HMS Индевор
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Стараться |
Оператор | Томас Миллнер, Королевский флот , Дж. Мэзер |
Строитель | Томас Фишберн , Уитби [2] |
Запущен | Июнь 1764 г. |
Приобретенный | 28 марта 1768 года как граф Пембрук. [1] |
Введен в эксплуатацию | 26 мая 1768 г. |
Выведен из эксплуатации | Сентябрь 1774 г. |
Не работает | Март 1775 г., продан. |
Переименован | Лорд Сэндвич , февраль 1776 г. |
Порт приписки | Плимут , Великобритания |
Судьба | Затоплен, Ньюпорт, Род-Айленд , 1778 год. |
Общие характеристики [3] | |
Класс и тип | Лаять |
Тонны нагрузки | 366 49 ⁄ 94 ( м.м. ) [4] |
Длина | 97 футов 8 дюймов (29,77 м) [4] [а] |
Луч | 29 футов 2 дюйма (8,89 м) [4] |
Глубина захвата | 11 футов 4 дюйма (3,45 м) [4] |
План паруса |
|
Скорость | максимум от 7 до 8 узлов (от 13 до 15 км/ч) |
Лодки и пристань судно перевозилось | ял , пиннас , баркас , две лодки |
Дополнить | |
Вооружение | 10 4-фунтовых орудий , 12 поворотных орудий |
HMS Индевор [б] Британского Королевского флота — исследовательское судно , которым лейтенант Джеймс Кук командовал на Таити , в Новую Зеландию и Австралию во время своего первого открытия с 1768 по 1771 год.
Он был спущен на воду в 1764 году как угольщик «Граф Пембрук» , а ВМФ купил его в 1768 году для научной миссии в Тихий океан и для исследования морей в поисках предполагаемой Terra Australis Incognita или «неизвестной южной земли». По поручению « Барк Его Величества Индевор » он покинул Плимут в августе 1768 года, обогнул мыс Горн и достиг Таити как раз вовремя, чтобы наблюдать прохождение Венеры через Солнце в 1769 году. Затем она отправилась в практически неизведанный океан на юге, остановившись у островов Хуахине , Бора-Бора и Райатеа к западу от Таити, чтобы позволить Куку заявить права на них для Великобритании. В сентябре 1769 года он бросил якорь у Новой Зеландии, став первым европейским судном, достигшим островов после Абеля Тасмана 127 «Хемскерка» лет назад.
В апреле 1770 года «Индевор» стал первым европейским кораблем, достигшим восточного побережья Австралии, а Кук сошёл на берег в месте, известном сейчас как залив Ботани . Затем «Индевор» поплыл на север вдоль австралийского побережья. Она едва избежала катастрофы после того, как села на мель на Большом Барьерном рифе , и Куку пришлось выбросить ее оружие за борт, чтобы облегчить ее. «Индевор» был выброшен на берег материковой Австралии на семь недель, чтобы провести ремонт корпуса. Возобновив свое путешествие, она в октябре 1770 года, хромая, прибыла в порт Батавии , а ее команда поклялась хранить в тайне информацию о землях, которые они посетили. Из Батавии «Индевор» продолжил путь на запад, 13 марта 1771 года обогнул мыс Доброй Надежды и 12 июля достиг английского порта Дувр , пробыв в море почти три года.
После своего путешествия по Тихому океану корабль был практически забыт, и следующие три года он провел, перевозя войска и грузы на Фолклендские острова и обратно . Он был переименован в 1775 году после продажи в частные руки и использовался для перевозки леса из Балтики. Повторно нанятый в качестве британского военного транспорта во время американской войны за независимость , он был наконец затоплен во время блокады залива Наррагансетт , Род-Айленд, в 1778 году. Исторические свидетельства указывают на то, что корабль был затоплен к северу от Козьего острова в гавани Ньюпорта вместе с четырьмя другими Британские транспорты. [9]
Реликвии «Индевора» , включая якорь и шесть ее пушек, выставлены в морских музеях по всему миру. Копия Endeavour была спущена на воду в 1994 году и пришвартована рядом с Австралийским национальным морским музеем в гавани Сиднея. В честь корабля названы многочисленные географические объекты, в том числе река Индевор и риф Индевор , а также три космических корабля . Корабль изображен на новозеландской монете в пятьдесят центов .
Строительство
[ редактировать ]Первоначально Endeavour был торговым угольщиком Earl of Pembroke , построенным Томасом Фишберном для Томаса Миллнера и спущенным на воду в июне 1764 года из угольного и китобойного порта Уитби в Северном райдинге Йоркшира . [5] Она принадлежала к типу, известному среди местных жителей как « Кот Уитби ». Оно было прочно построено, оснащено корабельным вооружением, имело широкий плоский нос , квадратную корму и длинный коробчатый корпус с глубоким трюмом . [10]
Конструкция с плоским дном делала ее хорошо подходящей для плавания на мелководье и позволяла выбрасывать ее на берег для погрузки и разгрузки грузов, а также для капитального ремонта без необходимости использования сухого дока . Ее корпус , внутренние полы и ягодицы были построены из традиционного белого дуба , киль и кормовая стойка — из вяза , а мачты — из сосны и ели . [11] На чертежах корабля также показан двойной кильсон для фиксации киля, флоров и шпангоутов на месте. [12]
Существует неопределенность относительно высоты ее стоящих мачт, поскольку на сохранившихся схемах « Индевора» изображен только корпус судна, а не план мачты. [13] Хотя ее грот- и фок-мачты были стандартными для ее верфи и той эпохи, [14] аннотация к одному сохранившемуся плану корабля в Национальном морском музее в Гринвиче. [15] Бизань обозначается как «16 ярдов 29 дюймов» (15,4 м). [13] Если это правильно, это привело бы к странно укороченной мачте на целых 9 футов (2,7 м) короче, чем военно-морские стандарты того времени. [16] [17] Исследования конца двадцатого века показывают, что аннотация может быть ошибкой транскрипции, поскольку истинным значением является «19 ярдов 29 дюймов» (18,1 м). Если это так, то это будет более точно соответствовать как военно-морским стандартам, так и длине других мачт. [13]
Закупка и ремонт Адмиралтейства
[ редактировать ]16 февраля 1768 года Королевское общество обратилось к королю Георгу III с просьбой профинансировать научную экспедицию в Тихий океан для изучения и наблюдения за прохождением Венеры через Солнце в 1769 году. [18] Экспедиция получила королевское одобрение, и Адмиралтейство решило совместить научное путешествие с конфиденциальной миссией по поиску в южной части Тихого океана признаков предполагаемого континента Terra Australis Incognita (или «неизвестной южной земли»). [19]
Королевское общество предложило передать командование шотландскому географу Александру Дэлримплу , принятие которого было обусловлено получением бревета в качестве капитана Королевского флота. Первый лорд Адмиралтейства Эдвард Хоук отказался, даже заявив, что скорее отрежет себе правую руку, чем отдаст командование военным кораблем человеку, не имеющему матросского образования. [20] Отказываясь от командования Дэлримпла, Хоук находился под влиянием предыдущего неповиновения на борту шлюпа HMS Paramour в 1698 году, когда военно-морские офицеры отказались подчиняться приказам гражданского командира Эдмонда Галлея . [20] Тупик был преодолен, когда Адмиралтейство предложило Джеймса Кука , военно-морского офицера с опытом работы в области математики и картографии . [21] Приемлемый для обеих сторон, Кук получил звание лейтенанта и был назначен командиром экспедиции. [22]
