ТТ69
Фиванская гробница TT69 | |
---|---|
Место захоронения Менны | |
Расположение | Шейх Абд эль-Курна , Фиванский некрополь |
← Предыдущий ТТ68 Далее → ТТ70 |
Фиванская гробница 69 ( ТТ 69 ) расположена в Шейх-Абд-эль-Курне , части Фиванского некрополя , на западном берегу Нила , напротив Луксора . [1] Это место захоронения древнеегипетского чиновника по имени Менна , чьи титулы включали «Надзиратель полей Амона» и «Надзиратель полей Властелина Двух Земель». [2] Традиционно TT 69 датируется правлением Тутмоса IV. [3] Однако недавние искусствоведческие исследования художественного стиля показывают, что большая часть гробницы была украшена во время правления Аменхотепа III . [4]
Планировка и оформление
[ редактировать ]Планировка TT 69 типична для фиванских гробниц XVIII династии с внешним двором, Т-образной часовней, высеченной в скале, и подземной погребальной камерой. [5] Гробница расположена по оси восток-запад, центральная святыня ориентирована на запад, а вход в гробницу ориентирован на восток. Такое выравнивание восток-запад помещало гробницу в солнечный цикл, связывая святыню с заходящим солнцем и, таким образом, со смертью и царством мертвых, а вход - с восходом солнца, а также с возрождением и жизнью.
Двор
[ редактировать ]Гробницы в Фивах часто имели надстройку, которая включала затонувший внутренний двор, часто окруженный невысокой стеной из сырцового кирпича . Это пространство, открытое небу, связывало гробницу с солнечным циклом и было местом проведения определенных ритуалов во время похорон, таких как церемония открытия уст. Двор ТТ 69 был заглублен в землю, а вокруг него построена огороженная стена из сырцового кирпича. Сегодня к нему ведет современный пандус, но в древности, похоже, там была лестница из сырцового кирпича. Монд также отмечает украшенный дверной проем и перемычку, хотя сегодня существует современный дверной проем из бетона и металла. Древний сырцовый кирпич все еще присутствует, хотя он был подкреплен современным сырцовым кирпичом и бетоном. [6]
Передняя комната / Широкий зал
[ редактировать ]Высеченная в скале часовня TT69 имеет Т-образную форму и состоит из передней, задней комнат и центральной ниши для святилища. Передняя и задняя комнаты ориентированы перпендикулярно друг другу, образуя перевернутую букву Т. Переднюю комнату TT69 часто еще называют широким или поперечным залом. Это отличает его от задней комнаты, названной длинным залом из-за ее ориентации.
Убранство широкого зала ТТ 69 посвящено жизни владельца гробницы Менны. Поскольку большинство титулов, которые носит Менна, связаны с сельским хозяйством, в гробнице есть хорошо сохранившаяся сцена сельскохозяйственного производства. Менну несколько раз изображают на этой стене, сидящей и стоящей, наблюдающей за различными этапами производства зерна, включая вспашку, сбор урожая и веяние. Эта сцена подчеркивает важность различных ролей Менны в управлении королевским и храмовым сельским хозяйством.
Другие сцены в широком зале показывают Менну и его жену Хенуттави, сидящих перед грудами подношений. Сцены подношений часто включают изображения носителей подношений, приносящих еду, напитки и букеты владельцу гробницы и его жене. Другие включают изображения банкетов и отсылают к Фестивалю Долины, празднику умерших, во время которого семьи посещали могилы своих предков и приносили еду и напитки, чтобы накормить владельцев гробниц. Сцены подношений, банкетов и Фестиваля Долины подчеркивали желание Менны получить еду и питье в загробной жизни, а замысловатые детали побуждали посетителей останавливаться у его могилы.
Были украшены и короткие стены широкого зала. Один из них был нарисован так, чтобы выглядеть как ложная дверь и стела с изображениями владельца гробницы и его жены, сидящих под погребальными божествами. Вокруг ложной двери были нарисованы фигуры с воздетыми в хвале руками, а также столы, заваленные подношениями.
На другой короткой стене находится нарисованное изображение Менны и Хенуттави, стоящих перед богом Осирисом , сидящим в киоске. Позади и внизу пара несет подношения с букетами, волами и другими подношениями, которые они сжигают на двух жаровнях.
Задняя комната/длинный зал
[ редактировать ]Задняя комната ТТ 69, также называемая длинным залом, расположена перпендикулярно широкому залу. Оформление этого пространства акцентирует внимание на переходе Менны из мира живых в мир могущественных предков. Сцены в длинном зале демонстрируют изображения похорон, включая перетаскивание саркофага, путешествие в Абидос, обряды, совершаемые над мумией владельца гробницы, и оплакивающих женщин. Эти сцены не изображают настоящие похороны Менны и, скорее, представляют собой идеализированную похоронную процессию, сочетающую реальный ритуал с более древними практиками. На левой стене похоронная процессия завершается изображениями погребальных божеств Анубиса и Богини Запада.
Убранство длинного зала также включает одно из самых ранних изображений « Взвешивания сердца» . Эта сцена, заимствованная из «Книги мёртвых» , изображает владельца гробницы, стоящего перед весами, на которых его сердце и, следовательно, его дела в жизни сравниваются с концепцией истины и справедливости, называемой «маат» по-египетски . . В гробнице Менны эта концепция изображена как богиня истины и справедливости Маат . Она изображена в виде сидящей женщины с пером на голове. (Другие изображения этой сцены могут включать только перо, которое является написанием слова маат .) Бог Осирис председательствует на церемонии, пока Гор уравновешивает весы, а Тот записывает результаты.
