Эустресс
Термин эустресс означает «полезный стресс » — психологический , физический (например, упражнения) или биохимический/радиологический ( гормезис ).
Это слово было введено эндокринологом Гансом Селье (1907–1982) в 1976 году; [1] он объединил греческий префикс eu-, означающий «хороший», и английское слово « stress» , чтобы дать буквальное значение «хороший стресс». Оксфордский словарь английского языка относит раннее использование этого слова (в психологическом использовании) к 1968 году. [2]
Эустресс — это положительная когнитивная реакция на стресс , которая полезна для здоровья или дает человеку чувство удовлетворения или другие положительные чувства. Ганс Селье ввел этот термин как подгруппу стрессов. [3] дифференцировать большое разнообразие стрессоров и проявлений стресса.
Эустресс определяется не стрессом или его типом, а тем, как человек воспринимает эти стрессоры (например, негативную угрозу или позитивный вызов). Эустресс относится к положительной реакции человека на стрессор, которая может зависеть от текущего чувства контроля, желательности, местоположения и времени возникновения стрессора. Таким образом, предложение в названии книги: « Эустресс и дистресс: ни хорошо, ни плохо, но одно и то же?» . Потенциальные индикаторы эустресса могут включать в себя реакцию на стрессор с чувством смысла , надежды или энергии . [4] Эустресс также положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью и благополучием . [5]
Определение
[ редактировать ]Эустресс возникает, когда разрыв между тем, что у человека есть, и тем, что он хочет, слегка увеличен, но не преодолен. Цель не так уж и далека от достижения, но все же немного превышает возможности человека. Это стимулирует вызов и мотивацию, поскольку цель уже видна. Функция вызова — мотивировать человека к совершенствованию и достижению цели. [6] Вызов — это эмоция, связанная с возможностями, которая позволяет людям достигать недостигнутых целей. [7] Эустресс обозначает надежду и активное участие. [8] Эустресс имеет значительную положительную корреляцию с удовлетворенностью жизнью и надеждой. [9] Обычно предполагается, что переживание хронического стресса в форме дистресса или эустресса является негативным. Однако вместо этого эустресс может стимулировать физиологическое процветание, положительно влияя на основные биологические процессы, участвующие в физическом восстановлении и иммунитете . [10]
Измерение
[ редактировать ]Профессиональный эустресс можно измерить на субъективных уровнях, таких как качество жизни или трудовой жизни, давление на работе, психологические ресурсы преодоления трудностей, жалобы, общий уровень стресса и психическое здоровье . [11] Другие субъективные методологические практики включали интервью с фокус-группами, в которых спрашивались о факторах стресса и уровне стресса. [12] В одном исследовании участников попросили вспомнить прошлое стрессовое событие, а затем ответить на вопросы анкеты о навыках преодоления трудностей, благополучии на работе и оценке ситуации (рассмотрение стрессового события как вызова или угрозы). [13] Общие субъективные методологии были включены в целостную модель стресса, созданную в 2007 году, чтобы признать важность эустресса, особенно на рабочем месте. [14] Эта модель использует надежду, положительный аффект, значимость и управляемость как меру эустресса, а негативные психологические состояния, негативный аффект, тревогу и гнев — как меру дистресса. Также использовались объективные показатели, включающие уровень артериального давления, мышечное напряжение и частоту прогулов. [11] Дальнейшие физиологические исследования были направлены на поиск нейроэндокринных изменений в результате эустресса и дистресса. Исследования показали, что катехоламины быстро превращаются в приятные стимулы. [15] Исследования показали, что эустресс и дистресс вызывают разные реакции нейроэндокринной системы, особенно в зависимости от степени личного контроля над стрессором. [16]
По сравнению с бедой
[ редактировать ]
Дистресс – это наиболее часто упоминаемый тип стресса, имеющий негативные последствия, тогда как эустресс обычно связан с желательными событиями в жизни человека. [17] Селье впервые разграничил эти два явления в статье, которую он написал в 1975 году. [18] В этой статье Селье утверждал, что постоянный стресс, который не удается преодолеть путем преодоления трудностей или адаптации, должен называться дистрессом и может привести к тревоге, отстранению и депрессивному поведению. Напротив, если стресс улучшает функционирование человека, его можно считать эустрессом. Оба могут быть одинаково тяжелыми для организма и носят кумулятивный характер, в зависимости от способа адаптации человека к вызвавшему его стрессору. [19] Тело само по себе не может физически отличить дистресс от эустресса. [20] Различие между ними зависит от восприятия стресса, но считается, что