Осада Константинополя (717–718 гг.)
Вторая арабская осада Константинополя | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арабо-византийских войн и первых мусульманских завоеваний. | |||||||
Вторая арабская осада Константинополя, изображенная в болгарском переводе Хроники Манассии XIV века. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Омейядский халифат | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
120 000 ( аль-Масуди ) 1800 кораблей ( Феофан ) |
в. 15 000 византийцев (оценка) [ 1 ] в. 12 000 болгар [ 2 ] |
Вторая арабская осада Константинополя представляла собой совместное сухопутное и морское наступление в 717–718 годах арабов-мусульман Омейядского против столицы Византийской империи . Константинополя халифата Кампания стала кульминацией двадцатилетних нападений и прогрессирующей арабской оккупации византийских приграничных земель, в то время как силы Византии были истощены длительными внутренними беспорядками . В 716 году, после многолетних приготовлений, арабы во главе с Масламой ибн Абд аль-Маликом вторглись в Византийскую Малую Азию . Арабы первоначально надеялись использовать византийские междоусобицы и объединились с полководцем Львом III Исаврийцем , восставшим против императора Феодосия III . Однако Лев обманул их и обеспечил себе византийский трон.
Перезимовав на западном побережье Малой Азии, арабская армия перешла во Фракию в начале лета 717 года и построила осадные линии , чтобы блокировать город, который был защищен массивными стенами Феодосия . Арабский флот, который сопровождал сухопутную армию и должен был завершить морскую блокаду города, был нейтрализован вскоре после прибытия византийским флотом с помощью греческого огня . Это позволило пополнить запасы Константинополя по морю, в то время как арабская армия была истощена голодом и болезнями во время последовавшей за этим необычайно суровой зимы. Весной 718 года два арабских флота, отправленные в качестве подкрепления, были уничтожены византийцами после того, как их христианские команды дезертировали, а дополнительная армия, отправленная по суше через Малую Азию, попала в засаду и потерпела поражение. В сочетании с атаками булгар в их тыл арабы были вынуждены снять осаду 15 августа 718 года. На обратном пути арабский флот был почти полностью уничтожен стихийными бедствиями.
Провал осады имел самые разнообразные последствия. Спасение Константинополя обеспечило дальнейшее выживание Византии, в то время как стратегические перспективы Халифата были изменены: хотя регулярные нападения на византийские территории продолжались, цель прямого завоевания была оставлена. Историки считают эту осада одной из самых важных битв в истории, поскольку ее провал на столетия отложил продвижение мусульман в Юго-Восточную Европу .
Фон
[ редактировать ]После первой арабской осады Константинополя (674–678 гг.) арабы и византийцы пережили период мира. После 680 года Омейядский халифат переживал Вторую мусульманскую гражданскую войну , и последующее господство Византии на Востоке позволило императорам получать огромные суммы дани от правительства Омейядов в Дамаске . [ 3 ] В 692 году, когда Омейяды вышли победителями из гражданской войны, император Юстиниан II ( годы правления 685–695, 705–711 ) возобновил военные действия с Халифатом. Результатом стала серия арабских побед, приведшая к потере Византийского контроля над Арменией и кавказскими княжествами и постепенному вторжению на византийские пограничные земли. Год за годом генералы Халифата, обычно члены семьи Омейядов, совершали набеги на территорию Византии и захватывали крепости и города. [ 4 ] После 712 г. византийская оборонительная система стала подавать признаки развала: арабские набеги все дальше проникали в Малую Азию , пограничные крепости неоднократно подвергались нападениям и разграблениям, а упоминания о византийской реакции в источниках становятся все более скудными. [ 5 ] В этом арабам помог длительный период внутренней нестабильности , последовавший за первым свержением Юстиниана II в 695 году, когда византийский трон семь раз переходил из рук в руки в результате насильственных переворотов. [ 6 ] По словам византийца Уоррена Тредголда , «атаки арабов в любом случае усилились бы после окончания их собственной гражданской войны». Имея гораздо больше людей, земель и богатств, чем Византия, арабы начали концентрировать против нее все свои силы. Теперь они угрожали полностью уничтожить империю, захватив ее столицу». [ 7 ]
Источники
[ редактировать ]Сведения об осаде получены из более поздних источников, часто противоречащих друг другу. Основным византийским источником является обширное и подробное описание «Хроники Феофана Исповедника » (760–817) и, во вторую очередь, краткое описание в Бревиарии патриарха Константинопольского Никифора I (умер в 828 г.), в котором обнаруживаются небольшие различия, в основном хронологические, с Версия Феофана. [ 8 ] Что касается событий осады, оба автора, по-видимому, использовали основной отчет, составленный во время правления Льва III Исавра ( годы правления 717–741 ), который, следовательно, содержит благоприятное описание последнего, в то время как Феофан, очевидно, опирается на неизвестную биографию. Льва (проигнорированного Никифором) для событий 716 года. Летописец VIII века Теофил Эдесский довольно подробно описывает годы, предшествовавшие осаде, и саму осаду, уделяя особое внимание дипломатии между Масламой и Львом III. [ 9 ] XI века Арабские источники, в основном «Китаб аль-Уюн» и более краткое повествование в « Истории пророков и царей» ат -Табари (838–923), опираются на первичные отчеты арабских писателей начала IX века, но более запутаны и содержат несколько легендарных элементов. Сообщения на сирийском языке основаны на Агапе из Иераполя (умер в 942 г.), который, вероятно, опирался на тот же первоисточник, что и Феофан, но они гораздо короче. [ 10 ]
