году. Он сражался с маврами в Испании и участвовал в битве при Лас-Навас-де-Толоса . [129] Однако его сестра Элеонора вышла замуж за Раймонда VI, обеспечив союз. [130] Петр смог использовать престиж своих побед на юге против мавров, а также убеждение делегации, отправленной в Рим, чтобы побудить Иннокентия III приказать остановить крестовый поход. Иннокентий доверял Петру и надеялся положить конец Альбигойскому крестовому походу, чтобы начать новый крестовый поход на Ближний Восток и продолжить давление на мавров. Поскольку катары потерпели множество поражений, а те епископы, которые, по его мнению, были слишком снисходительны к ереси, были смещены, он считал, что пришло время принести мир в Лангедок. 15 января 1213 года Иннокентий написал письмо Арно Амори, папскому легату и недавно назначенному епископу Нарбонны, а также Монфору. Он упрекнул Симона за предполагаемые нападения на христиан и приказал ему вернуть захваченные им земли. Кроме того, Иннокентий отменил большую часть крестоносных индульгенций и потребовал, чтобы Симон и его легаты провели совет, выслушали Петра и сообщили ему о своих чувствах. [131] [132] Петр обратился к духовенству на Совете Лавора с просьбой вернуть земли Раймунда, утверждая, что он готов покаяться. Если бы это было неприемлемо, земли могли быть переданы под защиту его сына, пока он отправлялся в крестовый поход. Совет отклонил его рекомендации, отказавшись оправдать Раймунда и настаивая на том, что земли, которые, по мнению Петра, должны были быть возвращены, все еще находились под влиянием ереси. [132]
Петр отклонил вердикт совета. [132] Обеспокоенный тем, что Саймон стал слишком могущественным, [133] он решил прийти на помощь Тулузе. [134] Корона Арагона при Петре II объединилась с графством Тулузой и различными другими образованиями, чтобы противостоять Симону. [135] Эти действия встревожили Иннокентия, который, получив известие от делегации Симона, осудил Петра и приказал возобновить крестовый поход. [136] 21 мая он отправил Петру письмо, в котором резко критиковал его за якобы предоставление ложной информации и предупреждал его не выступать против крестоносцев. [137] Ему грозило отлучение от церкви. [132] Крестовый поход не был восстановлен в своем первоначальном статусе. В апреле 1213 года Иннокентий издал папскую буллу Quia maior , призывавшую к Пятому крестовому походу . Он ограничил послабления для участников Альбигойского крестового похода исключительно крестоносцами из Лангедока. [138]
Коалиционные силы Петра вступили в бой с войсками Симона 12 сентября в битве при Мюре . Крестоносцы значительно превосходили численностью. Петр и Симон построили свои войска в три линии. Первая линия крестоносцев была отбита, но Саймону удалось обойти с фланга коалиционную кавалерию. Петр II был сражен и убит. Коалиционные силы, узнав о его смерти, в замешательстве отступили. [135] [139] Это позволило войскам Симона занять северную часть Тулузы. [140]
Это был серьёзный удар по сопротивлению, и в 1214 году ситуация ухудшилась. Поскольку крестоносцы продолжали свое наступление, Раймунд и его сын Раймунд VII Тулузский были вынуждены бежать в Англию. [141] Король Англии Джон опасался крестового похода из-за лояльности Саймона французской короне. Он посетил Лангедок, и хотя прямой конфронтации между английскими войсками и крестоносцами обычно избегали, отряд солдат короля Иоанна все же помог защитить Марманду от крестоносцев в 1214 году. В 1214 году Филипп одержал крупную победу над англо-германским союзом при Битва при Бувине , помогшая закрепить успех Альбигойского крестового похода. [76] В ноябре Симон де Монфор прибыл в Перигор. [142] и легко захватил замки Домма [143] и Монфор ; [144] он также занял Каслно и разрушил укрепления Бейнака . [145] В 1215 году Кастельно был отбит Монфором. [146] и крестоносцы вошли в Тулузу. [147] Город выплатил контрибуцию в размере 30 000 марок. [148] Тулуза была подарена Монфору. [147] Четвертый Латеранский собор в 1215 году укрепил контроль крестоносцев над этой территорией, официально провозгласив Симона графом Тулузским. [149] В нем провозглашалось, что все земли Раймунда VI, ранее завоеванные крестовым походом, будут переданы под контроль Симона IV де Монфора, а еще не завоеванные земли будут переданы под защиту церкви до тех пор, пока Раймунд VII был достаточно взрослым, чтобы управлять ими. [150] Совет также еще раз призвал к новому крестовому походу на Ближний Восток, что привело к исчерпанию рекрутов для Альбигойского крестового похода, вынудив Саймона все больше полагаться на наемников. [151]
Восстания и перемены с 1216 по 1225 год.
