Jump to content

Турума

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Картина турумы с укреплений Свеаборга работы А. Е. Гите, 1770 г.

Турума архипелага (от финского слова «Турунмаа») — тип военного корабля, построенного для флота шведского в конце 18 века. Он был специально разработан для ведения боевых действий в Архипелаговом море и вдоль побережий Свеаланда и Финляндии . Турума была спроектирована плодовитым военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом для использования в районе преимущественно мелководья и групп островов и островков, простирающихся от Стокгольма до Финского залива.

Он был призван заменить галеры , составлявшие ядро ​​флотов, действовавших у побережий и на архипелагах Балтийского моря . «Турума» имела большую осадку , была несколько медленнее на веслах, но предлагала лучшее размещение для экипажа, была более мореходной и имела примерно в десять раз больше тяжелых орудий. Он мог приводиться в движение как парусами, так и веслами, и был меньше и маневреннее, чем большинство парусных военных кораблей, что делало его пригодным для действий на мелководье и в замкнутых водах.

Между 1761 и 1790 годами было построено 14-15 турум, в том числе «Амфион» , модифицированная версия, использовавшаяся королем Густавом III как прогулочный корабль, так и командный корабль. Турума был одним из самых тяжелых в арсенале архипелагского флота, некоторые из них участвовали в русско-шведской войне 1788–90. Он имел три мачты, две палубы, был оснащен 16–22 парами весел и экипажем около 220–260 человек. Его длина составляла 35–39 м, ширина 9 м, осадка 3,3 м. Вооружение состояло из 24–28 тяжелых орудий и до 24 поворотных орудий для ближнего боя.

Вид сбоку модели небольшой галеры с двумя мачтами, оснащенными латиновыми (треугольными) парусами. Его аутригер сложили, а весла сложили на палубу. Корпус над ватерлинией окрашен в красный цвет с декоративными деталями золотого и синего цвета. В носовой части имеется приподнятая платформа (рамбада), вооруженная тремя небольшими пушками.
Современная модель шведской галеры начала XVIII века из собрания Морского музея в Стокгольме. Небольшие галеры, подобные этой, были основой первого шведского прибрежного флота.

В начале 18 века установление российской военно-морской мощи на Балтике бросило вызов интересам Швеции, в то время одной из крупнейших держав на Балтике. Шведская империя в то время включала территорию Северной Германии, всю современную Финляндию и большую часть стран Балтии , доминион, объединенный путями Балтийского моря. Русский царь Петр Великий основал новую столицу и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге в 1703 году. Во время Великой Северной войны 1700–1721 годов Швеция потеряла свои территории балтийских государств и подверглась разрушительным набегам русских на Финляндию, а также вдоль цепочки островов и архипелагов , которые простирался от Финского залива до столицы Стокгольма . Травматический опыт привел к созданию прибрежных флотилий мелкосидящих судов. Первый из них состоял в основном из уменьшенных версий традиционного средиземноморского военного корабля — галер . Большинство из них больше напоминали галиоты и дополнялись артиллерийскими колясками . Катастрофическое Война против России 1741–43 и незначительное участие Пруссии в Померанской войне 1757–62 показали необходимость дальнейшего расширения и развития прибрежных флотилий с использованием более специализированных судов. [ 1 ]

Традиционные галеры были эффективны в качестве транспортных средств для десантных операций, но имели сильное недостаточное вооружение, особенно в отношении их больших экипажей; галера с экипажем из 250 человек, большинство из которых были гребцами, обычно была вооружена только одной 24-фунтовой пушкой и двумя 6-фунтовыми пушками, все в носовой части. Однако они не были расчищены и не имели надлежащего убежища для солдат-гребцов, значительная часть которых скончалась от болезней во время войны 1741–1743 годов. [ 2 ]

Архипелаговый флот

[ редактировать ]