Начальные этапы кампании
[ редактировать ]Успехи арабов открыли путь для второго штурма Константинополя , начинания, уже начатого при халифе аль-Валиде I ( годы правления 705–715 ). После его смерти его брат и преемник Сулейман ( годы правления 715–717 ) взялся за этот проект с большей энергией, согласно арабским источникам, из-за пророчества о том, что халиф, носящий имя пророка, захватит Константинополь; Сулейман ( Соломон ) был единственным членом семьи Омейядов, носившим такое имя. Согласно сирийским источникам, новый халиф поклялся «не прекращать борьбу с Константинополем, пока не истощит страну арабов или не захватит город». [ 11 ] Силы Омейядов начали собираться на равнине Дабик к северу от Алеппо под непосредственным руководством халифа. Однако, поскольку Сулейман был слишком болен, чтобы вести кампанию самостоятельно, он поручил командование своему брату Масламе ибн Абд аль-Малику . [ 12 ] Операция против Константинополя произошла в то время, когда империя Омейядов переживала период непрерывной экспансии на восток и запад. армии продвинулись в Трансоксиану , Индию и Вестготское королевство Испания Мусульманские . [ 13 ]
Арабские приготовления, особенно строительство большого флота, не остались незамеченными для обеспокоенных византийцев. Император Анастасий II ( годы правления 713–715 ) отправил в Дамаск посольство под командованием патриция и городского префекта Даниила Синопского якобы для того, чтобы просить о мире, но на самом деле для шпионажа за арабами. Анастасий, в свою очередь, начал готовиться к неизбежной осаде: укрепления Константинополя были отремонтированы и оснащены достаточной артиллерией ( катапультами и другими осадными орудиями ), а в город были введены запасы продовольствия. Кроме того, были эвакуированы те жители, которые не могли запастись продуктами минимум три года. [ 14 ] Анастасий усилил свой флот и в начале 715 года направил его против арабского флота, пришедшего в Феникс — обычно отождествляемого с современным Финике в Ликии , но это может быть также современный Фенакет на Родосе . [ 15 ] или, возможно, Финикия (современный Ливан ), известная своими кедровыми лесами. [ 16 ] — собирать лес для своих кораблей. Однако на Родосе византийский флот, поощряемый воинами Опсицианской фемы , восстал, убил своего командира Иоанна Диакона и отплыл на север, к Адрамиттиуму . Там они провозгласили упрямого сборщика налогов Феодосия . императором [ 17 ] Анастасий переправился в Вифинию в Опсицианской теме, чтобы противостоять восстанию, но флот повстанцев направился к Хрисополису . Оттуда они начали нападения на Константинополь, пока в конце лета сторонники в столице не открыли им свои ворота. Анастасий продержался в Никее несколько месяцев, наконец согласившись уйти в отставку и уйти в монахи. [ 18 ] Вступление на престол Феодосия, который, судя по источникам, выглядит как не желающий и неспособный, в качестве марионеточного императора опсицианцев, вызвало реакцию других фем, особенно анатоликов и армян под командованием их соответствующих стратегов («полководцев») Льва Исавра. и Артабасдос . [ 19 ]
В этих условиях, близких к гражданской войне, арабы начали тщательно подготовленное наступление. В сентябре 715 года авангард под командованием генерала Сулеймана ибн Муада двинулся через Киликию стратегическую крепость Лулон в Малую Азию, захватив по пути . Они перезимовали в Афике, неопознанном месте недалеко от западного выхода из Киликийских ворот . В начале 716 года армия Сулеймана продолжила путь в центральную Малую Азию. Флот Омейядов под командованием Умара ибн Хубайры курсировал вдоль побережья Киликии, а Маслама ибн Абд аль-Малик ждал развития событий с основной армией в Сирии. [ 20 ]
Арабы надеялись, что разобщенность византийцев сыграет им на руку. Маслама уже установил контакт с Львом Исавром. Французский ученый Родольф Гийан выдвинул теорию, что Лев предлагал стать вассалом Халифата, хотя византийский полководец намеревался использовать арабов в своих целях. В свою очередь, Маслама поддержал Лео, надеясь максимизировать замешательство и ослабить Империю, облегчив свою задачу по взятию Константинополя. [ 21 ]
Первой целью Сулеймана была стратегически важная крепость Амориум , которую арабы намеревались использовать в качестве базы следующей зимой. Амориум остался беззащитным в хаосе гражданской войны и легко пал бы, но арабы решили укрепить позиции Льва в качестве противовеса Феодосию. Они предложили городу условия капитуляции, если его жители признают Льва императором. Крепость капитулировала, но своих ворот перед арабами так и не открыла. Лео прибыл в окрестности с горсткой солдат и применил ряд уловок и переговоров, чтобы разместить в городе гарнизон из 800 человек. Арабская армия, не сумев достичь своей цели и имея на исходе запасы, отошла. Лев бежал в Писидию и летом при поддержке Артабасда был провозглашен и коронован византийским императором, открыто бросив вызов Феодосию. [ 22 ] [ 23 ]
