Отек

Удема ( Шведское произношение: [ˈʉ̌ːdɛma] ), также udenma , — тип военного корабля, построенного для флота шведского архипелага в конце 18 — начале 19 веков. Он был разработан для ведения боевых действий в Архипелаговом море на Балтике , а также у берегов Свеаланда и Финляндии против российского флота . Удема была спроектирована плодовитым военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом для использования в районе преимущественно мелководья и групп островов и островков, простирающихся от Стокгольма до Финского залива.
Удема имел новую новаторскую конструкцию с единственной линией орудий вдоль центральной линии корабля, что было предзнаменованием линкоров-дредноутов начала 20 века. Однако для своего времени эта конструкция оказалась непрактичной, и в период с 1760 по 1776 год было построено только три удемы.
Фон
[ редактировать ]
В начале 18 века установление российской военно-морской мощи на Балтике бросило вызов интересам Швеции, одной из крупнейших держав на Балтике. Шведская империя в то время включала территорию Северной Германии, всю современную Финляндию и большую часть стран Балтии , доминион, объединенный путями Балтийского моря. Русский царь Петр Великий основал новую столицу и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге в 1703 году. Во время Великой Северной войны Швеция потеряла свои территории прибалтийских государств и пострадала от русских набегов на Финляндию, а также вдоль цепи островов и архипелагов , простиравшихся по всему путь от Финского залива до столицы Стокгольма . Шведы начали строить прибрежные флотилии мелкосидящих судов, начиная с уменьшенных версий традиционных средиземноморских военных кораблей — галер . Большинство из них были больше похожи на галиоты и дополнялись артиллерийскими колясками . Разрушительная война с Россией (1741–1743 гг.) и незначительное вмешательство Пруссии в Семилетняя война (1757–62) показала необходимость дальнейшего расширения и развития прибрежных флотилий более специализированными судами. [ 1 ]
Традиционные галеры были эффективны в качестве войскового транспорта для десантных операций, но имели сильное недостаточное вооружение, особенно в отношении их больших экипажей; галера с экипажем из 250 человек, большинство из которых были гребцами, обычно была вооружена только одной 24-фунтовой пушкой и двумя 6-фунтовыми пушками, все в носовой части. Однако они не были расчищены и не имели надлежащего укрытия для солдат-гребцов, значительная часть которых скончалась от болезней во время войны 1741–1743 годов. [ 2 ] Шведские военные вложили значительные средства в « архипелагский флот » ( skärgårdsflottan ), отдельный вид вооруженных сил, организационно принадлежавший армии. В 1756 году он даже получил официальное название Arméns flotta , «Армейский флот». Во многих отношениях это была весьма независимая организация, которая привлекала социальную и культурную элиту и пользовалась защитой Густава III после его переворота 1772 года, который сделал его абсолютным монархом . [ 3 ]
Несколько новых кораблей были спроектированы военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом, чтобы повысить ударную мощь новых шведских морских сил, обеспечить им лучшую военно-морскую защиту и улучшить возможности огневой поддержки во время десантных операций. В результате появились четыре новых судна, сочетавшие в себе маневренность весельных галер с превосходным вооружением и более комфортными условиями жизни парусных судов: удема, пойама , турума и хеммема, названные в честь финского региона Уусимаа («Ууденмаан» в родительном падеже). форма), Похьянмаа , Турунмаа и Хямеэнмаа ( Тавастия ). [ 4 ] Все четыре в шведской и английской исторической литературе назывались skärgårdsfregatter , «фрегатами архипелага», хотя меньшие удема и поджама также первоначально описывались как «корветы архипелага». [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Первая удема была построена в 1760 году и имела две мачты (грот-мачту и фок-мачту), которые изначально были оснащены латиновыми парусами. Позже он был снабжен квадратным парусным вооружением, похожим на парусное вооружение Полакки, без галантных парусов . Он имел невысокий корпус с небольшой конструкцией юта и уникальным для своего времени расположением орудий. Его основное вооружение состояло из одной линии из восьми 12-фунтовых орудий по диаметральной плоскости корабля и двух 12-фунтовых орудий в носовой части, обращенных вперед. В центральных орудиях использовались поворотные лафеты, которые можно было поворачивать на 360 градусов и нацеливать на любую сторону корабля, подобно основным орудиям линкоров- дредноутов 20-го века. [ 6 ]
Первая удема Гамла была ок. Длиной 30 м (100 футов) и осадкой 1,5 м (5 футов). Более поздние удемы, Торборг и Ингеборг, несли бизань-мачту, были длиннее и шире: 37 м (121 фут) в длину и почти 9 м (29 футов) в ширину с осадкой чуть более 3 м (10 футов). [ 7 ] Торборг , построенный в 1772 году, имел три дополнительных 12-фунтовых пушки, одиннадцать по средней линии и две в носовой части, обращенные вперед, размещенные под палубной надстройкой с орудийными портами, но с гребными сиденьями, оставленными непалубными. Эта мера оказалась менее успешной из-за сообщений о проблемах с раскалыванием и затяжным пороховым дымом. Кроме того, она плохо управлялась и медлила на веслах, из-за чего удема заслужила плохую репутацию. [ 8 ]
