Мартинизм

Часть серии о |
Мартинизм |
---|
![]() |
Мартинизм — это форма христианского мистицизма и эзотерического христианства, связанная с падением первого человека, его материалистическим состоянием бытия, лишенным собственного божественного источника, и процессом его возможного (если не неизбежного) возвращения, называемого «Реинтеграция». . [ 1 ]
Как мистическая традиция, она сначала была передана через масонскую систему высоких степеней, созданную около 1740 года во Франции Мартинесом де Паскуалли , а позже пропагандировалась в разных формах двумя его учениками Луи Клодом де Сен-Мартеном и Жаном-Батистом Виллермозом .
Термин «Мартинизм» применяется как к этой конкретной доктрине, так и к учениям реорганизованного «Мартинистского Ордена», основанного в 1886 году Огюстеном Шабосо и Жераром Анкоссом (он же Папюс ). Он не использовался при зарождении традиции в 18 веке. Эта запутанная неоднозначность стала проблемой с конца 18 века, когда термин « мартинизм» уже использовался как взаимозаменяемый между учениями Луи-Клода де Сен-Мартена и Мартинеса де Паскуалли , а работы первого приписывались второму. [ 2 ] Регулярная передача Мартинизма Огюстену Шабосо и Жерару Анкоссу еще не задокументирована.
Три ветви традиции
[ редактировать ]Мартинизм можно разделить на три формы, через которые он передался в хронологическом порядке:
- Избранные Коэны или Избранные Коэны . (Коэн на иврите означает «священник», а «Избранный» означает «избранный» или «избранный».) Это был первый и явно теургический способ достижения «реинтеграции». Избранные Коэны были основаны Мартинесом де Паскуалли, учителем Сен-Мартена. Первоначальные Избранные Коэны прекратили свое существование где-то в конце восемнадцатого или начале девятнадцатого века, но были возрождены в двадцатом веке Робертом Амбеленом и живут сегодня в различных Мартинистских Орденах, включая ветвь, возрожденную самим Амбеленом. [ нужна ссылка ]
В высшей из трёх степеней Ордена Избранных Коэнов, известной как Святыня, которая сама состоит из трёх степеней, высшей из которых был Мастер Рео-Круа, осуществлялось вызывание сущностей, принадлежащих Божественному Плану. Это ясно показывает, что Избранные Коэны были не просто мистическим, а магическим орденом. Главным вызыванием было «Исцелитель», Иегошуа, а основными методами были методы Ключа Соломона , включая использование кругов, имен ангелов, планетарных часов и символов. Магические операции низших ступеней были предназначены для установления контакта между оператором и Невидимым Миром. Высокие и красивые молитвы напоминали о цели, которую стремился достичь Орден. Существовали также экзорцизмы, призванные удушить демоническое влияние во вселенной и помешать ее власти над людьми, а также бороться с черной магией. [ 3 ]
- Шотландский Исправленный Устав или Chevaliers Bienfaisants de la Cité-Sainte (CBCS). Первоначально это был масонский обряд, реформированный вариант Устава Строгого Послушания , который в высшей степени использует ритуалы масонского типа для демонстрации философии, лежащей в основе как Мартинизма, так и практик Избранных Коэнов. CBCS был основан в конце 18 века Жаном-Батистом Виллермозом, учеником Мартинеса де Паскуалли и другом Сен-Мартена. CBCS удалось сохраниться как постоянно практикуемый обряд с момента его основания до наших дней, как чисто масонский обряд, так и как отдельный обряд, который также открыт для женщин.
- Мартинизм Луи-Клода де Сен-Мартена — мистическая традиция , в которой упор делается на медитацию и внутреннюю духовную алхимию. Сен-Мартен не одобрял то, что его современники называли это учение «мартинизмом», и вместо этого объяснял его как молчаливый «путь сердца» для достижения реинтеграции. Сен-Мартен, скорее всего, не организовал этот путь как «орден», а собрал вокруг себя небольшие кружки учеников, которым передавал свое учение.
Короче говоря, мартинизм, каким мы его знаем сегодня, состоит из теургической традиции Мартинеса де Паскуалли ( мартинезизм ), масонского тамплиера Жана-Батиста Виллермоза ( виллермозизм ) и христианской теософии Луи-Клода де Сен-Мартена. [ 4 ] Мартинистский Орден был реорганизован в 1886 году Огюстеном Шабосо и Жераром Анкоссом (также известным как Папюс). [ нужна ссылка ] . Регулярная передача Мартинистского наследия Шабосо и Папюсу на сегодняшний день не доказана.
