Кэти Бербериан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2019 г. ) |
Кэти Бербериан | |
---|---|
Рожденный | Кэтрин Анахид Берберян 4 июля 1925 г. Эттлборо, Массачусетс , США |
Умер | 6 марта 1983 г. Рим, Италия | ( 57 лет
Образование | |
Занятие | Оперное меццо-сопрано |
Супруг | |
Дети | 1 |
Кэтрин Анахид Берберян (4 июля 1925 - 6 марта 1983) была американским меццо-сопрано. [1] и композитор из Италии. Она тесно сотрудничала со многими современными композиторами авангардной музыки, в том числе Лучано Берио , Бруно Мадерна , Джоном Кейджем , Анри Пуссером , Сильвано Буссотти , Дариусом Мийо , Романом Хаубеншток-Рамати и Игорем Стравинским . Она также интерпретировала произведения Клаудио Монтеверди , Эйтора Вилла-Лобоса , Курта Вайля , Филиппа цу Эйленбурга и других. В качестве куратора сольного концерта она представила несколько вокальных жанров в классическом контексте, включая аранжировки песен The Beatles Луи Андриссена , а также народные песни из нескольких стран и культур. Как композитор она написала «Стрипсодию» (1966), в которой использует свою вокальную технику, используя комиксов звуки ( ономатопейя ), и «Morsicat(h)y » (1969), композицию для клавишных инструментов (только правой рукой), основанную на Азбука Морзе .
Биография
[ редактировать ]Кэти Берберян родилась в Аттлборо, штат Массачусетс, в семье армян , Ерванта и Луизы Берберян. Старшая из двоих детей, она провела первые 12 лет своей жизни в Эттлборо, затем в 1937 году семья переехала в Нью-Йорк, где она окончила на Манхэттене среднюю школу для девочек Джулии Ричман . С раннего возраста она проявляла интерес к армянской народной музыке и танцам, а также к традиционной опере . Еще учась в старшей школе, она была директором и солисткой Армянской фольклорной группы в Нью-Йорке. Какое-то время она была студенткой Нью-Йоркского университета , но ушла, чтобы посещать вечерние занятия по театру и музыке в Колумбийском университете , работая в течение дня, чтобы поддержать учебу. В 1948 году она продолжила изучать музыку в Париже у Марии Фройнд , а в 1949 году поехала в Милан, чтобы учиться пению в Миланской консерватории у Джорджины дель Виго. В 1950 году она получила стипендию Фулбрайта, чтобы продолжить там обучение. Хотя она появлялась в нескольких студенческих постановках, радиопередачах и неформальных концертах в начале 1950-х годов, ее официальный дебют состоялся в 1957 году на Incontri Musicali, фестивале современной музыки в Неаполь . В следующем году ее исполнение «Арии Джона Кейджа » с «Fontana Mix» на мировой премьере сделало ее выдающимся представителем современной вокальной музыки. [2] Ее американский дебют состоялся в 1960 году на музыкальном фестивале в Тэнглвуде , где она представила «Круги» итальянского композитора Лучано Берио .
С 1950 по 1964 год Бербериан была замужем за Лучано Берио , с которым познакомилась, когда они были студентами Миланской консерватории. У них родилась дочь Кристина Берио, 1953 года рождения. [1] Бербериан стала музой и соратницей Берио как во время, так и после их брака. Он написал для нее Thema (Omaggio a Joyce) (1958), Circles (1960), Visage (1961), Folk Songs (1964–73), Sequenza III (1965) и Recital I (для Кэти) (1972). .
В 1967 году Бербериан выпустил альбом из 12 треков (записанный в Париже), который полностью состоял из причудливых кавер-версий песен The Beatles в стиле барокко , под названием Beatles Arias . Инструментальная поддержка была рассчитана на классический струнный квартет или духовой квинтет плюс клавесин или орган. Все треки были аранжированы Гаем Бойером, и в большинстве песен он играет на клавесине. Оригинальную иллюстрацию обложки альбома в США (напоминающую сингл Битлз « Revolution ») выполнил Роберто Замарин, а в Великобритании — Джеральд Скарф . Альбом был переиздан на компакт-диске в 2005 году с бонус-треками, включая интервью на французском радио 1975 года, а также три концертных трека с участием берберийцев, исполняющих песни из альбома, записанные на французских музыкальных фестивалях в начале 1980-х годов, в сопровождении итальянского композитора-музыканта Бруно Канино и аранжировки известного голландского композитора Луи Андриссена . [3]
Сильвано Буссотти , Джон Кейдж , Ханс Вернер Хенце , Уильям Уолтон , Игорь Стравинский и Энтони Берджесс [4] также сочиняла произведения для ее голоса. Хотя Бербериан со времени учебы там жила в Милане, она преподавала в Ванкуверском университете. [ нужны разъяснения ] и Рейнскую музыкальную школу в Кельне в 1970-е годы. После ее смерти Берио написал «Реквизы: памяти Кэти Бербериан» , премьера которого состоялась в Лозанне 26 марта 1984 года.
