Jump to content

Железная канонерская лодка

Канонерская лодка HMS Mastiff (справа, окрашена в белый цвет)

Канонерские лодки с плоским железом (более формально известные как канонерские лодки Ренделя ) представляли собой ряд классов прибрежных канонерских лодок, обычно характеризующихся небольшими размерами, низким надводным бортом , отсутствием мачт, [Примечание 1] и установка одной большой пушки неповоротного типа, наводимой на судно. Свое прозвище они получили из-за физического сходства с утюгом, который использовался для глажки одежды в XIX веке.

Первая канонерская лодка с плоским железом была спущена на воду в 1867 году, а последняя - в 1894 году, причем подавляющее большинство из них было построено в 1870–1880 годах. Они были спроектированы как дешевое оружие береговой обороны, но эту роль им не удалось успешно выполнить; наибольшую пользу они нашли в наступательных прибрежных бомбардировках. Прочно построенные, они просуществовали в некоторых случаях до конца 20 века и участвовали в обеих мировых войнах. Корпус британского судна Medway лежит на мелководье у берегов Бермудских островов. Норвежский плоский железный корабль Tyr остается в эксплуатации под названием Bjorn West и, по последним данным, поступил на верфь Eidsvik в мае 2014 года для восстановления. [1]

Источник

[ редактировать ]

В 1867 году сэр WG Armstrong & Company подписал соглашение с местным судостроителем доктором Чарльзом Митчеллом , согласно которому верфь Митчелла будет строить военные корабли, а компания Армстронга будет поставлять вооружение. Джордж Рендел был назначен руководителем нового предприятия, а суда, спроектированные под его руководством, были основаны на небольшом судне, используемом заводом Армстронга для испытаний тяжелых орудий. [2] С помощью ведущего артиллерийского эксперта адмирала сэра Эстли Купер-Ки он превратил эти корабли в канонерскую лодку, предназначенную для оборонительных прибрежных операций. [2]

Описание

[ редактировать ]
Картина «Комета» , «Муравей железная канонерская лодка класса » . Уильяма Фредерика Митчелла

Типичная канонерская лодка с плоским железом водоизмещала около 250 тонн, имела длину менее 100 футов (30 м) и осадку всего 6 футов (1,8 м). Он был вооружен одной большой пушкой (обычно от 10 до 12 дюймов, но в случае итальянского Castore класса — массивным 16-дюймовым орудием). Орудие, установленное в носовой части, было спроектировано так, чтобы его можно было поднимать и опускать с помощью гидравлического механизма, чтобы не нарушалась устойчивость при переходе по морю. Пушка наводилась на все судно, поскольку установка позволяла поднимать, но не поворачивать (как в огромной плоскодонной пушке ). Никакого такелажа не предусматривалось, и были установлены два винта, что позволило значительно уменьшить осадку и в то же время сделать их очень маневренными. Максимальная скорость должна была составлять менее 9 узлов (17 км/ч), но они были предназначены для буксировки на значительно более высоких скоростях, чем они были способны развивать своим ходом. Экипаж насчитывал около 30 человек. [3] [4] Были построены более крупные варианты: немецкие канонерские лодки класса Wespe водоизмещением достигало 1157 тонн. Были произведены мачтовые версии, особенно для военно-морских сил с неадекватными угольными мощностями и длинной береговой линией, и, соразмерно увеличению водоизмещения, вооружения и оснащения, экипажи увеличились, чтобы соответствовать, при этом для класса Веспе требовалось 76 человек. [5]

Первоначальная конструкция предназначалась для оборонительных береговых операций, но использовалась Королевским флотом в основном для наступательных прибрежных бомбардировок и в этом смысле была естественным преемником крымских канонерских лодок « Великого вооружения » и бомбардировочных кораблей времен Наполеоновских войн . Операции такого рода требуют командования на море , и эту ситуацию Королевский флот мог создать благодаря своему боевому флоту на протяжении всего периода. [2]

