Последовательность VII
Последовательность VII | |
---|---|
Лучано Берио | |
![]() Лучано Берио, примерно во время сочинения | |
Жанр | Сериализм |
Составленный | 1969 |
Подсчет очков | гобой |
Sequenza VII (написана в 1969 году) — композиция для гобоя соло Лучано Берио , седьмая из его четырнадцати секвенций . Секвенца требует расширенной техники . В 1975 году Берио использовал Sequenza VII в составе Chemins IV , включавшего оркестр из одиннадцати струнных инструментов . В 1993 году Клод Делангль адаптировал произведение для саксофона-сопрано , назвав переработанное произведение Sequenza VIIb .
Sequenza VII была написана для Хайнца Холлигера. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Sequenza VII была написана в 1969 году, сразу после того, как Берио сочинил свою «Симфонию» . В то время Берио был склонен отвергать традиционную нотную грамоту , подобно Эрлу Брауну или Кристиану Вольфу . [ 2 ] Как и другие его секвенсы, Берио хотел, чтобы Секвенцу VII играл виртуоз , обладающий не только техническими навыками, но и «виртуозностью интеллекта». [ 3 ]
Структура и анализ
[ редактировать ]Пьеса построена вокруг дрона, сыгранного на си-натурале . [ 1 ] который обычно исходит из источника за сценой. В инструкции по партитуре Берио пишет:
На протяжении всего произведения должна звучать си-натуральная. Источник звука желательно не должен быть виден. Это может быть осциллятор, кларнет , заранее записанный гобой или что-то еще. Интенсивность должна быть минимальной с весьма небольшими вариациями. B natural должна создавать впечатление, что придает гобою легкий резонанс. [ 4 ]
Большую часть произведения Берио записывает размеры в секундах а не в тактах . , [ 4 ] хотя есть некоторые разделы произведения, в которых используется традиционная ритмическая нотация. [ 2 ] Произведение требует различных форм продвинутой и расширенной техники , в том числе использования пяти поочередных аппликатур для одной ноты в одном такте, мультифоники , двойного языка , трелей на нескольких нотах одновременно, раздувания , трепетания языка , традиционных гармоник и микротональных трелей. . [ 4 ]
Жаклин Леклер разбивает произведение на три части. Первый раздел идет от такта 1 к такту 92 и в основном написан во временной записи, что делает его «свободным или импровизационным». [ 5 ] Вторая часть идет от такта 92 к такту 121 и чередует временные и ритмические обозначения. Леклер утверждает, что начало и конец раздела «очень похожи на начало и конец пьесы» и что его средняя часть является «самой продолжительной и спокойной частью Sequenza VII» . [ 5 ] Третья и последняя часть длится от 121 до 169 тактов. По мнению Леклера, она содержит кульминацию произведения, а часть после кульминации «можно рассматривать как масштабное ритардандо или успокаивающий фронт. более неистовый характер». [ 5 ]
Строгая интерпретация маркировки Берио показала бы, что пьеса длится чуть менее семи минут, но время исполнения может варьироваться: посвященный Хайнц Холлигер исполняет ее от восьми до восьми с половиной минут. [ 4 ]
Адаптации
[ редактировать ]В 1975 году Берио сам адаптировал Секвенцу VII в короткий концерт для гобоя и одиннадцати струнных инструментов , получивший название Chemins IV . Берио Серия Chemins взяла несколько секвенций и поместила их в оркестровую обстановку, чтобы дать «комментарий, органически связанный с ней и порожденный ею». [ 6 ] Сам Берио описал Chemins IV как комментарий и развитие оригинальной секвенсы:
Chemins IV для гобоя и одиннадцати струн можно слушать как комментарий к моей Секвенце VII для гобоя (1969), комментарий, который усиливает и развивает определенные гармонические аспекты оригинальной Секвенцы . Секвенца . фактически становится генератором новых инструментальных линий, которые, в свою очередь, обнажают ее скрытую полифонию вокруг центральной точки – вездесущей B – которая ставит в перспективу все последующие гармонические трансформации Подобно реверберирующей камере, развитие Chemins IV отражает и разбивает элементы Sequenza VII , иногда получая их ожидаемое эхо таким образом, что для слушателя партия гобоя кажется порожденной одиннадцатью струнами. [ 6 ]
В 1993 году саксофонист Клод Делангль адаптировал Sequenza VII для саксофона-сопрано , назвав переработанное произведение Sequenza VIIb . Премьера пьесы состоялась 20 мая 1993 года в Страсбургской консерватории . [ 7 ] Адаптация была включена в на Naxos Records . полную запись секвенций [ 8 ] и Делангл также адаптировали Chemins IV для соло-саксофона-сопрано, назвав его Chemins IVb . [ 9 ] Берио понравилась адаптация сопрано-саксофона больше, чем оригинальная версия гобоя, и он планировал пересмотреть оригинальную версию, но не смог сделать это до своей смерти в 2003 году. [ 1 ] В 2000 году гобоистка Жаклин Леклер опубликовала новое «дополнительное» издание секвенцы, переименованное в Sequenza VIIa в свете адаптации для сопрано-саксофона. Издание включает оригинальную и отредактированную версию Леклера. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Лучано Берио, Секенса VIIb (1969–93)» . Есарун Дуо . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Леклер, Жаклин. «Берио Гобой Sequenza VIIa» . Жаклин Леклер . Архивировано из оригинала 27 октября 2004 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Редгейт, Кристофер (2006). «Гобой+: Берио и дальше» . Гобой Классика . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ван Клив, Либби. «Предложения по исполнению VII секвенцы Берио» . Международное общество двойной трости . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Леклер, Жаклин. «Форма Sequenza VII» . Жаклин Леклер . Архивировано из оригинала 27 октября 2004 года . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Берио, Лучано. «Чеминс IV (прим. автора)» . Учебный центр Лучано Берио . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ «Секвенца VII» . Универсальное издание . Архивировано из оригинала 17 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Шварц, Стив (2008). «Берио: Обзор секвенсаса» . Классика.нет . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ «Клод Делангль — Репертуар» . Claudedelangle.com . Проверено 16 июля 2015 г.