один и тот же стрессор может вызывать как эустресс, так и дистресс. [11] Одним из контекстов, в которых это может произойти, является социальная травма (например, черная смерть , Вторая мировая война ), которая может вызвать большое беспокойство, но также и эустресс в форме выносливости , преодоления трудностей и развития чувства общности . [21] Модель Йеркса-Додсона демонстрирует оптимальный баланс напряжений с помощью колоколообразной кривой (показана на изображении вверху справа). [22] Эта модель подтверждается исследованиями, демонстрирующими, что стратегии эмоционального и поведенческого совладания связаны с изменениями воспринимаемого уровня стресса на кривой Йеркса-Додсона. [23] Однако кривая Йеркса-Додсона становится все более сомнительной. [24] Обзор психологической литературы, посвященной производительности труда, показал, что менее 5% статей поддерживают перевернутую U-образную кривую, тогда как почти 50% обнаруживают «отрицательную линейную» зависимость (любой уровень стресса снижает производительность). [25]
Профессиональный
[ редактировать ]Большая часть исследований эустресса сосредоточена на его присутствии на рабочем месте. На рабочем месте стресс часто можно интерпретировать как вызов, который обычно означает положительный эустресс, или как препятствие, которое относится к страданию, которое мешает способности человека выполнять работу или задачу. [11]
Исследования были сосредоточены на усилении эустресса на рабочем месте, чтобы способствовать положительной реакции на неизбежно стрессовую среду. [11] Компании заинтересованы в получении дополнительной информации об эустресе и его положительном влиянии на повышение производительности. Эустресс создает лучшую среду для сотрудников, что позволяет им работать лучше и тратить меньше средств. [8] Профессиональный стресс обходится Соединенным Штатам примерно в 200–300 миллиардов долларов в год. [11] Если бы это был эустресс, а не кризис, эти компании потенциально могли бы сохранить часть этих потерь, и экономика США также могла бы улучшиться. Стресс также связан с шестью основными причинами смерти: «болезнями, несчастными случаями, раком, заболеваниями печени, заболеваниями легких, самоубийством». [10] Если работники заболевают и/или умирают, компания, очевидно, несет затраты на больничные и обучение новых сотрудников. Лучше иметь продуктивных и счастливых сотрудников. Эустресс необходим для достижения. Эустресс связан с благополучием и позитивным настроем и, таким образом, повышает производительность труда. [8]
Другие ученые, принадлежащие к движению за позитивное организационное поведение, склонны преуменьшать значение инструментальных преимуществ эустресса для организаций; такие ученые предполагают, что управление эустресом более уместно рассматривать как средство улучшения благосостояния работника, чем манипуляцию с производительностью / мотивацией / целью получения прибыли. [26] В этом направлении исследований особое внимание уделяется минимизации дистресса и оптимизации эустресса. [22] Эти ученые прямо отмечают, что полезность эустреса имеет пределы и что обычно положительные стрессоры, испытываемые со слишком высокой амплитудой или чрезмерной продолжительностью, могут привести к индивидуальному дистрессу. [26] [22]
Такие методы, как вмешательства по управлению стрессом (SMI), использовались для повышения профессионального эустресса. SMI часто включают упражнения, медитацию и методы релаксации, чтобы уменьшить стресс и повысить позитивное восприятие стресса на рабочем месте. [11] Вместо того, чтобы уменьшить стресс на рабочем месте, методы SMI пытаются усилить эустресс за счет положительных реакций на стрессовые стимулы. [11] Работая в рамках системы «Вызов-препятствие», позитивные первичные вмешательства направлены на то, чтобы связать факторы стресса с достижением целей и личностным развитием. [26]
Самоэффективность
[ редактировать ]Эустресс в первую очередь основан на восприятии. Это то, как вы воспринимаете данную ситуацию и как вы воспринимаете данную задачу. Дело не в том, что происходит на самом деле, а в восприятии происходящего человеком. [27] Таким образом, эустресс связан с самоэффективностью . Самоэффективность — это суждение человека о том, как он может выполнить требуемую задачу, действие или роль. [28] Некоторыми способствующими факторами являются убеждения человека в эффективности своих вариантов действий и своей способности выполнять эти действия. [6] Если у человека низкая самоэффективность, он будет воспринимать это требование как более мучительное, чем эустрессовое, потому что воспринимаемый уровень того, что у человека есть, ниже. Когда у человека высокая самоэффективность, он может ставить более высокие цели и быть мотивированным для их достижения. [29] Тогда цель состоит в том, чтобы повысить самоэффективность и навыки, чтобы дать людям возможность увеличить эустресс.