[ редактировать ]Раймунд VI вместе с Раймундом VII вернулся в регион в апреле 1216 года и вскоре собрал значительные силы из недовольных городов. Бокер был осажден в мае. Через три месяца у оккупантов закончились припасы, и они достигли соглашения с Раймондом о сдаче замка в обмен на разрешение уйти с оружием. [152] Попытки Монфора освободить город были отражены. [153] Иннокентий III внезапно скончался в июле 1216 года. [154] и крестовый поход оказался во временном замешательстве. Командование перешло к более осторожному Филиппу II Французскому, который не хотел энергично продолжать крестовый поход. [155] В то время он все еще был активно вовлечен в конфликт с королем Англии Иоанном. [156]
Затем Монфору пришлось подавить восстание в Тулузе, прежде чем отправиться на запад, чтобы захватить Бигорра , но он был отбит при Лурде в декабре 1216 года. 12 сентября 1217 года Раймон без боя отвоевал Тулузу, в то время как Монфор был оккупирован в регионе Фуа. Монфор поспешил обратно, но его сил было недостаточно, чтобы вернуть город до того, как кампания была остановлена. [153] Отвечая на призыв Папы Гонория III возобновить крестовый поход, [157] Монфор возобновил осаду весной 1218 года. 25 июня [153] или 29, [157] Пытаясь отразить вылазку защитников, Монфор был убит камнем, брошенным из защитного осадного оборудования. Тулуза была удержана, а крестоносцы отброшены. Популярные источники утверждают, что городской артиллерией управляли женщины и девушки Тулузы. [153] В августе, реагируя на недавние неудачи крестового похода, Гонорий восстановил полную индульгенцию крестоносцев тем, кто сражался против катаров. [158]
Крестовый поход продолжился с новой силой. Филипп отказался командовать лично, но согласился назначить сына, [159] тоже неохотно [160] Принц Луи , чтобы возглавить экспедицию. [159] Его армия двинулась на юг, начиная с мая 1219 года, проходя через Пуату. В июне армия под командованием Амори де Монфора [160] сын покойного Симона, [161] к нему присоединился Людовик, осадивший Марманд. Город пал [160] в июне 1219 г. Его обитатели, за исключением только полководца и его рыцарей, были убиты. [162] После захвата Марманда Людовик попытался вернуть Тулузу. После шестинедельной осады армия отказалась от миссии и вернулась домой. Гонорий III назвал это начинание «жалкой неудачей». Без войск Людовика Амори не смог удержать захваченные им земли, и катары смогли вернуть себе большую часть своих земель. [163] Кастельнодари был отбит войсками Раймунда VII. Амори снова осадил город с июля 1220 по март 1221 года, но он выдержал восьмимесячное нападение. В 1221 году успех Раймона и его сына продолжился: Монреаль и Фанжо были вновь взяты, а многие католики были вынуждены бежать. К 1222 году Раймунд VII вернул себе все утраченные земли. В том же году умер Раймунд VI, и ему наследовал Раймунд VII. [164] 14 июля 1223 года Филипп II умер, и Людовик VIII сменил его на посту короля. [165] В 1224 году Амори де Монфор покинул Каркассон. Раймонд VII вернулся из изгнания, чтобы вернуть себе эту территорию. [166] В том же году Амори уступил оставшиеся земли Людовику VIII. [149]
Французское королевское вмешательство
[ редактировать ]В ноябре 1225 года собрался Буржский совет, чтобы разобраться с ересью катаров. На соборе Раймунд VII, как и ранее его отец, был отлучен от церкви. Совет собрал тысячу церковников, чтобы утвердить налог на их годовой доход, «альбигойскую десятую часть», для поддержки крестового похода, хотя постоянные реформы, направленные на вечное финансирование папства, провалились. [167]
Людовик VIII возглавил новый крестовый поход. Он принял крест в январе 1226 года. [168] Его армия собралась в Бурже в мае. Хотя точное количество присутствовавших войск неизвестно, это, безусловно, были самые крупные силы, когда-либо посланные против катаров. [169] Людовик выступил со своей армией в июне. [170] Крестоносцы еще раз захватили города Безье, Каркассон, Бокер и Марсель, на этот раз без сопротивления. [169] Однако Авиньон , номинально находившийся под властью немецкого императора, все же оказал сопротивление, отказавшись открыть свои ворота французским войскам. [171] Не желая штурмовать хорошо укрепленные стены города, Людовик приступил к осаде. Лобовая атака в августе была жестоко отбита. Наконец, в начале сентября город сдался, согласившись заплатить 6000 марок и разрушить свои стены. Город был оккупирован 9 сентября. Никаких убийств и грабежей не было. [148] Людовик VIII умер в ноябре, и ему наследовал ребенок-король Людовик IX . Но королева-регент Бланка Кастильская позволила продолжить крестовый поход под руководством Умберта V де Боже . Лабесед пал в 1227 году, а Варей — в 1228 году. В это время крестоносцы снова осадили Тулузу. При этом они систематически опустошали окружающий ландшафт: выкорчевывали виноградники, сжигали поля и фермы, убивали скот. В конце концов город был взят обратно. У Раймонда не было сил вмешаться. [170]