В длинном зале гробницы Менны также есть сцена рыбалки и охоты, на которой изображен владелец гробницы (изображенный дважды) пронзающий рыбу и охотящихся птиц палкой на болотах. Его сопровождает семья Менны, одетая в свои лучшие льняные одежды, украшенная драгоценностями и цветами. Само болото показано с изобилием жизни, включая изображения птиц, рыб, бабочек, крокодила и даже маленькой кошки, которая выслеживает гнездо, полное яиц.
Как и в широком зале, здесь много изображений подношений, приносящих подношения сидящим изображениям Менны и Хенуттави. На обеих стенах длинного зала эти приносящие подношения ориентированы так, как будто они идут в гробницу, и, следовательно, в сторону центрального святилища, где живые посетители гробницы оставляли свои подношения в виде еды, питья и цветов.
Храм
[ редактировать ]В конце длинного зала находится небольшая ниша, в которой когда-то стояла гипсовая статуя Менны и его жены Хенуттави. [7] От маленькой статуи остались только ноги и ступни. Стена вокруг ниши украшена изображениями четырех несущих подношения, которые держат подносы с фруктами, хлебом, пивом и букетами в направлении ниши статуи. Когда гробница использовалась, перед нишей ставили стол для подношений, который служил центральным местом для ритуальных подношений, совершаемых от имени владельца гробницы и его жены. Поскольку святилище находится в самой западной части гробницы, оно было спроектировано как место, где могли взаимодействовать живые и мертвые.
Повреждать
[ редактировать ]Изображения в TT 69 были повреждены в древности, особой целью были глаза и лица Менны и Хенуттави. Это говорит о том, что у Менны мог быть враг, желавший уничтожить его память после смерти. Однако повреждение имени Менны и систематическое удаление изображений типа жреца, называемого сем -жрецом, позволяют предположить, что TT 69 стал жертвой стирания в период Амарны изображений, связанных с богом Амоном . Имя Менны, содержащее некоторые из тех же знаков, что и имя бога Амона, также было искажено. [8]
Проект часовни-гробницы Менны
[ редактировать ]С 2007 по 2009 год междисциплинарная группа египтологов, ученых-исследователей, реставраторов работала в ТТ 69 над документированием и сохранением убранства гробницы. Спонсорами этого проекта выступили Университет штата Джорджия и Проект по сохранению египетских древностей (EAC) Американского исследовательского центра в Египте (ARCE). Финансирование было предоставлено через Агентство США по международному развитию (USAID). [9]
Проект включал в себя неинвазивные методы, такие как рентгеновская флуоресценция (РФА), спектроскопия ультрафиолетового и видимого диапазона , спектроскопия диффузного отражения ближнего инфракрасного диапазона и рамановская спектроскопия, чтобы определить, какие материалы использовались в процессе подготовки, покраски и отделки стен. могилы. Реставрационные работы также проводились на TT 69 в рамках проекта часовни-гробницы Менны. Украшение гробницы было очищено и закреплено, чтобы предотвратить отслаивание в будущем и исправить старые попытки консервации. Расписной потолок гробницы также был стабилизирован, и к гробнице были добавлены барьеры для предотвращения будущих повреждений. Наконец, были сделаны высококачественные цифровые фотографии гробницы и созданы цифровые штриховые рисунки нарисованных сцен, чтобы задокументировать хорошо сохранившееся украшение.
Галерея
[ редактировать ]- Менна и Хенуттави получают подношения
- Менна и Хенуттави перед Осирисом, сидящим в киоске.
- Сельскохозяйственная сцена, изображающая сбор зерна и писцы, ведущие его подсчет.
- Изображение парусной погребальной лодки.
- Изображение таких подношений, как яйца, рыба, утята, хлеб, напитки и виноград.
- Картина девушки, держащей несколько птиц и букеты цветов лотоса.
См. также
[ редактировать ]- Список фиванских гробниц
- Н. де Гарис Дэвис , Нина и Норман де Гарис Дэвис, египтологи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Байки, Джеймс (1932). Египетские древности в долине Нила . Метуэн.
- ^ Хартвиг, Мелинда (2013). Часовня-гробница Менны (TT 69): Искусство, культура и наука живописи в египетской гробнице . Каир: Американский университет в Каире Press. п. 16.
- ^ Байки, Джеймс (1932). Египетские древности в долине Нила . Метуэн. стр. 577 .
- ^ Хартвиг, Мелинда (2013). Часовня-гробница Менны: искусство, культура и наука живописи в египетской гробнице . Каир: Американский университет в Каире Press. п. 19.
- ^ Кампп-Зейфрид, Фридерика (2003). «Фиванский некрополь: обзор топографии и развития гробниц от Среднего царства до периода Рамессидов». Фиванский некрополь: прошлое, настоящее и будущее : 10.
- ^ Хартвиг, Мелинда (2013). Часовня-гробница Менны (TT 69): Искусство, культура и наука живописи в египетской гробнице . Каир: Американский университет в Каире Press. п. 11.
- ^ Хартвиг, Мелинда (2013). Часовня-гробница Менны (TT 69): Искусство, культура и наука живописи в египетской гробнице . Каир: Издательство Американского университета Каира. п. 87.
- ^ Хартвиг, Мелинда (2013). Часовня-гробница Менны (TT 69): Искусство, культура и наука живописи в египетской гробнице . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 66, 76.
- ^ Хартвиг, Мелинда (2013). Часовня-гробница Менны (TT 69): Искусство, культура и наука живописи в египетской гробнице . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. XIII.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальное исследование ТТ69
- СМИ, связанные с гробницей Менны, на Викискладе?
- Сканы следов Нормана и Нины Де Гарис Дэвис из Фиванской гробницы 69 (снаружи).