Адриан ван Овербеке
Адриан ван Овербеке , Адриан ван Овербек и Адриан ван Овербеке ( fl 1508–1529) — фламандский художник эпохи Возрождения, работавший в стиле антверпенского маньеризма . Он управлял большой мастерской, выпускавшей важные алтарные образы, которые в основном экспортировались в Северную Францию, Рейнскую область и Вестфалию . [ 1 ] Его известные работы представляли собой преимущественно полихромные деревянные алтари с расписными ставнями, созданные в результате сотрудничества художников и скульпторов. [ 2 ]
Лишь недавно художник был отождествлен с анонимным мастером, которому дал неназвание «Мастер Антверпенского распятия» Макс Якоб Фридлендер . [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]О происхождении Адриана ван Овербеке достоверно известно очень мало. Некоторые историки искусства предполагают, что это может быть тот Ариен, который упоминается как ученик Квентина Матсиса в записях Антверпенской гильдии Святого Луки в 1495 году. [ 4 ] Он был зарегистрирован как мастер в записях Гильдии с 1508 года. [ 5 ] Он жил в резиденции под названием «Schylt van Engelant» («Щит Англии») на Кейзерстраат в Антверпене. [ 6 ]
Ему заплатили за поставку резного деревянного алтаря (уничтоженного) для приюта Богоматери в Лилле в 1509 году. Он взял на себя заказ не сам, а в качестве дилера, поскольку он поставлял скульптурные элементы и нарисованные крылья другим художникам. Документально подтверждено, что в 1513 году он работал над заказом на ретабло для Propsteikirche St. Maria Geburt («Церковь проректора Рождества Святой Марии») в Кемпене (Северный Рейн-Вестфалия). Ретабль был заказан местным Annenbruderschaft («Братство Святой Анны») и изображает сцены из жизни Святой Анны . Работа все еще находится на главном алтаре Пропштейкирхе. Расписные крылья алтаря являются одними из самых ранних точно датированных картин в стиле антверпенских маньеристов и могут быть приписаны самому Адриану ван Овербеке или его помощникам. Резные части, вероятно, были работой резчиков по дереву, работавших в его мастерской. [ 2 ]
В 1517 году он вместе с художником Петером де Влеминком и плотником Яном ван дер Хезе взялся завершить для францисканцев в Валансьене алтарь, который художник Ян ван Делфт оставил незавершенным после своей смерти. Эта работа считается утерянной. [ 6 ] Ван Овербеке выступил свидетелем соглашения, заключенного в 1521 году между францисканскими монахами Дортмунда и мастером-резчиком Гилиссуном. Соглашение касалось перевозки резного деревянного алтаря, который сейчас находится в Петрикирхе в Дортмунде. [ 2 ] Считается, что ван Овербеке создал алтарь вместе со скульптором Яном Враге по другому контракту с францисканцами Дортмунда. Считается, что этот алтарный образ представляет собой большой ретабль, который был перенесен в церковь Святого Петра (Петрикирхе) в Дортмунде в 1809 году. В просторечии его называют das Goldene Wunder («Золотое чудо») из-за золотого цвета полихромных скульптур. . [ 6 ] В 1522 году у ван Овербеке было два ученика, Гойварт ван Ройе и Иеронимус (фамилия не записана). [ 7 ]
