Jump to content

Средиземье

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Средиземья )

Средиземье
«Властелина колец» Локация
Фрагмент Средиземья на одной из Питера Джексона съемок фильма
Создано Дж.Р.Р. Толкин
Жанр Фантастика
Информация во вселенной
Тип Центральный континент фантастического мира ; также используется как сокращение для всего легендариума

Средиземье является местом действия английского писателя Дж. Р. Р. Толкина большей части фэнтези . Этот термин эквивалентен Мидгарду в скандинавской мифологии и Миддангарду в древнеанглийских произведениях, включая Беовульфа . Средиземье — это ойкумена (то есть населенный людьми мир или центральный континент Земли ) в воображаемом Толкином мифологическом прошлом . Действие самых читаемых произведений Толкина — «Хоббит» и «Властелин колец» — полностью происходит в Средиземье. «Средиземье» также стало сокращенным термином для легендариума Толкина , его большого количества фэнтезийных произведений и для всего его вымышленного мира.

Средиземье — главный континент Земли (Арда) в воображаемый период прошлого, закончившийся Третьей Эпохой Толкиена , около 6000 лет назад. [Т 1] Рассказы Толкина о Средиземье в основном сосредоточены на северо-западе континента. Эта часть Средиземья напоминает Европу, северо-запад Старого Света , с окрестностями Шира, напоминающего Англию , но, точнее, Уэст-Мидлендс , с городом в его центре, Хоббитоном , на на той же широте, что и Оксфорд .

Толкина Средиземье населено не только людьми , но и эльфами , гномами , энтами и хоббитами , а также монстрами, включая драконов, троллей и орков . В ходе воображаемой истории народы, кроме людей, сокращаются, уходят или исчезают, пока по истечении периода, описанного в книгах, на планете не останутся только люди.

Контекст: легендариум Толкина.

[ редактировать ]
Арда начиналась как симметричный плоский диск и неоднократно трансформировалась в результате катастрофических вмешательств Валар и создателя Эру Илуватара .

Рассказы Толкина ведут хронику борьбы за контроль над миром (называемым Арда ) и континентом Средиземья между, с одной стороны, ангельскими Валар , Эльфами и их союзниками среди Людей ; и, с другой стороны, демонический Мелькор или Моргот (Вала, впавший во зло), его последователи и их подданные, в основном орки , драконы и порабощенные люди. [Т 2] В более поздние века, после поражения Моргота и изгнания из Арды, его место занимает его лейтенант Саурон , майя . [Т 3]

Валар отошли от непосредственного участия в делах Средиземья после поражения Моргота, но в последующие годы они послали волшебников или Истари на помощь в борьбе с Сауроном. Самыми важными волшебниками были Гэндальф Серый и Саруман Белый . Гэндальф остался верен своей миссии и сыграл решающую роль в борьбе с Сауроном. Саруман, однако, развратился и стремился стать соперником Саурона за абсолютную власть в Средиземье. Другими расами, участвовавшими в борьбе со злом, были гномы , энты и, наиболее известные из них, хоббиты . Ранние этапы конфликта описаны в «Сильмариллионе» , а заключительные этапы борьбы за победу над Сауроном описаны в «Хоббите» и «Властелине колец» . [Т 3]

Эскизная карта Средиземья во времена Третьей эпохиШирСтарый ЛесБриРивенделлЭреборЭскарготМорияИзенгардЛихолесьеЛотлориэнФангорнМордорГондорРоханХарадCommons:Файл:Эскиз карты Средиземья.svg
Карта-изображение с интерактивными ссылками северо-запада Средиземья в конце Третьей эпохи , на которой показаны Эриадор (слева) и Рованион (справа). Крайний слева — Линдон и Голубые горы — все, что осталось от Белерианда после Войны Гнева .

Конфликт по поводу владения драгоценными или магическими предметами и контроля над ними является постоянной темой в рассказах. В Первой Эпохе доминируют обреченные поиски эльфа Феанора и большей части его клана нолдоринов по возвращению трех драгоценных драгоценностей, называемых Сильмарилями , которые Моргот украл у них (отсюда и название «Сильмариллион »). Во Второй и Третьей Эпохе доминируют выковка Колец Власти и судьба Единого Кольца, выкованного Сауроном, которое дает его владельцу возможность контролировать или влиять на тех, кто носит другие Кольца Власти. [Т 3]

Этимология

[ редактировать ]
Средневековая христианская космология : небо вверху, земля посередине, ад внизу. [1] Ванкский собор , Исфахан.