В конце концов, королева Бланш предложила Раймонду VII договор, признающий его правителем Тулузы в обмен на его борьбу с катарами, возвращение всей церковной собственности, передачу его замков и разрушение обороны Тулузы. Более того, Раймону пришлось выдать свою дочь Жанну замуж за брата Людовика Альфонса Пуатье , причем пара и их наследники получили Тулузу после смерти Раймунда, а наследство вернулось королю. Раймон согласился и подписал Парижский мирный договор в Мо 12 апреля 1229 года. [149] [172]
Петра Во-де-Серне Историк Дэниел Пауэр отмечает, что тот факт, что « Historia Albigensis» , на которую в значительной степени полагаются многие историки крестового похода, была опубликована только в 1218 году, оставляет нехватку первоисточников для событий после этого года. Таким образом, становится труднее распознать природу различных событий в последующий период времени. [75]
Инквизиция
[ редактировать ]Поскольку военная фаза кампании против катаров практически подошла к концу, была создана инквизиция в 1234 году при Папе Григории IX для искоренения еретических движений, включая оставшихся катаров. Действуя на юге в Тулузе, Альби, Каркассоне и других городах на протяжении всего XIII века и большей части XIV века, ему удалось сокрушить катаризм как народное движение и загнать его оставшихся приверженцев в подполье. [173] Наказания для катаров сильно различались. Чаще всего их заставляли носить желтые кресты поверх одежды в знак внешнего покаяния. Другие совершали обязательные паломничества, которые часто включали борьбу с мусульманами . Посещение местной церкви раз в месяц обнаженным для бичевания также было распространенным наказанием, в том числе для вернувшихся паломников. Катары, которые не торопились раскаяться или совершили рецидив, подвергались тюремному заключению и, зачастую, потере имущества. Другие, вообще отказавшиеся покаяться, были сожжены. [174] [175] Подавляющее большинство обвиняемых избежали смерти и были приговорены к более мягкому наказанию. [175]

Монахи Доминиканского ордена , названного в честь своего основателя Святого Доминика , путешествовали по городам и деревням, проповедуя в пользу учения Церкви и против ереси. В некоторых случаях они принимали участие в преследовании катаров. [176]
С 1242 по 1243 год Раймунд VII в союзе с королем Англии Генрихом III поднял неудачное восстание против Франции. [177] В мае 1242 года в Авиньоне-Лораге были убиты два инквизитора . [178] С мая 1243 по март 1244 года катарская крепость Монсегюр была осаждена войсками сенешаля Каркассона и Пьера Амиэля, архиепископа Нарбонны. [179] 16 марта 1244 года в отместку за убийство инквизиторов почти двумя годами ранее произошла крупная резня, в ходе которой более 200 совершенных катаров были сожжены в огромном костре на Прат-дельс-крематах («поле сожженных») недалеко от подножие замка. [180] В резне участвовал Бертран Марти, катарский епископ Тулузы с 1225 года. [178] После этого катаризм не исчез полностью, но его оставшиеся приверженцы тайно практиковали. [149] Инквизиция продолжала искать и преследовать катаров. Хотя к катарам присоединилось немного выдающихся людей, небольшая группа простых последователей осталась, и им, как правило, удавалось скрываться. Инквизиторы иногда использовали пытки как метод поиска катаров. [181] но все же удалось поймать лишь относительно небольшое их количество. [182]
Раймунд умер в 1249 году, а когда в 1271 году умер Альфонс, графство Тулуза было присоединено к Королевству Франции. [168] Инквизиция получала финансирование от французской монархии. В 1290-х годах король Филипп IV , находившийся в конфликте с папой Бонифацием VIII , ограничил его финансирование и жестко ограничил его деятельность. Однако после посещения южной Франции в 1303 году он был встревожен антимонархическими настроениями жителей региона, особенно в Каркассоне, и решил снять ограничения, наложенные на инквизицию. [183]
