Jump to content

Позитивный распад

Теория позитивной дезинтеграции ( ТПД ) – это идея развития личности , разработанная польским психологом Казимежем Домбровским . В отличие от общепринятой психологии , эта теория рассматривает психологическое напряжение и тревогу как необходимые для личностного роста. Эти «дезинтегративные» процессы являются «положительными», тогда как люди, не прошедшие позитивную дезинтеграцию, могут остановиться на «первичной интеграции», обладая индивидуальностью, но, тем не менее, не обладая автономной личностью и оставаясь впечатлительными. Вступление в распад и последующие высшие процессы развития происходит через потенциал развития, в том числе сверхвозбудимость и сверхчувствительность.

В отличие от других теорий развития, таких как стадии психосоциального развития Эриксона , не предполагается, что даже большинство людей проходят все уровни. TPD не является теорией стадий, и уровни не коррелируют с возрастом.

Теория Домбровского

[ редактировать ]

Развитие теории позитивной дезинтеграции началось в самых ранних польских работах Домбровского, что отражено в его докторской диссертации 1929 года. Его первая работа на английском языке [1] также содержали семена теории. Следующей его крупной английской работой стала книга «Позитивная дезинтеграция» 1964 года . [2] Он предположил, что ключом к умственному росту является наличие сильного «потенциала развития»: совокупности психологических факторов, часто приводящих к распаду существующих психологических структур. Эти дезинтеграции позволяют человеку добровольно реорганизовать свои приоритеты и ценности, что приводит к психологическому росту. [3]

Домбровского Теория развития личности подчеркивает несколько основных особенностей, в том числе то, что уникальная личность не является универсальной чертой: она должна создаваться и формироваться человеком, чтобы отражать его собственный уникальный характер. Личность развивается в результате потенциала развития (ПР), включающего перевозбудимость и автономный (третий) фактор; не все демонстрируют достаточную степень DP, чтобы пройти процесс умственного роста через позитивную дезинтеграцию.

Домбровский использовал многоуровневый подход для описания континуума уровней развития, наблюдаемого в популяции. По его теории, потенциал развития создает кризисы, характеризующиеся сильными тревогами и депрессиями (которые он назвал психоневрозами), которые ускоряют дезинтеграцию. Для развития личности первоначальная интеграция, основанная на инстинктах и ​​социализации, должна распасться в результате процесса, который Домбровский назвал позитивной дезинтеграцией. Он сказал, что развитие иерархии индивидуальных ценностей и эмоциональных реакций является важнейшим компонентом развития личности и автономии; таким образом, в отличие от большинства психологических теорий, эмоции играют важную роль.

Эмоциональные реакции направляют человека в создании своего индивидуального «идеала личности», автономного стандарта, выступающего целью индивидуального развития. Индивиды должны изучить свою сущность и разработать свой собственный уникальный идеал личности. Только тогда они смогут сделать экзистенциальный выбор, который подчеркнет те аспекты себя , которые выше и «больше меня», и подавляет те аспекты, которые ниже или «менее меня», основываясь на их идеальной личности; таким образом формируя свою личность и создавая подлинное «я», основанное на фундаментальной сущности личности. К важнейшим компонентам индивидуального развития относятся: самовоспитание, субъект-объект, идеал личности, самосовершенствование и аутопсихотерапия.

Факторы развития личности

[ редактировать ]

Домбровский заметил, что большинство людей проживают свою жизнь в состоянии «первичной или примитивной интеграции», в значительной степени руководствуясь биологическими импульсами («первый фактор»), некритическим одобрением и приверженностью социальным условностям («второй фактор») или обоими сразу. . Он назвал этот первоначальный уровень интеграции I. Домбровский заметил, что на этом уровне не существует истинного индивидуального выражения автономного человеческого «я»; у индивида нет автономной личности, и, скорее, он демонстрирует стадной идею Ницше о личности . Индивидуальное выражение на уровне I находится под влиянием и ограничивается первым и вторым факторами.

Первый фактор направляет энергию и таланты на корыстные цели, которые отражают «низшие инстинкты» и биологические потребности, поскольку его основное внимание уделяется выживанию и саморазвитию. Второй фактор, социальная среда (среда) и давление со стороны сверстников , ограничивают индивидуальное самовыражение и творчество , поощряя менталитет толпы и препятствуя индивидуальному мышлению и самовыражению. Второй фактор экстернализует ценности и мораль, тем самым экстернализируя совесть; социальные силы формируют поведение. Поведение, таланты и творчество преобразуются в формы, которые следуют и поддерживают существующую социальную среду. Поскольку совесть вытекает из внешнего социального контекста, пока социальные стандарты этичны, люди, находящиеся под влиянием второго фактора, будут вести себя этично. Однако, если общество становится коррумпированным, люди, находящиеся под сильным влиянием второго фактора, не будут инакомыслить. Социализация без индивидуального осмотра приводит к механическому и роботизированному существованию («робопат», описанный Людвигом фон Берталанфи). ). Индивидуальные реакции не уникальны, поскольку реакции основаны на социальном контексте. По словам Домбровского, люди, мотивированные в первую очередь вторым фактором, составляют значительное большинство населения в целом. [4]

