Средиземье
Средиземье | |
---|---|
«Властелина колец» Локация | |
Создано | Дж.Р.Р. Толкин |
Жанр | Фантастика |
Информация во вселенной | |
Тип | Центральный континент фантастического мира ; также используется как сокращение для всего легендариума |
Средиземье является местом действия английского писателя Дж. Р. Р. Толкина большей части фэнтези . Этот термин эквивалентен Мидгарду в скандинавской мифологии и Миддангарду в древнеанглийских произведениях, включая Беовульфа . Средиземье — это ойкумена (то есть населенный людьми мир или центральный континент Земли ) в воображаемом Толкином мифологическом прошлом . Действие самых читаемых произведений Толкина — «Хоббит» и «Властелин колец» — полностью происходит в Средиземье. «Средиземье» также стало сокращенным термином для легендариума Толкина , его большого количества фэнтезийных произведений и для всего его вымышленного мира.
Средиземье — главный континент Земли (Арда) в воображаемый период прошлого, закончившийся Третьей Эпохой Толкиена , около 6000 лет назад. [Т 1] Рассказы Толкина о Средиземье в основном сосредоточены на северо-западе континента. Эта часть Средиземья напоминает Европу, северо-запад Старого Света , с окрестностями Шира, напоминающего Англию , но, точнее, Уэст-Мидлендс , с городом в его центре, Хоббитоном , на на той же широте, что и Оксфорд .
Толкина Средиземье населено не только людьми , но и эльфами , гномами , энтами и хоббитами , а также монстрами, включая драконов, троллей и орков . В ходе воображаемой истории народы, кроме людей, сокращаются, уходят или исчезают, пока по истечении периода, описанного в книгах, на планете не останутся только люди.
Контекст: легендариум Толкина.
[ редактировать ]Рассказы Толкина ведут хронику борьбы за контроль над миром (называемым Арда ) и континентом Средиземья между, с одной стороны, ангельскими Валар , Эльфами и их союзниками среди Людей ; и, с другой стороны, демонический Мелькор или Моргот (Вала, впавший во зло), его последователи и их подданные, в основном орки , драконы и порабощенные люди. [Т 2] В более поздние века, после поражения Моргота и изгнания из Арды, его место занимает его лейтенант Саурон , майя . [Т 3]
Валар отошли от непосредственного участия в делах Средиземья после поражения Моргота, но в последующие годы они послали волшебников или Истари на помощь в борьбе с Сауроном. Самыми важными волшебниками были Гэндальф Серый и Саруман Белый . Гэндальф остался верен своей миссии и сыграл решающую роль в борьбе с Сауроном. Саруман, однако, развратился и стремился стать соперником Саурона за абсолютную власть в Средиземье. Другими расами, участвовавшими в борьбе со злом, были гномы , энты и, наиболее известные из них, хоббиты . Ранние этапы конфликта описаны в «Сильмариллионе» , а заключительные этапы борьбы за победу над Сауроном описаны в «Хоббите» и «Властелине колец» . [Т 3]
Конфликт по поводу владения драгоценными или магическими предметами и контроля над ними является постоянной темой в рассказах. В Первой Эпохе доминируют обреченные поиски эльфа Феанора и большей части его клана нолдоринов по возвращению трех драгоценных драгоценностей, называемых Сильмарилями , которые Моргот украл у них (отсюда и название «Сильмариллион »). Во Второй и Третьей Эпохе доминируют выковка Колец Власти и судьба Единого Кольца, выкованного Сауроном, которое дает его владельцу возможность контролировать или влиять на тех, кто носит другие Кольца Власти. [Т 3]
Этимология
[ редактировать ]В древнегерманской мифологии мир Людей известен под несколькими названиями. Древнеанглийское слово «миддангард» происходит от более раннего германского слова и поэтому имеет его родственные слова , такие как древнескандинавское «Мидгард» из скандинавской мифологии , транслитерированное на современный английский как «Мидгард» . Первоначальное значение второго элемента, от протогерманского gardaz , было «огороженное помещение», родственное английскому «двор»; Middangeard был отождествлен народной этимологией со словом «средиземье». [Т 4] [2] Средиземье находилось в центре девяти миров в скандинавской мифологии и трёх миров (с раем наверху и адом внизу) в поздней христианской версии . [1]
Использование Толкина
[ редактировать ]Первое знакомство Толкина с термином «средняя опасность» , как он заявил в письме, произошло в древнеанглийском фрагменте, который он изучал в 1913–1914 годах: [Т 5]
Éala éarendel engla beorhtast / предложение средней опасности отправлено.
