Струнный квартет № 5 (Картер)
американского композитора Эллиота Картера — Струнный квартет № 5 произведение для струнного квартета . Произведение было написано в период с января по июль 1995 года по заказу квартета Ардитти городом Антверпен (в год его статуса города культуры (1993)), Wittener Tage für neue Kammermusik , Осенним фестивалем и Париже и Линкольн-центре в Нью-Йорке. [1] Премьера состоялась квартетом Ардитти (его посвященным) в Антверпене в Международном центре искусств де Сингел . 19 сентября 1995 года [2]
Форма и содержание
[ редактировать ]Всего частей двенадцать: шесть коротких контрастных четных частей со вступительной частью и пятью интермедиями. [3] в котором игроки «по-разному обсуждают, что было сыграно и что будет сыграно». [2]
- 1. Введение = 72
- 2. Игривый = 96
- 3. Интерлюдия I
- 4. Медленная экспрессивная( = 60)
- 5. Интерлюдия II
- 6. Быстро течет
- 7. Интерлюдия III
- 8. Аллегро энергично ( = 72)
- 9. Интерлюдия IV
- 10. Серено Адажио ( = 48)
- 11. Интерлюдия V = 96
- 12. Капризная = 60
Типичное время работы – 21 минута.
Характер и структура Пятого квартета определяются повторением и развитием ряда тональных и ритмических групп, названных Картером «персонажами». [4] Согласованность высоты звука достигается за счет концентрации материала на трех иерархически значимых аккордах, важность которых возрастает по мере развития квартета. Два из них — тетрахорды , третий — гексахорд . Картера» В «Книге гармонии четырехнотные аккорды имеют номера 18 и 23, а шестинотный аккорд — номер 35. [5]
Квартет представляет собой два одновременных «творческих процесса». В исполнении музыканты как бы сначала пробуют и репетируют музыкальные идеи (во вступлении и интермедиях), а затем исполняют их (четными частями). В то же время наброски показывают, что это отражает композиционный процесс композитора, когда он разрабатывал небольшие фрагменты, не писая линейно от начала до конца, а собирая вместе небольшие фразы и отшлифовывая их. [1]
Сильные характеры материалов квартета проявляются в результате конфликта и разрешения ритмической артикуляции, создаваемой при метрической модуляции . Однако посредством концепции «экрана времени» Картер создает гравитационное притяжение к центральному темпу = 96, «неуловимое биение сердца» квартета, которое вообще остаётся скрытым. Поскольку чувство темпа зависит от четко установленного регулярного пульса, а такие однозначные пассажи Картер создает только во время метрических модуляций, именно в этих переходах эти ритмические тождества становятся ясными. [6]
Дискография
[ редактировать ]- Картер, Эллиотт. Камерная музыка [Струнный квартет № 5, 90+ , Соната для виолончели и фортепиано, Фигмент , Дуэт для скрипки и фортепиано и Фрагмент для струнного квартета]. Урсула Оппенс (фортепиано); Струнный квартет Ардитти. CD-аудиодиск. Монтень MO 782091. Франция: Auvidis, 1998.
- Картер, Эллиотт. Полные струнные квартеты 1–5 . Пасифика квартет . 3 CD-аудиодиска. Наксос 8,503226 (18559362; 8559363; 8559614). Франклин, Теннесси: Наксос Америки, 2010.
- Картер, Эллиотт. Полные струнные квартеты 1–5 . Джульярдский квартет. 3 CD-аудиодиска. Сони Классик, 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шифф 1998, 92.
- ^ Jump up to: а б «Струнный квартет Эллиота Картера №5» . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ Норткотт 1998, 9.
- ^ Ким 2006, 13.
- ^ Ким 2006, 9.
- ^ Ким 2006, 90–91, 109–111.
- Картер, Эллиотт. 2002. Книга гармонии , под редакцией Николаса Хопкинса и Джона Ф. Линка. Нью-Йорк: Карл Фишер. ISBN 0-8258-4594-7 (ткань); ISBN 0-8258-4690-0 (пбк.)
- Ким, Ён Су. 2006. «Стилистический анализ струнного квартета № 5 Эллиота Картера: аспекты характера и ритма». ДМА дисс. Бостон: Бостонский университет. ISBN 978-0-542-70457-4
- Норткотт, Баян, 1998. Примечания в буклете к Эллиоту Картеру, Камерная музыка . Урсула Оппенс (фортепиано); Струнный квартет Ардитти. Montagne MO 782091. Франция: Auvidis.
- Шифф, Дэвид. 1998. Музыка Эллиота Картера , второе издание. Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3612-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ким, Хелен Херан. 2001. «Пятый и четвертый струнные квартеты Эллиотта Картера: аналитическое исследование». ДМА дисс. Нью-Йорк: Джульярдская школа.
- Шифф, Дэвид. 2001. «Картер, Эллиот (Кук)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.