27 мая 1768 года Кук принял командование над графом Пембруком , стоимость которого в марте оценивалась в 2307 фунтов стерлингов. 5 с. 6д. но в конечном итоге был куплен за 2840 фунтов стерлингов. 10 с. 11д. и предназначен для использования в экспедиции Общества. [1] [с] Он был переоборудован в Дептфорде капитаном дока Адамом Хейсом на реке Темзе за сумму 2294 фунта стерлингов, что почти равно цене самого корабля. [24] Корпус был переконопачен и обшит медью для защиты от корабельных червей , а также установлена третья внутренняя палуба для размещения кают, порохового погреба и кладовых. [25] В новых каютах площадью около 2 квадратных метров (22 квадратных фута) каждая была выделена Куку и представителям Королевского общества: натуралисту Джозефу Бэнксу , помощникам Бэнкса Дэниелу Соландеру и Герману Сперингу , астроному Чарльзу Грину и художникам Сидни Паркинсону и Александру Бьюкену. . [26] Эти каюты окружали офицерскую кают-компанию. [27] Большая каюта в задней части палубы была спроектирована как мастерская Кука и Королевского общества. На задней нижней палубе каюты, выходящие окнами на столовую помощников капитана, были отведены лейтенантам Закари Хиксу и Джону Гору , корабельному хирургу Уильяму Монкхаусу, наводчику Стивену Форвуду, капитану корабля Роберту Молинье и капитанскому секретарю Ричарду Ортону. [28] [29] Прилегающая открытая столовая служила спальными и жилыми помещениями для морской пехоты и экипажа, а также дополнительными складскими помещениями. [27]
В качестве корабельных шлюпок были предоставлены баркас прежде , баркас и ял , хотя баркас был сгнившим, и его пришлось перестроить и покрасить свинцовыми белилами, чем его можно было поднять на борт. [30] Их сопровождали две частные лодки: одна принадлежала боцману Джону Гатри, а другая — Бэнксу. [31] Корабль также был оборудован тралом длиной 28 футов (8,5 м), позволяющим грести вперед в случае штиля или потери мачты. [26] Переоборудованное судно было введено в эксплуатацию как His Majesty's Bark the Endeavour , чтобы отличать его от четырехпушечного катера HMS Endeavour . [5]
21 июля 1768 года «Индевор» отплыл в Галлионс-Рич на Темзе, чтобы взять на себя вооружение и защитить его от потенциально враждебных туземцев с тихоокеанских островов. [30] На борт было доставлено десять 4-фунтовых пушек, шесть из которых были установлены на верхней палубе, а остальные - в трюме. Также были поставлены двенадцать поворотных орудий, закрепленных на стойках вдоль юта, бортов и носа. [32] Корабль отправился в Плимут 30 июля для доставки продовольствия и посадки экипажа из 85 человек, включая 12 морских пехотинцев . [33] двенадцать тонн чугуна Кук также приказал взять на борт в качестве парусного балласта . [10]
История обслуживания
[ редактировать ]Путешествие открытий
[ редактировать ]Внешнее путешествие
[ редактировать ]«Индевор» покинул Плимут 26 августа 1768 года, взяв с собой 18-месячный запас продовольствия для 94 человек. [34] [д] На борту находился домашний скот: свиньи, домашняя птица, две борзые и дойная коза. [36]
Первым портом захода был Фуншал на островах Мадейра , куда «Индевор» прибыл 12 сентября. Корабль переконопатили и покрасили, на борт доставили свежие овощи, говядину и воду для следующего этапа плавания. [37] В порту авария стоила жизни помощнику капитана Роберту Вейру, который запутался в якорном тросе и был утащен за борт, когда якорь был отпущен. [38] На его место Кук надавил матросом со стоявшего на якоре неподалеку американского шлюпа. [37] [и]
Затем «Индевор» продолжил свой путь на юг вдоль побережья Африки и через Атлантику в Южную Америку, прибыв в Рио-де-Жанейро 13 ноября 1768 года. На борт были доставлены свежие продукты и вода, и корабль отправился к мысу Горн , которого он достиг во время штормовой погоды 13 ноября. Январь 1769 года. Попытки обогнуть мыс в течение следующих двух дней не увенчались успехом, и «Индевор» неоднократно отбрасывался назад ветром, дождем и встречными приливами. Кук отметил, что уровень моря у мыса был достаточно большим, чтобы регулярно затоплять нос корабля, когда он спускался с гребней волн. [40] Наконец, 16 января ветер утих, и корабль смог пройти мыс и стать на якорь в заливе Хорошего Успеха на побережье Тихого океана. [40] Экипаж был отправлен за дровами и водой, а Бэнкс и его команда собрали сотни образцов растений со ледяного берега. 17 января двое слуг Бэнкса умерли от холода при попытке вернуться на корабль во время сильной метели. [41]
«Индевор» возобновил свое путешествие 21 января 1769 года, направляясь на запад-северо-запад в более теплую погоду. Она достигла Таити 10 апреля. [42] где она оставалась в течение следующих трех месяцев. Прохождение Венеры через Солнце произошло 3 июня и было замечено и записано астрономом Чарльзом Грином с Индевора палубы « » . [42]
исследование Тихого океана
[ редактировать ]Наблюдая за транзитом, «Индевор» покинул Таити 13 июля и направился на северо-запад, чтобы позволить Куку обследовать и назвать острова Общества . [43] Выход на берег произошел в Хуахине, Райатеа и Бораборе, что дало Куку возможность объявить каждую из них британской территорией. Попытка высадить лодку на южном острове Руруту была сорвана из- за сильного прибоя и каменистого берега. [44] 15 августа «Индевор» наконец повернул на юг, чтобы исследовать открытый океан в поисках Terra Australis Incognita . [43]
В октябре 1769 года «Индевор» достиг береговой линии Новой Зеландии, став первым европейским судном, сделавшим это после » Абеля Тасмана в «Хемскерка 1642 году. [43] Незнакомые с такими кораблями люди маори в первой точке высадки Кука в заливе Бедность подумали, что корабль был плавучим островом или гигантской птицей с их мифической родины, Гавайки . [7] «Индевор» провел, плавая недалеко от берега. Следующие шесть месяцев [42] в то время как Кук нанес на карту береговую линию и пришел к выводу, что Новая Зеландия состоит из двух больших островов и не является ожидаемой Terra Australis . В марте 1770 года баркас «Индевора» вынес Кука на берег, чтобы позволить ему официально провозгласить британский суверенитет над Новой Зеландией. [42] По возвращении «Индевор» возобновил свое путешествие на запад, а 19 апреля ее команда увидела восточное побережье Австралии. [45] 29 апреля он стал первым европейским судном, вышедшим на берег на восточном побережье Австралии, когда Кук высадил одну из лодок корабля на южном берегу того, что сейчас известно как залив Ботани , Новый Южный Уэльс . [46]
Кораблекрушение
[ редактировать ]В течение следующих четырех месяцев Кук нанес на карту побережье Австралии, направляясь в основном на север. Незадолго до 23:00 11 июня 1770 года корабль наткнулся на риф. [47] Сегодня он называется Риф Индевор и входит в систему Большого Барьерного рифа . Сразу же сняли паруса, поставили якорь и предприняли неудачную попытку вытащить корабль обратно на открытую воду. Риф, на который наткнулся «Индевор», настолько круто поднимался над морским дном, что, хотя корабль сидел на мели, Кук измерил глубину до 70 футов (21 м) на расстоянии менее одной длины корабля. [47]
Затем Кук приказал облегчить корабль, чтобы помочь ему отплыть от рифа. Железный и каменный балласт, испорченные запасы и все корабельные орудия, кроме четырех, были выброшены за борт, а питьевая вода с корабля откачана. [47] Экипаж прикрепил к брошенным орудиям буи с намерением вернуть их позже. [48] но это оказалось непрактичным. Все люди на борту по очереди включали насосы, включая Кука и Бэнкса. [49]
Когда, по подсчетам Кука, за борт было выброшено от 40 до 50 длинных тонн (от 41 до 51 т) оборудования, во время следующего прилива была предпринята вторая неудачная попытка вытащить корабль на свободу. [50] Днем 12 июня баркас вытащил два больших якоря, а к якорным цепям были прикреплены блок и снасти, чтобы можно было сделать еще одну попытку во время вечернего прилива. Корабль начал набирать воду через дыру в корпусе. Хотя утечка, безусловно, усилится после выхода на риф, Кук решил рискнуть, и в 22:20 корабль спустился на воду по приливу и успешно отчалил. [51] Якоря были подняты, за исключением одного, который не удалось освободить от морского дна и его пришлось оставить. [51]
