Железная канонерская лодка
Канонерские лодки с плоским железом (более формально известные как канонерские лодки Ренделя ) представляли собой ряд классов прибрежных канонерских лодок, обычно характеризующихся небольшими размерами, низким надводным бортом , отсутствием мачт, [Примечание 1] и установка одной большой пушки неповоротного типа, наводимой на судно. Свое прозвище они получили из-за физического сходства с утюгом, который использовался для глажки одежды в XIX веке.
Первая канонерская лодка с плоским железом была спущена на воду в 1867 году, а последняя - в 1894 году, причем подавляющее большинство из них было построено в 1870–1880 годах. Они были спроектированы как дешевое оружие береговой обороны, но эту роль им не удалось успешно выполнить; наибольшую пользу они нашли в наступательных прибрежных бомбардировках. Прочно построенные, они просуществовали в некоторых случаях до конца 20 века и участвовали в обеих мировых войнах. Корпус британского судна Medway лежит на мелководье у берегов Бермудских островов. Норвежский плоский железный корабль Tyr остается в эксплуатации под названием Bjorn West и, по последним данным, поступил на верфь Eidsvik в мае 2014 года для восстановления. [1]
Источник
[ редактировать ]В 1867 году сэр WG Armstrong & Company подписал соглашение с местным судостроителем доктором Чарльзом Митчеллом , согласно которому верфь Митчелла будет строить военные корабли, а компания Армстронга будет поставлять вооружение. Джордж Рендел был назначен руководителем нового предприятия, а суда, спроектированные под его руководством, были основаны на небольшом судне, используемом заводом Армстронга для испытаний тяжелых орудий. [2] С помощью ведущего артиллерийского эксперта адмирала сэра Эстли Купер-Ки он превратил эти корабли в канонерскую лодку, предназначенную для оборонительных прибрежных операций. [2]
Описание
[ редактировать ]Типичная канонерская лодка с плоским железом водоизмещала около 250 тонн, имела длину менее 100 футов (30 м) и осадку всего 6 футов (1,8 м). Он был вооружен одной большой пушкой (обычно от 10 до 12 дюймов, но в случае итальянского Castore класса — массивным 16-дюймовым орудием). Орудие, установленное в носовой части, было спроектировано так, чтобы его можно было поднимать и опускать с помощью гидравлического механизма, чтобы не нарушалась устойчивость при переходе по морю. Пушка наводилась на все судно, поскольку установка позволяла поднимать, но не поворачивать (как в огромной плоскодонной пушке ). Никакого такелажа не предусматривалось, и были установлены два винта, что позволило значительно уменьшить осадку и в то же время сделать их очень маневренными. Максимальная скорость должна была составлять менее 9 узлов (17 км/ч), но они были предназначены для буксировки на значительно более высоких скоростях, чем они были способны развивать своим ходом. Экипаж насчитывал около 30 человек. [3] [4] Были построены более крупные варианты: немецкие канонерские лодки класса Wespe водоизмещением достигало 1157 тонн. Были произведены мачтовые версии, особенно для военно-морских сил с неадекватными угольными мощностями и длинной береговой линией, и, соразмерно увеличению водоизмещения, вооружения и оснащения, экипажи увеличились, чтобы соответствовать, при этом для класса Веспе требовалось 76 человек. [5]
Первоначальная конструкция предназначалась для оборонительных береговых операций, но использовалась Королевским флотом в основном для наступательных прибрежных бомбардировок и в этом смысле была естественным преемником крымских канонерских лодок « Великого вооружения » и бомбардировочных кораблей времен Наполеоновских войн . Операции такого рода требуют командования на море , и эту ситуацию Королевский флот мог создать благодаря своему боевому флоту на протяжении всего периода. [2]
Лишь немногие другие военно-морские силы того времени могли рассчитывать на что-то большее, чем местный контроль на море в течение ограниченного периода времени, и эти корабли имели ограниченное применение для береговых бомбардировок в руках более мелких или менее эффективных операторов. Тем не менее, эти небольшие суда с их мощной ударной мощью были явно привлекательны для малых и средних военно-морских сил конца XIX века, поскольку предлагали статус больших орудий без стоимости больших военных кораблей. Возможно, этим объясняется то, что некоторые из более поздних судов имели чудовищные 15- и 16-дюймовые орудия; вооруженные таким образом плоские утюги использовались недолго, вероятно, потому, что их оружие было практически бесполезно, кроме как против неподвижной цели в штиль. Определяющий провал канонерских лодок с плоским железом в качестве оружия береговой обороны произошел в Китае, где канонерские лодки британской постройки использовались против французов в битве при Фучжоу и японцев в битве при Вэйхайвэй . В целом канонерские лодки с плоским железом оказались переигранными и задушенными артиллерийским огнем более устойчивых крейсеров противника; многим не удалось сделать более одного или двух выстрелов.
