Последовательность IV
Секвенца IV для фортепиано соло (сочиненная в 1965–66 годах, переработанная в 1993 году) — четвертая в серии сольных секвенций Лучано Берио , начавшейся с публикации Секвенцы I для флейты соло (1958; редакция 1992).
Анализ
[ редактировать ]В первых аккордах представлены все основные материалы произведения. Они бывают двух видов: (1) «резонансные» аккорды, образованные путем наложения двух мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных трезвучий (иногда с добавлением седьмой или девятой), с образованием в основном «гармонических» структур и (2) «анти- резонансные» или «шумные» аккорды, основанные на хроматических отношениях и содержащие большое количество секунд и четвертей, что придает им более «негармоничный» характер. [ 1 ] Эти аккорды постепенно горизонтализуются, создавая «синтаксический поток между структурно противоположными и промежуточными составляющими». [ 2 ] Возникающее в результате противостояние аккордов и быстрых одноголосных хроматических фигур напоминает композиционное чередование кластеров и мелодических жестов в Штокхаузена Карлхайнца «Klavierstück X» . [ 1 ]
Обработка темпа также служит для управления общей формой. Существует три типа использования темпа: [ 3 ]
- один темп используется для длительного отрезка музыки, создавая ощущение стабильности, застоя или даже напряжения.
- разные независимые темпы, управляющие короткими жестами, сопоставлены в одном разделе.
- темп ускоряется или замедляется, чтобы подчеркнуть отдельные жесты
Аккордовое начало вскоре растворяется в бурном «центре» произведения, показывая тремоло и всплески нот в узком регистровом диапазоне. Есть также отдельные ноты и небольшие группы, охватывающие весь диапазон фортепиано. Под этой активной поверхностью этого раздела скрыты повторы и продолжения аккордов от начала пьесы, составляющие длинную повторяющуюся последовательность высоты звука (содержащую внутренние повторяющиеся последовательности). Эти отношения становятся более очевидными по мере того, как турбулентность утихает к концу раздела, наконец, сливаясь в заключение стаккато-аккордов, подобных тем, что в начале секвенцы . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гиг и Онофре 2007 , 210.
- ^ Маккей 1988 , 223.
- ^ Томас 2007 , 199.
- ^ Флинн 1975 , 418.
Источники
- Флинн, Джордж В. 1975. «Слушаю музыку Берио». Музыкальный ежеквартальный журнал 61, вып. 3 (июль): 388–421.
- Гиг, Дидье и Марсилио Фагнер Онофре. 2007. «Звуковая сложность и гармонический синтаксис в Sequenza IV для фортепиано». В «Sequenzas Берио: Очерки исполнения, композиции и анализа » под редакцией Джанет К. Халфьярд, предисловие Дэвида Осмонда-Смита, 209–232. Олдершот, Хантс; Берлингтон, Вермонт: Издательство Ashgate. ISBN 9780754654452 .
- Маккей, Джон. 1988. «Аспекты постсериального структурализма в Sequenzas IV и VI Берио ». Интерфейс - Журнал исследований новой музыки 17, вып. 4: 224–238.
- Томас, Филип. Берио 2007. « Sequenza IV : подходы к исполнению и интерпретации». Обзор современной музыки 26, вып. 2 «Современный спектакль» (апрель): 189–205.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кукла, Зои Браудер. 2007. «Призрачные ритмы, скрытые гармонии: использование педали состенуто в секвенце IV Берио для фортепиано, листа и сонаты». В Sequenzas Берио: Очерки исполнения, композиции и анализа под редакцией Джанет К. Халфьярд, предисловие Дэвида Осмонда-Смита, 53–66. Олдершот, Хантс; Берлингтон, Вермонт: Издательство Ashgate. ISBN 9780754654452 .
- Германн, Рихард. Берио 1995. «Теории хордовой формы, аспекты лингвистики и их роль в структурировании Sequenza IV для фортепиано». В книге «Концертная музыка, рок и джаз с 1945 года: очерки и аналитические исследования » под редакцией Элизабет Уэст Марвин и Ричарда Германа, 364–398. Исследования Истмана в области музыки, вып. 2. Рочестер: Рочестерский университет. ISBN 1-878822-42-X .
- Миллер, Роберт. 1979. «Анализ стиля опубликованных сольных фортепианных произведений Лучано Берио, 1950–1975». ДМА дисс. Балтимор: Университет Джона Хопкинса, Институт Пибоди.