Как и ожидалось, утечка увеличилась, как только корабль отошел от рифа, и все три работающих насоса пришлось постоянно обслуживать. Ошибка произошла при измерении глубины воды в трюме, когда новый человек измерил длину измерительной линии от внешней доски корпуса, где его предшественник использовал верхнюю часть поперечин. Ошибка показала, что между измерениями глубина воды увеличилась примерно на 18 дюймов (46 см), что вызвало волну страха по кораблю. Как только ошибка была осознана, удвоенные усилия позволили насосам предотвратить утечку. [51]
Перспективы, если корабль затонет, были мрачными. Судно находилось в 24 милях (39 км) от берега. [42] и три корабельные шлюпки не могли вместить весь экипаж. [52] Несмотря на это, Бэнкс отметил в своем дневнике спокойную эффективность команды перед лицом опасности, в отличие от историй, которые он слышал о моряках, паникующих или отказывающихся от приказов в таких обстоятельствах. [53]
Гардемарин Джонатон Монкхаус предложил взять на себя управление кораблем, поскольку ранее он находился на торговом корабле, который успешно использовал эту технику. [54] Ему было поручено руководить этой задачей: сшить из кусочков дуба и шерсти старый парус, который затем натянули под корабль, чтобы давление воды могло протолкнуть его в отверстие в корпусе. Попытка увенчалась успехом, и вскоре воды стало поступать очень мало, что позволило команде остановить два из трех насосов. [55]
Затем «Индевор» возобновил курс на север и параллельно рифу, а команда искала безопасную гавань для ремонта. 13 июня корабль подошел к широкому водотоку, который Кук назвал рекой Индевор . [56] Кук попытался войти в устье реки, но сильный ветер и дождь не позволили «Индевору» пересечь перекладину до утра 17 июня. Он ненадолго приземлился на песчаной косе, но через час был снят с мели и переместился к полудню в реку. Корабль был немедленно выброшен на южный берег и направлен для ремонта корпуса. Также были заменены порванные паруса и такелаж, а с корпуса очистили ракушки. [57]
Осмотр корпуса показал, что кусок коралла размером с человеческий кулак аккуратно прорезал бревна, прежде чем отколоться. Этот фрагмент коралла, окруженный кусками пакли от отца, помог заткнуть дыру в корпусе и уберег корабль от затопления на рифе. [58]
На север в Батавию
[ редактировать ]Дождавшись ветра, «Индевор» возобновил свое путешествие во второй половине дня 5 августа 1770 года, достигнув самой северной точки полуострова Кейп-Йорк пятнадцать дней спустя. 22 августа Кук был доставлен на берег небольшого прибрежного острова, чтобы провозгласить британский суверенитет над материковой частью восточной Австралии. [59] Кук окрестил свое место высадки островом Владения церемониальными залпами с берега и с палубы « Индевора » . , и это событие ознаменовалось [60]
Затем «Индевор» возобновил свое путешествие на запад вдоль побережья, пробираясь через периодические отмели и рифы с помощью лодки, которая плыла вперед, чтобы проверить глубину воды. [61] К 26 августа он скрылся из виду от суши и вошел в открытые воды Торресова пролива между Австралией и Новой Гвинеей , по которому в 1606 году ранее судоходствовал Луис Ваэс де Торрес . Чтобы сохранить Индевора » в тайне путешествия и открытия « , Кук конфисковал судно. бортовые журналы и журналы всех, кто находился на борту, и приказал им хранить молчание о том, где они были. [62]
После трехдневной стоянки у острова « Саву Индевор» отплыл в Батавию , столицу Голландской Ост-Индии . 10 октября [63] Днем позже во время внезапного тропического шторма в корабль ударила молния, но элементарная «электрическая цепь» или громоотвод , который Кук приказал прикрепить к « Индевора », спасла его от серьезных повреждений. мачте [64]
Корабль оставался в очень плохом состоянии после того, как в июне он приземлился на Большом Барьерном рифе. Плотник корабля Джон Ситтерли заметил, что оно «очень негерметичное - скорость от двенадцати до шести дюймов в час, из-за того, что его главный киль был поврежден во многих местах, а ложный киль вышел за пределы миделя . Ранение было на левом борту , где самая большая утечка, но я не смог добраться до нее из-за воды». [65] Осмотр корпуса показал, что некоторые неотремонтированные доски были прорезаны изнутри. 1 ⁄ дюйма (3,2 мм). Кук отметил, что для всех, кто видел ее дно, было «сюрпризом то, как мы держали ее над водой» во время предыдущего трехмесячного путешествия по открытым морям. [66]
После двухнедельного стояния на якоре « Индевор» 9 ноября подняли из воды и положили на бок для ремонта. Было обнаружено, что некоторые поврежденные древесины заражены корабельными червями , которые требовали осторожного удаления, чтобы они не распространились по корпусу. [67] Сломанные бревна были заменены, корпус заново законопатили, очистили от моллюсков и морской флоры и перекрасили. [67] Наконец, такелаж и насосы были заменены, и на борт были доставлены свежие запасы для обратного пути в Англию. Ремонт и пополнение запасов были завершены к Рождеству 1770 года, а на следующий день «Индевор» снялся с якоря и отправился на запад, в сторону Индийского океана . [67]
Обратный рейс
[ редактировать ]Хотя «Индевор» теперь был в хорошем состоянии, ее экипаж — нет. Во время стоянки корабля в Батавии все, кроме 10 из 94 человек на борту, заболели малярией и дизентерией . [68] [ф] К моменту отплытия «Индевора» 26 декабря семь членов экипажа умерли, а еще сорок были слишком больны, чтобы выполнять свои обязанности. [67] В течение следующих двенадцати недель еще 23 человека умерли от болезней и были похоронены в море, в том числе Сперинг, Грин, Паркинсон и корабельный хирург Уильям Монкхаус. [42]
Кук объяснил болезнь загрязненной питьевой водой и приказал очистить ее соком лайма , но это не дало большого эффекта. [71] Джонатан Монкхаус, который предложил воспитать корабль, чтобы спасти его от затопления на рифе, умер 6 февраля, а шесть дней спустя умер корабельный плотник Джон Ситтерли, чьи квалифицированные ремонтные работы в Батавии позволили «Индевору» возобновить свое путешествие. [72] В течение месяца здоровье выживших членов экипажа постепенно улучшалось: последними смертельными случаями от болезней стали трое обычных моряков . 27 февраля [73]
13 марта 1771 года «Индевор» обогнул мыс Доброй Надежды и прибыл в порт Кейптауна через два дня . Все еще больных вывезли на берег для лечения. [74] Корабль оставался в порту четыре недели, ожидая восстановления экипажа и мелкого ремонта мачт. [75] 15 апреля больных вернули на борт вместе с десятью новобранцами из Кейптауна, и «Индевор» возобновила свой обратный путь домой. [76] </ref> Материковая часть Англии была замечена 10 июля, а «Индевор» вошел в порт Дувра . два дня спустя [77]
Примерно через месяц после своего возвращения Кук был повышен до звания командира и к ноябрю 1771 года получил приказ Адмиралтейства на вторую экспедицию , на этот раз на борту HMS Резолюция . [78] Во время своего третьего путешествия (второго по «Резольюшн ») Кук был убит во время попытки похищения правящего вождя Гавайев в заливе Килакекуа 14 февраля 1779 года. [79]
Позднее обслуживание
[ редактировать ]В то время как Кука чествовали за его успешное путешествие, об «Индеворе» почти забыли. Через неделю после возвращения в Англию его направили на верфь Вулиджа для переоборудования в военно-морской транспорт. [80] Затем под командованием лейтенанта Джеймса Гордона он совершил три обратных рейса. [81] на Фолклендские острова .