Домбровский считал, что общество в значительной степени находится под влиянием этих двух факторов и его можно охарактеризовать как действующее на уровне I, где внешняя система ценностей освобождает человека от реальной ответственности. Он также описал группы людей, которые демонстрируют другой курс развития — индивидуальный путь развития. Такие люди отрываются от автоматического, механического, социализированного взгляда на жизнь (который Домбровский назвал негативной адаптацией ) и вступают в серию личностных распадов и проходят через них. Домбровский рассматривал эти распады как ключевой элемент общего процесса развития. Кризисы бросают вызов статус-кво и заставляют людей пересматривать себя, свои идеи, ценности, мысли, идеалы и т. д. [5]

Если развитие продолжается, человек продолжает развивать индивидуализированную, сознательную и критически оцениваемую иерархическую структуру ценностей (так называемую положительную адаптацию ). Эта иерархия ценностей действует как ориентир, благодаря которому теперь все воспринимается, и поведение направляется этими внутренними ценностями, а не внешними социальными нравами. На этих более высоких уровнях индивидуальные ценности характеризуют возможную вторую интеграцию, отражающую индивидуальную автономию и появление истинной личности человека; каждый человек вырабатывает свое собственное видение того, какой должна быть жизнь, и живет в соответствии с этим видением. Это связано с сильно индивидуализированным подходом к решению проблем и творческим подходом. Таланты и творческий потенциал человека применяются на службе этим высшим индивидуальным ценностям и представлениям о том, какой может и должна быть жизнь. Человек энергетически выражает свою «новую» автономную личность через действия, искусство, социальные изменения и так далее.

Потенциал развития

[ редактировать ]

Опережающее развитие часто наблюдается у людей с сильным потенциалом развития. Потенциал развития представляет собой совокупность особенностей: он может быть положительным или отрицательным, сильным или слабым. Если оно сильное, вклад окружающей среды минимален. Если он слаб, окружающая среда будет играть решающую роль. Многие факторы включены в потенциал развития, но тремя основными аспектами являются чрезмерная возбудимость, особые способности и таланты человека и сильное стремление к автономному росту (особенность, которую Домбровский назвал «третьим фактором»). [6]

перевозбудимость

[ редактировать ]

Наиболее очевидным аспектом потенциала развития является сверхвозбудимость (ОЕ), повышенное физиологическое восприятие раздражителей в результате повышенной чувствительности нейронов. Чем больше ОЕ, тем интенсивнее повседневный жизненный опыт. Домбровский выделил пять форм ОЭ: психомоторную , чувственную, воображаемую, интеллектуальную и эмоциональную. Эти сверхвозбудимости, особенно последние три, часто заставляют человека более интенсивно переживать повседневную жизнь и глубже ощущать радости и горести жизни. Домбровский изучал человеческие экземпляры. [ объяснить ] и обнаружили, что повышенная перевозбудимость была ключевой частью их развития и жизненного опыта. Этими людьми управляют и направляют их ценности и опыт эмоционального ОЭ. В сочетании с воображаемым и интеллектуальным ОЭ эти люди обладают интенсивным и многоуровневым восприятием мира. [7]

Хотя чрезмерная возбудимость базируется в нервной системе, она выражается психологически через развитие структур, отражающих возникающую автономную самость. Наиболее важными из них являются «динамизмы» — биологические или психические силы, которые контролируют поведение и развитие. Динамизм в понимании Домбровского — это инстинкты, побуждения и интеллектуальные процессы в сочетании с эмоциями. [8] По мере продвинутого развития динамизм все больше отражает движение к личной автономии.

Способности и таланты

[ редактировать ]

Второй аспект потенциала развития — специфические способности и таланты — имеет тенденцию соответствовать уровню развития. На более низких уровнях люди используют таланты для достижения эгоцентрических целей или для подъема по социальной и корпоративной лестнице. На более высоких уровнях определенные таланты и способности становятся важной силой, поскольку человек использует свою иерархию ценностей для выражения и достижения своего видения своей идеальной личности и своего взгляда на то, каким должен быть мир.

Третий фактор

[ редактировать ]

По мнению Домбровского, третий фактор потенциала развития (DP) – это стремление к индивидуальному росту и автономии. Он видел в этом решающий фактор в применении своих талантов и творческих способностей для автономного самовыражения, а также в обеспечении мотивации стремиться к большему и пытаться представить (и достичь) целей, которые в настоящее время находятся за пределами досягаемости. Домбровский ясно отличал этот третий фактор от свободы воли . Он чувствовал, что свобода воли не позволила достаточно далеко охватить мотивирующие аспекты, которые он приписывал этому третьему фактору, например, человек может проявлять свободу воли и проявлять мало мотивации для роста или изменения как личность. Третий фактор конкретно описывает мотивацию — мотивацию стать самим собой. Эта мотивация часто настолько сильна, что человек может обнаружить, что ему необходимо развиваться, несмотря на то, что он подвергает себя при этом опасности. Это чувство «я должен быть собой», особенно когда оно возникает «любой ценой» и выражается как сильный мотиватор для саморазвития, находится за пределами обычной концептуализации свободной воли.

