Казимеж Домбровский
Казимеж Домбровский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Казимеж Домбровский 1 сентября 1902 г. Кларов, Польша |
Умер | 21 ноября 1980 г. Варшава, Польша | (78 лет)
Национальность | Польский |
Альма-матер | Познаньский университет , Женевский университет |
Известный | Теория позитивной дезинтеграции |
Научная карьера | |
Поля | Психиатрия , Психология , Медицина |
Учреждения | Институт психической гигиены |
Диссертация | Психологические условия самоубийства (1929) |
Докторантура | Франсуа Навиль |
Казимеж Домбровский (1 сентября 1902, Кларув — 26 ноября 1980, Варшава ) — польский психолог, психиатр и врач. Он известен своей теорией « позитивной дезинтеграции » как механизма развития личности. Он также был поэтом, использовавшим псевдоним «Павел Ченин, Павел Ченин». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Казимеж Домбровский родился в католической семье в усадьбе недалеко от Люблина , в русском секторе Польши , и был третьим сыном из четырех детей Антони, управляющего имением, и его жены. Когда ему было шесть лет, младший ребенок, трехлетняя дочь, умерла от менингита . Казимеж изначально учился дома. Позже он учился в средней школе имени Стефана Батория в Люблине. Во время Первой мировой войны он был глубоко потрясен видом тел павших солдат, разбросанных по полю боя. В 16 лет, сфальсифицировав свой возраст, он получил доступ в недавно открывшийся Люблинский университет , где посещал программу польского языка. В 18 лет его приняли в Варшавский университет на факультет медицины. Через два года он перешел в Познаньский университет , где получил медицинскую степень и начал изучать психологию. Затем он перешел в Женевский университет , где работал с Эдуардом Клапаредом и Жаном Пиаже и где в 1929 году получил докторскую степень, защитив диссертацию о самоубийстве под руководством профессора Ф. Навиля. Он получил вторую докторскую степень по психологии в Познаньском университете в 1931 году в рамках более широкого исследования темы психологии. членовредительство , включая аскетизм и садомазохизм .
Около 1930 года он женился в первый раз. Брак был недолгим, поскольку его жена умерла от туберкулеза в середине 1930-х годов. С помощью Фонда Рокфеллера он смог поехать для получения докторской степени в Европу и Северную Америку. С 1932 года Домбровский провел около двух лет в Вене, проходя сокращенный психоанализ у Вильгельма Штекеля , бывшего сотрудника Зигмунда Фрейда . В то же время он учился в аспирантуре по неврологии у Отто Марбурга , по психологии развития у Карла Людвига Бюлера и его жены Шарлотты Бюлер , также профессора психологии, и по нейрофизиологии у австрийского врача Вильгельма Шлезингера. Около 1935 года, после смерти жены, он уехал в США.
В 1937 году, вернувшись в Польшу, он открыл Институт психической гигиены, вдохновленный движением в США, и предложил курсы в этой области. В 1940 году Домбровский женился во второй раз. От жены Евгении, тоже психолога, у него родились две дочери. Брак продлился до его смерти в Варшаве в 1980 году.
В 1942 году Домбровский был арестован гестапо и некоторое время содержался в варшавской тюрьме Павяк . Оттуда его отправили в тюрьму Монтелупич в Кракове на несколько месяцев, пока коллеги не договорились о его освобождении, и он вернулся в Варшаву. Свою клиническую работу продолжил в должности смотрителя санатория. Немцы ограничили его работу под строгим надзором. После войны он возобновил свою психиатрическую работу и смог еще раз поехать в США.