В 1529 году ему было поручено нарисовать алтарь Святого Иосифа для покровителя в Кемпене (ныне утерянный). В том же году Братство Св. Николая в Кемпене заплатило ему за ремонт своего Никольского алтаря, который, следовательно, можно считать его собственной работой. В том же году он купил сусальное золото за три ретабла у ювелира Виллема ван Шориссе в Брюгге. Неизвестно, были ли вообще сделаны эти ретабли. В 1529 году он купил сусальное золото за три неизвестных ретабля у ювелира Виллема ван Шориссе в Брюгге. В 1529 году он договорился с торговцем Герардом ван Сульпсом, проживающим в Ахене, стать его эксклюзивным поставщиком в Ахене сроком на шесть лет. [ 6 ]
В записях Антверпенской гильдии после 1529 года нет упоминаний о художнике. [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Адриан ван Овербеке известен производством и поставкой резных и полихромных деревянных алтарей с расписными створками ставен. Обычно они были больших размеров. В художественной практике Антверпена этот тип алтаря создавался совместно художниками и резчиками, часто работавшими в одной мастерской. Это было возможно, потому что оба принадлежали к одной гильдии. Ван Овербек, возможно, руководил таким семинаром. [ 2 ] В соответствии с требованиями комиссии он также привлекал или работал с художниками, которые создавали скульптурные части ретаблей. [ 6 ]
Триптих Распятия (Маагденхейс, Антверпен) 1510 года — самая ранняя известная работа Адриана ван Овербеке. Она полностью написана рукой ван Овербеке и демонстрирует его художественные способности как художника. Фигуры из этого алтаря, возможно, послужили моделями, на которых основывался мастерский стиль ван Овербеке. С 1620-х годов его мастерская приобрела коммерческий успех, было нанято много помощников. В результате пострадало качество выпускаемой продукции. Росписи алтаря Святой Анны церкви Св. Марии Гебурт в Кемпене в основном были закончены помощниками. Только чертежи выполнил сам Адриан ван Овербеке. Алтарные образы, датированные 1510 и 1517 годами для Лилля и Валансьена, были изделиями мастерской, в которых ван Овербеке даже не нарисовал нижние рисунки. В отличие от других мастерских Антверпена, мастерская ван Овербеке никогда не производила подобные изделия серийно, а скорее создавала произведения, изготовленные по индивидуальному заказу в ответ на конкретные требования посетителей. [ 6 ]
Другие работы, приписываемые ван Овербеке, включают:
- расписные панели, сделанные для алтаря Святой Анны ( ок. 1510–1515 ) в церкви Св. Мартина в Ойскирхене , которые больше не прикреплены к скульптурам, а разбросаны, включая одну панель, изображающую Марию Клеофа с детьми в Германском национальном музее в Нюрнберг и еще один в коллекции Ханса Юрга Брумана в Швейцарии; [ 6 ]
- Внешние панели ретабли Святой Марии в соборе Вестероса ; [ 8 ] и
- расписные панели Клеппингского алтаря ( ок. 1520–1525 ) в Петрикирхе (церкви Святого Петра) в Зосте, Германия . [ 6 ]
Стиль
[ редактировать ]Ван Овербеке был руководителем большой мастерской, в которой работало множество помощников. В дальнейшем он развивал сотрудничество с другими мастерскими Антверпена, в том числе с художниками и скульпторами. Таким образом, в современных контрактах он фигурировал как в качестве заказчика, так и субподрядчика. По мере роста успеха его бизнеса он постепенно меньше участвовал в выполнении работ и стал предпринимателем, который полагался на помощников мастерских и других мастерских для создания запрестольных образов.