Успех Льва при Амориуме был удачно своевременным, поскольку Маслама с основной арабской армией тем временем пересек горы Тавр и двинулся прямо к городу. Кроме того, поскольку арабский генерал не получал известий о двурушничестве Льва, он не опустошал территории, через которые проходил, — армянские и анатолийские фемы, губернаторы которых он все еще считал своими союзниками. [ 24 ] Встретившись с отступающей армией Сулеймана и узнав, что произошло, Маслама изменил направление: он напал на Акроинон и оттуда двинулся к западному побережью, чтобы перезимовать. По пути он разграбил Сарды и Пергамон . Арабский флот зимовал в Киликии. [ 25 ] Тем временем Лев начал свой поход на Константинополь. Он захватил Никомедию , где нашел и взял в плен, среди других чиновников, сына Феодосия, а затем двинулся на Хрисополь. Весной 717 года после непродолжительных переговоров он добился отставки Феодосия и признания его императором, войдя в столицу 25 марта. Феодосию и его сыну было разрешено удалиться в монастырь в монахи, а Артабасд был произведен в сан куропалата и получил руку дочери Льва, Анны . [ 26 ]
Противоборствующие силы
[ редактировать ]С самого начала арабы готовились к крупному штурму Константинополя. конца VIII века В сирийской хронике Зукнин сообщается, что арабы были «бесчисленны», а сирийский летописец XII века Михаил Сириец упоминает сильно раздутые 200 000 человек и 5 000 кораблей. Арабский писатель X века аль-Масуди упоминает 120 000 солдат, а в рассказе Феофана Исповедника - 1800 кораблей. Были накоплены припасы на несколько лет, а также осадные машины и зажигательные материалы ( нафта складированы ). Говорят, что только один поезд с припасами насчитывал 12 000 человек, 6 000 верблюдов и 6 000 ослов, в то время как, по словам историка 13-го века Бара Хебреуса , войска включали 30 000 добровольцев ( мутава ) для священной войны ( джихада ). [ 27 ] Сила византийцев совершенно неизвестна, но численность защитников Константинополя, вероятно, не превышала 15 000 человек, учитывая как истощение живой силы Византийской империи, так и ограничения, налагаемые необходимостью содержать и кормить такие силы. [ 1 ]
Какими бы ни были истинные цифры, нападавших было значительно больше, чем защитников; по мнению Тредголда, арабское войско, возможно, превосходило по численности всю византийскую армию . [ 28 ] О подробном составе арабских сил мало что известно, но похоже, что они в основном состояли и возглавлялись сирийцами и джазиранцами из элиты Ахль аль-Шам («Народ Сирии»), главной опоры Омейядов. режим и ветераны борьбы с Византией. [ 29 ] Наряду с Масламой, Умар ибн Хубайра, Сулейман ибн Муад и Бахтари ибн аль-Хасан упоминаются как его помощники Феофаном и Агапием из Иераполя, в то время как более поздний Китаб аль-Уюн заменяет Бахтари Абдаллахом аль-Батталом . [ 30 ]
Хотя осада поглотила большую часть живой силы и ресурсов Халифата, [б] он все еще был способен совершать набеги на византийскую границу в восточной части Малой Азии во время осады: в 717 году сын халифа Сулеймана Дауд захватил крепость недалеко от Мелитены , а в 718 году Амр ибн Кайс совершил набег на границу. [ 31 ] На византийской стороне цифры неизвестны. Помимо приготовлений Анастасия II (которыми можно было пренебречь после его низложения), [ 32 ] византийцы могли рассчитывать на помощь булгарского правителя Тервела , с которым Лев заключил договор , возможно, предполагавший союз против арабов. [ 33 ]
Осада
[ редактировать ]В начале лета Маслама приказал своему флоту присоединиться к нему и со своим войском переправился через Геллеспонт ( Дарданеллы ) у Абидоса во Фракию . Арабы начали поход на Константинополь, полностью опустошая сельскую местность, собирая припасы и разграбляя встреченные им города. [ 34 ] В середине июля или середине августа [а] Арабская армия достигла Константинополя и полностью изолировала его на суше, построив двойную каменную осадную стену , одну обращенную к городу, а другую к сельской местности Фракии, а между ними расположил свой лагерь. Согласно арабским источникам, в этот момент Лев предложил выкупить город, заплатив по золотой монете за каждого жителя, но Маслама ответил, что мира с побежденными быть не может и что арабский гарнизон Константинополя уже выбран. [ 35 ]
Арабский флот под командованием Сулеймана (в средневековых источниках его часто путают с самим халифом) прибыл 1 сентября и сначала бросил якорь возле Хебдомона . Двумя днями позже Сулейман повел свой флот в Босфор , и различные эскадры стали бросать якорь у европейских и азиатских пригородов города: одна часть отплыла к югу от Халкидона к гаваням Евтропия и Антемия, чтобы охранять южный вход в Босфор. в то время как остальная часть флота вошла в пролив, прошла мимо Константинополя и начала высадку на побережье между Галатой и Клейдионом , перерезав сообщение византийской столицы с Черным морем . Но когда арьергард арабского флота, двадцать тяжелых кораблей с 2000 морской пехотой, проходил мимо города, южный ветер прекратился, а затем изменил направление, относя их к городским стенам, где византийская эскадра атаковала их греческим огнем . Феофан сообщал, что некоторые пошли ко дну со всеми руками, а другие, сгорая, приплыли к Принцевым островам . Оксея и Платея . Победа воодушевила византийцев и удручила арабов, которые, по словам Феофана, первоначально намеревались ночью подплыть к морским дамбам и попытаться взобраться на них с помощью рулевых лопастей кораблей. В ту же ночь Лев вытянул цепь между городом и Галатой, закрыв вход в Золотой Рог . Арабский флот отказался вступать в бой с византийцами и отошел в безопасную гавань Состенион дальше на север, на европейский берег Босфора. [ 36 ]
