Луиза Ролдан
Луиза Ролдан | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 10 января 1706 г. | (53 года)
Место отдыха | Приходская церковь Сан-Андрес, Мадрид |
Национальность | испанский |
Образование | Ее отец, Питер Ролдан |
Известный | Скульптура |



Луиза Игнасия Рольдан (8 сентября 1652 г.) [ 1 ] — 10 января 1706), известный также как Ла Рольдана , был испанским скульптором эпохи барокко . Она первая женщина-скульптор, зарегистрированная в Испании. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В Музее латиноамериканского общества Рольдан отмечена как «одна из немногих женщин-художников, у которых была студия за пределами монастырей в Испании Золотого века». [ 5 ]
Из-за качества ее работы Антонио Паломино считал ее таким же важным скульптором, как и ее отец Педро Рольдан . [ 6 ]
Хотя Рольдан стала Escultor de Cámara , или придворным скульптором, у короля Габсбургов Карла II , она испытывала финансовые трудности. Как и многие художники своего времени, она умерла бедной, незадолго до смерти подписав декларацию о бедности. В день ее смерти Ролдану было присвоено звание «Академика за заслуги» Академии Сан-Лука в Риме. [ 7 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рольдан родился в Севилье , Испания, в семье скульптора Педро Рольдана и его жены Терезы де Ортега. [ 8 ] Отец вместе с братьями и сестрами научил ее рисовать, использовать глину для формирования фигур и, наконец, лепить или вырезать по дереву. Она стала ученицей в мастерской своего отца. [ 9 ]
В мастерской также работал Луис Антонио де лос Аркос, на котором Рольдан женился, когда ей было 19 лет. [ 7 ] Брак был против воли ее отца. Сантьяго Монтото, писавший в 1920 году, зашел так далеко, что охарактеризовал это как «похищение» (« rapto »), возможно, отражая его непонимание брачных обычаев того периода. Партнерство двух ее сестер и одного брата также вызвало неодобрение родителей.
После этого Рольдан работал в Кадисе с 1686 по 1688 год. [ 10 ] Вместе со своим мужем и зятем Томасом де лос Аркосом она основала собственную мастерскую по созданию религиозных полихромных деревянных скульптур. Рольдан был главным скульптором. [ 8 ] а ее муж помогал своим опытом в росписи плотью и золочении. [ 11 ] Его еще называли энкарнадо , что означает специалист по живописи телесных тонов. [ 9 ]
Она создавала деревянные скульптуры, а также статуи для собора Кадиса и городского совета. [ 10 ] В 1688 году она переехала в Мадрид . [ 12 ] а в 1692 году позже был удостоен должности « escultora de camara » или «Скульптора Палаты», служа Карлу II , а затем Филиппу V «Скульптором короля». [ 13 ] Рольдан создала терракотовое произведение под названием Virgen con el Nino и подарила его Академии Сан-Лука , куда она была принята в конце своей жизни. [ 14 ]
У Рольдана было семеро детей, двое из которых дожили до взрослого возраста. Из пяти умерших причиной смерти в двух случаях стало недоедание. [ 8 ] Во время работы на Карла II Рольдан, ее муж и их дети страдали от голода из-за общей нехватки продуктов питания во время экономического кризиса в стране. [ 15 ]
ко второй жене Карла II, королеве Марии Анне Она попыталась поправить свое материальное положение, обратившись за помощью . Королева ответила отправкой денег, но их оказалось недостаточно. Муж Луизы, Томас де Аркос, надеялся улучшить ситуацию, подав заявку на должность в суде, но безуспешно. [ 7 ]
Муж Рольдан действительно сыграл определенную роль в продвижении ее работ и расширении ее репутации. Карл II заказал скульптуру « Назарено» («Кающийся»), но после смерти Карла она осталась в мастерской художника. Ее муж пытался отправить скульптуру в Рим по рекомендации влиятельных знакомых, но она не понравилась предполагаемому получателю. [ 14 ]
Рольдан умер в бедности в Мадриде в 1706 году.
