Jump to content

картезианство

(Перенаправлено из картезианской философии )

Картезианство — это философская и научная система Рене Декарта и ее последующее развитие другими мыслителями семнадцатого века, в первую очередь Франсуа Пулленом де ла Барром , Николя Мальбраншем и Барухом Спинозой . [1] Декарта часто считают первым мыслителем, который подчеркивал использование разума для развития естественных наук . [2] Для него философия была системой мышления, воплощающей в себе все знания. [3]

Аристотеля и Св. Августина Работы повлияли на аргумент cogito Декарта . [4] [ не удалось пройти проверку ] [5] Кроме того, существует сходство между работой Декарта и публикацией шотландского философа Джорджа Кэмпбелла 1776 года под названием «Философия риторики» . [6] В своих «Размышлениях о первой философии» он пишет: «Но что же тогда я? Вещь, которая думает. Что такое вещь, которая думает? Это вещь, которая сомневается, понимает, [мыслит], утверждает, отрицает, желает, отказывается, что также воображает и чувствует». [7]

Картезианцы рассматривают разум как нечто совершенно отдельное от телесного тела. Считается, что ощущения и восприятие реальности являются источником неправды и иллюзий, а единственные надежные истины, которые можно иметь в существовании метафизического разума. Такой разум, возможно, может взаимодействовать с физическим телом, но он не существует ни в теле, ни даже в том же физическом плане, что и тело. Вопрос о том, как взаимодействуют разум и тело, будет постоянной трудностью для Декарта и его последователей, поскольку разные картезианцы дают разные ответы. [8] По этому поводу Декарт писал: «Из всего этого мы должны заключить, что те вещи, которые мы ясно и отчетливо представляем себе как различные субстанции, как мы считаем разум и тело, в действительности являются субстанциями, существенно отличными друг от друга; и это завершение Шестого размышления». [7] Следовательно, мы можем видеть, что, хотя разум и тело действительно разделены, поскольку они могут быть отделены друг от друга, но, постулирует Декарт, разум представляет собой целое, неотделимое от самого себя, в то время как тело может в некоторой степени отделяться от самого себя. , например, когда кто-то теряет руку или ногу.

Онтология

[ редактировать ]

Декарт считал, что все существование состоит из трех отдельных субстанций, каждая из которых имеет свою собственную сущность: [8]

  • материя, обладающая протяженностью в трех измерениях
  • ум, обладающий самосознательной мыслью
  • Бог, обладающий необходимым существованием

Эпистемология

[ редактировать ]

Декарт выдвинул вопрос о том, как можно получить надежное знание ( эпистемологию ), на передний план философских исследований. Многие считают, что это самое продолжительное влияние Декарта на историю философии. [9]

Картезианство является формой рационализма , поскольку оно утверждает, что научное знание может быть получено априори из « врожденных идей » посредством дедуктивного рассуждения . Таким образом, картезианство противоположно как аристотелизму, так и эмпиризму с их упором на чувственный опыт как источник всего познания мира. [8]

По мнению Декарта, способность к дедуктивному разуму предоставлена ​​Богом, и поэтому ей можно доверять, поскольку Бог не хочет нас обманывать. [8] [10] [11]

Географическое рассредоточение

[ редактировать ]

В Нидерландах , где Декарт долгое время жил, картезианство было доктриной, популярной в основном среди университетских профессоров и преподавателей. В Германии влияние этой доктрины не было существенным, и последователи картезианства в немецкоязычных приграничных регионах между этими странами (например, ятроматематик Иво Гаукс из Восточной Фризии) часто предпочитали публиковать свои работы в Нидерландах. Во Франции он был очень популярен и приобрел влияние также среди янсенистов, таких как Антуан Арно , хотя и там, как и в Италии, ему противостояла церковь. В Италии доктрина не получила распространения, вероятно, после того, как работы Декарта были внесены в Index Librorum Prohibitorum в 1663 году. [12]

В Англии по религиозным и другим причинам картезианство не получило широкого распространения. [12] Хотя Генри Мора изначально привлекала эта доктрина, его собственное меняющееся отношение к Декарту отражало отношение страны: «быстрое принятие, серьезное исследование с накапливающейся двойственностью, окончательное отвержение». [13]

По мнению римско-католического философа Жака Маритена , Декарт устранил различие между ангельским и человеческим разумом, как если бы люди были ангелами, населяющими машины, - позиция, которую Маритен высмеивал как «ангелизм». [14] По мнению Фомы Аквинского , ангелы способны мгновенно получать знания, не опосредованные человеческими чувствами. [15] (Декарт, со своей стороны, отверг размышления Фомы Аквинского о познании ангелов как «неумелые». [16] ) Интерпретация Маритена — лишь одна из многих интерпретаций взглядов Декарта на взаимоотношения тела и души, а некоторые интерпретации вместо этого изображают Декарта, например, схоластически-аристотелевским гиломорфистом или даже скрытым материалистом. [14] Этьен Жильсон ответил Маритену, сказав, что если Декарт и совершил грех ангелизма, то это не был « первородный грех », но первыми его совершили Платон , Святой Августин , Авиценна и даже Библия . [16] Джон Кроу Рэнсом назвал обвинение Маритена в ангелизме «фантазией». [17] По мнению К. Ф. Фаулера, Декарт явно отрицал тождество человеческого разума и ангелов, но иногда использовал язык таким образом, что был уязвим для противоположной интерпретации. [16]