В древнегерманской мифологии мир Людей известен под несколькими названиями. Древнеанглийское слово «миддангард» происходит от более раннего германского слова и поэтому имеет его родственные слова , такие как древнескандинавское «Мидгард» из скандинавской мифологии , транслитерированное на современный английский как «Мидгард» . Первоначальное значение второго элемента, от протогерманского gardaz , было «огороженное помещение», родственное английскому «двор»; Middangeard был отождествлен народной этимологией со словом «средиземье». [Т 4] [2] Средиземье находилось в центре девяти миров в скандинавской мифологии и трёх миров (с раем наверху и адом внизу) в поздней христианской версии . [1]

Использование Толкина

[ редактировать ]

Первое знакомство Толкина с термином «средняя опасность» , как он заявил в письме, произошло в древнеанглийском фрагменте, который он изучал в 1913–1914 годах: [Т 5]

Éala éarendel engla beorhtast / предложение средней опасности отправлено.
Приветствую Эарендель, ярчайший из ангелов / над Средиземьем, посланный людям.

Это из «Крист» стихов Киневулфа . Имя Эарендель послужило источником вдохновения для толкиеновского моряка Эарендила . [Т 5] которые отправились из земель Средиземья просить помощи у ангельских сил Валар . Самое раннее стихотворение Толкина об Эарендиле, написанное в 1914 году, в том же году, когда он прочитал стихи Криста , относится к «краю Срединного мира». [3] Толкин считал среднюю опасность «местом пребывания людей». [Т 6] физический мир, в котором Человек проживает свою жизнь и судьбу, в отличие от невидимых миров выше и ниже него, а именно Рая и Ада . Он заявляет, что это «моё собственное место -мать-Земля », но в воображаемом прошлом, а не на какой-то другой планете. [Т 7] Он начал использовать термин «Средиземье» в конце 1930-х годов вместо более ранних терминов «Великие земли», «Внешние земли» и «Ближние земли». [3] Первое опубликованное появление слова «Средиземье» в произведениях Толкина находится в прологе к «Властелину колец» : «Хоббиты на самом деле спокойно жили в Средиземье в течение многих долгих лет, прежде чем другие люди даже узнали о нем. их". [Т 8]

Расширенное использование

[ редактировать ]
Арда против «Средиземья»: Средиземье — это в географическом смысле название континента, населенного эльфами, гномами и людьми, за исключением дома Валар на Амане , тогда как Арда — это название мира. Однако «Средиземье» широко используется для всего легендариума Толкина . [4] (На фото: Арда в годы деревьев )

Термин «Средиземье» стал применяться как сокращение для всего легендариума Толкина вместо технически более подходящих, но менее известных терминов «Арда» для физического мира и « Эа » для физической реальности творения. в целом. Говоря географическим языком, Средиземье — это континент на Арде, исключая такие регионы, как Аман и остров Нуменор. Альтернативное более широкое использование отражено в названиях книг, таких как «Полный путеводитель по Средиземью» , «Дорога в Средиземье» , «Атлас Средиземья» и Кристофера Толкина 12-томной серии «История Средиземья» . [4] [5]

В других работах

[ редактировать ]

Биограф Толкина Хамфри Карпентер утверждает, что Средиземье Толкина — это известный мир, «напоминая норвежский Мидгард и эквивалентные слова в раннем английском языке», отмечая, что Толкин ясно дал понять, что это был « наш мир… в чисто воображаемом… .период древности». [6] Толкин объяснил в письме своему издателю, что это «просто использование среднеанглийского middle-erde (или erthe ), измененного от древнеанглийского Middangeard : названия населенных людьми земель «между морями». [Т 4] Отсылки к похожему или одинаково названному миру есть в творчестве других писателей как до него, так и после него. В переводе Уильяма Морриса 1870 года « Саги о Вольсунгах» мир назван «Мидгардом». [7] В стихотворении Маргарет Виддемер 1918 года «Серый маг» есть строки: «Я очень весело жила на Средиземье / Насколько весела может быть девица / Пока Серый маг не спустился по дороге / И не накинул на меня свой паутинный плащ. ..." [8] К.С. Льюиса 1938–1945 годов В «Космической трилогии» родная планета названа «Средиземьем» и конкретно ссылается на неопубликованный легендариум Толкина; оба мужчины были членами литературной дискуссионной группы «Инклинги» . [9]