Основные работы
[ редактировать ]
Работы Рольдана ярко характеризуются наличием «четко очерченных профилей, густых прядей волос, развевающихся драпировок и мистических лиц с нежными глазами, сдвинутыми бровями, румяными щеками и слегка приоткрытыми губами». [ 10 ] «Сдвинутые брови», которые иногда отмечаются у ее терракотовых ангелов, обычно не встречаются в ее работах из дерева, для которых характерны открытые, равномерно изогнутые брови. Ее «Сент-Жинес де ла Хара» , созданная около 1692 года, сейчас находится в Центре Гетти . В отличие от развевающегося плаща ее святого Михаила в Эль-Эскориале, мантия, которую носит Сан-Хинес Гетти, очень спокойна. Статуи процессий , создание которых можно с уверенностью приписать ей, включают статуи Девы де ла Соледад , Марии Магдалины и Иисуса . [ 16 ] Ее скульптура Девы де ла Соледад появилась в нескольких католических церквях и понравилась многим людям из разных социальных слоев. [ 17 ] В Кадисе ее работы включают статуи Антония Падуанского , Ecce Homo и Святых Серванда и Чермануса . [ 16 ]
Она была плодовитым скульптором. Большая часть ее работ включала религиозные скульптуры для церквей. Например, скульптуры святых архангела Михаила и Марии Магдалины. [ 18 ] [ 19 ] Живя в Мадриде, она также создавала небольшие терракотовые произведения, популярные среди мелкой буржуазии . Меньшие произведения могли использоваться для личного поклонения и принимали форму религиозных сцен, человеческих форм и животных. [ 7 ] Ее произведения широко распространялись в Андалусии , а также в Мадриде, Мостолесе и Сисанте ( провинция Куэнка ), Нью-Йорке, Лондоне, Онтарио, Лос-Анджелесе и Чикаго.
Среди ее наиболее известных работ, сохранившихся в испанских церквях, можно назвать следующие:
- Пресвятая Мария Безмолвия ( Мария Сантисима дель Силенсио ), Хаэн
- Резные деревянные фигуры Сан-Сервандо и Сан-Хермана, , в покровителей Кадиса Кадисском соборе.
- Святой Иосиф , церковь Сан-Антонио, Кадис
- Святой Антоний Падуанский , Иглесия-де-Санта-Крус, Кадис
- Святой Иоанн Креститель , Церковь Сан-Антонио-де-Падуя, Кадис
- Богоматерь Скорбящей Лекарственной ( Долороса-де-лос-Ремедиос ), Херес-де-ла-Фронтера
- Дева Одиночества ( Дева Одиночества ), Церковь Победы, Пуэрто-Реаль
- Ecce Homo , Кадисский собор. 1684 г. Резное дерево полихромное , 165 см. Дата была подтверждена документом, найденным в его интерьере во время реставрации Х. М. Санчеса Пенья в 1984 году. Голова, руки, кисти и туловище до уровня бедра были сделаны из кедра , а остальная часть, включая хламиду, была сделана из сосны . [ 20 ]
- Ecce Homo , Кордова
- Христос Прощения , ( Христос Прощения ), Фрегеналь де ла Сьерра
- Святой Фердинанд , собор Лас-Пальмас , Гран-Канария
- Кающийся ( Назарянин ), Церковь сестер Назарянок, Сисанте

Фигура Марии Магдалины в Кадисе была уничтожена пожаром во время гражданской войны в Испании в 1936 году.
Другие известные работы находятся в коллекциях и музеях:
- Святой Михаил, побеждающий демона , Галерея королевских коллекций , Мадрид
- Дева лактаны , Музей изящных искусств Севильи
- Смерть или экстаз Марии Магдалины , Брак Святой Екатерины , Испаноязычное общество Америки , Нью-Йорк
- Святой Иоаким , Святая Анна детстве и и Богородица в Иисуса первые шаги Музей , изящных искусств, Гвадалахара, Испания [ 21 ]
- Святой Михаил, Королевский музей Онтарио , Торонто , Канада .
- Явление Богородицы Святому Иакову Музей Виктории и Альберта , Лондон , Англия .
- Положение во гроб Христа , Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Воспитание Богородицы , LACMA , Лос-Анджелес.
