Канонерская лодка класса Bramble (1898 г.)
![]() HMS Thistle , ок . 1910.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Брамбл Класс |
Строители | |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Класс красногрудых (1889 г.) |
Преемник | н/д – обозначение упразднено |
Построен | 1898–1899 |
В комиссии | 1900–1925 |
Завершенный | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Канонерская лодка первого класса |
Смещение | 710 тонн стандарт |
Длина | 180 футов (55 м) |
Луч | 33 фута (10 м) |
Черновик | 8 футов (2,4 м) |
Установленная мощность | 1300 л.с. (970 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 13,5 узлов (25,0 км/ч) |
Диапазон |
|
Лодки и пристань судно перевозилось |
|
Экипаж | 85 |
Вооружение |
|
Канонерская Bramble лодка класса — тип военного корабля, использовавшегося Королевским флотом в период с 1890-х по 1920-е годы. Четыре корабля этого класса были примечательны как последнее развитие викторианской традиции канонерских лодок и как один из последних классов военных кораблей, предназначенных для плавания под парусом. Один из них, HMS Thistle , сохранил работоспособное парусное вооружение до середины 1920-х годов.
Дизайн
[ редактировать ]Четыре канонерские лодки класса «Брэмбл» были предназначены для защиты обширных аванпостов колониальной империи Великобритании . Имея длину 180 футов, ширину 33 фута, осадку всего 8 футов и водоизмещение всего 710 тонн, они были самыми маленькими морскими судами, построенными для Королевского флота в 1890-х годах. Они также были одними из самых дешевых, их стоимость составляла чуть более 50 000 фунтов стерлингов каждый, что составляло менее 5% стоимости современного линкора .
Ограниченная дальность хода и сохраняющаяся потребность в парусах.
[ редактировать ]Небольшие размеры и небольшая осадка класса Bramble были разработаны для облегчения навигации по сложным береговым линиям и великим рекам Африки, Южной Азии и Дальнего Востока. Недостатком, который это наложило, был ограниченный запас топлива. Этот тип поступил на вооружение со стандартной бункеровкой всего в 50 тонн угля. Для «Тистла» , считающегося одним из самых эффективных кораблей этого класса, это обеспечило бы движение всего в течение двух с половиной дней при постоянной крейсерской скорости в 11,5 узлов, а при движении на полной скорости требовалось почти вдвое больше угля, чем при любом заданном объеме. продолжительность времени. На практике хранилище нашлось на 145 тонн угля, но этого хватило всего лишь на одну неделю плавания.
Поэтому класс Bramble был спроектирован с парусным вооружением в дополнение к двигателям. Это все еще было широко признано в 1890-х годах как необходимость для военных кораблей дальнего действия, которые не всегда имели надежный доступ к угольным станциям . Современные корабли, которые сохранили полное парусное вооружение в 1890-х годах, включали русский броненосный крейсер «Рюрик» , шесть немецких «Бюссар» лёгких крейсеров типа , канонерские лодки ВМС США «Аннаполис» класса Королевского флота «Кондор» , а также собственные шлюпы класса и «Кадмус » .
Однако использование парусов не получило всеобщего признания: броненосные корабли великих держав стали настолько большими и тяжелыми, что в середине 1880-х годов они отказались от остатков парусного вооружения, а модернизаторы утверждали, что любой парусный военный корабль автоматически устаревает.
В то время как большинство крейсеров 1890-х годов использовали трехмачтовый барк или баркентиновое вооружение, сочетающее сильный упор на продольные паруса с частично квадратным вооружением , класс Bramble отличался тем, что проектировался как двухмачтовые корабли, и в 1911 году Авторитетное партнерство сэра Филипа Уоттса и Джона Харпера Нарбет отметил, что они использовали только «уменьшенный» продольный план парусности. Таким образом оснащенные, они чем-то напоминали гораздо более крупные современные защищенные крейсеры Королевского флота, такие как Astrea класс и Eclipse класс , которые имели две «военные мачты», в основном используемые для сигнальных фалов , наблюдательных позиций и боевых вершин , но предназначенные для установки вспомогательных носовых частей. и кормовые паруса в чрезвычайной ситуации. С другой стороны, HMS Thistle использовал некоторые квадратные паруса, и, похоже, нет четких доказательств оригинальный план паруса брига или бригантины , такой как более ранний HMS Temeraire того, каков был их спроектированный план паруса ( нельзя исключать ).
Другие особенности
[ редактировать ]Чтобы еще больше снизить логистические потребности (и затраты на строительство) новых канонерских лодок, был принят ряд других решений, которые казались почти умышленно анахроничными. Они имели медную обшивку для защиты корпуса от загрязнения в тропических морях. старомодная человеческая сила на кабестане требовалась При минимальном количестве оборудования для подъема якорей было предусмотрено функциональное корабельное колесо , а для поворота руля . Все освещение происходило от свечей, а не от лампочек . Только одна из четырех лодок корабля была оснащена двигателем, остальные приводились в движение парусами и веслами. Некоторые из орудий были даже установлены внутри артиллерийских портов .
