Турума

Турума архипелага (от финского слова «Турунмаа») — тип военного корабля, построенного для флота шведского в конце 18 века. Он был специально разработан для ведения боевых действий в Архипелаговом море и вдоль побережий Свеаланда и Финляндии . Турума была спроектирована плодовитым военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом для использования в районе преимущественно мелководья и групп островов и островков, простирающихся от Стокгольма до Финского залива.
Он был призван заменить галеры , составлявшие ядро флотов, действовавших у побережий и на архипелагах Балтийского моря . «Турума» имела большую осадку , была несколько медленнее на веслах, но предлагала лучшее размещение для экипажа, была более мореходной и имела примерно в десять раз больше тяжелых орудий. Он мог приводиться в движение как парусами, так и веслами, и был меньше и маневреннее, чем большинство парусных военных кораблей, что делало его пригодным для действий на мелководье и в замкнутых водах.
Между 1761 и 1790 годами было построено 14-15 турум, в том числе «Амфион» , модифицированная версия, использовавшаяся королем Густавом III как прогулочный корабль, так и командный корабль. Турума был одним из самых тяжелых в арсенале архипелагского флота, некоторые из них участвовали в русско-шведской войне 1788–90. Он имел три мачты, две палубы, был оснащен 16–22 парами весел и экипажем около 220–260 человек. Его длина составляла 35–39 м, ширина 9 м, осадка 3,3 м. Вооружение состояло из 24–28 тяжелых орудий и до 24 поворотных орудий для ближнего боя.
Фон
[ редактировать ]
В начале 18 века установление российской военно-морской мощи на Балтике бросило вызов интересам Швеции, в то время одной из крупнейших держав на Балтике. Шведская империя в то время включала территорию Северной Германии, всю современную Финляндию и большую часть стран Балтии , доминион, объединенный путями Балтийского моря. Русский царь Петр Великий основал новую столицу и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге в 1703 году. Во время Великой Северной войны 1700–1721 годов Швеция потеряла свои территории балтийских государств и подверглась разрушительным набегам русских на Финляндию, а также вдоль цепочки островов и архипелагов , которые простирался от Финского залива до столицы Стокгольма . Травматический опыт привел к созданию прибрежных флотилий мелкосидящих судов. Первый из них состоял в основном из уменьшенных версий традиционного средиземноморского военного корабля — галер . Большинство из них больше напоминали галиоты и дополнялись артиллерийскими колясками . Катастрофическое Война против России 1741–43 и незначительное участие Пруссии в Померанской войне 1757–62 показали необходимость дальнейшего расширения и развития прибрежных флотилий с использованием более специализированных судов. [ 1 ]
Традиционные галеры были эффективны в качестве транспортных средств для десантных операций, но имели сильное недостаточное вооружение, особенно в отношении их больших экипажей; галера с экипажем из 250 человек, большинство из которых были гребцами, обычно была вооружена только одной 24-фунтовой пушкой и двумя 6-фунтовыми пушками, все в носовой части. Однако они не были расчищены и не имели надлежащего убежища для солдат-гребцов, значительная часть которых скончалась от болезней во время войны 1741–1743 годов. [ 2 ]
Архипелаговый флот
[ редактировать ]После поражения от России была создана комиссия для выявления слабых мест в восточной обороне. В 1747 году оно пришло к выводу, что укрепления на юго-востоке Финляндии необходимо улучшить и расширить, а также построить сильный прибрежный флот. Офицер-артиллерист Августин Эренсвард был движущей силой этих изменений, и многие выводы и решения комитета были основаны на его идеях по улучшению. В 1756 году был основан специальный архипелагский флот , который был передан под командование Военной коллегии , армейского ведомства, с Эренсвардом в качестве высшего командующего и официальным названием Arméns Flotta («армейский флот»). За два десятилетия флот архипелага претерпел несколько изменений, вызванных конкуренцией между «Шляпами» и « Шапками» , доминирующими политическими фракциями того времени, а