Теория Домбровского гласит, что человек, чья ДП достаточно высока, обычно подвергается дезинтеграции, несмотря на любые внешние социальные или семейные усилия по предотвращению этого; тогда как человек, чей DP очень низок, обычно не подвергается дезинтеграции (или положительному личностному росту) даже в благоприятной среде. Понятие сверхвозбудимости Домбровского, по-видимому, было разработано независимо от очень чувствительной личности Элейн Арон , поскольку ее подход существенно отличается. [примечание 1]

Препятствия развития

[ редактировать ]

Домбровский назвал сверхвозбудимость «трагическим даром», отражающим тот факт, что путь человека с сильным ОЭ не является гладким и легким. Возможность испытать большие взлеты также является вероятностью испытать большие падения. Аналогичным образом, потенциал для проявления великих творческих способностей сопряжен с возможностью пережить множество личных конфликтов и стрессов . Этот стресс стимулирует развитие и является результатом конфликта – как социального, так и внутреннего. Самоубийство представляет собой значительный риск на острой фазе этого стресса, и изоляция, часто возникающая на этой стадии, также может повысить риск членовредительства .

Домбровский выступал за аутопсихотерапию , знакомя человека со своей теорией и процессом дезинтеграции, чтобы дать ему контекст, в котором можно понять его сильные чувства и потребности. Домбровский предложил оказывать людям поддержку в их стремлении развиваться и находить собственное самовыражение . По мнению Домбровского, и детям, и взрослым с высоким уровнем ДП (и НО) приходится искать и идти своим собственным путем, часто за счет приспособления к своим социальным сверстникам и даже к своим семьям. В основе аутопсихотерапии лежит осознание того, что никто не может указать другому «правильный» путь — каждый должен найти свой собственный путь для себя. Ссылаясь на рыцарей в поисках Грааля , юнгианский аналитик Джозеф Кэмпбелл якобы сказал: «Если в лесу существует тропа, не идите по ней, потому что, хотя она и привела кого-то к Граалю, она не приведет туда вас. потому что это не твой путь». [ нужна ссылка ]

Первый и пятый уровни теории позитивной дезинтеграции Домбровского характеризуются психологической интеграцией, гармонией и небольшим внутренним конфликтом. На уровне I мало внутреннего конфликта, потому что на этом уровне человек почти всегда может оправдать свое поведение: оно либо ради его собственного блага и, следовательно, «правильно», либо общество одобряет его, и, следовательно, оно «правильно». В любом случае человек уверенно действует так, как, по его мнению, поступил бы любой другой, и делает то, что «должен делать» каждый. Домбровский сравнил это с уровнем V, где нет внутреннего конфликта, поскольку то, что делает человек, находится в гармонии с его собственным внутренним чувством ценностей. Независимо от внутреннего конфликта, внешний конфликт все еще может иметь место и происходит.

Домбровский использовал уровни II, III и IV для описания различных степеней и типов дезинтеграции. Он очень ясно дал понять, что представленные им уровни «представляют собой эвристический механизм». Соответственно, в процессе развития структур два или даже три смежных уровня могут существовать бок о бок, хотя и существуют в конфликте. Конфликт разрешается, когда одна из структур ликвидируется или переходит под полный контроль другой структуры. [9]

Уровень I: Первичная интеграция

[ редактировать ]

Первый уровень называется примитивной или первичной интеграцией. На людей на этом уровне часто влияет в первую очередь либо первый фактор (наследственность/импульс), либо второй фактор (социальное окружение), либо оба фактора. Большинство людей на уровне I интегрированы на экологическом или социальном уровне (Домбровский называл их средними людьми). Домбровский выделил две подгруппы I уровня по степени: «состояние первичной интеграции – это состояние, противоположное психическому здоровью. Достаточно высокая степень первичной интеграции присутствует у среднестатистического человека; очень высокая степень первичной интеграции присутствует у психопат." [10] Отличающиеся эгоизмом и эгоцентризмом (как скрытым, так и явным), люди на первом уровне обычно стремятся к самореализации превыше всего, оправдывая свои занятия своего рода мышлением «все дело во мне». Они твердо придерживаются фразы «цель оправдывает средства» и могут игнорировать строгость «средств». Многие люди, которых считают «лидерами», попадают в эту категорию. [11]

Подавляющее большинство людей вообще не разрушают свою примитивную интеграцию, а те, кто это делает, после относительно короткого периода дезинтеграции, обычно в подростковом и раннем юношеском возрасте, либо реинтегрируются на первом уровне, либо частично интегрируют некоторые функции более высоких уровней. , но не испытывают трансформации всей своей психической структуры. [12] Домбровский считал, что первичная интеграция для обычного человека может иметь ценность, поскольку она стабильна и предсказуема, и, когда она сопровождается добротой и доброжелательностью, может представлять тех, кто может обеспечить поддержку и стабильность людям, переживающим дезинтеграцию. [13]

Уровень II: Одноуровневая дезинтеграция

[ редактировать ]

Характерной особенностью этого уровня является начальный, краткий и часто интенсивный кризис или серия кризисов. Кризисы спонтанны и происходят только на одном уровне — хотя они могут показаться разными вариантами выбора, в конечном итоге они находятся на одном и том же горизонтальном уровне.

