Центр искусства и медиа ZKM Карлсруэ
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Учредил | 1997 |
---|---|
Расположение | Карлсруэ , Германия |
Координаты | 49 ° 00'05 "с.ш. 8 ° 23'01" в.д. / 49,00139 ° с.ш. 8,38361 ° в.д. |
Директор | Петер Вайбель , Кристиан Ридель |
Веб-сайт | zkm.de/en |
ЗКМ | Центр искусства и медиа Карлсруэ [1] (до марта 2016 г.: Центр искусства и медиатехнологий ЗКМ), учреждение культуры, было основано в 1989 г. и с 1997 г. располагается на территории бывшего военного завода. [2] [3] в Карлсруэ , Германия. ZKM (нем. Zentrum für Kunst und Medien ) организует специальные выставки и тематические мероприятия, проводит исследования и производит работы о влиянии средств массовой информации , оцифровки и глобализации , а также предлагает общественные, а также индивидуальные коммуникационные и образовательные программы.
ZKM объединяет под одной крышей выставочные площади, исследовательскую платформу Hertz Lab, [4] библиотека и медиатека, объединяющие исследования и производство, выставки и мероприятия, архив и коллекции. ZKM работает на стыке искусства и науки и обращается к новым знаниям в области новых технологий для их дальнейшего развития. После смерти директора-основателя Генриха Клотца (1935–1999) директором ZKM стал Петер Вайбель , позже вместе с Кристианой Ридель . Помимо ZKM, на бывшем заводе по производству боеприпасов также находятся связанный с ним Университет искусств и дизайна Карлсруэ и Städtische Galerie Karlsruhe [Муниципальная художественная галерея Карлсруэ].
Миссия
[ редактировать ]«Миссия ZKM — исследовать творческие возможности соединения традиционного искусства и медиа-технологий для достижения инновационных результатов. Цель — обогатить искусство, а не ампутировать его техническими средствами. Вот почему традиционное искусство и медиа-искусство должны Конкурировать друг с другом ZKM – это место, которое поддерживает обоих – каждого отдельно и вместе. Баухауз, основанный в Веймаре в 1919 году, можно считать его образцом». — Генрих Клотц [5]
Миссия ZKM, сформулированная директором-основателем Генрихом Клотцем в 1992 году, была реализована и получила дальнейшее развитие в последующие годы. Сегодня в работе ZKM в основном используются следующие руководящие идеи:
- ZKM — это место для всех форм современного искусства.
- Являясь центром исследований и разработок в области теории и практики, ZKM объединяет художников, ученых и ученых из самых разных дисциплин.
- Собирая и сохраняя произведения искусства и историческое оборудование, а также создавая обширный архив произведений искусства двадцатого и двадцать первого веков, ZKM является хранителем культурного наследия. Здесь сохранению «цифрового искусства» придается особое значение.
