Ростислав Добужинский
Ростислав Добужинский | |
---|---|
![]() Добужинский работает в своей мастерской. | |
Рожденный | Санкт-Петербург , Российская Империя | 3 апреля 1903 г.
Умер | 23 июня 2000 г. Париж , Франция | (97 лет)
Место отдыха | Сент-Женевьев-де-Буа , Иль-де-Франс, |
Известный | Дизайн масок, костюмов, декораций, сцены, афиш, интерьеров |
Заметная работа |
|
Супруг | Лидия Николаевна в девичестве Копняева. |
Семья |
|
Ростислав Добужинский (3 апреля 1903 — 23 июня 2000) — российский дизайнер костюмов, масок, декораций и интерьеров, художник и иллюстратор. Он принадлежал ко второму поколению русских художников, развивших традицию «Русских балетов» в Западной Европе. Он был известен своей работой над Луи Жуве в «Ундиной » Жана Жироду 1930-х годах и фильмом Макса Офуля «Плезир» в 1951 году, масками и костюмами мышей, которые он создал для Рудольфа Нуриева » «Щелкунчика (1967), костюмами для Балет «Спящая красавица» в лондонском Ковент-Гарден (1968) и маски животных для «Сказок Беатрикс Поттер» (1971). Он добился международного успеха благодаря своим маскам для Альфредо Ариаса адаптации Бальзака « Pines de Coeur d'une Chatte Anglaise» (1977). [1] [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Ростислав Мстиславович Добужинский родился 3 апреля 1903 года в Санкт-Петербурге, Российская империя. Он был старшим сыном балетного и оперного художника Мстислава Валериановича Добужинского основал движение Le Monde de l'art — «Мир искусства , который вместе с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым » . [1] С детства приобщенный отцом к миру искусства, он получил классическое среднее образование в России и посещал Высшую школу изящных искусств в Петрограде. В 1920 году он работал помощником художника в театре имени Горького в Петрограде, в 1921 году получил свой первый диплом художника-декоратора, а в 1922 году работал художником-постановщиком и художником по костюмам в авангардно-исследовательской группе «Женский театр». [3] В 1924 году семья бежала в Литву, где молодой Добужинский работал в Каунасском театре. Через год Ростислав вместе с женой Лидией переехал во Францию, где работал сценографом, а Лидия основала дом моды, поставлявший костюмы для балетов в Швеции и Монте-Карло. В 1925–27 он также учился в Национальной школе декоративного искусства и на литературном факультете Сорбонны . [3] В 1939 году Добужинский разработал костюмы для «Ундины» , затем работал с Кристианом Бераром , Леонорой Фини , Лилой де Нобили и вместе с Лидией основал собственную сценографическую мастерскую. [1] В 1950 году он стал членом Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM). [3]
«Спящая красавица» (1968) и «Сказки Беатрикс Поттер» (1971)
[ редактировать ]
Лила де Нобили привезла Добужинского из Парижа, чтобы он сделал маски животных для первого акта «Спящей красавицы» в Ковент-Гардене. Согласно V&A, маска волка Добужинского для этого балета была:
"превосходный образец изготовления головных уборов в виде животных. Его придумал великий мастер масок Ростислав Добужинский... Танцевать под палящим светом сцены неудобно, а носить полную маску не нравится артистам, поэтому маски должны быть как можно более легкими и обеспечивать некоторую вентиляцию. К 1960-м годам новые материалы позволили Добужинскому создать головы, которые были прочными, но достаточно легкими, чтобы их можно было носить в течение длительного времени, обеспечивали как можно более широкий угол обзора и пытались гарантировать. чтобы носитель не перегревался». [4]

Находясь в Ковент-Гардене, Добужинский беседовал с Ричардом Гудвином и Кристин Эдзард , продюсером и сценаристом «Сказок Беатрикс Поттер» (1971). В октябре 1969 года он согласился сделать образец маски для мышиного персонажа «Сказок» «Хунка Мунка», лицо которого «возможно, самое привлекательное в фильме». За зиму он переделывал маску тринадцать раз, работая «в своем собственном темпе и в соответствии со своими стандартами совершенства», пока не был удовлетворен четырнадцатой попыткой в феврале 1970 года. [5] Добужинский сотрудничал с Кристин Эдзард над масками, «от которых во многом зависел успех картины». [5] Его оригинальные маски для фильма, сделанные из велосипедных шлемов, полистирола, сшитых вручную волос и отверстий для зрения, закрытых марлей, пришлось воссоздать для сцены с большим полем зрения для танцоров. Художник использовал слепки оригиналов, просверлив сотни отверстий спереди и покрыв маску нейлоновыми волосами, «используя электростатические заряды». [6]