Приветствую Эарендель, ярчайший из ангелов / над Средиземьем, посланный людям.
Это из «Крист» стихов Киневулфа . Имя Эарендель послужило источником вдохновения для толкиеновского моряка Эарендила . [Т 5] которые отправились из земель Средиземья просить помощи у ангельских сил Валар . Самое раннее стихотворение Толкина об Эарендиле, написанное в 1914 году, в том же году, когда он прочитал стихи Криста , относится к «краю Срединного мира». [3] Толкин считал среднюю опасность «местом пребывания людей». [Т 6] физический мир, в котором Человек проживает свою жизнь и судьбу, в отличие от невидимых миров выше и ниже него, а именно Рая и Ада . Он заявляет, что это «моё собственное место -мать-Земля », но в воображаемом прошлом, а не на какой-то другой планете. [Т 7] Он начал использовать термин «Средиземье» в конце 1930-х годов вместо более ранних терминов «Великие земли», «Внешние земли» и «Ближние земли». [3] Первое опубликованное появление слова «Средиземье» в произведениях Толкина находится в прологе к «Властелину колец» : «Хоббиты на самом деле спокойно жили в Средиземье в течение многих долгих лет, прежде чем другие люди даже узнали о нем. их". [Т 8]
Расширенное использование
[ редактировать ]Термин «Средиземье» стал применяться как сокращение для всего легендариума Толкина вместо технически более подходящих, но менее известных терминов «Арда» для физического мира и « Эа » для физической реальности творения. в целом. Говоря географическим языком, Средиземье — это континент на Арде, исключая такие регионы, как Аман и остров Нуменор. Альтернативное более широкое использование отражено в названиях книг, таких как «Полный путеводитель по Средиземью» , «Дорога в Средиземье» , «Атлас Средиземья» и Кристофера Толкина 12-томной серии «История Средиземья» . [4] [5]
В других работах
[ редактировать ]Биограф Толкина Хамфри Карпентер утверждает, что Средиземье Толкина — это известный мир, «напоминая норвежский Мидгард и эквивалентные слова в раннем английском языке», отмечая, что Толкин ясно дал понять, что это был « наш мир… в чисто воображаемом… .период древности». [6] Толкин объяснил в письме своему издателю, что это «просто использование среднеанглийского middle-erde (или erthe ), измененного от древнеанглийского Middangeard : названия населенных людьми земель «между морями». [Т 4] Отсылки к похожему или одинаково названному миру есть в творчестве других писателей как до него, так и после него. В переводе Уильяма Морриса 1870 года « Саги о Вольсунгах» мир назван «Мидгардом». [7] В стихотворении Маргарет Виддемер 1918 года «Серый маг» есть строки: «Я очень весело жила на Средиземье / Насколько весела может быть девица / Пока Серый маг не спустился по дороге / И не накинул на меня свой паутинный плащ. ..." [8] К.С. Льюиса 1938–1945 годов В «Космической трилогии» родная планета названа «Средиземьем» и конкретно ссылается на неопубликованный легендариум Толкина; оба мужчины были членами литературной дискуссионной группы «Инклинги» . [9]
География
[ редактировать ]В общем контексте его легендариума Средиземье Толкина было частью созданного им мира Арды (который включает в себя Бессмертные Земли Амана и Эрессеа , удаленные от остального физического мира), которое само по себе было частью более широкого творения, которое он создал. называется Эа. Аман и Средиземье отделены друг от друга Великим Морем Белегаэр , хотя они вступают в контакт на крайнем севере у Скрежетающего Льда или Хелкараксэ. Западный континент, Аман, был домом Валар , а Эльфы называли Эльдар . [Т 9] На восточной стороне Средиземья находилось Восточное море. Большинство событий рассказов Толкина происходят на северо-западе Средиземья. В Первую эпоху дальше на северо-запад располагался субконтинент Белерианд ; он был поглощен океаном в конце Первой Эпохи. [5]
Карты