Одноуровневая дезинтеграция происходит во время кризисов развития, таких как половое созревание или менопауза, в периоды трудностей с преодолением внешнего стрессового события или при психологических состояниях, таких как нервозность и психоневроз. [примечание 2] Одноуровневая дезинтеграция происходит на одном структурном и эмоциональном уровне; преобладает автоматический динамизм с незначительным застенчивостью и самоконтролем. [14]

Горизонтальные конфликты порождают амбивалентности и амбивалентности: человека одинаково привлекают разные, но эквивалентные варианты выбора (амбивалентности), и он не может решить, что делать, поскольку у него нет реального предпочтения между вариантами выбора (амбивалентности). В конечном счете, если силы развития достаточно сильны, человек ввергается в экзистенциальный кризис, поскольку его социальные обоснования больше не объясняют его опыт и не существует альтернативного объяснения. На этом этапе преобладающей эмоцией является экзистенциальное отчаяние. Разрешение этой фазы начинается с того, что индивидуально выбранные ценности начинают заменять механические, укоренившиеся социальные нравы и интегрируются в новую иерархию личных ценностей. Эти новые ценности часто противоречат предыдущим социальным ценностям человека. Многие из объяснений статус-кво того, «как обстоят дела», полученные посредством образования и общества, терпят крах под таким пристальным вниманием. Это вызывает дополнительные конфликты, сосредоточенные на анализе человеком своих реакций на мир в целом и поведения себя и других. Обычное поведение и этика преобладающей социальной нормы начинают рассматриваться как неадекватные, неправильные или лицемерные; преобладает положительная дезадаптация. Для Домбровского эти кризисы представляют собой мощный потенциал для развития личности и психического здоровья. Используя позитивное определение, психическое здоровье отражает нечто большее, чем социальное соответствие: оно включает в себя тщательное личное изучение мира и своих ценностей, ведущее к развитию индивидуальной личности.

Уровень II – переходный период. Домбровский сказал, что человек либо отступит (реинтеграция на более низкий уровень), либо перейдет на уровень III, либо кризис закончится негативно, самоубийством или психозом . [15] Переход с уровня II на уровень III предполагает фундаментальный сдвиг, требующий феноменального количества энергии. Этот период является перекрестком развития, отсюда надо либо прогрессировать, либо регрессировать. Борьба между тремя факторами Домбровского отражает этот переходный кризис: «Следую ли я своим инстинктам (первый фактор), своему учению (второй фактор) или своему сердцу (третий фактор)?» Ответ на вопрос развития заключается в том, чтобы трансформировать свои низшие инстинкты (автоматические реакции, такие как гнев) в положительную мотивацию, сопротивляться механическому и социальному ответам и прислушиваться к своему внутреннему ощущению того, что следует делать. [6]

Уровень III: Спонтанный многоуровневый распад.

[ редактировать ]

Уровень III описывает новый тип конфликта — вертикальный конфликт между двумя альтернативами, которые не просто различны, но существуют на разных уровнях; один действительно выше, а другой ниже. Эти вертикальные конфликты изначально возникают из-за непроизвольного восприятия более высокого и более низкого выбора в жизни. По словам Г.К. Честертона : «Вы просто смотрите на что-то, может быть, в тысячный раз, и вас поражает — вы видите эту вещь по-другому, и как только вы это делаете, это меняет ситуацию. Вы больше не можете «вернуться назад и увидеть это». так же, как вы делали раньше » . Домбровский назвал это вертикальное измерение многоуровневостью и увидел в нем постепенное осознание «возможности высшего» (фраза, которую Домбровский часто использовал) и контрастов между высшим и низшим в жизни. . Эти вертикальные сравнения часто противопоставляют низшее, фактическое поведение человека высшим, воображаемым идеалам и альтернативным идеализированным выборам. Домбровский считал, что подлинный человек выберет более высокий путь как ясный и очевидный, стирая амбивалентности и двусмысленности одноуровневых конфликтов. Если реальное поведение человека впоследствии не соответствует идеалу, часто последует внутренняя дисгармония и стремление пересмотреть и перестроить свою жизнь. Таким образом, многоуровневость представляет собой новый и мощный тип конфликта, который стимулирует развитие.

Вертикальные конфликты имеют решающее значение для достижения автономии и ускоренного личностного роста. [примечание 3] Если человек хочет достичь более высоких уровней, должен произойти переход к многоуровневости. Если у человека нет потенциала развития для перехода к многоуровневому взгляду, то он отступит от кризисов Уровня II, чтобы реинтегрироваться на Уровне I. При переходе к многоуровневости горизонтальная (одноуровневая) модель жизни «стимул-реакция» заменяется вертикальным и иерархическим анализом. Этот вертикальный взгляд закрепляется формирующейся структурой ценностей человека, и все события теперь рассматриваются в связи с его идеальными ценностями и тем, как он хочет прожить свою жизнь. Поскольку события в жизни рассматриваются с точки зрения этого многоуровневого, вертикального взгляда, становится невозможным поддерживать позиции, которые благоприятствуют более низкому образу действий, когда можно представить и определить более высокие цели.

Уровень IV: Направленная многоуровневая дезинтеграция.

[ редактировать ]

На уровне IV человек берет на себя полный контроль над своим развитием. Непроизвольное спонтанное развитие Уровня III заменяется преднамеренным, сознательным, самонаправленным обзором жизни с многоуровневой точки зрения. Этот уровень знаменует появление третьего фактора, описанного Домбровским как автономный фактор «сознательного выбора (оценки), посредством которого человек утверждает или отвергает определенные качества в себе и в своем окружении». [16] Человек сознательно пересматривает свою существующую систему убеждений и пытается заменить низшие, автоматические взгляды и реакции тщательно продуманными, исследованными и выбранными идеалами. Эти новые ценности будут все больше отражаться на поведении человека. Поведение становится менее реактивным, менее автоматическим и более осознанным, поскольку выбор все больше попадает под влияние высших, выбранных человеком идеалов.

