Битва при Выборгском заливе (1790 г.)
Битва при Выборгском заливе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть русско-шведской войны (1788–90). | |||||||
Битва в Выборгском заливе , Иван Айвазовский. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Российская Империя | Королевство Швеция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Admiral Vasily Chichagov Pyotr Khanykov Illarion Povalishin |
Густав III Швеции Принц Карл, герцог Седерманландский Рудольф Седерстрем | ||||||
Сила | |||||||
21000 человек [ 2 ] (количество пушек и людей не включает гребные суда) |
22 линейных корабля [ 5 ]
40 000 моряков и солдат, включая арх. десант [ и ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Битва при Выборгском заливе (или Выборгское сражение ) [ ж ] — морское сражение между Россией и Швецией 3 июля 1790 года в Выборгском заливе у берегов Выборга во время русско-шведской войны (1788–1790) . Шведский флот понес тяжелые потери, потеряв семь линейных кораблей и три фрегата, но Густав III из Швеции в конечном итоге обеспечил шведскому военно-морскому бегству через российскую военно-морскую блокаду , состоящую из частей Балтийского флота под командованием адмирала Василия Чичагова . [ 11 ] Британские историки позже назовут битву в Выборгском заливе « Балтийским Трафальгарским ». [ 2 ] Это сражение входит в число крупнейших исторических морских сражений в мире. [ не проверено в теле ] а также среди самых влиятельных, поскольку он представил концепцию морского боя « огневая мощь важнее мобильности». [ не проверено в теле ]
Фон
[ редактировать ]В 1790 году король Швеции Густав III возобновил свой план высадки десанта недалеко от Санкт-Петербурга , на этот раз недалеко от Выборга . Но этот план провалился в результате катастрофического нападения на русский флот в битве при Ревеле 13 мая. Дальнейшее нападение на русский флот у Кронштадта в начале июня также не удалось, и шведский флот открытого моря и «архипелаговый флот» ( skärgårdsflottan ) отошли в Выборгский залив .
Сцена для битвы была подготовлена в первую неделю июня. на севере Белые ночи были почти такими же светлыми, как день, и, к ужасу короля Густава, неблагоприятные юго-западные ветры не позволили объединенному шведскому флоту, насчитывавшему около 400 судов, плыть на юго-восток к контролируемым Швецией финским водам. Это позволило российскому парусному линейному флоту и прибрежному галерному флоту объединить усилия.
из двух частей шведскому военно-морскому флоту из 400 кораблей (с 3000 орудиями и 30 000 матросов и солдат) временно встать на якорь между островами Криссерорт ( Король Густав приказал состоящему Ристиниеми по-фински) и Бископсё (Северный Березовый по-русски, Пийсаари по-фински). в устье Выборгского залива , Россия, в Финском заливе . Благодаря этому стратегическому положению шведский флот находился в пределах досягаемости от столицы Российской империи Санкт-Петербурга .
Парусный боевой флот из 21 линейного корабля , 13 фрегатов , различных кораблей меньшего размера и 16 000 человек возглавлял флаг-капитан адмирал Отто Хенрик Норденшельд под командованием гросс-адмирала герцога Карла , младшего брата шведского короля Густава III. Береговая галер флотилия ( Skärgårdsflottan ) численностью 14 000 моряков и солдат возглавлялась флаг-капитаном полковником Жоржем де Фрезе и находилась под личным руководством шведского Густава III.
8 июня российский Балтийский флот под командованием адмирала Василия Чичагова заблокировал единственные два судоходных канала в Выборгский залив и из него и запер шведский флот в заливе, пока он ждал принца Чарльза Генриха Нассау-Зигенского прибытия из Кронштадта с русскими кораблями. галерный флот. Эта блокада состояла из основных сил из 50 кораблей (2718 орудий и 21 000 человек) и второстепенных сил из 20 галер (под руководством капитана Слизова), 8 гребных архипелаговых фрегатов (под руководством вице-адмирала Козлянинова) и 52 других гребных галер. .
По приказу Чичагова четыре группы кораблей (каждая с сопровождаемым бомбардировщиком ) были расположены с востока на запад, бортами шведских войск. Первый отряд, возглавляемый генерал-майором Петром Лежневым , состоял из четырех линейных кораблей в узком восточном канале. В опасно мелком западном канале между Криссерортом и Репигрундом стояла группа из пяти связанных цепями линейных кораблей; группа из пяти фрегатов (три во главе с контр-адмиралом Петром Ханыковым и два во главе с британского русским адмиралом происхождения Робертом Крауном ) южнее между островом Лилла Фискарна , Пенсар островами (Пенсархольмарна) и береговой линией, а также еще одна группа из пяти кораблей (включая два фрегата) дальше на запад в Питкяпааси .