Лишь немногие другие военно-морские силы того времени могли рассчитывать на что-то большее, чем местный контроль на море в течение ограниченного периода времени, и эти корабли имели ограниченное применение для береговых бомбардировок в руках более мелких или менее эффективных операторов. Тем не менее, эти небольшие суда с их мощной ударной мощью были явно привлекательны для малых и средних военно-морских сил конца XIX века, поскольку предлагали статус больших орудий без стоимости больших военных кораблей. Возможно, этим объясняется то, что некоторые из более поздних судов имели чудовищные 15- и 16-дюймовые орудия; вооруженные таким образом плоские утюги использовались недолго, вероятно, потому, что их оружие было практически бесполезно, кроме как против неподвижной цели в штиль. Определяющий провал канонерских лодок с плоским железом в качестве оружия береговой обороны произошел в Китае, где канонерские лодки британской постройки использовались против французов в битве при Фучжоу и японцев в битве при Вэйхайвэй . В целом канонерские лодки с плоским железом оказались переигранными и задушенными артиллерийским огнем более устойчивых крейсеров противника; многим не удалось сделать более одного или двух выстрелов.

В 2.08 канонерская лодка Rendel подошла к Пагода-Пойнт и открыла огонь из 16-тонной пушки по « Дюге» , но не попала в нее. Сразу же против этого несчастного корабля сосредоточились орудия флота, и поток падающих и разрывающихся снарядов был настолько велик, что буквально преградил ей путь. Две минуты она оставалась почти неподвижной, беспомощной мишенью; затем с грохотом у нее взорвался магазин, и она с головой нырнула на дно.

- Х. В. Уилсон, Броненосцы в действии [6]

В отличие от их неудач в качестве канонерских лодок береговой обороны, случаи, когда они использовались для прибрежных бомбардировок, были более успешными; Аргентинские канонерские лодки использовались в 1890 году для бомбардировки повстанцев во время Революции парка . [5] Греческие канонерские лодки бомбардировали турецкие войска во время греко-турецкой войны 1897 года , а «Дюша» и «Экселант» (бывший HMS Handy ) были частью сил, которые бомбардировали бельгийское побережье во время Первой мировой войны . [4] По словам профессора Эндрю Ламберта, утюги Королевского флота успешно справились со своей задачей сдерживания и стали ключевым фактором в возможностях прибрежных наступательных операций. [7]

Операторы

[ редактировать ]

Австралия

[ редактировать ]
Гаюнда выброшена на берег у Вуди-Пойнт, 2006 г.
Защитник на острове Херон, 2008 г.

Австралийские колонии Британской империи приобрели несколько канонерских лодок для береговой обороны в 1880-х годах, и, хотя их описывали как «утюги», они были мачтовыми, а «Протектор» был размером почти с легкий крейсер. [3] Останки Протектора и Гаюнды остаются видимыми и сегодня.

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
HMVS Альберт
1
350
8-дюймовый (12,5 тонны) БЛ Армстронг тип Б1
ХМВС Виктория
1
530
10-дюймовая (25-тонная) БЛ и 2 13-фунтовые БЛ Армстронг тип Д
HMCS Защитник
1
920
8-дюймовый (12,5 тонны) BL, 5 BL по 6 дюймов (4 тонны), 4 3-фунтовых двигателя Армстронг тип F1
Тот же класс
2
360
8-дюймовый (12,5 тонны) BL и 6-дюймовый (4 тонны) BL Армстронг тип Б1

Аргентина

[ редактировать ]

Аргентина приобрела четыре канонерские лодки с плоским железом у Laird Brothers , Биркенхед и J&G Rennie & Co , Гринвич, [8] в 1875 г.; они были сгруппированы в два класса: Пилькомайо и Конститусьон . [9] Описанные в Аргентине как бомбардировщики (бомбардеры), позже они использовались в качестве танкеров, транспортных средств и понтонов, в некоторых случаях до 1950-х годов. [5]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Пилькомайо Класс
2
416
9,4-дюймовые (240-мм) РСЗО и 2 × 3-дюймовые (76-мм) орудия Списан в 1930-е годы
Конституция класса
2
416
9,4-дюймовые (240-мм) РСЗО и 2 × 3-дюймовые (76-мм) орудия Списан в 1950-е годы

Правительство Чили вступило в переговоры о покупке двух судов, аналогичных аргентинским, но не довело сделку до конца. [5]