также из-за соперничества между армией и флотом. Благодаря парламентской победе Шляп в риксдаге 1769–70 и государственному перевороту Густава III в 1772 году статус флота архипелага как независимой организации в армии был закреплен. С 1770 года ей была придана финская эскадра ( Finska eskadern ) базировалась в Свеаборге и в 1777 году галерный флот, базировавшийся в Стокгольме, был включен в состав архипелагского флота как Шведская эскадра ( Svenska eskadern ). Шведские военные вложили значительные ресурсы в новый род войск и превратили его в профессиональную, независимую организацию. Флот архипелага привлекал социальную и культурную элиту, пользовавшуюся защитой и покровительством короля Густава III, укрепившего свой авторитет как абсолютного монарха в результате переворота 1772 года. [ 3 ]
Основой архипелагского флота изначально были традиционные галеры , но война 1741–43 и война в Померании 1757–62 выявили некоторые присущие им слабости: их огневая мощь была недостаточной, они были неэффективны по численности, имели плохую защиту для экипажа и не отличались особой мореходностью. Во время Померанской войны «артиллерийские баржи» ( skottpråmar ), тяжеловооруженные, весельные, плоскодонные суда с небольшой осадкой, пытались компенсировать недостаток огневой мощи на галерах, но оказались слишком медленными, чтобы быть эффективным. [ 4 ]
Эренсвард предложил разработать новые суда архипелага, сочетающие в себе достаточную огневую мощь, маневренность, мореходные качества и достойные помещения для экипажа. Он начал успешное сотрудничество с кораблестроителем и военно-морским архитектором Фредриком Хенриком Чепменом (удостоенным звания «Чепмен» в 1772 году), и вместе они разработали пять новых судов: тип канонерской лодки с 12-фунтовой пушкой, шхунным такелажем и 7-8 парами весел. , а также четыре типа «архипелаговых фрегатов» ( skärgårdsfregatter ): turuma udema , поджама и хемема . Эти суда были специально разработаны для использования на архипелаге у южного побережья Финляндии и получили названия в честь финских провинций Уусимаа , Похьянмаа ( Остерботтен ), Турунмаа ( Аболанд ) и Хямеенмаа ( Тавастланд ). [ 5 ]
Все четыре типа были названы «фрегатами архипелага» в шведской и английской исторической литературе, хотя меньшие удема и поджама также описывались как «корветы архипелага». [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Первая турума была построена в 1761 году. Наряду с хемемой это был тип «архипелагового фрегата», который наиболее соответствовал описанию, демонстрируя значительное сходство с небольшими океанскими фрегатами. У него был низкий корпус без бака, только с низким квартердеком и без юта . Он имел три мачты, первоначально оснащенные латиноамериканскими парусами, как у галеры , которая позже была заменена обычным фрегатным квадратным вооружением, но с комбинированными топовой и топгалантной мачтами. [ 7 ] Это улучшило его ходовые качества и сделало его лучшим парусником во флоте архипелага. [ 8 ] хотя он все же был медленнее обычных парусных судов. [ 9 ]
Первая турума, Норден , была ок. Длина 35 м (116 футов), ширина 8 м (26,5 футов), осадка 3,3 м (11 футов). У третьего корабля, «Лодброк» (1771 г.), корпус был увеличен до 38,5 м (126 футов) на 9,5 м (31 фут) и остался примерно таким же. [ 10 ] Вооружение было значительно тяжелее, чем у галер или более мелких удем и пойом . Он имел одну полную орудийную палубу из 22 (24 на кораблях, построенных до 1790 года) 12-фунтовых орудий обычного бортового залпа, ведущих огонь через орудийные порты . На палубе бака, лицом прямо вперед, находились две 18-фунтовые пушки. Для боя на ближней дистанции он нес еще до 24 3-фунтовых поворотных орудий вдоль перил. [ 11 ] Кроме того, имелось еще два 12-фунтовых кормовых охотника . [ 12 ]
Для дополнительной маневренности турума имела 19 пар (на первых двух кораблях — 16) весел по четыре человека на каждое. Гребцы гребли, сидя на открытой палубе, над орудийной палубой, при этом весла были прикреплены к прямоугольной выносной опоре, предназначенной для улучшения рычагов. Несмотря на это, турумы плохо управлялись веслами, и их было очень трудно перемещать при любом встречном ветре. Сообщалось, что в тихую погоду средняя скорость на веслах составляла полузла. [ 8 ]