Между тем, 18 июня нападение на русский галерный флот в Трангсунде (Высоцк, Уурас по-фински), заказанное Густавом III Шведским и начавшееся двумя днями ранее, провалилось из-за отсутствия поддержки его центральных сил и вернулось. Нехватка еды и воды побудила Густава III Швеции действовать. 19 июня он поручил адмиралу Норденшельду сформулировать план прорыва на случай изменения ветра, который включал бы отвлечение артиллерийскими шлюпами с фактическим прорывом в Криссерорте и план, который король возглавил бы лично.
Затем, 2 июля, ветер сменился на север, что было благоприятно для шведского верховного командования в Выборгском заливе, которое провело заседание, и шведская разведка задержала русское подразделение в битве при Бьёркесунде .
Боевой
[ редактировать ]21 июня принц Нассау-Зиген атаковал шведов у пролива Бьёркё с помощью 89 кораблей. Затем, с наступлением темноты 3 июля (22 июня по OS ), Густав III из Швеции приказал начать прорыв из Криссерорта в 10:00 следующего дня.
В 02:00 4 июля шведские части обстреляли русские береговые батареи . В то же время шведские шлюпы под командованием подполковника Якоба Тёрнинга атаковали русское военно-морское соединение западнее острова Васикансаари , западнее пролива Бьоркё.
Незадолго до 07:00 того утра Густав III из Швеции разговаривал с тогдашним капитаном Йоханом Пуке линейного корабля с 64 пушками « Дристигетен » («Смелость»), который должен был возглавить прорыв. Несколько мгновений спустя Пуке на борту «Дристигетена » повел линию кораблей и шведского военно-морского флота от залива через западный канал, вокруг отмели Салворс в середину канала между отмелями и Криссерортом и к первому русскому причалу. линейные корабли « Сеслав» и «Святой Петр» , входившие в состав эскадры русского адмирала Повалишина, были развернуты, чтобы перекрыть канал, ведущий на запад. [ 12 ]
В эту линию кораблей входили флагманский корабль « Конунг Густав III» (с принцем великим адмиралом герцогом Карлом на борту), « Серафимерорден» (с Густавом III Шведским на борту) - в центре линии, « Манлигетен » («Мужественность», родственный корабль Дристигетен ), другие линейные корабли, фрегаты ВМФ, фрегат « Земир» , 70-пушечный линейный корабль « Энигетен » («Единство») и три огневые баржи, использовавшиеся для поджога кораблей противника. Тем временем флотилия защищала военно-морской флот, идущий параллельным курсом дальше на запад, ближе к береговой линии. Непосредственно перед боем Густав III пересел на шлюп меньшего размера. Пьюк приказал всему второстепенному персоналу спуститься на палубу, и несколько мгновений спустя шведский флот вступил в российскую блокаду, разделившись между « Сельсавом» и « Святым Петром» . Густаву III из Швеции удалось прорваться сквозь огонь, но флагманский корабль «Конунг Густав III» был подбит, а гросс-адмирал герцог Карл ранен.
В то время как блокирующие русские корабли открыли огонь по шведскому авангарду, ущерб, нанесенный русскими кораблями, был сравнительно небольшим и крупные корабли авангарда оставались вполне боеспособными. Однако шведский огонь при прохождении мимо блокировавших российские корабли причинил ущерб нескольким российским кораблям. К моменту прибытия к блокаде основных сил шведского флота русские корабли уже не представляли для шведов никакой опасности. По крайней мере, одно из российских судов получило в ходе боя существенные повреждения. Эскадра русских фрегатов к западу от кораблей Повалишина находилась слишком далеко, их видимость была закрыта пороховым дымом, чтобы помешать шведским кораблям прорвать блокаду. Почти полное бездействие основных сил русского флота адмирала Чичагова помогло шведам. [ 13 ]
Пройдя первую группу кораблей, Густав III из Швеции снова поднялся на борт « Серафимерордена» . Личный корабль короля « Амфион» уцелел без повреждений. Далее на запад, линия кораблей галерного флота, состоящая последовательно из фрегатов «Стирбьёрн» и «Норден» («Север»), шести Турума кораблей эскадры , «Селлан Варре» («Редко хуже»), остальных фрегатов архипелага, береговых эскадр Мальмберга и Хьельмшерны и «полковника». Назначенные Якобу Тённингеном артиллерийские шлюпы и артиллерийские тендеры обогнали первую группу русских кораблей, а затем вступили в бой со второй. « Стирбьёрн» подвергся шквальному обстрелу, но сумел пройти и поразить корабль русского командующего Повалишина и бомбардировщик « Победитель ».