Папа Климент V ввел новые правила, призванные защитить права обвиняемых. [184] Доминиканец Бернар Ги , [185] Инквизитор Тулузы с 1308 по 1323 год. [184] написал руководство, в котором обсуждались обычаи некатолических сект и методы, которые инквизиторы будут использовать в борьбе с ересью. Большая часть руководства описывает известные обычаи катаров, противопоставляя их обычаям католиков. [186] Гуй также описывает методы, которые будут использоваться для допроса обвиняемых катаров. [187] Он постановил, что останки любого человека, признанного умершим, не исповедовавшего свою известную ересь, будут эксгумированы и сожжены, в то время как тело любого человека, о котором известно, что он был еретиком, но неизвестно, исповедовался он или нет, будет выкопано, но не сожжено. [188] При Гуе начался последний натиск катаризма. К 1350 году все известные остатки движения были подавлены. [184]
Наследие
[ редактировать ]Влияние
[ редактировать ]По мнению Эдварда Питерса , насилие Альбигойского крестового похода не соответствовало реформам и планам Иннокентия, который делал упор на исповедание, реформу духовенства и мирян , а также пастырское учение для противодействия ереси. [189] Петерс утверждает, что насилие произошло из-за того, что крестовый поход находился под контролем мафии, мелких правителей и местных епископов, которые не поддерживали идеи Иннокентия. Необузданная, пагубная страсть местной мафии и охотников за ересями, жестокость светских судов и кровопролитие Альбигойского крестового похода вызвали у папства желание установить больший контроль над преследованием ереси. Это желание привело к развитию организованных юридических процедур борьбы с еретиками. [190]
В результате Альбигойского крестового похода в Пятом и Шестом крестовых походах было лишь небольшое количество французских рекрутов. [191] Стрейер утверждает, что Альбигойский крестовый поход увеличил мощь французской монархии и сделал папство более зависимым от нее. В конечном итоге это привело к созданию Авиньонского папства . [192]
Сохранились многочисленные песни, посвященные Альбигойскому крестовому походу, написанные поэтами-композиторами- трубадурами , особенно теми, кто также был рыцарями. Например, трубадур Раймон де Мираваль написал песню, в которой умолял Петра II вернуть его замок, захваченный Симоном, а песня, написанная в соавторстве с трубадурами Томиером и Палези, осуждает обращение с Раймоном VI и призывает его дать отпор. . [193] Эпическая поэма «Кансо де ла Крозада» ( букв. « Песнь о крестовом походе » ) была написана в начале 13 века и повествует об альбигойском крестовом походе. [194] Крестовый поход и его непосредственные последствия положили начало окончательному упадку традиции трубадуров. Многие окситанские дворы были покровителями трубадуров, и их разрушение привело к постепенному ухудшению практики и иммиграции большинства трубадуров из Южной Франции в королевские дворы Италии, Испании и Венгрии. [195] [196] [197]
Геноцид
[ редактировать ]
Рафаэль Лемкин , придумавший слово « геноцид ». в XX веке [198] назвал Альбигойский крестовый поход «одним из наиболее убедительных случаев геноцида в религиозной истории ». [3] Марк Грегори Пегг писал: «Альбигойский крестовый поход принес на Запад геноцид, связав божественное спасение с массовыми убийствами , сделав резню таким же актом любви, как и Его жертва на кресте». [199] Роберт Э. Лернер утверждал, что классификация Пеггом Альбигойского крестового похода как геноцида неуместна на том основании, что он «был провозглашен против неверующих... а не против «рода» или народа; те, кто присоединился к крестовому походу, не имели намерения уничтожить население южной Франции... Если Пегг желает связать Альбигойский крестовый поход с современными этническими резнями, что ж, у меня не хватает слов (как и у него)». [200] Лоуренс Марвин не так пренебрежительно, как Лернер, относится к утверждению Пегга о том, что Альбигойский крестовый поход был геноцидом, но он не согласен с аргументом Пегга о том, что Альбигойский крестовый поход сформировал важный исторический прецедент для более поздних геноцидов, включая Холокост . [201]
Курт Йонассон и Карин Сольвейг Бьёрнсон описывают Альбигойский крестовый поход как «первый идеологический геноцид». [202] Курт Джонассон и Фрэнк Чок (которые вместе основали Монреальский институт исследований геноцида и прав человека ) включили подробное тематическое исследование Альбигойского крестового похода в свой по изучению геноцида учебник «История и социология геноцида: анализ и тематические исследования» , авторами которого являются Стрейер и Малис. Рутвен . [203]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тац и Хиггинс 2016 , с. 214.