Однако в некоторых важных отношениях канонерские лодки были совершенно современными. Их вооружение, состоящее из двух 4-дюймовых орудий , четырех 12-фунтовых орудий и четырех или более крупнокалиберных орудий Максима, было современным, а огневая мощь, которую оно обеспечивало, была сопоставима с вооружением сопоставимых кораблей конкурирующих военно-морских сил, таких как немецкая канонерская лодка SMS Panther . Паровая машина тройного расширения каждого корабля развивала скорость 13,5 узлов, что лишь немного медленнее, чем у современных линкоров и крейсеров , а их корпуса были построены из стали с использованием металлургических достижений 1880-х годов, а не с использованием старых методов изготовления кованого железа или композитных материалов .
По компоновке канонерские лодки также были современными, напоминая миниатюрную версию современных защищенных крейсеров , с прямым форштевнем , высоким баком , более высокой штурманской рубкой и длинной низкой рубкой, простирающейся в кормовой части до еще более нижнего квартердека . Это резко контрастировало со шлюпами классов «Кондор» и «Кадмус» , которые напоминали современные парусные винджаммеры с бушпритом и носовой частью , высоким надводным бортом и приподнятой ютом на корме.
Внутри этот класс также принял определяющую характеристику защищенного крейсера: угольные бункеры действовали как своего рода броня вокруг жизненно важных помещений. Аналогия выражалась и в других отношениях: наблюдатели ВМС США отметили, что качество оборудования, как механического, так и внутреннего, было сопоставимо с таковым на большом крейсере: все каюты экипажа были отделаны щедрыми деревянными панелями и комфортабельно кондиционированы. , характеристики, которые были обоснованы утверждением, что они защитят экипаж от жары металлического корпуса под тропическим небом. Был даже ледогенератор . Они были оснащены полной затеняющей палубой из тикового дерева и войлока. [ 1 ]
Более поздние модификации
[ редактировать ]Почти в тот момент, когда корабли вступили в строй, мнение на высоком уровне в Королевском флоте решительно изменилось против использования парусных сил (да и против канонерских лодок в принципе). Паруса были убраны, и постепенно аппаратура такелажа и лонжеронов была физически выброшена. Во время Первой мировой войны корабли сохранили неподвижными только нижние мачты и в некоторых случаях фок-стеньгу для поддержки радиоантенны.
Утрата мореходных возможностей сделала проблематичным развертывание на большие расстояния, поскольку канонерским лодкам теперь приходилось путешествовать с дополнительными запасами угля, заваленными на их открытых палубах, а их двигатели с трудом могли вести их в длительных плаваниях через океан. HMS Thistle в конечном итоге вернулся к практичному парусному вооружению в 1919 году, но принял постепенно упрощенную конструкцию, превратившись из брига в кеч и, наконец, превратившись в своего рода катер .
В 1920-е годы два уцелевших корабля этого типа были перевооружены. Они сохранили свои две 4-дюймовые пушки, но заменили 12-фунтовые пушки и «Максимы» на зенитное вооружение, состоящее из двух 3-фунтовых орудий «Виккерс» и двух 2-фунтовых «помпов» . Четыре 3-фунтовки Гочкиса также использовались в качестве орудий салютования.
Японские деривативы
[ редактировать ]Императорский флот Японии адаптировал конструкцию класса Bramble в качестве модели для двух собственных канонерских лодок, хотя оба корабля во многих деталях отличались от своей британской модели, а также друг от друга. Uji был спущен на воду в 1903 году, а в 1912 году ее планы были изменены для Saga .
История обслуживания
[ редактировать ]Две канонерские лодки были заложены на верфи WH Potter & Sons в Ливерпуле 1 декабря 1897 года, а строительство двух других было начато на следующий день на верфи London & Glasgow в Говане . Ливерпульские корабли были спущены на воду как HMS Bramble (26 ноября 1898 г.) и HMS Britomart (29 марта 1899 г.), а их аналоги в Глазго назывались HMS Dwarf (15 ноября 1898 г.) и HMS Thistle (22 июня 1899 г.). Все эти имена носили выдающиеся предшественники небольших военных кораблей Королевского флота.
HMS Dwarf в Западной Африке, 1899–1925 гг.
[ редактировать ]
HMS Dwarf был первым кораблем этого класса, вошедшим в строй 31 августа 1899 года. Всю свою активную карьеру он провел у западного и южного побережья Африки, охватывая обширную и разнообразную зону от Гибралтара до реки Лимпопо . За свою карьеру она участвовала в англо-бурской войне 1899–1902 годов, где была одним из первых британских кораблей, оснащенных радиосвязью , а в 1914 году сыграла заметную роль в успешной военно-морской кампании союзников против немецкой Западной Африки , разгромив вооруженные силы союзников. пароход «Нахтигаль» в бою между кораблями.