[ редактировать ]Толкин подготовил несколько карт Средиземья. Некоторые из них были опубликованы при его жизни. Основные карты опубликованы в «Хоббите» , «Властелине колец» , «Сильмариллионе» и «Неоконченных сказаниях » и представлены в виде разворотов или иллюстраций. Толкин настоял на том, чтобы карты были включены в книгу ради блага читателей, несмотря на соответствующие расходы. [Т 10] Полная и знаковая карта Средиземья была опубликована во «Властелине колец» . [Т 11] С одобрения Толкина иллюстратором Полиной Бэйнс она была доработана с использованием подробных аннотаций Толкина, с виньетками и более крупными рисунками сверху и снизу, в отдельный плакат « Карта Средиземья ». [10]
Космология
[ редактировать ]По замыслу Толкина, Арда была создана специально как «Обитель» ( Имбар или Амбар ) для Детей Илуватара ( Эльфов и Людей ). [12] Это предусмотрено в космологии плоской Земли , вокруг которой вращаются звезды, а позже также Солнце и Луна. Наброски Толкина изображают дискообразное лицо мира, обращенное к звездам. Однако легендариум Толкина обращается к парадигме сферической Земли , изображая катастрофический переход от плоского мира к сферическому, известному как Акаллабет, в котором Аман стал недоступен для смертных Людей. [11]
Соответствие с географией Земли
[ редактировать ]Толкин описал регион, в котором жили хоббиты , как «северо-запад Старого Света, к востоку от моря». [Т 8] а северо-запад Старого Света — это, по сути, Европа , особенно Британия . Однако, как он отмечал в частных письмах, географии не совпадают, и он не сознательно их совпадал, когда писал: [Т 12]
Что касается формы мира Третьей Эпохи , боюсь, она была разработана «драматическим», а не геологическим или палеонтологическим путем . [Т 12]
У меня исторический склад ума. Средиземье – это не воображаемый мир. …Театр моей сказки — эта земля, та, на которой мы сейчас живем, но исторический период — воображаемый. Здесь есть все самое необходимое для этого места обитания (по крайней мере, для жителей северо-западной Европы), поэтому, естественно, оно кажется знакомым, даже если оно немного прославляется очарованием расстояния во времени. [Т 13]
... если бы это была «история», было бы трудно сопоставить земли и события (или «культуры») с имеющимися у нас свидетельствами, археологическими или геологическими, касающимися ближайшей или отдаленной части того, что сейчас называется Европой; хотя , например, прямо заявлено, что Шир находился в этом регионе... Я надеюсь, что очевидно длинный, но неопределенный разрыв во времени между Падением Барад-Дура и нашими Днями достаточен для «литературного доверия», даже для читатели знакомятся с так называемой «предысторией». Полагаю, я сконструировал воображаемое время, но вместо места держал ноги на своей матери-земле. Я предпочитаю это современному способу поиска отдаленных глобусов в «космосе». [Т 7]
В другом письме Толкин приводил соответствия по широте между Европой и Средиземьем:
Действие повести происходит на северо-западе «Средиземья», что по широте эквивалентно побережьям Европы и северным берегам Средиземного моря. ... Если принять, что Хоббитон и Ривенделл (как предполагалось) находятся примерно на широте Оксфорда , то Минас Тирит , в 600 милях к югу, находится примерно на широте Флоренции . Устье Андуина и древний город Пеларгир находятся примерно на широте древней Трои . [Т 14]
В другом письме он заявил:
...Большое спасибо за ваше письмо. ... Оно пришло, пока меня не было, в Гондоре ( так называемая Венеция ), как отличие от Северного Королевства, иначе я бы ответил раньше. [13]
Однако он подтвердил, что Шир , земля его героев- хоббитов , была основана на Англии , в частности на Уэст-Мидлендсе его детства. [Т 15] В прологе к «Властелину колец » Толкин пишет: «Те дни, Третьей Эпохи Средиземья, давно прошли, и форма всех земель изменилась...» [Т 16] В Приложениях содержится несколько ссылок как по истории, так и по этимологии тем «сейчас» (в современных английских языках) и «тогда» (древние языки);