Дизайн интерьера
[ редактировать ]
Сотрудничество в 1960-х годах с Ренцо Монджардино на Гала-концерте Второго Всемирного конгресса искусственных волокон привело Добужинского в дизайн интерьеров, где он работал вместе с другими выдающимися дизайнерами, включая Лукино Висконти , Франко Дзеффирелли и Джорджио Стрелера . [7] Большой гала-концерт состоялся в Королевском Альберт-Холле в Лондоне 3 мая 1962 года и представлял собой «Гала-дивертисмент музыки, песни, танца и блестящего декора» с участием известных артистов, в том числе Иегуди Менухина . [8] Его поставил Дзеффирелли с костюмами Лилы де Нобили , оркестром под управлением Адриана Боулта и дизайном Монджардино . Тонтон создал люстру высотой 20 футов, окруженную дюжиной меньших по размеру, каждый кусок «хрусталя» был создан с использованием крошечных формочек для печенья. [7]
Его первой работой для семьи Ротшильдов была вечеринка по случаю совершеннолетия в замке Ферьер недалеко от Парижа, для которой он сделал дюжину больших пластиковых люстр для бального зала и огромный канделябр для крыши. Роскошные люстры стали визитной карточкой Добужинского. Еще одним проектом стала реконструкция в 1974 году командой Монджардино одной из резиденций Ротшильдов – отеля Lambert на острове Сен-Луи в Париже. Добужинский разработал поддельный дадо из кордованной кожи и бордюры, чтобы обрамить серию панелей 17-го века, изображающих триумф Давида над Голиафом, на четырех стенах одной комнаты. Для спальни Мари-Элен де Ротшильд он создал экстравагантные настенные покрытия, вдохновленные ковром 17 века. [7] [3]
Техника Добужинского представляла собой сочетание «нестандартных материалов» и «кропотливого ремесла». Для дадо в отеле «Ламбер» он сделал неглубокую форму, добавив в нее латекс, чтобы получились листы тисненой «кожи», которые он позолотил и покрыл глазурью, используя многовековые методы. Дизайнер Клаудио Бриганти описал Добужинского как «чрезвычайно любознательного человека», исследующего «множество ремесленных техник», а не полагающегося просто на трафареты и «искусственный мрамор». Для обоев в спальне Мари-Элен де Ротшильд он черпал вдохновение из очень старого, «огромного» и «очень потертого» персидского ковра, переплетение которого невозможно было воспроизвести. Вместо этого Добужинский комбинировал методы живописи, используя пигменты масляных красок и гуашь, наносимые на обратную сторону холста, которые просачивались на лицевую сторону, чтобы вызвать цвета и мотивы оригинала и «представить его прекрасную потертость». [7]
В 1981–82 годах Добужинский работал над дизайном нью Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы , вдохновленным цветочным узором турецкого ковра XVIII века. -йоркской столовой [7] [3] Добужинский использовал методы шелкографии и текстильной печати на различных подходящих материалах — шелке, бархате, махровой ткани и мешковине — чтобы добиться «соответствия» цвета и мотива оригинальному старинному ковру, а не точной копии. По словам Бриганти, таланты Добужинского в живописи и скульптуре «редко сочетались в одном столь гениально изобретательном человеке» и именно это делало его «исключительно ценным». [7]
Печали сердца английского кота (1977) и последующие годы
[ редактировать ]
Добужинский получил международное признание за маски, которые он создал для постановки Альфредо Ариаса в 1977 году « Pines du Coeur d'une chate anglaise» , основанной на рассказе Оноре де Бальзака в «Сценах из частной и общественной жизни животных» , иллюстрированной Ж. Дж. Гранвилем . [1] [2] Спектакль был поставлен для фестиваля в Ширазе и гастролировал по Франции с 1977 по 1983 год. В марте 1980 года он был показан на Бродвее в Театре Анта под названием « Сердечные боли кошечки» . Костюмы разработала Клоди Гастин, а маски животных — Добужинский. [9] [10]