Первый, под командованием парусного мастера Джона Дайкса, должен был доставить «достаточное количество продовольствия, чтобы обслужить 350 человек к концу 1772 года»; [82] она отплыла из Портсмута 8 ноября 1771 года, но из-за ужасной погоды прибыла в Порт-Эгмонт (британскую базу на Фолклендских островах) только 1 марта. «Индевор» отплыл из порта Эгмонт 4 мая в трехмесячном беспосадочном плавании, пока не бросил якорь в Портсмуте.
Второе путешествие заключалось в сокращении гарнизона и замене HM Sloop Hound , John Burr Commander, на судно меньшего размера, а именно 36-тонный шалоп Penguin , командир Сэмюэл Клейтон. Это было складное судно, и его сразу же построили, как разобрали, а его части сложили в «Индевор» . «Индевор» отплыл в ноябре с Хью Киркландом в качестве капитана парусного спорта, а также командой «Пингвина» и четырьмя корабельными плотниками, чья работа заключалась в сборке «Пингвина» по прибытии, то есть 28 января 1773 года. 17 апреля «Индевор» и « Хаунд» отплыли в Англию со своей командой. . Одним из Penguin членов команды был Бернард Пенроуз, который написал отчет. [83] Сэмюэл Клейтон также написал отчет. [84]
Третий рейс состоялся в январе 1774 года с целью полной эвакуации с Фолклендских островов, поскольку Великобритания столкнулась с политическими трудностями со стороны американских колоний, французов и испанцев. Правительство подсчитало, что, если британские корабли и войска будут задействованы в Америке, Испания может захватить Фолклендские острова, захватив небольшой гарнизон в Порт-Эгмонте, возможно, с человеческими жертвами - опасались, что это вызовет протест, который может свергнуть правительство. Индевор покинул Англию в январе 1774 года, отплыв с Фолклендских островов вместе со всеми британскими жителями 23 апреля, оставив флаг и мемориальную доску, подтверждающие суверенитет Великобритании.
Усилия оправдались . в сентябре 1774 года [85] был продан в марте 1775 года Королевским флотом судоходному магнату Дж. Мэзеру за 645 фунтов стерлингов. [5] [86] Мэзер вернул ее в море как минимум на один коммерческий рейс в Архангельск в России. [87]
Когда началась американская война за независимость , британскому правительству понадобились корабли для перевозки войск и техники через Атлантику. В 1775 году Мэзер представил «Индевор» как транспортное судно. [88] быть отвергнутым. Подумав, что ее переименование обманет Дептфорд-Ярд, Мэзер повторно представил «Индевор» под именем « Лорд Сэндвич» . [89] В роли лорда Сэндвича ей отказали недвусмысленно: «Непригодна к службе. Она была распродана. В услуге под названием Endeavour Барк отказывался раньше». Ремонт был произведен с приемкой в ее третьей заявке под названием «Лорд Сэндвич 2» , поскольку уже существовал транспортный корабль под названием «Лорд Сэндвич» . [90]
Лорд Сэндвич 2, капитан Уильям Автор, отплыл 6 мая 1776 года из Портсмута во флоте из 100 судов, 68 из которых были транспортами, которым было приказано поддержать кампанию Хоу по захвату Нью-Йорка. Лорд Сэндвич 2 нес 206 человек, в основном из полка гессенских наемников . [91] Переправа была бурной: два гессенца, находившиеся в одном флоте, составляли отчеты о путешествии. [92] Рассеянный флот собрался в Галифаксе, затем отплыл в Сэнди-Хук, где собрались другие корабли и войска. 15 августа 1776 года «Лорд Сэндвич 2» стоял на якоре в Сэнди-Хук; Там же был собран «Адвенчер» , который отправился вместе с «Резольюцией» во второе путешествие Кука, теперь это складской корабль под командованием Джона Халлума. Еще одним кораблем в то время был HMS Siren под командованием Тобиаса Фюрно, который командовал «Приключением» во втором путешествии Кука. [93]
В конце концов Нью-Йорк был захвачен, но Ньюпорт, штат Род-Айленд , оставался в руках американцев и представлял угрозу как база для возвращения Нью-Йорка, поэтому в ноябре 1776 года флот, в который входил «Лорд Сэндвич-2» , несший гессенские войска, отправился на взять Род-Айленд . [94] Остров был взят, но не подчинён, и «Лорд Сэндвич 2» понадобился в качестве корабля-тюрьмы . [95]
Место последнего упокоения
[ редактировать ]Капитуляция британского генерала Джона Бергойна армии в Саратоге привела Францию к вступлению в войну, и летом 1778 года «клещей» был согласован план по отвоеванию Ньюпорта : Континентальная армия приблизится по суше, а французский флот зайдет в гавань. Чтобы предотвратить последнее, британский командующий капитан Джон Брисбен решил заблокировать залив, затопив лишние суда в его устье. В период с 3 по 6 августа флот Королевского флота и наемные суда, в том числе Lord Sandwich 2 , были затоплены в различных местах залива. [96] [г] «Лорд Сэндвич 2» , ранее «Индевор» , ранее «Граф Пембрук» , затонул 4 августа 1778 года. [98]
Владельцам затонувших судов британское правительство компенсировало потерю своих кораблей. Оценка Адмиралтейства десяти затонувших судов показала, что многие из них были построены в Йоркшире, а детали транспорта « Лорд Сэндвич» соответствовали деталям бывшего «Индевора», включая строительство в Уитби, грузоподъемность которого составила 368 + 71 ⁄ 94 тонны и возвращен в строй ВМФ 10 февраля 1776 года. [99]
Род-Айленда появилось письмо В 1834 году в журнале «Провиденс Джорнал» , в котором обращалось внимание на возможное присутствие бывшего «Индевора» на морском дне залива. [100] Это было быстро оспорено британским консулом в Род-Айленде, который написал, что Индевор был куплен у Мэзера французами в 1790 году и переименован в Либерте . Позже консул признался, что услышал об этом не от Адмиралтейства, а по слухам от бывших владельцев французского корабля. [100] Позже было высказано предположение, что «Либерте» , затонувший у Ньюпорта в 1793 году, на самом деле был еще одним кораблем Кука, бывшим HMS « Resolution» . [101] или другой «Индевор» , военно-морская шхуна, выведенная из эксплуатации в 1782 году. [100] В следующем письме в журнал Providence Journal говорилось, что английский моряк в отставке еще в 1825 году проводил экскурсии по корпусу корабля на реке Темзе , утверждая, что этот корабль когда-то был «Индевором Кука». [100]
В 1991 году Проект морской археологии Род-Айленда (RIMAP) начал исследование личности тринадцати транспортов, затонувших в ходе блокады Ньюпорта в 1778 году, включая «Лорд Сэндвич». В 1999 году RIMAP обнаружил в Государственном архиве (ныне Национальном архиве) в Лондоне документы, подтверждающие, что «Индевор» был переименован в «Лорд Сэндвич» , служил военным транспортом в Северную Америку и был затоплен в Ньюпорте в составе флота 1778 года. транспорта. [96]
