Архипелаговый флот
Армия ВМФ Флот армии | |
---|---|
Активный | 1756–1823 |
Расформирован | 1823 |
Страна | Швеция |
Ветвь | Армия |
Тип | Флот |
Роль | Береговая оборона , десантная война |
Размер | 285 кораблей (1790 г.) |
штаб-квартира | Стокгольм |
Цвета | Синий |
Помолвки | |
Командиры | |
Командир | Посмотреть список |
Знаки отличия | |
Синий прапорщик (1761–1813) |
Архипелаговый флот ( швед . skärgårdsflottan ), официально « армейский флот » ( швед . Arméns flotta ), был морским филиалом шведских вооруженных сил , существовавшим между 1756 и 1823 годами. Его целью была защита берегов Швеции. который был окружен естественным барьером из архипелагов (или шхер ). На протяжении всего своего существования флот был в значительной степени независимым родом шведской армии , отдельным от шведского флота , за исключением нескольких лет в конце 1760-х годов. Во многих отношениях она была предшественником шведской береговой артиллерии и ее берегового флота.
Суда флота состояли из традиционных галер в средиземноморском стиле , детских колясок , канонерских лодок и специально разработанных бортовым «архипелагских фрегатов» с вооружением. Все типы имели возможность работать веслами и иметь небольшую осадку , что позволяло им перемещаться по мелким и часто опасным прибрежным водам. Флот архипелага принимал активное участие в нескольких войнах с 1757 по 1814 год, таких как Семилетняя война , русско-шведская война 1788–90 годов , финская война и короткая шведско-норвежская война 1814 года .
История
[ редактировать ]Захват Россией Нотеборга и Ниена в начале Великой Северной войны позволил русским получить доступ к Балтийскому морю, которое до войны в значительной степени находилось под контролем Швеции. Поскольку в то время российские военно-морские части базировались на береговых эскадрах, шведам пришлось начать строительство собственных небольших береговых эскадр. Однако небольшая шведская эскадра, спешно созданная во время войны, была разгромлена русским галерным флотом в сражении при Гангуте в 1714 году, так как русский флот имел десятикратное превосходство над шведским флотом.
После Ништадского договора 1721 года шведское командование осознало необходимость быстрого и маневренного морского подразделения, способного маневрировать в прибрежных водах. Первой была создана эскадрилья, базирующаяся в Стокгольме. Однако русско-шведская война 1741–1743 годов показала, что отряд слишком мал, чтобы победить русские войска. Был запланирован официальный флот армии, а корабли будут созданы по образцу средиземноморских галер и шебеков (гибрид парусного корабля с веслами). Это были быстрые и опасные корабли, которые использовали берберийские пираты у берегов Северной Африки. Шведские галеры были изменены и уменьшены в размерах. [ 1 ]
Флот архипелага не находился под командованием флота открытого моря ( örlogsflottan ) и адмиралтейства, базирующегося в Карлскруне ; вместо этого он был передан под командование армии 18 октября 1756 года. В 1756 году архипелагский флот состоял из двух частей: стокгольмской эскадры и финской эскадры. генерал Августин Эренсвард Командующим флотом был назначен .
Флот добился некоторых первоначальных успехов. Во время Семилетней войны новые галеры, поддерживаемые тяжелыми артиллерийскими колясками, одержали победу над Пруссией в сражении при Фришес-Хаффе , но малая дальность действия галер ограничивала их использование. Только благодаря целенаправленному абордажу битва была выиграна. [ 2 ] Конструктор кораблей Фредрик Хенрик Чепмен присоединился к военно-морскому флоту в 1757 году, и ему было поручено создавать новые типы кораблей, которые лучше отвечали бы потребностям флота архипелага. В 1760 году архипелагский флот получил независимый статус и по предложению Эренсварда был переименован в «армейский флот» или «объединённый архипелагский флот».
Королевский ордер от августа 1761 года предусматривал, что флот архипелага должен был использовать полностью синий треххвостый флаг. Командующий флотом также имел право приказать использовать обычный военный флаг вместо синего, если это было сочтено «целесообразным». [ 3 ] Голубой флаг использовался до 1813 года.