Стиль и метод
[ редактировать ]Художественный стиль Рольдан был создан благодаря ее взгляду на мир, ее доступу к ресурсам и материалам, которые она использовала для создания своих детализированных скульптур. Она использовала три разных типа дерева для создания определенных скульптур, таких как Сен-Жинес-де-ла-Хара . Она предпочитала два типа: мягкие и мелкозернистые. [ 9 ]
Ролдан и ее отец Педро смогли сделать свои скульптуры, Гинеса и Святого Иосифа с Младенцем , устойчивыми, но легкими по весу, используя материалы из разных уголков мира. Им пришлось тщательно выбирать материалы, которые придали бы статуе устойчивость. Например: они использовали средиземноморский кипарис — древесину, пришедшую из Средиземноморья. Еще есть испанский кедр, из которого была изготовлена самая сложная часть скульптуры — руки. Получив материалы, Педро применил технику, известную во всем художественном мире, а именно выдолбление куска дерева. Ролдан с меньшими кусками дерева работал над ногами. Закончив вырезать ступни, она приступила к лицу. Луиза Рольдан создала лицо и бороду уникальным способом, вырезав из куска дерева маску, которая со временем будет соединена с затылком. [ 9 ] Наконец, она добавила к основе скульптуры детали, такие как листья и другие узоры. Затем скульптуру передали художнику Томасу де лос Аркосу.
Наследие
[ редактировать ]Луиза Рольдан оказала влияние на нескольких женщин-художниц в Севилье, Кадисе и Мадриде своими скульптурами и художественными новаторствами. [ 19 ] [ 22 ] Женщины-художники считались принадлежащими к «частной» сфере, а мужчины — к «общественной». [ 23 ] Когда Ролдан создавала свои скульптуры, она обнародовала свои работы и изменила восприятие искусства в 1600-х годах. Она художница, известная как испанский скульптор, создавшая себе имя. Благодаря своим работам она смогла заработать королевский титул « escultora de camara ». Рольдан смогла проиллюстрировать свою собственную работу под названием « Жизнеописания выдающихся испанских художников и скульпторов» . [ 23 ] Однако в восемнадцатом веке было обнаружено, что более девяноста имен женщин были активными художницами, внесшими свой вклад в искусство Испании и Португалии. В то время, когда Рольдан опубликовала свои работы, было обнаружено много других женщин-художников. Это создало напряженность и противоречия в отношении идеи о том, что Рольдан является одной из самых известных испанских художниц. С другой стороны, она проложила путь новому инновационному искусству, ориентированному на терракотовые изображения и скульптуры. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата рождения указана на основании свидетельства о крещении. Кэтрин Холл ван ден Эльсен. Рольдана, Андалусия в стиле барокко , 2007 г. Хунта Андалусии, Министерство культуры. ISBN 978-84-8266-717-1 . п. 21.
- ^ Взгляд 1997.
- ^ Луиза Ролдан (1650–1704). Изображения произведений искусства, выставки, обзоры. Архивировано 18 октября 2016 г. в Wayback Machine.
- ↑ Хотя даты ее рождения и смерти были установлены несколько лет назад, многие сайты и публикации до сих пор содержат неверные даты.
- ^ «Скульптура» . Испаноязычное общество Америки . 25 ноября 2015 года . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Даббс, Джулия, К. (2009). Истории жизни женщин-художниц, 1550–1800: Антология . Рутледж. стр. 196–198. ISBN 978-0754654315 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Брей, Ксавьер; Ленаган, Патрик; Луис Розмари Тауэрс, Джозеф; Фонтуара, Элен (2016). Луиза Рольдан: придворный скульптор королей Испании Перевод Дженнингса и А.Э. Саффилда, Никола. Мадрид: Колл и вежливость. стр. 100-1 4–22, 42–4
- ^ Jump up to: а б с Гарсиа-Мартин, Елена (2012). «Гендерные представления воинствующей церкви: риторика войны и религии Аны Каро и Луизы Ролдан» . Женщины раннего Нового времени . 7 :69–100. дои : 10.1086/EMW23617532 . S2CID 164446059 .
- ^ Jump up to: а б с д Бассетт, Джейн (2011). « Процесс и сотрудничество в полихромной скульптуре семнадцатого века: Луиза Рольдан и Томас де Лос Аркос» ». Исследовательский журнал Гетти . 3 :15–32. дои : 10.1086/grj.3.23005385 . S2CID 192219453 — через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Луиза Рольдан. Архивировано 13 марта 2013 г. в Wayback Machine , Музей Гетти. Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Хандекар, Нараян; Шиллинг, Майкл (2001). «Техническая экспертиза полихромной скульптуры Сен-Жинес-де-ла-Хара семнадцатого века работы Луизы Ролдан». Исследования в области сохранения . 46 (1): 23–34.