География

[ редактировать ]

В общем контексте его легендариума Средиземье Толкина было частью созданного им мира Арды (который включает в себя Бессмертные Земли Амана и Эрессеа , удаленные от остального физического мира), которое само по себе было частью более широкого творения, которое он создал. называется Эа. Аман и Средиземье отделены друг от друга Великим Морем Белегаэр , хотя они вступают в контакт на крайнем севере у Скрежетающего Льда или Хелкараксэ. Западный континент, Аман, был домом Валар , а Эльфы называли Эльдар . [Т 9] На восточной стороне Средиземья находилось Восточное море. Большинство событий рассказов Толкина происходят на северо-западе Средиземья. В Первую эпоху дальше на северо-запад располагался субконтинент Белерианд ; он был поглощен океаном в конце Первой Эпохи. [5]

« Карта Средиземья » Полины Бэйнс , 1970 год. На этой карте изображен только северо-запад континента Средиземья. [10]

Толкин подготовил несколько карт Средиземья. Некоторые из них были опубликованы при его жизни. Основные карты опубликованы в «Хоббите» , «Властелине колец» , «Сильмариллионе» и «Неоконченных сказаниях » и представлены в виде разворотов или иллюстраций. Толкин настоял на том, чтобы карты были включены в книгу ради блага читателей, несмотря на соответствующие расходы. [Т 10] Полная и знаковая карта Средиземья была опубликована во «Властелине колец» . [Т 11] С одобрения Толкина иллюстратором Полиной Бэйнс она была доработана с использованием подробных аннотаций Толкина, с виньетками и более крупными рисунками сверху и снизу, в отдельный плакат « Карта Средиземья ». [10]

Космология

[ редактировать ]
Падение Нуменора и изменение мира. Вмешательство Эру Илуватара катастрофически превратило Арду в сферу. [11]

По замыслу Толкина, Арда была создана специально как «Обитель» ( Имбар или Амбар ) для Детей Илуватара ( Эльфов и Людей ). [12] Это предусмотрено в космологии плоской Земли , вокруг которой вращаются звезды, а позже также Солнце и Луна. Наброски Толкина изображают дискообразное лицо мира, обращенное к звездам. Однако легендариум Толкина обращается к парадигме сферической Земли , изображая катастрофический переход от плоского мира к сферическому, известному как Акаллабет, в котором Аман стал недоступен для смертных Людей. [11]

Соответствие с географией Земли

[ редактировать ]

Толкин описал регион, в котором жили хоббиты , как «северо-запад Старого Света, к востоку от моря». [Т 8] а северо-запад Старого Света — это, по сути, Европа , особенно Британия . Однако, как он отмечал в частных письмах, географии не совпадают, и он не сознательно их совпадал, когда писал: [Т 12]

Что касается формы мира Третьей Эпохи , боюсь, она была разработана «драматическим», а не геологическим или палеонтологическим путем . [Т 12]

У меня исторический склад ума. Средиземье – это не воображаемый мир. …Театр моей сказки — эта земля, та, на которой мы сейчас живем, но исторический период — воображаемый. Здесь есть все самое необходимое для этого места обитания (по крайней мере, для жителей северо-западной Европы), поэтому, естественно, оно кажется знакомым, даже если оно немного прославляется очарованием расстояния во времени. [Т 13]

... если бы это была «история», было бы трудно сопоставить земли и события (или «культуры») с имеющимися у нас свидетельствами, археологическими или геологическими, касающимися ближайшей или отдаленной части того, что сейчас называется Европой; хотя , например, прямо заявлено, что Шир находился в этом регионе... Я надеюсь, что очевидно длинный, но неопределенный разрыв во времени между Падением Барад-Дура и нашими Днями достаточен для «литературного доверия», даже для читатели знакомятся с так называемой «предысторией». Полагаю, я сконструировал воображаемое время, но вместо места держал ноги на своей матери-земле. Я предпочитаю это современному способу поиска отдаленных глобусов в «космосе». [Т 7]

В другом письме Толкин приводил соответствия по широте между Европой и Средиземьем:

Действие повести происходит на северо-западе «Средиземья», что по широте эквивалентно побережьям Европы и северным берегам Средиземного моря. ... Если принять, что Хоббитон и Ривенделл (как предполагалось) находятся примерно на широте Оксфорда , то Минас Тирит , в 600 милях к югу, находится примерно на широте Флоренции . Устье Андуина и древний город Пеларгир находятся примерно на широте древней Трои . [Т 14]

В другом письме он заявил:

...Большое спасибо за ваше письмо. ... Оно пришло, пока меня не было, в Гондоре ( так называемая Венеция ), как отличие от Северного Королевства, иначе я бы ответил раньше. [13]

Однако он подтвердил, что Шир , земля его героев- хоббитов , была основана на Англии , в частности на Уэст-Мидлендсе его детства. [Т 15] В прологе к «Властелину колец » Толкин пишет: «Те дни, Третьей Эпохи Средиземья, давно прошли, и форма всех земель изменилась...» [Т 16] В Приложениях содержится несколько ссылок как по истории, так и по этимологии тем «сейчас» (в современных английских языках) и «тогда» (древние языки);

Год, без сомнения, был такой же продолжительности¹ [ в сноске здесь говорится : 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд.] ибо давно, как сейчас исчисляются те времена в годах и жизнях людей, они были не очень отдаленные по памяти Земли. [Т 17]

И в Приложениях, и в «Сильмариллионе» упоминаются созвездия, звезды и планеты, соответствующие тем, которые наблюдаются в северном полушарии Земли, включая Солнце, Луну, Орион (и его пояс), [Т 18] Большая Медведица [Т 19] [Т 20] и Марс . Карта, аннотированная Толкином, помещает Хоббитон на той же широте, что и Оксфорд , а Минас Тирит — на широте Равенны , Италия. он использовал Белград , Кипр и Иерусалим . В качестве дальнейших ориентиров [14]

Толкин представлял Арду как Землю в далеком прошлом. [15] С потерей всех народов, кроме человека, и изменением формы континентов, все, что осталось от Средиземья, — это смутные воспоминания в фольклоре , легендах и старых словах . [16] Очертания континентов (в Третьей эпохе) чисто схематичны.

История Средиземья, описанная в «Сильмариллионе» , началась, когда Айнур вошли в Арду, после событий творения в Айнулиндалэ и долгих веков труда по всей Эа , вымышленной вселенной . [Т 21] Время с этого момента измерялось с помощью Валианских лет , хотя последующая история Арды была разделена на три временных периода с использованием разных лет, известных как Годы Светильников , Годы Деревьев и Годы Солнца . [Т 22] Отдельная, перекрывающаяся хронология делит историю на «Века Детей Илуватара». Первая такая Эпоха началась с Пробуждением Эльфов в Годы Древ (к этому времени Айнур уже давно населяли Арду) и продолжалась в течение первых шести столетий Годов Солнца. Все последующие эпохи происходили в годы Солнца. [Т 23]

Арда, как отмечали критики, — это «наша собственная зеленая и твердая Земля в какую-то довольно далекую эпоху прошлого». [15] По сути, у него есть не только непосредственная история, но и история, и все это представляет собой «воображаемую предысторию» Земли, какой она есть сейчас. [17]

Народы и их языки

[ редактировать ]

Айнур были ангельскими существами, созданными единым богом Эа, Эру Илуватаром . Космологический миф под названием Айнулиндалэ , или «Музыка Айнур», описывает, как Айнур пели для Илуватара, который затем создал Эа , чтобы придать материальную форму своей музыке. Многие из Айнур вошли в Эа, и величайших из них называли Валар . Мелькор , главный агент зла ​​в Эа, позже названный Морготом , изначально был одним из Валар. Вместе с Валар пришли меньшие духи Айнур, называемые Майар . Мелиан, жена эльфийского короля Тингола в Первую эпоху , была майя. Были также злые Майар, в том числе Балроги и второй Темный Лорд, Саурон . Саурон изобрел Чёрную речь (Бурзум), чтобы его рабы (такие как орки ) могли говорить. В Третьей Эпохе пятеро Майар были воплощены и отправлены в Средиземье, чтобы помочь свободным народам свергнуть Саурона. Это Истари или Волшебники , в том числе Гэндальф , Саруман и Радагаст . [Т 24]

