Нефертити Бюст
Нефертити Бюст | |
---|---|
Материал | Известняк и штукатурка |
Высота | 48 сантиметров (19 дюймов) |
Масса | 20 килограммов (44 фунта) |
Созданный | 1345 г. до н.э. Тутмос , Древний Египет |
Обнаруженный | 6 декабря 1912 г. Амарна , Египет |
Обнаружено | Немецкое восточное общество |
Текущее местоположение | Новый музей Берлин , Германия |
Идентификация | ЭМ 21300 |
3D-модель (нажмите, чтобы взаимодействовать) |
Бюст Нефертити — расписной, известняковый лепниной бюст Нефертити , покрытый великой царственной жены египетского фараона Эхнатона . [1] Он выставлен в Египетском музее в Берлине .
Считается, что эта работа была создана Тутмосом в 1345 году до нашей эры , поскольку была найдена в его мастерской в Телль-эль -Амарне , Египет. [2] Это одно из наиболее копируемых произведений Древнего Египта. Нефертити стала одной из самых знаменитых женщин древнего мира и иконой женской красоты. [3]
Немецкая археологическая группа под руководством Людвига Борхардта обнаружила бюст в 1912 году в мастерской Тутмоса. [4] С момента своего открытия он хранился в различных местах Германии, включая подвал банка, соляную шахту в Меркерс-Кизельбахе , музей Далема , Египетский музей в Шарлоттенбурге и Старый музей . [4] Он выставлен в Новом музее в Берлине, где первоначально выставлялся перед Второй мировой войной . [4] Египет призвал вернуть бюст, сославшись на положения, запрещающие вывоз из Египта любых предметов, имеющих большую археологическую ценность. Египет обвиняет Борхардта в том, что он «завернул бюст, чтобы скрыть его ценность, и вывез его контрабандой из страны». [5]
Бюст Нефертити стал не только определяющей эмблемой Древнего Египта, но и символом влияния, которое европейский колониализм оказал на историю и культуру Египта. Он стал предметом спора между Египтом и Германией по поводу требований Египта о его репатриации , который начался в 1924 году, когда бюст был впервые показан публике, и в более общем плане вызвал дискуссии о роли музеев в уничтожении колониализма. [6] Сегодня Египет продолжает требовать репатриации бюста, в то время как немецкие чиновники и Берлинский музей заявляют о своем праве собственности, ссылаясь на официальный протокол, подписанный немецкими археологами и возглавляемой Францией Службой египетских древностей того времени.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Нефертити (что означает «прекрасная вышла») была Великой королевской женой (главной супругой) египетского фараона Эхнатона из восемнадцатой династии Египта в 14 веке до нашей эры . Эхнатон положил начало новой монотеистической форме поклонения под названием Атенизм, посвященной солнечному диску Атону . [7] О Нефертити известно немного. Теории предполагают, что она могла быть египетской королевской особой по происхождению, иностранной принцессой или дочерью высокопоставленного правительственного чиновника по имени Ай , который стал фараоном после Тутанхамона . Возможно, она была соправителем Египта вместе с Эхнатоном, который правил с 1352 по 1336 год до нашей эры. [7] Нефертити родила Эхнатону шесть дочерей, одна из которых, Анхесенпаатен (переименованная в Анхесенамон после подавления культа Атона), вышла замуж за Тутанхамона, пасынка Нефертити. Хотя когда-то считалось, что Нефертити исчезла на двенадцатом году правления Эхнатона из-за ее смерти или потому, что она взяла новое имя, она все еще была жива на шестнадцатом году правления своего мужа, согласно надписи на известняковом карьере, найденной в Дайр-Абу-Хиннисе. [8] «на восточном берегу Нила, примерно в десяти километрах [6 милях] к северу от Амарны », в сегодняшней провинции Аль-Минья . [9] Нефертити, возможно, стала самостоятельным фараоном на короткое время после смерти мужа. [7] [10]
Считается, что бюст Нефертити был создан около 1345 года до нашей эры скульптором Тутмосом . [7] [11] На бюсте нет никаких надписей, но его можно с уверенностью идентифицировать как Нефертити по характерной короне, которую она носит на других сохранившихся (и четко обозначенных) изображениях, например, «домашнем алтаре». [12]