Между 1875 и 1880 годами Китай приобрел у Великобритании 13 канонерских лодок с плоским железом и построил еще одну ( «Тьонг Синг» ) в Шанхае . [10] После двух классов Jiansheng лодки, построенные в Великобритании, получили названия от греческого алфавита , от Alpha до Lambda , таким образом, они стали известны как «алфавитные» канонерские лодки. Несмотря на то, что им быстро дали китайские имена, названия классов, похоже, прижились. Еще одна канонерская лодка псевдо-Ренделя ( Hoi Tung Hung ) была построена на местном уровне по образцу «алфавитных» утюгов, но построена из дерева, обшитого железом. Фушэн и Цзяньшэн были потеряны в битве при Фучжоу в 1884 году в начале китайско-французской войны . [11] Четыре китайских канонерских лодки Rendel также приняли участие в битве на реке Ялу против японцев в 1894 году. [12] Восемь китайских канонерских лодок были потоплены или захвачены Японией в битве при Вэйхайвэй в 1895 году. [5]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Цзяньшэн класс
2
256
10 дюймов (250 мм) Разрушен в битве при Фучжоу в 1884 году.
Тионг Синг
1
200
6,7 дюйма (170 мм) Построен в Шанхае. Разрушен в Вэйхайвее японским флотом.
Альфа- класс
2
420
11 дюймов (280 мм) Списан в 1895 году.
Гамма- класс
2
420
15 дюймов (380 мм) Списан в 1905 году.
Хой Тунг Хунг [Примечание 2]
1
430
15 дюймов (380 мм) Разрушен в Вэйхайвее японским флотом.
Эпсилон Класс
4
440
15 дюймов (380 мм), 2 × 12 фунтов Захвачен в Вэйхайвее японским флотом.
Йота класс
3
440
15 дюймов (380 мм), 2 × 12 фунтов Двое захвачены в Вэйхайвее ВМС Японии.

Пять лодок трех классов были построены на датских верфях в 1874–1876 годах. Три были списаны на рубеже 20-го века, а две другие были списаны после Первой мировой войны и служили ремонтными кораблями. [5]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Эресунн класс
3
240
10 дюймов (250 мм) и 4 × 1 фунт Списан между 1912 и 1919 годами.
Моен класс
1
410
10 дюймов (250 мм), 2 × 2 фунта, 1 × 1 фунт Списан в 1901 году.
Ложный класс
1
383
10 дюймов (250 мм), 2 × 2 фунта, 1 × 1 фунт Списан в 1918 году.

Германия

[ редактировать ]
Wespe Канонерская лодка класса SMS Natter

Немецкий флот ( Kaiserliche Marine ) построил одиннадцать больших канонерских лодок Rendel ( Panzerkanonenboot ) класса Wespe на верфи AG Weser , Бремен, в период с 1875 по 1881 год. Одна, SMS Salamander , была потеряна в 1910 году. [5] Две меньшие канонерские лодки класса Brummer были построены позже, в 1884 году. [13]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Канонерские лодки класса Веспе
11
1157
12 дюймов (300 мм) Списан в 1909–1911 гг.
Брюммер класс
2
929
8,3 дюйма (210 мм) Списан в 1903–1907 гг.
греческой канонерской лодки Бои

В 1881 году Греция построила на Темзской металлургической и судостроительной компании две канонерские лодки Rendel для мелководья Амбракийского залива . Они участвовали в греко-турецкой войне 1897 года и Балканских войнах , служили сетевым заграждением в Пирее и Керацини во время Первой мировой войны и были списаны после Первой мировой войны. [14]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Спецес
1
433
11 дюймов (280 мм), 1 × 6 дюймов переименован в Актеон. В 1889 году Списан в 1919 году.
Амвракия
1
433
11 дюймов (280 мм), 1 × 6 дюймов Списан в 1931 году.

Италия построила две канонерские лодки Rendel на верфи Специи в 1874 году. [15] В конце 1880-х годов две большие канонерские лодки Rendel были спроектированы и построены компанией Armstrong Mitchell & Co.'s Elswick Works по контракту с военным министерством Италии. Они были построены на верфи Элсвика в Тайнсайде в Соединенном Королевстве, разобраны и отправлены в Италию для повторной сборки на заводе Армстронг в Поццуоли . [16] [Примечание 3]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Хранитель класса
2
259
8,2 дюйма (210 мм) [17] Продано около 1900 г. [18]
Касторе Класс
2
522
16 дюймов (410 мм), [16] 1 × 1,5 дюйма Переоборудован в баржи и списан в 1911 и 1925 гг.