Модели в его мастерской использовались для создания мастерского стиля. Стиль мастерской также предусматривал соблюдение определенных условностей относительно палитры, которые оставались очень схожими на протяжении примерно 15 лет. В ярких тонах доминируют синий и красный. Непрерывность стиля мастерской была достигнута и за счет рационального имиджевого оформления. Фигуры были выведены на передний план, и часто повторяющиеся группы фигур, должно быть, были основаны на шаблонах мастерских. В оформлении различных композиций использованы гравюры Альбрехта Дюрера. Принятие стиля мастерской объясняет, почему трудно приписать ему работы по критичным к стилю соображениям. Считается, что сам Ван Овербеке проводил много времени, путешествуя за границу, чтобы встретиться со своими покровителями. В отличие от других мастерских Антверпена, мастерская ван Овербеке не известна серийно выпускаемыми алтарными образами страстей Христовых или жизни Девы Марии. [ 6 ] Типичными чертами стиля ван Овербеке являются высокие фигуры с несколько вытянутыми лицами и маленькими глазами, широкие лица с висячим углом рта и запавшими глазами, тонкие руки с длинными пальцами. Ландшафты обычно содержат скальные образования. [ 9 ]
Ван Овербеке считается представителем антверпенского маньеризма . Термин «антверпенский маньеризм» был придуман Фридлендером в начале 20 века для обозначения переходного этапа в нидерландском искусстве от поздней готики к произведениям, вдохновленным итальянским Возрождением. Термины «маньер» и «маньерист» использовались Фридлендером для обозначения оригинальных, даже необычных мотивов в произведениях, отнесенных к этому стилю. Эти термины несли уничижительный оттенок, поскольку эти работы считались худшими по сравнению с работами Питера Коке ван Алста , Квентина Матсиса и других современников. [ 3 ] Стиль этих работ зачастую был экстравагантным. Это отразилось в том, как складки яркой и экзотической одежды, которую носили фигуры, бросали вызов гравитации. [ 10 ] Эти фигуры обычно изображались в взволнованных позах среди архитектурных руин. [ 11 ] Более ранние работы включали готическую архитектуру, но в более поздних работах стали преобладать структуры эпохи Возрождения. [ 11 ] Картины, кажется, сочетают в себе стили раннего нидерландского и северного ренессанса и включают в себя как фламандские, так и итальянские традиции в одних и тех же композициях. [ 12 ] Большинство художников антверпенского маньеризма остались анонимными, и только некоторые из них были идентифицированы. [ 10 ] В их число входят Ян де Бир и Мастер 1518 года (возможно, Ян Мертенс или Ян ван Дорнике ). [ 12 ] Сам Адриан ван Овербеке лишь недавно был отождествлен с анонимным мастером, которому Фридлендер дал неназвание «Мастер распятия в Антверпене». [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Адриан ван Овербеке из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Адриан ван Овербеке в Oxford Index
- ^ Jump up to: а б с Дороти Лимуз, Rezension Кристин Лозе Белкин / Нико ван Хаут: (ред.) ExtravagAnt! Забытая глава антверпенской живописи, 1500–1530 гг., Антверпен: Королевский музей изящных искусств, 2005 г., 239 стр. на сайте arthistoricum.net
- ^ Квинтен Массис. Архивировано 27 августа 2019 года в Wayback Machine во Flemish Primitives.
- ^ Liggeren и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде ван 1453–1615 , отредактированные и опубликованные Ph. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1872–1876 гг., с. 69 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Доктор Фил. Годехард Хоффманн, Массачусетс, Адриан ван Овербеке (на немецком языке)
- ^ Liggeren и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде ван 1453–1615 , отредактированные и опубликованные Ph. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1872–1876 гг., с. 101 (на голландском языке)
- ^ Адриан ван Овербеке, Христос в храме в споре с фарисеями о дани кесарю, Воскрешение Лазаря, Крещение Христа в реке Иордан (внешние левые крылья); Въезд в Иерусалим, Очищение храма, История искушения Христа в пустыне (внешние правые крылья), 1515-1520, Вестерас, Кафедральный собор (Вестерас) Нидерландского института истории искусств
- ^ Антверпенская школа, около 1510-1520, Вознесение Христа; и Элайджа, накормленный ангелом в пустыне на аукционе Christie's
- ^ Jump up to: а б ЭкстравагАнт! Фотографии Антверпена для европейского рынка 15:00–15:25 в Codart.
- ^ Jump up to: а б Дж. Колдевей, А. Гермесдорф и П. Хувенн, «Живопись Нидерландов: средние века и шестнадцатый век», Amsterdam University Press, 2006, стр. 172–175 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б «Маньеристы, Антверпен». Энциклопедия Винклера Принса (8-е изд.). 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Адрианом ван Овербеке, на Викискладе?