Эльфы известны как «Первенцы» Илуватара: разумные существа, созданные одним Илуватаром и состоящие из множества разных кланов . Первоначально все эльфы говорили на одном и том же языке предков Элдаринов , но за тысячи лет он разошелся на разные языки. Двумя основными эльфийскими языками были квенья , на котором говорили светлые эльфы, и синдарин , на котором говорили темные эльфы.Физически эльфы напоминают людей; действительно, они могут жениться и иметь от них детей, как показано несколькими полуэльфами в легендариуме.Эльфы проворны и быстроноги, они способны ходить по канату без посторонней помощи. Зрение у них острое. Эльфы бессмертны, если не убиты в бою. Если их убить, они перевоплощаются в Валиноре . [18] [19]

Мужчины были «второрожденными» Детей Илуватара: они проснулись в Средиземье гораздо позже эльфов. Люди (и хоббиты) были последней гуманоидной расой, появившейся в Средиземье: им также предшествовали гномы, энты и орки. Термин «Человек», написанный с заглавной буквы (множественное число «Мужчины»), используется как гендерно-нейтральное расовое описание, чтобы отличить людей от других человекоподобных рас Средиземья. Внешне они очень похожи на эльфов, но в среднем менее красивы. В отличие от эльфов, люди смертны, быстро стареют и умирают, обычно живут 40–80 лет. Однако нуменорцы могли жить несколько столетий, а их потомки дунэдайн также имели тенденцию жить дольше, чем обычные люди. Эта тенденция была ослаблена как временем, так и смешением с меньшими народами. [20]

Гномы — раса гуманоидов, которые ниже людей ростом, но крупнее хоббитов. Гномы были созданы Вала Ауле до того, как Перворожденный проснулся из-за своего нетерпения по поводу прибытия детей Илуватара, чтобы учить и лелеять. Когда Илуватар столкнулся с ним и пристыдил его за самонадеянность, Эру сжалился над Ауле и дал своему творению дар жизни, но при условии, что они будут взяты и усыплены в далеко отстоящих друг от друга местах Средиземья и не пробудятся до тех пор, пока не произойдет Первенец. были на Земле. Они смертны, как и люди, но живут гораздо дольше, обычно несколько сотен лет. Особенностью гномов является то, что и мужчины, и женщины бородаты и поэтому кажутся чужакам идентичными. Язык, на котором говорят гномы, называется кхуздул , и в основном он сохранялся как секретный язык для собственного использования. Как и хоббиты, гномы живут исключительно в Средиземье. Обычно они проживают под горами и занимаются горным делом и металлообработкой. [21]

Толкин определил хоббитов как ответвление расы людей. Другое название хоббитов — «Полурослики», поскольку обычно они были вдвое меньше людей. По своему образу жизни и привычкам они очень похожи на людей, и в частности на англичан, за исключением того, что они предпочитают жить в подземных норах. Ко времени «Хоббита » большинство из них проживало в Шире , регионе северо-запада Средиземья, мигрировав туда с дальнего востока. [22]

Другие гуманоидные народы

[ редактировать ]

Энты . были древовидными пастухами деревьев, их название произошло от древнеанглийского слова, означающего «гигант» [23] Орки и тролли (созданные из камня) были злыми существами, выведенными Морготом . Это были не оригинальные творения, а скорее «издевательства» над Детями Илуватара и Энтов, поскольку только Илуватар обладает способностью давать вещам сознательную жизнь. Точное происхождение орков и троллей неясно, поскольку Толкин рассматривал различные возможности и иногда менял свое мнение, оставив несколько противоречивых версий. [24] В конце Третьей эпохи появились уруки или урук-хай : раса орков огромных размеров и силы, которые лучше переносят солнечный свет, чем обычные орки. [Т 25] Толкин также упоминает «Людей-орков» и «Людей-орков»; или «полуорки», или «люди-гоблины». Они имеют некоторые общие черты с орками (например, «раскосые глаза»), но больше похожи на мужчин. [Т 26] Толкин, католик , осознал, что создал для себя дилемму , как если бы эти существа были разумными и обладали чувством добра и зла, тогда они должны были иметь душу и не могли быть созданы полностью злыми. [25] [26]

Драконы (или «черви») существуют в нескольких разновидностях, отличающихся тем, есть ли у них крылья и дышат ли они огнем (холодные драконы против огненных драконов). Первый из огненных драконов ( Урулоки на квенья) [Т 27] был Глаурунг Золотой, выведенный Морготом в Ангбанде и названный «Великим Червем», «Червем Моргота» и «Отцом Драконов». [Т 28]

Разумные животные

[ редактировать ]