Социальные нравы пересматриваются и могут быть сознательно вновь приняты и усвоены или отвергнуты и заменены самостоятельно определяемой альтернативной системой ценностей. Социальные взгляды человека отражают глубокую ответственность, основанную как на интеллектуальных, так и на эмоциональных факторах. На высших уровнях «лица такого типа чувствуют ответственность за осуществление справедливости и за защиту других от вреда и несправедливости. Их чувство ответственности распространяется почти на все». [17] Эта перспектива возникает из видения жизни в отношении своей иерархии ценностей (многоуровневый взгляд) и последующего понимания потенциала того, как можно и нужно прожить жизнь. Разногласия с миром, действующим на более низком уровне, выражаются с состраданием, делая все возможное, чтобы помочь достичь «должного».

Благодаря своему подлинному, аутентичному, просоциальному мировоззрению люди, достигающие более высоких уровней развития, также повышают уровень своего общества; Просоциальное, как здесь используется, — это не просто поддержка существующего социального порядка. Если социальный порядок ниже и вы к нему приспособлены, то вы также отражаете низший уровень ( негативная приспособленность в терминах Домбровского, признак уровня I). Здесь просоциальный означает подлинное развитие социальных взаимодействий, основанных на более высоких ценностях. Эти позиции часто противоречат статус-кво низшего общества ( позитивная дезадаптация ). Другими словами, быть неадаптированным в обществе низкого уровня – это положительная черта.

Уровень V: Вторичная интеграция

[ редактировать ]

Пятый уровень демонстрирует целостный и гармоничный характер, но он сильно отличается от первого уровня. [примечание 4] На этом высшем уровне поведение человека направляется сознательными, тщательно взвешенными решениями, основанными на индивидуализированной и выбранной иерархии личных ценностей. Поведение соответствует внутренним стандартам человека относительно того, как следует прожить жизнь, и поэтому внутренних конфликтов возникает мало.

Уровень V часто характеризуется творческим выражением. Решение проблем и искусство, особенно на уровне V, представляют собой высшие и наиболее благородные черты человеческой жизни. Искусство улавливает сокровенные эмоциональные состояния и основано на глубоком сопереживании и понимании предмета, зачастую предметом этих произведений являются человеческие страдания и жертвы. Поистине дальновидные произведения, уникальные и новые, создаются людьми, выражающими видение, не ограниченное условностями. Поэтому прогресс в обществе через политику, философию и религию обычно ассоциируется с сильным индивидуальным творчеством и личными достижениями.

Применение в терапии

[ редактировать ]

Теория позитивной дезинтеграции имеет чрезвычайно широкую сферу применения и имеет множество последствий. Одно из основных применений относится к психологической и психиатрической диагностике и лечению. Домбровский выступал за комплексную, многомерную диагностику ситуации, симптомов и потенциала развития человека. Соответственно, если кажется, что дезинтеграция вписывается в контекст развития, тогда человек получает теоретическое образование и поощряется к взгляду на свою ситуацию и опыт с точки зрения развития. Вместо того, чтобы устраняться, симптомы переосмысливаются, чтобы дать понимание жизни и уникальной ситуации человека.

Важность повествований

[ редактировать ]

Домбровский проиллюстрировал свою теорию автобиографиями и биографиями тех, кто пережил позитивную дезинтеграцию. Одаренный ребенок, подросток, склонный к суициду, или проблемный художник часто испытывают черты ТПР, и если они примут и поймут значение своих сильных чувств и кризисов, они смогут двигаться вперед, а не разваливаться. Завершение обширной автобиографии, помогающей человеку получить представление о своем прошлом и настоящем, является важным компонентом процесса аутопсихотерапии. В этом процессе терапевт играет очень небольшую роль и действует скорее как начальный стимул, чем как постоянный терапевт. Домбровский просил клиентов прочитать его книги и посмотреть, как его идеи могут относиться к их жизни.

Аутопсихотерапия

[ редактировать ]

Для Домбровского цель терапии — устранить терапевта, предоставив контекст, в котором человек может понять себя и помочь себе — подход к терапии, который он назвал аутопсихотерапией. [примечание 5] Клиенту предлагается отправиться в путь самопознания, уделяя особое внимание поиску контраста между тем, что выше, и тем, что ниже в его личности и структуре ценностей. Им рекомендуется дополнительно изучить свою структуру ценностей, особенно в том, что касается обоснования и обоснования их позиций; выявляются расхождения между ценностями и поведением. Этот подход называется аутопсихотерапией, чтобы подчеркнуть важную роль, которую человек должен играть в своем собственном терапевтическом процессе и в более широком процессе развития личности. Человек должен осознать, что он несет ответственность за определение или создание своего собственного уникального личностного идеала и структуры ценностей. Это включает в себя критический анализ социальных нравов и ценностей, которые они усвоили.

Домбровский был очень обеспокоен тем, что он называл односторонним развитием. [примечание 6] при котором люди демонстрируют значительное продвинутое развитие только в одном аспекте жизни, обычно интеллектуальном. Он считал, что крайне важно сбалансировать свое развитие.

