Джозеф Хаас

Йозеф Хаас (19 марта 1879 - 30 марта 1960) был немецким композитором позднего романтического периода и учителем музыки.
Биография
[ редактировать ]Он родился в Майхингене , недалеко от Нёрдлингена, в семье учителя Альбана Хааса от второго брака и был сводным братом теолога и историка Альбана Хааса . В раннем возрасте он познакомился с музыкой. Он сам стал учителем и преподавал с 1897 по 1904 год в Лауингене недалеко от Дуная .
Стремясь реализовать свои музыкальные наклонности, он встретил Макса Регера , у которого с 1904 года брал частные уроки в Мюнхене . Позже он последовал за ним в Лейпциг в 1907 году, чтобы изучать музыку в Лейпцигской консерватории . Среди его учителей были Карл Штраубе и Адольф Рутхардт . В 1909 году Хаас закончил учебу. В 1911 году, добившись своего первого успеха как композитора и выиграв стипендию Артура Никиша , он стал преподавателем композиции в Штутгартской консерватории , где в 1916 году был назначен профессором. С 1921 года преподавал в Академии тонкунста в Мюнхене (сегодня Hochschule für Musik und Theater München ); он был там профессором с 1924 по 1950 год.
В 1921 году вместе с Паулем Хиндемитом и Генрихом Буркардом организовал выступления камерной музыки Донауэшингера с целью популяризации современного музыкального искусства .
В 1930 году он стал членом Прусской академии художеств в Берлине .
После Второй мировой войны он стал президентом Мюнхенской высшей школы музыки и театра и занимал эту должность до тех пор, пока не стал почетным профессором в 1950 году и не возглавил реконструкцию школы после 1945 года.
Он умер в Мюнхене и был похоронен в мюнхенском Вальдфридхофе .
Важность
[ редактировать ]Как композитор
[ редактировать ]Работа Хааса целиком основывалась на тональности . Поначалу на него сильно повлиял его наставник Макс Регер , чей язык полифонии и гармонии также присутствовал в музыке Хааса.
При жизни Хаас был успешным и известным композитором. В 1954 году, к его 75-летию, многочисленные праздничные фестивали прошли как в Западной , так и в Восточной Германии . После его смерти присутствие его произведений на концертах резко сократилось.
В 1949 году друг композитора Руперт Эгенбергер основал компанию Joseph-Haas-Gesellschaft , посвященную Хаасу и его творчеству.
Избранные работы
[ редактировать ]Сценические работы
- Die Bergkönigin (ор. 70; 1927), музыка к рождественской пьесе в 3-х действиях Франциски Роденшток
- Тобиас Вундерлих (соч. 90; 1934–37), опера в 3-х действиях. либретто : Людвиг Шлитцер , премьера 24 ноября 1937 года, Государственный театр Касселя , дирижер Роберт Хегер
- Свадьба Джобса (соч. 93; 1940–43), комическая опера в 4-х действиях, либретто: Людвиг Шлитцер, премьера 2 июля 1944 г. Опера Земпера , дирижёр Карл Эльмендорф
Оратории
- Эта святая Елизавета (соч. 84)
- Сочельник (соч. 85)
- Книга жизни Бога (соч. 87)
- Песня о матери (соч. 91)
- Год в песне (соч. 103)
- Блаженные (соч. 106)
Циклы песен
- Шесть рождественских песен (соч. 49).
- В дороге (соч. 65) по Герману Гессе
- Песни в Боге (соч. 68) по Якобу Кнайпу
Месса, духовная музыка

- Немецкая певчая месса (соч. 60)
- Фестивальная месса в Шпейерском соборе (соч. 80)
- Христос Царь Месса (соч. 88)
- Мюнхенская Liebfrauenmesse (соч. 96)
- Те Деум (соч. 100)
- Тотемессе (соч. 101)
- Немецкая рождественская месса (соч. 105)
- Немецкая хоровая месса (соч. 108)
Оркестровые произведения
- Веселая серенада (соч. 41)
- Вариации и рондо на тему старинной немецкой народной песни (соч. 45)
- Сюита-вариация на тему старинного рококо (соч. 64)
- Увертюра к счастливой игре (соч. 95)
Камерная музыка
- Струнный квартет соль минор (соч. 8)
- Скрипка си минор (соч. 21)
- Дивертисмент ре мажор (соч. 22) для струнного трио
- Вальдгорнская соната фа мажор (соч. 29)
- Дивертисмент до мажор (соч. 30а) для струнного квартета
- Каммертрио ля минор (ор. 38) для двух скрипок и фортепиано
- Гриллен (ор. 40) для скрипки и фортепиано
- Струнный квартет ля мажор (соч. 50)
- Кирхенсонате фа мажор (ор. 62/1) для скрипки и органа
- Кирхенсоната ре минор (ор. 62/2) для скрипки и органа
Фортепианная музыка
- Лепрекон (соч. 27)
- Призраки (соч. 34)
- Домовые сказки (ор. 35, оп. 43, оп. 53)
- Уленшпигеляйен (соч. 39)
- Элегии старых безымянных дней для фортепиано (соч. 42)
- Соната ля минор (соч. 46)
- Две сонаты (ре мажор, ля минор) (соч. 61)
- Четыре сонаты (до мажор, ре минор, соль мажор, фа мажор) (соч. 94)
- Духовые игры , десять небольших пьес для фортепиано (соч. 99)
Органная музыка
- Три прелюдии и фуги (до минор, соль минор, ре мажор) (соч. 11)
- Соната до минор (соч. 12)
- Сюита ре минор (соч. 20)
- Сюита ля мажор (соч. 25)
Как учитель
[ редактировать ]Хаас был важным учителем музыки. Среди его многочисленных учеников — композиторы и дирижеры, такие как Отто Йохум (1898–1969), Карл Густав Феллерер , Ойген Йохум , Карл Амадей Хартманн , Карл Хеллер , Филипп Молер (1908–1982), Сезар Бресген , Эрнст Кутцер (1918–2008) . ), а также Вольфганг Саваллиш и Маргарет Швайкерт .
Ссылки
[ редактировать ]- Переведено из статьи в немецкой Википедии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1879 рождений
- 1960 смертей
- Немецкие композиторы-романтики
- Академический состав Мюнхенского университета музыки и театра
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Похороны в мюнхенском Вальдфридхофе.
- Академический состав Государственного университета музыки и исполнительских искусств Штутгарта
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века