После поражения от России была создана комиссия для выявления слабых мест в восточной обороне. В 1747 году оно пришло к выводу, что укрепления на юго-востоке Финляндии необходимо улучшить и расширить, а также построить сильный прибрежный флот. Офицер-артиллерист Августин Эренсвард был движущей силой этих изменений, и многие выводы и решения комитета были основаны на его идеях по улучшению. В 1756 году был основан специальный архипелагский флот , который был передан под командование Военной коллегии , армейского ведомства, с Эренсвардом в качестве высшего командующего и официальным названием Arméns Flotta («армейский флот»). За два десятилетия флот архипелага претерпел несколько изменений, вызванных конкуренцией между «Шляпами» и « Шапками» , доминирующими политическими фракциями того времени, а также из-за соперничества между армией и флотом. Благодаря парламентской победе Шляп в риксдаге 1769–70 и государственному перевороту Густава III в 1772 году статус флота архипелага как независимой организации в армии был закреплен. С 1770 года ей была придана финская эскадра ( Finska eskadern ) базировалась в Свеаборге и в 1777 году галерный флот, базировавшийся в Стокгольме, был включен в состав архипелагского флота как Шведская эскадра ( Svenska eskadern ). Шведские военные вложили значительные ресурсы в новый род войск и превратили его в профессиональную, независимую организацию. Флот архипелага привлекал социальную и культурную элиту, пользовавшуюся защитой и покровительством короля Густава III, укрепившего свой авторитет как абсолютного монарха в результате переворота 1772 года. [ 3 ]

Мужчина лет сорока с небольшим в напудренном парике в стиле XVIII века. Он обладает спокойным хладнокровием и смотрит прямо на зрителя. Он носит кирасу (бронежилет), украшенную синей шелковой лентой, под которой находится темно-синее пальто. На шее у него висит орден или медаль в виде мальтийского креста с королевской короной над ним, прикрепленной к сине-желтой ленте.
Мужчина лет под 50 в напудренном парике в стиле XVIII века. Его тело обращено вправо. Лицо его имеет решительное выражение и обращено к зрителю. Его правая рука опирается на стол с чертежными инструментами и книгой внизу картины и держит несколько белых листов бумаги. Он одет в большую куртку или пальто фиолетового оттенка с красным лингином и красными и синими узорами на рукавах и пояснице. Куртка выполнена в традиционном стиле саамов северной Скандинавии.
Сотрудничество артиллерийского офицера Августина Эренсварда (1710–72, слева) и судостроителя-новатора Фредрика Хенрика аф Чепмена (1721–1808, справа) способствовало разработке «турумы» и ряда других новых типов судов для флота шведского архипелага .

Основой архипелагского флота изначально были традиционные галеры , но война 1741–43 и война в Померании 1757–62 выявили некоторые присущие им слабости: их огневая мощь была недостаточной, они были неэффективны по численности, имели плохую защиту для экипажа и не отличались особой мореходностью. Во время Померанской войны «артиллерийские баржи» ( skottpråmar ), тяжеловооруженные, весельные, плоскодонные суда с небольшой осадкой, пытались компенсировать недостаток огневой мощи на галерах, но оказались слишком медленными, чтобы быть эффективным. [ 4 ]

Эренсвард предложил разработать новые суда архипелага, сочетающие в себе достаточную огневую мощь, маневренность, мореходные качества и достойные помещения для экипажа. Он начал успешное сотрудничество с кораблестроителем и военно-морским архитектором Фредриком Хенриком Чепменом (удостоенным звания «Чепмен» в 1772 году), и вместе они разработали пять новых судов: тип канонерской лодки с 12-фунтовой пушкой, шхунным такелажем и 7-8 парами весел. , а также четыре типа «архипелаговых фрегатов» ( skärgårdsfregatter ): turuma udema , поджама и хемема . Эти суда были специально разработаны для использования на архипелаге у южного побережья Финляндии и получили названия в честь финских провинций Уусимаа , Похьянмаа ( Остерботтен ), Турунмаа ( Аболанд ) и Хямеенмаа ( Тавастланд ). [ 5 ]

Все четыре типа были названы «фрегатами архипелага» в шведской и английской исторической литературе, хотя меньшие удема и поджама также описывались как «корветы архипелага». [ 6 ]

Современная модель турумы Лодброк в Морском музее в Стокгольме.