Она упоминается в песне Steely Dan "Your Gold Teeth" из альбома 1973 года Countdown to Ecstasy :
- «Даже Кэти Бербериан знает / Есть одна рулада, которую она не умеет петь».
Берберян был также переводчиком . Вместе с Умберто Эко она перевела на итальянский язык произведения Жюля Фейффера и вместе с другими итальянскими переводчиками произведения Вуди Аллена . Эко и Бербериан работали вместе и в других проектах, и он прозвал ее великолепием . Это прозвище с другим написанием, выбранное самой Бербериан: MagnifiCathy, позже было использовано в качестве названия одного из ее самых известных альбомов.
Смерть
[ редактировать ]В последние годы жизни Бербериан испытывала нарастающие проблемы со здоровьем и почти полностью потеряла зрение. Чтобы продолжить выступления, она запомнила весь свой репертуар. Заядлая читательница, потеря зрения стала для Бербериан большим источником разочарования, и она выражала чувство одиночества и депрессии. Она набрала вес и у нее возникли проблемы с сердцем, но, тем не менее, продолжала вести амбициозный концертный график. [5] 7 марта 1983 года в передаче итальянского телевидения RAI , посвященной столетию со дня смерти Карла Маркса , Бербериан планировал исполнить итальянскую версию « Интернационала » в стиле Мэрилин Монро . [6] 5 марта она позвонила Лучано Берио, чтобы обсудить идеи по поводу спектакля. [5] но умер на следующий день от «обширного» сердечного приступа . [7] [5]
Ее тело кремировали в Риме, а урну с прахом перевезли в Милан, где 13 марта в армянской церкви на Виа Джоммелли состоялась церемония . Прах был разделен между братом Бербериана Ервантом и ее дочерью Кристиной, которые позже развеяли его в Средиземном море , перед городом Онелья , вместе с розовыми орхидеями , любимым цветком Бербериана.
Новый вокал
[ редактировать ]В своей статье «La nuova voiceità nell'opera contemporanea» («Новый вокал в современной музыке») 1966 года Бербериан обрисовывает новую роль вокального исполнения в современной музыке. Хотя идеи были разработаны вместе с Лучано Берио во время их сотрудничества над такими работами, как Visage и Sequenza III , Бербериан отстаивала концепцию и описания «Нового вокала», которые стали важной частью ее философии исполнения и наследия как артистки. [8] В отличие от традиционной оперной практики, в которой певцы должны издавать красивые звуки и ничего больше, «Новая вокализация» использует «голос, который имеет в своем распоряжении бесконечный диапазон вокальных стилей, охватывающий как историю музыки, так и аспекты самого звука. " [9] Однако «Новая вокализация» - это нечто большее, чем просто расширенные вокальные техники, которые «основаны на наборе более или менее неотредактированных вокальных эффектов, которые композитор может придумать, а певец изрыгает». [9] Скорее, певец должен стать композитором живого исполнения и «использовать голос во всех аспектах вокального процесса; процесс, который можно интегрировать так же гибко, как линии и выражения лица». [9] Эту философию вокального исполнения можно рассматривать как фундаментальную для развития вокального исполнительского искусства, а также для творчества Мередит Монк , Диаманды Галас , Лори Андерсон и бесчисленного множества других вокальных исполнителей и композиторов. [10]
Дискография
[ редактировать ]- Сюита «Королева фей» Генри Перселла , оркестр под управлением Бруно Мадерны (Анжеликум, 1956)
- Тема (Посвящение Джойсу) Лучано Берио (Поворот, 1958)
- Allez hop , содержит песни Ora Mi Alzo и Autostrada, музыку Лучано Берио, слова Итало Кальвино , оркестр под управлением Бруно Мадерны (Philips, 1960),
- Круги (Берио) , Фрамменто (Бюссотти) , Ария с миксом фонтана (Клетка) (Время, 1961)
- Лучано Берио. Последовательность III (для женского голоса). Визаж (Кандид, 1965)
- Раунды с голосом Лучано Берио, включенные в Lp Das Moderne Cembalo Der Antoinette Vischer (Wergo, 1965)
- Элегия для Джона Кеннеди, записанная в декабре 1964 года и включенная в сборник «Недавние произведения Стравинского под управлением композитора» (Колумбия, 1967).