По возвращении в 1949 году он был аккредитован как клинический психолог Вроцлавского университета . Однако в том же году сталинистские власти закрыли его Институт психической гигиены на том основании, что он был продуктом опасной западной идеологии. [ 2 ] Он и его жена предстали перед судом и приговорены к двум годам тюремного заключения. После смерти Сталина их освободили, и он вернулся к более скромной клинической работе и преподаванию. После частичного потепления в советско-западных отношениях в 1964 году он вместе со своей семьей отправился в Канаду, где прожил один год в качестве приглашенного профессора в Университете Альберты . Он продолжал публиковаться и путешествовать за границу, пока ему не пришлось остановиться из-за плохого здоровья, когда ему было под семьдесят. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Домбровский разработал теорию позитивной дезинтеграции . [ 4 ] которая пытается описать, как развитие личности может прогрессировать в результате накопленного трудного опыта. «Дезинтеграция» означает отказ от кластеров прежних чувств и отношений, основанный на обучении на основе этих событий и восприятий. Результирующий сдвиг, если таковой имеется, можно рассматривать как положительный, когда этот процесс позволил личности обрести повышенную способность сдерживать такой опыт и приобретать новые перспективы.
Домбровский всю жизнь посвятил себя психологии. Он основал реабилитационный центр в Загуже (под Варшавой) для пациентов, страдающих психическими расстройствами после прохождения трудных жизненных ситуаций. Исследования в этом учреждении предоставили ему наблюдения и данные, которые помогли сформировать его концепции. [ нужна ссылка ]
Концепции
[ редактировать ]Домбровский разработал теорию положительной дезинтеграции на основе ряда предположений и концепций. Его подход философски основан на Платоне и отражает его предвзятое отношение к сущности — сущность человека является решающим фактором, определяющим его или ее путь развития в жизни. Домбровский также находился под влиянием экзистенциальной веры в то, что человек зависит от переживаемых тревог и способа решения повседневных проблем. Сущность человека необходимо осознать посредством экзистенциального и эмпирического процесса развития. Идею Домбровского об «автономной личности» можно сравнить с характеристикой, выдвинутой Кьеркегором его « Рыцарей веры ». [ нужна ссылка ]
Концепцию позитивной дезинтеграции Домбровского не следует путать с юнгианскими концепциями «деинтеграции и реинтеграции», придуманными его британским современником Майклом Фордхэмом . Хотя они могут показаться в чем-то схожими, они основаны на разных гипотезах личности, и нет никаких доказательств того, что они знали друг о друге. [ 5 ] [ 6 ]
Наблюдения об одаренности
[ редактировать ]В приложении к Домбровскому (1967) сообщаются результаты исследований, проведенных в 1962 году среди польской молодежи. [ 7 ] В частности, была обследована «группа одаренных детей и молодых людей в возрасте от 8 до 23 лет» (с. 251). Из 80 обучавшихся молодых людей 30 были «интеллектуально одаренными» и 50 — выпускниками «драматических, балетных или художественных школ» (с. 251). Домбровский обнаружил, что у каждого из детей обнаруживается то, что он назвал своим фактором перевозбуждения , ОЭ, «который составляет основу возникновения невротических и психоневротических установок. Более того, оказалось, что у этих детей наблюдаются также установки нервозности, невроза и психоневрозы различного рода и интенсивности, от легких вегетативных симптомов, или симптомов тревоги, до отчетливо и весьма интенсивных психастенических или истерических установок» (с. 253). Домбровский спросил, почему у этих детей должны проявляться такие «состояния нервозности или психоневроза», и предположил, что это происходит из-за наличия ОЭ (с. 255). «Вероятно, причина в более чем средней чувствительности, которая не только позволяет добиться выдающихся результатов в учебе и работе, но в то же время увеличивает число точек, чувствительных ко всем переживаниям, что может ускорить аномальные реакции, проявляющиеся в психоневротических установках» (с. . 255).
Предполагаемая Домбровским связь между ОЭ и «одаренностью», по-видимому, подтверждается и в других исследованиях, проведенных в первую очередь Майклом Пеховским и его коллегами. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Похоже, что, по крайней мере, ОЭ является маркером потенциала одаренности/творчества. OE могут помочь учителям и другим людям выявить одаренного человека. [ 11 ] Основная идея Домбровского заключается в том, что одаренность может быть непропорционально связана с процессом позитивной дезинтеграции и роста личности. [ 12 ]
Основные работы
[ редактировать ]- детей и подростков (1935 Нервозность )
- педагогическая детская психиатрия (1959 г. Социально- )
- положительном распаде (1964 О )
- Позитивная дезинтеграция (1964)
- Формирование личности посредством позитивной дезинтеграции (1967)
- Умственный рост через позитивную дезинтеграцию (1970)
- Психоневроз - это не болезнь (1972)
- Экзистенциальные мысли и афоризмы (1972) (как Поль Сьенен)
- Фрагменты из сборника стихов «Дневник сумасшедшего» (1972) (как Павел Ченин)
- Мысли и экзистенциальные афоризмы (1972) (как Павел Ченин) ( Мысли и экзистенциальные афоризмы )
- Динамика концепций (1973)
- Труд дневник (1975) ( Попытка существовать )
- Позитивная дезинтеграция 1979 ( )
- психического здоровья (1989 В поисках )
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Фамилия представляет собой игру слова « cień », что на польском языке означает «тень» или «тень».