Первая турума была построена в 1761 году. Наряду с хемемой это был тип «архипелагового фрегата», который наиболее соответствовал описанию, демонстрируя значительное сходство с небольшими океанскими фрегатами. У него был низкий корпус без бака, только с низким квартердеком и без юта . Он имел три мачты, первоначально оснащенные латиноамериканскими парусами, как у галеры , которая позже была заменена обычным фрегатным квадратным вооружением, но с комбинированными топовой и топгалантной мачтами. [ 7 ] Это улучшило его ходовые качества и сделало его лучшим парусником во флоте архипелага. [ 8 ] хотя он все же был медленнее обычных парусных судов. [ 9 ]

Первая турума, Норден , была ок. Длина 35 м (116 футов), ширина 8 м (26,5 футов), осадка 3,3 м (11 футов). У третьего корабля, «Лодброк» (1771 г.), корпус был увеличен до 38,5 м (126 футов) на 9,5 м (31 фут) и остался примерно таким же. [ 10 ] Вооружение было значительно тяжелее, чем у галер или более мелких удем и пойом . Он имел одну полную орудийную палубу из 22 (24 на кораблях, построенных до 1790 года) 12-фунтовых орудий обычного бортового залпа, ведущих огонь через орудийные порты . На палубе бака, лицом прямо вперед, находились две 18-фунтовые пушки. Для боя на ближней дистанции он нес еще до 24 3-фунтовых поворотных орудий вдоль перил. [ 11 ] Кроме того, имелось еще два 12-фунтовых кормовых охотника . [ 12 ]

Для дополнительной маневренности турума имела 19 пар (на первых двух кораблях — 16) весел по четыре человека на каждое. Гребцы гребли, сидя на открытой палубе, над орудийной палубой, при этом весла были прикреплены к прямоугольной выносной опоре, предназначенной для улучшения рычагов. Несмотря на это, турумы плохо управлялись веслами, и их было очень трудно перемещать при любом встречном ветре. Сообщалось, что в тихую погоду средняя скорость на веслах составляла полузла. [ 8 ]

Чарльз Галлей , весельный фрегат Королевского флота, спущенный на воду в 1676 году и являвшийся предшественником гибридной турумы; современная живопись Виллема ван де Вельде Младшего .

Конструкция «Турумы» была очень похожа на один из других типов фрегатов архипелага — « Хемему» . Основное отличие заключалось в том, что хемемы гребли с палубы, что давало гребцам лучший рычаг, располагая их ближе к ватерлинии. Более поздние хемемы также были значительно крупнее, имели более тяжелое вооружение и более прочную конструкцию. [ 13 ] Военно-морской историк Ян Глете назвал их вариациями одного и того же типа, особенно если рассматривать довоенные конструкции. [ 14 ] Экипаж варьировался от 220 до 266 человек в зависимости от модели. Для управления всеми веслами требовалось от 128 до 152 человек. [ 15 ]

Идея гибридных фрегатов с гребными силовыми установками не была новой. Небольшие « галеасы » строились для английского флота эпохи Тюдоров еще в середине 16 века. Королевский флот , его преемник, позже уже в 1660-х годах оборудовал эквивалент шестого ранга портами для весел на палубе или под ней. [ 16 ] «Шебеки», балтийские вариации средиземноморских шебеков , были введены в состав российского флота для береговой службы в 18 веке. Оба они были предложены в качестве возможных источников вдохновения для новых дизайнов Чепмена. [ 17 ] Хотя турумы и не были идентичными кораблям, вдохновленным Средиземноморьем, российский флот считал турумы достаточно похожими по функциям на свои собственные «шебеки», чтобы использовать эту терминологию при упоминании шведских призов (захваченных кораблей). [ 18 ]