В 2.08 канонерская лодка Rendel подошла к Пагода-Пойнт и открыла огонь из 16-тонной пушки по « Дюге» , но не попала в нее. Сразу же против этого несчастного корабля сосредоточились орудия флота, и поток падающих и разрывающихся снарядов был настолько велик, что буквально преградил ей путь. Две минуты она оставалась почти неподвижной, беспомощной мишенью; затем с грохотом у нее взорвался магазин, и она с головой нырнула на дно.
- Х. В. Уилсон, Броненосцы в действии [6]
В отличие от их неудач в качестве канонерских лодок береговой обороны, случаи, когда они использовались для прибрежных бомбардировок, были более успешными; Аргентинские канонерские лодки использовались в 1890 году для бомбардировки повстанцев во время Революции парка . [5] Греческие канонерские лодки бомбардировали турецкие войска во время греко-турецкой войны 1897 года , а «Дюша» и «Экселант» (бывший HMS Handy ) были частью сил, которые бомбардировали бельгийское побережье во время Первой мировой войны . [4] По словам профессора Эндрю Ламберта, утюги Королевского флота успешно справились со своей задачей сдерживания и стали ключевым фактором в возможностях прибрежных наступательных операций. [7]
Операторы
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Австралийские колонии Британской империи приобрели несколько канонерских лодок для береговой обороны в 1880-х годах, и, хотя их описывали как «утюги», они были мачтовыми, а «Протектор» был размером почти с легкий крейсер. [3] Останки Протектора и Гаюнды остаются видимыми и сегодня.
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
HMVS Альберт | 1 |
350 |
8-дюймовый (12,5 тонны) БЛ | Армстронг тип Б1 |
ХМВС Виктория | 1 |
530 |
10-дюймовая (25-тонная) БЛ и 2 13-фунтовые БЛ | Армстронг тип Д |
HMCS Защитник | 1 |
920 |
8-дюймовый (12,5 тонны) BL, 5 BL по 6 дюймов (4 тонны), 4 3-фунтовых двигателя | Армстронг тип F1 |
Тот же класс | 2 |
360 |
8-дюймовый (12,5 тонны) BL и 6-дюймовый (4 тонны) BL | Армстронг тип Б1 |
Аргентина
[ редактировать ]Аргентина приобрела четыре канонерские лодки с плоским железом у Laird Brothers , Биркенхед и J&G Rennie & Co , Гринвич, [8] в 1875 г.; они были сгруппированы в два класса: Пилькомайо и Конститусьон . [9] Описанные в Аргентине как бомбардировщики (бомбардеры), позже они использовались в качестве танкеров, транспортных средств и понтонов, в некоторых случаях до 1950-х годов. [5]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Пилькомайо Класс | 2 |
416 |
9,4-дюймовые (240-мм) РСЗО и 2 × 3-дюймовые (76-мм) орудия | Списан в 1930-е годы |
Конституция класса | 2 |
416 |
9,4-дюймовые (240-мм) РСЗО и 2 × 3-дюймовые (76-мм) орудия | Списан в 1950-е годы |
Чили
[ редактировать ]Правительство Чили вступило в переговоры о покупке двух судов, аналогичных аргентинским, но не довело сделку до конца. [5]
Китай
[ редактировать ]Между 1875 и 1880 годами Китай приобрел у Великобритании 13 канонерских лодок с плоским железом и построил еще одну ( «Тьонг Синг» ) в Шанхае . [10] После двух классов Jiansheng лодки, построенные в Великобритании, получили названия от греческого алфавита , от Alpha до Lambda , таким образом, они стали известны как «алфавитные» канонерские лодки. Несмотря на то, что им быстро дали китайские имена, названия классов, похоже, прижились. Еще одна канонерская лодка псевдо-Ренделя ( Hoi Tung Hung ) была построена на местном уровне по образцу «алфавитных» утюгов, но построена из дерева, обшитого железом. Фушэн и Цзяньшэн были потеряны в битве при Фучжоу в 1884 году в начале китайско-французской войны . [11] Четыре китайских канонерских лодки Rendel также приняли участие в битве на реке Ялу против японцев в 1894 году. [12] Восемь китайских канонерских лодок были потоплены или захвачены Японией в битве при Вэйхайвэй в 1895 году. [5]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Цзяньшэн класс | 2 |
256 |
10 дюймов (250 мм) | Разрушен в битве при Фучжоу в 1884 году. |
Тионг Синг | 1 |
200 |