Мартинезизм: Мартинес де Паскуалли и Избранные Коэны
[ редактировать ]Жак де Ливрон Иоахим де ла Тур де ла Каса Мартинес де Паскуалли родился в ок. 1727 г. в Гренобле , Франция, и умер в 1774 г. в Сен-Доминго, занимаясь светским бизнесом. Мартинес де Паскуалли был активным членом масонских организаций по всей Франции с 28 лет. В 1765 году он учредил Орден рыцарей-масонов-масонов Élus Coëns de l’Univers ( Орден рыцарей-масонов, избранных священников Вселенной ), который функционировал как регулярное масонское послушание во Франции.
Этот орден имел три набора степеней: первые были аналогичны символическим степеням обычного масонства . Вторые в основном были масонскими, хотя и намекали на собственную тайную доктрину Паскуалли. Третий набор был явно магическим : например, путем изгнания нечистой силы против зла в мире вообще и в человеке в частности. В высшей степени, Рео-Круа , посвященного учили использовать Теургию для контакта с духовными сферами за пределами физического. [ 5 ]
Де Паскуалли изложил философию, лежащую в основе деятельности Избранных Коэнов, в своей единственной книге « Трактат о реинтеграции существ» . [ 6 ] который впервые использует аналогию с Эдемским садом и называет Христа «Восстановителем». Конечной целью Избранных Коэнов было достижение – при жизни – блаженного видения посредством серии магических призывов и сложных теургических операций.
После смерти Мартинеса де Паскуалли Избранные Коэны какое-то время продолжали действовать; однако между различными храмами начали возникать разделения, которые в первой половине XIX века бездействовали. Последний известный выживший Избранный Коэн из первоначального воплощения ордена Дестини умер в 1868 году. [ 6 ]
Луи-Клод де Сен-Мартен
[ редактировать ]

Луи-Клод де Сен-Мартен родился в 1743 году в Амбуазе , Франция, и умер в 1803 году. Первоначально он был адвокатом, а затем поступил на службу в армию в Бордо . Сен-Мартен был посвящен в Избранные Коэны в 1768 году и принимал активное участие в этой организации не менее шести лет. Сен-Мартен был посвящен в Рео-Круа, высшую степень Ордена, и в 1770 году стал секретарем де Паскуалли.
Сен-Мартен становился все более недовольным использованием Теургических ритуалов Избранными Коэнами, считая, что они слишком сложны для достижения желаемой цели. Вместо этого он предпочитал внутреннее созерцание или то, что он называл «Путь сердца». Тем не менее, Сен-Мартен продолжал признавать влияние Мартинеса де Паскуалли на его собственную систему мышления. Кроме того, Сен-Мартен черпал большое вдохновение в творчестве Якоба Беме . [ 7 ]
В 1777 году, не сумев убедить Избранных Коэнов принять более созерцательную практику, он сократил свое участие в Ордене. Он прекратил всякое участие в 1790 году.
Сен-Мартен изложил свою философию в нескольких книгах, используя псевдоним «Неизвестный философ». К ним относятся:
- Вот человек
- Об ошибках и истине , 1775 г.
- Мужчина Желания
- Новый человек
- Человек, его истинная природа и служение
- Афоризмы и максимы .
- Духовное служение человека .
- Десять молитв .
- Красная книга .
- Теософская переписка .
- Естественная таблица соответствий между Богом, человеком и Вселенной , 1782 г.
Примечание: книги с названием Man или l'homme на французском языке представляют собой пересказы Сен-Мартеном основных учений Мартинеса де Паскуалли и того, чему он научился в мартинезизме, смешанном с Беме.
Были некоторые разногласия по поводу того, основал ли когда-либо сам Сен-Мартен официальный Орден Мартинистов. Например, писатель-мартинист 20-го века Робер Амбелен первоначально утверждал, что Сен-Мартен основал орден под названием «Общество посвященных». [ 8 ] но через несколько лет он разочаровался в этой концепции и заявил, что Общества посвященных никогда не существовало. [ 9 ] Другие утверждают, что Сен-Мартен стал участником уже существовавшего общества под названием «Орден неизвестных философов». [ 10 ] Однако наиболее вероятно, что хотя Сен-Мартен и действительно посвящал учеников, но делалось это на неформальной основе; Мартинизм как орден как таковой не существовал до усилий Папюса и Шабосо (см. ниже).