В Средиземье обитают разумные животные, в том числе орлы . [Т 29] Хуан Великий Пес из Валинора и волкоподобные варги . [27] В целом происхождение и природа этих животных неясны. Гигантские пауки, такие как Шелоб, произошли от Унголианта неизвестного происхождения. [Т 30] Другие разумные виды включают Кребенов, злых ворон, которые становятся шпионами Сарумана , и Воронов Эребора , приносящих новости гномам. Лошади Меараса Рохана, особенно скакун Гэндальфа, Тенегрив, также кажутся умными и понимают человеческую речь. У человека-медведя Беорна в доме было несколько друзей-животных. [28]

Адаптации

[ редактировать ]

Кинофильмы

[ редактировать ]

«Хоббит» и «Властелин колец» , действие которых происходит в Средиземье, были предметом множества экранизаций. Было много ранних неудачных попыток воплотить вымышленную вселенную в жизнь на экране, некоторые даже отвергались самим автором, который скептически относился к перспективам адаптации. В то время как анимационные и игровые короткометражки были сняты по книгам Толкина в 1967 и 1971 годах, первым коммерческим изображением «Хоббита» на экране стал специальный анимационный телесериал Рэнкина и Басса в 1977 году . [29] В 1978 году первая экранизация вымышленного сюжета была представлена ​​в Ральфа Бакши анимационном фильме «Властелин колец» . [30]

New Line Cinema выпустила первую часть режиссера Питера Джексона « Властелин колец» серии фильмов в 2001 году как часть трилогии; за ним последовала трилогия-приквел к «Хоббит» серии фильмов , в которой несколько тех же актеров сыграли свои старые роли. [31] В 2003 году «Властелин колец: Возвращение короля» получил 11 номинаций на премию «Оскар» и выиграл все из них, сравнявшись по сумме с «Бен-Гуром» и «Титаником» . [32]

Два хорошо сделанных фанатских фильма о Средиземье, «Охота на Голлума» и «Рождение надежды» , были загружены на YouTube 8 мая 2009 года и 11 декабря 2009 года соответственно. [33] [34]

Многочисленные компьютерные и видеоигры были вдохновлены произведениями Дж. Р. Р. Толкина, действие которых происходит в Средиземье. Игры были созданы такими студиями, как Electronic Arts , Vivendi Games , Melbourne House и Warner Bros. Interactive Entertainment . [35] [36] Помимо официально лицензированных игр, множество модов , пользовательских карт и полных преобразований, вдохновленных Толкином. было создано для многих игр, таких как Warcraft III , Minecraft , [37] Rome: Total War , Medieval II: Total War , The Elder Scrolls IV: Oblivion и The Elder Scrolls V: Skyrim .Кроме того, существует множество текстовых MMORPG (известных как MU*s ), основанных на Средиземье. Самый старый из них датируется 1991 годом и был известен как Middle-earth MUD и управлялся с помощью LPMUD . [38] После того, как MUD Средиземья завершился в 1992 году, за ним последовал Элендор. [39] и МУМЕ . [40]

