Jump to content

Отек

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Современная модель удемы Ингеборг (построена в 1776 году) из собрания Морского музея в Стокгольме.

Удема ( Шведское произношение: [ˈʉ̌ːdɛma] ), также udenma , — тип военного корабля, построенного для флота шведского архипелага в конце 18 — начале 19 веков. Он был разработан для ведения боевых действий в Архипелаговом море на Балтике , а также у берегов Свеаланда и Финляндии против российского флота . Удема была спроектирована плодовитым военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом для использования в районе преимущественно мелководья и групп островов и островков, простирающихся от Стокгольма до Финского залива.

Удема имел новую новаторскую конструкцию с единственной линией орудий вдоль центральной линии корабля, что было предзнаменованием линкоров-дредноутов начала 20 века. Однако для своего времени эта конструкция оказалась непрактичной, и в период с 1760 по 1776 год было построено только три удемы.

Вид сбоку на модель небольшой галеры с двумя мачтами, оснащенными латиновыми (треугольными) парусами. Его аутригер сложили, а весла сложили на палубу. Корпус над ватерлинией окрашен в красный цвет с декоративными деталями золотого и синего цвета. В носовой части имеется приподнятая платформа (рамбада), вооруженная тремя небольшими пушками.
Современная модель шведской галеры начала XVIII века из собрания Морского музея в Стокгольме. Небольшие галеры, подобные этой, были основой первого шведского прибрежного флота.

В начале 18 века установление российской военно-морской мощи на Балтике бросило вызов интересам Швеции, одной из крупнейших держав на Балтике. Шведская империя в то время включала территорию Северной Германии, всю современную Финляндию и большую часть стран Балтии , доминион, объединенный путями Балтийского моря. Русский царь Петр Великий основал новую столицу и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге в 1703 году. Во время Великой Северной войны Швеция потеряла свои территории прибалтийских государств и пострадала от русских набегов на Финляндию, а также вдоль цепи островов и архипелагов , простиравшихся по всему путь от Финского залива до столицы Стокгольма . Шведы начали строить прибрежные флотилии мелкосидящих судов, начиная с уменьшенных версий традиционных средиземноморских военных кораблей — галер . Большинство из них были больше похожи на галиоты и дополнялись артиллерийскими колясками . Разрушительная война с Россией (1741–1743 гг.) и незначительное вмешательство Пруссии в Семилетняя война (1757–62) показала необходимость дальнейшего расширения и развития прибрежных флотилий более специализированными судами. [ 1 ]

Традиционные галеры были эффективны в качестве войскового транспорта для десантных операций, но имели сильное недостаточное вооружение, особенно в отношении их больших экипажей; галера с экипажем из 250 человек, большинство из которых были гребцами, обычно была вооружена только одной 24-фунтовой пушкой и двумя 6-фунтовыми пушками, все в носовой части. Однако они не были расчищены и не имели надлежащего укрытия для солдат-гребцов, значительная часть которых скончалась от болезней во время войны 1741–1743 годов. [ 2 ] Шведские военные вложили значительные средства в « архипелагский флот » ( skärgårdsflottan ), отдельный вид вооруженных сил, организационно принадлежавший армии. В 1756 году он даже получил официальное название Arméns flotta , «Армейский флот». Во многих отношениях это была весьма независимая организация, которая привлекала социальную и культурную элиту и пользовалась защитой Густава III после его переворота 1772 года, который сделал его абсолютным монархом . [ 3 ]

Несколько новых кораблей были спроектированы военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом, чтобы повысить ударную мощь новых шведских морских сил, обеспечить им лучшую военно-морскую защиту и улучшить возможности огневой поддержки во время десантных операций. В результате появились четыре новых судна, сочетавшие в себе маневренность весельных галер с превосходным вооружением и более комфортными условиями жизни парусных судов: удема, пойама , турума и хеммема, названные в честь финского региона Уусимаа («Ууденмаан» в родительном падеже). форма), Похьянмаа , Турунмаа и Хямеэнмаа ( Тавастия ). [ 4 ] Все четыре в шведской и английской исторической литературе назывались skärgårdsfregatter , «фрегатами архипелага», хотя меньшие удема и поджама также первоначально описывались как «корветы архипелага». [ 5 ]

Современная модель удемы Торборга (построенной в 1772 году) в Морском музее в Стокгольме. Центральное вооружение « Торборга» размещалось под палубной конструкцией, которая закрывала орудия, оставляя позиции гребцов открытыми для непогоды.
Строительный чертеж Чепмена типа корабля «Удема». В примечании к рисунку видно, что он был одобрен королем Густавом III .