Открытие и вывоз из Египта
[ редактировать ]Бюст был найден 6 декабря 1912 года в Амарне археологической группой, финансируемой Немецкой восточной компанией ( Deutsche Orient-Gesellschaft – DOG), добровольной ассоциацией, основанной одним из самых богатых людей Пруссии Джеймсом Саймоном . [5] который вывез более 20 000 артефактов из Египта и Ирака, [13] [5] Группу возглавил немецкий археолог Людвиг Борхардт . Бюст был найден в бывшей мастерской скульптора Тутмоса вместе с другими незаконченными бюстами Нефертити. [14] [15] Дневник Борхардта представляет собой основной письменный отчет о находке; он отмечает: «Внезапно в наших руках оказалось самое живое египетское произведение искусства. Вы не можете описать его словами. Вы должны это увидеть». [16]
Документ 1924 года, найденный в архивах German Oriental Company, напоминает о встрече Борхардта 20 января 1913 года с высокопоставленным египетским чиновником. [ ВОЗ? ] обсудить раздел археологических находок 1912 года между Германией и Египтом. По словам секретаря Немецкой восточной компании (который был автором документа и присутствовал на встрече), Борхардт «хотел сохранить бюст для нас», имея в виду Германию. [17] [18]
Филипп Ванденберг описывает кражу как «авантюрную и не поддающуюся никакому сравнению». [19] Журнал Time включил его в список «10 самых разграбленных артефактов». [20] Борхардт показал главному французскому инспектору по антиквариату Египта Гюставу Лефевре фотографию бюста, «который не показал Нефертити в ее лучшем свете». Когда Лефебр осматривал найденные в ходе расследования артефакты, бюст уже был завернут в коробку и стоял в тускло освещенной комнате. Неизвестно, «потрудился ли Лефев вытащить бюст из коробки». Борхардт также ошибочно утверждал, что бюст был сделан из гипса , а не из известняка. Немецкое восточное общество утверждает, что находки, найденные при раскопках, были разделены справедливо, отмечая, что Нефертити находилась на вершине списка обмена и что «инспектор мог в то время внимательно все рассмотреть». [18] [21]
Описание и исследования
[ редактировать ]Бюст имеет высоту 48 сантиметров (19 дюймов) и весит около 20 килограммов (44 фунта). Он изготовлен из известнякового ядра, покрытого слоями окрашенной штукатурки . Лицо полностью симметрично и почти не повреждено, но на левом глазу отсутствует инкрустация, присущая правому. [22] [23] Радужная оболочка правого глаза изготовлена из кварца , окрашена черной краской и зафиксирована пчелиным воском. Фон глазницы представляет собой некрашеный известняк. Нефертити носит свою характерную синюю корону, известную как «корона-шапочка Нефертити», с золотой диадемой, обвивающей ее как горизонтальные ленты и соединяющейся сзади, и уреем ( коброй), который теперь сломан, над ее лбом. Она также носит широкий воротник с цветочным узором. [24] Уши немного повреждены. [23] В книге Гарднера «Искусство сквозь века» предполагается, что «этим элегантным бюстом Тутмос, возможно, намекал на тяжелый цветок на его тонком гладком стебле, преувеличивая вес коронованной головы и длину почти змеиной шеи». [25]
По мнению Дэвида Сильвермана , бюст отражает классический египетский художественный стиль, отличающийся от «эксцентричности» художественного стиля Амарны , который получил развитие во времена правления Эхнатона. Точная функция бюста неизвестна, хотя предполагается, что бюст может быть моделью скульптора , которая будет использоваться в качестве основы для других официальных портретов, хранящихся в мастерской художника. [26]
Цвета
[ редактировать ]Борхардт заказал химический анализ цветных пигментов головы. Результат экспертизы был опубликован в книге «Портрет королевы Нофретете» в 1923 году: [27]
- Синий: порошкообразная фритта , окрашенная оксидом меди.
- Цвет кожуры (светло-красный): мелкий известковый шпат, окрашенный красным мелом ( оксид железа ).
- Желтый: аурипигмент ( сульфид мышьяка ).
- Зеленый: порошкообразная фритта, окрашенная оксидами меди и железа.
- Черный: уголь с воском в качестве связующего.