Арабская армия была хорошо снабжена: арабские отчеты сообщали о больших кучах припасов, скопившихся в их лагере, и даже привезли с собой пшеницу для посева и сбора урожая в следующем году. Однако неспособность арабского флота блокировать город означала, что византийцы тоже могли переправлять продовольствие. Кроме того, арабская армия уже опустошила фракийскую сельскую местность во время своего марша и не могла полагаться на нее в качестве источника продовольствия . Арабский флот и вторая арабская армия, действовавшая в азиатских пригородах Константинополя, смогли доставить ограниченные припасы для армии Масламы. [ 37 ] Когда осада приблизилась к зиме, между двумя сторонами начались переговоры, о которых широко сообщалось в арабских источниках, но игнорировались византийскими историками. Согласно арабским сообщениям, Лео продолжал вести с арабами двойную игру. Одна версия утверждает, что он обманом заставил Масламу передать большую часть своих запасов зерна, в то время как другая утверждает, что арабского генерала уговорили сжечь их полностью, чтобы показать жителям города, что они столкнулись с неминуемым нападением, и побудить их сдаться. . [ 38 ] Зима 718 г. была чрезвычайно суровой; Снег покрывал землю более трех месяцев. Когда припасы в арабском лагере закончились, разразился страшный голод: солдаты ели своих лошадей, верблюдов и другой домашний скот, а также кору, листья и корни деревьев. Они подметали снег с засеянных ими полей, чтобы съесть зеленые побеги, и, как сообщается, прибегали к каннибализму и поедали навоз друг друга и своих животных. [ 39 ] Следовательно, арабская армия была опустошена эпидемиями; с большим преувеличением Ломбардский историк Павел Диакон оценивает число погибших от голода и болезней в 300 000 человек. [ 40 ]
Ситуация в арабских странах, казалось, улучшилась весной, когда новый халиф Умар II ( годы правления 717–720 ) послал на помощь осаждающим два флота: 400 кораблей из Египта под командованием Суфьяна и 360 кораблей из Африки под командованием Изида. все нагружены припасами и оружием. В то же время свежая армия начала марш через Малую Азию, чтобы помочь в осаде. Когда новые флоты прибыли в Мраморное море , они держались на расстоянии от византийцев и бросили якорь на азиатском берегу, египтян в Никомедийском заливе близ современной Тузлы и африканцев южнее Халкидона (у Сатироса , Бриаса и Карталимена ). Однако большая часть экипажей арабского флота состояла из египтян-христиан , и по прибытии они начали переходить на сторону византийцев. Уведомленный египтянами о прибытии и расположении арабских подкреплений, Лев направил свой флот в атаку на новые арабские флоты. Искалеченные бегством своих экипажей и беспомощные перед греческим огнем, арабские корабли были уничтожены или захвачены вместе с вооружением и припасами, которые они перевозили. Константинополь теперь был в безопасности от нападения с моря. [ 41 ] На суше византийцы также одержали победу: их войскам удалось заманить в засаду наступающую арабскую армию под командованием Мардасана и уничтожить ее на холмах вокруг Софона , к югу от Никомидии. [ 42 ]
Константинополь теперь можно было легко пополнить запасами по морю, и рыбаки города вернулись к работе, поскольку арабский флот больше не плавал. Все еще страдая от голода и мора, арабы также проиграли крупную битву против булгар, унесших, по словам Феофана, 22 000 человек. Источники расходятся в деталях участия булгар в осаде: Феофан и ат-Табари сообщают, что булгары напали на арабский лагерь (вероятно, из-за договора с Львом), тогда как, согласно сирийской хронике 846 г. , это был Арабы, забревшие на территорию Булгара в поисках провизии. Михаил Сириец, с другой стороны, упоминает, что булгары с самого начала участвовали в осаде, нападая на арабов, когда они шли через Фракию к Константинополю, а затем и на их лагерь. [ 43 ] Согласно некоторым современным интерпретациям первоисточников, первая победа булгар могла быть одержана против отдельной арабской армии под командованием Ухайды, которая доходила до Берои , после чего последовало нападение на арабов во Фракии. Булгары продолжали преследовать арабские лагеря на протяжении всего периода осады. [ 44 ]
Осада явно провалилась, и халиф Умар приказал Масламе отступить. После тринадцати месяцев осады, 15 августа 718 года, арабы ушли. Дата совпала с праздником Успения Богородицы (Успения Богородицы), и именно ей византийцы приписывали свою победу. Отступающим арабам по возвращении не препятствовали и не нападали, но их флот потерял больше кораблей во время шторма в Мраморном море, в то время как другие корабли были подожжены пеплом вулкана Тера , а некоторые из выживших были захвачены арабами. византийцы, так что Феофан утверждает, что только пять кораблей вернулись в Сирию. [ 45 ] Арабские источники утверждают, что всего во время кампании погибло 150 000 мусульман, цифра, которая, по словам византийца Джона Халдона , «хотя и явно завышена, тем не менее свидетельствует о чудовищности катастрофы в глазах средневековья». [ 46 ]