- ^ Робертсон 1902 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с Лемкин 2012 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Пегг 2008 , с. 195.
- ^ Тайерман 2006 , с. 570.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 303.
- ^ Лок 2006 , стр. 162–164.
- ^ Николсон 2004 , стр. 54–56.
- ^ Страйер 1971 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Николсон 2004 , с. 55.
- ^ Николсон 2004 , стр. 56–57.
- ^ Гуй 2006 , с. 39.
- ^ Рой Ладури 1978 , с. xi.
- ^ Костен 1997 , с. 59.
- ^ Костен 1997 , с. 60
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вебер, Николас (1913). « Альбигойцы ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдден 2005 , с. 124.
- ^ Страйер 1971 , стр. 32–33.
- ^ Костен 1997 , с. 67.
- ^ Гуй 2006 , с. 36.
- ^ Гуй 2006 , с. 42.
- ^ Костен 1997 , с. 68.
- ^ Барбер 2014 , с. 78.
- ^ Мюррей 1998 , стр. 189–190.
- ^ Барбер 2014 , стр. 103–104.
- ^ Николсон 2004 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б Мосхайм 1867 , с. 385.
- ^ Перейти обратно: а б Страйер 1971 , с. 10.
- ^ Костен 1997 , с. 26.
- ^ Грэм-Ли 2005 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с Фальк 2010 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Тайерман 2006 , стр. 575–576.
- ^ Страйер 1971 , стр. 1–4.
- ^ Страйер 1971 , с. 11.
- ^ Марвин 2008 , стр. 10–11.
- ^ Страйер 1971 , стр. 8–10.
- ^ Страйер 1971 , стр. 9–10.
- ^ Мур 2012 , с. 317.
- ^ Бродбент 1931 , с. 45.
- ^ Бродбент 1931 , с. 44.
- ^ Бродбент 1931 , с. 41.
- ^ Бродбент 1931 , стр. 45–46.
- ^ Гастер 1911 , с. 119.
- ^ Великоня 2003 , с. 35.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 1264.
- ^ Страйер 1971 , с. 186.
- ^ Костен 1997 , с. 54.
- ^ Барбер 2014 , с. 31.
- ^ Бродбент 1931 , с. 86.
- ^ Вакандар, Эльфеж (1913). « Арнольд Брешиа ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Эллвуд и Аллес 2007 , с. 471.
- ^ Барбер 2014 , стр. 22, 31.
- ^ Питерс 1980 , с. 108.
- ^ Тайерман 2006 , с. 573.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 5.
- ^ Мартен-Шабо 1931–1961 с. 2
- ^ Костен 1997 , стр. 60–61.
- ^ Страйер 1971 , с. 214.
- ^ Страйер 1971 , стр. 36–39.
- ^ Мур 2012 , стр. 1–4.
- ^ Тайерман 2006 , стр. 573–574.
- ^ Страйер 1971 , стр. 14–15.
- ^ Страйер 1971 , стр. 15–23.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 8–9.
- ^ Грэм-Ли 2005 , с. 6.
- ^ Мэдден 2005 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдден 2005 , с. 126.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 16–18.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 58–59.
- ^ Уильям Туделы и Аноним 2004 , с. 13.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 36.
- ^ Уильям Туделы и анонимный 2004 , стр. 15–16.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 84.
- ^ Локк 2006 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Power 2009 , стр. 1047–1085.
- ^ Перейти обратно: а б Тайерман 2006 , с. 595.
- ^ Тайерман 2006 , с. 584–589.
- ^ Гийом де Пюилорен 2003 , стр. 27–29.
- ^ Страйер 1971 , стр. 56–60, 66.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Ольденбург, 1961 , стр. 109–110.
- ^ Страйер 1971 , с. 66.
- ^ Страйер 1971 , с. 47.
- ^ Ольденбург 1961 , с. 110.
- ^ Марвин 2008 , с. 39.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 82–88.
- ^ Тайерман 2006 , с. 579.
- ^ Костен 1997 , с. 121.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 89.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 90–91.
- ^ Страйер 1971 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Гийом де Пюилорен 2003 , с. 128.
- ^ Страйер 1971 , стр. 62–63.
- ^ Тайерман 2006 , с. 591.
- ^ Перейти обратно: а б Пьер из Во де Серне, 1998 , стр. 92–93.
- ^ Страйер 1971 , с. 65.
- ^ Страйер 1971 , с. 64.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 94–96.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 98.
- ^ Гийом де Пюилорен 2003 , с. 34.
- ^ Мэдден 2005 , с. 128.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 101.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 108–113.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 114.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 115–140.
