Последовательность II
Sequenza II — сочинение для арфы без аккомпанемента итальянского композитора Лучано Берио . Написанная и представленная французским арфистом Фрэнсисом Пьером в 1963 году (который также дважды записал ее), с тех пор ее исполняли и записывали Эмили Лоранс, Фредерик Камбрелинг, Сьюзен Джоллес и Клаудия Антонелли, среди других.
Как и в случае с большей частью Sequenze , Берио стремился исследовать тембральные и выразительные возможности арфы в руках музыканта-виртуоза. Благодаря этому Sequenza II бросает вызов многим стереотипам, связанным с арфой. В примечаниях к записи Ensemble InterContemporain 1999 года Берио написал о Sequenza II : «Французский импрессионизм оставил нам довольно ограниченную версию арфы, как если бы ее наиболее очевидной характеристикой было то, что она привлекала внимание свободно одетых девушек. с длинными светлыми локонами, способными вызвать из них не что иное, как соблазнительные глиссанди ». В Sequenza II есть доля глиссанди, но она также требует гармонических тонов и расширенных техник , таких как ударные эффекты (на деревянном корпусе арфы), а также виртуозное переключение педалей и чрезвычайная чувствительность к быстрым динамическим изменениям.
Анализ
[ редактировать ]Sequenza II построена на основе декоративных фигур, глиссанди, октавных эффектов и других характерных приемов арфы, работающих скорее вопреки присущим инструменту ограничениям, чем против них. Его структура предполагает взаимодействие двух музыкальных характеров, линейного (т.е. мелодии , контрапункта ) и вертикального (т.е. аккордов , ударных ), причем второй постепенно вытесняет первый. Он начинается с одной повторяющейся ноты. Это расширяется до одной мелодической линии, затем превращается в двухчастный контрапункт и ускоряется до серии быстрых мелодических остинати, контрастирующих с глиссанди и семинотными группами тонов . Аккорды постепенно становятся более дифференцированными и исчезают последние остатки первоначального мелодического стиля ( Хопкинс 1966 ).
В 1964 году Берио сочинил Chemins I , добавив оркестр к Sequenza II .
Дискография
[ редактировать ]- Берио, Лучано. 1965. Круги , Последовательности I, II, III . (в том числе Франсис Пьер, арфа). Запись LP, 1 диск: 33⅓ об/мин, стерео 30 см. Новая серия музыкальных студий. Wergo WER 60021. Майнц: Wergo.
- Берио, Лучано. 1970. Sequenza II с работами Айвза, Болкома, Пуссера и Буссотти. (Исполнители — Фрэнсис Пьер, арфа). Серия «Современная музыка». Запись LP, 1 диск: 33⅓ об/мин. стерео, 30 см. Филипс 839.322 ДСИ. [Нидерланды]: Филипс, 1970.
- «Новая Гарпия» . 1981 Берио: Sequenza II и работы Тон Тхат Тиет, Бетси Джолас, Ёсихиса Тайра, Ален Банккар и Патрик Маркланд. Мари-Клер Жаме, арфа. Серия Musique Française d'Aujourd'hui . Запись LP, 1 диск: 33⅓ об/мин, стерео, 30 см. Erato STU 71 160 [Франция]: Эрато, 1981.
- Новая музыкальная серия, том 2 . 1989. Берио: Sequenza II и работы Роджера Рейнольдса, Гордона Стаута, Джачинто Сселси, Брайана Фернихо и Роберта Когана. (Исполнители: Эмили Лоранс, арфа). Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Neuma 450-72. Эктон, Массачусетс: Neuma Records.
- Берио, Лучано. 1999. Последовательности . Ансамбль InterContemporain (в том числе Фредерик Камбрелинг, арфа). Немецкий граммофон. 3 компакт-диска.
- Арфа XX . 1999. Клаудия Антонелли, арфа. Берио: Sequenza II , с работами Хиндемита, Кренека, Тайлеферре, Бриттена, Петрасси и Буссотти. Запись компакт-диска, 1 диск: стерео, 12 см. Арт 47532-2. [Райзен], Германия: Музыкальное искусство.
- Берио, Лучано. 2006. Полные секвенции, альтернативные секвенсы и произведения для сольных инструментов . различные исполнители (в том числе Сьюзен Джоллес, арфа). Нью-Йорк: Mode Records. 4 компакт-диска, режим 161/3.
Ссылки
[ редактировать ]- Хопкинс, GW 1966. «Берио: Sequenza II для арфы соло». Музыкальные Таймс 107, вып. 1480 (июнь): 528.
- Пири, Питер Дж. 1964. «Вещание». Музыкальные Таймс 105, вып. 1454 г. (апрель): 283–84.
- Уотли, Кирсти. 2007. «Грубый романс: Секвенца II для арфы как этюд и высказывание». В Sequenzas Берио: Очерки исполнения, композиции и анализа под редакцией Джанет К. Халфьярд, введение Дэвида Осмонда-Смита, 39–52. Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 978-0-7546-5445-2 .