HMS Арго (1781 г.)
![]() « Арго» в качестве флагманского корабля в Гибралтаре, 1799 год. В коллекции Национального морского музея ; Томас Баттерсворт ; 19 век.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Арго |
Заказал | 26 февраля 1779 г. |
Строитель | John Baker & Co, Howden Pans, Ньюкасл-апон-Тайн |
Заложен | 18 августа 1779 г. |
Запущен | 7 июня 1781 г. |
Завершенный | 15 октября 1781 г. |
Судьба | Продан 11 января 1816 г. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | 44-пушечный «Робак» класса пятого ранга |
Тонны нагрузки | 892 21 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 38 футов 0 + 3 ⁄ дюйма (11,6 м) |
Глубина захвата | 16 футов 4 + 1 ⁄ 2 дюйма (5,0 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнение | 280 (300 с 1783 г.) |
Вооружение |
|
HMS Argo — 44-пушечный пятого ранга класса «Робак корабль » Королевского флота . Она была спущена на воду в 1781 году из дока Хаудон. Французы захватили ее в 1783 году, но 36 часов спустя британцы отбили ее. Затем она отличилась во Французских революционных войнах, захватив несколько призов, хотя не участвовала ни в каких крупных действиях. Она также участвовала в наполеоновских войнах. Она была продана в 1816 году.
Балтика
[ редактировать ]Арго был сдан в эксплуатацию в марте 1781 года под командованием капитана Джона Бутчарта. [ 3 ] 29 октября «Арго» отплыл в Балтику вместе с «Альбемарлем» под командованием капитана Горацио Нельсона и «Энтерпрайза» и прибыл в Эльсинор 4 ноября. [ 4 ] 8 декабря эскадра, находящаяся теперь под командованием капитана Дугласа в Сэмпсоне , сопроводила конвой из 280 судов в Великобританию, прибывший 22 декабря.
Золотой Берег
[ редактировать ]В начале 1782 года Арго присоединился к капитану Томасу Ширли на 50-пушечном корабле «Леандер» и военном шлюпе «Аллигатор» у голландского Золотого Берега . Британия находилась в состоянии войны с Нидерландами, и до прибытия Арго Ширли захватил небольшие голландские форты в Мури ( форт Нассау - 20 орудий), Кормантине (Курмантин или форт Амстердам - 32 орудия), Апаме ( форт Лидзаамхейд или форт Пейшенс - 22 орудия), Сеня Бераку (Берку, или Форт Барракко, или Форт Гуде Хооп - 18 орудий), и Аккра (форт Кревекёр или форт Ашер — 32 орудия). [ 5 ] Арго предоставил десант из 50 человек, которые помогли губернатору Миллсу взять Коменду ( форт Коменда ). [ 6 ]
Захват и повторный захват
[ редактировать ]В 1782 году Арго направлялась в Вест-Индию под командованием капитана Бутчарта, когда она захватила французский корабль «Дофин» , номинально имевший 64 орудия, но вооруженный флейтой и имевший только 26 установленных орудий. У Дофина был груз военных припасов и продовольствия, несколько латунных пушек и минометов, а также двести солдат, направлявшихся на Мартинику. [ 7 ]
Губернатор Томас Ширли Подветренных островов приказал Арго отвезти его на Тортолу, где у него были официальные дела. Арго пробыл там три недели, пока Ширли не была готова вернуться на Антигуа. Французы узнали об этом и послали на его перехват 36-пушечный французский фрегат «Нимфа» и 32-пушечный « Амфитрита» . [ 7 ]
16 февраля 1783 года встретились «Арго» и два французских фрегата. После пятичасового боя ее схватили. Они не только перебили « Арго» , но и море было настолько бурным, что она не могла открыть нижние иллюминаторы. «Арго» потеряла тринадцать человек убитыми и получила несколько раненых, а также получила повреждения мачт и такелажа. Губернатор Ширли оставался на палубе на протяжении всего боя. [ 7 ]