В 1999 году объединенная исследовательская группа RIMAP и Австралийского национального морского музея исследовала некоторые известные затонувшие корабли в гавани. [102] а в 2000 году RIMAP и ANMM исследовали место, которое, судя по всему, было одним из блокадных судов, частично покрытым обломками баржи 20-го века. Более старые останки представляли собой останки деревянного судна примерно такого же размера и, возможно, аналогичного дизайна и материалов, что и Lord Sandwich ex Endeavour . [102] Подтверждение того, что бывший корабль Кука действительно находился в гавани Ньюпорта, вызвало общественный интерес к местонахождению его крушения. [103] [104] Однако дальнейшее картографирование показало еще восемь затонувших кораблей 18-го века в гавани Ньюпорт, некоторые из которых по характеристикам и условиям также соответствовали «Индевору» . В 2006 году RIMAP объявил, что обломки вряд ли будут подняты. [105] В 2016 году RIMAP пришел к выводу, что существует вероятность от 80 до 100% того, что затонувший корабль «Индевор» все еще находится в гавани Ньюпорт, вероятно, один из пяти затонувших кораблей на морском дне, и планировал продолжить исследование кораблей и их артефактов. Они искали средства для строительства объектов для обработки и хранения восстановленных объектов. [106]
В сентябре 2018 года Fairfax Media сообщила, что археологи из RIMAP определили место последнего упокоения судна. [107] Возможное открытие было названо «чрезвычайно важным моментом» в истории Австралии, но исследователи предупредили, что им еще предстоит «окончательно» подтвердить, было ли обнаружено место крушения. [108]
3 февраля 2022 года Австралийский национальный морской музей (ANMM) провел мероприятие, на котором присутствовал министр федерального кабинета министров Пол Флетчер, было подтверждено на котором было объявлено, что затонувшее судно « Индевор» . [109] В RIMAP назвали это заявление «преждевременным». [110] [111] [112] и «нарушение контракта», которое ANMM отрицает. Ведущий исследователь RIMAP заявил, что «не обнаружено никаких неоспоримых данных, подтверждающих, что это знаковое судно, и существует много вопросов без ответа, которые могли бы опровергнуть такую идентификацию». [109] Однако в ноябре 2023 года ANMM объявило о новых подтверждающих открытиях. [113] Тем временем затонувший корабль поедают корабельные черви . [114]
Наслаждайтесь реликвиями и наследием
[ редактировать ]Помимо поиска останков самого корабля, австралийцы проявляли значительный интерес к обнаружению реликвий путешествия корабля в южную часть Тихого океана. В 1886 году Ассоциация прогресса рабочих Куктауна попыталась вернуть шесть пушек, выброшенных за борт, когда «Индевор» приземлился на Большом Барьерном рифе. Каждому, кто сможет найти и вернуть оружие, было предложено вознаграждение в размере 300 фунтов стерлингов, но обыски в том и следующем году оказались безрезультатными, и деньги остались невостребованными. [48] Остатки оборудования, оставленные на реке Индевор, были обнаружены примерно в 1900 году, а в 1913 году команда торгового парохода ошибочно заявила, что нашла пушку «Индевор» на мелководье возле рифа. [115] [116]
В 1937 году небольшая часть киля « Индевора » была передана австралийскому правительству филантропом Чарльзом Уэйкфилдом в качестве президента Мемориала адмирала Артура Филлипа . [117] Премьер-министр Австралии Джозеф Лайонс назвал часть киля «тесно связанной с открытием и основанием Австралии». [117]
Поиски пропавшей пушки «Индевор Риф» возобновились, но экспедиции 1966, 1967 и 1968 годов оказались безуспешными. [48] Наконец, они были обнаружены в 1969 году исследовательской группой Американской академии естественных наук . [118] используя сложный магнитометр , чтобы обнаружить пушку, некоторое количество железного балласта, но не заброшенный якорь беседки. Работы по консервации пушки проводил Австралийский национальный морской музей. [119] после чего две пушки были выставлены в штаб-квартире компании в Дарлинг-Харбор в Сиднее и в конечном итоге выставлены на обозрение в Ботани-Бэй и Национальном музее Австралии в Канберре. [120] (копия осталась в музее). Третья пушка и беседочный якорь, обнаруженные в 1971 году, были выставлены в Музее Джеймса Кука в Куктауне. [121] остальные три — в Национальном морском музее в Лондоне , Академии естественных наук в Филадельфии , [118] и Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева в Веллингтоне . [122]
путешествие Индевора Тихоокеанское было дополнительно отмечено использованием ее изображения на реверсе новозеландской монеты достоинством в пятьдесят центов . [123]
CSM-112 « Аполлона-15 » Командно-служебный модуль получил позывной « Индевор » ; Астронавт Дэвид Скотт объяснил выбор названия тем, что его капитан Кук командовал первым чисто научным морским путешествием, а «Аполлон-15» был первой миссией по высадке на Луну, в которой большое внимание уделялось науке. [124] Аполлон-15 взял с собой небольшой кусок дерева, предположительно с корабля Кука. [125] Корабль снова был увековечен в названии космического корабля " Индевор " в 1989 году. [126] Название шаттла, в свою очередь, послужило вдохновением для названия SpaceX Crew Dragon Endeavour , первой такой капсулы для запуска экипажа. [127]
Реплики сосудов
[ редактировать ]В январе 1988 года, в ознаменование двухсотлетия , началась работа европейского поселения в Австралии, во Фримантле , Западная Австралия над копией Endeavour . [128] Финансовые трудности задержали завершение строительства до декабря 1993 года, а судно было введено в эксплуатацию только в апреле 1994 года. [129] Судно-копия отправилось в свой первый рейс в октябре того же года, направляясь в гавань Сиднея, а затем следуя по пути Кука от залива Ботани на север до Куктауна. [28] С 1996 по 2002 год копия повторяла порты захода Кука по всему миру и прибыла в порт приписки оригинального Уитби Endeavour, , в мае 1997 года. [130] и июнь 2002 г. [129] Кадры волн, снятые во время огибания мыса Горн во время этого путешествия, позже были использованы в сценах, созданных в цифровом формате, в фильме 2003 года « Мастер и командир: Обратная сторона мира» . [131]
Реплика Endeavour посетила различные европейские порты. [132] перед тем, как совершить свое последнее океанское путешествие из Уайтхейвена в гавань Сиднея 8 ноября 2004 года. Ее прибытие в Сидней было отложено, когда она села на мель в заливе Ботани, недалеко от того места, где Кук впервые ступил на землю Австралии 235 лет назад. [129] Реплика Endeavour наконец вошла в гавань Сиднея 17 апреля 2005 года, преодолев 170 000 морских миль (310 000 км), в том числе дважды вокруг света. [129] Право собственности на копию было передано Австралийскому национальному морскому музею в 2005 году для постоянной эксплуатации в качестве корабля-музея в сиднейской гавани Дарлинг. [133]
Вторая полноразмерная копия Endeavour была пришвартована на реке Тис в Стоктон-он-Тис, а затем перевезена в Уитби. [134] [135] Хотя она отражает внешние размеры судна Кука, эта копия была построена со стальным, а не деревянным каркасом, имеет на одну внутреннюю палубу меньше, чем оригинал, и не предназначена для выхода в море. [136] [137]
В Музее Рассела в заливе Островов хранится в Новой Зеландии в масштабе одной пятой парусная копия «Индевора» . Он был построен в Окленде в 1969 году и путешествовал на трейлере по Новой Зеландии и Австралии, прежде чем был представлен музею в 1970 году. [138]
В Уитби «Барк Индевор Уитби» представляет собой уменьшенную копию оригинального корабля. Его движущая сила основана на двигателях, и его размеры чуть меньше половины оригинала. Поездки для туристов возят их вдоль побережья в Сандсенд . [139]
25-футовая (7,6 м) копия корабля выставлена в Кливлендском центре , Мидлсбро , Англия. [140]
См. также
[ редактировать ]- «Голубые широты» — книга путешествий Тони Хорвица.