Виллермоз и Шотландский Исправленный Устав
[ редактировать ]Жан-Батист Виллермоз (родился в 1730 году, Лион , Франция; умер в 1824 году также в Лионе) был посвящен в масонство в возрасте 20 лет в ложе, действовавшей под эгидой Строгого Послушания . Он был посвящен в Избранные Коэны в 1767 году, в конечном итоге достиг высшей степени Ордена и был назван де Паскуалли «Высшим судьей», одним из самых старших офицеров Ордена.
Обеспокоенный разногласиями в ордене после смерти де Паскуалли, Виллермоз в 1778 году вместе с двумя другими высшими судьями сформулировал идею создания двух дополнительных степеней для провинции Овернь строгого соблюдения, которые стали примером философии, но не теургии. практики Избранных Коэнов, работая в рыцарей-тамплиеров среде масонского обряда, ориентированной на . Название обряда было изменено на Chevaliers Beneficient de la Cité-Sainte (CBCS). Структура степеней обряда была такой:
- Ученик
- Товарищ
- Владелец
- Шотландский мастер/Шотландский мастер
- Новичок-оруженосец/Новичок-оруженосец
- CBCS (Благотворительные рыцари Священного города)
- Шевалье-Профес / Признанный рыцарь
- Великий исповедующий рыцарь
Реформировав французскую ветвь ордена, Виллермоз в 1782 году сумел убедить немецкую материнскую ветвь принять его реформы – хотя и не без встречи со значительным сопротивлением со стороны других ветвей Строгого Послушания, таких как баварские иллюминаты Адама Вейсгаупта .
Французская революция ограничила деятельность CBCS во Франции, хотя обряд сохранился в Швейцарии. Сегодня CBCS, или «Шотландский Исправленный Устав» ( Rite Ecossais Rectifié ), имеет несколько «великих Приоратов» по всему миру: Швейцария, США, Франция, Великие Приораты Уэйта и Майкла Герберта в Англии, Германии, Бельгии, Испании, Португалии. и Бразилия, с префектурами и ложами Святого Андрея, а также ложами Исправленного Ремесла, существующими во многих местах от Италии до Бразилии и Румынии. [ 11 ]
Папюс и Шабосо: основание Мартинистского Ордена
[ редактировать ]
Ученики Сен-Мартена распространили учение Неизвестного философа во Франции, Германии, Дании и прежде всего в России. Именно через одного из них, Анри Делаажа, в 1880 году блестящий молодой парижский врач Жерар Анкосс (позже известный как Папюс) познакомился с доктриной Сен-Мартена. Впоследствии, в 1884 году, вместе с некоторыми из своих соратников он основал Мистический Орден, который назвал Ordre Martiniste или Мартинистский Орден. [ 12 ]
Основание Ордена произошло, когда Анкосс встретил Огюстена Шабосо в 1884 году. Параллельно Станислас де Гуайта вместе с Папюсом и Пьером- Огюстеном Шабосо основал в 1888 году Каббалистический Орден Розы-Креста. Папюс и Шабосо обнаружили, что у них обоих есть очевидно, получил мартинистское посвящение через две разные цепочки преемственности, восходящие к Сен-Мартену и его первоначальным ученикам. Папюс утверждал, что получил оригинальные документы де Паскуалли и получил полномочия в Уставе Сен-Мартена от своего друга Анри Виконта Делаажа . [ 13 ] Однако Анкосс осознал, что в его собственной цепочке преемственности было «недостающее звено»: поэтому он и Шабосо «поменялись местами посвящениями», чтобы консолидировать свои родословные.
Мартинистский Орден, основанный Папюсом, был организован как система ложи, состоящая из четырех степеней:
- Партнер
- Мистик
- Неизвестный начальник
- Неизвестный Высший Инициатор (S::I::I::/Высший Неизвестный Инициатор) (Мастер Ложи/Гептады).
Из них первые два знакомят кандидата с ключевыми мартинистскими концепциями, а третий предположительно дарует фактическое Посвящение, которое Сен-Мартен дал своим первоначальным ученикам. Мартинисты обычно верят, что для того, чтобы стать подлинным посвященным, нужно быть способным продемонстрировать цепочку инициатической преемственности, восходящую к самому Сен-Мартену. Однако Рестиво утверждает, что «аутентичность мартинизма не зависит от принятия или посвящения в родство или преемственность других мартинистов, поскольку никакой личной цепочки посвящения от Луи-Клода де Сен-Мартена не существует в сакраментальном способе рукоположения как кульминации мастерства в инициатике». заказ."
По поводу самих ритуалов можно отметить следующие общие замечания:
- Мистическое христианство Мартинизма подчеркивается тем фактом, что все ложи открываются призывом Йехешуа (иврит: יהשוה), то есть Пентаграмматона , состоящего из Тетраграмматона с добавлением еврейской буквы Шин, которая была впервые предложена Рейхлином в качестве символа. Каббалистический способ написания Иисуса.