«Ингеборг » , построенный в 1776 году, имел восьмифунтовое центральное вооружение, открытое для непогоды, но две тяжелые 18-фунтовые пушки в носовой части и две 6-фунтовые преследующие пушки в корме. [ 9 ] Скамьи для гребли, рассчитанные на трех человек на каждую, располагались по обе стороны от центральной батареи, но должны были поворачиваться вперед и наружу, чтобы позволить орудиям поворачиваться в любую сторону. [ 10 ]
Для дополнительной маневренности удема имела от 14 до 18 пар весел. Гребцы сидели на открытой палубе по обе стороны от основного вооружения, а порты для весел располагались на прямоугольной выносной опоре, что улучшало их рычаги. Однако они располагались по обе стороны от центральной батареи и не могли грести под огнем; в действии удема должен был полагаться на свои паруса для движения. [ 11 ]
Идея гибридных фрегатов с веслами не была новой. Небольшие « галеасы » строились для английского флота эпохи Тюдоров еще в середине 16 века. Королевский флот , его преемник, позже уже в 1660-х годах оборудовал эквивалент шестого ранга портами для весел на палубе или под ней. [ 12 ] «Шебеки», балтийские вариации средиземноморских шебеков , были введены в состав российского флота для береговой службы в 18 веке. Оба они были предложены в качестве возможных источников вдохновения для новых дизайнов Чепмена. [ 8 ]
Услуга
[ редактировать ]
Для шведского флота было построено всего три удемы. [ 13 ] Русские кораблестроители копировали шведские конструкции, особенно во время войны 1788–1790 годов , и некоторые историки полагают, что тип, названный просто «секретным судном», мог быть русским удемой. Другие историки подвергают сомнению этот вывод; количество орудий (всего 44) может указывать на значительно более крупный «турума» , один из самых крупных «фрегатов архипелага». [ 14 ]
Три шведских удема служили в эскадрах финского архипелага на протяжении всей войны 1788–1790 годов, поддерживая десантные операции, совершая набеги на противостоящий флот российского архипелага и защищая левый фланг операций шведской армии на материковой части Финляндии. Удемас участвовал как в Первой , так и во Второй битвах при Свенскунде . [ 15 ] Последнее сражение, одно из крупнейших морских сражений за всю историю, стало катастрофическим поражением русских и одной из величайших морских побед Швеции за всю историю; «Удема Ингеборг» был среди немногих потерянных шведских судов. [ 16 ]
Как и другие специализированные суда архипелага, удема имела лишь ограниченные преимущества. Хотя он обладал превосходной огневой мощью, его мореходные качества были плохими даже по сравнению с галерами, и он был медленным даже на веслах. Нетрадиционная компоновка артиллерии также была признана слишком слабой и радикальной. Вторая битва при Свенсксунде показала, что меньшие канонерские лодки и артиллерийские шлюпы были гораздо более эффективны для тех же операций и почти полностью заменили «фрегаты архипелага» во время финской войны 1808–09 годов, когда Швеция окончательно потеряла все свои финские владения. [ 17 ]
Влияние
[ редактировать ]Историк Ларс-Олоф Берг предполагает, что радикально новая конструкция вращающихся артиллерийских установок, хотя и вызвала некоторое разочарование в шведской службе, возможно, повлияла на судостроителей в других странах. К 1790 году подобными установками были оснащены русские плавучие батареи. Конструкции также были представлены и построены в Великобритании и США. Поворотные установки использовались в «военно-морском флоте канонерок» США под командованием Томаса Джефферсона , даже на гораздо меньших судах, хотя они часто оказывались рискованными, поскольку отдача могла дестабилизировать суда с небольшим водоизмещением, особенно если орудия стреляли за борт. Однако настоящий прорыв в создании истинной центральной схемы вооружения произошел только с появлением в конце 19 века броненосных пароходов. [ 18 ] Название «udema» было продолжено в неизмененной финской форме Uusimaa для кораблей финского военно-морского флота 20- го века . [ 19 ]
Корабли
[ редактировать ]Всего было построено три удемы, все для флота шведского архипелага. Они перечислены в таблице ниже с основной информацией там, где она действительно известна. [ 20 ]
Имя | Верфь | Запущен | Размер (метры) | Размер (футы) | Пары весел | Вооружение | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Гамла Удема («Старая Удема») или Уусимаа |
Штральзунд | 1760 | длина: 30,3 ширина: 1,5 черновик: 1.5 |
л: 110 через: 5 д: 5 |
14 | 9 или 10 × 12-фунтовые орудия 2 × 3-фунтовые орудия |
|
Торборг | Стокгольм | 1772 | длина: 36 ширина: 8,6 черновик: 3.1 |
л: 120 в: 28/05 д: 10 |
20 | 2 × 18-фунтовые орудия 13 × 12-фунтовые орудия 24 поворотных орудия |
|
Ингеборг | Стокгольм | 1776 | длина: 36 ширина: 8,6 черновик: 3.1 |
л: 120 в: 28/05 д: 10 |
20 | 2 × 18-фунтовые орудия 8 × 12-фунтовых орудий 2 × 6-фунтовые орудия |
Затонул в сражении при Свенсксунде в 1790 году. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в 18 и 19 веках» в Нормане (2012), стр. 50–59
- ^ Глет (1992), стр. 115–16, 118.