История
[ редактировать ]Основание Центра искусства и медиа относится к началу 1980-х годов. В контексте постоянно расширяющегося медиа-ландшафта и меняющегося мира искусства представители местных органов власти, Университета Карлсруэ , Университета музыки Карлсруэ, Kernforschungszentrum Karlsruhe [Центр ядерных исследований Карлсруэ] и других учреждений, а также организаций и представители арт-сцены Карлсруэ сформировали проектную группу ZKM в 1986 году. В феврале 1988 года проектная группа ZKM представила результаты своей работы под названием «Концепция '88», в которой описывалась инициатива по объединению искусства и новых медиа в обеих теориях. и практикуйтесь. [7]
С основанием попечительского совета в 1989 году и назначением Генриха Клотца директором-основателем ZKM стал конкретной реальностью. Три даты отмечают основание ЗКМ: постановление местного совета от 9 мая 1989 года; решение Совета министров земли Баден-Вюртемберг от 3 июня 1989 г.; и вступление в силу его устава 12 августа 1989 года. Для начала ЗКМ занял различные здания по всему городу. До переезда на нынешнее место фестиваль медиа-арта ZKM MultiMediale (MultiMediale 1–5, 1989–1997) проводился в разных местах. [8]
В течение значительного времени будущее постоянное местонахождение ZKM предусматривалось в районе к югу от центрального вокзала Карлсруэ . В марте 1989 года был объявлен международный архитектурный конкурс на строительство нового здания на этом месте, результатом которого стал дальновидный проект голландского архитектора Рема Колхаса . [9] [10] Однако строительство так называемого Куба Колхаса было прекращено в 1992 году по причинам стоимости и площади, и вместо этого было переоборудовано заброшенное здание фабрики. [11] Совет Карлсруэ решил перепрофилировать Халленбау А [Зал А], построенный в 1914–1918 годах архитектором Филиппом Якобом Манцем, под завод по производству оружия и боеприпасов, который тогда представлял собой промышленные руины. Здание длиной 312 метров, разделенное на десять атриумов, располагалось на территории бывшего завода Industriewerke Karlsruhe-Augsburg (IWKA), который с 1970-х годов представлял собой заброшенное промышленное предприятие. [12] на юго-западе Карлсруэ, отделявшего центр города от окружающих городских территорий. Преобразование, основанное на планах, составленных гамбургским офисом Schweger Architects, [13] а строительство пристройки Blue Cube, вдохновленной оригинальным дизайном Колхаса, началось в 1993 году. Когда ZKM переехал в свое новое помещение в 1997 году, у него были студии и институты для исследований и производства (Институт визуальных медиа, Институт музыки и акустики), медиатеатр, помещения для концертов и мероприятий, медиацентр, Медиатека и Медиа-музей. [14] помещения, в которых размещаются Музей современного искусства (переезд в 1999 году) и связанный с ним Университет искусств и дизайна Карлсруэ На втором этапе строительства были завершены (переезд в 2001 году). С 2004 по 2005 год ранее независимый Музей современного искусства был реинтегрирован в ЗКМ. [15] В марте 2016 года Центр искусства и медиатехнологий ZKM изменил свое название на Центр искусства и медиа ZKM. [16]
ЗКМ | Медиа-музей
[ редактировать ]Главные проблемы Медиа-музея [17] обратимся к истории и критике новых медиа, которые трансформировали формы повседневной жизни на протяжении последних 50 лет. Компьютер, телефон и Интернет вмешиваются в социальную и индивидуальную жизнь, при этом технические компоненты становятся все более важными. Еще одним направлением работы Медиа-музея является взаимодействие между наблюдателем и произведением искусства: только благодаря действиям и реакциям каждого отдельного посетителя произведения действительно возникают – посетитель сам становится элементом инсталляции и, таким образом, может изучить лечение с помощью новых технологий. [18] С помощью произведений медиа-арта и интерактивных инсталляций художники и ученые ставят под сомнение развитие и видение медиа-технологий. Временные выставки, такие как «net_condition. Искусство/Политика в онлайн-вселенной». [19] (сентябрь 1999 г. - февраль 2000 г.), «Iconoclash. За пределами имиджевых войн в науке, религии и искусстве» [20] (с мая по сентябрь 2002 г.) или «немного международный» [21] (с февраля 2008 г. по январь 2009 г.) пользовались большим уважением как в стране, так и за рубежом.