- Европейские и американские путешествия научных исследований
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ По другим источникам, длина Endeavour общая составляет 106 футов (32 м). [5] [ устаревший источник ]
- ^ Аббревиатура «HMS» в то время не использовалась. [8] но «Корабль Его/Ее Величества» был, и это правильный, хотя и менее точный способ обозначения « Индевора» . «HMS» обычно используется задним числом в современных источниках. Джеймс Кук в своей документации о путешествии называл его «Кора Его Британского Величества», но иногда и «Корабль Его Британского Величества».
- ↑ В сегодняшних условиях это соответствует оценке Endeavour примерно в 265 000 фунтов стерлингов и цене покупки в 326 400 фунтов стерлингов. [23]
- ^ Продовольствие, загруженное в начале рейса, включало 6000 кусков свинины и 4000 кусков говядины, девять тонн хлеба, пять тонн муки, три тонны квашеной капусты, одну тонну изюма и различные количества сыра, соли, гороха, масла, сахар и овсянка. Запасы алкоголя состояли из 250 бочек пива, 44 бочек бренди и 17 бочек рома. [35]
- ↑ Человеком, подвергшимся прессингу, был Джон Турман, родившийся в Нью-Йорке, но британский подданный и, следовательно, имеющий право на принудительное отпечаток на борту корабля Королевского флота. [37] Турман отправился с «Индевором» на Таити, где его повысили до должности помощника парусника, а затем в Новую Зеландию и Австралию. Он умер от болезни 3 февраля 1771 года во время путешествия между Батавией и Кейптауном. [39]
- ↑ Некоторые члены экипажа «Индевора » также заразились неустановленной легочной инфекцией. [69] Кук отметил, что на каждом корабле, стоявшем в то время в Батавии, вспыхнули различные виды болезней, и что «похоже, это был год всеобщей болезни на большей части Индии» и в Англии. [70]
- ↑ Несколько британских судов были затоплены в местных водах за несколько дней до битвы при Род-Айленде 29–30 августа 1778 года. Это были четыре фрегата Королевского флота 5 августа у побережья острова Аквиднек к северу от Ньюпорта: «Юнона 32», «Жаворонок 32», «Орфей 32» и «Цербер 28»; военный шлюп Королевского флота Kingsfisher и галеры Alarm и Spitfire в реке Саконнет 30 июля; фрегат Королевского флота «Флора» и военный шлюп «Фалькон» в гавани Ньюпорта 9 августа; и десятью из тринадцати частных британских транспортов, затонувших в гавани Ньюпорта в период с 3 по 5 августа, были «Бетти » , «Британия» , «Граф Оксфорд» , «Гуд Намерение» , «Великий герцог России» , «Лорд Сэндвич» , « Малага» , «Рэйчел и Мэри» , «Сюзанна» и «Юнион» . [97]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Найт 1933 года .
- ^ Хаф 1995 , с. 55.
- ^ Блейни 2008 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Уинфилд 2007 , стр. 354–355.
- ^ Jump up to: а б с д Маклинток 1966 .
- ^ Биглхол 1968 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б «Реплика HMB Endeavour - Cook and Endeavour: Люди Endeavour» . Австралийский национальный морской музей. 2008. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ НМРН .
- ^ Новости ABC 2022 .
- ^ Jump up to: а б Хости и Хандли 2003 , с. 41.
- ^ Hosty & Hundley 2003 , с. 19.
- ^ Hosty & Hundley 2003 , стр. 33–41.
- ^ Jump up to: а б с Марквардт 1995, стр. 19–20.
- ^ Маунтин, Уильям (1761). Путеводитель моряка: И оборонительная война на море . Лондон: У. и Дж. Маунт, Т. и Т. Пейдж.
- ^ «Индевор (1768 г.) – Национальный морской музей – ЗАЗ6594» . Collections.rmg.co.uk . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Сазерленд, Раштон и Купер 1711 .
- ^ Дэвис и Эдсон 1985
- ^ Ригби и ван дер Мерве 2002, с. 24
- ^ «Секретные инструкции лейтенанту Куку от 30 июля 1768 года (Великобритания)» . Национальная библиотека Австралии. 2005. Архивировано из оригинала 21 июля 2008 года . Проверено 26 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б
- Всеобщая история и сборник путешествий и путешествий, Том. 12 в Project Gutenberg , редактора Роберта Керра. вступительная сноска 3
- ^ Хаф 1995, стр. 34, 46.
- ^ Ригби и ван дер Мерве 2002, с. 30
- ^ «Покупательная способность британских фунтов с 1264 года по настоящее время» . Измерительная ценность. 2009 . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «Эндевор хорошо подходил для открытия» . Ежедневный бюллетень Таунсвилля . Квинсленд: Национальная библиотека Австралии. 14 июля 1945 г. с. 4 . Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ Hosty & Hundley 2003 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Марквардт 1995, с. 18
- ^ Jump up to: а б «Реплика HMB Endeavour – технические характеристики» . Австралийский национальный морской музей. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 16 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Точная копия HM Bark Endeavour: история Bark Endeavour и капитана Кука» . Его Величество Барк Индевор . 2008. Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 17 сентября 2008 г.
- ^ «Начинания Джеймса Кука по ИСБ» (PDF) . Австралийский морской музей. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года . Проверено 16 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хаф 1995, с. 56.
- ^ Марквардт 1995, с. 17.
- ^ Марквардт 1995, с. 13.
- ^ Биглхол 1968 , стр. 1–2.
- ^ Биглхол 1968 , с. 4.
- ^ Протоколы Совета по снабжению Королевского военно-морского флота от 15 июня 1768 г., цит. по Beaglehole 1968, стр. 613
- ^ Марквардт 1995, с. 15
- ^ Jump up to: а б с Хаф, 1995, стр. 75–76.
- ^ Биглхол 1968 , с. 7.
- ^ Биглхол 1968 , с. 596.
- ^ Jump up to: а б Биглхол, 1968 , стр. 41–44.
- ^ Хаф 1995, стр. 91–97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Макдермотт, Питер Джозеф (6 ноября 1878 г.). «Исследование Тихого океана» . Брисбенский курьер . Брисбенская газетная компания, ООО с. 5 . Проверено 27 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Ригби и ван дер Мерве, 2002, с. 34
- ^ Хаф 1995, стр. 133–134.
