Пять вариаций (Берио)
Cinque variazioni («Пять вариаций») — сочинение для фортепиано соло Лучано Берио , написанное в 1952–53 годах и значительно переработанное в 1966 году. Оно было опубликовано Сувини Зербони , а первое исполнение было дано Берио в Милане в 1953 году. Вариации основаны на трехнотной мелодической ячейке — «fratello» [014] — из оперы «Il prigioniero Луиджи » . Даллапиккола , которому посвящена работа ( Berio, Dalmonte & Varga 1985 , стр. 53). Основные изменения между двумя версиями указаны ниже, но можно найти и множество других небольших изменений, в основном дополнения, делающие гармонию более сложной.
- Первый вариант: Calmo e Flessibile . В этом произведении не ни одна тема заявлена . Подобно Веберна, фортепианным вариациям двенадцатитоновый ряд, указанный в начале, заменяет тему. Первый вариант остается в основном в пределах диапазона «ппс – пппп» . Оно начинается серией мажорных девятых (цифра девять играет значительную роль в структуре произведения) и постепенно усложняется ритмически и гармонически.
- Второй вариант:
немного меньше, чем
прецедент . В основном построен на резком пунктирном мотиве, но быстро набирает скорость и плотность, достигая fff кульминации .
- Третий вариант: prestissimo (e ben articulato) . Фрагменты мотивов разбросаны с паузами и акцентами. Короткая каденция (
. = 104) вмешивается (в доработанной версии обозначение «каденция» убрано). Наконец, этот вариант завершает кода prestissimo , быстро нарастающая от очень тихого до чрезвычайно громкого (в исправленной версии слово «кода» удалено).
- Четвертый вариант: legatissimo e volante . Начало pppp , с быстрыми пассажами с высокой хроматичностью гаммы (иногда разделенными между руками) и разбросанными фрагментами мотивов. Доходит до нескольких кульминаций. Нижняя оценка на странице 13 и первые две оценки на странице 14 являются новыми для пересмотренной версии.
- Пятая вариация: Calmo . Вернитесь к задумчивому настроению первой вариации, но с интенсивно лирической мелодией, расположенной среди большого количества орнаментов. В оригинальной версии произведения отсутствуют почти все эти орнаменты, и она ритмически гораздо более проста и статична (все недуплеты встречаются только в переработанной версии).
- Кода: Возвращение к стационарным мотивам начала с преобладанием девятой ноты, в основном в диапазоне ppp с большим количеством педалей.
Ссылки
[ редактировать ]- Берио, Лучано ; Дальмонте, Розанна; Варга, Андраш Балинт (1985), Два интервью , Лондон : Бояре, ISBN 0-7145-2829-3