6,7 дюйма (170 мм) | Построен в Шанхае. Разрушен в Вэйхайвее японским флотом. |
Альфа- класс | 2 |
420 |
11 дюймов (280 мм) | Списан в 1895 году. |
Гамма- класс | 2 |
420 |
15 дюймов (380 мм) | Списан в 1905 году. |
Хой Тунг Хунг [Примечание 2] | 1 |
430 |
15 дюймов (380 мм) | Разрушен в Вэйхайвее японским флотом. |
Эпсилон Класс | 4 |
440 |
15 дюймов (380 мм), 2 × 12 фунтов | Захвачен в Вэйхайвее японским флотом. |
Йота класс | 3 |
440 |
15 дюймов (380 мм), 2 × 12 фунтов | Двое захвачены в Вэйхайвее ВМС Японии. |
-
Китайская Jiansheng канонерская лодка класса Jiansheng (Цзяньшэн)
-
Китайская Альфа канонерская лодка класса Лунсян (龍驤)
Дания
[ редактировать ]Пять лодок трех классов были построены на датских верфях в 1874–1876 годах. Три были списаны на рубеже 20-го века, а две другие были списаны после Первой мировой войны и служили ремонтными кораблями. [5]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Эресунн класс | 3 |
240 |
10 дюймов (250 мм) и 4 × 1 фунт | Списан между 1912 и 1919 годами. |
Моен класс | 1 |
410 |
10 дюймов (250 мм), 2 × 2 фунта, 1 × 1 фунт | Списан в 1901 году. |
Ложный класс | 1 |
383 |
10 дюймов (250 мм), 2 × 2 фунта, 1 × 1 фунт | Списан в 1918 году. |
Германия
[ редактировать ]Немецкий флот ( Kaiserliche Marine ) построил одиннадцать больших канонерских лодок Rendel ( Panzerkanonenboot ) класса Wespe на верфи AG Weser , Бремен, в период с 1875 по 1881 год. Одна, SMS Salamander , была потеряна в 1910 году. [5] Две меньшие канонерские лодки класса Brummer были построены позже, в 1884 году. [13]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Канонерские лодки класса Веспе | 11 |
1157 |
12 дюймов (300 мм) | Списан в 1909–1911 гг. |
Брюммер класс | 2 |
929 |
8,3 дюйма (210 мм) | Списан в 1903–1907 гг. |
Греция
[ редактировать ]В 1881 году Греция построила на Темзской металлургической и судостроительной компании две канонерские лодки Rendel для мелководья Амбракийского залива . Они участвовали в греко-турецкой войне 1897 года и Балканских войнах , служили сетевым заграждением в Пирее и Керацини во время Первой мировой войны и были списаны после Первой мировой войны. [14]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Спецес | 1 |
433 |
11 дюймов (280 мм), 1 × 6 дюймов | переименован в Актеон. В 1889 году Списан в 1919 году. |
Амвракия | 1 |
433 |
11 дюймов (280 мм), 1 × 6 дюймов | Списан в 1931 году. |
Италия
[ редактировать ]Италия построила две канонерские лодки Rendel на верфи Специи в 1874 году. [15] В конце 1880-х годов две большие канонерские лодки Rendel были спроектированы и построены компанией Armstrong Mitchell & Co.'s Elswick Works по контракту с военным министерством Италии. Они были построены на верфи Элсвика в Тайнсайде в Соединенном Королевстве, разобраны и отправлены в Италию для повторной сборки на заводе Армстронг в Поццуоли . [16] [Примечание 3]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Хранитель класса | 2 |
259 |
8,2 дюйма (210 мм) [17] | Продано около 1900 г. [18] |
Касторе Класс | 2 |
522 |
16 дюймов (410 мм), [16] 1 × 1,5 дюйма | Переоборудован в баржи и списан в 1911 и 1925 гг. |
Япония
[ редактировать ]Япония захватила шесть канонерских лодок Rendel из Китая 12 февраля 1895 года в битве при Вэйхайвэй. Они были выставлены на продажу в 1906 году и разобраны к 1907 году. [19]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Эпсилон Класс | 4 |
440 |
11 дюймов (280 мм), 2 × 3 дюйма [19] | Захвачено в Китае. Перевооружен, как показано |
Йота класс | 2 |
440 |
11 дюймов (280 мм), 2 × 3 дюйма [19] | Захвачено в Китае. Перевооружен, как показано |
Мексика
[ редактировать ]Две канонерские лодки были сданы в эксплуатацию компании «Армстронгс» в 1875 году, но, похоже, это были одновинтовые железные канонерские лодки с тяжелым лонжероном и обширной площадью парусности. Из-за их небольших и широких размеров и единственного большого пистолета их можно принять за утюги, но иллюстрации показывают, что они не относятся к одному и тому же типу. [17] Они были списаны в 1920 году.
