Народные песни (Берио)

Народные песни — песенный цикл итальянского композитора Лучано Берио, написанный в 1964 году . Он состоит из аранжировок народной музыки разных стран и других песен, составляющих «дань необыкновенному артистизму» американской певицы Кэти Бербериан , специалиста по музыке Берио. Он рассчитан для голоса , флейты (дублирование на пикколо ), кларнета , арфы , альта , виолончели и ударных инструментов (два игрока). [ 1 ] Композитор переложил ее для большого оркестра в 1973 году. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Две песни цикла, «La donna Ideale» и «Ballo», были написаны Берио в 1947 году на втором курсе Миланской консерватории для голоса и фортепиано в рамках его «Tre canzoni popolari» («Три народные песни»). Часто утверждают, что эти три песни были написаны для Кэти Бербериан, когда она училась в Италии, но это не так, поскольку она приехала туда только в 1949 году. [ 2 ]
Цикл «Народные песни» был заказан Миллс-колледжем в Калифорнии и впервые исполнен там камерным оркестром под управлением Берио в 1964 году с Бербериан в качестве солистки-сопрано. К моменту первого выступления брак Бербера и Берио подходил к концу, но их творческое партнерство продолжалось; впоследствии они сотрудничали над такими произведениями, как Sequenza III , Visage и Recital I (for Cathy) . Берио имел эмоциональную привязанность к народной песне: однажды он заявил: «Когда я работаю с этой музыкой, меня всегда охватывает трепет открытия». Другими более поздними композициями Берио, включавшими народные песни, были Cries of London , Coro и Voci: Folk Songs II . [ 2 ]
Песни
[ редактировать ]Полный список песен цикла выглядит следующим образом:
- « Черный — это цвет » ( Джон Джейкоб Найлз , США)
- « Я удивляюсь, пока брожу » (Джон Джейкоб Найлз, США)
- «Лосин елав» (Армения)
- «Деревянный соловей» (Франция)
- «А ля фемминиска» ( Сицилия , Италия)
- «Идеальная женщина» (Лучано Берио, Италия)
- «Танец» (Лучано Берио, Италия)
- «Девиз печали» ( Сардиния )
- «Несчастье, что женщина» ( Овернь , Франция)
- « Lo fiolairé » ( Овернь , Франция)
- «Азербайджанская песня о любви» (Азербайджан)
Первые две народные песни не являются настоящими народными песнями. « Black Is the Color (Of My True Love's Hair) » и « I Wonder as I Wander » были написаны фолк-певцом и композитором из Кентукки Джоном Джейкобом Найлсом . Существует традиционная мелодия «Черный - это цвет ...», но, поскольку его отец считал ее «совершенно ужасной», Найлз вспоминал: «Я написал себе новую мелодию, закончив ее в красивой модальной манере». Сюита Берио начинается с альта, которому приказано играть «как задумчивый скрипач в стиле кантри», без тактовых линий и ритмически независимо от голоса. [ 2 ] «Интересно, как я брожу» был разработан Найлзом всего из трех строк, которые он смог извлечь из дочери проповедника-возрожденца, «взлохмаченной, немытой и очень красивой блондинки». [ 2 ] Гармоники альта, виолончели и арфы создают « звук шарманки », который Берио хотел сопровождать вторую песню. Расширенная постлюдия с птичьим пением для флейты и кларнета в версии Берио, по-видимому, была вызвана мимолетным упоминанием «птицы на крыле». [ 2 ]
Армения , страна предков берберов, представила третью песню «Лоосин елав», описывающую восход луны. Во французской песне «Rossignolet du bois», сначала в сопровождении только кларнета, а затем арфы и кроталов , [ 2 ] соловей советует пытливому любовнику петь свои серенады через два часа после полуночи, а «яблоки» в его саду идентифицирует как луну и солнце. Длительный аккорд, окрашенный ударами витков автомобильных пружин, соединяет эту песню со следующей, старой сицилийской песней «A la femminisca», которую поют жены рыбаков, ожидая в доках.