Примерно 36 часов спустя 74-пушечный третьего ранга HMS Invincible под командованием капитана Чарльза Сакстона шел с Ямайки, когда столкнулся с двумя французскими фрегатами и их призом «Арго» . [ 7 ] Фрегаты бежали, оставив «Инвинсибл» отбивать Арго . [ 8 ] Капитан Дж. Дуглас ненадолго принял командование на себя. [ 3 ]
После того как военный трибунал оправдал ее офицеров, адмирал сэр Хью Пигот назначил их повторно. Затем командование ненадолго принял капитан Дж. Дуглас. [ 3 ] Она вернулась в Англию после Парижского мира (1783 г.) и получила выкуп в апреле 1784 г. [ 1 ]
С июля 1785 по октябрь 1786 года «Арго» проходил ремонт в Ширнессе. Затем примерно с июня 1790 года по апрель 1791 года он использовался в качестве военного корабля в Чатеме. [ 1 ] Он был повторно введен в эксплуатацию в феврале 1791 года под командованием командира Сэндфорда Тэтэма, который отплыл на нем в Галифакс 11 мая . Арго был погашен в июне 1792 года. [ 1 ]
Французские революционные войны
[ редактировать ]Капитан Уильям Кларк повторно ввел Арго в строй в мае 1793 года. В феврале 1795 года его заменил капитан Ричард Рандл Берджесс (или Берджес). [ 3 ] [ 1 ]
В сентябре 1795 года Арго входил в состав отряда, сопровождавшего 63 купца левантского конвоя из Гибралтара. Другими эскортами были 74-пушечные корабли HMS Fortitude и HMS Bedford , 32-пушечные фрегаты HMS Juno и HMS Lutine , боевой корабль HMS Tisiphone и недавно захваченный Censeur . [ 9 ] Конвой зашел в Гибралтар 25 сентября, после чего тридцать два купца ушли той же ночью вместе с Арго и Юноной . [ 9 ] Остальная часть флота отплыла вместе и достигла мыса Сент-Винсент к раннему утру 7 октября . В этот момент была замечена приближающаяся значительная французская эскадра, состоящая из шести линейных кораблей и трех фрегатов под командованием контр-адмирала Жозефа де Ришери . [ 10 ] В конце концов Ценсеру пришлось нанести удар , и оставшиеся британские военные корабли и один уцелевший торговец конвоя скрылись. [ 9 ] 17 октября «Арго» и «Юнона» привели конвой из 32 судов из Гибралтара. [ 11 ]
Капитан Джон Стивенс Холл принял командование « Арго» в июне 1796 года.
1798
[ редактировать ]В марте 1798 года капитан Джеймс Боуэн принял командование « Арго» . 5 мая она встретила капитана сэра Сиднея Смита , который находился в открытой лодке в Ла-Манше, сбежав через Гавр-де-Грас из «Храма» в Париже. [ 12 ]
Арго отплыл в Средиземное море в сентябре 1798 года. Арго , HMS Pomone и HMS Cormorant конвоировали большой флот торговых судов и транспортов в Лиссабон. В состав конвоя входили ост-индийцы Royal Charlotte , Cuffnells , Phoenix и Alligator . 25 сентября конвой столкнулся с французским флотом из девяти парусников, состоящим из одного восьмидесятипушечного корабля и восьми фрегатов. Командир конвоя дал сигнал жителям Ост-Индии выстроиться в боевой порядок с кораблями Королевского флота, а конвой - продвигаться к Лиссабону. Этот маневр и воинственный вид индейцев удержали французского адмирала от нападения на них; весь флот благополучно достиг Лиссабона. [ 13 ]
Арго остался в Средиземноморье, служа у коммодора Дакворта . 29 сентября Арго захватил Ностра-Сеньора-де-ла-Альдеа . [ 14 ]
В ноябре «Арго» участвовала в сокращении Менорки . Арго поддержал высадку британских войск. [ 15 ] Когда были замечены четыре или пять испанских судов, британская эскадра отправилась их поймать. В составе испанцев было четыре фрегата и шлюп. Четыре испанских фрегата — « Флора» , «Касильда» , «Прозерпина» и «Помона» — направлялись из Барселоны в Маон с зарплатой в восемь миллионов реалов для тамошних войск, когда они столкнулись с военным шлюпом «Петерель» и захватили его 12 ноября. Испанские фрегаты ускользнули от преследователей и вернулись в Картахену, Испания . [ 15 ]