Нидерланды
[ редактировать ]Тридцать одна канонерская лодка с плоским железом была построена на голландских верфях Christie, Nolet & De Kuyper и Feijenoord Mij в период с 1870 по 1880 год. Vahalis и класс Hydra были почти все выведены из эксплуатации перед Второй мировой войной ( Sperwer сохранялся до 1960 года как учебный корабль, а Брак затонул в 1902 году). [5] Десять самолетов типа «Водан» просуществовали достаточно долго, чтобы быть потопленными или захваченными наступающей немецкой армией в 1940 году. [5]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Вахалис | 1 |
337 |
3 × 4,7 дюйма [20] | Продан в июле 1906 г. [18] |
Канонерские лодки высшего класса | 14 |
216 |
11 дюймов (280 мм), 1 × 2 дюйма и 3 × 1 фунт | Списан в 1911 году. |
Канонерские лодки класса «Водан» | 16 |
240 |
11 дюймов (280 мм) и 3 × 1 фунт |
Норвегия
[ редактировать ]Восемь канонерских лодок с плоским железом были построены по британскому проекту на норвежских верфях. Все они были переоборудованы в минные заградители перед Первой мировой войной. Эгер был списан в 1932 году, но все остальные были захвачены Германией в 1940 году, за исключением Уллера. [Примечание 4] они пережили Вторую мировую войну. Они были постепенно выведены из эксплуатации Королевским военно-морским флотом Норвегии после Второй мировой войны, но канонерская лодка класса «Тир» все еще работала в качестве гражданского парома «Бьёрн Вест» спустя 100 лет после постройки. [5]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Вейл Класс | 5 |
260 |
10,5 дюймов (270 мм) | Перед Первой мировой войной переоборудованы в минные заградители. |
Гор класс | 2 |
290 |
10 дюймов (250 мм) | Перед Первой мировой войной переоборудованы в минные заградители. |
HNoMS Эгер | 1 |
413 |
8,2 дюйма (210 мм) | Списан в 1932 году. |
Россия
[ редактировать ]В период с 1874 по 1881 год Россия построила десять канонерских лодок Rendel трех классов. [5] [21]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Эрш класс | 1 |
321 |
11 дюймов (280 мм) | Списан в 1906 году. |
нерпа класс | 1 |
380 |
6 дюймов (150 мм) | Списан в 1888 году. |
Бурун Класс | 8 |
380 |
11 дюймов (280 мм), 2 × 3,4 дюйма [21] | 3,4-дюймовые орудия заменены на 2½-фунтовые. Списан между 1902 и 1907 годами. |
Также были построены две канонерские лодки класса «Сивуч» с бриговым вооружением (позже замененным корабельным, а позже все же снятым с вооружения). Они были вооружены одной 9-дюймовой пушкой и одной 6-дюймовой пушкой на корме. Визуально они были очень похожи на британский класс Медина . [21]
Швеция
[ редактировать ]Швеция построила 10 канонерских лодок Rendel в Стокгольме и Норчёпинге в период с 1868 по 1876 год. [15]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
Гармера Класс | 3 |
241 - 271 |
9,4 дюйма (240 мм) или 10,6 дюйма [15] | Списан около 1898 г. [18] |
Хильдур класс | 7 |
457 |
9,4 дюйма (240 мм) [15] | Продан около 1919 г. [18] |
Великобритания
[ редактировать ]В составе Королевского флота было два класса канонерских лодок с плоским железом, построенных в 1870-х и 1880-х годах, а также несколько единичных прототипов. [4] В заводской комплектации они оснащались одной 9- или 10-дюймовой дульнозарядной нарезной пушкой (MLR). [4] Они имели прочную конструкцию, и многие из них остались на службе в качестве вспомогательных, а некоторые стали артиллерийскими тендерами. [22] лихтеры, танкеры и земснаряды. [3] Одним из примечательных артиллерийских тендеров был Bustard , который был перевооружен перед Первой мировой войной. [4] Во время Первой мировой войны Bustard , Drudge and Handy (переименованный в Excellence с 1891 года), а также, возможно, Mastiff (переименованный в Snapper в 1914 году) и Ant , принимали участие в бомбардировке бельгийского побережья. [23] Большинство канонерских лодок с плоским железом были списаны еще до середины 20 века. [4] но Хэнди выжила, пока в 2008 году ее не расстались из-за соображений безопасности. [24]
