Сеуда шлишит
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Сеуда шлишит ( иврит : סעודה שלישית , латинизированный : səʿuḏah šəlišiṯ третий прием пищи ) или шалешудес ( идиш , пропущенная форма иврита : שָׁלֹשׁ סְעֻדוֹת , manized : šāloš sƝʿuḏot , букв. «три приема пищи») — третий прием пищи, который обычно едят в субботу. наблюдая за евреями в каждый Шаббат . Оба названия относятся к третьему из трех приемов пищи, которые еврей обязан есть в субботу, согласно Талмуду . [ 1 ]
Практика трехразового питания гомилетически связана с Исх. 16:25, в котором слово « хайом» , обозначающее день , встречается трижды в отношении манны , выпавшей в двойной порции в пятницу.
Практики
[ редактировать ]Согласно Галахе , трапезу следует есть во второй половине дня. [ 2 ] Обычно это самый маленький из трех приемов пищи, часто состоящий из таких продуктов, как салаты, сельдь и фаршированная рыба по обычаям ашкенази, а также тунец, харисса и фрукты по обычаям мизрахи и сефардов . Согласно « Арбаа Турим» , его также следует есть во время еврейских праздников .
является мицвой ( Это имеет особое значение, поскольку трехразовое питание в субботу «заповедью»). В хасидских общинах эта мицва с большим энтузиазмом выполняется как Хитвеадут . В некоторых хасидских кругах эта третья трапеза продолжается через несколько часов после официального окончания субботы и завершается Биркат ха-Мазон за той же чашей, что и Авдала, дающая начало традиции Мелаве Малка . Свет может быть выключен либо по таймеру, либо по инициативе человека после окончания субботы. У некоторых есть обычай вставать и «принимать Царство Небесное», читая Эйн Камоча («Господь есть Царь, Господь был Царем, Господь всегда будет Царем») и Шма Исраэль .
Хотя большинство поским (еврейских законодателей) поощряют людей есть хлеб во время еды, большинство согласны с тем, что съедения торта или фруктов будет как минимум достаточно. Однако у многих евреев хасидской общины Хабад существует обычай специально воздерживаться от употребления хлеба во время этой трапезы, как и у некоторых немецких евреев .
Особые субботние песни, которые часто поются во время этой трапезы, включают «Бней Хейхала» ( каббалистический гимн раввина Исаака Лурии ), «Мизмор Л'Давид» (23-й псалом ) и «Йедид Нефеш» ( пийют , или литургическое стихотворение, сочиненное каббалистическим раввином 16-го века Элазаром) . бен Моше Азикри ). [ 3 ] Некоторые также заканчивают утренний гимн Барух Адонай Йом Йом , начинающийся либо со слов Б'во'о М'Эдом , либо со слов И'цаве Цур Часдо . Многие читают «Принятие Царства Небесного» перед последним стихом этого гимна. Некоторые поют другие субботние утренние гимны и некоторые каббалистические гимны перед третьим приемом пищи, например, «Кел Мистатер» . Во время еды от Песаха до Рош ха-Шана многие читают Пиркей Авот во время еды одну или две главы в неделю, чтобы закончить три раза.
Хотя, согласно некоторым мнениям, во время этой трапезы необходимо читать кидуш , большинство считает, что в этом нет необходимости. Однако некоторые либо сохранили чтение кидуша как обычай, либо просто употребляют немного вина или виноградного сока, чтобы произнести благословение, но не считают это чтением кидуша. У других нет особого обычая употреблять вино или виноградный сок во время этой трапезы.
Шаббатные блюда
[ редактировать ]Талмуд 117б) утверждает, что еврей должен есть три раза ( трактат Шаббат в субботу, основываясь на библейском отрывке, относящемся к Шабату. Некоторые раввинские комментаторы предполагают, что это требование трехразового питания было введено для того, чтобы придать Шаббату особую меру почитания, поскольку в то время нормативной практикой было есть два приема пищи в течение обычного буднего дня: один в течение дня и один в течение дня. ночь.
Более поздние раввинские источники перечисляют великие духовные награды за употребление этой третьей еды и утверждают, что она эквивалентна всем остальным приемам пищи вместе взятым. Действительно, хотя иногда его называют сеуда шлишит , или « третий прием пищи», из-за его значения его часто называют шалош сеудос , « трехразовый прием пищи».
Хотя это и не описывается как обязательное действие, сегодня это стало обычной практикой. В память о двойной порции манны , выпадающей на Шаббат, принято съедать при каждом приеме пищи две буханки хлеба. Среди европейского еврейства этот хлеб часто принимает форму халы , в то время как евреи Ближнего Востока и евреи-сефарды обычно используют свой собственный традиционный хлеб или региональный хлеб. Некоторые евреи-ашкенази едят мацу.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Песни для Сеуды Шлишит из базы данных Zemirot.
- Источник Торы о мицве Шалоша Сеудоса.
- Shalosh Seudos in Satmar
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Шаббат 117б:11» . www.sefaria.org . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Сеуда Шлишит – Шалош С'Удот» , Союз ортодоксальных еврейских общин Америки , по состоянию на 16 марта 2006 г.
- ↑ Ребецин Лори Палатник , «Субботний полдень и третья еда» , Айш ха-Тора , по состоянию на 16 марта 2006 г.