- ^ Марвин 2008 , с. 74.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 142.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 151.
- ^ Марвин 2008 , с. 77.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Страйер 1971 , с. 71.
- ^ Сисмонди 1973 , стр. 64–65.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 156.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Костен 1997 , с. 132.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 182–185.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Пьер де Ле Во де Серне 1998 , с. 215.
- ^ Тейлор 2018 , с. 16.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 233.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 235–236.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 239.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 243.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 253–265.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 273–276, 279.
- ^ Страйер 1971 , с. 83.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 286–366.
- ^ Страйер 1971 , стр. 84–85.
- ^ Барбер 2014 , с. 63.
- ^ Барбер 2014 , с. 54.
- ^ Страйер 1971 , стр. 89–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэдден 2005 , с. 130.
- ^ Страйер 1971 , стр. 86–88.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 367–466.
- ^ Перейти обратно: а б Пьер де Ле Во де Серне 1998 , с. 463.
- ^ Страйер 1971 , с. 92.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 401–411.
- ^ Тайерман 2006 , стр. 597–598.
- ^ Вольф и Хазард 1969 , с. 302.
- ^ Николсон 2004 , с. 62.
- ^ Страйер 1971 , с. 102.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 528–534.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 529.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 530.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , стр. 533–534.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 569.
- ^ Перейти обратно: а б Пьер из Во де Серне, 1998 , стр. 554–559, 573.
- ^ Перейти обратно: а б Страйер 1971 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лок 2006 , с. 165.
- ^ Страйер 1971 , стр. 102–103.
- ^ Мэдден 2005 , с. 131.
- ^ Питер из Ле Во де Серне 1998 , с. 584.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейер 1879 , с. 419.
- ^ Отт, Майкл (1913). « Папа Иннокентий III ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Страйер 1971 , с. 52.
- ^ Страйер 1971 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Николсон 2004 , с. 63.
- ^ Тайерман 2006 , с. 600.
- ^ Перейти обратно: а б Костен 1997 , стр. 150–151.
- ^ Перейти обратно: а б с Страйер 1971 , с. 117.
- ^ Страйер 1971 , с. 175.
- ^ Страйер 1971 , с. 118.
- ^ Страйер 1971 , с. 119.
- ^ Страйер 1971 , с. 120.
- ^ Костен 1997 , с. 151.
- ^ Страйер 1971 , с. 122.
- ^ Потому что 2002 год .
- ^ Перейти обратно: а б Тайерман 2006 , с. 601.
- ^ Перейти обратно: а б Страйер 1971 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Ольденбург 1961 , с. 215.
- ^ Страйер 1971 , стр. 132–133.
- ^ Страйер 1971 , с. 136.
- ^ Sumption 1978 , стр. 230–232.
- ^ Костен 1997 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Тайерман 2006 , стр. 602–603.
- ^ Страйер 1971 , стр. 146–147.
- ^ Тайерман 2006 , стр. 601–603.
- ^ Перейти обратно: а б Тайерман 2006 , с. 603.
- ^ Sumption 1978 , стр. 238–40.
- ^ Sumption 1978 , стр. 238–240.
- ^ Страйер 1971 , с. 159.
- ^ Страйер 1971 , с. 160.
- ^ Страйер 1971 , стр. 159–163.
- ^ Перейти обратно: а б с Страйер 1971 , с. 162.
- ^ Мерфи, Каллен (2012). «Ученик палача» . Атлантика . Архивировано из оригинала 26 сентября 2017 года . Проверено 26 сентября 2017 г.
- ^ Gui 2006 , стр. 35–43.
- ^ Gui 2006 , стр. 43–46.
- ^ Гуй 2006 , с. 179.
- ^ Питерс 1988 , стр. 50–51.
- ^ Питерс 1988 , стр. 52–58.
- ^ Мэдден 2005 , стр. 145, 158.
- ^ Страйер 1971 , с. 174.
- ^ Патерсон и др. 2018 , стр. 132–133.
- ^ Routledge 1995 , стр. 91–92.
- ^ Обри 1997 , стр. 1–2.
- ^ Обри 2000 , с. 231.
- ^ Сталь 2014 , «Введение».
- ^ «Лемкин, Рафаэль» . Агентство ООН по делам беженцев . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Пегг 2008 , с. 188.
- ^ Лернер 2010 , с. 92.
- ^ Марвин 2009 , стр. 801–802.
- ^ Йонассон и Бьорнсон 1998 , стр. 50.
- ^ Мел и Йонассон 1990 , стр. 114–138.
