Осада Патр (805 или 807 г.)
Осада Патр | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Византийские жители Патр |
Славяне Пелопоннеса Сарацинский флот (неопределенно) |
Осада Патр в 805 или 807 году была предпринята местными славянскими племенами Пелопоннеса , как сообщается, при помощи арабского флота. Провал осады, приписываемый чудесному вмешательству покровителя города Святого Андрея , ознаменовал консолидацию византийского контроля над полуостровом Пелопоннес после двух столетий славянской оккупации его западной половины. Это также ознаменовало начало господства Патрской митрополии в церковных делах полуострова.
Фон
[ редактировать ]Балканах рухнуло Военное положение Византийской империи на в начале VII века в результате катастрофических военных авантюр против персов , а затем и арабов на Востоке, что привело к фактическому отказу от дунайских лип и открыло путь к крупным завоеваниям. масштабное проникновение и заселение балканской глубинки различными славянскими племенами . Славяне совершили набеги до южной Греции и берегов Малой Азии . Большинство городов региона были разграблены или заброшены, и лишь немногие, включая Фессалоники , остались оккупированными и находились в руках империи. [ 1 ] [ 2 ]
побережье Пелопоннеса и Центральная Греция остались в руках Византии как фема Эллады В Греции восточное , в то время как внутри страны обосновались различные славянские группы. На этой земле, вероятно, также оставалось большое коренное греческое население, либо смешанное со славянами, либо в своих автономных общинах. Как и везде, между славянами и оставшимися византийскими опорными пунктами вскоре возник в основном мирный образ жизни , при котором славяне в основном занимались земледелием и торговали с прибрежными городами, контролируемыми Византией. Дальше на север, на материковой Греции, на рубеже VII-VIII веков более мелкие славянские округа или склавины на окраинах имперской территории возникли , управляемые своими собственными архонтами , которые получили византийские титулы и признали некоторую форму имперского сюзеренитета. Имперская власть в Греции была значительно восстановлена во время кампании логофета Стауракиоса в 783 году, который отважился пройти из Константинополя по суше в Фессалоники, а оттуда на юг, на Пелопоннес, подчинив себе славян этих регионов. [ 3 ] [ 4 ]
Патры , расположенные на северо-западном побережье Пелопоннеса, упоминаются в « Хрониках Монемвасии» — труде, точность и хронология которого весьма спорны, но который является важным источником того периода. [ 5 ] [ 6 ] - быть одним из заброшенных городов c. 587/8 в результате славянского грабежа, его население бежало в регион в Калабрии . За этим последовали 218 лет независимой славянской оккупации Пелопоннеса, примерно до 804/5 года. [ 7 ] [ 8 ] С другой стороны, археологические данные показывают, что Патры оставались под контролем Византии на протяжении всего периода, хотя возможно, что часть населения действительно иммигрировала в Италию. [ 9 ] [ 10 ]
Осада Патр
[ редактировать ]Согласно главе 49 «Об администрировании империи» императора Константина VII Багрянородного (годы правления 913–959), в царствование императора Никифора I (годы правления 802–811) славяне Пелопоннеса вели войну с греческим населением с помощью « африканских сарацин » разграбили сельскую местность и осадили Патры. Город продержался некоторое время, но, когда еды стало не хватать, жители задумались о сдаче. Однако сначала они отправили всадника в сторону Коринфа , резиденции военного губернатора ( стратега ), чтобы узнать, идет ли он к ним на помощь или нет. Посланнику было приказано по возвращении подать сигнал с помощью флага, который он нес: если помощь уже в пути, он должен был опустить флаг, в противном случае держать его прямо. Всадник узнал, что стратег не приедет или задержится — Константин VII пишет, что он прибыл через три дня после окончания осады, — но по возвращении в город его лошадь поскользнулась, и и он, и знамя упали. Жители Патр истолковали это как знак приближения помощи и выступили против осаждающих славян под предводительством покровителя города. Сам святой Андрей на коне. Славяне запаниковали от внезапного нападения и бежали, отказавшись от осады. В качестве наказания Константин VII записывает, что после этого славяне были обязаны содержать за свой счет всех чиновников или послов, проходящих через Патры, освобождая местную кафедру от этого бремени. [ 11 ] [ 12 ]