Уолтер Керр, рецензируя бродвейское шоу для New York Times в марте 1980 года, писал:
«Есть усатые коты в сюртуках, таксы с лентами в нарядах для чаепития. Птицы с клювами, от которых лучше бы сторониться... Я не могу поверить, что кто-нибудь когда-либо создавал маски - на самом деле это полные трехмерные головы - более убедительные, чем те, которые здесь предоставил Р. Добужинский. » [11]
В возрасте восьмидесяти лет в сотрудничестве с Сабиной Дютиль он создал декорации, костюмы и маски для «Арии» и « Sortileges» Кадо Костцера в 1983 году, которые были «сильной стороной постановки». Его дизайнерские работы отличались «множеством изысканных деталей», таких как горностаевые хвосты по краю красных занавесок и «особенно причудливый» костюм Шута, в котором «яйцеобразная лысина спереди уравновешивалась грушевидным животом». создавая эффект «нежного гротеска». [12]
Личная жизнь и наследие
[ редактировать ]
Скромный человек, Добужинский называл себя «мастером на все руки», «всего лишь дилетантом, всего лишь дилетантом», а вся профессия называла его «Тонтон» («дядя»). [7] [1]
Актриса Марилу Марини , сыгравшая английскую кошку Красавицу в Pines опере Ариаса « de Coeur d'une Chatte Anglaise», сказала о нем: «Он был великим артистом, который остался похож на ребенка, впервые идущего в театр и желающего узнать, что находится за кулисами». [1] Журналист Жан-Луи Перье написал в Le Monde : «Он никогда не выставлял напоказ свою огромную культуру или науку. Каждый раз он изобретал что-то новое. Все для него было мостом к воображению. И во всех его творениях была эта барочная, экспрессивная, фантастическая, русская сторона». [1]
Альфредо Ариас и Рене де Чеккатти отдали дань уважения Добужинскому в «Les Peines de coeur d'une chat française» (1999) в образе большого медведя по имени Джински. [1]
Хотя Добужинский был настолько детальен в своей работе и одержим мастерством, он жил в минималистской обстановке, проводя большую часть своего времени в захламленной студии в рабочем квартале Бельвиль в Париже.Он сказал: «Я никогда не планировал для себя декор», в детстве «Я жил среди картин и мебели огромной ценности, которые послужили основой для моего визуального образования…..Теперь я предпочел бы посвятить свои дни созданию интерьеров для другие». [7]
В 1983 году он объединил усилия с Сабиной Дютиль, которая до этого была его помощницей. Они сотрудничали в разработке и создании произведений. [3]
В течение своей долгой жизни во Франции Добужинский сохранял статус литовского политического беженца. Он подал заявление и получил французское гражданство за несколько месяцев до своей смерти в Париже 23 июня 2000 года. [1]
Список работ
[ редактировать ]Десятилетия / с | Год | Роль | Производство / Театр | Информация |
---|---|---|---|---|
1920-е годы | 1920 | Помощник дизайнера | Театр Горького , Петроград | |
1922 | Художник-постановщик и костюмер | Молодой театр | ||
1924 | Дизайнер | Камерный театр, Рига, Латвия [3] | ||
Помощник Мстислава Добужинского (отца) | Каунас, Литва [3] | |||
1925 | Художник-постановщик | Пиковая дама ( Чайковский ), Каунасский театр, Литва [1] | ||
Дизайнер | Театр де ла Шов-Сури , Париж [3] | |||
Создатель декораций и моделей костюмов | Литовский национальный театр оперы и балета , Compagnie Georges Pitoeff , «Ballet National Suedois» и Ballet Russe de Monte Carlo [3] [1] | |||
Создатель моделей киноплакатов | Лунный фильм | |||
Создатель плакатов | листовки и рекламные щиты – Лубок, Париж | |||
Дизайнер | игры и игрушки - Вера | |||
Создатель анимаций, сетов | Киносервис и связанные с ним мультфильмы | |||
1930-1940-е годы | 1939 | Художник по костюмам | Луи Жуве » « Ундина Жана Жироду | первое исполнение « Ундины» открылось 27 апреля 1939 года в Театре Атене. [13] [1] |
Создатель декораций и костюмов | Труппа Бориса Князева , Русский театр и Балет маркиза де Куэваса [3] | |||