Первая удема была построена в 1760 году и имела две мачты (грот-мачту и фок-мачту), которые изначально были оснащены латиновыми парусами. Позже он был снабжен квадратным парусным вооружением, похожим на парусное вооружение Полакки, без галантных парусов . Он имел невысокий корпус с небольшой конструкцией юта и уникальным для своего времени расположением орудий. Его основное вооружение состояло из одной линии из восьми 12-фунтовых орудий по диаметральной плоскости корабля и двух 12-фунтовых орудий в носовой части, обращенных вперед. В центральных орудиях использовались поворотные лафеты, которые можно было поворачивать на 360 градусов и нацеливать на любую сторону корабля, подобно основным орудиям линкоров- дредноутов 20-го века. [ 6 ]

Первая удема Гамла была ок. Длиной 30 м (100 футов) и осадкой 1,5 м (5 футов). Более поздние удемы, Торборг и Ингеборг, несли бизань-мачту, были длиннее и шире: 37 м (121 фут) в длину и почти 9 м (29 футов) в ширину с осадкой чуть более 3 м (10 футов). [ 7 ] Торборг , построенный в 1772 году, имел три дополнительных 12-фунтовых пушки, одиннадцать по средней линии и две в носовой части, обращенные вперед, размещенные под палубной надстройкой с орудийными портами, но с гребными сиденьями, оставленными непалубными. Эта мера оказалась менее успешной из-за сообщений о проблемах с раскалыванием и затяжным пороховым дымом. Кроме того, она плохо управлялась и медлила на веслах, из-за чего удема заслужила плохую репутацию. [ 8 ]

«Ингеборг » , построенный в 1776 году, имел восьмифунтовое центральное вооружение, открытое для непогоды, но две тяжелые 18-фунтовые пушки в носовой части и две 6-фунтовые преследующие пушки в корме. [ 9 ] Скамьи для гребли, рассчитанные на трех человек на каждую, располагались по обе стороны от центральной батареи, но должны были поворачиваться вперед и наружу, чтобы позволить орудиям поворачиваться в любую сторону. [ 10 ]

Для дополнительной маневренности удема имела от 14 до 18 пар весел. Гребцы сидели на открытой палубе по обе стороны от основного вооружения, а порты для весел располагались на прямоугольной выносной опоре, что улучшало их рычаги. Однако они располагались по обе стороны от центральной батареи и не могли грести под огнем; в действии удема должен был полагаться на свои паруса для движения. [ 11 ]

Идея гибридных фрегатов с веслами не была новой. Небольшие « галеасы » строились для английского флота эпохи Тюдоров еще в середине 16 века. Королевский флот , его преемник, позже уже в 1660-х годах оборудовал эквивалент шестого ранга портами для весел на палубе или под ней. [ 12 ] «Шебеки», балтийские вариации средиземноморских шебеков , были введены в состав российского флота для береговой службы в 18 веке. Оба они были предложены в качестве возможных источников вдохновения для новых дизайнов Чепмена. [ 8 ]

Современная шведская картина, изображающая битву при Свенсксунде , где удема была одним из немногих потерянных шведских судов.

Для шведского флота было построено всего три удемы. [ 13 ] Русские кораблестроители копировали шведские конструкции, особенно во время войны 1788–1790 годов , и некоторые историки полагают, что тип, названный просто «секретным судном», мог быть русским удемой. Другие историки подвергают сомнению этот вывод; количество орудий (всего 44) может указывать на значительно более крупный «турума» , один из самых крупных «фрегатов архипелага». [ 14 ]

Три шведских удема служили в эскадрах финского архипелага на протяжении всей войны 1788–1790 годов, поддерживая десантные операции, совершая набеги на противостоящий флот российского архипелага и защищая левый фланг операций шведской армии на материковой части Финляндии. Удемас участвовал как в Первой , так и во Второй битвах при Свенскунде . [ 15 ] Последнее сражение, одно из крупнейших морских сражений за всю историю, стало катастрофическим поражением русских и одной из величайших морских побед Швеции за всю историю; «Удема Ингеборг» был среди немногих потерянных шведских судов. [ 16 ]

Как и другие специализированные суда архипелага, удема имела лишь ограниченные преимущества. Хотя он обладал превосходной огневой мощью, его мореходные качества были плохими даже по сравнению с галерами, и он был медленным даже на веслах. Нетрадиционная компоновка артиллерии также была признана слишком слабой и радикальной. Вторая битва при Свенсксунде показала, что меньшие канонерские лодки и артиллерийские шлюпы были гораздо более эффективны для тех же операций и почти полностью заменили «фрегаты архипелага» во время финской войны 1808–09 годов, когда Швеция окончательно потеряла все свои финские владения. [ 17 ]

Историк Ларс-Олоф Берг предполагает, что радикально новая конструкция вращающихся артиллерийских установок, хотя и вызвала некоторое разочарование в шведской службе, возможно, повлияла на судостроителей в других странах. К 1790 году подобными установками были оснащены русские плавучие батареи. Конструкции также были представлены и построены в Великобритании и США. Поворотные установки использовались в «военно-морском флоте канонерок» США под командованием Томаса Джефферсона , даже на гораздо меньших судах, хотя они часто оказывались рискованными, поскольку отдача могла дестабилизировать суда с небольшим водоизмещением, особенно если орудия стреляли за борт. Однако настоящий прорыв в создании истинной центральной схемы вооружения произошел только с появлением в конце 19 века броненосных пароходов. [ 18 ] Название «udema» было продолжено в неизмененной финской форме Uusimaa для кораблей финского военно-морского флота 20- го века . [ 19 ]