- Несмотря на структуру ложи Мартинизма, сами ритуалы не имеют никакого сходства с символическими степенями масонства. Ритуалы имеют свою собственную среду драматического и эзотерического содержания. Однако утверждалось, что некоторые ритуалы произошли от египетского масонства Калиостро и шотландского Исправленного Устава Виллермоза. [ 14 ]
- Ритуалы содержат элементы философии Мартинеса де Паскуалли и мимолетные ссылки на Каббалу, а также принципы, заимствованные из собственного учения Сен-Мартена.
- Ожидается, что кандидат в ключевые моменты ритуала будет отвечать по собственной инициативе. Ему или ей постоянно предлагается размышлять над представленной символикой.
- Ритуалы часто основаны на элементе неожиданности, чтобы подкрепить свои доводы.
В период до Второй мировой войны степень I::L:: или S::I::IV добавлялась в исключительных случаях в качестве подтверждения или знака отличия к степени S::I::I:: для легатов. в новых мартинистских юрисдикциях, которые, как ожидалось, в конечном итоге станут Великими Мастерами. Более поздние ветви Мартинистского Ордена работали на пятой степени, I::L:: (Свободный Посвятитель/Свободный Посвятитель), которая давала кандидату право инициировать других во все четыре степени лично, не требуя групповых форм Ложи или Гептады. и основать новый и независимый Мартинистский Орден, а также действовать в качестве легата, представителя или Великого Магистра этого нового ордена. Например, Мартинистский Орден Розы+Креста (Онтарио, Канада): [ 15 ]
- Партнер
- Мистик
- Неизвестный начальник
- Неизвестный Высший Инициатор (S::I::I::/Supèrieur Inconnu Initiateur) (Ложа/Мастер Гептады)
- Свободный инициатор (I::L::/Initiateur Libre/SIIV) (Великий офицер/Великий инициатор).
Современный Мартинизм
[ редактировать ]
В 1905 году российский царь Николай II пригласил Папюса в Царское Село, чтобы попросить совета по поводу внутренних трудностей, с которыми он столкнулся с революционерами. Первая мировая война стала для Ордена катастрофой. Папюс погиб на поле боя, выполняя свои обязанности врача, как и многие другие лидеры Ордена. После войны Орден практически исчез, а выжившие члены раскололись на конкурирующие фракции.
Рене Генон сам был посвящен в Мартинистский Орден. Между 1906 и 1912 годами Генон был членом Мартинистских Лож Гуманидад и Мельхиседек . [ 17 ] и опубликовал статьи в журналах L'Initiation , Revue Indépendante des Hautes Etudes Martinistes . [ 18 ] [ 19 ] Конгресс спиритуалистов, состоявшийся в Париже 7–10 июня 1908 года и организованный Папюсом, с участием Виктора Бланшара, Поля Вё, Поля Чакорнака, Теодора Ройсса и Шарля Детре, псевдоним Тедер, состоялся на пике сотрудничества между Геноном и Папюс. Однако регулярность Мартинистского Ордена подверглась сильному сомнению со стороны брата О. Понте из Великого Востока Франции . [ 20 ] [ 21 ] Создание Геноном в 1909 году Ордена Храма на территории Мартинистского Ордена, а также его участие в гностической церкви под названием Палингениус вызвали разделение между Папюсом и Геноном.