- ^ Глет (1992), с. 118
- ^ Андерсон (1962), стр. 93–94.
- ^ Берг описывает только турума и хемема как фрегаты (1993, стр. 35; Норман 2012), в то время как Глет (1992) и Андерсон (1962) используют один и тот же термин для всех четырех типов кораблей.
- ^ Андерсон (1962), с. 95
- ^ Никула (1933), стр. 364–65
- ^ Перейти обратно: а б Никула (1933), с. 132
- ^ Никула (1933), стр. 364–65. По мнению Берга (1993), с. 33, носовые орудия были 24-фунтовыми, хотя единственным указанным источником, похоже, является Никула.
- ^ Глет (1992), с. 119
- ^ Берг (1993), стр. 33–34
- ^ Андерсон (1962), стр. 84–89.
- ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в 18 и 19 веках» в Нормане (2012), стр. 61
- ^ Андерсон (1962), стр.96
- ^ Глет (1992), стр. 152–53, 163–64.
- ^ Hårdstedt (2009), с. 244
- ^ Берг (1993), стр. 35–36
- ^ Берг (1993), с. 34
- ^ Гардинер (1995), с. 92; Киджанен (1968), с. 111; Сондерс (2009)
- ^ Берг, «Приложение: Корабли архипелагского флота» в Нормане (2012), стр. 397; Никула (1933), с. 364–65
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара. П. Маршалл, Лондон. 1962. OCLC 5964992 .
- Берг, Ларс-Отто, «Развитие флота Шведского архипелага в 18 веке, строительство [,] технологии и вооружение» в книге « Война короля Густава III и морские сражения при Руотсинсалми: VIII Международный Балтийский семинар, 5–7 июля 1990 г. ». Провинциальный Музей Кюменлааксо, Котка. 1993. ISBN 951-96183-5-Х
- (на шведском языке) Норман, Ганс (редактор) Архипелагский флот: строительство, военное использование и стоянка на якоре в шведском обществе 1700–1824 гг. Исторические СМИ, Лунд. 2012. ISBN 978-91-87031-46-5
- Берг, Ларс Отто, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в XVIII и XIX веках», стр. 50–76
- Берг, Ларс Отто, «Приложение: Корабли архипелагского флота», стр. 391–406
- (на шведском языке) Глет, Ян, «Война на море» в книге Гуннара Артеуса (редактор) « Русская война» Густава III. Пробус, Стокгольм. 1992. ISBN 91-87184-09-5
- Гардинер, Роберт (редактор) «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995. Conway Maritime Press, Лондон. 1995. ISBN 0-85177-605-1 .
- (на шведском языке) Хордстедт, Мартин, «Эпоха архипелагского флота» в книге Ericson Wolke & Hårdstedt, Военно-морские силы Швеции. Издательство Medström, Стокгольм. 2009. ISBN 978-91-7329-030-2
- Киянен, Калерво (1968) ВМС Финляндии 1918–1968, И. Мериупсеерийхдистис / Отаван Кирьяпайно, Хельсинки. ОСЛК 832982591
- (на шведском языке) Никула, Оскар, Svenska skärgårdsflottan 1756–1791. [докторская диссертация] Гельсингфорс. 1933 год.
- Сондерс, Стивен (редактор), Боевые корабли Джейн, 2009–2010 гг. Информационная группа Джейн, Колсдон, Суррей. 2009. ISBN 978-0-7106-2888-6