Последствия
[ редактировать ]Провал экспедиции ослабил государство Омейядов. Как прокомментировал историк Бернард Льюис : «Его провал стал серьезным моментом для власти Омейядов. Финансовые трудности, связанные с оснащением и содержанием экспедиции, вызвали обострение финансового и финансового притеснения, которое уже вызвало такое опасное сопротивление. Уничтожение флота и армии Сирии у морских стен Константинополя лишили режим главной материальной основы его власти». [ 47 ] Удар по мощи Халифата был серьезным, и хотя сухопутная армия не понесла таких потерь, как флот, записано, что Умар обдумывал отказ от недавних завоеваний Испании и Трансоксианы , а также полную эвакуацию Киликии и другие византийские территории, захваченные арабами в предыдущие годы. Хотя его советники отговаривали его от таких решительных действий, большинство арабских гарнизонов было выведено из византийских приграничных районов, которые они оккупировали накануне осады. В Киликии только Мопсуестия осталась в руках арабов в качестве оборонительного оплота для защиты Антиохии . [ 48 ] Византийцы даже на время вернули себе часть территорий в Западной Армении. В 719 году византийский флот совершил набег на сирийское побережье и сжег порт Лаодикии , а в 720 или 721 году византийцы напали и разграбили Тиннис в Египте. [ 49 ] Лев также восстановил контроль над Сицилией , где новости об арабской осаде Константинополя и ожидания падения города побудили местного губернатора объявить собственного императора Василия Ономагула . Однако именно в это время эффективный контроль Византии над Сардинией и Корсикой прекратился. [ 50 ]
Кроме того, византийцам не удалось использовать свой успех в собственных нападениях на арабов. В 720 г., после двухлетнего перерыва, арабские набеги на Византию возобновились, хотя теперь они были направлены уже не на завоевания, а, скорее, на поиски добычи. Атаки арабов снова усилились в течение следующих двух десятилетий, вплоть до крупной победы Византии в битве при Акроиноне в 740 году. В сочетании с военными поражениями на других фронтах чрезмерно растянувшегося Халифата и внутренней нестабильностью , кульминацией которой стала революция Аббасидов , эпоха арабской экспансии подошла к концу. [ 51 ]
Историческая оценка и влияние
[ редактировать ]Вторая арабская осада Константинополя была гораздо более опасной для Византии, чем первая, поскольку, в отличие от свободной блокады 674–678 годов, арабы предприняли прямое, хорошо спланированное нападение на византийскую столицу и попытались полностью отрезать город от земля и море. [ 31 ] Осада представляла собой последнюю попытку Халифата «отрубить голову» Византийской империи, после чего оставшиеся провинции, особенно в Малой Азии, можно было бы легко захватить. [ 52 ] Причины неудачи арабов были главным образом логистическими, поскольку они действовали слишком далеко от своих сирийских баз, но превосходство византийского флота за счет использования греческого огня, сила константинопольских укреплений и умение Льва III в обмане и переговоры также сыграли важную роль. [ 53 ]
Провал арабской осады привел к глубоким изменениям в характере войны между Византией и Халифатом. Мусульманская цель завоевания Константинополя была фактически оставлена, а граница между двумя империями стабилизировалась по линии гор Тавр и Антитавр, через которые обе стороны продолжали совершать регулярные набеги и контрнабеги. В ходе этой непрекращающейся пограничной войны приграничные города и крепости часто переходили из рук в руки, но общий контур границы оставался неизменным более двух столетий, вплоть до византийских завоеваний 10 века. [ 54 ] Восточный флот Халифата пришел в упадок, продолжавшийся сто лет; только флот Ифрикия совершал регулярные набеги на Византийскую Сицилию, пока и они не утихли после 752 года. [ 55 ] Действительно, за исключением продвижения армии Аббасидов под командованием Харуна ар-Рашида к Хрисополю в 782 году, ни одна другая арабская армия никогда больше не появлялась в поле зрения византийской столицы. [ 56 ] Следовательно, с мусульманской стороны сами рейды со временем приобрели почти ритуальный характер, ценились главным образом как демонстрация продолжающегося джихада и спонсировались халифом как символ его роли как лидера мусульманской общины. [ 57 ]
Исход осады имел большое макроисторическое значение. Выживание византийской столицы сохраняло Империю в качестве оплота против исламской экспансии в Европу до 15 века, когда она пала под властью турок-османов . Наряду с битвой при Туре в 732 году успешная защита Константинополя рассматривалась как инструмент остановки мусульманской экспансии в Европу. Историк Эккехард Эйкхофф пишет, что «если бы победоносный халиф уже в начале средневековья превратил Константинополь в политическую столицу ислама, как это произошло в конце средневековья османами – последствия для христианской Европы [...] было бы неисчислимо», поскольку Средиземное море стало бы арабским озером, а германские государства-преемники в Западной Европе были бы отрезаны от средиземноморских корней своей культуры. [ 58 ] Военный историк Пол К. Дэвис резюмировал важность осады следующим