В 1766 году правящая фракция Капса в шведском парламенте распорядилась объединить архипелагский флот с военно-морским флотом. Однако решение было частично отменено, когда конкурирующая фракция Шляп восстановила контроль в 1770 году. Финская эскадра была возвращена армии, а стокгольмская эскадра осталась под командованием военно-морского флота; однако он был переименован в «Галерный флот» ( galärflottan ). 14 ноября того же года оба подразделения были вновь объединены в одно подразделение и в 1777 году переименованы в Arméns Flotta («Флот армии»). [ 4 ]
Главный штаб архипелагского флота располагался в Стокгольме и Свеаборге, а со временем более мелкие станции были созданы и в других местах. [ 5 ] Эскадра Бохуса была сформирована в Гетеборге в 1789 году, а дополнительная финская эскадра была создана в Або в 1793 году. Померанская эскадра была создана в Штральзунде и переведена в Ландскрону в 1807 году. Несколько более мелких подразделений также находились в Мальмё , Кристине и Варкаусе. . [ 6 ]
Во время русско-шведской войны 1788–1790 годов шведский военно-морской флот был примерно равен по качеству и часто превосходил российский флот по количеству и размерам кораблей. Шведский флот боролся на протяжении всей войны, не сумев добиться крупной победы, необходимой для того, чтобы оставить российскую столицу Санкт-Петербург открытой для вторжения; он также понес значительные потери. В лучшем случае достигались лишь тактические ничьи. С другой стороны, флот архипелага был гораздо более успешным, хотя на начальном этапе он потерпел несколько неудач, включая тактическое поражение от своего российского аналога при Свенсксунде в августе 1789 года; он одержал громкую победу над русским прибрежным флотом . однако во втором сражении при Свенсксунде 9 июля 1790 года [ 7 ] Война против России показала, что тяжелым фрегатам архипелага не хватает мобильности, необходимой для операций на берегу, в то время как гребные суда меньшего размера были гораздо более эффективными. [ 8 ]
Флот архипелага принимал активное участие в финской войне 1808-09 против России, но с меньшим успехом. Россия атаковала шведские войска в Финляндии зимой, когда лед не позволил военно-морским силам вмешаться. Свеаборг, краеугольный камень обороны Финляндии, также был потерян на раннем этапе вместе с большей частью кораблей финской эскадры. архипелаговый флот, стоявший на зиму в доке в Або Корабли также были потеряны, когда шведы сожгли , чтобы предотвратить их захват. Потеря основной части архипелагского флота была катастрофической и не позволила шведам вернуть себе преимущество на Финском архипелаге, несмотря на тяжелые бои между шведскими и русскими береговыми частями в течение 1808 года. Война закончилась жестким мирным договором, по которому Швеция навсегда потерял всю Финляндию в пользу России. [ 9 ]
На последних этапах наполеоновских войн Швеция была в союзе с Великобританией против Наполеона и участвовала в сражениях в континентальной Европе в 1813 году. В 1814 году флот архипелага был задействован в короткой войне против Норвегии для завоевания стратегических крепостей и опорных пунктов. с целью принудить Норвегию к союзу со Швецией (за счет заклятого врага Дании). Это также была последняя война, в которой Швеция активно участвовала. [ 10 ]
В 1823 году архипелагский флот снова был объединен с флотом открытого моря и в период с 1866 по 1873 год пережил небольшой ренессанс в составе береговой артиллерии. [ 11 ]
Суда
[ редактировать ]В 1750-х и 1760-х годах военно-морской архитектор Фредрик Чепмен спроектировал несколько новых типов кораблей, чтобы усилить огневую мощь новой шведской армии, а также обеспечить ей лучшую военно-морскую защиту и большие возможности огневой поддержки во время десантных операций. [ 12 ] В результате появились четыре новых типа судов, сочетавших в себе маневренность весельных галер с превосходной планировкой парусности и достойными условиями жизни парусных судов: udema , pojama , turuma и hemmema , названные в честь финских регионов Ууденмаа ( Уусимаа ), Похьянмаа. , Турунмаа и Хямеэнмаа ( Тавастия ). [ 13 ] Все четыре в шведской и английской исторической литературе назывались skärgårdsfregatter , «фрегатами архипелага», хотя меньшие удема и поджама также описывались как «корветы архипелага». [ 14 ] Первый новый корабль «Норден» (турума) был спущен на воду в Штральзунде в 1761 году.
Флот архипелага также использовал традиционные галеры и несколько типов детских колясок и шлюпов . После войны 1788-90 годов он состоял в основном из судов меньшего размера, в первую очередь специально спроектированных ялов и шлюпов , имевших на вооружении лишь одно-два тяжелых орудия, обычно 24-фунтовых.
В 1790 г. флот насчитывал 285 вооруженных судов. Их экипаж состоял из 320 офицеров, 675 унтер-офицеров и около 6000 матросов. Кроме того, на судах находились 593 армейских офицера, под командованием которых находились около 17 тысяч унтер-офицеров и солдат.
Артиллерийский шлюп
[ редактировать ]Орудийный шлюп ( kanonslup ) имел две складные мачты и нес преследующие орудия в носу и корме . Они имели длину от 15 до 19 метров, ширину 3,5-4 метра и осадку чуть менее одного метра. Шлюпы имели от 10 до 12 пар весел по два человека на каждом и две разборные мачты со шлюповым вооружением. Вооружение состояло из 12- или 24-фунтовой пушки на носу и корме, хотя некоторые из первых артиллерийских шлюпов несли только одну пушку в носовой части и по одной 3-фунтовой поворотной пушке на каждом борту. Некоторые шлюпы имели лафеты, позволяющие использовать их орудия в качестве береговой батареи. Вне боя орудия закреплялись на дне судна. Экипаж составлял от 50 до 64 человек. [ 15 ] Позже были построены несколько более крупные палубные версии артиллерийских шлюпов, которые назывались артиллерийскими шхунами (св. kanonskonert ).