- Белый: мел
Отсутствует левый глаз
[ редактировать ]Когда бюст был впервые обнаружен, кварца, изображающего радужную оболочку левого глазного яблока, не было, как и в другом глазу, и ничего не было найдено, несмотря на интенсивные поиски и значительное вознаграждение в размере 1000 фунтов стерлингов, назначенное за информацию о его местонахождении. [28] Борхардт предположил, что кварцевая ириса выпала, когда мастерская Тутмоса пришла в упадок. [29] Отсутствие глаза привело к предположению, что Нефертити, возможно, страдала от офтальмологической инфекции и потеряла левый глаз, хотя наличие радужной оболочки в других ее статуях противоречило этой возможности. [30]
Дитрих Вильдунг предположил, что бюст в Берлине был образцом для официальных портретов и использовался мастером-скульптором для обучения своих учеников вырезанию внутренней структуры глаза, поэтому левая радужная оболочка не была добавлена. [31] «Искусство сквозь века» Гарднера и Сильверман высказывают аналогичную точку зрения, согласно которой бюст намеренно остался незавершенным. [23] [25] Захи Хавасс , бывший государственный министр Египта по делам древностей, предположил, что Тутмос создал левый глаз, но позже он был уничтожен. [32]
КТ
[ редактировать ]Впервые бюст был просканирован компьютерной томографией в 1992 году, при этом в результате сканирования были получены поперечные сечения бюста каждые пять миллиметров (0,20 дюйма). [33] [34] В 2006 году Дитрих Вильдунг, директор берлинского Египетского музея, пробуя другое освещение в Старом музее , где тогда был выставлен бюст, заметил морщины на шее Нефертити и мешки под ее глазами, что позволяет предположить, что скульптор пытался изобразить признаки старения. . КТ подтвердила выводы Вильдунга; Тутмос добавил гипс под щеки и глаза, пытаясь усовершенствовать свою скульптуру. [31]
Компьютерная томография, проведенная в 2006 году под руководством Александра Хуппертца, директора Института визуализации в Берлине, выявила морщинистое лицо Нефертити, вырезанное во внутренней части бюста. [34] Результаты были опубликованы в журнале Radiology за апрель 2009 года . [35] Сканирование показало, что Тутмос поместил слои различной толщины поверх известнякового ядра. На внутренней стороне лица имеются складки вокруг рта и щек, а также припухлость на носу. Складки и горбинка на носу выравниваются крайним штукатурным слоем. По мнению Хуппертца, это может отражать «эстетические идеалы эпохи». [11] [36] Сканирование 2006 года обеспечило большую детализацию, чем сканирование 1992 года, обнаружив тонкие детали всего на 1–2 миллиметра (0,039–0,079 дюйма) под штукатуркой. [33]
Более поздняя история
[ редактировать ]Бюст стал «одним из самых почитаемых и наиболее копируемых изображений Древнего Египта», а также звездной выставкой, используемой для продажи берлинских музеев . [37] Его считают «символом международной красоты». [38] [31] [39] «Бюст, изображающий женщину с длинной шеей, изящно изогнутыми бровями, высокими скулами, тонким носом и загадочной улыбкой на красных губах, сделал Нефертити одним из самых красивых лиц древности». [31] Его описывают как самый известный бюст древнего искусства, сравнимый разве что с маской Тутанхамона . [24]
Нефертити стала иконой культуры Берлина . [14] Ежегодно ее видят около 500 000 посетителей. [18] Бюст описывается как «самое известное произведение искусства Древнего Египта , возможно, всей древности ». [40] Ее лицо изображено на открытках Берлина и немецких почтовых марках 1989 года. [39] [41]
Места в Германии
[ редактировать ]Бюст находится в Германии с 1913 года. [17] когда его отправили в Берлин и подарили Джеймсу Саймону , оптовому торговцу и спонсору раскопок Амарны. [15] Он выставлялся в резиденции Саймона до 1913 года, когда Саймон одолжил бюст и другие артефакты из раскопок Амарны Берлинскому музею. [42] Хотя остальная часть коллекции Амарны бюст держался в секрете была выставлена в 1913–1914 годах, по просьбе Борхардта . [19] В 1918 году музей обсуждал публичную экспозицию бюста, но по требованию Борхардта снова держал это в тайне. [42] В 1920 году он был передан в дар музею на постоянной основе. В 1923 году бюст был представлен публике в трудах Борхардта; в 1924 году он был выставлен публике как часть Египетского музея в Берлине . [19] [42] Бюст произвел фурор, быстро став всемирно известным символом женской красоты и одним из наиболее общепризнанных артефактов, сохранившихся из Древнего Египта. Бюст выставлялся в берлинском Новом музее на Музейном острове до закрытия музея в 1939 году; с началом Второй мировой войны берлинские музеи были опустошены, а экспонаты перевезены в укрытия для хранения. [15] Первоначально хранившийся в подвале Прусского правительственного банка, бюст осенью 1941 года был перенесен на башню зенитного бункера в Берлине. [42] Новый музей пострадал от бомбардировок Королевских ВВС в 1943 году . [43] 6 марта 1945 года бюст был перенесен в немецкую соляную шахту Меркерс -Кизельбах в Тюрингии . [15]