перевозбудимость

[ редактировать ]

Описывая чрезмерную возбудимость, Домбровский подчеркнул два основных аспекта: чувствительность нервов выше среднего и реакцию нервов на раздражители выше среднего. Домбровский объяснил: «Приставка «сверх» к слову «возбудимость» служит для обозначения того, что реакции возбуждения превышают средние по интенсивности, продолжительности и частоте». [18] Если у кого-то сильный ОЭ, ему потребуется меньше стимулов, чтобы вызвать реакцию, и реакция будет сильнее, чем у человека, не проявляющего перевозбудимости. [6]

Домбровский напомнил клиентам, что без внутреннего беспокойства стимулов для перемен и роста мало. Вместо того, чтобы пытаться быстро облегчить симптомы, этот подход побуждает людей полностью ощутить свои чувства и попытаться сохранить позитивный взгляд на развитие в отношении того, что они могут воспринимать как сильную депрессию или тревогу. Акцент делается на том, чтобы клиент осознал, что он может сознательно контролировать направление своей жизни и применять то, что Домбровский называл аутопсихотерапией .

Ключевые идеи

[ редактировать ]

Домбровский основал свою теорию на некоторых ключевых идеях:

  • Низшие животные инстинкты (первый фактор) должны быть подавлены и преобразованы в «высшие» силы, чтобы люди могли быть по-настоящему людьми, поскольку именно эта способность трансформировать инстинкты и отличает людей от других животных.
  • Общая первоначальная интеграция личности, основанная на социализации (второй фактор), не отражает истинную личность.
  • На начальном уровне интеграции внутренних конфликтов мало, поскольку, когда человек «идет вместе с группой», у него мало ощущения индивидуальных проступков. Внешние конфликты часто связаны с блокировкой социальных целей — например, карьерные разочарования. Социальные нравы и ценности преобладают без особых вопросов и сознательного изучения.
  • Истинная личность должна основываться на системе ценностей, которые сознательно и добровольно выбираются человеком, чтобы отразить его собственное индивидуальное представление о том, «какой жизнь должна быть» и его «идеал личности» — идеального человека, которым, по его мнению, он «должен быть». ".
  • Низшие животные инстинкты, силы сверстников и социализация уступают автономному я (личности), сознательно конструируемому человеком.
  • Чтобы сломать первоначальную интеграцию, нужны кризисы и дезинтеграции, обычно предусмотренные жизненным опытом.
  • Эти распады положительны, если человек может достичь позитивных и способствующих развитию решений ситуации.
  • «Одноуровневые кризисы» не связаны с развитием, поскольку человек может выбирать только между равными альтернативами, например, идти ли налево или направо.
  • Новый тип восприятия включает в себя «многоуровневость», вертикальный взгляд на жизнь, который сравнивает более низкие и более высокие альтернативы и теперь позволяет человеку выбирать более высокое разрешение кризиса по сравнению с другими доступными, но более низкими альтернативами - решение развития.
  • «Позитивная дезинтеграция» является жизненно важным процессом развития.
  • Потенциал развития описывает силы, необходимые для достижения автономного развития личности.
  • Потенциал развития включает в себя несколько факторов, включая врожденные способности и таланты, «чрезмерную возбудимость» и «третий фактор».
  • Чрезмерная возбудимость является мерой уровня реакции нервной системы человека.
  • Чрезмерная возбудимость или чрезмерно чувствительная нервная система делают человека склонным к тревоге , депрессии и тревоге. Домбровский называет эти психоневрозы — очень положительная особенность развития.
  • Третий фактор – это мера стремления человека к автономии.
  • При достижении многоуровневого и автономного развития проявляется вторичная интеграция, отражающая зрелую личность. У человека нет внутреннего конфликта; они находятся во внутренней гармонии, поскольку их действия отражают их глубоко прочувствованную иерархию ценностей.

Подход Домбровского представляет интерес с философской точки зрения, поскольку он является платоническим и отражает склонность Платона человека рассматривать сущность как решающий фактор, определяющий его путь развития в жизни. Однако Домбровский также добавил еще один важный экзистенциальный аспект, который зависит от тревог, которые испытывает человек, и от того, как он решает повседневные проблемы, с которыми сталкивается. Согласно теории Домбровского, сущность должна быть реализована через экзистенциальный и эмпирический процесс развития. характеристику Выдвинутую Кьеркегором «Рыцарей веры» можно сравнить с автономной личностью Домбровского.

Домбровский также рассмотрел роль логики и рассуждения в развитии личности и пришел к выводу, что интеллект сам по себе не в полной мере помогает людям понять, что им делать в жизни. Его теория включает взгляды Жана Пиаже на развитие в более широкую схему, основанную на эмоциях, поскольку эмоции, которые человек испытывает по поводу чего-либо, являются более точным руководством для принятия важных жизненных решений.

Вторичная интеграция против самореализации

[ редактировать ]

Люди [ нужен пример ] часто приравнивали концепцию самореализации Маслоу к идее вторичной интеграции Домбровского, несмотря на некоторые существенные различия между этими двумя идеями. Домбровский, личный друг и корреспондент Маслоу, отверг Абрахама Маслоу описание самореализации . Актуализация недифференцированной «Я» не является результатом развития в теории Домбровского, тогда как Маслоу описал самоактуализацию как процесс, в котором «Я» принимается «как есть», при этом реализуются как высшие, так и низшие аспекты «Я». [19] Для Маслоу самореализация включала «быть всем, кем ты можешь быть, и принимать свое более глубокое я во всех его аспектах». [20]

Вместо этого Домбровский применил многоуровневый (вертикальный) подход к себе. Он говорил о необходимости осознать, подавить и отвергнуть низшие инстинктивные аспекты внутреннего человеческого «я», а также активно выбирать и собирать высшие элементы в новое уникальное «я». Домбровский хотел, чтобы люди разделяли первоначальное «я» на высшие и низшие аспекты, отвергали низшие и реализовывали высшие аспекты, чтобы создать свою уникальную личность; Маслоу хотел бы, чтобы люди «приняли без чувства вины» все аспекты.