Как и первые две песни, шестая, «La Donna Ideale», и седьмая, «Ballo», написаны не анонимными народными бардами, а самим Берио (см. раздел «История вопроса» выше). В старинной генуэзской диалектной народной поэме «Идеальная женщина» говорится, что если ты найдешь женщину одновременно родовитой, воспитанной, хорошо сложенной и с хорошим приданым, то ради бога не отпускай ее. «Бал», еще одно старое итальянское стихотворение, гласит, что мудрейшие из людей теряют голову из-за любви, но любовь сопротивляется солнцу, льду и всему остальному.
«Motettu de sadura» родом из Сардинии. [ 3 ] и оправдывается соловей: «Как ты похож на меня, когда я плачу о своем возлюбленном... Когда меня похоронят, спой мне эту песню».
Следующие две песни также встречаются в Жозефа Кантелуба » « Песнях Оверни и написаны на окситанском языке . «Злонамеренный qu'o uno fenno» представляет собой вечный супружеский парадокс: тот, у кого нет супруга, ищет его, а тот, у кого есть один, желает, чтобы у него его не было. Виолончель , повторяющая импровизацию в начале сюиты, представляет «Lo Fïolairé», в котором девушка за прялкой поет об обмене поцелуями с пастухом.
Берберян обнаружила последнюю песню, известную в сюите как «Азербайджанская песня о любви», на со скоростью вращения 78 об/мин пластинке Азербайджанской Советской Социалистической Республики , исполненную на азербайджанском языке , за исключением одного куплета на русском , который, по словам ее русскоязычной подруги, она сравнила. любовь к плите. Бербериан пела чисто наизусть звуки, которые она переписывала, как могла, с этой царапанной старой пластинки. Она не знала ни одного слова по-азербайджански. Музыку для нее транскрибировал Луис Андриссен .
Записи
[ редактировать ]- 1971: Лучано Берио, Лучано Берио дирижирует «Эпифанией» и «Народными песнями», Симфонический оркестр BBC , Джульярдский ансамбль, Кэти Бербериан , сопрано ( RCA Red Seal LSC 3189 )
- 1990: Лучано Берио, Формы, народные песни и симфония , Королевский оркестр Консертгебау , Рикардо Шайи , меццо-сопрано: Жард ван Нес (Decca 4258322)
- 1996: Лучано Берио, Народные песни для голоса с оркестром , Луиза Кастеллани, голос, Orchestra da Camera Italiana, Альберто Веронези , дирижер (CD OCG 004)
- 1997: Лучано Берио, Народные песни для голоса, флейты, кларнета, 2 ударных, арфы, альта, виолончели , Луиза Кастеллани, голос, Мауро Чекканти, дирижер (CD Arts Music GMBH 47376-2)
- 2023: Лучано Берио, Народные песни , Магдалена Кожена , меццо-сопрано, Саймон Рэттл , дирижер Чешской филармонии ( Пентатон )
См. также
[ редактировать ]- Айре (Голиджов) , 2005 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Народные песни в библиотеках ( WorldCat ) каталог
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Программа выступлений Концертгебау 10–11 февраля 2007 г.» (PDF) . Барбакан Центр . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2009 года . Проверено 26 июля 2010 г. Эти заметки к программе также содержат полный набор текстов с английскими переводами.
- ^ Сальваторе Камбозу , Горький мед , Флоренция, Валлекки, 1954, 176–177; Джулио Фара , Душа Сардинии: традиционная музыка , Рим, Istituto delle Edizioni Accademiche, 1940, 58: в Джулио Анджони , Печальный соловей , в Все говорят Сардиния , Кальяри-Сассари, EDeS, 1990, 116–119
Ссылки
[ редактировать ]- Обложка пластинки RCA 1967 года LSC-3189.