В течение многих лет считалось, что утюги Королевского флота не справлялись со своей предполагаемой ролью береговой обороны. [4] Профессор Эндрю Ламберт позже убедительно утверждал, что они были разработаны для прибрежных атак в качестве преемников канонерских лодок «Великого вооружения» Крымской войны и что они преуспели в своей сдерживающей роли. Он описывает их как «часть сложного, многоуровневого подхода к тактической проблеме поражения крупномасштабных систем береговой обороны». [2] Королевский флот включил их в свой конфиденциальный Розовый список как «Канонерские лодки для нападения и защиты берегов». [2] Из-за недостаточной скорости и ограниченного вооружения они были малоэффективны для защиты побережья или гавани, но идеально подходили для бомбардировки береговых укреплений, где Королевский флот полностью господствовал на море. [25]
Сорт | Суда | Тоннаж | Оружие | Примечания |
---|---|---|---|---|
HMS Стойнч | 1 |
164 |
9-дюймовая (12-тонная) РСЗО | Первая железная канонерская лодка. |
HMS Плаки | 1 |
193 |
9-дюймовая (12-тонная) РСЗО | |
муравьев Класс | 20 |
241 |
10-дюймовая (18-тонная) РСЗО | |
Овод Класс | 4 |
241 |
10-дюймовая (18-тонная) РСЗО | Идентичен классу и Ant иногда указывается как часть его. |
Медина класс | 12 |
363 |
3 × 6,3-дюймовые РСЗО | Оснащен баркентиновой оснасткой. |
вышибалы Класс | 2 |
265 |
10-дюймовая МЛР | Похож на класс Ant , но длиннее и вместо железа используется сталь. |
HMS Хэнди | 1 |
508 |
7,5 дюйма и 1 × 4 дюйма [Примечание 5] | Продан Армстронгом Митчеллом в 1884 году Королевскому флоту после испытаний 13,5-дюймовой артиллерийской установки. |
HMS Драдж | 1 |
890 |
9,2-дюймовый БЛ [Примечание 5] | Построен для Управления артиллерийских вооружений и передан Королевскому флоту в 1901 году. |
Staunch и Plucky , по сути, были прототипами, построенными в 1867 и 1870 годах. [4] Хэнди и Драдж были построены в 1880-х годах для испытаний установки 13,5-дюймовых орудий, предназначенных для Royal Sovereign линкоров класса . [3] [4]
Класс «Медина» представлял собой развитие концепции «плоского железа», в результате которой была создана железная прибрежная канонерская лодка, оснащенная тремя мачтами и несущая три 6,3-дюймовые 64-фунтовые нарезные дульнозарядные орудия . Военно-морской историк Энтони Престон описал их как «самый гротескный корабль, который когда-либо видели». [26] Корпус «Медуэя» по-прежнему виден на спутниковых снимках. 32 ° 22'32,7 "с.ш. 64 ° 41'13" з.д. / 32,375750 ° с.ш. 64,68694 ° з.д. . [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые канонерские лодки типа «Рендель» были оснащены мачтами (класс «Британская Медина» , класс « Сивутч » и, по крайней мере, некоторые китайские алфавитные обозначения); они включены в статью для полноты картины
- ^ Не совсем утюг. Построен из дерева, обшитого железом в имитацию «алфавитных» утюгов.
- ↑ По совпадению, менеджером завода Армстронга в Поццуоли был Джордж Рендел, который занял эту должность в надежде, что теплая итальянская погода улучшит его здоровье.