Корабли специального назначения

[ редактировать ]

В 1777 году Чепмен спроектировал особую туруму — королевскую яхту «Амфион» . Он имел длину 33,5 м (110 футов) и ширину 6,8 м (22,25 футов) и имел шхунное вооружение всего с двумя мачтами (позже замененное на бригантину ). Чепмен предполагал, что корабль будет нести бортовое вооружение, подобное вооружению обычных турум, но это было отвергнуто Густавом, который приказал построить корабль с вооружением, состоящим только из легких поворотных орудий. Амфион был оформлен в более строгой версии рококо , которую в Швеции называют «густавианской», и имел большую каюту с потолочным окном, которая хорошо подходила для королевских аудиенций и конференций. «Амфион» служил штабным кораблем Густава III в войне 1788–1790 годов, но был настолько плохим мореплавателем, что король и его свита покинули его во время драматического побега из Выборгского залива в 1790 году. [ 19 ]

Современная шведская картина с изображением битвы при Свенсксунде, в которой участвовал один турума.

Семь турум были построены для шведского флота до войны с Россией 1788-90 годов , еще шесть были построены во время войны, а еще один был построен после 1790 года. Всего было построено четырнадцать турум, что сделало его наиболее распространенным из четырех типов фрегатов архипелага. . [ 13 ] С началом войны в 1788 году они составили ядро ​​архипелаговой флотилии в Финляндии. [ 8 ] Они использовались для поддержки десантных операций и совершения рейдов на российский архипелагский флот, одновременно действуя в качестве морской фланговой поддержки шведской армии на материковой части Финляндии. Турумас участвовал как в первом , так и во втором сражении при Свенсксунде . В первом, в августе 1789 года, шесть турум составляли основную огневую мощь более крупных шведских кораблей, а во втором, в июле 1790 года, он был сокращен до одного корабля. [ 20 ]

Как и другие специализированные суда архипелага, турума имела лишь ограниченные преимущества. Хотя он обладал превосходной огневой мощью, его мореходные качества были лишь средними, и они работали медленно на веслах. [ 21 ] У него был потенциал стать эффективным оружием против галер, сравнимым с их передней огневой мощью и значительно превосходящим их по огневой мощи благодаря бортовому вооружению. Внутри вражеского строя галер он мог нанести значительный ущерб, но такой маневр никогда не был достигнут в реальном бою, оставляя эту тактическую роль непроверенной. [ 14 ] Как и хемема, турума была эффективна в оборонительных построениях, но ей не хватало мобильности, которая часто была необходима в наступательной войне на архипелаге. В 1790 году, после окончания войны, два судна были переоборудованы в госпитальные суда . [ 22 ] Второе сражение при Свенсксунде ясно показало, что меньшие и маневренные канонерские лодки и артиллерийские шлюпы были гораздо более эффективны в прибрежной войне и практически вытеснили «фрегаты архипелага» в прибрежных эскадрах к финской войне 1808–09 годов. [ 23 ]

Сохранившаяся корма « Амфиона» , модифицированной версии турумы, спроектированной как прогулочное судно для короля Густава III и служившей его штабным кораблем во время войны.

Для флота шведского архипелага было построено четырнадцать или пятнадцать турум. Все суда, кроме «Амфиона», перечислены ниже вместе с основной информацией в той степени, в которой она была записана. Технические характеристики, идентичные судам, перечисленным выше, отмечены тире. [ 24 ] Для российского Балтийского флота в 1788–89 годах также были построены три «шебека», базировавшиеся непосредственно на турумах, а не на средиземноморских шебеках. [ 25 ]