Дакворт отрядил «Арго» преследовать шлюп, и 13 ноября она отбила Петерел и ее испанскую призовую команду из 72 человек под командованием дона Антонио Франко Гандрады, второго капитана « Флоры» . Боунен поместил на борт свою призовую команду из 46 офицеров-моряков и морских пехотинцев. [ 16 ]
22 ноября Арго захватил в море испанский корабль Virgin Solidad . Virgin Solidad везла груз тряпья в Барселону. [ 17 ] В какой-то момент Арго также захватил Мадону-дель-Росарио . [ 18 ]
1799
[ редактировать ]6 февраля 1799 года «Арго» и «Левиафан» застали врасплох два испанских фрегата, стоявших на якоре недалеко от южной точки Баия-де-Алькудия на Майорке. [ 19 ] Испанцы отправились в погоню за англичанами. Поднялся сильный западный шторм, унесший Левиафана главный парус . После наступления темноты испанские фрегаты разделились, но Левиафан отстал и не увидел ни разделения, ни Арго сигнала о том, что она преследует тот, который направляется влево. Левиафан почти догнал Арго , когда Арго приблизилась к « Санта-Терезе» около полуночи . «Арго» произвел бортовой залп, в результате которого двое мужчин были ранены и серьезно повредили «Санта-Терезы » . такелаж [ 19 ] В этот момент испанец сдался. Его грузоподъемность превышала 950 тонн, на борту было 42 орудия, а также когорны и поворотные орудия . Помимо экипажа из 280 моряков и морских пехотинцев под командованием дона Пабло Переса, на борту находилось 250 солдат. [ 19 ] «Санта-Тереза» недавно была полностью отремонтирована и подготовлена к четырехмесячному круизу. Ее супруга Прозерпина , которая сбежала, хоть и была меньшего размера, но была столь же хорошо вооружена. [ 19 ]
Затем 16 февраля Кентавр , Арго и Левиафан напали на город Камбрель . Как только защитники покинули свою батарею, лодки вошли в воду. Британцы сняли орудия, сожгли пять диванов и вытащили еще пять диванов или тартанов, нагруженных вином и пшеницей. Один тартан, « Велон Мария» , представлял собой каперское свидетельство и был вооружен одной латунной, двумя железными 12-фунтовыми и двумя 3-фунтовыми пушками. У нее был экипаж из 14 человек. [ 20 ]
В мае «Арго» отплыл в Алжир, чтобы договориться с Деем о поставке свежих продовольствия для британских войск на Менорке. Там Боуэн добился освобождения шести британских подданных, которых алжирцы держали в рабстве более 14 лет. [ 21 ]
В июле 1799 года «Арго» доставил домой из Гибралтара адмирала графа Сент-Винсента, окончившего его командование Средиземноморским флотом.
6 августа Арго захватил испанский шлюп Инфанта Амелия у берегов Португалии. [ 22 ] Она была пакетботом , [ 23 ] который Королевский флот принял как Porpoise . [ 22 ] После ее пленения инфанта Амелия отвезла графа Сент-Винсента , который находился на борту «Арго» после того, как оставил командование средиземноморской станцией, в Портсмут, прибыв туда 18 августа. [ 24 ]
1800
[ редактировать ]В начале 1800 года Арго захватил трех каперов: Индепенденте (1 марта), Сан-Антонио (2 марта) и Арлекина (1 мая). [ 25 ] 18 марта французский капер Vengeance с 16 орудиями и 135 людьми был взят в плен в лат. 42°16' долготы. 16°, пакет «Джейн» , следовавший из Фалмута на Барбадос и Ямайку. Неделю спустя Арго отбила « Джейн» и отправила ее обратно в Фалмут. [ 26 ]
19 августа 1800 года «Арго» захватил в балласте испанский люггер «Сент-Антонио» . Арго отправила ее в Плимут.