Многие французские мартинисты поддержали притязания Карла Вильгельма Наундорфа на французский престол. Они присоединились к движению Синархии и сформировали Мартинистский и Синархический Орден (OM&S) под руководством Виктора Бланшара. Оба императора Древнего Мистического Ордена Rosae Crucis (AMORC), Ральф Максвелл Льюис и Харви Спенсер Льюис, были посвящены в Мартинисты и Синархии (OM&S). Император AMORC Харви Спенсер Льюис имел титул Великого инспектора Америки, а также Суверенного Великого Магистра-легата Соединенных Штатов и получил хартию на учреждение лож в Соединенных Штатах. Позже Льюис решил не реализовывать план OM&S для США из-за того, что Виктор Бланшар не смог предоставить всю необходимую документацию. Оказалось, что деятельность OM&S ограничивалась передачей различных Мартинистских Посвящений, а в остальном Орден фактически не существовал. В то время в Париже не было Мартинистской Ложи, и Виктор Бланшар давал свои посвящения в храме Братство полярников . [ нужна ссылка ]
В 1931 году Огюстен Шабосо присоединился к Виктору-Эмилю Мишле и Люсьену Шамюэлю (двум другим выжившим членам первоначального Верховного совета 1891 года), чтобы реанимировать Орден, который они основали вместе с Папюсом. Чтобы подчеркнуть разницу между традиционным Мартинизмом и многими возникшими новыми группами, они назвали свое движение Традиционным Мартинистским Орденом (OMT). Виктор-Эмиль Мишле был избран Великим Мастером, а Огюстен Шабосо сменил его в 1939 году до своей смерти в 1946 году. В 1939 году ОМТ попросил Императора AMORC Ральфа Максвелла Льюиса принести Традиционный Мартинизм в США. Таким образом, Льюис был назначен Суверенным Легатом и Региональным Великим Магистром. ОМТ и получили необходимые уставы и другие документы, необходимые для продолжения расширения Ордена. [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война оказалась для Ордена в Европе такой же катастрофой, как и первая. Нацистский режим подавил все «оккультные» группы, и многие мартинисты умерли в концентрационных лагерях. ОМТ в Европе и его американский филиал, Традиционный Мартинистский Орден (ТМО), все еще существуют. В настоящее время TMO действует почти во всех свободных странах мира под защитой AMORC . Популярность Мартинизма по-прежнему растет, и с появлением Интернета во всем мире появилось множество новых орденов и онлайн-групп, выражающих интерес к Мартинизму. [ 22 ]
Мартинистский Орден (L'Ordre Martiniste), основанный Папюсом в 1887 году, продолжает расти и растет по всему миру, имея группы в Европе, Африке, Соединенных Штатах и на Ближнем Востоке. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Западный эзотеризм и мартинизм» . Три светила . 21.06.2020. Архивировано из оригинала 31 октября 2021 г. Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Баадер, Франц фон Тайные учения Мартинеса де Паскуалли
- ^ Роберт Амбелен, «Мартинисты», Man Myth and Magic 62 (Лондон: Punrell, 1971), 1746–47.
- ^ Чертон, Тобиас (2016). Оккультный Париж: утраченное волшебство Прекрасной эпохи . Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции. ISBN 9781620555453 .
- ^ Рестиво, Майк. «Мартинес де Паскуалли и Избранные Коэны» . Архивировано из оригинала 12 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Де Паскуалли, Мартинес (1775). Трактат о реинтеграции существ в их первоначальное состояние, добродетели и силы, как духовные, так и божественные . Книги Сепентриона. ISBN 0955480809 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2014 г. Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Сен-Мартен, Теософская переписка
- ^ Амбелен, Р. (1946). «Мартинизм» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г.
- ^ Амбелен, Р. (1948). «Современный Мартинизм» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г.
- ^ Рестиво, М. «Луи-Клод де Сен-Мартен и неизвестные начальники» . Архивировано из оригинала 08.11.2020.
- ^ Архивы Великого Приората Америки, CBCS
- ^ «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МАРТИНИЗМА» . 24 апреля 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2000 г.
- ^ Апирион, Тау, (1995) « Доктор Жерар Анкосс. Архивировано 5 декабря 2022 г. в Wayback Machine ».
- ^ «Мартинизм» . 18 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2001 г.
- ^ «Домашняя страница Мартинистского Ордена Розы†Креста» . omeganexusonline.net . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ "Древний Орден Мартинистов - Мартинезистов" . Archived from the original on 2016-08-23 . Retrieved 2013-10-17 .
- ^ Лоран Жан-Пьер. Проблема Рене Генона, или Некоторые вопросы, поднятые сообщениями о его жизни и творчестве. В: Revue de l’histoire des Religions, том 179, № 1, 1971, стр. 41-70
- ^ RGS, Оккультный февраль, в L'Initiation, Revue Philosophique Indépendante des Hautes Etudes Martinistes, том 82, год 22, № 2, январь 1909, стр. 86-88
- ↑ RGS, Mars Occultiste, в L'Initiation, Revue Philosophique Indépendante des Hautes Etudes Martinistes, том 82, год 22, № 5, февраль 1909, стр. 181-182.
- ^ L'Acacia, март 1909 г., стр. 208-211, Подделки масонства: письмо Ж. Дежобера, Р. Генона и В. Бланшара О. Понте.
- ^ L'Acacia, март 1909 г., стр. 211-218, Réponse d'O. Понте
- ^ Эта статья содержит материал GFDL от 15 мая 2004 г. (или является ее производной из версии статьи «Мартинизм» на SourceryForge.org ). Архивировано 17 марта 2007 г. на Wayback Machine.