- ^ Биглхол 1968 , с. 299.
- ^ Хаф 1995, стр. 168–170.
- ^ Jump up to: а б с Биглхол, 1968 , стр. 343–345.
- ^ Jump up to: а б с Паркин 2003, с. 317
- ^ Паркин 2003, с. 313
- ^ Хаф 1995, с. 179
- ^ Jump up to: а б с Биглхол, 1968 , стр. 345–346.
- ^ Паркин 2003, с. 311
- ^ Блейни 2008, с. 236
- ^ Паркин 2003, с. 321
- ^ Паркин 2003, с. 322
- ^ "Перевозки" . Брисбенский курьер . Brisbane Newspaper Company Ltd., 13 октября 1873 г., с. 2 . Проверено 27 августа 2008 г.
- ^ Блейни 2008, стр. 252–257.
- ^ Паркин 2003, стр. 335–336.
- ^ Блейни 2008, стр. 299–300.
- ^ Хаф 1995, стр. 189–190.
- ^ Биглхол 1968 , стр. 386–389.
- ^ Биглхол 1968 , с. 426.
- ^ Биглхол 1968 , стр. 431–432 <.
- ^ Биглхол 1968 , с. 433.
- ↑ Отчет Карпентера, Дж. Ситтерли, 10 октября 1770 г., цитируется в Hosty and Hundley 2003, стр. 55–56.
- ^ Биглхол 1968 , с. 437.
- ^ Jump up to: а б с д Хости и Хандли, 2003 , стр. 55–58.
- ^ Блейни 2008, стр. 338–344.
- ^ Биглхол 1968 , с. 441.
- ^ Биглхол 1968 , с. 2441".
- ^ Биглхол 1968 , с. 447.
- ^ Биглхол 1968 , стр. 449–450.
- ^ Биглхол 1968 , с. 452.
- ^ Биглхол 1968 , с. 457.
- ^ Биглхол 1968 , стр. 460–461.
- ^ Биглхол 1968 , стр. 463–466, 597.
- ^ Биглхол 1968 , с. 477.
- ^ Хаф 1995, с. 217
- ^ «Путешествие Резолюции 1776–1780» . Университет Кентербери, Новая Зеландия. 2008. Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Хаф 1995, с. 215
- ^ Бейнс 2015, стр. 186–195.
- ^ ТНА АДМ 106/1205/364. Цитируется в Бейнсе.
- ^ Пенроуз 1775 г.
- ^ ТНА АДМ 7/704. Цитируется в Бейнсе.
- ^ Hosty & Hundley 2003 , с. 62.
- ^ Аллан, Джон (2002). «Судьба кораблей Кука: Корабли Кука – краткое изложение» . Журнал Кука . 25 (3). Соединенное Королевство: Общество капитана Кука: 1929 г. Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ «Судьба кораблей Кука: что мы знаем об этой попытке? – Часть 2» . Журнал Кука . 20 (2). Соединенное Королевство: Общество капитана Кука: 1377. 1997 . Проверено 16 сентября 2008 г.
- ^ Бейнс 2015, стр. 209–211.
- ^ Аббасс, Д.К. Род-Айленд в революции: большие события в самой маленькой колонии . 2007. Часть IV, с. 406.
- ↑ TNA ADM 106/3402, 5 февраля 1776 г. Цитируется в Бейнсе.
- ^ ТНА АДМ 1/487. Цитируется в Бейнсе.
- ^ Пфистер и Сеуме, Альберт и Иоганн. Путешествие Первой гессенской армии из Портсмута в Нью-Йорк, 1776 год . Проект Гутенберг.
- ^ Бейнс, 2015, стр. 216–217.
- ^ ANMM 2003 , стр. 16–17.
- ^ Аббас 2008 .
- ^ Jump up to: а б Хости и Хандли, 2003 , стр. 16–17.
- ^ Hosty & Hundley 2003 , с. 17.
- ^ ТНА АДМ 68/204 1778.
- ^ Аббасс, ДК (1999). « Возвращение к усилиям и решению : суда Ньюпорта и капитана Джеймса Кука». История Ньюпорта: Журнал Исторического общества Ньюпорта . 70 (1). Ньюпорт, Род-Айленд: Историческое общество Ньюпорта: 1–17. цитируется в Hosty and Hundley 2003, p. 16
- ^ Jump up to: а б с д «Судьба кораблей Кука: что мы знаем об этой попытке? – Часть 1» . Общество капитана Кука. 2008 год . Проверено 29 августа 2008 г.
- ^ Харрис, Фрэнсис (18 мая 2006 г.). «Индевор капитана Кука найден у берегов Америки» . Телеграф (Великобритания) . Telegraph Media Group Ltd. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 29 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хости и Хандли, 2003 , стр. 23–26.
- ^ «Найден «Индевор» капитана Кука » . Всемирные новости BBC . Британская радиовещательная корпорация. 18 мая 2006 г. Проверено 29 августа 2008 г.
- ^ «Кораблекрушение может быть делом Кука» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация. 17 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 13 января 2009 г. . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Льюис, Ричард (17 мая 2007 г.). «Может быть, найден! Попытка капитана Кука» . Новости в науке . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 29 августа 2008 г.
- ^ «Индевор: найден ли корабль капитана Кука, направлявшийся в Австралию? – BBC News» . Би-би-си . 3 мая 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Нет, корабль капитана Кука еще не найден , заархивировано из оригинала 6 мая 2016 г.
- ^ Макгоуэн, Майкл (19 сентября 2018 г.). «Обнаружено крушение HMS Endeavour капитана Кука у берегов США» . Хранитель . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Коннелл, Сесилия; Трэверс, Джейми (3 февраля 2022 г.). «Яростная поисковая группа заявляет, что заявление «Индевор» капитана Кука было признано «преждевременным» » . Новости АВС . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Корабль капитана Кука найден после долгих поисков» . news.com.au. 3 февраля 2022 г. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Томазин, Фарра (3 февраля 2022 г.). «Корабль капитана Кука «Индевор» оказался в центре спора по поводу обнаружения кораблекрушения» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Шепард, Тори (3 февраля 2022 г.). «Корабельный бой: разгорается скандал из-за крушения в водах США, идентифицированного как «Попытка капитана Кука»» . Хранитель . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Барласс, Тим (23 ноября 2023 г.). «Музей представляет новые претензии по поводу кораблекрушения «Индевор»» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Шеперд, Тори (14 августа 2022 г.). «Кораблекрушение «Индевора» капитана Кука съели «океанские термиты», говорит эксперт» . Хранитель . Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ «Интересные реликвии» . Рекламодатель . JL Bonython & Company, Аделаида, Южная Австралия. 24 октября 1918 г. с. 4 . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ «Одна из пушек капитана Кука» . Рекламодатель . Фредерик Бриттен Берден и Джон Лэнгдон Бонитон, Аделаида, Южная Австралия. 5 мая 1913 г. с. 14 . Проверено 23 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Приготовить реликвии для Национальной библиотеки» . Канберра Таймс . Federal Capital Press of Australia Ltd., 16 мая 1937 г., с. 3 . Проверено 12 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б АНММ 2008б .
- ^ «Якоря Вернона и пушка HMB Endeavour» (PDF) . Австралийский национальный морской музей. Март 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2008 г. . Проверено 17 сентября 2008 г.