Поток
[ редактировать ]Когда человек оценивает ситуацию как стрессовую, он добавляет к рассматриваемой проблеме ярлык дистресса или эустресса. Если ситуация вызывает эустресс, человек может чувствовать мотивацию и испытывать поток . Позитивный психолог Михай Чиксентмихайи создал эту концепцию, которая описывается как моменты, когда человек полностью поглощен приятной деятельностью, не осознавая окружения. [30] Поток — это чрезвычайно продуктивное состояние, в котором человек достигает своих лучших результатов. Основными элементами являются поглощенность, удовольствие и внутренняя мотивация. [31]
Поток – это «высший опыт эустресса – воплощение эустресса». [8] Харгроув, Нельсон и Купер описали эустресс как сосредоточенность на вызове, полную осознанность и воодушевление, что почти точно отражает определение потока. [8] Поток считается пиковым переживанием или «самым радостным, самым счастливым и самым блаженным моментом в вашей жизни». [30] Харгроув, Беккер и Харгроув развивают эту работу, моделируя позитивные вмешательства, которые могут привести к процветанию и получению удовольствия. [26]
Факторы
[ редактировать ]Есть несколько факторов, которые могут увеличить или уменьшить вероятность возникновения эустресса и, через эустресс, возникновения потока.
- На стресс также влияют наследственные предрасположенности и ожидания общества. Таким образом, человек уже может находиться в определенном преимуществе или невыгодном положении по отношению к переживанию эустресса. [32]
- Если человеку нравится испытывать что-то новое и он верит, что он важен в мире, он с большей вероятностью испытает поток. [33]
- Поток отрицательно связан с самостоятельностью или крайним чувством автономии. [33]
- Настойчивость положительно связана с потоком и тесно связана с внутренней мотивацией. [33]
- Люди с внутренним локусом контроля имеют повышенную вероятность потока, потому что они верят, что могут повысить свой уровень навыков, чтобы справиться с задачей. [34]
- Однако перфекционизм отрицательно связан с потоком. Человек преуменьшает уровень своих навыков, поэтому разрыв становится слишком большим, и он воспринимает задачу слишком большой, чтобы испытать поток. [30] Однако на противоположном конце перфекционизма есть повышенные шансы на поток.
- Активная прокрастинация положительно связана с потоком. Активно откладывая работу, человек усложняет задачу. Затем, когда задача соответствует высокому уровню навыков человека, он может ощутить поток. Те, кто пассивно откладывает дела или не откладывает дела на потом, не испытывают такого же опыта. Только при целенаправленном промедлении человек способен усложнить задачу. [35]
- Образ мышления является важным фактором в определении дистресса и эустресса. Оптимистичные люди и люди с высокой самооценкой способствуют переживанию эустресса. [36] Позитивный настрой увеличивает вероятность эустресса и положительной реакции на стрессоры. В настоящее время преобладающее отношение к стрессу состоит в том, что стресс изнурительный. Однако отношение к стрессу можно изменить.
См. также
[ редактировать ]- Дистресс – противоположность эустресса.
- Ганс Селье , основавший теорию стресса
Ссылки
[ редактировать ]- ^
Росси, Ана Мария; Перреве, Памела Л.; Заутер, Стивен Л., ред. (1 марта 2006 г.). «Эустресс и надежда в действии: акцентирование позитива». Стресс и качество трудовой жизни: современные перспективы гигиены труда . Стресс и качество трудовой жизни. Гринвич, Коннектикут: IAP. п. 123. ИСБН 9781607527251 . Проверено 15 марта 2023 г.
Некоторые авторы упоминали положительный стресс, или эустресс, как его придумал Селье (1976).
- ^ «эустресс» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . подписка или членство в участвующей организации ( Требуется .) - «Неприятный, даже болезненный вид стресса... можно назвать дистрессом; приятный вид... эустрессом».
- ^ Сабо, Сандор; Таш, Иветт; Сомоджи, Арпад (2012). «Наследие Ганса Селье и истоки исследований стресса: ретроспектива спустя 75 лет после его знакового краткого «Письма» в редакцию журнала Nature» . Стресс . 15 (5): 472–478. дои : 10.3109/10253890.2012.710919 . ISSN 1025-3890 .
- ^ Бинертова-Ваську, Юлия; Ленарт, Питер; Шерингер, Мартин (июль 2020 г.). «Эустресс и дистресс: ни хорошо, ни плохо, а одно и то же?» . Биоэссе . 42 (7). doi : 10.1002/bies.201900238 . hdl : 20.500.11850/412165 . ISSN 0265-9247 .