21 октября после 15-часовой погони «Арго» захватил испанское каперское судно «Сан-Фернандо» , которое было пробито 22 орудиями, но имело двенадцать длинных 6-фунтовых орудий. У нее был экипаж из 53 человек. Сан-Фернандо находился в пяти днях пути от Сантандера и направлялся в Вера-Крус с грузом железных прутков и тюков товаров, принадлежавших Королевской филиппинской компании . Он также вез правительственные депеши, но выбросил их за борт до того, как британцы поднялись на борт. [ 27 ]
Боуэн также сообщил, но не вдаваясь в подробности, что во время того же круиза он захватил четыре торговых судна, два из которых он отправил в порт в качестве призов, а два из них потопил. Присланными были французский бриг « Мария Луиза» в балласте и испанский барк «Винсенто» с железной рудой. Суда, которые он потопил, также были испанскими барками, перевозившими железную руду. [ 27 ]
1801
[ редактировать ]14 января 1801 года Арго отбыл у Феррола, сопровождая Морнингтон , Эксетер и Элизу Энн , направлявшиеся в Индию, а также китобойный корабль. Они встретили небольшой испанский корабль, захваченный Арго . [ 28 ]
Затем в марте «Арго» привел в Плимут испанский корабль «Болиенторио» , шедший из Гаваны на Тенерифе. [ 29 ]
Арго и Карисфорт сопровождали пять транспортов с 85-м пешим полком и сорока артиллеристами из Коуса 24 июня . Они прибыли в Портсмут 28 июня, а затем снова отправились с «секретной миссией». им пришлось вернуться в Торбей . 11 июля [ 30 ]
Позже, в 1801 году, Ост-Индская компания дала Боуэну 400 гиней на покупку пластин в благодарность за то, что он сопроводил с острова Святой Елены в Англию десять судов, либо принадлежавших компании, либо перевозивших ее груз. Затем в январе 1802 года британские купцы Мадейры подарили капитану Боуэну за его услуги меч. [ 31 ]
Наполеоновские войны
[ редактировать ]Капитан Бенджамин Хэллоуэлл ввел в эксплуатацию «Арго» в августе 1802 года. [ 3 ] и в ноябре отплыл к африканскому побережью, [ 1 ] возвращение в следующем году. Далее она отплыла в Вест-Индию, где участвовала в захвате Сент-Люсии и Тобаго . [ 32 ] [ 33 ]
12 сентября 1803 года «Арго» захватил французский каперский катер «Уазо» . Уазо был вооружен десятью орудиями и имел экипаж из 68 человек под командованием энсеня де Вайссо Никола Брюна Добена. Огонь «Арго» убил Уазо второго лейтенанта во время преследования. Уазо находился в девяти днях от Рошфорта и ничего не взял. [ 34 ] В том же месяце, 24 числа, «Арго» отбил бриг «Ровер» , [ 35 ] который капер Адвенчер из Бордо захватил, когда Ровер плыл из Бристоля в Ньюфаундленд. [ 36 ]
25 декабря в Портсмут обрушился сильнейший шторм, и несколько жителей Вест-Индии, направлявшихся наружу, сорвались со своих якорей. Один из них, « Мэтью» , направлявшийся на Ямайку, столкнулся с «Арго» . При этом она унесла верхнюю мачту и реи «Арго » . Другие жители Вест-Индии вышли на берег. [ 37 ] Капитан Томас Ле Маршан Госслен некоторое время командовал ею в 1804 году, прежде чем принять командование Виль де Пари в феврале 1804 года. [ 38 ] [ б ]
Капитан Эдвард Кодрингтон принял командование в июле 1804 года, а в мае 1805 года его сменил капитан Джордж Олдхэм. [ 39 ] [ с ] Капитан Рикетс ненадолго принял командование в июле 1806 года, но в течение месяца его заменил капитан Стивен Томас Дигби. [ 39 ]
В 1806 году Дигби снова отплыл с «Арго» к побережью Африки. В 1808 году она была на Ямайке. В 1809 году «Арго» и бриг-шлюп «Спарроу» блокировали город Санто-Доминго , в то время как испанские войска окружили его со стороны суши. Британцы и испанцы договорились о совместной атаке. Два британских корабля подошли близко к отдельно стоящему форту Сен-Джером и заставили его замолчать из своих орудий, потеряв при этом только двух человек ранеными. Однако наземная атака Испании провалилась. [ 42 ]