образом: «После отражения мусульманского вторжения Европа осталась в руках христиан, и никакой серьезной мусульманской угрозы для Европы не существовало до пятнадцатого века. Эта победа совпала с победой франков при Турс (732 г.) ограничил западную экспансию ислама южным Средиземноморьем». [ 59 ] Так, историк Джон Б. Бери назвал 718 год «экуменической датой», а греческий историк Спиридон Ламброс сравнил осаду с Марафонской битвой , а Льва III — с Мильтиадом . [ 60 ] Следовательно, военные историки часто включают осаду в списки «решающих сражений» мировой истории. [ 61 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Среди арабов осада 717–718 годов стала самой известной из их экспедиций против Византии. Сохранилось несколько отчетов, но большинство из них были составлены позднее и являются полувымышленными и противоречивыми. По легенде поражение трансформировалось в победу: Маслама отбыл лишь после символического въезда в византийскую столицу на своем коне в сопровождении тридцати всадников, где Лев принял его с почетом и повел к собору Святой Софии . После того, как Лев воздал должное Масламе и пообещал дань, Маслама и его войска — 30 000 из первоначальных 80 000, отправившихся в Константинополь, — отправились в Сирию. [ 62 ] Рассказы об осаде повлияли на аналогичные эпизоды арабской эпической литературы . Осада Константинополя встречается в рассказе об Омаре бин ан-Нуумане и его сыновьях в « Тысяче и одной ночи» , тогда как Маслама и халиф Сулейман появляются в рассказе « Сто и одна ночь из Магриба» . Командир телохранителей Масламы Абдаллах аль-Баттал стал знаменитой фигурой в арабской и турецкой поэзии как « Баттал Гази » за свои подвиги во время арабских набегов следующих десятилетий. Точно так же эпос X века «Дельхемма» , связанный с циклом вокруг Баттала, дает беллетризованную версию осады 717–718 годов. [ 63 ]
строительство первой мечети Константинополя недалеко от городского претория Более поздняя мусульманская и византийская традиция также приписывала Масламе . На самом деле мечеть возле претория , вероятно, была построена примерно в 860 году благодаря открытию арабского посольства в том же году. [ 64 ] Османская традиция также приписывала Масламе строительство мечети Арап (расположенной за пределами Константинополя в Галате), хотя ошибочно датировала это примерно 686 годом, вероятно, путая нападение Масламы с первой арабской осадой в 670-х годах. [ 65 ] Уход арабской армии также оставил следы в Абидосе, где в X веке еще были известны «Колодец Масламы» и приписываемая ему мечеть. [ 56 ]
В конце концов, после неоднократных неудач перед Константинополем и продолжающейся устойчивости Византийского государства, мусульмане начали прогнозировать падение Константинополя на отдаленное будущее. Таким образом, падение города стало рассматриваться как один из признаков наступления конца времен в исламской эсхатологии . [ 66 ] Осада стала мотивом и в византийской апокалиптической литературе: решающие финальные битвы против арабов перед стенами Константинополя были показаны в греческом переводе начала VIII века сирийского Апокалипсиса Псевдо-Мефодия и Апокалипсиса Даниила , написанных либо примерно во время осады или столетие спустя. [ 67 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]^ а: Феофан Исповедник называет дату 15 августа, но современные ученые полагают, что это, вероятно, должно отражать дату отъезда арабов в следующем году. Патриарх Никифор I, с другой стороны, прямо указывает продолжительность осады как 13 месяцев, подразумевая, что она началась 15 июля. [ 68 ]
^ b: По словам историка Хью Н. Кеннеди , на основе цифр, найденных в современных армейских регистрах ( диванах ), общая численность рабочей силы, доступной Омейядскому халифату c. Численность 700 человек составляла от 250 000 до 300 000 человек, разбросанных по различным провинциям. Однако неясно, какая часть этого числа действительно может быть задействована для какой-либо конкретной кампании, и не учитывается избыточная рабочая сила, которая может быть мобилизована в исключительных обстоятельствах. [ 69 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Декер 2013 , с. 207.
- ↑ Оценка на основе первоисточников, Стоянов, 2019 , стр. 723–724.
- ^ Лили 1976 , стр. 81–82, 97–106.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 31; Хэлдон 1990 , с. 72; Лили 1976 , стр. 107–120.
- ^ Халдон 1990 , с. 80; Лилия 1976 , стр. 120–122, 139–140.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 31; Лили 1976 , с. 140; Тредголд 1997 , стр. 345–346.
- ^ Тредголд 1997 , с. 345.
- ^ Брукс 1899 , стр. 19–20.
- ^ Манго и Скотт 1997 , стр. lxxxviil–xxxviii.
- ^ Брукс 1899 , стр. 19–20, Гилланд 1959 , стр. 115–116.
- ^ Брукс 1899 , с. 20–21; Эль-Шейх 2004 , с. 65; Гилланд 1959 , с. 110; Лили 1976 , с. 122; Тредголд 1997 , с. 344.
- ^ Гилланд 1959 , стр. 110–111.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 73.
- ^ Манго и Скотт 1997 , с. 534; Лили 1976 , стр. 122–123; Тредголд 1997 , стр. 343–344.
- ^ Манго и Скотт 1997 , с. 537 (Примечание №5).
- ^ Лили 1976 , с. 123 (Примечание №62).
- ^ Халдон 1990 , с. 80; Манго и Скотт 1997 , стр. 535–536; Лили 1976 , стр. 123–124; Тредголд 1997 , с. 344.
- ^ Халдон 1990 , стр. 80, 82; Манго и Скотт 1997 , с. 536; Тредголд 1997 , стр. 344–345.
- ^ Лили 1976 , с. 124; Тредголд 1997 , с. 345.