- Beatles Arias (Philips, 1967), изданные во Франции и Великобритании (Polydor, 1967) под тем же названием. Опубликовано в США как Revolution (Fontana Philips, 1967) и в Германии как арии Beatles для особых поклонников (Philips, 1967).
- Роман Хаубеншток-Рамати. Удостоверение или думай, думай, что тебе повезло (Верго, 1967)
- Анри Пуссер -Мишель Бютор . Игра зеркал твоего Фауста (Верго, 1968)
- Монтеверди: Орфей в роли Мессаггеры и Сперанцы. Concentus Musicus Wien под управлением Николауса Арнонкура (Telefunken, 1969)
- Песни Стравинского . Содержит «Trois Petites Chansons», «Прибаутки», «Berceuses du Chat», «Три песни Уильяма Шекспира» (Колумбия, 1970).
- Chem Grna Khagha и Karoun A , оба специально записаны для двойного LP, выпущенного в честь столетия со дня рождения армянского композитора Комитаса (KCC, 1970).
- Лучано Берио дирижирует «Епифанией и народными песнями» . Симфонический оркестр BBC - Джульярдский ансамбль ( RCA Red Seal , 1971)
- MagnifiCathy: множество голосов Кэти Бербериан (Wergo, 1971)
- Сольный концерт I (для Кэти) (RCA Red Seal, 1973)
- Кэти Бербериан на Эдинбургском фестивале , выпущенный в США под названием « В глубине нашего сада проходят ярмарки» (RCA Red Seal, 1974).
- Монтеверди: Коронация Поппеи в роли Оттавии. Concentus Musicus Wien под управлением Арнонкура (Telefunken, 1974)
- Клаудио Монтеверди. Lettera Amorosa-Lamento d'Arianna-Orfeo-Poppea (Telefunken, 1975)
- Как однажды в хорошие дни - салонная музыка эпохи Вильгельма (EMI, 1976).
- Уильям Уолтон . Фасад и Фасад 2 (ОУП, 1980)
- «Second Hand Songs» Кэти Бербериан (TAT, 1981) была записана вживую 17 и 18 октября 1980 года в Theater Am Turm во Франкфурте, Германия.
- La vie est un roman , оригинальный саундтрек к фильму Алана Рене, в котором Бербериан играет очень небольшую роль и поет песню «Air de la nourrice». Фильм вышел через месяц после ее смерти. (Трема ВТ 33006, 1983 г.)
- A la recherche de la musique perdue (RNE - Radio Nacional de Espana, 2 апреля 1986 г.)
- Поп-арт (Эрмитаж, 2017)
Переиздания и сборники на компакт-дисках
[ редактировать ]- MagnifiCathy: множество голосов Кэти Бербериан (Wergo, 1988, переиздано в 2005 г.))
- Элла Фицджеральд/Элизабет Шварцкопф/Кэти Бербериан (Stradivarius, 1988) содержит Бруно Мадерну Гиперион . Концертная запись с Фестиваля современной музыки в Венеции. Записано 6 сентября 1964 года.
- Кэти Берберианская интерпретация Берио, Пуссер, Кейдж (Страдивари, 1989). Содержит концертные записи 1966, 1967 и 1969 годов.
- Лучано Берио: Passage/Visage (BMG Ricordi, 1991) содержит Visage для магнитной ленты и голоса.
- Монтеверди: Л'Орфей (Teldec, 1992)
- Монтеверди: Коронация Поппеи (Телдек, 1993)
- Nel labirinto della voce (Эрмитаж, 1993, Аура, 2002, Симфония 2016)
- Незабываемая Кэти Бербериан (Колорадо, 1993)
- Бруно Мадерна. Электронная музыка (Страдивари, 1994) содержит Dimensions II (Изобретения на голосе) .
- Берио: Сольный концерт I для Кэти/народных песен (RCA Victor, 1995)
- Кэти Бербериан поет Монтеверди (Teldec, 1995)
- Дань уважения Кэти Бербериан (Accord, 1997)
- Битлз Ариас (Телескопический, 2005)
- Берио Секенса III/Камерная музыка (Лилит, 2006). Также доступен на виниле.
- Как однажды в лучшие дни (Electrola Collection EMI 2013)
- Народные песни мира — Народные песни со всего мира (SWR Music 2016).