ЗКМ | Музей современного искусства
[ редактировать ]С декабря 1999 года Музей современного искусства размещается в атриумах 1 и 2 бывшего военного завода. На выставочной площади площадью 7000 кв. м в музее представлены произведения из частных коллекций, а именно: FER COLLECTION, Sammlung Grässlin [Коллекция Грасслина], Sammlung Siegfried Weishaupt [Коллекция Вейсгаупта], коллекция Ландесбанка Баден-Вюртемберга, VAF-Stiftung / Museo. di arte Moderna e contemporanea di Trento e Rovereto [Фонд VAF / Музей современного искусства Тренто и Роверето] (MART), а также коллекция Борос вместе с экспонентами, взятыми из коллекции ZKM и других совместных коллекций. Представлены временные выставки, прежде всего со второй половины ХХ века до современных подходов в современном искусстве. монографические выставки Брюса Наумана , Билла Виолы , Зигмара Польке , Франца Веста , Сильви Флери , Мартина Киппенбергера и Тобиаса Ребергера. Среди прочих с 1999 года проходят [22] Специальными тематическими выставками были, в частности, «Обнародование вещей. Атмосфера демократии». [23] [24] [25] [26] (март-октябрь 2005 г.), «Световое искусство из искусственного света». [27] [28] (ноябрь 2005 г. - август 2006 г.), «Средняя религия». [29] [30] (ноябрь 2008 г. – апрель 2009 г.) или «Глобальное современное искусство. Миры искусства после 1989 года». [31] [32] (сентябрь 2011 г. - февраль 2012 г.). Кроме того, в пространствах музейных проектов проводятся выставки меньшего масштаба.
События
[ редактировать ]Форма и содержание мероприятий варьируются: от оперы с мультимедийными сценами до научных симпозиумов и популярных концертов, до спектаклей, танцев или кинопоказов. Здесь ZKM выступает как организатором и партнером по сотрудничеству, но также сдает свои помещения в аренду. Мероприятия проходят в различных помещениях, в том числе в Лекционном зале, Медиа-театре, Фойе и ZKM_Cube.
ЗКМ
[ редактировать ]ЗКМ | Карлсруэ имеет общую площадь 15 000 м². 2 с выставочными площадями, исследовательскими лабораториями, медиабиблиотекой, помещениями для проведения мероприятий и мастерскими.
Выставки
- Атриум 1 и 2
- Атриум 8 и 9
- ПаноЛаб
- Субраум
Исследования и производство
- Герц Лаборатория
- Лаборатория устаревших видеосистем
Пространства для проведения мероприятий
- Медиа-театр
- Лекционный зал
Помещения для мастерских
- БЭМлаб
Выставочные площади открыты для публики, а также библиотека и Медиа-зал. Далее в фойе ЗКМ посетители найдут Информационный пункт, Музейный магазин, [33] и кафе/бистро Mint. [34]
Финансирование
[ редактировать ]Базовое финансирование ZKM обеспечивается в равных долях городом Карлсруэ и землей Баден-Вюртемберг.
Выставки и мероприятия
[ редактировать ]На выставках и мероприятиях ZKM демонстрирует подходы и темы современного искусства, а также представляет почти забытых художников и художественные направления, а также произведения искусства в различных медиа и жанрах – от инсталляций искусственного интеллекта до картин маслом.
Ежегодно 6 января ZKM и Городская галерея проводят День открытых дверей, вход на который бесплатный.
Выставки
[ редактировать ]С 1989 года ЗКМ | Карлсруэ организует выставки – интерактивные, коллективные и перформативные – а также выпускает сопутствующие публикации. В меняющихся тематических и монографических выставках, организованных на площади 15 000 м ЗКМ. 2 выставочные пространства, современные события в искусстве и обществе представлены всеми видами средств массовой информации и с использованием всех видов методов.
Совместно с исследовательскими центрами, лабораториями и отделами ZKM, а также партнерскими учреждениями и исследовательскими центрами со всего мира кураторский отдел разрабатывает разнообразную выставочную программу ZKM в тесном сотрудничестве с советом директоров и международной сетью приглашенные художники, ученые, ученые и кураторы.
ZKM участвует в большом количестве международных совместных проектов, что позволяет сделать выставки ZKM и их контент доступными для мировой аудитории. Собственные выставки, курируемые ZKM, регулярно представлены на международном уровне. В 2018 году 20 выставок ZKM прошли по всему миру, в том числе в Польше, Литве, Латвии, Венгрии, на Филиппинах, в Индии, Южной Корее и Китае.