Год, без сомнения, был такой же продолжительности¹ [ в сноске здесь говорится : 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд.] ибо давно, как сейчас исчисляются те времена в годах и жизнях людей, они были не очень отдаленные по памяти Земли. [Т 17]
И в Приложениях, и в «Сильмариллионе» упоминаются созвездия, звезды и планеты, соответствующие тем, которые наблюдаются в северном полушарии Земли, включая Солнце, Луну, Орион (и его пояс), [Т 18] Большая Медведица [Т 19] [Т 20] и Марс . Карта, аннотированная Толкином, помещает Хоббитон на той же широте, что и Оксфорд , а Минас Тирит — на широте Равенны , Италия. он использовал Белград , Кипр и Иерусалим . В качестве дальнейших ориентиров [14]
История
[ редактировать ]История Средиземья, описанная в «Сильмариллионе» , началась, когда Айнур вошли в Арду, после событий творения в Айнулиндалэ и долгих веков труда по всей Эа , вымышленной вселенной . [Т 21] Время с этого момента измерялось с помощью Валианских лет , хотя последующая история Арды была разделена на три временных периода с использованием разных лет, известных как Годы Светильников , Годы Деревьев и Годы Солнца . [Т 22] Отдельная, перекрывающаяся хронология делит историю на «Века Детей Илуватара». Первая такая Эпоха началась с Пробуждением Эльфов в Годы Древ (к этому времени Айнур уже давно населяли Арду) и продолжалась в течение первых шести столетий Годов Солнца. Все последующие эпохи происходили в годы Солнца. [Т 23]
Арда, как отмечали критики, — это «наша собственная зеленая и твердая Земля в какую-то довольно далекую эпоху прошлого». [15] По сути, у него есть не только непосредственная история, но и история, и все это представляет собой «воображаемую предысторию» Земли, какой она есть сейчас. [17]
Народы и их языки
[ редактировать ]Айнур
[ редактировать ]Айнур были ангельскими существами, созданными единым богом Эа, Эру Илуватаром . Космологический миф под названием Айнулиндалэ , или «Музыка Айнур», описывает, как Айнур пели для Илуватара, который затем создал Эа , чтобы придать материальную форму своей музыке. Многие из Айнур вошли в Эа, и величайших из них называли Валар . Мелькор , главный агент зла в Эа, позже названный Морготом , изначально был одним из Валар. Вместе с Валар пришли меньшие духи Айнур, называемые Майар . Мелиан, жена эльфийского короля Тингола в Первую эпоху , была майя. Были также злые Майар, в том числе Балроги и второй Темный Лорд, Саурон . Саурон изобрел Чёрную речь (Бурзум), чтобы его рабы (такие как орки ) могли говорить. В Третьей Эпохе пятеро Майар были воплощены и отправлены в Средиземье, чтобы помочь свободным народам свергнуть Саурона. Это Истари или Волшебники , в том числе Гэндальф , Саруман и Радагаст . [Т 24]
Эльфы
[ редактировать ]Эльфы известны как «Первенцы» Илуватара: разумные существа, созданные одним Илуватаром и состоящие из множества разных кланов . Первоначально все эльфы говорили на одном и том же языке предков Элдаринов , но за тысячи лет он разошелся на разные языки. Двумя основными эльфийскими языками были квенья , на котором говорили светлые эльфы, и синдарин , на котором говорили темные эльфы.Физически эльфы напоминают людей; действительно, они могут жениться и иметь от них детей, как показано несколькими полуэльфами в легендариуме.Эльфы проворны и быстроноги, они способны ходить по канату без посторонней помощи. Зрение у них острое. Эльфы бессмертны, если не убиты в бою. Если их убить, они перевоплощаются в Валиноре . [18] [19]
Мужчины