В марте 1945 года бюст был найден американской армией и передан в отдел памятников, изобразительного искусства и архивов . Его перевезли в Рейхсбанк во Франкфурте и в августе отправили в Центральный сборный пункт США в Висбадене , где с 1946 года он был выставлен на всеобщее обозрение. [15] [42] Он оставался выставленным в Музее Висбадена в течение десяти лет, прежде чем в 1956 году его перевезли в Западный Берлин . [15] где он был выставлен в музее Далема . Еще в 1946 году Восточная Германия (Германская Демократическая Республика) настаивала на возвращении бюста на Музейный остров в Восточном Берлине , где он выставлялся до войны. [15] [42] В 1967 году бюст был перенесен в Египетский музей в районе Шарлоттенбург в Берлине и оставался там до 2005 года, когда его перевезли в Старый музей . [42] Бюст вернулся в Новый музей в качестве центрального экспоната, когда музей вновь открылся в октябре 2009 года. [38] [43] [44]
Споры
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Бюст Нефертити Тутмоса (период Амарны) , Smarthistory [45] |
Запросы на репатриацию в Египет
[ редактировать ]С момента официального открытия бюста в Берлине в 1924 году египетские власти потребовали его возвращения Египту. [14] [42] [46] В 1925 году Египет пригрозил запретить немецкие раскопки в Египте, если бюст не будет возвращен. В 1929 году Египет предложил обменять бюст на другие артефакты, но Германия отказалась.
Хотя Германия ранее решительно выступала против репатриации, в 1933 году Герман Геринг рассматривал возвращение бюста египетскому королю Фуаду I как политический жест. Гитлер выступил против этой идеи и заявил египетскому правительству, что построит новый египетский музей Нефертити. «В середине будет возведено на трон это чудо, Нефертити», — сказал Гитлер. «Я никогда не откажусь от головы королевы». [38] [46] Пока бюст находился под контролем Америки, Египет обратился к Соединенным Штатам с просьбой передать его; США отказались и посоветовали Египту обсудить этот вопрос с новыми властями Германии. [42] В 1950-х годах Египет снова попытался инициировать переговоры, но ответа со стороны Германии не последовало. [42] [46] В 1989 году президент Египта Хосни Мубарак, осмотрев бюст, объявил Нефертити «лучшим послом Египта» в Берлине. [42]
Египетский археолог , египтолог и бывший государственный министр по делам древностей Захи Хавасс считал, что бюст принадлежит Египту и что он был вывезен из Египта незаконно и поэтому должен быть возвращен. Он придерживался позиции, что египетские власти были введены в заблуждение по поводу приобретения бюста в 1913 году, и потребовал, чтобы Германия доказала, что он был вывезен на законных основаниях. [17] [47] По словам Курта Зира, еще одним аргументом в пользу репатриации является то, что «археологические находки имеют свой «дом» в стране происхождения и должны сохраняться в этой стране». [48] Вопрос о репатриации снова возник в 2003 году из-за скульптуры «Тело Нефертити» . В 2005 году Хавасс обратился к ЮНЕСКО с просьбой вернуть бюст. [49]
В 2007 году Хавасс пригрозил запретить выставки египетских артефактов в Германии, если бюст не будет одолжен Египту, но безрезультатно. Он также призвал во всем мире бойкотировать кредиты немецким музеям, чтобы начать то, что он назвал «научной войной». Хавасс хотел, чтобы Германия одолжила бюст Египту в 2012 году для открытия нового Большого египетского музея возле Великих пирамид Гизы. [37] запустила кампанию под названием «Путешествия Нефертити» Одновременно культурная ассоциация CulturCooperation, базирующаяся в Гамбурге , Германия, . Они раздали открытки с изображением бюста и надписью «Вернуть отправителю» и написали открытое письмо министру культуры Германии Бернду Нойману, поддерживая мнение о том, что Египту следует передать бюст в аренду. [39] [50] В 2009 году, когда бюст был перенесен обратно в Новый музей, целесообразность его местоположения в Берлине была поставлена под сомнение.