В 2018 году CryptoKitties использовался Центром искусства и медиа ZKM Карлсруэ для демонстрации блокчейна . технологии [36] [37]
События
[ редактировать ]Наряду с выставками проводятся мероприятия как платформы для обмена мнениями и информацией с посетителями и деятелями из различных сфер общественной жизни, таких как политика, экономика и философия. Форма и содержание мероприятий разнообразны: от оперы с мультимедийной сценой, научных симпозиумов и популярных концертов до спектаклей, танцев и кинопоказов. Здесь ZKM выступает одновременно как организатор и партнер по сотрудничеству, а также как контактное лицо по сдаче в аренду своих помещений. Мероприятия проходят в различных помещениях, например, в Лектории, Медиатеатре, Фойе и Кубе ЗКМ.
С 2014 года [38] В ЗКМ и HfG прошла Ночь программирования «Гулаш». Эта четырехдневная конференция немецкой и международной хакерской сцены организована филиалом компьютерного клуба Chaos в Карлсруэ . ZKM читает лекции [39] на мероприятие «Ночь программирования Гулаш» и организует специальные туры.
С 2011 по 2017 год ZKM ежегодно вручала премию AppArtAward совместно с Cyberforum eV, CAS Software AG и другими партнерами. Премия AppArtAward присуждалась приложениям, которые являются произведениями искусства и сочетают в себе творческие аспекты и использование технологических возможностей. [40] Конкурс проводился в различных номинациях, каждая из которых предусматривала приз в размере 10 000 евро. Категории включали премию за художественные инновации, специальный приз за крауд-арт и специальный приз за искусство и науку.
Исследования и производство
[ редактировать ]Научно-исследовательские институты ЗКМ разрабатывают трансдисциплинарные проекты. Исследования частично проводятся ZKM, а частично в сотрудничестве с другими образовательными и исследовательскими учреждениями. Цель состоит в том, чтобы проанализировать и опробовать новейшие технологии, чтобы определить их применимость и актуальность для искусства и информационного общества, которое все больше связано в глобальном масштабе и общается онлайн.
Герц Лаборатория
[ редактировать ]Лаборатория Hertz создана в 2017 году. Она объединяет Институт визуальных медиа и Институт музыки и акустики.
Основными направлениями деятельности Hertz Lab являются производство произведений искусства и исследования в области медиатехнологий. Современные концепции – например, искусственный интеллект (ИИ), дополненная реальность (AR) в виртуальной реальности (VR) и приложениях AR, иммерсивные или сенсорные среды, а также исследование художественного потенциала электромагнитных полей – рассматриваются в разных жанрах и средствах массовой информации. рассмотрены с точки зрения их художественной применимости и реализованы в постановках.
Название Hertz Lab относится к немецкому физику Генриху Герцу .
Архивы и коллекции
[ редактировать ]Коллекция ZKM была основана первым директором ZKM Генрихом Клотцем в начале 1990-х годов и с тех пор пополняется. Коллекция основана на специфическом подходе к различным жанрам и средствам искусства: в то время как живопись и скульптура были герметически изолированы от новых влияний видеоарта и фотографии, которые постепенно утверждались, коллекционерская деятельность ZKM отличается выходом за пределы этого традиционного жанра. подразделения. [42] В то время как коллекция Музея современного искусства с самого начала содержала произведения всех жанров, коллекция Медиа-музея изначально содержала только произведения интерактивного медиа-арта, большинство из которых были созданы собственными силами. Более 500 приглашенных артистов со всего мира [43] выпустил в ZKM огромное количество работ, которые вошли в коллекцию ZKM после их первой презентации в Карлсруэ. Следовательно, ZKM обладает одной из крупнейших коллекций медиаискусства в мире, восходящей к зарождению видеоарта, электронных инсталляций и голографии. В дополнение к этому имеется коллекция из примерно 1200 арт-видео и 13800 аудиодорожек, которые не хранятся в музее, но доступны через ZKM | Медиатека. [44]
Видеоколлекция . была одной из первых в своем роде в Германии и помогла повысить осведомленность общественности о видео как независимом виде искусства В коллекции представлены произведения видеоарта 1960-х, 1970-х и 1980-х годов, а также другие произведения, например, видеожурнал Infermental . Благодаря работе Лаборатории устаревших видеосистем, связанной с Медиабиблиотекой, удалось спасти обширные видеоколлекции в Европе и США от вырождения и сделать их доступными для общественности.