Домбровский вводит идею о том, что, хотя низшие аспекты могут изначально быть присущими личности, люди могут развивать самосознание своей низшей природы и обнаруживать, что они чувствуют по поводу этих низких уровней. Если им не нравится такое поведение, они могут когнитивно и волевое решение подавить и устранить такое поведение; Домбровский назвал это формированием личности. [21] Таким образом, высшие аспекты личности реализуются, в то время как низшие аспекты подавляются. По мнению Домбровского, это торможение является уникальным аспектом человека, отличающим людей от других животных: ни одно другое животное не способно дифференцировать свои низшие инстинкты и подавлять свои животные импульсы, идея, также выраженная в эксцентричности Плесснера .

Домбровский и одаренный человек

[ редактировать ]

В приложении к Домбровскому (1967) сообщаются результаты исследований, проведенных в 1962 году, в ходе которых была обследована «группа [польских] одаренных детей и молодых людей в возрасте от 8 до 23 лет». [22] : 251  Из 80 обучавшихся молодых людей 30 были «интеллектуально одаренными», а 50 — выпускниками «школ драмы, балета и пластического искусства». [22] : 251 

Домбровский обнаружил, что у каждого из детей наблюдалась повышенная возбудимость.

Что и послужило основой возникновения невротических и психоневротических установок. Более того, оказалось, что и у этих детей наблюдаются наборы нервозности, неврозов и психоневрозов различного рода и интенсивности: от легких вегетативных симптомов, или симптомов тревоги, до отчетливо и весьма интенсивных психастенических или истерических наборов. [22] : 253 

Домбровский спросил, почему у этих детей проявляются такие «состояния нервозности или психоневроза», и предположил, что это связано с наличием ОЭ. [22] : 255 

Вероятно, причина в более чем средней чувствительности, которая не только позволяет добиться выдающихся результатов в учебе и работе, но и в то же время увеличивает число точек, чувствительных ко всем переживаниям, что может ускорить аномальные реакции, проявляющиеся в психоневротических установках. [22] : 255 

Связь между ОЭ и одаренностью стала темой обширного исследования, проведенного Майклом Пеховски и его коллегами Лыси и Миллером. [23] Похоже, что интеллектуальный ОЭ является маркером потенциала одаренности/творчества, как и другие типы ОЭ. Тезис Домбровского заключается в том, что одаренные люди будут непропорционально демонстрировать этот процесс позитивной дезинтеграции и роста личности.

За последние 40 лет, [ когда? ] попытки измерить конструкции Дабровского были ограничены изучением сверхвозбудимости. Наиболее широко известным инструментом является «Опросник сверхвозбудимости – два». [24]

Происхождение

[ редактировать ]

На мировоззрение Домбровского, вероятно, повлиял его жизненный опыт. Будучи подростком во время Первой мировой войны, он стал свидетелем крупного сражения недалеко от своей деревни. Он ходил среди тел погибших солдат и позже вспоминал, что выражения их лиц были совершенно разными — кто-то выражал страх, кто-то ужас, а кто-то выглядел спокойным и миролюбивым.

Во время Второй мировой войны он несколько раз заключался в тюрьму нацистской полицией, и его жена платила выкуп за его освобождение; Когда Сталин захватил Польшу, Домбровский и его жена были заключены в тюрьму на 18 месяцев. Домбровский сказал, что он написал свою теорию, чтобы охватить самые низкие человеческие проявления, которые он наблюдал во время войны, а также высшие акты самопожертвования. Он сказал, что ни одна другая психологическая теория не охватила столь широкий диапазон человеческого поведения. После освобождения его поведение пристально контролировалось польскими властями, по крайней мере, до начала 60-х годов. В 1965 году он основал базу в Эдмонтоне, Альберта, и провел остаток своей жизни, попеременно то в Канаде, то в Польше. [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ У чувствительных людей, безусловно, могут быть расстройства настроения, но их не следует путать с хронической депрессией только из-за пессимистического взгляда на будущее мира или на свои собственные способности (пессимизм, который вполне может быть верным, как в случае с депрессивными людьми). реализм). Точно так же у них нет тревожного расстройства только потому, что они беспокоятся больше, чем нечувствительные люди, и у них нет расстройства личности (избегающего, зависимого, обсессивно-компульсивного и т. д.) только потому, что их необычность присутствовала на протяжении всей их жизни как препятствием для жизнерадостного и жизнестойкого функционирования, ожидаемого от большинства людей большую часть времени... Они не могут игнорировать мучительно тонкую, мимолетную красоту мира или его необъяснимую жестокость и страдания. Они должны найти в этом свой смысл.
  2. ^ Более или менее организованная форма роста посредством позитивной дезинтеграции. Низшие психоневрозы носят преимущественно психосоматический характер, высшие психоневрозы представляют собой высокоосознанную внутреннюю борьбу, напряжение и фрустрация которой больше не трансформируются в соматические расстройства.
  3. ^ Дезинтеграция является многоуровневой (или вертикальной), если имеются конфликты между высшими и низшими уровнями инстинктивных, эмоциональных или интеллектуальных функций, например высшими и низшими формами полового инстинкта или инстинкта самосохранения и т. д. Она заключается главным образом в дифференциации и иерархизация различных уровней функций с тенденцией к постепенной стабилизации новой иерархии. В ходе позитивной многоуровневой дезинтеграции примитивные, анималистические стремления и структуры подвергаются дезинтеграции, т. е. ослаблению, разрыхлению и даже полному разрушению под воздействием динамизмов развития (ср.) и постепенно уступают место новым, более высоким уровням и новым, высшие структуры. Происходит рост осознания внутренних конфликтов, самосознания и самоконтроля. Процессы внутренней психической трансформации приобретают интенсивность и достоверность (ср.). Происходит постепенное выстраивание внутренней психической среды (ср.) с ее основными динамизмами, такими как «субъект-объект» в себе, третий фактор, внутренняя психическая трансформация, автономия и аутентичность, идеал личности.
  4. ^ Интеграция всех психических функций в гармоничную структуру, контролируемую высшими эмоциями, такими как динамизм идеала личности, автономия и подлинность. Вторичная интеграция является результатом полного процесса позитивной дезинтеграции.
  5. ^ Психотерапия, профилактические меры или изменения условий жизни, сознательно применяемые к самому себе с целью контроля возможного психического неравновесия.
  6. ^ Тип развития, ограниченный одним талантом или способностью или узким диапазоном способностей и психических функций. При таком развитии творческий инстинкт и сопереживание отсутствуют. У исключительно способных личностей их одностороннее развитие может оказаться под контролем примитивного распорядительного и направляющего центра и в крайнем случае принять форму психопатии или паранойи.