- ^ Гилланд 1959 , с. 111; Манго и Скотт 1997 , с. 538; Лили 1976 , стр. 123–125.
- ^ Гилланд 1959 , стр. 118–119; Лили 1976 , с. 125.
- ^ Манго и Скотт 1997 , стр. 538–539; Лили 1976 , стр. 125–126; Тредголд 1997 , с. 345.
- ↑ Подробное исследование переговоров Льва с арабами перед Амориумом в византийских и арабских источниках см. Гилланд 1959 , стр. 112–113, 124–126.
- ^ Гилланд 1959 , с. 125; Манго и Скотт 1997 , стр. 539–540; Лили 1976 , стр. 126–127.
- ^ Гилланд 1959 , стр. 113–114; Манго и Скотт 1997 , стр. 540–541; Лили 1976 , с. 127; Тредголд 1997 , с. 345.
- ^ Халдон 1990 , стр. 82–83; Манго и Скотт, 1997 , стр. 540, 545; Лили 1976 , стр. 127–128; Тредголд 1997 , с. 345.
- ^ Гилланд 1959 , с. 110; Каеги 2008 , стр. 384–385; Тредголд 1997 , с. 938 (Примечание №1).
- ^ Тредголд 1997 , с. 346.
- ^ Гилланд 1959 , с. 110; Кеннеди 2001 , с. 47.
- ^ Canard 1926 , стр. 91–92; Гилланд 1959 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Лилия 1976 , стр. 132.
- ^ Лили 1976 , стр. 125.
- ^ Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Брукс 1899 , с. 23; Манго и Скотт 1997 , с. 545; Лили 1976 , с. 128; Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Гилланд 1959 , с. 119; Манго и Скотт 1997 , с. 545; Лили 1976 , стр. 128–129; Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Гилланд 1959 , стр. 119–120; Манго и Скотт 1997 , стр. 545–546; Лили 1976 , с. 128; Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Лили 1976 , с. 129; Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Брукс 1899 , стр. 24–28, 30; Лили 1976 , с. 129.
- ^ Стюарт, Майкл Э. (2018). « На них обрушился яростный шторм: Арабская осада Константинополя, 717–718 гг., Журнал Medieval Warfare Magazine, VIII. 5» . Академия . п. 32 . Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Брукс 1899 , стр. 28–29; Гилланд, 1959 , стр. 122–123; Манго и Скотт 1997 , с. 546; Лили 1976 , стр. 129–130; Тредголд 1997 , с. 347.
- ^ Гилланд 1959 , с. 121; Манго и Скотт, 1997 , стр. 546, 548; Лили 1976 , с. 130; Тредголд 1997 , стр. 347–348.
- ^ Гилланд 1959 , с. 122; Манго и Скотт 1997 , с. 546; Лили 1976 , стр. 130–131; Тредголд 1997 , с. 348.
- ^ Canard 1926 , стр. 90–91; Гилланд, 1959 , стр. 122, 123; Манго и Скотт 1997 , с. 546; Лили 1976 , с. 131.
- ^ Stoyanov 2019 , pp. 723–724.
- ^ Манго и Скотт 1997 , с. 550; Тредголд 1997 , с. 349.
- ^ Халдон 1990 , с. 83.
- ^ Льюис 2002 , с. 79.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 33–34; Лили 1976 , стр. 132–133; Тредголд 1997 , с. 349.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 287 (Примечание № 133); Лили 1976 , с. 133; Тредголд 1997 , с. 349.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 347, 348.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 34–35, 117–236; Хэлдон 1990 , с. 84; Каеги 2008 , стр. 385–386; Лили 1976 , стр. 143–144.
- ^ Лили 1976 , стр. 140–141.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 105; Каэги 2008 , с. 385; Лили 1976 , с. 141; Тредголд 1997 , с. 349.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 104–106; Халдон 1990 , стр. 83–84; Эль-Шейх, 2004 г. , стр. 83–84; Тойнби 1973 , стр. 107–109.
- ^ Эйкхофф 1966 , стр. 35–39.
- ^ Jump up to: а б Мордтманн 1986 , стр. 533.
- ^ Эль-Шейх 2004 , стр. 83–84; Кеннеди 2001 , стр. 105–106.
- ^ Эйкхофф 1966 , с. 35.
- ^ Дэвис 2001 , с. 99.
- ^ Гилланд 1959 , с. 129.
- ^ Кромптон 1997 , стр. 27–28; Дэвис 2001 , стр. 99–102; Фуллер 1987 , стр. 335 и далее; Риган 2002 , стр. 44–45; Такер 2010 , стр. 94–97.
- ^ Дак 1926 , стр. 99–102; Эль-Шейх 2004 , стр. 63–64; Гилланд 1959 , стр. 130–131.
- ^ Канард 1926 , стр. 112–121; Гилланд, 1959 , стр. 131–132.
- ^ Канард 1926 , с. 94–99; Эль-Шейх 2004 , с. 64; Гилланд, 1959 , стр. 101-1. 132–133; Хаслук 1929 , с. 720.
- ^ Канард 1926 , с. 99; Хаслук 1929 , стр. 718–720; Мордтманн 1986 , с. 533.
- ^ Канард 1926 , стр. 104–112; Эль-Шейх 2004 , стр. 65–70; Хоутинг 2000 , с. 73.
- ^ Брандес 2007 , стр. 65–91.