Ткань, театральный костюм, маска и аксессуары. | труппа Шарля Дюлена («Уазы») , Жана Вилара в Национальном народном театре («Нуклеа») , труппа Жана-Луи Барро ( «Юлий Сезар» , «Тет д'Ор» , «Похищение Лукреции» , «Носорог» Эжена Ионеско ), Парижская опера ( «Кармен» , «Ла Dame aux Camelias ), Французская комедия ( Рюи Блас ) [3] | |||
1950-е годы | 1950 | Художник по костюмам | Максима Горького » «На дне в Театре творчества | в сотрудничестве с Сашей Питоеффом |
1951 | Создатель маски | Макса Офюльса Фильм «Удовольствие» | Добужинский создал маску Амбруаза, которого играет Жан Галлан , чтобы замаскировать его постаревший вид. [1] | |
1957 | Художник-постановщик и костюмер | Горнило (Салемские ведьмы) (фильм) Раймона Руло | В сотрудничестве с Лилой де Нобили . [1] [3] [14] | |
Создатель дизайн-моделей | Рождественские витрины – Снежная королева – для Galeries Lafayette | В сотрудничестве с Лилой де Нобили . [3] | ||
1960-е годы | 1962 | Производитель люстр | Второй Всемирный конгресс искусственных волокон или Большой гала-концерт , Королевский Альберт-Холл , Лондон | В сотрудничестве с Ренцо Монджардино . [7] |
Дизайнер, создатель скульптур | Рауля Леви » « Марко Поло (фильм). | одежда и попоны для мужчин, лошади и слоны – живые фигуры шахматной игры. [1] [3] | ||
1963 | Художник по костюмам, руководитель мастерской дизайна костюмов | Сирано де Бержерак , «Комеди Франсез» . [3] | ||
1965 | Художник по костюмам | Нюманс , Жан-Луи Барро , Одеон . [3] | ||
Создатель скульптур для масок и аксессуаров. | Сказки Оффмана , Комическая опера . [3] | |||
Создатель моделей, скульптур и масок, художник по костюмам. | Венецианский купец , Театр Валле , Рим. [3] | |||
1966 | Руководитель отдела специального проектирования | «Укрощение строптивой» (фильм) Франко Дзеффирелли . [3] | ||
1967 | Художник-модельер декораций и костюмов. | Л'Орфео , Амстердам | В сотрудничестве с Жан-Мари Симоном [3] | |
Создатель мышиных масок и костюмов – | Щелкунчик , Стокгольм, Рудольф Нуриев . [1] [3] | |||
1968-1969 | Художник по костюмам, изготовитель масок | «Спящая красавица» , Ковент-Гарден, Лондон | В сотрудничестве с Лилой де Нобили . [1] [3] [15] [16] | |
Модели дизайна костюмов | Кровавая свадьба , Лион. [3] | |||
(1960-е) | Создание люстр и канделябров | Замок Ферьер , Франция. [7] | ||
1970-е годы | 1969–1970 | Изготовитель масок, соавтор дизайна костюмов | «Сказки Беатрикс Поттер» (фильм) Кристин Эдзард , Лондон. [17] | |
Создатель лекал и расписных украшений костюмов. | Малатеста , Комеди Франсез | |||
Создатель моделей костюмов и масок | Расёмон , Лион и Сполето ( Фестиваль двух миров ) | |||
Скульптор голов для животных. | Рождественские витрины – «Частная и общественная жизнь животных», автор Джей Джей Гранвиль – для Galeries Lafayette | |||
Костюмы и маски | Репортаж о фильме «Скелет или маски и бергамаски» , снятом Мишелем Митрани в сотрудничестве с Леонор Фини . [18] | |||
1971 | Модельер декораций и костюмов | История солдата , Картушери Венсенн. | ||
Скульптуры и модели, доспехи и нагрудники | Дон Кихот , Каркассонский фестиваль | |||
1973 | Создатель моделей костюмов | Лилианы Кавани « Фильм Миларепа ». [1] | ||
Создатель, скульптор и модельер бальных масок. | Бал-маскарад , режиссёр Франко Дзеффирелли , Театр Ла Скала , Милан | |||
1974 | Моделирование, лепка, живопись и творческие работы | обрамление «Триумфа Давида» и создание настенных покрытий для спальни – Hôtel Lambert , Париж. [7] | ||
1977 | Создатель масок | Душевная боль английской киски автора Альфредо Ариас | с Марилу Марини в главной роли. [1] | |
1978 | Дизайнер египетской гробницы | Смерть Агаты Кристи на Ниле (фильм), режиссёр Джон Гильермин | ||
Создатель маски | Алиса в стране чудес , Праздник на льду | |||
1979 | Костюмы и живопись | Ballet de Legumes in Little Ida's Flowers - Кристины Эдзард фильм «Истории из летающего сундука» как костюмы для балета Pas de legumes . , позже разработанный Фредериком Эштоном | ||
1980-е годы | 1980 | Создатель кошачьих масок и костюмов | «Дитя и заклинания» , Метрополитен-опера | |