9 марта 1809 года Арго лодки подрезали фелюку французского флота « Жозеф» . Джозеф был вооружен латунной 9-фунтовой пушкой и двумя 3-фунтовыми пушками. У нее был экипаж из 53 человек под командованием энсена де Вайссо Жана Ботена. Жозеф стоял на якоре под артиллерийцами нескольких береговых батарей в Сан-Доминго. Ее экипаж оказал сильное сопротивление, в результате чего огнем батарей были ранены семеро «Арго » людей . Однако большая часть французского экипажа затем сбежала на берег, в результате чего Арго захватил только 19 из них. [ 43 ] Джозеф прибыл на Ямайку 5 апреля. [ 44 ]
8 июля 1809 года Арго находился у Гаваны, сопровождая флот с Ямайки. [ 45 ]
В январе 1810 года капитан Фредерик Уоррен стал капитаном «Арго» . [ 39 ] после службы в должности исполняющего обязанности капитана «Мельпомены» . Он отплыл на острове Св. Елены, а оттуда переправил большой флот жителей Ост-Индии в Англию. [ 46 ]
28 ноября он предстал перед военным трибуналом на борту «Гладиатора» в Портсмуте. Обвинение заключалось в том, что он не выполнил приказ отправиться в Квебек, чтобы доставить домой конвой. Он утверждал, что причина, по которой он не отплыл, заключалась в том, что был конец года и плохая погода. Суд принял его доводы и оправдал его. [ 47 ]
В начале 1811 года «Арго» перевез сэра Джозефа Сиднея Йорка в Португалию вместе с находившимися там подкреплениями для британской армии. Затем Арго уничтожил алжирского посла. [ 46 ] Наконец, 6 апреля 1812 года она отплыла в Константинополь вместе с сэром Робертом Листоном и его свитой. [ 1 ] [ 46 ]
Между 22 и 29 августа 1812 года Арго задержал капитана «Элизы Лесли», отплывавшей с Мальты, и отправил ее в Гибралтар. [ 48 ]
Капитан Корнелиус Куинтон заменил Уоррена в октябре 1812 года. Затем «Арго» служил флагманом вице-адмирала Чарльза Стирлинга. «Арго» отплыл на Ямайку. 22 января 1813 года [ 1 ]
В апреле 1813 года капитан Уильям Фотергилл принял командование « Арго» . [ 39 ] Затем она служила флагманом контр-адмирала У. Брауна на станции Ямайка. [ 1 ]
1 июня Арго отбил Кантонаду . Кантонада плыла из Кадиса в Гавану, когда ее захватил карфагенский капер. Отбитая Кантонада достигла Ямайки 24 июня. [ 49 ] 4 июня «Арго» захватил « Флай» , шедший из Жакмеля в Уилмингтон. Флай прибыл на Ямайку 17 апреля. [ 50 ] В сентябре «Арго» должен был сопровождать конвой на Бермудские острова. [ 51 ]
В 1815 году командование принял капитан Дональд МакКлауд. Затем «Арго» служил на станции Даунс флагманом контр-адмирала Мэтью Скотта. [ 1 ]
Судьба
[ редактировать ]Арго был продан 11 января 1816 года за 2600 фунтов стерлингов. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Говер разработал новый тип лафета в конце 1790-х или начале 1800-х годов, который позволял меньшим артиллерийским расчетам обращаться с орудиями и хранить орудия вдоль рельсов, а не перпендикулярно им. [ 2 ]
- ↑ The Naval Chronicle сообщает, что Госселин принял командование в мае. [ 39 ]
- ^ Маршалл предоставляет противоречивую информацию в том же томе. В одном месте сообщает, что Кодрингтон служил на Арго , [ 40 ] а позже сообщается, что Кодрингтон отклонил назначение. [ 41 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уинфилд (2008) , с. 127.
- ^ де Тусар (1809) , стр. 357–362.
- ^ Jump up to: а б с д и «НММ, ID судна 380109» (PDF) . Истории военных кораблей, том v . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 23, с.59.
- ^ Крукс (1973) , с. 62.
- ^ Эллис (1893) , стр. 101–2.
- ^ Jump up to: а б с д Битсон (1804) , стр. 483–4.
- ^ Грант (1797), стр.201-2.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс. Военно-морская история Великобритании, Том 1 . п. 273.
- ^ Джеймс. Военно-морская история Великобритании, Том 1 . п. 274.
- ^ «№13823» . Лондонская газета . 17 октября 1795 г. с. 1075.
- ^ Журнал United Service , Vol. 1870, Выпуск 3, с.520.