- ^ Бертолоте, Хосе (январь 2008 г.). «Корни понятия психического здоровья» . Мировая психиатрия . 7 (2): 113–116. дои : 10.1002/j.2051-5545.2008.tb00172.x . ПМК 2408392 . ПМИД 18560478 . Термин «психическая гигиена» был заменен термином «психическое здоровье».
- ^ Батталья, Марджори Камински, докторская диссертация по позитивной дезинтеграции для Университета штата Вирджиния, 2002 г.
- ^ Тилье, Билл (26 октября 1995 г.). «Подробное изложение теории позитивной дезинтеграции» . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ Фордхэм, Майкл. (1969). «Дети как личности», Лондон: Ходдер и Стоутон, SBN 340 02396 1. стр. 93–110.
- ^ Сидоли, Мара (1983). «Деинтеграция и реинтеграция в первые две недели жизни». Журнал аналитической психологии . 28 (3): 201–212. дои : 10.1111/j.1465-5922.1983.00201.x . ПМИД 6618994 .
- ^ Казимеж Домбровский (2015). Формирование личности посредством позитивной дезинтеграции . Пресс для красных таблеток. ISBN 978-0692427491 .
- ^ Лысый и Пеховский 1983
- ^ Пеховский 1986
- ^ Пеховски и Миллер 1995 г.
- ^ Вайнбреннер, С., и Брюлль, Д. (2012). Обучение одаренных детей в современном классе: стратегии и методы, которые может использовать каждый учитель . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Free Spirit.
- ^ Марджори Батталья; Сал Мендаглио; Майкл Пеховски (2013). Энн Робинсон; Дженнифер Джолли (ред.). Казимеж Домбровский - Жизнь позитивной дезадаптации (1902-1980) . Лондон: Рутледж. стр. 181–198. ISBN 978-1136-578-274 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Библиография
[ редактировать ]- Р. Заборовский, Казимеж Домбровский – человек и его работа в: Анналы Научного центра в Париже Польской академии наук 9, 2006, стр. 105–122 [1]
- DEZINTEGRACJA.PL - польский сайт, посвященный Казимежу Домбровскому и его теории позитивной дезинтеграции.
- Кобержицкий, Тадеуш. «Казимеж Домбровский» - биография на английском языке, Heksis 1/3 (22-24) 2000 г. [2]
- Ежеквартальный журнал Heksis, выпуск 1/2010, посвященный теории позитивной дезинтеграции Казимира Домбровского - http://www.heksis.com
- Будьте приветствованы; стихотворение Домбровского .
- А. А. Зых, Психическая гигиена в Польше. Биографический словарь. (Психическая гигиена в Польше. Биографический словарь), Вроцлав: Под ред. Наука. ДСВ, 2013, стр. 60–67.
- Домбровский, К. (1964). Позитивная дезинтеграция . Морис Бассетт, 2016 г.
- Тилье, Уильям. Развитие личности посредством позитивной дезинтеграции: работа Казимира Домбровского . Морис Бассетт, 2018 г.
См. также
[ редактировать ]- 1902 рождения
- 1980 смертей
- Клинические психологи
- Детские психологи
- Эпистемологи
- Трансдисциплинарность
- Польские психологи
- Польские психиатры
- Польские врачи XX века
- Психологи XX века
- Теоретики мотивации
- Позитивные психологи
- Польские когнитивисты
- Структуралисты
- Психологи развития
- Академический состав Университета Альберты
- Академический состав Университета Лаваля