[ редактировать ]Мужчины были «второрожденными» Детей Илуватара: они проснулись в Средиземье гораздо позже эльфов. Люди (и хоббиты) были последней гуманоидной расой, появившейся в Средиземье: им также предшествовали гномы, энты и орки. Термин «Человек», написанный с заглавной буквы (множественное число «Мужчины»), используется как гендерно-нейтральное расовое описание, чтобы отличить людей от других человекоподобных рас Средиземья. Внешне они очень похожи на эльфов, но в среднем менее красивы. В отличие от эльфов, люди смертны, быстро стареют и умирают, обычно живут 40–80 лет. Однако нуменорцы могли жить несколько столетий, а их потомки дунэдайн также имели тенденцию жить дольше, чем обычные люди. Эта тенденция была ослаблена как временем, так и смешением с меньшими народами. [20]
Гномы
[ редактировать ]Гномы — раса гуманоидов, которые ниже людей ростом, но крупнее хоббитов. Гномы были созданы Вала Ауле до того, как Перворожденный проснулся из-за своего нетерпения по поводу прибытия детей Илуватара, чтобы учить и лелеять. Когда Илуватар столкнулся с ним и пристыдил его за самонадеянность, Эру сжалился над Ауле и дал своему творению дар жизни, но при условии, что они будут взяты и усыплены в далеко отстоящих друг от друга местах Средиземья и не пробудятся до тех пор, пока не произойдет Первенец. были на Земле. Они смертны, как и люди, но живут гораздо дольше, обычно несколько сотен лет. Особенностью гномов является то, что и мужчины, и женщины бородаты и поэтому кажутся чужакам идентичными. Язык, на котором говорят гномы, называется кхуздул , и в основном он сохранялся как секретный язык для собственного использования. Как и хоббиты, гномы живут исключительно в Средиземье. Обычно они проживают под горами и занимаются горным делом и металлообработкой. [21]
Хоббиты
[ редактировать ]Толкин определил хоббитов как ответвление расы людей. Другое название хоббитов — «Полурослики», поскольку обычно они были вдвое меньше людей. По своему образу жизни и привычкам они очень похожи на людей, и в частности на англичан, за исключением того, что они предпочитают жить в подземных норах. Ко времени «Хоббита » большинство из них проживало в Шире , регионе северо-запада Средиземья, мигрировав туда с дальнего востока. [22]
Другие гуманоидные народы
[ редактировать ]Энты . были древовидными пастухами деревьев, их название произошло от древнеанглийского слова, означающего «гигант» [23] Орки и тролли (созданные из камня) были злыми существами, выведенными Морготом . Это были не оригинальные творения, а скорее «издевательства» над Детями Илуватара и Энтов, поскольку только Илуватар обладает способностью давать вещам сознательную жизнь. Точное происхождение орков и троллей неясно, поскольку Толкин рассматривал различные возможности и иногда менял свое мнение, оставив несколько противоречивых версий. [24] В конце Третьей эпохи появились уруки или урук-хай : раса орков огромных размеров и силы, которые лучше переносят солнечный свет, чем обычные орки. [Т 25] Толкин также упоминает «Людей-орков» и «Людей-орков»; или «полуорки», или «люди-гоблины». Они имеют некоторые общие черты с орками (например, «раскосые глаза»), но больше похожи на мужчин. [Т 26] Толкин, католик , осознал, что создал для себя дилемму , как если бы эти существа были разумными и обладали чувством добра и зла, тогда они должны были иметь душу и не могли быть созданы полностью злыми. [25] [26]
Драконы
[ редактировать ]Драконы (или «черви») существуют в нескольких разновидностях, отличающихся тем, есть ли у них крылья и дышат ли они огнем (холодные драконы против огненных драконов). Первый из огненных драконов ( Урулоки на квенья) [Т 27] был Глаурунг Золотой, выведенный Морготом в Ангбанде и названный «Великим Червем», «Червем Моргота» и «Отцом Драконов». [Т 28]
Разумные животные
[ редактировать ]В Средиземье обитают разумные животные, в том числе орлы . [Т 29] Хуан Великий Пес из Валинора и волкоподобные варги . [27] В целом происхождение и природа этих животных неясны. Гигантские пауки, такие как Шелоб, произошли от Унголианта неизвестного происхождения. [Т 30] Другие разумные виды включают Кребенов, злых ворон, которые становятся шпионами Сарумана , и Воронов Эребора , приносящих новости гномам. Лошади Меараса Рохана, особенно скакун Гэндальфа, Тенегрив, также кажутся умными и понимают человеческую речь. У человека-медведя Беорна в доме было несколько друзей-животных. [28]