Пистолет рычит
[ редактировать ]Пушечный ял ( канонджолле ) также имел две разборные мачты и был вооружен кормовым челноком . Тяжелое орудие и небольшой размер судна требовали, чтобы у конструкции был отчетливый хвост для обеспечения устойчивости. Спроектированные по тем же принципам, что и чуть более крупные артиллерийские шлюпы, ялы имели длину примерно от 11 до 15,3 метра при осадке всего 0,75 метра. Они имели 5–10 пар весел по одному человеку на каждое и оснащались двумя разборными мачтами. Вооружение состояло из одной 18-24-фунтовой пушки на корме. Их преимуществом была мелкая осадка и небольшой состав экипажа (всего 24 человека или около того). [ 16 ]
Пистолетный баркас
[ редактировать ]Орудийный баркас ( канонбаркасс ) оснащался двумя мачтами шхунного вооружения. Баркасы длиной всего около 13 метров были оснащены восемью парами весел с одной 12- или 24-фунтовой пушкой в носовой части и 16 более легкими 3-фунтовыми вертлюжными орудиями, установленными по бортам. [ 17 ]
Минометный баркас
[ редактировать ]Минометный баркас ( mörsarbarkass ) был оснащен двумя мачтами со шхунным вооружением и вооружен минометом. Как и бомбовые кечи , минометные баркасы были предназначены для действий на мелководье. Суда обычно имели длину всего 10 метров и имели семь пар весел. Каждый минометный баркас был вооружен одним 40-фунтовым минометом на миделе и четырьмя 3-фунтовыми поворотными орудиями по бортам. [ 17 ]
Оружейная коляска
[ редактировать ]Артиллерийские коляски ( skottpråm ) предназначались для ведения бортового боя на мелководье. Они были оснащены тремя мачтами и семью парами весел, размещенных между орудийными портами. Коляски были разных размеров, но наиболее распространенные имели длину примерно 40 м, ширину 10 м и осадку менее 3 метров. Вооружение состояло из двадцати четырёх 12-фунтовых и шестнадцати 3-фунтовых поворотных орудий. Экипаж составлял около 250 человек. [ 18 ]
Командиры
[ редактировать ]- Августин Эренсвард (1756–66)
- Кристофер Фалькенгрин (1767–70)
- Августин Эренсвард (1770–72)
- Хенрик Тролль (1772–84)
- Карл Август Эренсвард (1784–90)
- Йохан Густав Лагербьельке (1790–1811)
- Виктор фон Стедингк (1812–23)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Андерсон (1962), стр. 93-94.
- ^ Берг (1993), стр. 33.
- ^ Король. письмо, 18 августа 1761 г.
- ^ Норман (2000), стр. 14-15.
- ^ Никула (1993), стр. 163 и далее.
- ^ Норман (2000), с. 15
- ^ Андерсон (1910)
- ^ Андерсон (1962), с. 95
- ^ Норман (2000), стр. 21-22.
- ^ Норман (2000) с. 22
- ^ Норман (2000)
- ^ Андерсон (1962) с. 94.
- ^ Андерсон (1962), стр. 93-94.
- ^ Берг (1993), с. 35 и (2000) относятся к skärgårdsfregatter только в отношении более крупных турум и хеммем , тогда как Глет (1992) и Андерсон (1962) этого не делают.
- ^ Маттила (1983) стр. 111.
- ^ Маттила (1983) стр. 144.
- ^ Jump up to: а б Маттила (1983) с.
- ^ Маттила (1983) стр. 41.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара. Лондон. 1962.
- Берг, Ларс-Отто, «Развитие флота шведского архипелага в 18 веке, строительство [,] технологии и вооружение» в книге « Война короля Густава III и морские сражения при Руотсинсалми: VIII Международный Балтийский семинар 5–7 июля 1990 г. Провинциальный». Музей Кюменлааксо, Котка. 1993. ISBN 951-96183-5-Х
- (на шведском языке) Эклунд, Ганс, Августин Эренсвард: художник, просветитель, друг человека, строитель, моряк и флагман. Национальный музей, Стокгольм. 1997. ISBN 91-7100-552-8
- (на шведском языке) Глет, Ян, «Война на море 1788-1790» в книге Гуннара Артеуса (редактор) « Русская война» Густава III. Пробус, Стокгольм. 1992. ISBN 91-87184-09-5 , стр. 110–174.
- (на финском языке) Маттила, Тапани (1983). Море, защищающее нашу страну [ Море, защищающее нашу страну ] (на финском языке). Ювяскюля: К.Дж. Гуммерус Осакейтиё. ISBN 951-99487-0-8 .
- (на шведском языке) Никула, Оскар, Svenska skärgårdsflottan 1756–1791. [докторская диссертация] Гельсингфорс. 1933 год.
- (на шведском языке) Норман, Ганс (редактор), Архипелагский флот: строительство, военное использование и стоянка на якоре в шведском обществе 1700-1824 гг. Исторические СМИ, Лунд. 2000. ISBN 91-88930-50-5 , стр. 50–75.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Роджер Чарльз, Морские войны на Балтике в период парусных кораблей 1522-1850 гг. Гилберт-Вуд, Лондон. 1910.