- ^ «Список заводских записей покойной Ост-Индской компании: хранится в отделе документации Индийского офиса в Лондоне (1896 г.) [1] - по состоянию на 6 декабря 2014 г.
- ^ «№15171» . Лондонская газета . 20 августа 1799 г. с. 839.
- ^ Jump up to: а б «№15091» . Лондонская газета . 24 декабря 1798 г., стр. 1229–1233.
- ^ «№15091» . Лондонская газета . 24 декабря 1798 г. с. 1233.
- ^ «№15106» . Лондонская газета . 9 февраля 1799 г. с. 137.
- ^ «№15212» . Лондонская газета . 10 декабря 1799 г. с. 1284.
- ^ Jump up to: а б с д «№15119» . Лондонская газета . 26 марта 1791 г., стр. 287–288.
- ^ «№15119» . Лондонская газета . 26 марта 1799 г., стр. 288–289.
- ^ Джеймс (1837), Том. 1, с.320.
- ^ Jump up to: а б Уинфилд (2008) , с. 397.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 3, с.545.
- ^ Маршалл (1824), Том. 2, с.84.
- ^ «№15377» . Лондонская газета . 20 июня 1801 г. с. 693.
- ^ Список Ллойда , [2] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «№15308» . Лондонская газета . 4 ноября 1800 г. с. 1256.
- ↑ Список Ллойда от 13 февраля 1801 г., №4125.
- ↑ Список Ллойда № 4134, 17 марта 1801 г.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 6, с.80 и 82.
- ^ Маршалл (1824), Том. 2, с.98-9.
- ^ «№15605» . Лондонская газета . 26 июля 1803 г. с. 918.
- ^ «№15610» . Лондонская газета . 15 августа 1803 г. с. 1020.
- ^ «№15622» . Лондонская газета . 20 сентября 1803 г. с. 1273.
- ^ «№15714» . Лондонская газета . 26 июня 1804 г. с. 800.
- ^ Список Ллойда , 10 августа 8013 г. [3] - по состоянию на 12 ноября 2013 г.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 10, с. 516.
- ^ Маршалл (1835), Том. 4, ч. 2, с.418.
- ^ Jump up to: а б с д и Военно-морская хроника , Том. 39, с.345.
- ^ Маршалл (1823), Том. 1, часть 2, с. 636.
- ^ Маршалл (1823), Том. 1, часть 2, с. 872.
- ^ Журнал United Service , 1841, Часть 1, стр.251.
- ^ «№16262» . Лондонская газета . 30 мая 1809 г. с. 787.
- ^ Список Ллойда , [4] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
- ^ Список Ллойда , [5] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Маршалл (1824), Том. 2, с.415-6.
- ^ Военно-морская хроника , Том. 24, с.511.
- ^ Список Ллойда , [6] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
- ^ Список Ллойда , [7] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
- ^ Список Ллойда , [8] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
- ^ Список Ллойда , [9] - по состоянию на 15 декабря 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Битсон, Роберт (1804). Морские и военные мемуары Великобритании: с 1727 года по настоящее время . Эдинбург: Дж. Страчан ... и П. Хилл.
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Крукс, майор Джон Джозеф (1973). Записи, относящиеся к поселениям Голд-Коста с 1750 по 1874 год . Рутледж. ISBN 978-1-136-96077-2 .
- де Тузард, Луи (1809). Спутник американского артиллериста: или Элементы артиллерии. Подробное рассмотрение всех видов огнестрельного оружия, а также построения, назначения и службы летающей или конной артиллерии, которому предшествует вступительная диссертация по пушечному оружию ... К. и А. Конрад и компания.
- Эллис, Альфред Бердон (1893). История Золотого Берега Западной Африки . Издательство негритянских университетов.
- Грант, Джеймс (1897) Недавние британские сражения на суше и на море . (Лондон: Касселл).
- Джон Сайкс, Исторический реестр примечательных событий , том 1, с. 320., Ньюкасл-апон-Тайн, 1833 г.
- Контр-адмирал сэр Томас Дж. Спенс Лайн, Кое-что о моряке , издательство Jarrolds Publishers, Лондон, 1940.
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported UK: England & Wales В эту статью включены данные, опубликованные Национальным морским музеем в рамках проекта «Истории военных кораблей» .