Всего было построено три удемы, все для флота шведского архипелага. Они перечислены в таблице ниже с основной информацией там, где она действительно известна. [ 20 ]

Имя Верфь Запущен Размер (метры) Размер (футы) Пары весел Вооружение Судьба
Гамла Удема («Старая Удема»)
или Уусимаа
Штральзунд 1760 длина: 30,3
ширина: 1,5
черновик: 1.5
л: 110
через: 5
д: 5
14 9 или 10 × 12-фунтовые орудия
2 × 3-фунтовые орудия
Торборг Стокгольм 1772 длина: 36
ширина: 8,6
черновик: 3.1
л: 120
в: 28/05
д: 10
20 2 × 18-фунтовые орудия
13 × 12-фунтовые орудия
24 поворотных орудия
Ингеборг Стокгольм 1776 длина: 36
ширина: 8,6
черновик: 3.1
л: 120
в: 28/05
д: 10
20 2 × 18-фунтовые орудия
8 × 12-фунтовых орудий
2 × 6-фунтовые орудия
Затонул в сражении при Свенсксунде в 1790 году.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в 18 и 19 веках» в Нормане (2012), стр. 50–59
  2. ^ Глет (1992), стр. 115–16, 118.
  3. ^ Глет (1992), с. 118
  4. ^ Андерсон (1962), стр. 93–94.
  5. ^ Берг описывает только турума и хемема как фрегаты (1993, стр. 35; Норман 2012), в то время как Глет (1992) и Андерсон (1962) используют один и тот же термин для всех четырех типов кораблей.
  6. ^ Андерсон (1962), с. 95
  7. ^ Никула (1933), стр. 364–65
  8. ^ Перейти обратно: а б Никула (1933), с. 132
  9. ^ Никула (1933), стр. 364–65. По мнению Берга (1993), с. 33, носовые орудия были 24-фунтовыми, хотя единственным указанным источником, похоже, является Никула.
  10. ^ Глет (1992), с. 119
  11. ^ Берг (1993), стр. 33–34
  12. ^ Андерсон (1962), стр. 84–89.
  13. ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в 18 и 19 веках» в Нормане (2012), стр. 61
  14. ^ Андерсон (1962), стр.96
  15. ^ Глет (1992), стр. 152–53, 163–64.
  16. ^ Hårdstedt (2009), с. 244
  17. ^ Берг (1993), стр. 35–36
  18. ^ Берг (1993), с. 34
  19. ^ Гардинер (1995), с. 92; Киджанен (1968), с. 111; Сондерс (2009)
  20. ^ Берг, «Приложение: Корабли архипелагского флота» в Нормане (2012), стр. 397; Никула (1933), с. 364–65
  • Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара. П. Маршалл, Лондон. 1962. OCLC   5964992 .
  • Берг, Ларс-Отто, «Развитие флота Шведского архипелага в 18 веке, строительство [,] технологии и вооружение» в книге « Война короля Густава III и морские сражения при Руотсинсалми: VIII Международный Балтийский семинар, 5–7 июля 1990 г. ». Провинциальный Музей Кюменлааксо, Котка. 1993. ISBN   951-96183-5-Х
  • (на шведском языке) Норман, Ганс (редактор) Архипелагский флот: строительство, военное использование и стоянка на якоре в шведском обществе 1700–1824 гг. Исторические СМИ, Лунд. 2012. ISBN   978-91-87031-46-5
    • Берг, Ларс Отто, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в XVIII и XIX веках», стр. 50–76
    • Берг, Ларс Отто, «Приложение: Корабли архипелагского флота», стр. 391–406
  • (на шведском языке) Глет, Ян, «Война на море» в книге Гуннара Артеуса (редактор) « Русская война» Густава III. Пробус, Стокгольм. 1992. ISBN   91-87184-09-5
  • Гардинер, Роберт (редактор) «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995. Conway Maritime Press, Лондон. 1995. ISBN   0-85177-605-1 .
  • (на шведском языке) Хордстедт, Мартин, «Эпоха архипелагского флота» в книге Ericson Wolke & Hårdstedt, Военно-морские силы Швеции. Издательство Medström, Стокгольм. 2009. ISBN   978-91-7329-030-2
  • Киянен, Калерво (1968) ВМС Финляндии 1918–1968, И. Мериупсеерийхдистис / Отаван Кирьяпайно, Хельсинки. ОСЛК   832982591
  • (на шведском языке) Никула, Оскар, Svenska skärgårdsflottan 1756–1791. [докторская диссертация] Гельсингфорс. 1933 год.
  • Сондерс, Стивен (редактор), Боевые корабли Джейн, 2009–2010 гг. Информационная группа Джейн, Колсдон, Суррей. 2009. ISBN   978-0-7106-2888-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3435220bb62109928916840225bcca2__1725153360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/a2/d3435220bb62109928916840225bcca2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Udema - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)