- ^ О'Салливан, Джеральдин (2011). «Взаимосвязь между надеждой, эустресом, самоэффективностью и удовлетворенностью жизнью среди студентов» . Исследование социальных показателей . 101 (1): 155–172. дои : 10.1007/s11205-010-9662-z . ISSN 0303-8300 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Крейг (1991), «Самость, оценка и преодоление трудностей», Справочник по социальной и клинической психологии: перспектива здоровья , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Pergamon Press, стр. 116–137.
- ^ Смит, Калифорния; Тонг, EMW; Эллсворт, ПК (2014), «Дифференциация положительного эмоционального опыта через призму теории оценки», Тугаде, М.; Сиота, М.; Кирби, Л.Д. (ред.), «Справочник положительных эмоций» , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Гилфорд, стр. 11–27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харгроув, МБ; Нельсон, Д.Л.; Купер, CL (2013). «Создание эустресса, бросая вызов сотрудникам: помогая людям наслаждаться своей работой». Организационная динамика . 42 : 61–69. дои : 10.1016/j.orgdyn.2012.12.008 .
- ^ О'Салливан, Джеральдин (18 июля 2010 г.). «Взаимосвязь между надеждой, эустресом, самоэффективностью и удовлетворенностью жизнью среди студентов». Исследование социальных показателей . 101 (1): 155–172. дои : 10.1007/s11205-010-9662-z . S2CID 62790897 .
- ^ Перейти обратно: а б Ахор, С.; Крам, Эй Джей; Саловей, П. (2013). «Переосмысление стресса: роль неправильного образа мышления в определении реакции на стресс». Журнал личности и социальной психологии . 104 (4): 716–733. дои : 10.1037/a0031201 . ПМИД 23437923 . S2CID 2332151 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Февр, Марк Ле; Кольт, Грегори С.; Мэтени, Джонатан (1 января 2006 г.). «Эустресс, дистресс и их интерпретация при первичных и вторичных вмешательствах по управлению профессиональным стрессом: какой путь сначала?». Журнал управленческой психологии . 21 (6): 547–565. дои : 10.1108/02683940610684391 .
- ^ Гиббонс, Крис; Мартин, Д.; Моутрей, М. (2008). «Стресс и эустресс у студентов-медиков» . Журнал продвинутого сестринского дела . 61 (3): 282–290. дои : 10.1111/j.1365-2648.2007.04497.x . ПМИД 18197862 . S2CID 20417520 . Архивировано из оригинала 2 июля 2017 г. Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Макгоуэн, Дженнифер; Гарднер, Д.; Флетчер, Р. (июль 2006 г.). «Положительные и отрицательные аффективные последствия профессионального стресса». Новозеландский журнал психологии . 35 (2): 92–98.
- ^ Коэн, Дж.А.; Таруле, Дж. М.; Рамбур, Бакалавр; Валлетт, К. (2012). Вирджиния Хилл Райс (ред.). Справочник по стрессу, преодолению трудностей и здоровью: значение для исследований, теории и практики сестринского дела (2-е изд.). Таузенд-Оукс: Публикации SAGE. п. 624. ИСБН 9781412999298 .
- ^ Роуз, РМ (1987). Джей Си Квик; Р. С. Бхагат; Дж. Э. Далтон; Джей Ди Квик (ред.). Рабочий стресс: системы здравоохранения на рабочем месте . Нью-Йорк: Прегер. стр. 130–147. ISBN 978-0275923297 .
- ^ Франкенхаузер, М. (1983). ТМ Демброски; Т.Х. Шмидт; Г. Блюмхен (ред.). Биоповеденческие основы ишемической болезни сердца . Нью-Йорк: Пленум Пресс. стр. 91–105.
- ^ Селье, Ганс (1974). Стресс без стресса . Филадельфия: Компания JB Lippincott. п. 171 . ISBN 9780397010264 .
- ^ Селье (1975). «Путаница и противоречия в сфере стресса». Журнал человеческого стресса . 1 (2): 37–44. дои : 10.1080/0097840X.1975.9940406 . ПМИД 1235113 .
- ^ Д.Л. Нельсон; Б.Л. Симмонс (2004). ПЛ Перреве; округ Колумбия Ганстер (ред.). Эустресс: неуловимое построение увлекательного преследования (первое изд.). Оксфорд, Великобритания: Эльзевир Джай. ISBN 978-0-7623-1057-9 .