Библиография
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Обри, Элизабет (1997). «Диалектика между Окситанией и Францией в тринадцатом веке». История старинной музыки . 16 :1–53. дои : 10.1017/S0261127900001686 . JSTOR 853799 . S2CID 193213329 .
- Обри, Элизабет (2000) [1996]. Музыка трубадуров . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-21389-1 .
- Барбер, Малькольм (2014) [2000]. Катары: христианские дуалисты в средние века . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-582-256613 .
- Бродбент, Э.Х. (1931). Паломническая церковь . Лондон: Пикеринг и Инглис. ISBN 0-7208-0677-1 .
- Мел, Фрэнк Роберт; Йонассон, Курт (1990). История и социология геноцида: анализ и тематические исследования . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-04446-1 .
- Костен, Майкл Д. (1997). Катары и Альбигойский крестовый поход . Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета . ISBN 0-7190-4331-Х .
- Кросс, Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь католической церкви . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Эллвуд, РС; Аллес, Г.Д. (2007). «Вальденсы». Энциклопедия мировых религий . Нью-Йорк: факты в архиве . ISBN 978-1-4381-1038-7 .
- Фальк, Авнер (2010). Франки и сарацины: реальность и фантазия в крестовых походах . Лондон: Karnac Books, Ltd. ISBN 978-1-85575-733-2 .
- Гастер, Моисей (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 119–120.
- Грэм-Ли, Элейн (2005). Южнофранцузское дворянство и альбигойский крестовый поход . Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer . ISBN 1-84383-129-5 .
- Йонассон, Курт; Бьорнсон, Карин Сольвейг (1998). Геноцид и грубые нарушения прав человека: в сравнительной перспективе . Пискатауэй, Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers. ISBN 978-1-4128-2445-3 .
- Кей, Ричард (2002). Буржский совет, 1225 год: документальная история . Брукфилд, Вирджиния: Издательская компания Ashgate .
- Ле Рой Ладури, Эммануэль (1978) [1975]. Брей, Барбара (ред.). Монтайю: Катары и католики во французской деревне: 1294–1324 гг . Лондон: Сколар Пресс. ISBN 0859674037 .
- Лемкин, Рафаэль (2012). Джейкобс, Стивен Леонард (ред.). Лемкин о Геноциде . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-0-7391-4526-5 .
- Лернер, Роберт Э. (2010). «Священная война: Альбигойский крестовый поход и битва за христианский мир (обзор)». Общее знание . 16 (2): 292. дои : 10.1215/0961754X-2009-101 .
- Лок, Питер (2006). Путешественник Рутледжа по крестовым походам . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 0-415-24732-2 .
- Мэдден, Томас Ф. (2005). Новая краткая история крестовых походов . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-07425-3822-1 .
- Марвин, Лоуренс В. (2008). Окситанская война: военная и политическая история альбигойского крестового похода, 1209–1218 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521123655 .
- Марвин, Лоуренс В. (2009). «Священная война: Альбигойский крестовый поход и битва за христианский мир (обзор)». Католический исторический обзор . 95 (4): 801–802. дои : 10.1353/кат.0.0546 . S2CID 159618901 .
- Мейер, Пол (1879). о крестовом походе против альбигойцев, начатая Гийомом де Тюделем и продолженная анонимным Песня поэтом, отредактированная и переведенная для Общества французской истории ] (на французском языке). Том второй.
- Мур, Род-Айленд (2012). Война с ересью: вера и сила в средневековой Европе . Нью-Йорк: Белкнап Пресс . ISBN 978-06740-6582-6 .
- Мошейм, Иоганн Лоренц (1867). Мердок, Джеймс (ред.). Институты церковной истории, древней и современной Мосхайма . Лондон: Уильям Тегг.
- Николсон, Хелен Дж. (2004). Крестовые походы . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . ISBN 087220619X .
- Патерсон, Линда; Барбьери, Люк; Харви, Рут; Радаелли, Анна (2018). Пение крестовых походов: французские и окситанские лирические ответы на крестоносные движения, 1137–1336 гг . приложение Маржолен Раген. Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer . дои : 10.2307/j.ctt22zmbj4 . ISBN 978-1-84384-482-2 .
- Пегг, Марк Грегори (2008). Самая священная война: Альбигойский крестовый поход и битва за христианский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-019988371-4 .
- Питерс, Эдвард , изд. (1980). «Катары». Ересь и власть в средневековой Европе . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-08122-1103-0 .
- Питерс, Эдвард (1988). Инквизиция . Нью-Йорк и Лондон: Кольер свободной прессы Макмиллан. ISBN 978-00292-4980-2 .