См. также

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  1. Carpenter 2023 , # 211, Роне Беар, 14 октября 1958 г., последняя сноска.
  2. ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
  3. ^ Перейти обратно: а б с Толкин, 1977 , «О кольцах власти и третьей эпохе».
  4. ^ Перейти обратно: а б Carpenter 2023 , № 165 компании Houghton Mifflin Co., 30 июня 1955 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Carpenter 2023 , № 297 черновик письма «мистеру Рэнгу», август 1967 г.
  6. Carpenter 2023 , № 151, Хью Брогану, 18 сентября 1954 г.; № 183, Примечания к У. Х. Одена рецензии на «Возвращение короля» , 1956; и № 283 Бенджамину П. Индику, 7 января 1966 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Карпентер 2023 , № 211 Роне Медведь, 14 октября 1958 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Толкин, 1954а , «Пролог».
  9. ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
  10. Carpenter 2023 , № 137, Рейнеру Анвину , 11 апреля 1953 г.; № 139 — Рейнеру Анвину , 8 августа 1953 г.; № 141, «Аллен и Анвин», 9 октября 1953 г.; № 144 — Наоми Митчисон , 25 апреля 1954 г.; № 160 — Рейнеру Анвину, 6 марта 1955 г.; № 161, Рейнеру Анвину, 18 апреля 1955 г.
  11. ^ Толкин, 1954 , раскладная карта в первом издании.
  12. ^ Перейти обратно: а б Карпентер 2023 , № 169, Хью Брогану, 11 сентября 1955 г.
  13. ^ Carpenter 2023 , № 183, примечания к рецензии У.Х. Одена на «Возвращение короля» , 1956 г.
  14. Carpenter 2023 , № 294, Шарлотте и Денису Плиммерам, 8 февраля 1967 г.
  15. ^ Карпентер 2023 , № 190, Рейнеру Анвину , 3 июля 1956 г.
  16. ^ Толкин 1954a , «Пролог»
  17. ^ Толкин 1955 , Приложение D, «Календари».
  18. ^ Толкин 1977 , с. 44 «Менельмакар с блестящим поясом»
  19. ^ Толкин 1977 , с. 45 «И высоко на севере, как вызов Мелькору, она установила качающуюся корону из семи могучих звезд, Валацирку , Серп Валар...»
  20. ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 8 «Бродяжник» «Серп [хоббитское название Плуга или Большой Медведицы] ярко раскачивался над плечами Бри-Хилла».
  21. Толкин 1977 , «Айнулиндалэ»
  22. ^ Толкин 1977 , гл. 1 «О начале дней»
  23. ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
  24. ^ Толкин 1980 , с. 388
  25. ^ Толкин 1954 , Книга 3, гл. 3 «Урук-Хай»
  26. ^ Толкин 1955 , книга 6 гл. 8 « Очищение Шира »
  27. ^ Толкин 1977 , индексная запись Урулоки
  28. ^ Толкин 1977 , гл. 24 «О путешествии Эарендиля»
  29. ^ Толкин 1954a , « Совет Элронда »
  30. Толкин, 1954 , книга 4, глава 9: «Логово Шелоб».