- ^ Манго и Скотт 1997 , с. 548 (Примечание № 16); Гилланд 1959 , стр. 116–118.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 19–21.
Источники
[ редактировать ]- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Брандес, В. (2007). «Осада Константинополя в 717/718 году как апокалиптическое событие. Интерполяция в греческий текст Апокалипсиса Псевдо-Мефодия». В Белке, К. (ред.). Byzantina Mediterranea: Festschrift Йоханнеса Кодера к его 65-летию (на немецком языке). Вена: Бёлау. стр. 65–91. ISBN 978-3205776086 .
- Брукс, EW (1899). «Поход 716–718 гг. из арабских источников» . Журнал эллинистических исследований . XIX . Общество содействия эллинистическим исследованиям: 19–33. дои : 10.2307/623841 . JSTOR 623841 . S2CID 163360931 .
- Дак, Мариус (1926). «Походы арабов на Константинополь в истории и легендах» . Журнал Asiatique (на французском языке) (208): 61–121. ISSN 0021-762X . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 12 июля 2012 г.
- Кромптон, Сэмюэл Уиллард (1997). 100 битв, которые сформировали мировую историю . Сан-Матео, Калифорния: Bluewood Books. ISBN 978-0-912517-27-8 . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Дэвис, Пол К. (2001). «Константинополь: 717 августа–15 августа 718 года». 100 решающих битв: с древнейших времен до наших дней . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 99–102. ISBN 0-19-514366-3 . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Декер, Майкл Дж. (2013). Византийское военное искусство . Ярдли, Пенсильвания: Издательство Вестхолм. ISBN 978-1-59416-271-8 .
- Эйкхофф, Эккехард (1966). Морская война и морская политика между исламом и Западом: Средиземноморье под византийской и арабской гегемонией (650–1040 гг.) (на немецком языке). Де Грюйтер.
- Эль-Шейх, Надя Мария (2004). Византия глазами арабов . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский центр ближневосточных исследований. ISBN 0-932885-30-6 . Архивировано из оригинала 13 августа 2014 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Фуллер, JFC (1987). Военная история западного мира, Том 1: С древнейших времен до битвы при Лепанто . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80304-8 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Гилланд, Родольф (1959). «Поход Масламы на Константинополь (717–718)». Византиноведение (на французском языке). Париж: Публикации факультета литературы и гуманитарных наук Парижа: 109–133. OCLC 603552986 .
- Хэлдон, Джон Ф. (1990). Византия в седьмом веке: трансформация культуры. Пересмотренное издание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-31917-1 . Архивировано из оригинала 28 января 2019 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Хаслак, ФРВ (1929). «LVII. Мечети арабов в Константинополе» . Христианство и ислам при султанах, Том 2 . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 717–735.
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Каеги, Уолтер Э. (2008). «Противостояние исламу: императоры против халифов (641–850 гг.)». В Шепарде, Джонатан (ред.). Кембриджская история Византийской империи ок. 500–1492 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 365–394. ISBN 978-0-521-83231-1 . Архивировано из оригинала 23 мая 2020 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25093-5 .
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории (Шестое изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280310-7 .
- Лили, Ральф-Йоханнес (1976). Византийский ответ на экспансию арабов. Исследования структурных изменений Византийского государства в VII и VIII веках (на немецком языке). Мюнхен: Институт византийских исследований и новогреческой филологии Мюнхенского университета. Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Манго, Кирилл ; Скотт, Роджер (1997). Летопись Феофана Исповедника. История Византии и Ближнего Востока, 284–813 гг . н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-822568-7 .
- Мордтманн, Дж. Х. (1986). «(ал-)Остония» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 532–534. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Риган, Джеффри (2002). Сражения, которые изменили историю: пятьдесят решающих сражений, охватывающих более 2500 лет войны . Лондон: Андре Дойч. ISBN 978-0-233-05051-5 . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Стоянов, Александр (2019). «Размер средневековых полевых армий Болгарии: пример военного мобилизационного потенциала в средние века». Журнал военной истории . 83 (3): 719–746. ISSN 0899-3718 .
- Тойнби, Арнольд Дж. (1973). Константин Багрянородный и его мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-215253-Х . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Такер, Спенсер К. (2010). Сражения, которые изменили историю: Энциклопедия мировых конфликтов . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-59884-429-0 . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 15 июля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Радич, Радивой (18 августа 2008 г.). «Две арабские осады Константинополя (674–678; 717/718)» . Энциклопедия эллинского мира, Константинополь . Афины, Греция: Основание эллинского мира. Архивировано из оригинала 27 ноября 2018 года . Проверено 14 июля 2012 г.
- Шеппард, Си (2020). Константинополь, 717–18 гг. Н. Э.: Горнило истории . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1472836922 . Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 7 ноября 2020 г.
41 ° 00'45 "N 28 ° 58'30" E / 41,0125 ° N 28,9750 ° E
- 717
- 718
- 710-е конфликты
- 710-е годы в Византийской империи
- Морские сражения с участием Византийской империи
- Морские сражения с участием Омейядского халифата
- Осада арабо-византийских войн
- Осада с участием Византийской империи
- Осада с участием халифата Омейядов
- Осада с участием Первой Болгарской империи
- Осада Константинополя
- Десантные операции
- Лев III Исавриец
- 710-е годы в Халифате Омейядов
- Случаи каннибализма
- Каннибализм в Европе