Адаптации
[ редактировать ]Кинофильмы
[ редактировать ]«Хоббит» и «Властелин колец» , действие которых происходит в Средиземье, были предметом множества экранизаций. Было много ранних неудачных попыток воплотить вымышленную вселенную в жизнь на экране, некоторые даже отвергались самим автором, который скептически относился к перспективам адаптации. В то время как анимационные и игровые короткометражки были сняты по книгам Толкина в 1967 и 1971 годах, первым коммерческим изображением «Хоббита» на экране стал специальный анимационный телесериал Рэнкина и Басса в 1977 году . [29] В 1978 году первая экранизация вымышленного сюжета была представлена в Ральфа Бакши анимационном фильме «Властелин колец» . [30]
New Line Cinema выпустила первую часть режиссера Питера Джексона « Властелин колец» серии фильмов в 2001 году как часть трилогии; за ним последовала трилогия-приквел к «Хоббит» серии фильмов , в которой несколько тех же актеров сыграли свои старые роли. [31] В 2003 году «Властелин колец: Возвращение короля» получил 11 номинаций на премию «Оскар» и выиграл все из них, сравнявшись по сумме с «Бен-Гуром» и «Титаником» . [32]
Два хорошо сделанных фанатских фильма о Средиземье, «Охота на Голлума» и «Рождение надежды» , были загружены на YouTube 8 мая 2009 года и 11 декабря 2009 года соответственно. [33] [34]
Игры
[ редактировать ]Многочисленные компьютерные и видеоигры были вдохновлены произведениями Дж. Р. Р. Толкина, действие которых происходит в Средиземье. Игры были созданы такими студиями, как Electronic Arts , Vivendi Games , Melbourne House и Warner Bros. Interactive Entertainment . [35] [36] Помимо официально лицензированных игр, множество модов , пользовательских карт и полных преобразований, вдохновленных Толкином. было создано для многих игр, таких как Warcraft III , Minecraft , [37] Rome: Total War , Medieval II: Total War , The Elder Scrolls IV: Oblivion и The Elder Scrolls V: Skyrim .Кроме того, существует множество текстовых MMORPG (известных как MU*s ), основанных на Средиземье. Самый старый из них датируется 1991 годом и был известен как Middle-earth MUD и управлялся с помощью LPMUD . [38] После того, как MUD Средиземья завершился в 1992 году, за ним последовал Элендор. [39] и МУМЕ . [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Carpenter 2023 , # 211, Роне Беар, 14 октября 1958 г., последняя сноска.
- ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Перейти обратно: а б с Толкин, 1977 , «О кольцах власти и третьей эпохе».
- ^ Перейти обратно: а б Carpenter 2023 , № 165 компании Houghton Mifflin Co., 30 июня 1955 г.
- ^ Перейти обратно: а б Carpenter 2023 , № 297 черновик письма «мистеру Рэнгу», август 1967 г.
- ↑ Carpenter 2023 , № 151, Хью Брогану, 18 сентября 1954 г.; № 183, Примечания к У. Х. Одена рецензии на «Возвращение короля» , 1956; и № 283 Бенджамину П. Индику, 7 января 1966 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карпентер 2023 , № 211 Роне Медведь, 14 октября 1958 г.
- ^ Перейти обратно: а б Толкин, 1954а , «Пролог».
- ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ↑ Carpenter 2023 , № 137, Рейнеру Анвину , 11 апреля 1953 г.; № 139 — Рейнеру Анвину , 8 августа 1953 г.; № 141, «Аллен и Анвин», 9 октября 1953 г.; № 144 — Наоми Митчисон , 25 апреля 1954 г.; № 160 — Рейнеру Анвину, 6 марта 1955 г.; № 161, Рейнеру Анвину, 18 апреля 1955 г.
- ^ Толкин, 1954 , раскладная карта в первом издании.
- ^ Перейти обратно: а б Карпентер 2023 , № 169, Хью Брогану, 11 сентября 1955 г.
- ^ Carpenter 2023 , № 183, примечания к рецензии У.Х. Одена на «Возвращение короля» , 1956 г.
- ↑ Carpenter 2023 , № 294, Шарлотте и Денису Плиммерам, 8 февраля 1967 г.
- ^ Карпентер 2023 , № 190, Рейнеру Анвину , 3 июля 1956 г.