содержит Аудио-коллекция современную музыку с акцентом на электроакустическую музыку. Помимо аудиозаписей в сборник вошли партитуры, специальные публикации, исторические фотографии и плакаты. Особое значение имеет Международный архив цифровой электроакустической музыки (IDEAMA), который включает в себя произведения электроакустической музыки от ее зарождения до наших дней.
Помимо произведений видеоарта и электронной музыки, ЗКМ приобретает архивы и документы по электронному искусству, то есть по видеоарту, электроакустической музыке, компьютерному искусству и формам интермедиа искусства. [45]
Объединенная библиотека ZKM и Университета искусств и дизайна Карлсруэ (HfG) насчитывает около 60 000 книг, журналов и цифровых носителей информации. Тематически он концентрируется на искусстве двадцатого и двадцать первого веков и, прежде всего, на медиа-искусстве, архитектуре, дизайне, теории медиа, кино, фотографии и электроакустической музыке. Весь фонд библиотеки [46] можно изучить через Интернет.
Публикации
[ редактировать ]В сотрудничестве с издательствами ЗКМ издает каталоги выставок и специальные труды по монографическим и тематическим выставкам.
Публикации ZKM (подборка):
- Питер Вейбель, редактор, «Негативное пространство». Траектории скульптуры 20-го и 21-го веков , ZKM | Карлсруэ; MIT Press, Кембридж (Массачусетс), 2021 г.
- Бруно Латур, Питер Вейбель, ред., Критические зоны. Наука и политика приземления на Землю , ZKM | Карлсруэ; MIT Press, Кембридж (Массачусетс), 2020.
- Питер Вайбель, ред., Бойс Брок Фостелл. Действие. Участие. Перформанс 1949–1983 , Центр искусства и медиа-технологий ZKM, Карлсруэ: Hatje Cantz , 2014, ISBN 978-3-7757-3864-4 . [47]
- Ханс Белтинг, Якоб Биркен, Андреа Будденсиг и Питер Вайбель, редакторы, «Глобальные исследования: картирование современного искусства и культуры», ZKM | Карлсруэ; Хантье Канц, Остфильдерн, 2011 г.
- Питер Вайбель, редактор, «Автомобильная культура: медиа мобильности» , Центр искусства и медиатехнологий ZKM, Карлсруэ, 2011 г., ISBN 978-3-9282-0142-1 .
- Кристоф Блазе и Питер Вайбель, ред., «Запиши снова!» 40jahrevideokunst.de Часть 2. Hantje Cantz, Ostfildern 2010. Выставка в ZKM: 17 июля – 6 сентября 2009 г.
- Грегор Янсен и Томас Тиль, ред., Знакомая местность: современное искусство в Германии и о Германии (Современное искусство в Германии и о Германии), ZKM | Карлсруэ, Гейдельберг: Kehrer Verlag, 2009. Выставка в ZKM: 22 мая – 12 октября 2008 г.
- Харальд Фалькенберг и Питер Вайбель, ред., Пол Тек. Художник художника, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2009. Выставка в ZKM: 15 декабря 2007 г. – 30 марта 2008 г.