Цитирование

[ редактировать ]
  • Арон, EN (2006). «Клинические последствия концепции чувствительности Юнга». Журнал юнгианской теории и практики . 8 : 11–43. CiteSeerX   10.1.1.490.9371 .
  • Домбровский, К. (1937). «Психологическая основа членовредительства». Монографии по генетической психологии . 19 : 1–104.
  • Домбровский, К. (1964). Позитивная дезинтеграция . Бостон, Массачусетс: Литтл Браун.
  • Домбровский, К. (1966). «Теория позитивной дезинтеграции». Международный журнал психиатрии . 2 : 229–44.
  • Домбровский, К. (1967). Формирование личности посредством позитивной дезинтеграции . Бостон, Массачусетс: Литтл Браун.
  • Домбровский, К.; Кавчак А. и Пеховский ММ (1970). Умственный рост через позитивную дезинтеграцию . Лондон: Гриф.
  • Домбровский, К. (1972). Психоневроз – это не болезнь . Лондон: Гриф.
  • Домбровский, К.; Кавчак А. и Сочанска Дж. (1973). Динамика понятий . Лондон: Гриф.
  • Дабровский, К. (1996). Многоуровневость эмоционально-инстинктивных функций . Люблин, Польша: Научное общество Люблинского католического университета.
  • Камински Батталья, ММ (2006). «Герменевтическое историческое исследование Казимира Домбровского и его теории позитивной дезинтеграции». Авторефераты диссертаций. Международный раздел A: Гуманитарные и социальные науки . 66 (9–A): 3185 – через информацию и обучение ProQuest.
  • Маслоу, Авраам (1954). Человеческая мотивация . Харпер и Роу. п. 156.
  • Маслоу, Авраам (1972). Дальние пределы человеческой природы . Компас викингов. п. 133.
  • Мендаглио, Сал (2008). Теория позитивной дезинтеграции Домбровского . Большой потенциал прессы. п. 7. ISBN  9780910707848 .
  • Прилельтенский, Исаак (1994). Мораль и политика психологии: психологический дискурс и статус-кво . Серия SUNY, альтернативы в психологии. Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. ISBN  978-0-7914-2038-6 .
  • Пеховски, Майкл М. (2 октября 2015 г.). «Ответ Мендальо и Тилье» . Обзор Ропера . 37 (4): 229–233. дои : 10.1080/02783193.2015.1077496 . ISSN   0278-3193 . S2CID   143002678 .
  • Шлеппи, Мари-Лиза (2019). «Понимание психического здоровья посредством теории позитивной дезинтеграции: наглядное пособие» . Границы в психологии . 10 : 1291. дои : 10.3389/fpsyg.2019.01291 . ISSN   1664-1078 . ПМК   6558145 . ПМИД   31214091 .
  • Тилье, В. (2018). Развитие личности через позитивную дезинтеграцию: работа Казимира Домбровского . Бассетт.
  • Лысый, Казахстан; Пеховский, ММ (1983). «Личностный рост: эмпирическое исследование с использованием показателей Юнга и Домбровского». Монографии по генетической психологии . 108 : 267–320.
  • Пеховский, ММ (1986). «Концепция потенциала развития». Обзор Ропера . 8 (3): 190–97. дои : 10.1080/02783198609552971 .
  • Пеховский, ММ; Миллер, НБ (1995). «Оценка потенциала развития одаренных детей: сравнение методов». Обзор Ропера . 17 (3): 176–80. дои : 10.1080/02783199509553654 .
  • Уорн, Рассел Т. (2011). «Исследование инвариантности измерений для разных полов по опроснику сверхвозбудимости - два». Журнал передовых академических наук . 22 (4): 578–593. дои : 10.1177/1932202x11414821 . S2CID   145664971 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0be18a9199ef7c463b307b3659ecc39d__1717435440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/9d/0be18a9199ef7c463b307b3659ecc39d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Positive disintegration - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)