Константин VII не называет точную дату нападения, но обычно его датируют примерно 805 годом, когда город Патры был «вновь основан», согласно Хроникам Монемвасии , или 807 годом, когда араб («сарацин» ) флот, как известно, достиг южной Греции, [ 13 ] [ 14 ] хотя участие арабов вполне могло быть результатом более поздней интерполяции, смешавшей настоящее славянское восстание с последующими арабскими набегами. [ 15 ] С другой стороны, в « Хрониках Монемвасии» не упоминается ни о какой осаде города. Вместо этого в нем записано, что армянский стратег в Коринфе по имени Склерос победил пелопоннесских славян и что эта победа в 804/5 или 805/6 году ознаменовала конец «218 лет» славянской оккупации на Пелопоннесе. Говорят, что император Никифор I восстановил Патры, вернув потомков их коренных жителей из Региона, и принял участие в крупномасштабной программе переселения и христианизации полуострова, привлекая греческих колонистов из Италии и Малой Азии. Программа переселения Никифора, по крайней мере, подтверждается и летописцем Феофаном Исповедником , который излагает ее несколько позже, в 810/1. [ 5 ] [ 16 ] [ 17 ]
Некоторые ученые пытались примирить противоречивые сведения из « Хроник» и «De административного управления» , подразумевающие первое восстановление Патр ок. 805 г. в результате похода Склира, который, вероятно, совпал с выделением Пелопоннеса как отдельной фемы от Эллады, если бы это не было сделано несколько раньше. Согласно этой интерпретации, славянское восстание и нападение на Патры последовали как реакция несколько лет спустя, между 807 и 811 годами. [ 18 ]
Последствия
[ редактировать ]Каким бы ни был точный ход событий в начале IX века, провал славянского нападения на Патры укрепил недавно восстановленный византийский контроль над Пелопоннесом, а политика Никифора I привела к успешной рехристианизации и эллинизации полуострова. [ 19 ] Защита Патр также обеспечила главную морскую дорогу сообщения Византийской империи с Италией и Западом, поскольку она открыла более короткий путь через Коринфский залив вместо более длинного и опасного маршрута вокруг Пелопоннеса, который подвергался нападениям арабов. [ 20 ] [ 21 ]
По словам Константина VII, славяне снова восстали в начале 840-х годов, но были разбиты стратегом Феоктистом Вриеннием . На юге два племени Эзеритаи и Мелингои продержались дольше. В конце концов они были покорены и вынуждены платить тяжелую дань, но сохранили свою автономию. Эти два племени снова восстали столетие спустя, в 921 году. И снова они были быстро покорены, на этот раз стратегом Кренитом Аротрасом , но сумели остаться автономными и сохранить свою самобытность вплоть до франкских времен . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Успешное отражение осады посредством «вмешательства» святого Андрея также ознаменовало резкий рост популярности Патрской кафедры: раньше она была суфражисткой , Коринфской митрополии но была выделена в отдельную метрополию и стала пользоваться большой политической и политической выгодой. финансовое влияние. С тех пор митрополит Патры соперничал со своим бывшим настоятелем в Коринфе за контроль над другими кафедрами Пелопоннеса. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курта (2006), стр. 70–75
- ^ Уиттоу (1996), стр. 266–270.
- ^ Курта (2006), стр. 106–110
- ^ Файн (1991), стр. 60–64, 79.
- ^ Jump up to: а б Курта (2006), стр. 114–115
- ^ Чаранис (1950), стр. 141–166.
- ^ Аврамея (2012), стр. 141–142, 220.
- ^ Чаранис (1946), стр. 80–81.
- ^ Аврамея (2012), стр. 157–158, 220.
- ^ Jump up to: а б Грегори (1991), стр. 1597–1598.
- ^ Моравчик и Дженкинс (1967), стр. 229, 231
- ^ Короткометражка (2006), с. 111
- ^ Чаранис (1946), стр. 83–84.
- ^ Тойнби (1973), с. 99
- ^ Короткое (2006), с. 111 примечание 1
- ^ Чаранис (1946), стр. 81–83.
- ^ Тойнби (1973), стр. 95–97.
- ^ Файн (1991), стр. 80–81.
- ^ Файн (1991), стр. 81–82.
- ^ Аврамея (2012), стр. 220–221.
- ^ Короткое (2006), с. 112
- ^ Моравчик и Дженкинс (1967), стр. 233, 235
- ^ Курта (2006), стр. 115–116, 202–203
- ^ Тойнби (1973), стр. 100–101.
Источники
[ редактировать ]- Аврамея, Анна (2012). Пелопоннес с IV по VIII века: изменения и преемственность. [ Пелопоннес с IV по VIII век: Изменения и преемственность. ] (на греческом языке). Афины: Культурный фонд Национального банка Греции. ISBN 978-960-250-501-4 .
- Чаранис, Питер (1946). «Никифор I, Спаситель Греции от славян (810 г. н.э.)». Византия-Метавизантина . I, Часть I. Нью-Йорк: 75–92.
- Чаранис, Питер (1950). «Хроника Монемвасии и вопрос о славянских поселениях в Греции». Документы Думбартон-Окса . В. Вашингтон, округ Колумбия: 141–166. дои : 10.2307/1291076 . JSTOR 1291076 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Грегори, Тимоти Э. (1991). «Патры». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 1597–1598. ISBN 0-19-504652-8 .
- Моравчик, Дьюла; Дженкинс, RJH, ред. (1967). Константин Багрянородный: Из Administando Imperio . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 0-88402-021-5 .
- Тойнби, Арнольд (1973). Константин Багрянородный и его мир . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-215253-Х .
- Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20496-6 .