- Питер Вайбель и Андреа Будденсиг, редакторы, «Современное искусство и музей: глобальная перспектива», ZKM | Карлсруэ; Остфильдерн: Хатье Канц, 2007 г.
- Питер Вайбель и Грегор Янсен, ред., « Световое искусство из искусственного света». Свет как среда в искусстве ХХ и XXI веков, ZKM Карлсруэ; Ostfildern: Hatje Cantz, 2007. Выставка «Световое искусство из искусственного света» в ZKM: 19 ноября 2005 г. – 6 августа 2006 г.
- Бруно Латур и Питер Вайбель, редакторы, «Обнародование вещей». Атмосфера демократии, ZKM | Карлсруэ; Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2005. Выставка в ZKM: 20 марта – 3 октября 2005 г.
- Джеффри Шоу и Питер Вейбель, редакторы Future Cinema. Кинематографическое воображаемое после фильма. ЗКМ | Карлсруэ; Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2003. Выставка в ZKM: 16 ноября 2002 г. - 30 марта 2003 г.
Публикации о ЗКМ (подборка):
- Питер Вайбель и Кристиан Ридель, ред., ZKM Guide 1989–2009, ZKM | Карлсруэ, 2010 г., ISBN 978-3-928201-40-7
- Йорг Рейманн и Петер Вайбель, ред., 99,9% и более: Проекты групп художников «до» ZKM, Карлсруэ, 2009 г., ISBN 978-3-928201-37-7
- Ханс-Петер Шварц, редактор, История медиа-искусства, Мюнхен: Престель, 1997, ISBN 3-7913-1836-5
- Генрих Клотц, редактор, Современное искусство , Мюнхен: Престель, 1997. ISBN 3-7913-1835-7
- Эккарт Ханнманн, «Превращение бывшего завода по производству оружия и боеприпасов в Карлсруэ в центр искусства и средств массовой информации», Сохранение памятников в Баден-Вюртемберге , 27, № 2 (1998): 66ff. (PDF)
Фильм
[ редактировать ]- Экскурсия по музею с Маркусом Броком: Das ZKM Karlsruhe. Первый показ: 3 субботы, 14 июля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Выходные данные | ЗКМ» . zkm.de. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Развитие и философия | ЗКМ» . zkm.de. Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Industriewerke Karlsruhe-Augsburg AG (IWKA) – Городской лексикон» . stadtlexikon.karlsruhe.de . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Герц-Лаб ЗКМ» . zkm.de. Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ Бер, Карл Георг (8 января 2009 г.). Свет Просвещения, будущее искусств . (страница культуры): Рейн-Пфальц.
- ^ «Основание и история | ZKM» .
- ^ «Этап основания ЗКМ» . zkm.de. 28 марта 2012 г.
- ^ «Этап основания ЗКМ» . 5 февраля 2009 г.
- ^ " "Проект Колхаса по реконструкции ЗКМ" " . арчИНФОРМ . 16 апреля 2012 г.
- ^ Колхас, Рем (1990). Генрих Клотц, редактор, Центр искусства и медиа-технологий Карлсруэ: архитектурный конкурс . Штутгарт/Мюнхен: Oktogon Verlag. стр. 22–39. ISBN 3-927789-04-6 .
- ^ «Отчет о праздновании десятилетия ЗКМ» . karlsruhe.de . 5 февраля 2009 г.
- ^ «100 лет павильонного строительства | ЗКМ» . zkm.de. Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Этап конверсии ЗКМ» . zkm.de. 16 апреля 2012 г.
- ^ Менгес, Аксель (1999). Архитекторы Schweger & Partner, Центр искусства и медиатехнологий, Карлсруэ . Штутгарт и Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 3-930698-34-Х .
- ^ Ханнманн, Эккарт (1998). «Превращение бывшего завода по производству оружия и боеприпасов в Карлсруэ в центр искусства и медиа» . Сохранение памятников в Баден-Вюртемберге, 27, № 2 .