Поскольку большая часть обоих шведских флотов прошла через блокаду, прапорщик Сандель, командующий боевым кораблем Postiljonen («Почтальон»), буксируемым 74-пушечным линейным кораблем Enigheten , слишком рано поджег свой корабль. Затем он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил ряд ошибок, из-за которых боевой корабль дрейфовал в сторону « Энигетена» , поджег его, а затем столкнулся со шведским 40-пушечным фрегатом «Земире» , при этом все три корабля взорвались в огромном канале. накрывая каскадом обломков и дыма. [ 7 ] Взрыв серьезно повредил или уничтожил корабли, находившиеся внутри блокады или пытавшиеся пройти через блокаду. Русские корабельные группы, блокировавшие шведский флот, были сорваны проходившими мимо шведскими кораблями. [ 14 ] «Раттвизан» и «София Магдалина» были схвачены. [ 7 ]
Шведский флот потерял в общей сложности восемь кораблей (семь сели на мель в густом задымлении от взрыва): четыре линейных корабля - 64-пушечный " Хедвиг Элизабет Шарлотта" (хотя ее капитан Хенрик Йохан Наукхофф продолжал вести огонь по русским кораблям). фрегаты до конца), « Финляндия» на отмели Салворс, 74-пушечный «Ловиса Ульрика» на отмели Пассалода чуть южнее Рейпи и 64-пушечный «Омхетен» ( «Нежность» ) на островках Пенсар — и один потерпевший кораблекрушение линейный корабль (« Аврора» ), хотя британский военно-морской советник короля Сидней Смит был спасен; три фрегата, включая « Уппланд» и « Ярриславиц» («Ярославец», захваченный в 1788 году у России), оба на мелководье Пассалода. Русские потеряли всего 117 убитыми и 164 ранеными, ни один корабль не погиб от огня противника. [ 7 ]
Два шведских флота следовали из залива разными маршрутами. Боевой флот в сопровождении большинства более тяжелых элементов архипелагского флота (таких как фрегаты архипелага) вышел в открытое море, в то время как остальная часть архипелагского флота следовала гораздо более мелководным маршрутом ближе к суше. Однако эскадра русских фрегатов под командованием Крауна была развернута специально для блокады мелководного маршрута, что вынудило легкие шведские артиллерийские шлюпы, артиллерийские катера и галеры направиться в более открытые воды, где волны и ветры сделали флот шведского архипелага почти полностью неспособным к бою. . Заметив, что шведы отплыли дальше и какие проблемы это вызвало, Краун преследовал их и заставил несколько шведских кораблей поднять свой флаг, угрожая наехать на небольшие шведские корабли, борющиеся в открытом море. Эскадра Крауна почти захватила Густава III, но почти в последние секунды была отклонена приказом Чичагова начать преследование шведского боевого флота как раз в тот момент, когда фрегат Крауна собирался захватить корабль, на котором находился Густав III. Поскольку русские послали лишь несколько призовых экипажей, спеша заставить шведские корабли сдаться, большинство сдавшихся шведских кораблей снова подняли свои флаги или одолели призовые экипажи и воссоединились с флотом шведского архипелага, как только эскадре фрегатов было приказано сдаться. оставлять.
Шведский архипелагский флот потерял на мелководье четыре галеры: « Эренпрейс» , «Пальмшерна» , « Нерика» . Все эти корабли сели на мель на острове Пенсар, недалеко от второй группы русских кораблей и российского корабля « Ноли Ме Танжере» ( Не тронь меня ), только Нерике удалось спастись, в то время как остальные были вынуждены поднять свой флаг. галеры Östergötland , Nordstjerneorden , Ekeblad и Dalarne, Кроме того , русские захватили в то время как шведы пытались избежать блокирования эскадрой русских фрегатов прибрежного морского пути.
Последствия
[ редактировать ]Шведскому военно-морскому флоту и флотам архипелага удалось избежать российской блокады, хотя и с большими потерями.
Шведские военные корабли, пережившие прорыв, направились в открытое море, собрались на шхере Видскар к югу от Питкяпааси, а затем направились в Свеаборг крепость недалеко от Хельсинки , ныне Финляндия , для ремонта. Чичагов опоздал с преследованием шведского флота, но преследовал их до Свеаборга. » захватил 62-пушечный «Ретвизан» На следующий день капитан Краун с помощью 66-пушечного « Изяслава («Справедливость» в старом шведском написании) (впоследствии Императорский флот России назовет «Ретвизан» и другим кораблям).
Шведский боевой флот отошел в Свеаборг для ремонта, а флот шведского архипелага занял сильную оборонительную позицию в Свенсксунде, недалеко от Котки . Стремительное нападение русских на флот шведского архипелага 9 июля во время Второй битвы при Свенсксунде привело к катастрофе для русских, и обе стороны потребовали мира.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Шведский флот вышел из боя.