Несколько немецких искусствоведов попытались опровергнуть все утверждения Хавасса, ссылаясь на документ 1924 года, в котором обсуждался пакт между Борхардтом и властями Египта. [17] [18] Немецкие власти также утверждают, что бюст слишком хрупкий для транспортировки и что юридические аргументы в пользу репатриации необоснованны. По данным The Times , Германия может быть обеспокоена тем, что предоставление бюста Египту будет означать его безвозвратный отъезд из Германии. [38] [37]
В декабре 2009 года Фридерика Зейфрид, директор Берлинского Египетского музея и коллекции папирусов, представила египтянам хранящиеся в музее документы об обнаружении бюста, в том числе протокол, подписанный немецким экскаватором и Службой египетских древностей . В документах бюст значился как раскрашенный гипсовый бюст принцессы, но в дневнике Борхардт явно называл его головой Нефертити. "Это доказывает, что Борхардт написал это описание для того, чтобы его страна могла получить статую", - сказал Хавасс. «Эти материалы подтверждают утверждение Египта о том, что (он) действовал неэтично с намерением обмануть». Однако Хавасс заявил, что Египет не считает этот бюст разграбленной древностью. «Я действительно хочу вернуть его», — сказал он. [37] В его заявлении также говорится, что полномочия одобрить возвращение бюста в Египет принадлежат Фонду прусского культурного наследия и министру культуры Германии. [51]
Обвинения в подлинности
[ редактировать ]Книга на французском языке Le Buste de Nefertiti – une Imposture de l'Egyptologie? ( «Бюст Нефертити – мошенничество в египтологии? ») швейцарского историка искусства Анри Стирлина , а также книга «Недостающее звено в археологии» берлинского автора и историка Эрдогана Эрдживана утверждали, что бюст был современной подделкой. Стирлин утверждает, что Борхардт, возможно, создал бюст для проверки древних пигментов, и что, когда бюстом восхищался принц Иоганн Георг Саксонский , Борхардт притворился подлинным, чтобы не обидеть принца. Стирлин утверждает, что отсутствие левого глаза бюста было бы признаком неуважения в Древнем Египте, что никакие научные записи о бюсте не появляются до тех пор, пока не прошло 11 лет после его предполагаемого открытия в 1923 году, и, хотя пигменты краски древние, внутренняя часть известняка ядро никогда не было датировано. Французские археологи, присутствовавшие на этом месте, также никогда не упоминали об этой находке, как и письменные отчеты о раскопках. Стирлин отметил, что археолог «даже не удосужился предоставить описание, что удивительно для исключительной работы, найденной нетронутой». [52] Эрдживан предполагает, что моделью бюста была жена Борхардта, и оба автора утверждают, что он не был показан публике до 1924 года, поскольку это была подделка. [16] Другая теория предполагала, что существующий бюст был изготовлен в 1930-х годах по приказу Гитлера, а оригинал был утерян во время Второй мировой войны. [21]
Ученые, изучавшие скульптуру, обнаружили, что пигменты, использованные на бюсте, соответствуют тем, которые использовали древнеегипетские ремесленники. [53] Химический анализ красителей и пигментов первоначально был проведен Фридрихом Ратгеном и представлен в книге Борхардта «Портрет королевы Нофретете» (1923). [53] Они соответствовали изображениям на картинах XVIII династии, а более поздний анализ, проведенный Швейцарским федеральным технологическим институтом, подтвердил результаты в 1982 году. [53] Бюст также имеет сходство с другими незаконченными, но узнаваемыми бюстами царицы Нефертити. [53]
2006 года Компьютерная томография , обнаружившая «скрытое лицо» Нефертити, доказала, по данным Science News , что бюст был подлинным. [21]
В 2009 году директор Берлинского Египетского музея Дитрих Вильдунг отверг обвинения в подделке. Он заявил, что это был рекламный ход, добавив, что радиологические тесты, подробная компьютерная томография и анализ материалов подтверждают его подлинность. [16]
Египетские власти также отвергли теорию Стирлина, при этом Хавасс заметил, что «Штирлин не историк. Он в бреду». Хотя Стирлин утверждал, что «египтяне режут плечи горизонтально», а у Нефертити плечи были вертикальными, Хавасс сказал, что новый стиль, наблюдаемый в бюсте, является частью изменений, внесенных Эхнатоном, мужем Нефертити. Хавасс также утверждал, что Тутмос создал глаз, но позже он был уничтожен. [32]