- ↑ Ее прибытие туда можно датировать незадолго до 28 февраля 1688 года, когда ее дочь Мария Бернарда была крещена в приходской церкви Сан-Бернардо в Мадриде. Кэтрин Холл ван ден Эльсен. Рольдана, Андалусия в стиле барокко , 2007 г. Хунта Андалусии, Министерство культуры. ISBN 978-84-8266-717-1 . п. 25.
- ^ Лиана Де Джиролами Чейни (2005) Луиза Игнасия Рольдан «Ла Рольдана»: Новые приписывания первой скульпторше Испании, 1652–1706 Средиземноморские исследования 14: 150
- ^ Jump up to: а б Эстрелла, Фелипе Серрано (2013). «Государственный дар или стратегия? Назарено Ла Рольданы». Скульптурный журнал . 22 Выпуск. 2.
- ^ Хеллер, Нэнси Г. (2002). Женщины-художницы: иллюстрированная история (4-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль. п. 51. ИСБН 978-0-789-20768-5 . OCLC 54500479 .
- ^ Jump up to: а б «Кадис Кофраде - Образы» . www.cadizcofrade.net .
- ^ Ленаган, Патрик (1 января 2020 г.). «Дева одиночества Луизы Рольдан (Virgen De La Soledad)». Бюллетень Детройтского института искусств . 94 : 54–73. дои : 10.1086/714901 . S2CID 233374320 – через издательство Чикагского университета.
- ^ Таггард, Минди Нэнкарроу (1998). «Иисус из Назарета» Луизы Рольдан: Художник как духовный медиум». Женский художественный журнал . 19 (1): 9–15. дои : 10.2307/1358648 . JSTOR 1358648 .
- ^ Jump up to: а б с Лиана, Де Джиролами Чейни (2005). «Луиза Игнасия Рольдан «Ла Рольдана»: новые атрибуты первой скульпторши Испании, 1652–1706». Средиземноморские исследования . 14 : 148–168 – через JSTOR.
- ^ Антонио Торрехон Диас: Рольдана, Андалусия в стиле барокко , 2007. Правление Андалусии. п. 174. ISBN 978-84-8266-717-1 .
- ^ Фернандо Агуадо, Камара-де-лас-Маравилляс-де-Гвадалахара. Архивировано 2 октября 2010 г. на Wayback Machine , grupohistoricoclm.es. Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Ленаган, Патрик (январь 2016 г.). Луиза Рольдан: придворный скульптор королей Испании ResearchGate: Колл и вежливость. стр. 100-1 20–41. ISBN 978-0-9935643-0-7 .
- ^ Jump up to: а б Кейси, Гардонио-Фоат (2010). «Дочери Севильи: Мастерские и женщины-художницы в Андалусии раннего Нового времени». Женский художественный журнал . 31 : 21–27 – через JSTOR.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Взгляд, Делия, изд. (1997). Словарь женщин-художниц . Том. 2. Лондон: Фицрой Дирборн. стр. 1192–1195. ISBN 1884964214 .
- Холл-ван ден Эльсен, Кэтрин Сила и близость: Луиза Ролдан, скульптор , 2018, Мадрид, CSIC. ISBN 978-84-00-10377-4
- Холл-ван ден Эльсен, Кэтрин (2021). Луиза Ролдан . Лондон: Лунд Хамфрис. ISBN 9781848224469 .
- Кэтрин, Холл-Ван ден Эльсен. Луиза Рольдан . Лос-Анджелес: Публикации Гетти, 2021. ISBN 978-1-60606-732-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Оксфордские библиографии в Интернете: Луиза Рольдан
- Артциклопедия
- Биография Луизы Рольдан из музея Дж. Пола Гетти.
- Выставка: «Сен-Жине» Ла Рольданы: создание полихромной скульптуры
- Биография World Wide Arts
- (на испанском языке) Ла Рольдана
- (на испанском языке) Луиза И. Рольдан, Ла Рольдана: краткое биографическое резюме