- ↑ Уллер был захвачен вторгшейся немецкой армией, использован для заминирования входа в удерживаемый норвежцами Согне-фьорд Королевского военно-морского флота Норвегии и разбомблен самолетом Heinkel He 115 1 мая 1940 года. Он был затоплен своей удерживаемой немцами сестрой Тюром .
- ^ Перейти обратно: а б Drudge и Handy были разработаны для испытаний 13,5-дюймового основного вооружения Royal Sovereign , и оба позже были приняты на вооружение Королевского флота. Их вооружение на военной службе могло измениться с годами; оба стали тендерами HMS Excellence , артиллерийской школы Королевского флота. На каком-то этапе Драдж был вооружен 9,2-дюймовым пулеметом BL Mk IX ; вполне вероятно, что это изменилось бы, чтобы позволить обучение использованию новейшего оружия по мере его поступления на вооружение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лангес, Вильгельм. «Паромы по фьордам в Норвегии: Бьёрн-Вест» . Автомобильные паромы в Европе (на немецком языке). Вильгельм Ланге. Архивировано из оригинала 8 декабря 2016 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Престон, стр. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уинфилд, Р.; Лион, Д. (2004). Список парусного и парового флота: все корабли Королевского флота 1815–1889 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-032-6 . OCLC 52620555 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Престон стр.162-166
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к История и морская археология - Los Cañoneros Rendell (испанский)
- ^ Уилсон, HW (1896). Броненосцы в действии; очерк морской войны с 1855 по 1895 год, с некоторыми сведениями о развитии линкора в Англии . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 10 .
- ^ Престон стр.11
- ^ Сондхаус стр.153
- ^ Освальдо, Сидоли (2009). «РЕНДЕЛЛ ГАННЕРС – АРГЕНТИНА» . Морская история и археология (Histarmar) (на испанском языке). Карлос Мей . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ Сондхаус стр.133
- ^ Сондхаус стр.152
- ^ HW Wilson, Броненосцы в действии; очерк морской войны с 1855 по 1895 год, с некоторыми сведениями о разработке линкора в Англии , Sampson Low, Marston & Co, Лондон. 1896.
- ^ Роджер Шено; Роже Шено Эжен М. Колесник; Н.Дж.М. Кэмпбелл (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860-1905» . Конвей Мэритайм Пресс. п. 261. ИСБН 978-0-85177-133-5 . Проверено 16 ноября 2012 г.
- ^ «История военной техники Новой Греции (1821 г. – сегодня)» . 5 марта 2011 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андерсон, стр.68
- ^ Перейти обратно: а б Брук, Питер. «Армстронги и итальянский флот» от Престона, Энтони (ред.). Военный корабль 2002-2003 гг . Лондон: Conway Maritime Press, 2003. стр. 108–110. ISBN 0-85177-926-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, стр.58
- ^ Перейти обратно: а б с д Андерсон, стр.78
- ^ Перейти обратно: а б с Хансгеорг Йентшура; Дитер Юнг; Питер Микель (1 апреля 1999 г.). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Оружие и доспехи Пресс. п. 117. ИСБН 978-1-85409-525-1 . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Андерсон, стр.60
- ^ Перейти обратно: а б с Энтони Джон Уоттс (октябрь 1990 г.). Императорский Российский Флот . Оружие и доспехи. ISBN 978-0-85368-912-6 . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Престон, стр. 77–78.
- ^ Андерсон, стр.53
- ^ Джордан, Джон, изд. (2009), «Заметки о военном корабле», Warship 2009 , Anova Books, стр. 170, ISBN 978-1-84486-089-0
- ^ Престон стр.8
- ^ Престон стр.167
- ^ Натан Ричардс; Кэлвин Майрес; Джозеф К. Хойт; Питер Кэмпбелл. «Отчет морского археологического исследования: судно-слип Майерс (предположительно останки HMS Medway ), Бермудские острова, май 2008 г.» (PDF) . Университет Восточной Каролины . Проверено 14 марта 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Престон, Энтони ; Майор, Джон (2007). Отправьте канонерскую лодку: Викторианский флот и превосходство на море, 1854–1904 (2-е изд.). Лондон: Конвей. ISBN 978-0-85177-923-2 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815-1914 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- Андерсон, Ричард М. (1976). «Канонерские лодки Ренделя». Военный корабль Интернешнл . XIII (1). Международная организация военно-морских исследований: 49–78.