Япония захватила шесть канонерских лодок Rendel из Китая 12 февраля 1895 года в битве при Вэйхайвэй. Они были выставлены на продажу в 1906 году и разобраны к 1907 году. [19]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Эпсилон Класс
4
440
11 дюймов (280 мм), 2 × 3 дюйма [19] Захвачено в Китае. Перевооружен, как показано
Йота класс
2
440
11 дюймов (280 мм), 2 × 3 дюйма [19] Захвачено в Китае. Перевооружен, как показано

Две канонерские лодки были сданы в эксплуатацию компании «Армстронгс» в 1875 году, но, похоже, это были одновинтовые железные канонерские лодки с тяжелым лонжероном и обширной площадью парусности. Из-за их небольших и широких размеров и единственного большого пистолета их можно принять за утюги, но иллюстрации показывают, что они не относятся к одному и тому же типу. [17] Они были списаны в 1920 году.

Нидерланды

[ редактировать ]

Тридцать одна канонерская лодка с плоским железом была построена на голландских верфях Christie, Nolet & De Kuyper и Feijenoord Mij в период с 1870 по 1880 год. Vahalis и класс Hydra были почти все выведены из эксплуатации перед Второй мировой войной ( Sperwer сохранялся до 1960 года как учебный корабль, а Брак затонул в 1902 году). [5] Десять самолетов типа «Водан» просуществовали достаточно долго, чтобы быть потопленными или захваченными наступающей немецкой армией в 1940 году. [5]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Вахалис
1
337
3 × 4,7 дюйма [20] Продан в июле 1906 г. [18]
Канонерские лодки высшего класса
14
216
11 дюймов (280 мм), 1 × 2 дюйма и 3 × 1 фунт Списан в 1911 году.
Канонерские лодки класса «Водан»
16
240
11 дюймов (280 мм) и 3 × 1 фунт

Норвегия

[ редактировать ]

Восемь канонерских лодок с плоским железом были построены по британскому проекту на норвежских верфях. Все они были переоборудованы в минные заградители перед Первой мировой войной. Эгер был списан в 1932 году, но все остальные были захвачены Германией в 1940 году, за исключением Уллера. [Примечание 4] они пережили Вторую мировую войну. Они были постепенно выведены из эксплуатации Королевским военно-морским флотом Норвегии после Второй мировой войны, но канонерская лодка класса «Тир» все еще работала в качестве гражданского парома «Бьёрн Вест» спустя 100 лет после постройки. [5]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Вейл Класс
5
260
10,5 дюймов (270 мм) Перед Первой мировой войной переоборудованы в минные заградители.
Гор класс
2
290
10 дюймов (250 мм) Перед Первой мировой войной переоборудованы в минные заградители.
HNoMS Эгер
1
413
8,2 дюйма (210 мм) Списан в 1932 году.

В период с 1874 по 1881 год Россия построила десять канонерских лодок Rendel трех классов. [5] [21]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Эрш класс
1
321
11 дюймов (280 мм) Списан в 1906 году.
нерпа класс
1
380
6 дюймов (150 мм) Списан в 1888 году.
Бурун Класс
8
380
11 дюймов (280 мм), 2 × 3,4 дюйма [21] 3,4-дюймовые орудия заменены на 2½-фунтовые. Списан между 1902 и 1907 годами.
Русская канонерская лодка «Сивуч».

Также были построены две канонерские лодки класса «Сивуч» с бриговым вооружением (позже замененным корабельным, а позже все же снятым с вооружения). Они были вооружены одной 9-дюймовой пушкой и одной 6-дюймовой пушкой на корме. Визуально они были очень похожи на британский класс Медина . [21]

Швеция построила 10 канонерских лодок Rendel в Стокгольме и Норчёпинге в период с 1868 по 1876 год. [15]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
Гармера Класс
3
241 - 271
9,4 дюйма (240 мм) или 10,6 дюйма [15] Списан около 1898 г. [18]
Хильдур класс
7
457
9,4 дюйма (240 мм) [15] Продан около 1919 г. [18]

