Двойной концерт (Картер)
Двойной концерт для клавесина и фортепиано с двумя камерными оркестрами — сочинение американского композитора Эллиота Картера . Работа создана по заказу Fromm Music Foundation и посвящена филантропу Полу Фромму . Он был завершен в августе 1961 года и впервые был исполнен в зале Грейс Рейни Роджерс Метрополитен-музея 6 сентября 1961 года. Премьеру исполнили клавесинист Ральф Киркпатрик и пианист Чарльз Розен под управлением Густава Мейера . [1]
Состав
[ редактировать ]Двойной концерт длится примерно 23 минуты и состоит из семи связанных частей : [1]
- Введение
- Каденция для клавесина
- Весёлая шутка
- Адажио
- Скоро
- Каденция для фортепиано
- Кода
Инструментарий
[ редактировать ]Для исполнения произведения камерный оркестр разделяется на два ансамбля под руководством солистов. Первый оркестр возглавляется клавесином и состоит из флейты (дубль- пикколо ), валторны , тромбона (дубль- бас-тромбон ), двух перкуссионистов, альта и контрабаса . Второй оркестр возглавляется фортепиано и состоит из гобоя , кларнета (дублирующего кларнета ми-бемоль ), фагота , валторны, двух перкуссионистов, скрипки и виолончели . [1]
Прием
[ редактировать ]Двойной концерт получил высокую оценку как критиков, так и музыкантов. Рецензируя исполнение произведения Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса в 1994 году , Мартин Бернхаймер из Los Angeles Times заметил:
Двойной концерт для клавесина, фортепиано и двух камерных оркестров, написанный в 1961 году, до сих пор производит огромный шум во многих удивительных отношениях. Звуки клавиатуры тонко сбалансированы и слегка контрастны. Оркестровый звук – не называйте это аккомпанементом – придает новый смысл концепции целенаправленной занятости. Ударное взаимодействие обеспечивает героически напористую пунктуацию. [2]
Сообщается, что композитор Игорь Стравинский считал Двойной концерт шедевром. [3] Композитор Харрисон Бертвистл аналогичным образом писал об этом произведении:
О многом я сужу, спрашивая: «Хотел бы я написать ее?» И с моими любимыми произведениями Картера я бы, конечно, так и сделал. Мне очень нравится Двойной концерт для фортепиано, клавесина и двух камерных оркестров. Ничего подобного в музыке нет: концепция, то, как движется время и ритм, инструменты – этот чертов клавесин! Играбельно это или нет, я не уверен, потому что это очень сложно. Наряду с Пьера Булеза » «Марто без мэтра , Двойной концерт является одним из уникальных вех ХХ века. [4]
Пианист Чарльз Розен , впервые исполнивший фортепианное соло произведения, охарактеризовал Двойной концерт как «самое блестяще привлекательное и, очевидно, самое сложное произведение Картера». Он добавил:
История Двойного концерта представляет собой историю постепенного, но нерегулярного прогресса понимания, восприятия и сочувствия. Когда произведение впервые появилось, едва ли находился исполнитель, который бы не сожалел, по крайней мере втайне, об отсутствии центрального пульса, который делал ансамблевую игру столь легкой, точно так же, как обязательно должны были чувствовать – наряду с освобожденное возбуждение — любопытная тревога по поводу утраты центральной точки зрения, разрушенной кубистской фрагментацией. Множественность взглядов стала центральной в художественном воображении двадцатого века. Картер — самое богатое и связное воплощение этой множественности в музыке нашего времени. Однако простота и непосредственность его достижения, его постоянство и основательность только начинают ощущаться. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Картер, Эллиотт (1961). «Двойной концерт» . G. Schirmer Inc. Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Бернхаймер, Мартин (26 января 1994 г.). «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЗОР: Эллиот Картер под зеленым зонтиком» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Горе, Николас (5 декабря 2008 г.). «Жизнь в музыке: Эллиот Картер» . Хранитель . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Тилден, Имоджен; Сервис, Том (6 ноября 2012 г.). «Эллиот Картер вспоминал: «Музыка, казалось, вырвалась из самого его существа» » . Хранитель . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Розен, Чарльз (22 февраля 1973 г.). «Один простой кусок» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 12 февраля 2016 г.