Сольный концерт I (для Кэти)

Recital I (для Кэти) — сценическое произведение итальянского композитора Лучано Берио . Оно было написано для Кэти Бербериан , с которой Берио был женат с 1950 по 1964 год, и исполнено для меццо-сопрано и 17 инструментов. Впервые оно было исполнено 27 апреля 1972 года в Лиссабоне в Большом зале Фонда Галуста Гюльбенкяна Кэти Берберян с оркестром Гюльбенкяна под управлением композитора.
Краткое содержание
[ редактировать ]В пьесе певица — которая, по описанию Берберяна, не певица, дающая сольный концерт, а актриса-певица, играющая роль певицы, дающей сольный концерт ( Вила 2003 , с. 285), — выходит на сцену и обнаруживает, что что пианист, который должен ее аккомпанировать, не приехал. В сопровождении клавесина за сценой она начинает свой концерт исполнением «Lettera amorosa» и «Lamento della ninfa» Клаудио Монтеверди , но останавливается в поисках пианиста. Затем она начинает длинный разговорный монолог, который прерывается более чем сорока, часто очень короткими музыкальными фрагментами, взятыми из репертуара Берберьяна, включая произведения, которые Берио написал для ее голоса в предыдущие годы, Avendo gran disio и Epifanie . По ходу концерта погружение певца в безумие подчеркивается цитатами из «Гамлета» , «Лунного Пьеро» и безумными сценами из Гаэтано Доницетти » « Лючии ди Ламмермур и » Джакомо Мейербера ( «Диноры Metzer 2003 , стр. 93). Она заканчивает произведение молитвой об освобождении («libera nos»), ее голосовой диапазон снижается до полутон .
Котировки
[ редактировать ]В книге Дэвида Метцера «Цитата и культурное значение в музыке двадцатого века» источники музыкальных фрагментов, цитируемых в «Речитативе I» (для Кэти) , определяются следующим образом ( Metzer 2003 , стр. 219–220) — номера треков и указания времени относятся к к единственной существующей записи этого произведения ( RCA 09026-62540-2, с Берберианом и Лондонской симфониеттой под управлением Берио):
- Клаудио Монтеверди , «Lettera amorosa» (трек 1)
- Клаудио Монтеверди , «Плач нимфы» (дорожка 2)
- Клаудио Монтеверди , «Lettera amorosa» (трек 4, 1:02)
- Иоганн Себастьян Бах , «Я с радостью принимаю свои страдания» из кантаты The Wretches Shall Eat, BWV 75 (дорожка 4, 1:25 и 1:37)
- Литургия Армения (дорожка 4, 1:47)
- Иоганн Себастьян Бах , «С радостью принимаю свои страдания» из кантаты BWV 75 Несчастные должны есть (дорожка 4, 2:03)
- Морис Равель , «Эпическая песня» от Дон Кихота до Дульсинеи (дорожка 4, 2:42)
- Генри Перселл , «Вы, нежные духи воздуха» из «Королевы фей» (трек 4, 2:57)
- Фридрих Холландер , « Я готов к любви с головы до пят » в исполнении Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел» (трек 4, 3:44)
- Мануэль де Фалья , «Поло» из «Семи испанских популярных песен» (трек 4, 4:22)
- Франсис Пуленк , «Отель» из «Banalités » (дорожка 4, 4:59)
- Рихард Вагнер , «Мечты» из Wesendonck Lieder (трек 4, 5:34)
- Гюстав Шарпантье , «Quelle belle vie» из оперы Луизы (трек 4, 5:49)
- Хьюго Вольф , «Брошенная девушка» (трек 4, 6:10)
- Дариус Мийо , «Разлука» из популярных еврейских песен (трек 4, 6:45)
- Генри Перселл , «Когда меня положат в землю» из оперы «Дидона и Эней » (дорожка 4, 6:57)
- Игорь Стравинский , «Дома» из « Колыбельных песен для кошки» (трек 4, 7:22)
- Жюль Массне , «Прощай, notre petite table» из оперы «Манон» (трек 4, 7:49)
- Эрнесто Берио, "Pioggerellina" (дорожка 4, 8:28)
- Лучано Берио , Эпифани (дорожка 4, 8:48)
- Лучано Берио , Имея большое желание (трек 5)
- Леонард Бернштейн , Плач Иеремии (дорожка 6, 0:20)
- Арнольд Шенберг , "Mondestrunken" из оперы Пьеро Лунера (трек 6, 0:30)
- Амбруаз Тома , Полонез («Je suis Titania») из «Миньона» (дорожка 6, 0:41)
- Жорж Бизе , Речитатив («Я с тобой не говорю») из оперы «Кармен» (трек 6, 0:46)
- Армянская традиционная песня «Акс леле, вакс леле» (дорожка 6, 1:07)
- Альфредо Казелла , «Эр кот и э-собака» (дорожка 6, 1:24)
- Морис Равель , «Тщетное место» из трех стихотворений Малларме (дорожка 6, 1:28)
- Франц Шуберт , «Смерть и дева» (дорожка 6, 1:48)
- Модест Мусоргский , «Песня о блохе» (дорожка 6, 2:01)
- Джованни Паизиелло , "Nel corpiù Non si Sentinte" из оперы " Ла Молинара" (дорожка 6, 2:21)
- Джузеппе Верди , «Cortigiani, vil racial dannata» из оперы «Риголетто» (трек 6, 2:57)
- Густав Малер «Мне часто кажется, что они только что ушли» из Kindertotenlieder (трек 8, 0:21)
- Рейнальдо Хан , «The Exquisite Hour» (дорожка 8, 0:47)
- Лео Делиб , «Колокола» из оперы «Лакме » (дорожка 8, 1:21 и 1:29)
- Джоаккино Россини , "Nonpiù mesta" из оперы "Золушка" (дорожка 8, 1:35 и 1:44)
- Гаэтано Доницетти , « Al fin son tua » из оперы Лючии ди Ламмермур (трек 8, 2:18)
- Жорж Бизе , карточная сцена из оперы «Кармен» (дорожка 8, 2:40)
- Джакомо Мейербер , «Светлая тень, которая следует за моими шагами» из оперы «Динора» (трек 8, 2:55)
- Гаэтано Доницетти , « О радость, которая чувствует » из Лючии ди Ламмермур (трек 8, 3:04)
- Франц Шуберт , «Молодежь у истока» (дорожка 8, 3:31)
- Сергей Прокофьев , «Поля мертвых» из оперы Александра Невского (дорожка 8, 4:14)
- Джакомо Мейербер , «Светлая тень, которая следует за моими шагами» из оперы «Динора» (трек 8, 5:03)
- Лучано Берио , Lied (дорожка 9)
Ссылки
[ редактировать ]- Метцер, Дэвид (2003), Цитата и культурное значение в музыке двадцатого века , Кембридж : Cambridge University Press , ISBN 0-521-82509-1 (Цитаты 26, 27 и 31 взяты не из Метцера. Автор этих трех цитат — Алехандро Колл).
- Вила, Мари Кристина (2003), Кэти Бербериан: киноактёр , Париж : Файард , ISBN 2-213-61702-3