- ^ Толкин 1954a , «Пролог»
- ^ Толкин 1955 , Приложение D, «Календари».
- ^ Толкин 1977 , с. 44 «Менельмакар с блестящим поясом»
- ^ Толкин 1977 , с. 45 «И высоко на севере, как вызов Мелькору, она установила качающуюся корону из семи могучих звезд, Валацирку , Серп Валар...»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 8 «Бродяжник» «Серп [хоббитское название Плуга или Большой Медведицы] ярко раскачивался над плечами Бри-Хилла».
- ↑ Толкин 1977 , «Айнулиндалэ»
- ^ Толкин 1977 , гл. 1 «О начале дней»
- ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
- ^ Толкин 1980 , с. 388
- ^ Толкин 1954 , Книга 3, гл. 3 «Урук-Хай»
- ^ Толкин 1955 , книга 6 гл. 8 « Очищение Шира »
- ^ Толкин 1977 , индексная запись Урулоки
- ^ Толкин 1977 , гл. 24 «О путешествии Эарендиля»
- ^ Толкин 1954a , « Совет Элронда »
- ↑ Толкин, 1954 , книга 4, глава 9: «Логово Шелоб».
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кристофер, Джо Р. (2012). «Путешествие на остров Чистилища и обратно: дантовский намек в конце «Безымянного острова» К.С. Льюиса » . В Ходдаме, Салва; Холл, Марк Р.; Фишер, Джейсон (ред.). К.С. Льюис и инклинги: открытие скрытой истины . Издательство Кембриджских ученых . п. 206. ИСБН 978-1-4438-4431-4 .
- ^ Харпер, Дуглас . «Мидгард» . Интернет-этимологический словарь; etymonline.com . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилливер, Питер ; Маршалл, Джереми; Вайнер, Эдмунд (2006). Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 164. ИСБН 978-0-19-861069-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Брэтман, Дэвид (2013) [2007]. «История Средиземья: Обзор». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 273–274. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Харви, Грег (2011). Происхождение Толкина Средиземья для чайников . Джон Уайли и сыновья . Глава 1: Миры Средиземья. ISBN 978-1-118-06898-4 .
- ^ Карпентер 1977 , с. 98.
- ^ Моррис, Уильям (2015). Delphi Полное собрание сочинений Уильяма Морриса (иллюстрировано) . Делфи Классика. п. 5104. ИСБН 978-1-910630-92-1 .
- ^ «Старая дорога в рай Маргарет Виддемер» .
- ^ Форд, GL (17 января 2020 г.). «Кристофер Толкин, 1924–2020 гг. Хранитель наследия Средиземья» . Книжный и киноглобус . Проверено 26 июля 2020 г.
Космическая трилогия Льюиса в нескольких моментах опиралась на знания Толкина о Средиземье, где он использовал их для углубления мифологии, лежащей в основе его действий.
- ^ Перейти обратно: а б Хаммонд, Уэйн Г .; Андерсон, Дуглас А. (1993). Дж. Р. Р. Толкин: описательная библиография . Библиографии Святого Павла. п. 376. ИСБН 978-1-873040-11-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи 2005 , стр. 324–328.
- ^ Болинтяну, Александра (2013). «Арда». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 24–25. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ↑ Carpenter 2023 , № 168, Ричарду Джеффри, 7 сентября 1966 г.
- ^ Флуд, Элисон (23 октября 2015 г.). «Аннотированная карта Средиземья Толкина обнаружена в копии «Властелина колец»» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . стр. 8–11. ISBN 0140038779 .
- ^ Ли, Стюарт Д .; Солопова, Елизавета (2005). Ключи Средиземья: открытие средневековой литературы через художественную литературу Дж. Р. Р. Толкина . Пэлгрейв . стр. 256–257. ISBN 978-1403946713 .
- ^ Уэст, Ричард К. (2006). « И все дни ее жизни забыты»: «Властелин колец» как мифическая предыстория». В Хаммонде, Уэйн Г .; Скалл, Кристина (ред.). Властелин колец, 1954–2004: Стипендия в честь Ричарда Э. Блэквелдера . Издательство Университета Маркетта . стр. 67–100. ISBN 978-0-87462-018-4 . OCLC 298788493 .