- ^ Дж. Кабат-Зинн. Жизнь в полной катастрофе: как справиться со стрессом, болью и болезнями с помощью медитации осознанности. (1996)
- ^ Зюдфельд, Питер (1 декабря 1997 г.). «Реакция на социальную травму: дистресс и/или эустресс» . Политическая психология . 18 (4): 849–861. дои : 10.1111/0162-895X.00082 .
- ^ Перейти обратно: а б с Быстрый, Джей Си; Быстрый, Джей Ди; Нельсон, Д.Л. и Харрелл, Дж.Дж. (1997). Профилактическое управление стрессом в организациях . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- ^ Андерсон, ЧР (1976). «Совладающее поведение как вмешивающийся механизм в отношениях стресса и производительности в форме перевернутой U». Журнал прикладной психологии . 61 (1): 30–34. дои : 10.1037/0021-9010.61.1.30 . ПМИД 1249013 .
- ^ Корбетт, Мартин (10 августа 2015 г.). «От закона к фольклору: стресс на работе и закон Йеркса-Додсона». Журнал управленческой психологии . 30 (6): 741–752. дои : 10.1108/jmp-03-2013-0085 . ISSN 0268-3946 .
- ^ Муза, Лори А.; Харрис, Стэнли Г.; Фейлд, Хьюберт С. (октябрь 2003 г.). «Прошла ли честную проверку теория стресса и производительности в форме перевернутой буквы U?». Человеческая производительность . 16 (4): 349–364. дои : 10.1207/s15327043hup1604_2 . ISSN 0895-9285 . S2CID 144681081 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Харгроув, М. Блейк; Беккер, Венди С.; Харгроув, Дебра Ф. (2015). «Модель Эустресса HRD» . Обзор развития человеческих ресурсов . 14 (3): 279–298. дои : 10.1177/1534484315598086 . ISSN 1534-4843 . S2CID 145590635 .
- ^ Велес, Джей Джей; Соренсон, Т.; МакКим, А.; Кано, Дж. (2013). «Самоэффективность и мотивация учащихся к выполнению задач на основе переменных класса, преподавателя и учащихся». Журнал НКАТА . 57 (4): 65–70.
- ^ Ховард, Ф. (2008). «Управление стрессом или улучшение самочувствия? Вклад позитивной психологии в клиническое наблюдение». Австралийский психолог . 43 (2): 105–113. дои : 10.1080/00050060801978647 .
- ^ Ахмед, И.; Кази, ТФ; Джабин, С. (2011). «Самоэффективность: показатель успеваемости студентов университетов» . Управление информацией и обзор бизнеса . 3 (2): 57–62. дои : 10.22610/imbr.v3i2.917 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон, С. (2012). Райан, РМ (ред.). Оксфордский справочник по мотивации человека . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 127–140.
- ^ Фуллагар, CJ; Найт, Пенсильвания; Соверн, HS (2013). «Баланс задач/навыков, поток и беспокойство по поводу производительности». Прикладная психология: международный обзор . 62 (2): 236–259. дои : 10.1111/j.1464-0597.2012.00494.x .
- ^ Селье, Ганс (1983). «Концепция стресса: прошлое, настоящее и будущее» . В Купере, CL (ред.). Проблемы исследования стресса в восьмидесятые годы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. стр. 1–20 . ISBN 9780471102465 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тенг, CI (2011). «Кто может испытать поток? Влияние темперамента и характера на поток». Личность и индивидуальные различия . 50 (6): 863–868. дои : 10.1016/j.paid.2011.01.012 .
- ^ Кунле, К.; Хофер, М.; Киллиан, Б. (2012). «Самоконтроль как предиктор школьных оценок, жизненного баланса и потока у подростков» . Британский журнал педагогической психологии . 82 (4): 533–548. дои : 10.1111/j.2044-8279.2011.02042.x . ПМИД 23025391 .
- ^ Ким, Э.; Со, Э.Х. (2013). «Связь потока и саморегулируемого обучения с активной прокрастинацией». Социальное поведение и личность . 41 (7): 1099–1114. дои : 10.2224/сбп.2013.41.7.1099 .
- ^ Амбриз, MGJ; Изал, М.; Монторио, И. (2011). «Психологические и социальные факторы, способствующие положительной адаптации к стрессу и невзгодам в жизненном цикле взрослого человека». Журнал исследований счастья . 13 (5): 833–848. дои : 10.1007/s10902-011-9294-2 . hdl : 10486/666656 . S2CID 143951282 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]