Концерт для фортепиано с оркестром (Клара Шуман)
Концертное фортепиано | |
---|---|
Клара Шуман | |
![]() Композитор Клара Вик в 1835 году. | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Опус | 7 |
Период | Романтический |
Составленный | 1834 | –35
Движения | 3 |
Премьера | |
Дата | 9 ноября 1835 г. |
Расположение | Лейпциг |
Фортепианный концерт ля минор , соч. 7, была написана Кларой Вик, более известной как Клара Шуман после ее более позднего брака с Робертом Шуманом . Свой единственный законченный фортепианный концерт она завершила в 1835 году и впервые сыграла его в том же году с Лейпцигским оркестром Гевандхауса под управлением Феликса Мендельсона .
История
[ редактировать ]Клара Вик была опытной концертирующей пианисткой, которую обучал ее отец Фридрих Вик . [ 1 ] В одиннадцать лет она уже гастролировала по всему миру и сочиняла фортепианные пьесы для своих сольных концертов. [ 1 ] В январе 1833 года, в 13 лет, она начала сочинять Концерт для фортепиано с оркестром ля минор , завершив в ноябре одночастный Концерцац , который она оркестровала сама. В феврале 1834 года ее будущий муж Роберт переработал оркестровку. [ 1 ] и 14-летний вундеркинд затем исполнил ее на нескольких концертах. [ 2 ]
Затем она расширила произведение, добавив еще две части, используя Концерцац в качестве финала. Новая первая часть была завершена в июне 1834 года, а медленная вторая часть «Романс» с расширенным соло на виолончели была закончена в следующем году. Она снова сама оркестровала произведение, в том числе отменила поправки Роберта к оригинальному Концерцацу и завершила свой новый трехчастный фортепианный концерт 1 сентября 1835 года, за двенадцать дней до своего 16-летия. [ 2 ]
Премьера полного концерта состоялась 9 ноября 1835 года в качестве солиста Вика с Лейпцигским оркестром Гевандхауса под управлением Мендельсона . [ 3 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано соло, 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов в ля, 2 фаготов , 2 валторн в ля, 2 труб в до, тромбона , литавр в ля и ми, скрипок I и II, альтов , виолончелей и басы . В качестве этого инструментария Клара Шуман выбрала обычную оркестровку, типичную для ранней романтической музыки . [ 4 ]
Структура и музыка
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей: [ 1 ]
- Аллегро маэстосо (ля минор)
- Романс: Andante non Too Con Grace ( ля-бемоль мажор )
- Финал: Аллегро нон танто – Аллегро танто (ля минор)
Продолжительность концерта – менее 20 минут. В композиции доминирует виртуозное письмо для фортепиано. [ 3 ] Рецензент записи 2004 года отметил, что это «поистине замечательное произведение для 14-летнего подростка. Это произведение с запоминающимися темами и солнечным видением во всем». [ 1 ] Его выгодно сравнивают с . фортепианными концертами Шопена [ 5 ] [ 6 ]
Вступительная часть начинается драматично, виртуозно вступает фортепиано. Первая часть переходит во вторую, называемую «Романс», написанную для фортепиано и виолончели без оркестра. Он начинается с расширенного сольного фортепианного пассажа, затем вступает соло виолончели. В конце барабанная дробь литавр переходит в финальную часть. Это движение самое тяжелое в танце на тройной метр . Контрапунктом вступают деревянные духовые инструменты и фортепиано. [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]Фортепианный концерт был записан в 2000 году в Нойберинхаусе, Райхенбах , Фогтланд , Германия, Еленой Марголиной, солисткой фортепиано, с Фогтландской филармонией под управлением Дорона Саломона (ARS SACD ARS38141, со 2-м концертом композитора фа минор, написанным в 1847 году и не публиковался до 1994 года, а книга Роберта Шумана Концерцац ре минор, написанный в 1839 году, за два года до его ля минорного концерта). [ 2 ]
Другая запись была сделана в 2004 году в церкви Санти Марчеллино э Фесто в Неаполе , Италия, пианистом Франческо Николози с Симфониеттой Альмы Малер под управлением Стефании Ринальди (продолжительность этой записи 23 минуты 21 секунда) (Naxos CD 8.557552, с Фортепианное трио композитора соль минор, соч. 17 1846 г.). [ 1 ]
В 2020 году американская пианистка венесуэльского происхождения Габриэла Монтеро записала концерт совместно с оркестром Национального центра искусств Канады под управлением Александра Шелли в рамках первого тома серии « Клара, Роберт, Йоханнес» . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Арлофф, Стив (август 2005 г.). «Клара Шуман (1819–1896) / Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч.7 (1834) / Фортепианное трио соль минор, соч.17» . musicweb-international.com .
- ^ Jump up to: а б с Драхайм, Иоахим (2000). Шуман, Клара и Роберт: инструментальные концерты; (Елена Марголина, фортепиано; Фогтландская филармония; Дорон Саломон, дирижер) (PDF) (компакт-диск, аннотации). Производство АРС. ARS38141 (переиздание SACD, 2014 г.).
- ^ Jump up to: а б Антони, Нален (июнь 2005 г.). «Шуман, Концерт для фортепиано с оркестром до минор, соч. 7; Фортепианное трио соль минор, соч. 17» . Граммофон .
- ^ Концерт для фортепиано с оркестром (Клара Шуман) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Дикерсон, Эван (май 2005 г.). «Клара Шуман (1819–1896) / Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч.7 (1834) / Фортепианное трио соль минор, соч.17» . musicweb-international.com .
- ^ Jump up to: а б Кларк, Колин (апрель 2005 г.). «Клара Шуман (1819–1896) / Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч.7 (1834) / Фортепианное трио соль минор, соч.17» . musicweb-international.com .
- ^ «Клара – Роберт – Йоханнес» . Национальный центр искусств . Фонд НАК . Проверено 24 февраля 2023 г.