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кристофер, Джо Р. (2012). «Путешествие на остров Чистилища и обратно: дантовский намек в конце «Безымянного острова» К.С. Льюиса » . В Ходдаме, Салва; Холл, Марк Р.; Фишер, Джейсон (ред.). К.С. Льюис и инклинги: открытие скрытой истины . Издательство Кембриджских ученых . п. 206. ИСБН  978-1-4438-4431-4 .
  2. ^ Харпер, Дуглас . «Мидгард» . Интернет-этимологический словарь; etymonline.com . Проверено 12 марта 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Гилливер, Питер ; Маршалл, Джереми; Вайнер, Эдмунд (2006). Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 164. ИСБН  978-0-19-861069-4 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Брэтман, Дэвид (2013) [2007]. «История Средиземья: Обзор». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 273–274. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Харви, Грег (2011). Происхождение Толкина Средиземья для чайников . Джон Уайли и сыновья . Глава 1: Миры Средиземья. ISBN  978-1-118-06898-4 .
  6. ^ Карпентер 1977 , с. 98.
  7. ^ Моррис, Уильям (2015). Delphi Полное собрание сочинений Уильяма Морриса (иллюстрировано) . Делфи Классика. п. 5104. ИСБН  978-1-910630-92-1 .
  8. ^ «Старая дорога в рай Маргарет Виддемер» .
  9. ^ Форд, GL (17 января 2020 г.). «Кристофер Толкин, 1924–2020 гг. Хранитель наследия Средиземья» . Книжный и киноглобус . Проверено 26 июля 2020 г. Космическая трилогия Льюиса в нескольких моментах опиралась на знания Толкина о Средиземье, где он использовал их для углубления мифологии, лежащей в основе его действий.
  10. ^ Перейти обратно: а б Хаммонд, Уэйн Г .; Андерсон, Дуглас А. (1993). Дж. Р. Р. Толкин: описательная библиография . Библиографии Святого Павла. п. 376. ИСБН  978-1-873040-11-9 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , стр. 324–328.
  12. ^ Болинтяну, Александра (2013). «Арда». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 24–25. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  13. Carpenter 2023 , № 168, Ричарду Джеффри, 7 сентября 1966 г.
  14. ^ Флуд, Элисон (23 октября 2015 г.). «Аннотированная карта Средиземья Толкина обнаружена в копии «Властелина колец»» . Хранитель .
  15. ^ Перейти обратно: а б Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . стр. 8–11. ISBN  0140038779 .
  16. ^ Ли, Стюарт Д .; Солопова, Елизавета (2005). Ключи Средиземья: открытие средневековой литературы через художественную литературу Дж. Р. Р. Толкина . Пэлгрейв . стр. 256–257. ISBN  978-1403946713 .
  17. ^ Уэст, Ричард К. (2006). « И все дни ее жизни забыты»: «Властелин колец» как мифическая предыстория». В Хаммонде, Уэйн Г .; Скалл, Кристина (ред.). Властелин колец, 1954–2004: Стипендия в честь Ричарда Э. Блэквелдера . Издательство Университета Маркетта . стр. 67–100. ISBN  978-0-87462-018-4 . OCLC   298788493 .
  18. ^ Иден, Брэдфорд Ли (2013) [2007]. «Эльфы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина . Рутледж . стр. 150–152. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  19. ^ Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Эльфы: Сородичи и миграции». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 152–154. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  20. ^ Штраубхар, Сандра Баллиф (2013) [2007]. «Мужчины, Средиземье» В «Засухе», Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 100-1 414–417. ISBN  978-1-135-88034-7 .
  21. ^ Эванс, Джонатан (2013) [2007]. «Гномы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 134–135. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  22. ^ Стэнтон, Майкл Н. (2013) [2007]. «Хоббиты». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 280–282. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  23. ^ Шиппи 2005 , с. 149.
  24. ^ Шиппи 2005 , с. 159.
  25. ^ Талли, Роберт Т. младший (2010). «Давайте теперь восхвалим знаменитых орков: простая человечность в нечеловеческих существах Толкина» . Мифлор . 29 (1). статья 3.
  26. ^ Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14).
  27. ^ Эванс, Джонатан. «Монстры». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина: стипендия и критическая оценка . п. 433.
  28. ^ Бернс, Марджори (2013) [2007]. «Древнескандинавская литература». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 473–474. ISBN  978-0-415-86511-1 . Отголоски этих скандинавских боевых животных появляются во всей литературе Толкина; так или иначе все связаны с Гэндальфом или его делом. ... вороны ... орлы ... волки ... лошади ... Саруман наиболее тесно связан с опустошительными волками Одина и птицами-падальщиками.
  29. ^ О'Коннор, Джон Дж. (25 ноября 1977 г.). «Телевыходные: «Хоббит» » . Нью-Йорк Таймс .
  30. ^ Гаслин, Гленн (21 ноября 2001 г.). «Несправедливо оклеветанный «Властелин колец» Ральфа Бакши» . Сланец . Проверено 28 декабря 2020 г.
  31. ^ Тиммонс, Дэниел (2013) [2007]. «Джексон, Питер». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 303–310. ISBN  978-0-415-86511-1 .
  32. ^ «Вот величайшие вехи вручения премии Оскар в истории Оскара» . Голливуд.Ком . 3 февраля 2016 г. Проверено 3 марта 2021 г.
  33. ^ Сиделл, Лаура (30 апреля 2009 г.). «Новый лорд фанвидов «Охота на Голлума» в высоком разрешении» . Все учтено . Национальное общественное радио . Проверено 1 мая 2009 г.
  34. ^ Мартин, Николь (27 октября 2008 г.). «Орки вернулись в «Рождении надежды», вдохновленном «Властелином колец» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 29 октября 2008 года . Проверено 31 января 2010 г.
  35. ^ Такахаши, декан (15 июня 2017 г.). «Игры Warner Bros. выходят из тени ее фильмов» . ИгрыBeat . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
  36. ^ Гарднер, Эрик (3 июля 2017 г.). «Warner Bros. и Tolkien Estate урегулировали иск «Хоббита» на 80 миллионов долларов» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
  37. ^ Бауэр, Мануэль (10 сентября 2015 г.). «Minecraft: Игроки воссоздали весь Шир» . Компьютерное изображение . Проверено 9 февраля 2016 г.
  38. ^ Groups.google.com , Rec.games.mud.lp Группа новостей, 1 июня 1994 г.
  39. ^ Дэвис, Эрик (1 октября 2001 г.). «Братство Кольца» . Проводной .
  40. Чтобы получить (довольно длинный) список всех MU*, вдохновленных Толкином, перейдите в The Mud Connector , заархивированный 26 декабря 2005 г. на Wayback Machine , и введите в поиск слово «tolkien».

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5425f941344cf92082f128cde001e726__1722310020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/26/5425f941344cf92082f128cde001e726.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Middle-earth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)