Тело Нефертити
[ редактировать ]В 2003 году Египетский музей в Берлине разрешил дуэту венгерских художников « Маленькая Варшава» , Андрашу Галику и Балинту Хавасу разместить бюст на почти обнаженной бронзовой женской фигуре для видеоинсталляции, которая будет показана на фестивале современного искусства Венецианской биеннале . Художники заявили, что проект под названием «Тело Нефертити» был попыткой отдать дань уважения бюсту. По словам Вильдунга, это показало «постоянную актуальность древнего мира для сегодняшнего искусства». [54] Представители египетской культуры заявили, что это позорит «один из величайших символов истории их страны» и запретили Вильдунгу и его жене дальнейшие исследования в Египте. [37] [54] [55] Министр культуры Египта Фарук Хосни заявил, что Нефертити «не в надежных руках», и хотя Египет не возобновил свои требования о реституции «из-за хороших отношений с Германией», такое «недавнее поведение» было неприемлемо. [42]
3D скан бюста
[ редактировать ]В 2016 году в Египетский музей был сделан запрос на свободу информации о доступе к полноцветному сканированию бюста, сделанному музеем 10 лет назад. Музей отклонил запрос, сославшись на влияние на доходы сувенирного магазина. В конце концов Фонд прусского культурного наследия, курирующий музей, опубликовал файл, который теперь доступен. [56] (не напрямую из музея), однако спорно прикрепил авторские права к произведению, находящемуся в общественном достоянии. [57]
Культурное значение
[ редактировать ]В 1930 году немецкая пресса описала бюст как своего нового монарха, олицетворив его королевой. Будучи «самым драгоценным камнем в оправе диадемы » из художественных сокровищ « Прусской Германии », Нефертити восстановила имперскую немецкую национальную идентичность после 1918 года. [58] Гитлер назвал бюст «уникальным шедевром, украшением, настоящим сокровищем» и пообещал построить для него музей. [16] К 1970-м годам бюст стал вопросом национальной идентичности обоих немецких государств , Восточной Германии и Западной Германии , созданных после Второй мировой войны. [58] В 1999 году бюст появился на предвыборном плакате зеленой политической партии Bündnis 90/Die Grünen как обещание космополитической и мультикультурной среды с лозунгом «Сильные женщины для Берлина!» [41] По словам Клаудии Брегер, еще одной причиной того, что бюст стал ассоциироваться с немецкой национальной идентичностью, было его место как конкурента Тутанхамона , найденного британцами , которые тогда эффективно контролировали Египет. [41]
Бюст оказал влияние на массовую культуру: Джека Пирса на создание грима для прически Эльзы Ланчестер в фильме «Невеста Франкенштейна» . он вдохновил [59]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нефертити – Древняя история» . History.com . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ eV, Ассоциация по продвижению Египетского музея и коллекции папирусов в Берлине. «Нефертити: (Общество содействия египетскому музею в Берлине)» . www.egyptian-museum-berlin.com . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Конрад, Себастьян (2024). «Создание мировой иконы: карьера Нефертити в двадцатом веке» . Глобальная интеллектуальная история : 1–32. дои : 10.1080/23801883.2024.2303074 . ISSN 2380-1883 .
- ^ Jump up to: а б с Тхарур, Ишаан. «Бюст Нефертити: Вспоминая знаменитую царицу Древнего Египта» . Время . ISSN 0040-781X . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Египет возобновляет требования вернуть бюст Нефертити из Германии – Al-Monitor: независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке» . www.al-monitor.com . Октябрь 2020 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Даймонд, Келли-Энн (6 апреля 2019 г.). «ИГРАЮТ ЛИ МУЗЕИ РОЛЬ В ИСКАЖЕНИИ КОЛОНИАЛИЗМА?» . Оглядываясь назад . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Марьялиса Якутчик. «Кем была Нефертити?» . Канал Дискавери . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ↑ Афина ван дер Перре, граффито Эхнатона 16-го года в Дайр Абу Хиннис. Вклад в изучение последних лет Нефертити, Журнал истории Египта (JEH) 7 (2014), стр. 67–108.
- ^ Перре, Афина Ван дер. «А. ВАН ДЕР ПЕРРЕ, «Последнее задокументированное упоминание Нефертити [на данный момент]», в книге Ф. Сейфрида (ред.) В свете Амарны. 100 лет открытия Нефертити, (Берлин, 2012), 195–197» – на сайте academia.edu.