- ↑ 24 линейных корабля остались неиспользованными во время боя. [ 5 ]
- ^ 8 больших фрегатов под Выборгом. [ 5 ] 8 гребных фрегатов Козлянинова не подоспели. [ 2 ] Всего у Чичагова в Выборгском заливе было 12 фрегатов. [ 6 ] (исключая Козлянинова).
- ↑ До 350 судов архипелага, из них около 200 участвовали в боях. [ 5 ]
- ^ 40 000 на борту [ 2 ] включая ~22-тысячный десант с кораблей архипелага, но в бою участвовало только 14 тысяч из них. [ 5 ]
- ^ Russian : Выборгское морское сражение ; in Swedish literature known as Viborgska gatloppet , "the Viborg gauntlet".
- ^ Количество линейных кораблей и фрегатов, участвовавших в бою, не уточняется.
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
- ^ Jump up to: а б Егоршина 2023 , p. 184.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Выборг и Роченсальм (История Российского флота)» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ Выборгское сражение 1790 : [арх. 2 декабря 2022] / А. А. Потехин // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 106. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6).
- ^ Грибовский В. Ю. Выборгское сражение 21—23 июня 1790 г. Terijoki.spb.ru (1993). Дата обращения: 6 декабря 2020.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Выборгское морское сражение // Sytin Military Encyclopedia. Vol. 7: "Воинская честь — Гимнастика военная", pp. 99—101
- ^ Novikov 1948 , p. 140.
- ^ Jump up to: а б с д и Созаев Е., Тредреа Дж. Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696-1860 гг.: проектирование, постройка, карьера и судьбы. Издательство Сифорт. 2010. С. 67.
- ^ Леер Г. А. (ред.) Энциклопедия военных и морских наук. СПб. Т. II. 1885. С. 341
- ^ Шопотов К. А. Выборгское морское сражение (к 210-летию) // Страницы Выборгской истории. Т. I. 2000. С. 158
- ^ Jump up to: а б Маттила (1983) стр.208
- ^ Novikov 1948 , p. 141.
- ^ Джонссон (2011) , стр. 286.
- ^ Джонссон (2011) , стр. 286–287.
- ^ Егершельд (1990) стр.119
Источники
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2019 г. ) |
- Егоршина, Петрова (2023). История русской армии [ История Российской Армии ] (на русском языке). Москва: Москва. ISBN 978-5-699-42397-2 .
- Андерсон, RC (1969). Морские войны на Балтике 1522-1850 гг . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дерри, ТК (1965). Скандинавия . Новая Кембриджская современная история. Том. IX. Кембридж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - (на финском языке) Джонсон, Рауль (2011). Грёнроос, Мария; Карттунен, Илкка (ред.). Густав III и Великая морская война [ Густав III и Великая морская война ] (на финском языке). Хельсинки: Фонд Джона Нурминена. ISBN 978-952-9745-31-9 .
- Егершельд, Стиг (1990). Шведский пролив (на финском языке). Кеуруу: Отава. ISBN 951-1-09586-2 .
- Ламберт, Эндрю Д. (1956). Война на море в эпоху парусов 1650-1850 гг . Касселл. ISBN 0-304-35246-2 .
- Маттила, Тапани (1983). Море, защищающее нашу страну [ Море, защищающее нашу страну ] (на финском языке). Ювяскюля: К.Дж. Гуммерус Осакейтиё. ISBN 951-99487-0-8 .
- Митчелл, Дональд В. (1974). История морской мощи России и Советского Союза . Нью-Йорк: Максмиллан.
- Пер Окессон (апрель 2007 г.). «Шведско-русские морские сражения 1790 года» . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 27 октября 2011 г.
- «Выборг и Роченсальм (История Российского флота)» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 27 октября 2011 г.
- Novikov, Nikolay Vasilyevich (1948). Боевая летопись русского флота [ Battle chronicle of the Russian navy ] (in Russian). Moscow: Военное издательство министерства вооруженных сил союза ССР . Retrieved 25 August 2023 .
- Ларс Эриксон, Мартин Хордстедт, Пер Ико, Ингвар Сьёблом, Гуннар Оселиус, Шведские поля сражений, Вальстрем и Видстранд, Вернамо, 2004 г. ( ISBN 91-46-21087-3 ).
- "Выборгское морское сражение". Military Encyclopedia: In 18 Volumes . 1911–1915.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- От Гогланда до Барезунда. Архивировано 29 ноября 2011 г. в Wayback Machine in History of Russian Navy.
- Шведский флот 1788–1809 гг.
- Шведская карта битвы при Выборгском заливе 1790 года.
60 ° 35' с.ш. 28 ° 31' в.д. / 60,583 ° с.ш. 28,517 ° в.д.