Конструкция «Турумы» была очень похожа на один из других типов фрегатов архипелага — « Хемему» . Основное отличие заключалось в том, что хемемы гребли с палубы, что давало гребцам лучший рычаг, располагая их ближе к ватерлинии. Более поздние хемемы также были значительно крупнее, имели более тяжелое вооружение и более прочную конструкцию. [ 13 ] Военно-морской историк Ян Глете назвал их вариациями одного и того же типа, особенно если рассматривать довоенные конструкции. [ 14 ] Экипаж варьировался от 220 до 266 человек в зависимости от модели. Для управления всеми веслами требовалось от 128 до 152 человек. [ 15 ]
Идея гибридных фрегатов с гребными силовыми установками не была новой. Небольшие « галеасы » строились для английского флота эпохи Тюдоров еще в середине 16 века. Королевский флот , его преемник, позже уже в 1660-х годах оборудовал эквивалент шестого ранга портами для весел на палубе или под ней. [ 16 ] «Шебеки», балтийские вариации средиземноморских шебеков , были введены в состав российского флота для береговой службы в 18 веке. Оба они были предложены в качестве возможных источников вдохновения для новых дизайнов Чепмена. [ 17 ] Хотя турумы и не были идентичными кораблям, вдохновленным Средиземноморьем, российский флот считал турумы достаточно похожими по функциям на свои собственные «шебеки», чтобы использовать эту терминологию при упоминании шведских призов (захваченных кораблей). [ 18 ]
Корабли специального назначения
[ редактировать ]В 1777 году Чепмен спроектировал особую туруму — королевскую яхту «Амфион» . Он имел длину 33,5 м (110 футов) и ширину 6,8 м (22,25 футов) и имел шхунное вооружение всего с двумя мачтами (позже замененное на бригантину ). Чепмен предполагал, что корабль будет нести бортовое вооружение, подобное вооружению обычных турум, но это было отвергнуто Густавом, который приказал построить корабль с вооружением, состоящим только из легких поворотных орудий. Амфион был оформлен в более строгой версии рококо , которую в Швеции называют «густавианской», и имел большую каюту с потолочным окном, которая хорошо подходила для королевских аудиенций и конференций. «Амфион» служил штабным кораблем Густава III в войне 1788–1790 годов, но был настолько плохим мореплавателем, что король и его свита покинули его во время драматического побега из Выборгского залива в 1790 году. [ 19 ]
Услуга
[ редактировать ]
Семь турум были построены для шведского флота до войны с Россией 1788-90 годов , еще шесть были построены во время войны, а еще один был построен после 1790 года. Всего было построено четырнадцать турум, что сделало его наиболее распространенным из четырех типов фрегатов архипелага. . [ 13 ] С началом войны в 1788 году они составили ядро архипелаговой флотилии в Финляндии. [ 8 ] Они использовались для поддержки десантных операций и совершения рейдов на российский архипелагский флот, одновременно действуя в качестве морской фланговой поддержки шведской армии на материковой части Финляндии. Турумас участвовал как в первом , так и во втором сражении при Свенсксунде . В первом, в августе 1789 года, шесть турум составляли основную огневую мощь более крупных шведских кораблей, а во втором, в июле 1790 года, он был сокращен до одного корабля. [ 20 ]
Как и другие специализированные суда архипелага, турума имела лишь ограниченные преимущества. Хотя он обладал превосходной огневой мощью, его мореходные качества были лишь средними, и они работали медленно на веслах. [ 21 ] У него был потенциал стать эффективным оружием против галер, сравнимым с их передней огневой мощью и значительно превосходящим их по огневой мощи благодаря бортовому вооружению. Внутри вражеского строя галер он мог нанести значительный ущерб, но такой маневр никогда не был достигнут в реальном бою, оставляя эту тактическую роль непроверенной. [ 14 ] Как и хемема, турума была эффективна в оборонительных построениях, но ей не хватало мобильности, которая часто была необходима в наступательной войне на архипелаге. В 1790 году, после окончания войны, два судна были переоборудованы в госпитальные суда . [ 22 ] Второе сражение при Свенсксунде ясно показало, что меньшие и маневренные канонерские лодки и артиллерийские шлюпы были гораздо более эффективны в прибрежной войне и практически вытеснили «фрегаты архипелага» в прибрежных эскадрах к финской войне 1808–09 годов. [ 23 ]