- ^ «Пушка с корабля HMB Endeavour, выброшенная за борт на Большом Барьерном рифе в 1770 году и обнаруженная в 1969 году» . Национальный музей Австралии . Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ «Музей Джеймса Кука, Куктаун» . Национальный фонд Квинсленда. 2004. Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года . Проверено 12 сентября 2008 г.
- ^ «Запись коллекций Новозеландского музея Те Папы Тонгарева онлайн» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «История чеканки новозеландских монет» . Резервный банк Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Линдси , стр. 301–302.
- ^ Скарр, Рут (25 августа 2018 г.). « Рецензия Питера Мура на «Индевор» — корабль, изменивший мир» . Хранитель . Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «Орбитальные аппараты» . Космический центр Кеннеди. 21 сентября 2000 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Бойл, Алан (30 мая 2020 г.). «Астронавты Crew Dragon дали своему космическому кораблю SpaceX легендарное имя: Endeavour» . GeekWire . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ «Реплика HMB Endeavour – история реплики» . Австралийский национальный морской музей. 2008. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Индевор плывет домой» (PDF) . Австралийский национальный морской музей. Июнь 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2008 г. . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Попытка в Уитби» . Май 1997 года.
- ^ Макгрегор и О'Брайан, 2003, стр. 42
- ^ «Верфь «Де Делфт»: апрельская фотосерия» . Stichting Historisch Schip 'De Delft'. Апрель 2004 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2008 г. Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ «Реплика HMB Endeavour» . Австралийский национальный морской музей. 2008. Архивировано из оригинала 22 августа 2008 года . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Точная копия HM Bark Endeavour» . Реплика HM Bark Endeavour. Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «Точная копия «Индевора» капитана Кука возвращается «домой» в Уитби» . Новости Би-би-си . Британская радиовещательная корпорация. 2 июня 2018 года . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Келлетт, Кейт (2008). «Путешествие Кука: знакомство со страной капитана Кука» . Путешествие во времени, Британия . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Реплика HM Bark Endeavour» . Стондонский транспортный музей. 2008. Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Модель Кука в Музее Рассела» . Музей Рассела . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Галлон, Эндрю (2015) Норт-Йорк-Мурс, Побережье и Йорк; Путеводитель для посетителей Дейлсмана . Скиптон: Дейлсман; п. 63
- ^ Хантли, Дэвид (20 февраля 2020 г.). «Точная копия «Индевора» капитана Кука возвращается в Кливлендский центр» . газеттеллайв . Проверено 22 февраля 2020 г. .
Ссылки
[ редактировать ]- Аббасс, Д.К. (2006). Род-Айленд во время революции: большие события в самой маленькой колонии . Проект морской археологии Род-Айленда (RIMAP).
- Аббасс, ДК (2008). «В поисках ИСБ-стартапа» . Проект морской археологии Род-Айленда. Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- «Кораблекрушение подтверждено как попытка капитана Кука после 22-летних поисков» . Новости АВС . 3 февраля 2022 г. Проверено 3 февраля 2022 г.
- «Предварительный отчет об участии Австралийского национального морского музея в проекте морской археологии Род-Айленда в поисках HMB Endeavour» (PDF) . Австралийский национальный морской музей. 2003. стр. 16–17. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2009 года . Проверено 6 ноября 2008 г.
- «Пушка Индевора» . Австралийский национальный морской музей. 2008. Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 12 сентября 2008 г.
- Бейнс, Стивен (2015). Торговые корабли капитана Кука: «Свободная любовь», «Три брата», «Мэри», «Дружба», «Попытка», «Приключение», «Решение» и «Открытие» . Историческая пресса. ISBN 978-0-7509-6214-8 .
- Биглхол, Дж. К. , изд. (1968). Журналы капитана Джеймса Кука о его открытиях . Том. I: Путешествие «Индевора » 1768–1771 гг. Издательство Кембриджского университета. OCLC 223185477 .
- Блейни, Джеффри (2008). Море опасностей: Капитан Кук и его соперники . Penguin Group (Австралия). ISBN 978-0-670-07223-1 .
- Дэвис, Дж.; Эдсон, Мерритт (1985). Зеркало моряка, или Полный школьный учитель . Гильдия морских исследований. ISBN 0-9603456-1-2 .
- Хости, Киран; Хандли, Пол (июнь 2003 г.). Предварительный отчет об участии Австралийского национального морского музея в проекте морской археологии Род-Айленда в поисках HMB Endeavour (Отчет). Австралийский национальный морской музей. CiteSeerX 10.1.1.182.5880 .
- Хаф, Ричард (1995). Капитан Джеймс Кук . Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-340-82556-3 .
- Найт, К. (1933). «Его Величество Барк Индевор». Морское зеркало . 19 (3). Соединенное Королевство: Гильдия морских исследований: 292–302. дои : 10.1080/00253359.1933.10655709 .
- Линдси, Хэмиш (2001). Отслеживание полета Аполлона на Луну . Лондон: Springer-Verlag. ISBN 978-1-85233-212-9 .
- Макгрегор, Том; О'Брайан, Патрик (2003). Создание «Мастера и командира: Дальняя сторона мира» . Харпер Коллинз. ISBN 0-00-715771-1 .
- Марквардт, К.Х. (1995). Предпринимательство капитана Кука . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-118-1 .
- Маклинток (1966). «Корабли знаменитые» . В А. Х. Маклинтоке (ред.). Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия/Те Манату Таонга, Правительство Новой Зеландии . Проверено 5 мая 2009 г.
- Мур, Питер (2018). Endeavour: корабль и отношение, изменившие мир . Чатто и Виндус. ISBN 978-1784740900 .
- Паркин, Рэй (2003). Его Величество Барк Индевор . Миегунья Пресс. ISBN 0-522-85093-6 .
- «Часто задаваемые вопросы галереи Парусный флот» . www.royalnavalmuseum.org . Национальный музей Королевского флота . Проверено 18 июля 2014 г.
- Пенроуз, Бернард (1775). Отчет о последней экспедиции в Порт-Эгмонт на Фолклендских островах в 1772 году, а также о действиях компании Penguin Shallop во время их пребывания там . Лондон.
- Ригби, Найджел; ван дер Мерве, Питер (2002). Капитан Кук в Тихом океане . Национальный морской музей. ISBN 0-948-06543-5 .
- Сазерленд, Уильям; Раштон, Чарльз; Купер, Уильям (1711). Помощник судостроителя . Р. Маунт. OCLC 65326211 .
- Уинфилд, Риф (2007). Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1714–1792: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-84415-700-6 .
- Таблица экипажа Трех путешествий Кука 1768–1779 гг. CaptainCookSociety.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с HMS Endeavour (корабль, 1768 г.) на Викискладе?
- Дневник капитана Кука во время первого кругосветного путешествия в рамках проекта «Гутенберг»
- Флаер Австралийского национального морского музея HMB Endeavour о копии (PDF)
- «Индевор» садится на мель. Архивировано 28 октября 2011 года в Wayback Machine . Фотографии и информация об открытии балласта и пушки «Индевора» на дне океана у берегов Квинсленда, Австралия, в 1969 году, Национальный музей Австралии.
- 1764 корабля
- Угольщики
- Европейское исследование Австралии
- Исследовательские корабли Соединенного Королевства
- Индивидуальные парусные суда
- Джеймс Кук
- Корабли эпохи открытий
- Морская история Австралии
- Морская история Новой Зеландии
- Морские происшествия 1770 года
- Морские происшествия 1778 года
- Корабли, построенные в Уитби
- Корабли Королевского флота
- Кораблекрушения у побережья Род-Айленда