Фильм
[ редактировать ]- C'è musica e musica (Есть музыка и музыка). Бокс-сет из двух DVD (Feltrinelli, первоначально транслировавшийся на RAI в 1972 году и выпущенный на DVD в 2013 году). Пятая часть этой серии из двенадцати частей называется Mille e una voce (Тысяча и голос) и полностью посвящена берберскому языку.
- Музыка - это воздух, которым я дышу (1994): документальный фильм Кэрри де Сваан , который можно посмотреть на канале продюсерской компании Сваана на Vimeo. [5] включая интервью с Лучано Берио, Сильвано Буссотти, Луи Андриссеном, Николаусом Арнонкуром , Бруно Канино, Кэрол Плантамура , ее братом Эдди Берберианом и ее дочерью Кристиной Берио
Дань уважения другим артистам
[ редактировать ]- Песни Кэти Санг (Атлантика, 1989) Линды Херст
- Кристина Заваллони (Radio Popolare/Sensible Records, 2003) Кристины Заваллони
- Саломикс-Макс: Памяти Кэти Бербериан (Верго, 2008) Саломеи Каммер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Биография — Кэти Бербериан» . Cathyberberian.com . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Рэндел, Дон Майкл (1996) Гарвардский биографический словарь музыки , издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-37299-9 . п. 67
- ^ «Кэти Бербериан: Арии Битлз » . Discogs.com . 6 декабря 2004 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Филлипс, Пол (2010) Контрапункт заводного механизма . Издательство Манчестерского университета . ISBN 0719072042 . п. 65
- ^ Перейти обратно: а б с д «Музыка – это воздух, которым я дышу» . Swaan Produkties (через Vimeo) . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Швед, Марк (19 июня 2013 г.). «Меццо-сопрано Кэти Бербериан должна быть заново открыта» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Пейдж, Тим (8 марта 1983 г.). «Кэти Бербериан, меццо-сопрано» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Плаканика, Франческа (2014). «Наследие Кэти Бербериан: новый вокал в современной опере (1966)». В Карантонисе, Памела (ред.). Кэти Бербериан: пионер современного вокала . Фарнем: Эшгейт. п. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с Бербериан, Кэти. «Новая вокализация в современной опере» [Новая вокализация в современной музыке]. Кэти Бербериан: пионер современного вокала . Перевод Франчески Плаканики: 47–49.
- ^ МакКлари, Сьюзен; Карантонис, Памела; Плаканика, Франческа; Сивуоя-Кауппала, Энн; Верстраете, Питер Мария Габриэль (2014). «Предисловие: Кэти Бербериан - Бетт Мидлер из модернизма». Кэти Бербериан: пионер современного вокала . Фарнем: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-6984-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пейдж, Тим, Кэти Бербериан, меццо-сопрано , The New York Times , 8 марта 1983 г. (Последнее издание позднего города, раздел A, стр. 28). По состоянию на 15 февраля 2009 г.
- Universal Edition , Берио, Лучано (1925–2003) – Список произведений . По состоянию на 22 апреля 2010 г.
- Вила, Мари Кристина (2003). Кэти Бербериан: непревзойденная актриса . Фаярд. ISBN 2-213-61702-3 (на французском языке)
- Полл, Дженнифер (2007). Кэти Бербериан и музы музыки . Дженнифер Полл. ISBN 1-84753-889-4
- Карантонис, Памела и др. (2014) Кэти Бербериан: пионер современного вокала . Лондон: Рутледж. 2016. ISBN 978-1-315-57107-2 .
- Ривера, Нельсон (2019). Кэти Бербериан: Интервью (на испанском языке). Сан-Хуан, Пуэрто-Рико: редакция Riel. ISBN 978-1-7330593-1-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- MVDaily.com: Музыкальная волшебница В годовщину смерти Кэти Бербериан Дженнифер И. Полл вспоминает легендарную певицу, творившую музыкальные заклинания.
- Интервью Кэти Берберян Чарльза Амирханяна в ее доме в Милане, Италия, первая трансляция 1 ноября 1972 года.
- Meirion-Bowen.com: Современная Кэти
- 1925 рождений
- 1983 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Американские женщины-композиторы 20-го века
- Американские оперные певицы 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские писательницы XX века
- Американские переводчики 20-го века
- Авангардные певцы
- Американские женщины-композиторы-классики
- Американские композиторы-классики
- Американские оперные меццо-сопрано
- Американцы армянского происхождения
- Выпускники Колумбийского университета
- Выпускники Нью-Йоркского университета
- Выпускники Образовательного комплекса Юлии Ричман
- Выпускники Миланской консерватории