- Пауэр, Дэниел (1 октября 2009 г.). «Кто отправился в альбигойский крестовый поход?» . Английский исторический обзор . 128 (534): 1047–1085. дои : 10.1093/ehr/cet252 . Проверено 8 сентября 2017 г.
- Мюррей, Александр (1998). Самоубийство в средние века: насилие над собой . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-01982-0539-5 .
- Ольденбург, Зоя (1961). Резня в Монсегюре: история альбигойского крестового похода . Нью-Йорк: Книги Пантеона . ISBN 1-84212-428-5 .
- Робертсон, Джон М. (1902). Краткая история христианства . Лондон: Уоттс и Ко.
- Рутледж, Майкл (1995). «Песни». В Райли-Смит, Джонатан (ред.). Оксфордская иллюстрированная история крестовых походов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета . стр. 326–364. ISBN 978-0-19-285428-5 .
- Сисмонди, Ж. К. Л. Симонд де (1973) [1826]. История крестовых походов против альбигойцев в тринадцатом веке . Нью-Йорк: AMS Press.
- Сталь, Мэтью (2014). «Трубадуры и Труверы» . Оксфордские библиографии : Средневековые исследования . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780195396584-0148 . (требуется подписка)
- Страйер, Джозеф Р. (1971). Альбигойские крестовые походы . Нью-Йорк: Dial Press. ISBN 0-472-09476-9 .
- Сампшн, Джонатан (1978). Альбигойский крестовый поход . Лондон: Фабер. ISBN 0-571-11064-9 .
- Тац, Колин Мартин ; Хиггинс, Винтон (2016). Масштабы геноцида . АВС-КЛИО . ISBN 978-1-4408-3161-4 .
- Тейлор, Колин (2018). Лораге: погруженный в историю, пропитанный кровью . Харборо, Великобритания: Издательство Трубадор. ISBN 978-1789015836 .
- Тайерман, Кристофер (2006). Божья война: новая история крестовых походов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0674023871 .
- Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Перевод Рангичи Нгинджи. Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M . ISBN 978-15854-4226-3 .
- Вольф, Роберт Ли; Хазард, Гарри В., ред. (1969). «Глава VIII: Альбигойский крестовый поход» . Поздние крестовые походы, 1189–1311 гг . Том. II (Второе изд.). Университет Висконсина Пресс . ISBN 978-0-299-04844-0 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Ги, Бернар (2006). Ширли, Джанет (ред.). Путеводитель инквизитора: Средневековое руководство по еретикам . Уэлвин-Гарден-Сити, Великобритания: Ravenhall Books. ISBN 1905043090 .
- Гийом де Пюилорен (2003). Сибли, Вашингтон; Сибли, доктор медицинских наук (ред.). Хроники Вильгельма Пюилоранского: Альбигойский крестовый поход и его последствия . Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer . ISBN 0-85115-925-7 .
- Пьер де Во де Серне (1998) [1212–1218]. Сибли, Вашингтон; Сибли, доктор медицинских наук (ред.). История крестового похода на альбигойцев: «Historia Albigensis» Петра де Во-де-Серне . Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer . ISBN 0-85115-807-2 .
- Уильям Туделы ; Аноним (2004) [1213]. Песня катарских войн: история альбигойского крестового похода . Перевод Ширли, Джанет. Берлингтон, Вирджиния: Издательская компания Ashgate . ISBN 978-1351881715 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Липпиатт, GEM (2017). Симон V Монфорский и баронское правительство, 1195–1218 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-880513-7 .
- Манн, Джудит (2002). Тропа гнозиса: ясное исследование гностических традиций . Гнозис Традиции Пресс. ISBN 1-4348-1432-7 .
- Вайс, Рене (2001). История восстания последних катаров против инквизиции, 1290–1329 гг . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 0-14-027669-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Альбигойский крестовый поход
- Пути катаров философа Ива Мариса.
- Английский сайт замка Термес, осажденного в 1210 году.
- «Забытое королевство» – «Крестовый поход на альбигойцев» – «Королевская капелла» – «Гесперион XXI», реж. Хорди Саваль
- «Следы богомильского движения на английском языке», Георгий Василев. Болгарская академия наук. Институт балканских исследований. Балкановедение, 1994, № 3.
- Альбигойский крестовый поход
- Крестовые походы
- 13 век в Европе
- 13 век во Франции
- Крестовые походы 13 века
- катаризм
- Христианский антигностицизм
- Принудительное религиозное обращение
- История католицизма во Франции
- Резня во Франции
- Войны с участием Арагонской короны
- Геноциды в Европе
- Культурный геноцид
- Людовик VIII Франции
- Филипп II Франции
- Французские религиозные войны
- Преследование христианских еретиков
- Резня христиан