Суда шведской постройки [ 26 ]
Имя Верфь Запущен Размер (метры) Размер (футы) Пары весел Вооружение Судьба
север Штральзунд 1761 длина: 34,4
ширина: 7,9
черновик: 2.2
длина: 113
ширина: 26
проект: 7.2
16 22 × 12-фунтовые орудия
10 × 3-фунтовые орудия
24 поворотных орудия
Списан в 1790 году.
Тор Суавеборг 1764 длина: 35,6
ширина: 8,9
черновик: 3.3
длина: 117
ширина: 29
проект: 10.8
19 24 × 12-фунтовые орудия
2 × 18-фунтовые орудия
22 поворотных пистолета
Списан в 1776 году по Никуле. По словам Берга, Тредреа и Созаева, в 1770 году он был переименован в Сяллан Варре (см. Ниже) и фактически является предыдущим воплощением этого судна.
Lodbrok Стокгольм 1771 В 1790 году перестроен в госпитальный корабль . Списан в 1806 году.
Бьёрн Ярнсида Карл Великий 1774 Захвачен в первой битве при Свенсксунде в 1789 году (изображается как Бьорн Эрнсида ). Затоплен для перекрытия въезда в Кронштадт в 1808 году.
Рагвальд Карл Великий 1774 Захвачен в первой битве при Свенсксунде в 1789 году (переведено как Рогвальд ) и последний раз упоминается в 1791 году.
Сигурд Ормёга Карл Великий 1774 длина: 37,3
ширина: 9,2
черновик: 3.3
длина: 122,5
ширина: 30
проект: 10.8
19 24 × 12-фунтовые орудия
2 × 18-фунтовые орудия
22 поворотных пистолета
Продан в 1799 году.
Редко хуже Карл Великий 1774 длина: 37,4
ширина: 9,2
черновик: 3.3
длина: 122,7
ширина: 30
проект: 10.8
19 24 × 12-фунтовые орудия
2 × 18-фунтовые орудия
22 поворотных пистолета
По данным Берга, взят в плен при сдаче Свеаборга в 1808 году. По данным Тредреа и Созаева, он был захвачен русскими в первом сражении при Свенсксунде в 1789 году и отбит шведами 4 мая 1790 года. Возможно, это то же судно, что и « Тор» 1764 года .
Ивар Бенлёс Суэборг? 1775 В 1790 г. переоборудован в госпитальный корабль. Захвачен в Свеаборге в 1808 г.
Ярл Биргер Суавеборг 1790 неопределенный неопределенный 22 22 × 12-фунтовые орудия
2 × 18-фунтовые орудия
4 поворотных пистолета
В плену в Свеаборге в 1808 году.
Эрик Сегерселл Суавеборг 1790 В плену в Свеаборге в 1808 году.
Frej Суавеборг 1790 В плену в Свеаборге в 1808 году.
Ивар Витсарк Суавеборг 1790 В плену в Свеаборге в 1808 году.
Тор Суавеборг 1790 В плену в Свеаборге в 1808 году.
Ингве Суавеборг 1790 Перестроен в 1784 году. Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Суда российской постройки [ 27 ]
Имя Верфь Запущен Размер (метры) Размер (футы) Пары весел Вооружение Судьба
Скорая Санкт-Петербург
камбузный двор
1789 длина: 36,6
ширина: 9,2
черновик: 2.5
длина: 120
ширина: 30
проект: 8.2
20 20 × 12-фунтовых орудий
4 × 18-фунтовые орудия
22 × 3-фунтовые орудия
Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Крепкую. Дальнейшая судьба неизвестна.
Легкая Санкт-Петербург
камбузный двор
1789 Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Храбрую. Дальнейшая судьба неизвестна.
Быстрая Санкт-Петербург
камбузный двор
1789 Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Свирепую. Дальнейшая судьба неизвестна.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берг (2000), стр. 50–59
  2. ^ Глет (1992), стр. 115–116, 118.
  3. ^ Норман (2012), с. 12–15
  4. ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в 18 и 19 веках» в Нормане (2012), стр. 52–59
  5. ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в XVIII и XIX веках» в Нормане (2012), стр. 59.