Корабли
[ редактировать ]
Для флота шведского архипелага было построено четырнадцать или пятнадцать турум. Все суда, кроме «Амфиона», перечислены ниже вместе с основной информацией в той степени, в которой она была записана. Технические характеристики, идентичные судам, перечисленным выше, отмечены тире. [ 24 ] Для российского Балтийского флота в 1788–89 годах также были построены три «шебека», базировавшиеся непосредственно на турумах, а не на средиземноморских шебеках. [ 25 ]
Имя | Верфь | Запущен | Размер (метры) | Размер (футы) | Пары весел | Вооружение | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
север | Штральзунд | 1761 | длина: 34,4 ширина: 7,9 черновик: 2.2 |
длина: 113 ширина: 26 проект: 7.2 |
16 | 22 × 12-фунтовые орудия 10 × 3-фунтовые орудия 24 поворотных орудия |
Списан в 1790 году. |
Тор | Суавеборг | 1764 | длина: 35,6 ширина: 8,9 черновик: 3.3 |
длина: 117 ширина: 29 проект: 10.8 |
19 | 24 × 12-фунтовые орудия 2 × 18-фунтовые орудия 22 поворотных пистолета |
Списан в 1776 году по Никуле. По словам Берга, Тредреа и Созаева, в 1770 году он был переименован в Сяллан Варре (см. Ниже) и фактически является предыдущим воплощением этого судна. |
Lodbrok | Стокгольм | 1771 | — | — | — | — | В 1790 году перестроен в госпитальный корабль . Списан в 1806 году. |
Бьёрн Ярнсида | Карл Великий | 1774 | — | — | — | — | Захвачен в первой битве при Свенсксунде в 1789 году (изображается как Бьорн Эрнсида ). Затоплен для перекрытия въезда в Кронштадт в 1808 году. |
Рагвальд | Карл Великий | 1774 | — | — | — | — | Захвачен в первой битве при Свенсксунде в 1789 году (переведено как Рогвальд ) и последний раз упоминается в 1791 году. |
Сигурд Ормёга | Карл Великий | 1774 | длина: 37,3 ширина: 9,2 черновик: 3.3 |
длина: 122,5 ширина: 30 проект: 10.8 |
19 | 24 × 12-фунтовые орудия 2 × 18-фунтовые орудия 22 поворотных пистолета |
Продан в 1799 году. |
Редко хуже | Карл Великий | 1774 | длина: 37,4 ширина: 9,2 черновик: 3.3 |
длина: 122,7 ширина: 30 проект: 10.8 |
19 | 24 × 12-фунтовые орудия 2 × 18-фунтовые орудия 22 поворотных пистолета |
По данным Берга, взят в плен при сдаче Свеаборга в 1808 году. По данным Тредреа и Созаева, он был захвачен русскими в первом сражении при Свенсксунде в 1789 году и отбит шведами 4 мая 1790 года. Возможно, это то же судно, что и « Тор» 1764 года . |
Ивар Бенлёс | Суэборг? | 1775 | — | — | — | — | В 1790 г. переоборудован в госпитальный корабль. Захвачен в Свеаборге в 1808 г. |
Ярл Биргер | Суавеборг | 1790 | неопределенный | неопределенный | 22 | 22 × 12-фунтовые орудия 2 × 18-фунтовые орудия 4 поворотных пистолета |
В плену в Свеаборге в 1808 году. |
Эрик Сегерселл | Суавеборг | 1790 | — | — | — | — | В плену в Свеаборге в 1808 году. |
Frej | Суавеборг | 1790 | — | — | — | — | В плену в Свеаборге в 1808 году. |
Ивар Витсарк | Суавеборг | 1790 | — | — | — | — | В плену в Свеаборге в 1808 году. |
Тор | Суавеборг | 1790 | — | — | — | — | В плену в Свеаборге в 1808 году. |
Ингве | Суавеборг | 1790 | — | — | — | — | Перестроен в 1784 году. Захвачен в Свеаборге в 1808 году. |
Имя | Верфь | Запущен | Размер (метры) | Размер (футы) | Пары весел | Вооружение | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Скорая | Санкт-Петербург камбузный двор |
1789 | длина: 36,6 ширина: 9,2 черновик: 2.5 |
длина: 120 ширина: 30 проект: 8.2 |
20 | 20 × 12-фунтовых орудий 4 × 18-фунтовые орудия 22 × 3-фунтовые орудия |
Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Крепкую. Дальнейшая судьба неизвестна. |
Легкая | Санкт-Петербург камбузный двор |
1789 | — | — | — | — | Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Храбрую. Дальнейшая судьба неизвестна. |
Быстрая | Санкт-Петербург камбузный двор |
1789 | — | — | — | — | Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Свирепую. Дальнейшая судьба неизвестна. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Берг (2000), стр. 50–59
- ^ Глет (1992), стр. 115–116, 118.