Великобритания

[ редактировать ]
Модель «Муравей» . канонерской лодки класса

В составе Королевского флота было два класса канонерских лодок с плоским железом, построенных в 1870-х и 1880-х годах, а также несколько единичных прототипов. [4] В заводской комплектации они оснащались одной 9- или 10-дюймовой дульнозарядной нарезной пушкой (MLR). [4] Они имели прочную конструкцию, и многие из них остались на службе в качестве вспомогательных, а некоторые стали артиллерийскими тендерами. [22] лихтеры, танкеры и земснаряды. [3] Одним из примечательных артиллерийских тендеров был Bustard , который был перевооружен перед Первой мировой войной. [4] Во время Первой мировой войны Bustard , Drudge and Handy (переименованный в Excellence с 1891 года), а также, возможно, Mastiff (переименованный в Snapper в 1914 году) и Ant , принимали участие в бомбардировке бельгийского побережья. [23] Большинство канонерских лодок с плоским железом были списаны еще до середины 20 века. [4] но Хэнди выжила, пока в 2008 году ее не расстались из-за соображений безопасности. [24]

В течение многих лет считалось, что утюги Королевского флота не справлялись со своей предполагаемой ролью береговой обороны. [4] Профессор Эндрю Ламберт позже убедительно утверждал, что они были разработаны для прибрежных атак в качестве преемников канонерских лодок «Великого вооружения» Крымской войны и что они преуспели в своей сдерживающей роли. Он описывает их как «часть сложного, многоуровневого подхода к тактической проблеме поражения крупномасштабных систем береговой обороны». [2] Королевский флот включил их в свой конфиденциальный Розовый список как «Канонерские лодки для нападения и защиты берегов». [2] Из-за недостаточной скорости и ограниченного вооружения они были малоэффективны для защиты побережья или гавани, но идеально подходили для бомбардировки береговых укреплений, где Королевский флот полностью господствовал на море. [25]

Сорт Суда Тоннаж Оружие Примечания
HMS Стойнч
1
164
9-дюймовая (12-тонная) РСЗО Первая железная канонерская лодка.
HMS Плаки
1
193
9-дюймовая (12-тонная) РСЗО
муравьев Класс
20
241
10-дюймовая (18-тонная) РСЗО
Овод Класс
4
241
10-дюймовая (18-тонная) РСЗО Идентичен классу и Ant иногда указывается как часть его.
Медина класс
12
363
3 × 6,3-дюймовые РСЗО Оснащен баркентиновой оснасткой.
вышибалы Класс
2
265
10-дюймовая МЛР Похож на класс Ant , но длиннее и вместо железа используется сталь.
HMS Хэнди
1
508
7,5 дюйма и 1 × 4 дюйма [Примечание 5] Продан Армстронгом Митчеллом в 1884 году Королевскому флоту после испытаний 13,5-дюймовой артиллерийской установки.
HMS Драдж
1
890
9,2-дюймовый БЛ [Примечание 5] Построен для Управления артиллерийских вооружений и передан Королевскому флоту в 1901 году.

Staunch и Plucky , по сути, были прототипами, построенными в 1867 и 1870 годах. [4] Хэнди и Драдж были построены в 1880-х годах для испытаний установки 13,5-дюймовых орудий, предназначенных для Royal Sovereign линкоров класса . [3] [4]

