HMS Центурион (1732 г.)
Модель «Центуриона » , изготовленная в 1748 году.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Центурион |
Заказал | 17 октября 1729 г. |
Строитель | Портсмутская верфь |
Заложен | 9 сентября 1729 г. |
Запущен | 6 января 1732 г. |
Судьба | Расставание, 1769 г. |
Примечания |
|
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | 60-пушечный четвертого ранга линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1005 бм |
Длина | 144 футов (43,9 м) (палуба) |
Луч | 40 футов (12,2 м) |
Глубина захвата | 16 футов 5 дюймов (5,0 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
HMS Centurion — 60-пушечный четвертого линейный корабль ранга Королевского флота , построенный на верфи Портсмута Джозефом Аллином младшим и спущенный на воду 6 января 1732 года. [ 1 ] Во время «Центуриона» постройки Устав 1719 года диктовал размеры почти каждого строящегося корабля. Из-за опасений по поводу относительных размеров британских кораблей по сравнению с их континентальными конкурентами, «Центурион» было приказано построить на 1 фут (0,3 м) шире в поперечнике, чем предписывало истеблишмент. HMS Rippon в то же время был построен таким же образом и в нештатных размерах. [ 2 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]«Центурион» был введен в эксплуатацию в 1734 году под командованием капитана Фрэнсиса Дэнсейса. [ 3 ] Она служила во флоте Ла-Манша и принимала участие в сэра Джона Норриса экспедиции в Лиссабон в 1736 году под командованием капитана Джорджа Проктора. В обратный путь она везла Джона Харрисона , который испытывал свой первый морской хронометрист «H1». [ 4 ] Проктор умер в Лиссабоне 4 октября 1736 года, и его сменил на посту командира капитан Джон Дарелл. [ 3 ]
Капитан Джордж Энсон принял командование в декабре 1737 года и возглавил небольшую эскадру к африканскому побережью, затем на Ямайку , прежде чем вернуться в Англию в конце 1739 года. [ 3 ] Затем в период с августа 1739 по январь 1740 года он прошел ремонт в Портсмуте стоимостью 4791,4,8 фунта стерлингов для подготовки к специальной миссии по преследованию испанского судоходства вдоль побережья Южной Америки и перехвату манильских галеонов . [ 3 ]
Кругосветное плавание Энсона
[ редактировать ]С началом войны за австрийское наследство Энсону было поручено командовать эскадрой из шести кораблей, состоящей из « Центуриона» , «Глостера 50», « Северна 50», «Перла 40», «Вагера 28» и шлюпа «Триалла 8», а также двух кораблей снабжения. Анны и Индустрии и поручили плыть в Манилу и захватить испанскую колонию. [ 5 ] Другая эскадра должна была быть отправлена под командованием капитана Корнуолла, которая должна была отправиться в Манилу через мыс Горн . Две эскадрильи должны были перехватить испанские корабли во время их плавания, а на встрече в Маниле переоборудовать, пополнить запасы и ожидать дальнейших приказов. [ 6 ]
Несмотря на проблемы с укомплектованием кораблей, Энсон отплыл 18 сентября 1740 года на « Центурионе» в качестве своего флагманского корабля . [ 3 ] [ 5 ] Эскадра зашла в Мадейру , Бразилию , Порт-Сент-Джулиан и Аргентину и в конце концов достигла мыса Горн к марту 1741 года. К этому времени испанцы были предупреждены о планируемом покушении на Манилу и отправили собственную эскадру. [ 5 ] Серия штормов разогнала корабли флота, а экипажи сильно сократились из-за болезней. [ 5 ] Ансон продолжил наступление, захватив нескольких испанских купцов, в том числе Нуэстра-Сеньора-дель-Монте-Кармело и Нуэстра-Сеньора-дель-Аррансасу . Эскадра продолжала совершать набеги на испанские поселения и перехватывать испанских