- ^ Норман (2012), с. 12–15
- ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в 18 и 19 веках» в Нормане (2012), стр. 52–59
- ^ Берг, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в XVIII и XIX веках» в Нормане (2012), стр. 59.
- ^ Берг (1993), с. 35 и (2000) относятся к skärgårdsfregatter только для более крупных турум и хеммем , тогда как Glete (1992) и Anderson (1962) этого не делают.
- ^ Андерсон (1962), стр. 94–95.
- ^ Перейти обратно: а б с Берг (1993), с. 35
- ^ Глет (1992), с. 119
- ^ Никула (1933), стр. 364–367
- ^ Андерсон (1962), с. 95; Никула, стр. 364–367; По мнению Андерсона, на судах, построенных после 1770 г., бортовое вооружение было 18-фунтовым, но это не подтверждается Бергом (1993) и (2000) или Никулой (1933).
- ^ Маттила (1983), с. 183
- ^ Перейти обратно: а б Берг (2000), стр. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Глет (1992), стр. 119–120.
- ^ Берг (2000), с. 60
- ^ Андерсон (1962), стр. 84–89.
- ^ Никула (1933), с. 132
- ^ Андерсон (1962), с. 96
- ^ Харрис (2001), стр. 87–88.
- ^ Глет (1992), стр. 152–153, 163–164.
- ^ Берг (1993), стр. 35–36
- ^ Глет (1992), стр. 155–156.
- ^ Глет (1992), с. 165
- ^ Берг, «Приложение: Корабли архипелагского флота» в Нормане (2012), с. 397; Харрис (1998), стр. 223–224; Никула (1933), с. 364–366
- ^ Тредреа и Созаев (2010), стр. 324–326.
- ^ На основе списков и таблиц Берга, «Приложение: Skärgårdsflottans Fartyg» в Нормане (2012), стр. 397; Харрис (1998), стр. 223–224; Никула (1933), стр. 364–366. Русские карьеры от Тредреа и Созаева (2010), стр. 324–326.
- ^ Все они имеют идентичные характеристики в Тредреа и Созаев (2010), стр. 324–326.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара. Лондон. 1962.
- Берг, Ларс-Отто, «Развитие флота шведского архипелага в 18 веке, строительство [,] технологии и вооружение» в книге « Война короля Густава III и морские сражения при Руотсинсалми: VIII Международный Балтийский семинар, 5–7 июля 1990 г. ». Провинциальный. Музей Кюменлааксо, Котка. 1993. ISBN 951-96183-5-Х
- Берг, Ларс Отто, «Корабли архипелагского флота: типы и развитие в XVIII и XIX веках» в Хансе Нормане (редактор), « Флот архипелага: строительство, военное использование и стоянка на якоре в шведском обществе 1700–1824». Исторические СМИ, Лунд. 2000. ISBN 91-88930-50-5 , стр. 50–75 (на шведском языке)
- Глет, Ян, «Война на море» в книге Гуннара Артеуса (редактор) « Русская война» Густава III. Пробус, Стокгольм. 1992. ISBN 91-87184-09-5 (на шведском языке)
- Харрис, Дэниел Дж. , Фредрик Хенрик аф Чепмен: первый военно-морской архитектор и его работа. (переработанное издание) Literatim, Стокгольм. 2001. ISBN 91-973075-2-1 .
- Маттила, Тапани Море как безопасность нашей страны . К.Дж. Гуммерус Осакейтиё, Ювяскюля. 1983. ISBN 951-99487-0-8 . (на финском языке)
- Никула, Оскар, Svenska skärgårdsflottan 1756–1791. [докторская диссертация] Гельсингфорс. 1933 г. (на шведском языке)
- Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг . Сифорт. ISBN 978-1-84832-058-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 3D-модель Турумы, созданная Морским музеем Финляндии [1]