1981–1982 | Создание различных декоративных интерьерных панно. | «готико-индийское» украшение чайной комнаты английской резиденции; краски для ткани для стен Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы в Нью-Йорке; столовой [7] стены гостиной, набережная Вольтера (Париж) | ||
1982 | Рисунки и скульптуры для барельефов | «Дворец» – Луиза Миллер , Театр де ла Монне | ||
Дизайнер | столешница для Biennale des Antiquaires, Париж. | |||
Дизайнер миниатюрных наборов, создание анимированных фигурок. | Соловей (фильм) Кристины Эдзард для Sands Films , Лондон | |||
1983 | Создатель масок, художник по декорациям и костюмам | Sortilèges Альфредо Ариаса и Кадо Костцера. [1] | ||
Дизайн интерьера | Квартира в Нью-Йорке | |||
1984–1985 | Работа над костюмами и декорациями | первая выставка – Музей моды и костюма, Париж. | ||
1985 | Наборы моделей, скульптура попугая | Кристины Эдзард Фильм «Маленькая Доррит» , Лондон. | ||
1986–1987 | Дизайнер | декоративные панели и драпировки для входа и лестницы на виллу – Мадрид | ||
Дизайнер | холстовые панно, в том числе «Группа Гротесков», покрывало и панно для виллы – Лос-Анджелес. [3] | |||
1987 | Дизайнер | Настенные украшения и панно для гостиной – Place Iena, Париж |
Награды
[ редактировать ]Год | Заголовок | Режиссер | Премия | Категория | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Укрощение строптивой | фильм | Франко Дзеффирелли | Серебряная лента | Лучший дизайн костюмов | Победитель [19] |
Премия Оскар | Лучший дизайн костюмов | номинирован [20] | ||||
1980 | Душевные боли кошечки | играть | Альфредо Ариас | Премия Broadway World's Drama Desk | Выдающийся дизайн костюмов | номинирован [21] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Жан-Луи Перье (28 июня 2000 г.). «Ростислав Добужинский» . Мир .
- ^ Jump up to: а б Olga Medvedkova. "Dobuzhinsky Rostislav" . Universalis .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Добужинский, Ростислав (1987). «Резюме для регистрации в Доме художника» (Документ). Личная коллекция Клоди Гастин.
- ^ «Театральный костюм 1968 года (сделан)» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ Jump up to: а б Румер Годден (1971). Сказка сказок: Балет Беатрикс Поттер . Frederick Warne & Co. Ltd. с. 30.
- ^ Джейд Бейтс. «5 фактов о «Сказках о Беатрикс Поттер» сэра Фредерика Эштона» . Шатер ТВ .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Брикер, Чарльз (апрель 1987 г.). «Ростислав Добужинский: мастер роскошного фейка». Архитектурный дайджест . Конде Наст. стр. 238, 240, 242, 244.
- ^ «Работы: 1960-е» . Фонд Питера Даррелла .
- ^ «Сердечная боль английского кота» . Архив шоу .
- ^ «Сердечные боли кошечки, Бродвей, оригинал» . Афиша .
- ^ Уолтер Керр (20 марта 1980 г.). «Театр: «Кошачья боль» » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Фелиция Хардисон Лондре, Хелен М. Уолл (май 1984 г.). «Рецензируемая работа: Sortilèges Альфредо Ариаса, Кадо Костцера» . Театральный журнал . 36 (2, Предел производительности): 259–262. дои : 10.2307/3207002 .
- ^ Гроссфогель, Дэвид И. (1958), Французская драма 20-го века , с. 342, издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк.
- ^ Дэвид Джейс (2 марта 2002 г.). «Некролог: Лила де Нобили» . Хранитель .
- ^ «Спящая красавица (1968)» . Королевский оперный театр .
- ^ «Театральный костюм 1968 года (сделан)» . Коллекции Виктории и Альберта .
- ^ «Сказки Беатрикс Поттер (1970)» . Фонд Фредерика Эштона .
- ^ «Репортаж о скелете, или Маски и бергамаски (1970)» . IMDB .
- ^ «Укрощение строптивой» . ИМдБ .
- ^ «Номинанты и победители 40-й церемонии вручения премии Оскар (1968)» . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ «Ростислав Добужинский» . Бродвейский мир .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекции Виктории и Альберта: театральный костюм (сделано)
- Музей города Нью-Йорка: «Кошечка » душевные боли театра
- База данных Интернет-Бродвея
- Праздник на льду 1978: Алиса в стране чудес Смотрите на YouTube
- ина: Маски: Душевная боль английского кота - видео
- Artnet: Rostislav M. Dobuzhinsky (1903-2000)
- Art Investment: Dobuzhinskiy Rostislav Mstislavovich 1903–2000