торговцев, прежде чем Энсон отправил « Центурион» и « Глостер» в Китай. [ 5 ] «Глостер » находился в таком плохом состоянии, что Энсон приказал его затопить, перевести команду на « Центурион» и, наконец, приземлиться на Тиниане 15 августа. [ 5 ] Энсон и часть его команды приземлились, но 21 сентября тайфун унес « Центурион» в море. Опасаясь ее потери, Энсон готовился к отплытию в Китай на модифицированном испанском барке, но « Центурион» пережил шторм, и ее команда смогла отправить его обратно, чтобы воссоединиться с Энсоном. [ 5 ]
«Центурион » достиг Макао с 200 страдающими цингой командой 12 ноября 1742 года и прошел ремонт. Энсон решил совершить круиз у берегов Филиппин в надежде перехватить испанские галеоны с сокровищами , и 20 июня был замечен галеон Nuestra Señora de Covadonga , несущий 36 орудий. [ 5 ] Центурион . отремонтировал ее и повел в бой После непродолжительного боя, в результате которого 67 испанцев были убиты и еще 84 ранены, всего двое из «Центуриона» экипажа были убиты и еще 17 ранены, «Ководонга» была взята. [ 3 ] [ 5 ] На следующий день Энсон ввел ее в состав своего флота, поставив под командование капитана Филипа Сумареса. [ 3 ] Два корабля вошли в Кантон 11 июля, где Энсон продал « Ководонгу» , а после пополнения запасов отплыли в Англию на борту «Центуриона» 15 декабря 1743 года. [ 5 ]
«Центурион » вернулся в Спитхед 15 июня 1744 года, став единственным кораблем первоначальной эскадры, пережившим все путешествие. [ 3 ] Он был признан полностью изношенным, и 10 апреля 1744 года Адмиралтейство приказало построить запасной корабль. [ 3 ] Это так и не было выполнено, и вместо этого новый приказ от 1 декабря 1744 года предписывал « Центуриону» пройти средний ремонт в Портсмуте. Это произошло с сентября 1744 по сентябрь 1746 года, в результате чего ее количество сократилось до 50 орудий. [ 1 ] [ 3 ] он был ненадолго переименован в «Орел» 15 декабря 1744 года ему было возвращено название «Центурион» . , но 15 ноября 1745 года [ 3 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]«Центурион» был повторно введен в строй в сентябре 1746 года и передан под командование капитана Питера Дениса . [ 3 ] Она присутствовала в битве у мыса Финистерре 3 мая 1747 года в составе флота под своим старым командующим, ныне контр-адмиралом Джорджем Ансоном. [ 3 ] Она сыграла значительную роль, о чем говорится в злободневной песне того времени:
- Центурион первым возглавил фургон, (бис)
- И держал их, пока мы не подошли;
- Тогда мы их шкурами сильно треснули,
- Наши борта мы на них залили, (бис)
- Мы дали французам сеялки,
- И вскоре марсели заставили их опуститься.
- И когда они увидели, что наш флот приближается, (бис)
- Они на квартиру позвонили без промедления,
- И их цвета они в тот момент поразили
- О! как мы радовались и пели, (бис)
- Чтобы увидеть такие призы мы взяли,
- Для себя и для Георгия, нашего короля. [ 7 ]
Он стал частью флота сэра Питера Уоррена перешел под командование капитана Огастеса Кеппеля . в 1748 году, а в августе того же года [ 3 ] В сентябре 1748 года он подвергся дальнейшим работам, удлинив квартердек, после чего отплыл в Средиземное море. [ 3 ]
Центурион был оплачен в 1752 году и прошел еще один средний ремонт, на этот раз в Чатеме , в период с октября 1752 года по август 1753 года. Он был повторно введен в строй в октябре 1754 года под командованием капитана Уильяма Мантелла, на этот раз служа флагманом своего старого командира. Коммодор Огастес Кеппель. [ 3 ] Она отплыла в Вирджинию в 1754 году, а затем в Новую Шотландию в 1756 году, прежде чем вернуться в Великобританию.