Класс «Медина» представлял собой развитие концепции «плоского железа», в результате которой была создана железная прибрежная канонерская лодка, оснащенная тремя мачтами и несущая три 6,3-дюймовые 64-фунтовые нарезные дульнозарядные орудия . Военно-морской историк Энтони Престон описал их как «самый гротескный корабль, который когда-либо видели». [26] Корпус «Медуэя» по-прежнему виден на спутниковых снимках. 32 ° 22'32,7 "с.ш. 64 ° 41'13" з.д.  /  32,375750 ° с.ш. 64,68694 ° з.д.  / 32,375750; -64,68694 . [27]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые канонерские лодки типа «Рендель» были оснащены мачтами (класс «Британская Медина» , класс « Сивутч » и, по крайней мере, некоторые китайские алфавитные обозначения); они включены в статью для полноты картины
  2. ^ Не совсем утюг. Построен из дерева, обшитого железом в имитацию «алфавитных» утюгов.
  3. По совпадению, менеджером завода Армстронга в Поццуоли был Джордж Рендел, который занял эту должность в надежде, что теплая итальянская погода улучшит его здоровье.
  4. Уллер был захвачен вторгшейся немецкой армией, использован для заминирования входа в удерживаемый норвежцами Согне-фьорд Королевского военно-морского флота Норвегии и разбомблен самолетом Heinkel He 115 1 мая 1940 года. Он был затоплен своей удерживаемой немцами сестрой Тюром .
  5. ^ Перейти обратно: а б Drudge и Handy были разработаны для испытаний 13,5-дюймового основного вооружения Royal Sovereign , и оба позже были приняты на вооружение Королевского флота. Их вооружение на военной службе могло измениться с годами; оба стали тендерами HMS Excellence , артиллерийской школы Королевского флота. На каком-то этапе Драдж был вооружен 9,2-дюймовым пулеметом BL Mk IX ; вполне вероятно, что это изменилось бы, чтобы позволить обучение использованию новейшего оружия по мере его поступления на вооружение.
  1. ^ Лангес, Вильгельм. «Паромы по фьордам в Норвегии: Бьёрн-Вест» . Автомобильные паромы в Европе (на немецком языке). Вильгельм Ланге. Архивировано из оригинала 8 декабря 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Престон, стр. 10–11.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Уинфилд, Р.; Лион, Д. (2004). Список парусного и парового флота: все корабли Королевского флота 1815–1889 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  978-1-86176-032-6 . OCLC   52620555 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Престон стр.162-166
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к История и морская археология - Los Cañoneros Rendell (испанский)
  6. ^ Уилсон, HW (1896). Броненосцы в действии; очерк морской войны с 1855 по 1895 год, с некоторыми сведениями о развитии линкора в Англии . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 10 .
  7. ^ Престон стр.11
  8. ^ Сондхаус стр.153
  9. ^ Освальдо, Сидоли (2009). «РЕНДЕЛЛ ГАННЕРС – АРГЕНТИНА» . Морская история и археология (Histarmar) (на испанском языке). Карлос Мей . Проверено 13 сентября 2014 г.
  10. ^ Сондхаус стр.133
  11. ^ Сондхаус стр.152
  12. ^ HW Wilson, Броненосцы в действии; очерк морской войны с 1855 по 1895 год, с некоторыми сведениями о разработке линкора в Англии , Sampson Low, Marston & Co, Лондон. 1896.
  13. ^ Роджер Шено; Роже Шено Эжен М. Колесник; Н.Дж.М. Кэмпбелл (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860-1905» . Конвей Мэритайм Пресс. п. 261. ИСБН  978-0-85177-133-5 . Проверено 16 ноября 2012 г.
  14. ^ «История военной техники Новой Греции (1821 г. – сегодня)» . 5 марта 2011 года . Проверено 7 октября 2011 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Андерсон, стр.68
  16. ^ Перейти обратно: а б Брук, Питер. «Армстронги и итальянский флот» от Престона, Энтони (ред.). Военный корабль 2002-2003 гг . Лондон: Conway Maritime Press, 2003. стр. 108–110. ISBN   0-85177-926-3 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Андерсон, стр.58
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Андерсон, стр.78
  19. ^ Перейти обратно: а б с Хансгеорг Йентшура; Дитер Юнг; Питер Микель (1 апреля 1999 г.). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Оружие и доспехи Пресс. п. 117. ИСБН  978-1-85409-525-1 . Проверено 7 октября 2011 г.
  20. ^ Андерсон, стр.60
  21. ^ Перейти обратно: а б с Энтони Джон Уоттс (октябрь 1990 г.). Императорский Российский Флот . Оружие и доспехи. ISBN  978-0-85368-912-6 . Проверено 7 октября 2011 г.
  22. ^ Престон, стр. 77–78.
  23. ^ Андерсон, стр.53
  24. ^ Джордан, Джон, изд. (2009), «Заметки о военном корабле», Warship 2009 , Anova Books, стр. 170, ISBN  978-1-84486-089-0
  25. ^ Престон стр.8
  26. ^ Престон стр.167
  27. ^ Натан Ричардс; Кэлвин Майрес; Джозеф К. Хойт; Питер Кэмпбелл. «Отчет морского археологического исследования: судно-слип Майерс (предположительно останки HMS Medway ), Бермудские острова, май 2008 г.» (PDF) . Университет Восточной Каролины . Проверено 14 марта 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]

 

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 720e3b0a73f33f094dc812b28cb30da6__1718842740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/a6/720e3b0a73f33f094dc812b28cb30da6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Flat-iron gunboat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)