- ^ «Изменение названия ЗКМ в Карлсруэ» . blackwalradio.com . 6 мая 2016 г.
- ↑ Медиа-музей. Архивировано 6 октября 2012 г., в Wayback Machine. На сайте: zkm.de.
- ^ Черт возьми, Майкл (1997). Культура в движении. От видения к реальности медиацентра . Карлсруэ: Г. Браун. стр. 34 ISBN . 3-7650-8189-2 .
- ^ "сетевое_состояние" . zkm.de. 8 мая 2012 г.
- ↑ Iconoclash. Архивировано 13 февраля 2012 г., в Wayback Machine. На сайте: zkm.de.
- ^ бит международный В: zkm.de
- ^ «Архив выставки» .
- ^ Обнародование вещей. Атмосфера демократии In: zkm.de
- ^ Обнародование вещей. Атмосфера демократии. Архивировано 9 августа 2012 г., в Wayback Machine. На сайте: mitpress.mit.edu.
- ↑ Руне Нидал: Обнародование вещей : b-post.no
- ^ Обнародование вещей : Weeklyincite.blogspot.de/
- ^ Световое искусство из искусственного света : zkm.de
- ^ Выставка «Световое искусство из искусственного света» откроется в ZKM : http://artdaily.com/
- ↑ Medium Religion. Архивировано 7 июля 2012 г., в Wayback Machine. На сайте: zkm.de.
- ^ Религия в СМИ, СМИ как религия : goethe.de/enindex.htm.
- ^ Глобальный современный. Миры искусства после 1989 г. В: zkm.de
- ↑ The Global Contemporary. Архивировано 5 марта 2012 г., в Wayback Machine. На сайте: globalartmuseum.de.
- ^ "ZKM_MUSEUMSSHOP" . shop.zkm.de. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Ресторан» . zkm.de. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Открыть коды | С 20.10.2017 (Весь день) по 02.06.2019 (Весь день) | ЗКМ» .
- ^ Такахаши, декан (28 августа 2018 г.). «CryptoKitties поможет немецкому музею объяснить блокчейн» . Венчурный бит . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Кант, Джоэри (29 августа 2018 г.). «CryptoKitties на немецкой художественной выставке «Воплощение блокчейна в жизнь» » . Чепикап . Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ «Ночь Гулашского Программирования (ГПН) 2014» . zkm.de.
- ^ Вайбель, Питер (11 марта 2018 г.). «Чем взломать GPN15» .
- ^ «AppArtAward» . app-art-award.org . 22 июля 2014 г.
- ^ «Лаборатория устаревших видеосистем | ЗКМ» .
- ^ Вайбель, Ридель, Питер, Кристиана (1989–2009). ЗКМ 1989–2009: [архивы и коллекции, выставки и мероприятия, исследования и производство] . ЗКМ | Центр искусства и медиа Карлсруэ. стр. 72 и след . 978-3-928201-36-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Приглашенные художники и приглашенные ученые» .
- ^ «Медиатека» .
- ^ Клотц, Генрих (1997). «Центр искусства и медиатехнологий Карлсруэ», в Художественной фабрике, в зале А. Карлсруэ: Г. Браун. стр. 54ф. ISBN 3-7650-8189-2 .
- ^ «Библиотечный каталог» .
- ^ «Бойс Брок Фостелл | Современное искусство | Хатье Канц» . www.hatjecantz.de . Проверено 19 августа 2019 г.
- Исследовательские институты в Германии
- Центры искусств в Германии
- Художественные музеи и галереи Баден-Вюртемберга
- Университет искусств и дизайна Карлсруэ
- Новое медиа-искусство
- Художественные музеи и галереи, основанные в 1997 году.
- 1997 г. заведения в Германии
- Достопримечательности Карлсруэ
- Научно-исследовательские институты, созданные в 1997 году.