Концерт для флейты (Картер)
Концерт для флейты — произведение для флейты соло с оркестром американского композитора Эллиота Картера . Работа выполнена по заказу Елены Башкировой для Иерусалимской международной камерной музыки. Картер начал сочинение в сентябре 2007 года и завершил его в марте 2008 года в возрасте 99 лет. Впервые произведение было исполнено на Иерусалимском международном фестивале YMCA 9 сентября 2008 года флейтистом Эммануэлем Пахудом и Иерусалимским международным ансамблем камерной музыки под управлением Дэниела. Баренбойм . [1]
Состав
[ редактировать ]Концерт для флейты длится примерно 13 минут. Картер описал происхождение произведения в примечании к партитуре, написав:
В течение многих лет флейтисты просили концерт для флейты, но я все откладывал его, потому что чувствовал, что флейта не может производить те резкие атаки, которые я так часто использую. Но идея прекрасных качеств разных регистров инструмента и необыкновенной подвижности привлекала меня все больше и больше, поэтому, когда Елена Башкирова попросила меня написать что-нибудь для нее и Иерусалимского международного фестиваля камерной музыки, я решил, что это будет концерт для флейты. . С середины сентября 2007 г. по март 2008 г. идеи и заметки к нему увлекали меня без облегчения. [1]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для флейты соло и сокращенного оркестра, состоящего из еще одной флейты (удвоение пикколо ), гобоя (удвоение английского рожка ), двух кларнетов (второе удвоение бас-кларнета ), фагота (удвоение контрафагота ), двух валторн , трубы , тромбона , перкуссии, арфа , фортепиано и струнные . [1]
Прием
[ редактировать ]Концерт для флейты получил высокую оценку музыкальных критиков. Рецензируя североамериканскую премьеру произведения, Джереми Эйхлер из The Boston Globe написал:
Многие характерные жесты Картера до сих пор можно услышать в остром и динамичном оркестровом письме, напряженном и быстром взаимодействии солиста и ансамбля, а также в той острой виртуозности, которая требуется от солиста в определенные моменты. Но в сердце произведения, в его центральной части, преобладает поразительная задумчивая песенность, с длинными сольными мелодиями, которые извиваются и плывут через разные регистры, в то время как оркестр предлагает лишь скромные комментарии, а позже ледяные аккорды, медленно доходящие до захватывающего эффекта. Работа заканчивается выбросом чистого адреналина. Картер написал то, что в его высокомодернистском творчестве действительно понравилось публике. [2]
Энтони Томмазини из The New York Times также похвалил это произведение как «восторженное и блестящее» и написал: «Оно начинается с поразительных, четких оркестровых аккордов, которые превращают флейту в суетящиеся фигуры, быстро подхваченные другими инструментами. лирические линии иногда вызывают возбужденные оркестровые отклики; иногда они смягчаются приглушенными, устойчивыми гармониями. Даже когда музыка переходит в скачкообразное движение вперед и назад, настроение трудолюбивое, а не агрессивное». Он продолжил: «Язык г-на Картера ничуть не утратил своей пронзительности, атональной остроты. Тем не менее, как и большинство его работ, написанных в 90-е годы и позже, эта партитура менее сложна и многослойна, чем работы предыдущих десятилетий. Повышенная ясность приветствуется. свою очередь, облегчая услышать сверкающую звучность мистера Картера, множество инструментальных красок и сложное ритмическое взаимодействие». [3] Лиза Хирш из San Francisco Classical Voice написала: «Длительностью около 15 минут, и для небольшого оркестра, который, тем не менее, включает в себя красочную секцию ударных инструментов, арфу и фортепиано, это прекрасное и сложное произведение для флейтиста». [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Картер, Эллиотт (2008). «Концерт для флейты» . Бузи и Хоукс . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Эйхлер, Джереми (5 февраля 2010 г.). «BSO представляет Концерт для флейты Картера» . Бостон Глобус . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Томмазини, Энтони (30 сентября 2011 г.). «Очень поздно в своей карьере композитор пробует играть на флейте» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Хирш, Лиза (7 декабря 2011 г.). «Восхитительный лук в районе залива Бостона» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 30 апреля 2016 г.