На более поздних этапах своей карьеры HMS Dwarf , судя по всему, некоторое время проводил в резерве в Гибралтаре и, возможно, вводился в строй только тогда, когда был особенно необходим корабль с его мелкосидящими возможностями. В конце концов, примерно в 1925 году ей заплатили, а в следующем году продали на металлолом.
Брамбл и Бритомарт , 1900–1920 гг.
[ редактировать ]HMS Bramble и HMS Britomart были введены в строй одновременно 28 июня 1900 года и вместе отправлены на китайскую станцию . Они оставались там на протяжении большей части своей карьеры, хотя данные свидетельствуют о том, что между 1906 и 1915 годами они проводили в море лишь ограниченное время.
Брамбл и Бритомарт были снова введены в строй в конце 1915 года и переброшены в Индийский океан . Впоследствии они чередовали длительное развертывание в Персидском заливе для поддержки месопотамской кампании и периоды переоборудования в Бомбее .
HMS Bramble был выплачен 5 октября 1919 года и продан на металлолом в январе 1920 года. Иногда говорят, что Бритомарт разделила ее судьбу, как и свою карьеру, но на самом деле она оставалась на службе еще на несколько месяцев, и она В конечном итоге 6 октября 1920 года был продан гражданскому владельцу и преобразован в торговое судно, сохранив свое старое название. В 1925 году ее имя было изменено на Шакунтала ( Шакунтала в «Махабхарате» , как и Бритомарт в «Королеве фей» , — героиня, отличающаяся целомудренной верностью истинной любви, не подозревающей о своей личности). Источники утверждают, что бывшую канонерскую лодку в конечном итоге сдали на слом в 1926 году.
HMS Thistle , 1901–1925 гг.
[ редактировать ]У « Чертополоха » была самая разнообразная карьера из всех канонерских лодок класса «Брэмбл ». Выполняя различные довоенные обязанности в Западной Африке и на Янцзы , она сыграла роль в появлении футбола в Нигерии и в одиночку попыталась сдержать беспорядки в Ханькоу, которые ускорили революцию 1912 года .
В 1915 году «Чертополох» был отправлен через Индийский океан для участия в Восточно-Африканской кампании . Она прибыла слишком поздно, чтобы помочь в уничтожении СМС Кенигсберга , но сыграла успешную роль в высадке десанта в Германской Восточной Африке и защите португальского Мозамбика .
В 1919 году « Чертополоху» было приказано вернуться вокруг мыса Доброй Надежды в Западную Африку, но не раньше, чем ее новый командир восстановил парусное вооружение, чтобы компенсировать поврежденные двигатели. Даже после того, как ее оборудование было отремонтировано, « Чертополох» впоследствии сохранил паруса в качестве дополнения к своей силовой установке. Наконец, он вернулся в Англию для вывода из эксплуатации в 1925 году после более чем двадцатилетнего отсутствия в далеких водах. К этому времени он был последним оставшимся парусным военным кораблем Королевского флота.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уоттс, Филип (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 914. . В
Источники
[ редактировать ]- «Чертополох», Журнал Американского общества военно-морских инженеров , 11 (1899), стр. 1106 [1]
- Управление военно-морской разведки США, Заметки о военно-морском прогрессе, ноябрь 1899 г. (Серия общей информации ONI, № XVIII; Вашингтон, 1899 г.) [2]
- Управление военно-морской разведки США, Заметки о военно-морском прогрессе, июль 1900 г. (Серия общей информации ONI, № XVIII; Вашингтон, 1900 г.) [3]
- Т. А. Брасси, изд. Военно-морской ежегодник, 1902 г. (Портсмут, 1902 г.) [4]
- Уоттс, Филип; Нарбет, Джон Харпер (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 860–922, см. стр. 891 и далее.
§ V. Военные корабли
. В - Энтони Престон и Джон Мейджор, Отправьте канонерскую лодку: Викторианский флот и превосходство на море, 1854–1904 (Лондон, 1967, 2007) [5]
- Бортовые журналы HMS Bramble : с марта 1914 г. по декабрь 1817 г. , с января 1918 г. по октябрь 1919 г.
- Бортовые журналы HMS Britomart : с января 1917 г. по март 1920 г.
- Бортовые журналы HMS Dwarf : с июля 1914 г. по февраль 1916 г. , с сентября 1920 г. по сентябрь 1923 г.
- Бортовые журналы HMS Thistle : с марта 1914 г. по декабрь 1916 г. , с января 1917 г. по декабрь 1919 г. , с января 1920 г. по июль 1924 г.