- ^ Иден, Брэдфорд Ли (2013) [2007]. «Эльфы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина . Рутледж . стр. 150–152. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Эльфы: Сородичи и миграции». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 152–154. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Штраубхар, Сандра Баллиф (2013) [2007]. «Мужчины, Средиземье» В «Засухе», Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 100-1 414–417. ISBN 978-1-135-88034-7 .
- ^ Эванс, Джонатан (2013) [2007]. «Гномы». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 134–135. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Стэнтон, Майкл Н. (2013) [2007]. «Хоббиты». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 280–282. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Шиппи 2005 , с. 149.
- ^ Шиппи 2005 , с. 159.
- ^ Талли, Роберт Т. младший (2010). «Давайте теперь восхвалим знаменитых орков: простая человечность в нечеловеческих существах Толкина» . Мифлор . 29 (1). статья 3.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14).
- ^ Эванс, Джонатан. «Монстры». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина: стипендия и критическая оценка . п. 433.
- ^ Бернс, Марджори (2013) [2007]. «Древнескандинавская литература». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 473–474. ISBN 978-0-415-86511-1 .
Отголоски этих скандинавских боевых животных появляются во всей литературе Толкина; так или иначе все связаны с Гэндальфом или его делом. ... вороны ... орлы ... волки ... лошади ... Саруман наиболее тесно связан с опустошительными волками Одина и птицами-падальщиками.
- ^ О'Коннор, Джон Дж. (25 ноября 1977 г.). «Телевыходные: «Хоббит» » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Гаслин, Гленн (21 ноября 2001 г.). «Несправедливо оклеветанный «Властелин колец» Ральфа Бакши» . Сланец . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Тиммонс, Дэниел (2013) [2007]. «Джексон, Питер». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 303–310. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ «Вот величайшие вехи вручения премии Оскар в истории Оскара» . Голливуд.Ком . 3 февраля 2016 г. Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Сиделл, Лаура (30 апреля 2009 г.). «Новый лорд фанвидов «Охота на Голлума» в высоком разрешении» . Все учтено . Национальное общественное радио . Проверено 1 мая 2009 г.
- ^ Мартин, Николь (27 октября 2008 г.). «Орки вернулись в «Рождении надежды», вдохновленном «Властелином колец» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 29 октября 2008 года . Проверено 31 января 2010 г.
- ^ Такахаши, декан (15 июня 2017 г.). «Игры Warner Bros. выходят из тени ее фильмов» . ИгрыBeat . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Гарднер, Эрик (3 июля 2017 г.). «Warner Bros. и Tolkien Estate урегулировали иск «Хоббита» на 80 миллионов долларов» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Бауэр, Мануэль (10 сентября 2015 г.). «Minecraft: Игроки воссоздали весь Шир» . Компьютерное изображение . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Groups.google.com , Rec.games.mud.lp Группа новостей, 1 июня 1994 г.
- ^ Дэвис, Эрик (1 октября 2001 г.). «Братство Кольца» . Проводной .
- ↑ Чтобы получить (довольно длинный) список всех MU*, вдохновленных Толкином, перейдите в The Mud Connector , заархивированный 26 декабря 2005 г. на Wayback Machine , и введите в поиск слово «tolkien».
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри (1977). Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Г. Аллен и Анвин. ISBN 978-0-04-928037-3 . ОСЛК 3046822 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (3-е изд.). ХарперКоллинз. ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фонстад, Карен Винн (1981). Атлас Средиземья (1-е изд.). Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-28665-4 .
- Гарт, Джон (2020). Миры Дж. Р. Р. Толкина: места, вдохновившие Средиземье . Лондон: Издательство Фрэнсис Линкольн . ISBN 978-0-71124-127-5 .
- Фостер, Роберт (2001) [1978]. Полное руководство по Средиземью . Книги Баллантайна . ISBN 0-345-44976-2 .
- Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2004) [1995]. Дж. Р. Р. Толкиен: художник и иллюстратор . ХарперКоллинз . ISBN 0-261-10322-9 .
- Хаммонд, Уэйн Г .; Череп, Кристина (2005). Властелин колец: спутник читателя (1-е изд.). ХарперКоллинз . ISBN 0-00-720907-Х .