  6. ^ Берг (1993), с. 35 и (2000) относятся к skärgårdsfregatter только для более крупных турум и хеммем , тогда как Glete (1992) и Anderson (1962) этого не делают.
  7. ^ Андерсон (1962), стр. 94–95.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Берг (1993), с. 35
  9. ^ Глет (1992), с. 119
  10. ^ Никула (1933), стр. 364–367
  11. ^ Андерсон (1962), с. 95; Никула, стр. 364–367; По мнению Андерсона, на судах, построенных после 1770 г., бортовое вооружение было 18-фунтовым, но это не подтверждается Бергом (1993) и (2000) или Никулой (1933).
  12. ^ Маттила (1983), с. 183
  13. ^ Перейти обратно: а б Берг (2000), стр. 61.
  14. ^ Перейти обратно: а б Глет (1992), стр. 119–120.
  15. ^ Берг (2000), с. 60
  16. ^ Андерсон (1962), стр. 84–89.
  17. ^ Никула (1933), с. 132
  18. ^ Андерсон (1962), с. 96
  19. ^ Харрис (2001), стр. 87–88.
  20. ^ Глет (1992), стр. 152–153, 163–164.
  21. ^ Берг (1993), стр. 35–36
  22. ^ Глет (1992), стр. 155–156.
  23. ^ Глет (1992), с. 165
  24. ^ Берг, «Приложение: Корабли архипелагского флота» в Нормане (2012), с. 397; Харрис (1998), стр. 223–224; Никула (1933), с. 364–366
  25. ^ Тредреа и Созаев (2010), стр. 324–326.
  26. ^ На основе списков и таблиц Берга, «Приложение: Skärgårdsflottans Fartyg» в Нормане (2012), стр. 397; Харрис (1998), стр. 223–224; Никула (1933), стр. 364–366. Русские карьеры от Тредреа и Созаева (2010), стр. 324–326.
  27. ^ Все они имеют идентичные характеристики в Тредреа и Созаев (2010), стр. 324–326.
  • Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара. Лондон. 1962.
  • Берг, Ларс-Отто, «Развитие флота шведского архипелага в 18 веке, строительство [,] технологии и вооружение» в книге « Война короля Густава III и морские сражения при Руотсинсалми: VIII Международный Балтийский семинар, 5–7 июля 1990 г. ». Провинциальный. Музей Кюменлааксо, Котка. 1993. ISBN   951-96183-5-Х
  • Берг, Ларс Отто, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в XVIII и XIX веках» в Хансе Нормане (редактор), « Флот архипелага: строительство, военное использование и стоянка на якоре в шведском обществе 1700–1824». Исторические СМИ, Лунд. 2000. ISBN   91-88930-50-5 , стр. 50–75 (на шведском языке)
  • Глет, Ян, «Война на море» в книге Гуннара Артеуса (редактор) « Русская война» Густава III. Пробус, Стокгольм. 1992. ISBN   91-87184-09-5 (на шведском языке)
  • Харрис, Дэниел Дж. , Фредрик Хенрик аф Чепмен: первый военно-морской архитектор и его работа. (переработанное издание) Literatim, Стокгольм. 2001. ISBN   91-973075-2-1 .
  • Маттила, Тапани Море как безопасность нашей страны . К.Дж. Гуммерус Осакейтиё, Ювяскюля. 1983. ISBN   951-99487-0-8 . (на финском языке)
  • Никула, Оскар, Svenska skärgårdsflottan 1756–1791. [докторская диссертация] Гельсингфорс. 1933 г. (на шведском языке)
  • Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг . Сифорт. ISBN  978-1-84832-058-1 .
[ редактировать ]
  • 3D-модель Турумы, созданная Морским музеем Финляндии [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db213a6b7195c75b54e9dc48f584a090__1715522820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/90/db213a6b7195c75b54e9dc48f584a090.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turuma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)