- ^ Сильверман, Вегнер, Вегнер, стр. 130–33.
- ^ Jump up to: а б Кристин Делл'Амор (30 марта 2009 г.). «Настоящее морщинистое лицо Нефертити найдено в знаменитом бюсте?» . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 года . Проверено 16 ноября 2009 г.
- ^ Шарлотта Бут (2007). Древние египтяне для чайников . для чайников. ISBN 978-0-470-06544-0 .
- ^ «Гиперболическая филантропия Джеймса Саймона» . Форвард . 9 января 2009 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Брегер п. 285
- ^ Jump up to: а б с д и ж г См. стр. 115
- ^ Jump up to: а б с д Коннолли, Кейт (7 мая 2009 г.). «Это Нефертити – или столетняя подделка?» . Хранитель . Лондон . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Демпси, Джуди (18 октября 2009 г.). «3500-летняя королева вызывает раскол между Германией и Египтом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Археологические споры: обманула ли Германия, чтобы получить бюст Нефертити?» . Шпигель онлайн . 10 февраля 2009 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Брегер п. 286
- ^ «10 самых разграбленных артефактов» . Время . 5 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2020 г. . Проверено 24 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Скрытое лицо Нефертити доказывает, что берлинский бюст не является подделкой Гитлера» . Новости науки . 27 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2012 года . Проверено 23 ноября 2009 г. Для фотографий, «Скрытое лицо Нефертити доказывает, что знаменитый берлинский бюст не является подделкой Гитлера» . 3 апреля 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ Хорст Вольдемар Янсон; Энтони Ф. Янсон (2003). История искусства: западная традиция . Прентис Холл PTR. ISBN 978-0-13-182895-7 .
- ^ Jump up to: а б с Сильверман, Вегнер, Вегнер, стр. 21, 113.
- ^ Jump up to: а б Шульц. Египет, мир фараонов: Мир фараонов . Американский университет в Каире Press. п. 203. ИСБН 978-977-424-661-6 .
- ^ Jump up to: а б Хелен Гарднер (2006). «Искусство Древнего Египта» . Искусство Гарднера сквозь века : западная перспектива . Cengage Обучение. п. 64. ИСБН 978-0-495-00478-3 .
- ^ Сильверман, Дэвид П. (1997). Древний Египет . США: Издательство Оксфордского университета. п. 221. ИСБН 0-19-521952-Х .
- ^ Рудольф Антес (1961). Нофретете — голова королевы Нофретете . Манн, Берлин: Verlag Gebr. п. 6.
- ^ Маттиас Шульц (2012). «Похищенная королева (нем.)». Der Spiegel (3 декабря 2012 г.): 128.
- ^ Джойс А. Тилдесли, Нефертити: царица солнца Египта , Викинг, 1999, с. 196.
- ^ Фред Гладстон Брэттон, История египетской археологии , Хейл, 1968, с. 223
- ^ Jump up to: а б с д Лоренци, Р. (5 сентября 2006 г.). «Ученый: Нефертити была стареющей красавицей» . Новости Дискавери . Канал Дискавери . стр. 1–2 . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сабо, Кристофер (12 мая 2009 г.). «Египетский мусор» утверждает, что бюст Нефертити «подделка » . DigitalJournal.com .
- ^ Jump up to: а б Патрик МакГроарти (31 марта 2009 г.). «Бюст Нефертити имеет два лица» . Новости Дискавери . Канал Дискавери . стр. 1–2 . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Для сравнительного анализа КТ 1992 и 2006 годов: Бернхард Иллерхаус; Андреас Стауде; Дитмар Майнель (2009). «Неразрушающий анализ композиции скульптуры египетской царицы Нефертити с помощью компьютерной томографии и зависимость поверхности объекта от обработки изображения» (PDF) . База данных неразрушающего контроля и электронный журнал неразрушающего контроля.
- ^ Александр Хупперц, А; Дитрих Вильдунг; Барри Дж. Кемп ; Таня Нентвиг; Патрик Асбах; Франц Максимилиан Роше; Бернд Хамм (апрель 2009 г.). «Неразрушающее исследование композиции скульптуры египетской царицы Нефертити с помощью компьютерной томографии». Радиология . 251 (1). Радиологическое общество Северной Америки : 233–240. дои : 10.1148/radiol.2511081175 . ПМИД 19332855 .