Известные картезианцы

[ редактировать ]
Основы философии , 1685 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кэрд 1911 , с. 414.
  2. ^ Грошхольц, Эмили (1991). Декартовский метод и проблема редукции . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-824250-6 . на области математики и физики Но современные дебаты имеют тенденцию... понимать [картезианский метод] просто как «метод сомнения»... Я хочу определить метод Декарта в более широких терминах... проследить его влияние также . как метафизика .
  3. ^ Декарт, Рене; Переводчик Джон Вейч. «Письмо автора французскому переводчику «Основ философии», служащее предисловием» . Проверено 18 августа 2013 г. {{cite web}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  4. ^ Штеуп, Матиас (2018), «Эпистемология» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано из оригинала 22 сентября 2019 г. , получено 17 апреля 2019 г.
  5. ^ Менн, Стивен (2002). Декарт и Августин . Издательство Кембриджского университета. п. 6. ISBN  0521012848 . На первый взгляд философия Декарта во многом схожа с мыслью Августина. Действительно, мы знаем нескольких людей, которые при жизни Декарта были достаточно поражены этими сходствами, чтобы привлечь к ним внимание Декарта... Во-первых, чтобы мы могли начать с наиболее очевидных вещей, я спрашиваю вас, являетесь ли вы сами существовать. Боитесь ли вы, что вас обманут в этом допросе, ведь вас уж точно нельзя обмануть, если вы не существуете?
  6. ^ «BBC Radio 4 — В наше время Cogito Ergo Sum» . Би-би-си . Проверено 17 апреля 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б Декарт, Рене (1996). Размышления о первой философии (PDF) . Интернет-энциклопедия философии. п. 10.
  8. ^ Jump up to: а б с д «Картезианство | философия» . Британская энциклопедия . Проверено 27 января 2016 г.
  9. ^ Ри, Джонатан (1991). Краткая энциклопедия западной философии и философов . Лондон: Рутледж. п. 78. ИСБН  0415078830 .
  10. ^ Ри, Джонатан (1991). Краткая энциклопедия западной философии и философов . Лондон: Рутледж. п. 75. ИСБН  0415078830 .
  11. ^ Келли, Энтони (2006). Расцвет современной философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 123. ИСБН  9780198752769 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Коплстон, Фредерик Чарльз (2003). История философии, Том 4 . Континуум Интернэшнл. п. 174. ИСБН  978-0-8264-6898-7 .
  13. ^ Леннон, Томас М.; Джон М. Николас; Джон Уитни Дэвис (1982). Проблемы картезианства . McGill-Queen's Press. п. 4. ISBN  978-0-7735-1000-5 .
  14. ^ Jump up to: а б Лохорст, Герт-Ян (зима 2021 г.). «Декарт и шишковидная железа, § 2.4: Тело и душа» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 12 февраля 2023 г.
  15. ^ Ким, Кортни Гест (14 октября 2021 г.). « Три реформатора: Лютер, Декарт, Руссо Жака Маритена: обзор» . catholicreads.com . Проверено 12 февраля 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Фаулер, CF (1999). Декарт о человеческой душе: философия и требования христианского учения . Международные архивы истории идей. Том. 60. Дордрехт; Бостон: Kluwer Academic Publishers . стр. 156–160. дои : 10.1007/978-94-011-4804-7 . ISBN  0792354737 . OCLC   40043673 .
  17. ^ Рэнсом, Джон Кроу (январь 1946 г.). «Ангелы Декарта: Мечта Декарта Жака Маритена». Обзор Севани . 54 (1): 153–156 (155). JSTOR   27537665 .
  18. ^ Кристофолини, Пол; « Кампайя, Томас » в Биографическом словаре итальянцев - том 17 (1974), Istituto della Enciclopedia Italiana . Проверено 30 сентября 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Франциск Булье, История картезианской философии (2 тома) Париж: Дюран 1854 г. (перепечатка: BiblioBazaar 2010).
  • Кэрд, Эдвард (1911). «Картезианство» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 414–426. Здесь содержится подробный обзор принципов картезианской философии.
  • Эдуард Ян Дейкстерхейс, Декарт и голландское картезианство. Исследования и документы Париж: PUF 1951.
  • Гаррод, Рафаэль; Марр, Александр, ред. (2020). Декарт и «Ингениум»: воплощенная душа в картезианстве . Исследования Брилла по интеллектуальной истории. Том. 323. Лейден : Издательство Brill . ISBN  978-90-04-43761-6 . ISSN   0920-8607 .
  • Тэд М. Шмальц (редактор), Приемы Декарта. Картезианство и антикартезианство в Европе раннего Нового времени Нью-Йорк: Routledge 2005.
  • Ричард А. Уотсон, Падение картезианства 1673–1712 гг. Исследование эпистемологических проблем картезианства конца 17 века. Гаага: Мартинус Нийхофф, 1966.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c53b45a909b04dc65acba2937308e0e__1720611420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/0e/5c53b45a909b04dc65acba2937308e0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cartesianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)