Фортепианный концерт (Картер)
Концерт для фортепиано — сочинение для фортепиано соло с оркестром американского композитора Эллиота Картера . Произведение было заказано пианистом Джейкобом Латейнером при поддержке Фонда Форда . Он был написан между 1964 и 1965 годами и впервые был исполнен в Симфоническом зале Бостона 6 января 1967 года Латейнером и Бостонским симфоническим оркестром под управлением Эриха Лейнсдорфа . [1] [2] Произведение было посвящено композитору Игорю Стравинскому к его 85-летию. [3]
Состав
[ редактировать ]Концерт длится около 25 минут и состоит из двух пронумерованных частей . Произведение построено на технике двух предыдущих произведений Картера: его струнного квартета № 2 (1959) и Двойного концерта для клавесина и фортепиано с двумя камерными оркестрами (1961). Картер подробно остановился на этом в примечаниях к программе партитуры, написав:
Как и в них, существуют разноуровневые последовательные и одновременные оппозиции драматического характера и материала, связанные с музыкальными героями: здесь концертино из трех духовых и четырех сольных струн выступает посредником между индивидуальной сольной фортепианной партией и оркестровой массой. По мере продвижения произведения через две части солист все больше отделяется от оркестра и противостоит ему, каждый по-своему развивает свое музыкальное выражение и материал. Однако объединяющий музыкальный дискурс объединяет конфликтующие элементы в одно художественное целое. [1]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для фортепиано соло и оркестра, состоящего из трех флейт (два сдвоенных пикколо ), двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов , бас-кларнета , двух фаготов , контрафагота , четырех валторн , трех труб , трех тромбонов , тубы , двух перкуссионистов. и строки . [1]
Прием
[ редактировать ]Концерт получил высокую оценку музыкальных критиков и признан одним из лучших произведений композитора. Рассматривая исполнение произведения в 2013 году, Эндрю Кларк из Financial Times назвал его «классикой своего высокого модернистского периода» и заметил: «С годами произведение не стало «легче», но неумолимый размах этого прочтения помогает смягчить густые заросли такой сложной музыки». [4] В путеводителе по музыке Картера Том Сервис из The Guardian также похвалил:
Моим любимым произведением героического периода Картера является Фортепианный концерт 1964–1965 годов, отчасти потому, что он производит необычайно энергичный, а иногда и устрашающий шум – например, момент, когда оркестр пытается задушить пианиста звуковой пеленой, похожей на пар, но также и потому, что это произведение, чьи лабиринтные глубины смысла и движения могут выдержать прослушивание на протяжении всей жизни – и вполне возможно, что оно непостижимо. [5]
В благодарственном письме Картеру композитор Игорь Стравинский назвал композицию «шедевром», несмотря на то, что признался, что в какой-то момент ему было трудно слышать все, что происходит в партитуре. [3] Музыкальный критик Алекс Росс прокомментировал замечание Стравинского, добавив:
Если Стравинский боролся, какая надежда была у остальных из нас? Когда я корпел над партитурами, изучал картеритские трактаты и раздражал соседей постоянным прослушиванием записей, я смог уловить его сложную эстетику. Но когда я слушал в более пассивном режиме, у меня возникла инстинктивная реакция, которую Картер десятилетиями вызывал у подписчиков: пожалуйста, прекратите этот сумасшедший шум. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Картер, Эллиотт (1964). «Концерт для фортепиано» . G. Schirmer Inc. Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Латейнер, Джейкоб; Брубейкер, Брюс; Готлиб, Джейн, ред. (2000). Пианист, ученый, знаток: Очерки в честь Джейкоба Латейнера . Пендрагон Пресс . п. 175. ИСБН 1576470016 .
- ^ Jump up to: а б с Росс, Алекс (4 мая 2004 г.). «Солнечные мальчики» . Остальное — шум . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Кларк, Эндрю (28 июня 2013 г.). «Эллиот Картер: Фортепианный концерт, Tri-Tribute и т. д.» . Файнэншл Таймс . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Сервис, Том (30 апреля 2012 г.). «Путеводитель по музыке Эллиота Картера» . Хранитель . Проверено 3 февраля 2016 г.