- ^ «Скрытое лицо в бюсте Нефертити, исследованное с помощью компьютерной томографии» . Наука Дейли . 8 апреля 2009 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэн Моррисон (18 апреля 2007 г.). «Египет обещает начать научную войну, если Германия не одолжит Нефертити» . Национальные географические новости . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 25 января 2010 года . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роджер Бойс (20 октября 2009 г.). «Новый музей отказывается вернуть египетскому музею бюст царицы Нефертити» . Таймс . Лондон . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Мур, Тристана (7 мая 2007 г.). «Ссора из-за бюста Нефертити продолжается» . Новости Би-би-си . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ См. стр. 114.
- ^ Jump up to: а б с Брегер п. 292
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Бюст Нефертити: хронология» . Сайт кампании «Нефертити путешествует» . Культурное сотрудничество. 2007. Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Тони Патерсон (17 октября 2009 г.). «Царица Нефертити снова правит в возрожденном музее Берлина» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Изабель де Поммеро (2 ноября 2009 г.). «Германия: пора египетскому бюсту Нефертити вернуться домой?» . Христианский научный монитор . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ «Бюст Нефертити Тутмоса (период Амарны)» . Smarthistory в Академии Хана . Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с См. стр. 116
- ^ Киммельман, Майкл (23 октября 2009 г.). «Когда древние артефакты становятся политическими пешками» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 ноября 2009 г.
- ^ Зьер, стр. 133–4.
- ^ Эль-Ареф, Невин (14–20 июля 2005 г.). «Список пожеланий по антиквариату» . Еженедельник Аль-Ахрам (751). Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 года.
- ^ «Нефертити путешествует» . Культурное сотрудничество. 2007. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Диб, Сара Эл (20 декабря 2009 г.). «Начальник древностей Египта требует бюст Нефертити» . Boston.com – через The Boston Globe.
- ↑ «Фальшивые» заявления по поводу бюста Нефертити (8 мая 2009 г.) http://news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/arts_and_cultural/8038097.stm BBC News
- ^ Jump up to: а б с д Видеманн, Х.Г.; Байер, Г. (1 апреля 1982 г.). «Бюст Нефертити» . Аналитическая химия . 54 (4): 619–628. дои : 10.1021/ac00241a001 . ISSN 0003-2700 .
- ^ Jump up to: а б ХЬЮ ИКИН (21 июня 2003 г.). «Бюст Нефертити получает тело, оскорбляющее египтян» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Изображение «Тела Нефертити» см. «Бюст Нефертити получает тело, оскорбляющее египтян: проблемное сопоставление» . Нью-Йорк Таймс . 21 июня 2003 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ «БЮСТ НЕФЕРТИТИ, результаты FOIA от CosmoWenman» .
- ^ «Немецкий музей пытался спрятать этот потрясающий 3D-скан культового египетского артефакта. Сегодня вы можете увидеть его впервые» . 13 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Брегер п. 291
- ^ Элизабет Янг, «А вот и невеста: свадебный пол и раса в «Невесте Франкенштейна»»; Феминистские исследования , Том. 17, 1991. 35 стр.
- Книги
- Антес, Рудольф (1961). Нофретете — голова королевы Нофретете . Гебр. Манн.
- Брегер, Клаудия (2006). «Бюст Нефертити «Берлин» . В Регине Шульте (ред.). Тело королевы: пол и правление в куртуазном мире, 1500–2000 гг . Книга Бергана. ISBN 1-84545-159-7 .
- Зир, Курт Г. (август 2006 г.). «Прекрасная пришла – вернуться» . В Джоне Генри Мерримане (ред.). Империализм, искусство и реституция . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85929-8 .
- Сильверман, Дэвид П.; Вегнер, Йозеф Уильям; Вегнер, Дженнифер Хаузер (2006). Эхнатон и Тутанхамон: революция и реставрация . Пенсильванский университет, Музей археологии. ISBN 978-1-931707-90-9 .
- Тилдесли, Джойс (2018). Лик Нефертити: Создание иконы . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-98375-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Произведения XIV века до н.э.
- Археологические открытия 1912 года.
- 1912 год в науке
- Археологические артефакты
- Археологические споры
- Бюсты в Германии
- Культурные изображения Нефертити
- Египтологические предметы в Государственных музеях Берлина
- Скульптуры из известняка
- Скульптуры Древнего Египта
- Скульптуры в государственных музеях Берлина
- Скульптуры женщин в Германии
- Лепные скульптуры
- Археологические открытия в Египте
- Амарна