Она снова отплыла в Северную Америку в апреле 1757 года и присутствовала при осаде Луисбурга в 1758 году, за которой последовало нападение на Квебек в 1759 году. [ 3 ] Он прошел еще одно обследование в 1760 году, прежде чем в том же году перейти под командование капитана Джеймса Гэлбрейта. Она отплыла на Ямайку в 1760 году, где провела время в качестве флагмана сэра Джеймса Дугласа . [ 3 ] она принимала активное участие в операциях против Гаваны , после чего ей снова заплатили. Летом 1762 года [ 3 ]
Последовал дальнейший ремонт в Вулидже , после чего «Центурион» в мае 1763 года был введен в строй под командованием капитана Огастеса Херви . [ 3 ] Он присутствовал в Средиземноморье до 1766 года, а период с 1764 по 1766 год провел в качестве флагмана коммодора Томаса Харрисона. [ 3 ] В последний раз ей заплатили в сентябре 1766 года. Ее обследовали в мае 1769 года, после чего она была разбита Приказом Адмиралтейства в Чатеме, а работы были завершены к 18 декабря 1769 года. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Носовая голова «Центуриона » , лев высотой 16 футов (4,9 м), была подарена герцогу Ричмонду Георгом III , когда корабль был разбит. Некоторое время он использовался в качестве вывески гостиницы в Гудвуде , но Вильгельм IV попросил его у герцога и использовал в качестве украшения лестницы в Виндзорском замке . Позже король подарил его Гринвичской больнице с указанием разместить его в одной из палат, которую, по его желанию, следует называть палатой Энсона. Он оставался там до 1871 года, когда его перенесли на игровую площадку Военно -морского училища , где из-за непогоды он, к сожалению, развалился на куски. [ 7 ] Все, что осталось, - это львиная лапа высотой четыре фута, которая в конечном итоге была признана частью значительного исторического интереса и возвращена в Шагборо-холл в 1920-х годах. Сегодня он украшает стену в Верандном пассаже особняка. [ 8 ]
Под ним когда-то были начертаны следующие строки:
- Останься, путник, на минутку и посмотри
- Тот, кто путешествовал больше, чем ты;
- Вокруг земного шара, через каждый градус,
- Мы с Энсоном бороздили море.
- Жаркие и холодные зоны прошли.
- И, благополучно выйдя на берег, наконец-
- В непринуждённости с достоинством предстану,
- Он в Палате лордов – я здесь. [ 7 ]
Помимо рассказов очевидцев кругосветного плавания Энсона, Патрика О'Брайана роман «Золотой океан» представляет собой точный, хотя и вымышленный отчет о путешествии. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Лавери, Линейные корабли, том 1, с. 170.
- ^ Лавери, Линейные корабли, том 1, стр. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Уинфилд. Британские военные корабли эпохи парусного спорта . п. 112.
- ^ Бернштейн. Рождение изобилия . п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Пейн. Корабли открытий и исследований . стр. 30–1.
- ^ Уолтер. Путешествие вокруг света . п. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с HMS Centurion , Battleships-Cruisers.co.uk.
- ^ Информация Совета графства Стаффордшир
9. Журнал центуриона Лео Куча книг SAPERE
Ссылки
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Уинфилд, Риф , Британские военные корабли эпохи парусного спорта 1714–1792: дизайн, конструкция, карьера и судьбы , паб Seaforth, 2007, ISBN 1-86176-295-X
- Лавери, Брайан (2003) Линейный корабль - Том 1: Развитие боевого флота 1650-1850 гг. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-252-8 .
- Уолтер, Ричард. Кругосветное путешествие в 1740-1744 годах . Эйлсбери: Heron Books.
- Бернштейн, Уильям Дж (2004). Рождение изобилия: как возник современный экономический мир . МакГроу-Хилл Профессионал. ISBN 0-07-142192-0 .
- HMS Центурион . Линкоры-Cruisers.co.uk. Проверено 9 августа 2008 г.
- Пейн, Линкольн П. (2001). Корабли открытий и исследований . Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-98415-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с HMS Centurion (1732 г.), на Викискладе?
- Центурион , 60 орудий. Фотографии модели «Центуриона» в Национальном морском музее .